Основные этапы римской государственности

Падение Римской империи Этапы развития римского государства

Похожие:

Право Древней Греции Древний Рим. 14.

Каковы основные этапы развития Римского государства?

Общая характеристика права Древнего Рима закон
Этапы развития феодального государства. Рецепция римского права. Каноническое право

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город»
Римской империи, рассказать о строительном искусстве римлян; ознакомить учащихся со знаменитыми памятниками и сооружениями Рима и… Программа дисциплины дпп. В. 01 История римского частного права
В результате изучения дисциплины студенты должны знать: предмет, методы, периодизацию истории римского частного права, историю возникновения,… Контрольная работа по главам 4 Изучить § 30,31. Математика п 3, №1-13 (стр. 69-70) Английский язык
««Географические знания в Римской империи», параграф 7 «Путешествия викингов и арабов», задания в печатной тетради Объясните, в чем проявлялось превращение Римского государства в крупнейшую державу Средиземноморья?

Социальная история России периода империи (xviii-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства
Б. Н. Миронов. Социальная история России периода империи (xviii-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского… Городской мониторинг по русскому языку 2009
Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи. ( 5 ) с развитием национальных… Доктрина о наказании в диссертационных исследованиях университетов российской империи: генезис и развитие 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального… Доктрина о наказании в диссертационных исследованиях университетов российской империи: генезис и развитие 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального… Основные этапы развития субъективной школы в русской социологии
Лиоренцевич И. Г. Основные этапы развития субъективной школы в русской социологии // Социологические исследования, М., 1975, №2,…

Разместите кнопку на своём сайте:

Документы

Этапы развития государства — раздел Право, Государство, его признаки, формы, функции Этапы Развития Государства. История Государства — Сложный И Многообразный Про…

Этапы развития государства. История государства — сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (греко-римской, древневосточных, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и другими факторами.

Тем не менее возможна обобщенная генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящий из нескольких основных этапов.

I этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются ( в античной Европе)республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления.

В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т. е. на свободных граждан — членов общества, которые делятся в свою очередь на классы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины, представители мира искусства — скульпторы, художники, поэты) с очевидным делением на правящую верхушку общества и подчиненные низы (в Риме деление на патрициев и плебеев) и рабов, а также различные категории полусвободных.

Это еще не сложившееся общество поскольку экономическая деятельность(основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав. Две функции государства четко различаются — устройство общих дел в сообществе свободных и господство- подавление по отношению к порабощенным.

Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития государства.

II этап. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и поданные (народ) — собственность монарха(“государевы люди”). Разрушенные, но еще сохраняющиеся по типу отношений кровно-родственные связи порождают власть сеньореального вида, связывающую сеньора и его вассалов.

Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления.

На Востоке и на Западе сохраняются формы неэкономического принуждения. Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха. Начиная с XIII в. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формируются предпосылки и основы государства Нового времени.

Ведущим процессом развития государства стала концентрация власти на расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть до заполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс опирался на овладение государством властью принадлежащей ему территории (устранение полицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединение земель) вместе с централизацией и концентрацией власти и её прогрессирующей деперсонализацией, т. е. замену отношений личной вассальной преданности монарху и, в целом, отношений вассалитета организованным государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные отношения и функции, т. е. политическая организация власти.

Более ранняя инициатива церкви — организовать политическое единство Запада и отдельных стран на религиозной основе после длительной борьбы светской и церковной власти была преодолена государственным строительством на экономической и социально-политической основе.

Отсюда и возникает государственно- территориальная пространственная организация общества с институциональной, а не личной дисциплиной. III этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства, стабилизировались архаические общественные структуры со значительной долей личной (рабской или крепостной) зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическими структурами власти и на значительных пространствах и у многих народов еще не существовало никаких развитых форм государственности, в Европе завершался процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран.

XVII в. стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными и классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изживавшимися остатками неэкономического принуждения.

