Основные признаки корпорации

Содержание

Похожие главы из других работ:

Гласность уголовного судопроизводства

2.3 Принцип гласности уголовного судопроизводства в современном российском праве

Конституция 1993 года во втором разделе, содержащем заключительные и переходные положения, предусматривает приведение уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Основным Законом…

Гражданская правосубъектность индивидуального предпринимателя

1.2 Понятие индивидуального предпринимателя в современном российском праве

Индивидуальным предпринимателем по российскому законодательству может быть гражданин. В гражданских правоотношениях в качестве физических лиц выступают не только граждане России, но и иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды)…

Гражданско-правовое регулирование наследования по завещанию

Глава II. Наследование по завещанию в современном Российском наследственном праве

Договор купли-продажи недвижимости

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Под договором продажи (купли-продажи) недвижимого имущества понимается такое соглашение лиц, в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание…

Залог в Российском гражданском праве

§ 2. Залог в современном Российском гражданском праве

2.1. Источники правового регулирования залога в Российской Федерации Институт залога в настоящее время приобретает в России все большее распространение, и нормативная база…

Залог как способ обеспечения исполнения обязательств

Глава 1. Развитие института залога в зарубежном и российском гражданском праве и основания его возникновения в современном гражданском праве России

Имущественные отношения супругов

ГЛАВА 0.

3. Российское законодательство о корпорациях

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Комплексный теоретико-правовой анализ и определение сущности, значения и функций гражданско-правового договора в механизме рыночной экономики

1.2 Принцип свободы договора в современном российском праве

Рассмотрим еще один вопрос, который непосредственно связан с понятием договора в современном законодательстве — это вопрос, касающийся свободы договора и участия государства в гражданском обороте как гаранта правовой дисциплины Хромченков О…

Назначение наказания в уголовном праве Российской Федерации

1.2 Понятие наказания в современном российском уголовном праве

Средние века и новое время проблему наказания сводят к трем основным вопросам: 1) имеет ли право государство наказывать? 2) если государство имеет право наказывать…

Ограниченная вменяемость

Глава 2. Ограниченная вменяемость в современном российском уголовном праве

В новом Уголовном кодексе РФ сам термин «ограниченная вменяемость», как уже было отмечено выше, не появился, хотя ст. 22 УК описывает институт, который обычно в доктринальной литературе именуется уменьшенной вменяемостью. Можно констатировать…

Поняте, предмет, форма договора мены и его содержание

Глава 1. ДОГОВОР МЕНЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Право, сила, принуждение: современный взгляд на их соотношение

3. Классификация мер государственно-правового принуждения в современном российском праве

Начать классификацию мер государственно-правого принуждения в современном российском праве следует начать с рассмотрения источников права, в которых они содержаться. Источники права определяют набор мер принуждения…

Правовая природа брака

1.2 Правовое регулирование и правовая природа брака в современном российском праве

Основу правового регулирования института брака в современной России составляет Семейный Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 года…

Сущность презумпции и фикции в российском праве

2.2 Система юридических фикций в современном российском праве

Что же входит в систему юридических фикций? По мнению О.А. Курсовой, нормотворческие фикции можно классифицировать по ряду оснований. Так…

Юрилические лица — общая характеристика

Правовые основы деятельности юридических лиц в современном российском праве

Вы точно человек?

Понятие корпоративного права. Место корпоративного права в системе права.

1) Узкое понятие КП-система правил поведения, которые разрабатываются внутри организации (копорации), выражают волю участников корпорации и регламентируют различные вопросы деятельности корпорации. КП – это система норм, устанавливаемых органами управления корпорации, выражающих волю её участников обязательных для участников корпорации и подкреплённых силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности силой государственного принуждения.

2) Еще более узкое -КП сводится к акционерному праву, то есть к праву регламентир деят организаций, построенных по акционерному принципу. Данный подход характерен для стран англо-саксонской системы права.

3) Наиболее широкое понимание-Под КП понимается система норм регулирующих правовой статус, порядок создания, и деятельность корпоративных организаций, а также система правил, устанавливаемых в организации и регулирующих различные внутренние отношения.

Многие считают, что КП- подострасль ГП, а многие считают что КП – это подострасль Предпринимательского права.

2. Предмет и метод корпоративного права.

Предмет КП –это общесмтвенные отношения которые урегулированы. это корпоративные отношения.

Корпоративные отношения:

1) КО широкое понимание– это любые отношения, которые возникают между корпорацией и третьими лицами.

2) КО узкое понимание – это те отношения, которые складываются непосредственно между участниками корпорации.

3) КО – это наиболее узкое понимание КО- это отношения которые складываются внутри корпорации по поводу управления корпорации. (управленческие отношения)

Методы КП: Диспозитивный и Императивный

Корпорация – понятия в законодательстве нет. Теоретическое понятие – корпорация имеет три признака: корпорация – обычно понимается организация, построенная на началах членства или участия и на объединении капиталов, в которой собственность отделена от управления.

Членство и участие – корпорация представлет собой как правило коллектив, некоеобъединение лиц, причём доля этих лиц входиящих в объединение опрделяетч янекими едиными общими итентересеми, эти интересы –извлечение прибыли. Это объединение лиц организационно и имущественно действует вовне как единое целое от своего имени.,

Признак объединение капиталов: для К характерно имущественное участие, т.е. участие в капитале. Если взять производственны кооператив, он не считается корпорацией, то там имеет значение личное трудовое участие, в К — это как правило ненужно, то есть либо в ООО либо в акцион, и желательно у частвовать в общих собраниях.

Собственность отделена от управления : К обладают очень разветвлённой структурой органов управления и «собственники»К, то есть участники К они по своей сути не осуществляют управленческую деятельность, он принимают управленческие решения, но это небольшой спектр решения, их компетенция строго ограничена, участие в общий собраниях не обязанность а право, а все управленческие функции сосредоточены в др органах: совет директоров, формируется исполнительный орган или несколько исполнительных органов, орган осущ контрол- ревизионная комиссия, на практике ещё большее кол-во органов формируют

ся. ТО есть очень большой круг управленцев.

Во ФР понятие К не исопльзуется

В АНгл понятие К приравнено к понятию саомго юридического лица, там все К делятся на 2 вида: на единоличные корпорации/на агригированные (более 1 участника) корпорации

В законодательстве Швейцарии Корпорация – один из основных видов юр лиц, так К и учреждения.

Наиболее широко К применяется в юрисдикции США, так копрпорация м.б. в самых разных видах, 4 вида: 1- предпринимателское К – это оганизация которая аналогична АО, 2 – непредпринимательские К – это организации, которые не преследует цели извлечения прибыли, 3 – публичные корпорации, различного рода гос учреждения, 4-квазипубличные корпорации, т.е. те корпорации которые служат общим нуждам населения.

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Статья 7.1. Государственная корпорация

(введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 140-ФЗ)

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального .

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 83-ФЗ)

2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных , предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным Законом.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом требований Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным , предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

На официальном сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Корпорации в современном российском праве

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

3.1. Федеральным , предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (далее — высший орган управления государственной корпорации).

В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.

К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:

утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);

утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

определение порядка использования прибыли государственной корпорации;

принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.

Федеральным , предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки.

Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

3.2. Инвестирование временно свободных средств государственной корпорации осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство Российской Федерации вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации, отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, порядок предоставления и раскрытия этих отчетов.

Предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации определяются высшим органом управления государственной корпорации. Высший орган управления государственной корпорации вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

3.3. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.03.2016 N 82-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

3.4. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

4. Положения настоящего Федерального закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено настоящей статьей или , предусматривающим создание государственной корпорации.

Обобщая многочисленные исследования по данной теме, можно выделить следующие основные признаки корпорации:

1) корпорация признается юридическим лицом;

2) корпорация представляет собой союз или объединение физических и/или юридических лиц, являющихся субъектами права, которые приобретают статус участника (члена) корпорации;

3) корпорация — "волевая организация"; воля корпорации определяется групповыми интересами входящих в ее состав участников, воля корпорации отлична от индивидуальной воли входящих в ее состав членов;

4) корпорация как юридическое лицо сохраняется независимо от изменения состава ее участников;

5) корпорация — это объединение не только участников, но и их имущества (вкладов в уставный капитал, паев, взносов);

6) имущество, внесенное участниками в корпорацию, принадлежит корпорации на праве собственности;

7) участники корпорации, как субъекты корпоративных отношений, являются носителями прав и обязанностей <1> по отношению как к самой корпорации, так и друг к другу;

8) корпорация представляет собой организационное единство, выражающееся в том числе в наличии органов управления, высшим из которых является общее собрание акционеров (участников).