Среди многих исторических изменений этого процесса — формирование личности нового типа, выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн — одно из основных — образование равной государству, уравновешивающей его власть, стороны политических отношений — общества суверенного народа, которое высвобождается из-под гнета государства и способно стать равным ему партнером, участником политического прогресса и вступать в договорные (конституционные) отношений с центральной властью. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование общества и государства.

Активизируется идея гражданского развития общества и преобразования власти государства: абсолютизма как одной из его форм правом, разумом, превращая его в правовое государство. Полного развития гражданские отношения достигли много позже. Но становление государства Нового времени гражданская, культурная, экономическая консолидация и унификация общества оставались господствующей, но не единственной тенденцией, как и создание унитарного (единообразного)государства.

Не менее древней традицией было создание многонациональных империй из главенствующего, центрального государства — метрополии и нескольких или многих присоединенных, присоединившихся или завоеванных стран или народов, не успевших построить собственную государственность либо утративших её. Имперские образования нестойки, хотя могут просуществовать достаточно долго (Римская, Византийская, Российская империи). Причины их распада многообразны (внешние завоевания, внутреннее социальное разложение), но в этих процессах неизменно обнаруживается тенденция к образованию национального государства, т. е. к выделению из имперского целого (союза, конгломерата, колониальной структуры). Самостоятельное государство наиболее пригодно для развития этнической общности, консолидирующейся в нацию.

Эта закономерность особенно отчетливо сказалась в XX в. — Эпохе общемировой интенсификации общественного, экономического и национального развития, разрушившего последние империи.

Если имперское государство — отвергнутая историей альтернатива унитарному государству, то федеративное или конфедеративное устройство государства оказалось жизнеспособным и отвечающим требованиям общественного, политического, экономического и культурного развития. Федеративное государство — наилучший выход их конфликта между унитарностью, господством центра и подчинением окраины, неравномерностью процессов развития и стремлением к национально-государственному обособлению частей уже сложившегося государства.

Федерация в этом смысле — это реализация свободы и взаимодействия одновременно. Она становится прообразом следующей стадии общественного и политического развития — интеграции государства — экономической, политической, культурной, союза социально однородных и равноправных государств, объединения нового, неимперского типа, такого, как европейская интеграция.

IV (современный) этап эволюции государства отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов, борьбой за и против таких объединений и появлением условий для новой, современной государственности и первых интеграций. Эти условия включают: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, нового, динамического типа социального и экономического развития на новой материальной основе; формирование динамических, способных на быстрые и адекватные ответные реакции на изменение условий и окружения механизмов стабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка в обществе; стабильность государства благодаря равновесию власти и общества, возможность политического единства государства. 3. Признаки и функции Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций.

К ним относятся: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе; наличие характерной политической организации — политической системы, структур центральной и периферийной власти и отношений между ними; обязательное расширение государственной территории в связи с осуществлением его внешнеполитических функций; ряд обязательств перед страной и народом: поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополия неэкономического принуждения, исключительное право издавать обязательные для всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, право определять и взымать налоги и сборы, выпускать займы и т. д. III. Проблемы российской государственности 1. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИЛИ ПАРЛАМЕНТСКАЯ СИСТЕМА? Одна из наиболее живо дискутируемых проблем — сравнительные достоинства и недостатки президентских и парламентских систем с точки зрения перспектив демократического развития. Значение этого аспекта трудно переоценить.

В выборе институтов нет ничего более важного, чем форма правления: президентская, полупрезидентская, парламентская или какая-то гибридная.

Выбор политических институтов особенно важен в период перехода к демократии.

Принципиально важны различия между главами исполнительной власти в соответствующих системах: президентами и премьер-министрами. Президенты, сочетающие церемониальный блеск главы государства и реальную административную власть, превращаются в полусакральные фигуры, в отличие от даже весьма популярных премьеров.