Участие (членство)

Приведенные признаки характеризуют корпорацию как организацию, основанную на началах участия (членства). Участие (членство) проявляется в единых для всех участников (членов) целях, заключающихся в реализации ими своих потребностей посредством деятельности юридического лица.

Виды корпораций

К корпорациям можно отнести как коммерческие организации — хозяйственные общества, кооперативы, так и некоммерческие — ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы.

В российской правовой доктрине корпорации часто рассматривают в узком значении этого понятия, а именно как коммерческие организации, для достижения целей которых необходимо соединение усилий нескольких участников, уставный капитал которых поделен на определенные доли (паи). Корпорации в узком смысле — это хозяйственные общества (акционерное, с ограниченной и дополнительной ответственностью) и производственные кооперативы. Заметим, что Концепция развития корпоративного законодательства на период до2008 г., утвержденная Правительством РФ 18 мая 2006 г. <1>, а также Кодекс корпоративного поведения <2> в качестве корпорации рассматривают хозяйственные общества.

Как уже было отмечено выше, среди российских ученых и специалистов нет единого мнения в части классификации юридических лиц как корпораций.

В.С. Белых полагает, что российскому законодателю необходимо определиться в отношении понятия "корпорация" и предлагает в целях преодоления терминологических расхождений приравнять статус предпринимательской корпорации к статусу акционерного общества с определенными, четко прописанными в законе структурными и функциональными параметрами. Ученый также считает, что при определенных определенных условиях общества с ограниченной ответственностью можно рассматривать как промежуточную форму между акционерным обществом и персональным объединением. Что касается общества с дополнительной ответственностью, то такая организационно-правовая форма коммерческих организаций, по его мнению, должна быть устранена. Она (форма) практически не применяется на практике и не вписывается в новую типологию юридических лиц.

3. Корпорации в российском праве

К предпринимательским корпорациям в Российской Федерации, с точки зрения В.С. Белых, следует отнести и производственные кооперативы.

По мнению Н.Г. Фроловского, в российском праве можно выделить собственно корпорации и организации корпоративного типа, к числу последних он предлагает относить все организации, основанные на участии.

В.С. Белых соглашается с этой точкой зрения как плодотворной, позволяющей расширить сферу применения корпоративного права, не ограничивая ее только акционерными обществами.

К числу организаций корпоративного типа В.С. Белых относит также холдинги, финансово-промышленные группы, иные предпринимательские объединения без статуса юридического лица

С нашей точки зрения, представляется возможным не проводить разграничения между собственно корпорациями и корпоративными организациями, поскольку такое терминологическое различие не имеет содержательного значения, ведь корпорация — это тоже юридическое лицо, организация. К тому же вряд ли можно относить к числу собственно корпоративных организаций предпринимательские объединения, не имеющие статуса юридического лица (холдинги, ФПГ). С нашей точки зрения, это предпринимательские объединения, построенные по корпоративному типу, которые для удобства обозначения в этом учебнике мы именуем корпоративными.

Заметим при этом, что определение корпорации носит доктринальный характер, и здесь возможны различные подходы.



Введение. 3

1. Корпорации в современном российском праве. 6

2. Основные признаки корпорации. 9

3. Виды корпораций. 11

Заключение. 16

Библиографический список литературы.. 18

Введение

Важнейшим итогом экономических преобразований в России явилось появление большого отряда хозяйственных субъектов, получивших статус акционерных обществ, сформировавших, таким образом, корпоративный сектор экономики.

Корпорации, особенно крупные, имеют несомненные преимущества перед отдельными предприятиями, в частности:

• за счет эффекта масштаба производства имеют более низкие затраты на единицу продукции или услуг;

• обладают большими возможностями диверсификации своей деятельности, что уменьшает риск потерь, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры;

• охватывают более широкие сегменты рынка и получают за счет этого ощутимые конкурентные преимущества;

• вызывают большее доверие у финансово-кредитных государственных учреждений и быстрее, поэтому могут получить от последних различные преференции.

В чем состоят главные преимущества корпорации как рыночного субъекта?

Главное из них – возможность привлечения дополнительного капитала при помощи выпуска ценных бумаг и их реализации на фондовом рынке. Корпорация по аналогии с Центробанком выступает по существу как эмиссионный центр, обменивая свои зафиксированные в бумажном или электронном виде обязательства на реальные инвестиции.

В 2006-2007 гг. около 50 российских корпораций провели IPO (initial public offering) – первичное публичное размещение своих акций на российских и зарубежных биржах, получив около 40 млрд.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории и практике

долл. – в 6,5 раз больше, чем за десятилетие 1996–2005 гг.

Капитализация российского фондового рынка в 2005–2006 гг. выросла более чем вчетверо и по прогнозу Национальной ассоциации его участников составит 1 трлн., а к 2015 г. – 3 трлн. долл. Объем сделок с акциями по прогнозу увеличится в 25–30 раз и достигает 4,6–5,7 трлн. долл., а с корпоративными облигациями в 21–27 раз (до 350–450 млрд. долл.).

Однако лишь 800 корпораций выпустили свои акции в свободное обращение, причем доля этих акций часто составляет лишь несколько процентов акционерного капитала. Активно котируются на биржах акции всего 200–300 корпораций (в Индии – более 10000). Около 38% капитализации фондового рынка в 2007 г. давали всего 50 ОАО. Это значит, что большинство российских корпораций по существу таковыми не являются.

Второе важное преимущество корпораций – создание дочерних, внучатых и зависимых компаний, совместно обслуживающих определенный сегмент рынка. Это позволяет использовать не только чисто рыночные средства, связанные с ценовой и неценовой конкуренцией, но и организационно-плановые методы, связанные с мезоэкономическим маркетингом (формирование и развитие спроса на данном сегменте рынка), и менеджментом инновационное прогнозирование, управление межотраслевыми инвестиционными программами и проектами, глобальной и региональной логистикой).

В то же время корпоративная форма бизнеса, давно и прочно освоенная в странах с рыночной экономикой, для современной России относительно нова и до конца еще не сформировалась. Большинство отечественных корпораций пока еще невелики по объему получаемой прибыли и уровню капитализации, однако процесс их укрупнения идет и обусловлен он следующими обстоятельствами:

• четко просматривается тенденция вытеснения отечественными корпорациями банков с позиций интеграторов собственности и капитала;

• обостряется конкуренция на рынках инвестиций, а крупным корпорациям легче занять на этих рынках более прочные позиции;

1. Корпорации в современном российском праве

В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо. Хотя корпорации как таковые возникли еще в средние века, в современном значении это понятие, как правило, обозначает оптимальную форму крупномасштабного производства товаров и услуг в условиях рыночной экономики.

Корпорации объединяют основных производителей однотипной продукции, что приводит к монополизации производства. Они также содействуют концентрации инвестиционного капитала, обеспечивают научно-техническое развитие и непосредственно влияют на развитие производства, повышение технического уровня продукции и обеспечение конкурентоспособности, получают ускоренное развитие в тех отраслях, где происходит освоение производства при освоении новых поколений изделий.

Корпорация одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводитель. Она может выступать в форме, как отдельного крупного предприятия, так и объединения нескольких предприятий, а также функционировать в форме, как простого акционерного общества, так и объединения акционерных обществ, например холдинговой компании. Корпорация представляет собой одну из масштабных форм интеграции компаний путем объединения акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности в целях разработки согласованной политики многопрофильной деятельности.

В современном российском праве термин «корпорация» используется в различных значениях.

Согласно Закону о некоммерческих организациях (п. 1 ст. 7.1) государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Понимание корпорации российским законодателем самым существенным образом отличается от трактовки этого термина в современной научной доктрине.

Так, Т.В. Кашанина определяет корпорацию, понимая под ней организацию, признанную юридическим лицом, в которой собственность отделена от управления, основанную на объединенных капиталах (добровольных взносах) для осуществления какой-либо социально-полезной деятельности. Выделив все характерные для корпорации признаки, автор сделала вывод, что им соответствуют только хозяйственные общества .

П.В. Степанов полагает, что корпорацией может считаться организация, основанная на началах участия (членства), имеющая особую структуру органов управления, которую составляют волеобразующие и волеизъявляющие органы корпорации. Указанный автор не признает за полными и коммандитными товариществами статуса корпорации, поскольку их органами выступают сами товарищи. По его мнению, полные и коммандитные товарищества являются переходной формой от простого товарищества к корпорации .

По мнению Н.В. Козловой, к числу корпораций относятся все хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц и другие юридические лица, основанные на корпоративных началах (принципах членства, участия) .

Подвергая критике точку зрения П.В. Степанова, не признающего за полным и коммандитным товариществами статуса корпорации, Н.В. Козлова утверждает, что в товариществе имеется общее собрание как высший орган управления, поскольку каждый участник товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников (п. 2 ст. 71 ГК РФ).

Единственной спецификой полного товарищества в сравнении с другими корпорациями, по мнению Н.В. Козловой, является отсутствие единоличного исполнительного органа, поскольку каждый товарищ вправе действовать от имени товарищества, если иное не предусмотрено учредительным договором (п. 1 ст. 72 ГК РФ).

С.Д. Могилевский справедливо полагает, что отсутствие органов управления в хозяйственных товариществах все же не позволяет отнести эти организационно-правовые формы юридических лиц к корпорациям .

Преимущества корпорации явны и широко известны. Вместе с тем им присущи и определенные недостатки. Акциями крупных компаний обычно владеет большое количество людей, что порождает бездеятельность и безответственность многих из них. Некоторые акционеры не используют свое право участвовать в голосовании или используют его формально, предоставляя решение всех вопросов менеджерам компании. То есть происходит существенное расхождение функций собственности и контроля.

Кроме того, являясь юридическим лицом, корпорация предоставляет возможность отдельным недобросовестным владельцам избежать личной ответственности за свою некомпетентную производственно-хозяйственную деятельность. Другим видом злоупотреблений при корпоративной форме бизнеса может быть выпуск ничем не обеспеченных ценных бумаг. В плане недостатков корпоративной формы можно отметить также возможность чрезмерной бюрократизации оформления документов при регистрации корпорации, а также двойное налогообложение дивидендов: сначала из прибыли компании, а затем из дохода акционера.

2. Основные признаки корпорации

Обобщая многочисленные исследования по данной теме, можно выделить следующие основные признаки корпорации:

1) корпорация признается юридическим лицом;

2) корпорация представляет собой союз или объединение физических и / или юридических лиц, являющихся субъектами права, которые приобретают статус участника (члена) корпорации;

3) корпорация – «волевая организация»; воля корпорации определяется групповыми интересами входящих в ее состав участников, воля корпорации отлична от индивидуальной воли входящих в ее состав членов;

4) корпорация как юридическое лицо сохраняется независимо от изменения состава ее участников;

Понятие и признаки корпорации

Корпорациями являются своего рода объединения, коллективные субъекты.

Понятие «корпорация» в современном российском праве

Закрепление на конституционном уровне свободы объединения очень важно, поскольку дает множество вариантов решений по поводу участия в объединении, формах такого участия и диспозитивности формы объединения. Диспозитивность (возможность выбора) формы объединения является признаком демократического государства. Участие в организации при ее создании является сугубо добровольным делом и осуществляется в соответствии с волей субъекта. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Корпорации как коммерческие организации занимаются предпринимательской деятельностью. Предпринимательство представляет собой хозяйственную деятельность, осуществляемую предпринимателем на свой страх и риск и под свою ответственность, направленную на систематическое извлечение прибыли. Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, что в полном объеме относится к таким субъектам, как корпорации. Однако при этом Конституция РФ ограничивает деятельность в сфере экономики определенным образом, так, например, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В собственности корпораций могут находиться любые объекты гражданского оборота, в том числе и земля, поскольку в Конституции РФ специально указано, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей. Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы—на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры, как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства сферах; антимонопольное регулирование.

К корпорациям, основанным преимущественно на государственном капитале, существуют дополнительные меры (определение порядка управления органами государственной власти пакетами акций таких корпораций и др.).

Понятие и признаки корпорации (хозяйственного товарищества и общества)

Корпорацией (хозяйственным товариществом или обществом) признается организация, которая обладает следующими обязательными признаками:

1) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

2) отвечает по своим обязательствам принадлежащим имуществом;

3) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, корпорации должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Так как корпорации являются коммерческими организациями, то основной целью их деятельности является извлечение прибыли и распределение ее между участниками.

Для вступления в корпоративные правоотношения их участникам необходимо обладать определенными качествами (свойствами), совокупность которых определяется понятием правосубъектности.

Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность (правосубъектность) корпорации возникают одновременно в момент ее создания, а прекращаются в момент ликвидации корпорации.

Правоспособность корпорации бывает общая (универсальная) и специальная (сингулярная). Как правило, большинство корпораций обладает общей правоспособностью, за исключением тех из них, которые добровольно ограничили ее в своих учредительных документах. Таким образом, корпорации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определен ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», корпорация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право корпорации осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Каждая корпорация подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определенном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Корпорация считается созданной (или прекратившей существование) со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 513; Нарушение авторских прав

admin