Для полноты картины добавим, что президент обычно — верховный главнокомандующий и порой лидер правящей партии ( партийной коалиции). Есть и другие точки зрения, особенно когда речь идет о новых демократиях. В частности, отмечают, что в «третьем мире» выживаемость парламентских демократий немногим выше, чем президентских. В отношении бывших социалистических стран полемика идет в ином русле.

Говорят о малопродуктивности жёсткого противопоставления президентских и парламентских систем, необходимость более тонкого и дифференцированного подхода к сложным политическим процессам в постсоциалистическом мире, отдавая должное вкладу восточноевропейских президентов в укрепление демократических основ новой власти. С одобрением отмечают, что в последние годы предметом анализа и обсуждения стали и промежуточные формы — полупрезидентские республики и парламентские режимы с сильной исполнительной властью ( типа аденауэровской «канцлердемократии»). Это особенно важно для понимания происходящего в бывшем социалистическом лагере.

Ведь постсоветские и постюгославские государства выбрали — пусть формально — полупрезидентские режимы, а страны Центральной Европы — парламентские системы, во многом похожие на немецкую. Тем не менее многие признают, что, хотя формальные различия в конституционном устройстве постсоциалистических государств, возможно, не столь велики, в реальной жизни они движутся в разных направлениях.

В то время как в Центральной Европе все попытки президентов увеличить свою власть жестко блокируются правительствами и парламентами, в бывших Советском Союзе и Югославии президенты уверенно поднимаю оппонентов. Вероятно, существует невидимая грань, за которой объём президентских полномочий становиться губительным для зарождающихся демократий. Всё же большинство исследователей скептически оценивают демократический потенциал президентских систем.

Они констатируют, что после второй мировой войны в демократическом мире нормой был парламентаризм. Однако в 80-е и 90-е гг. Новые демократии в Латинской Америке, Азии,Восточной Европе и бывшем Советском Союзе, за редкими исключениями, выбирают президентскую республику. Специалисты ставят под сомнение разумность этого выбора, приводя следующие доказательства. Между 1973 и 1989 гг. в 77 из 168 государств хотя бы в течении одного года существовали демократические режимы. Если исключить из их числа 24 старые демократии, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, то остаётся 53 страны. 28 из них были парламентскими республиками, 25 — президентскими.

На протяжении рассматриваемого периода (1973-1989 гг.) демократиями в течении десяти лет подряд оставались 17 из 28 парламентских республик (67%) и только 5 из 25 президентских (20%).Другими словами, уровень выживаемости парламентских демократий был в 3 раза выше, чем президентских. Та же тенденция проявляется в 93 государствах, получивших независимость между 1945 и 1979 гг. В 80-е гг. только 15 из них можно было классифицировать как устойчиво демократические.

Все они входили в число 41 государства, которые в момент обретения независимости избрали парламентскую форму правления. Среди 52 стран, которые выбрали другие формы организации(36 — президентские республики, 3 — полупрезидентские республики, 13 — монархии), ни одна не достигла стадии устойчивой демократии.

Основные этапы и особенности государственного развития Древнего Рима

Конечно эти цифры не надо абсолютизировать.

В частности, на корректность сравнений влияют следующие обстоятельства. Если оставить в стороне постсоциалистический мир, то президентские системы чаще других выбирают латиноамериканские и африканские государства с их тяжелым грузом нерешенных проблем, оставшихся от прошлого. Парламентской системе отдают предпочтение в Европе и бывших британских колониях (среди них много островных мини-государств с населением более полумиллиона человек), где, как правило, существуют более благоприятные условия для утверждения демократических институтов. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Государство, его признаки, формы, функции

Выбор формы правления, политического режима происходит взависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.… Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть свои взгляды… Попытка построить западную демократию привела к тому, что мы имеем сегодня. На фоне всего этого важно разобратся хотя…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этапы развития государства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Основные этапы и особенности государственного развития Древнего Рима

Время основания Рима, кот связ Ромула и Рэма 753г до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщин строя у племен. Объединение путем войн трех племен привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство.Соц структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь — рекс. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов — сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.

Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Появляются плебеи — богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой — патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден — она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

14. Царский период Древнего Рима

1. В истории государства Древнего Рима выделяюттри периода:

• царский период — 753 — 510гг. дон. э.;

• период республики — 509 — 27 гг. до н. э.;

• период империи — 27 г. до н. э. — 476 г. н. э.

Во время начального, так называемогоцарского, периода Римом пос­ледовательно правили семь царей:

• Ромул;

• Нума Помпилий;

• Тулл Гостилий;

• Анк Марций;

• Тарквиний Приск;

• Сервий Туллий;

• Тарквиний Гордый.

2. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процесса-ми разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было Сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима— римский народ,рори1us romanus — делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спор­ных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной каз­ни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат — совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената вхо­дило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительствен­ной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке — царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, — куриатных комициях), участво­вать в которых могли только патриции, члены старейших римских ро­дов.

Каковы основны этапы развития Римского государства?

Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

§ правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (буду­чи, таким образом, участником общей земельной собственности);

§ правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

§ правом на получение от рода помощи и защиты;

§ правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называ­лась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структу­ра общины- В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты — обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или при­шлые жители, — будучи лично свободными, но ограниченными в пра­вах, находились под покровительством патронов из патрициев, получа­ли от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средни­ми землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратил­ся в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрици­ату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

3. Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.)ре­форму общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав рорulus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы — деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни — центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в» первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан —всадники, а безземельные — пролетарии — объединялись в шестой раз­ряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу­рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство — 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созывать­ся народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы — деление свободного населения по тер­риториальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. Три­ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Основные этапы римской государственности.

1) Царский период (VIII — VI вв до н.э.) — с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 — 509 гг. до н.э.) — царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената («Сенатус-Консульты»); Акты магистратов (Эдикты магистратов).

2) Период расцвета Римского права (классический период) — период Республики (V — I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 — 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов.

3) Период после классический (III — V вв.) — период Империи, который делится на принципат (I в до н.э. — IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. — Vв н.э.). Принципат — переход от республики к монархии — царь становится первым среди равных. Доминат — абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права («Дигесты», «Институции Гая»).

Царский период: население города составили две основные группы: собственно римские граждане (патриции), и их антагонисты — плебеи. Римские граждане были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиссии). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин — сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом.

Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Реформа рекса Сервия Туллия 6 век до н.э. — в основу общественной организации Рима легли имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима (члены римских родов и плебеи) — было разделено на пять имущественных разрядов. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных единиц — центурий (сотен). Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию.

Центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные собрания), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников, а при их единогласии и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Деление свободного населения по территориальному принципу: было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные собрания), в которых каждая триба имела один голос.

Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформы Сервия Туллия способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами.

Установление республиканского строя:

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Высшие государственные органы — народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, преимущественно управляли государством сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета (высший класс).

В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.

Каковы основны этапы развития Римского государства?

Главную роль играли центуриатные собрания — принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров).

Трибутные собрания — избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.

Куриатные собрания — лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Сенат — сенаторы не избирались; назначались цензорами раз в пять лет. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium — высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания — принадлежала диктатору, консулам и преторам) и общую (potestas — принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение). Магистратуры делились на ординарные (обычные — консулы, преторы, цензоры и др.) и экстраординарные, (чрезвычайные — создавались в чрезвычайных обстоятельствах).

Коллегии «26 мужей» состояли из 26 человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Билет 2. Периодизация истории Древнего Рима.

В истории древнего Рима обычно выделяют пять периодов:

1. Царский период (VIII — VI вв. до н.э.)

2. Ранняя республика (V — III вв. до н.э.)

3. Поздняя республика (II — I вв.до н.э.)

4. Ранняя империя (принципат) (I — III вв. н.э.)

5. Поздняя империя (доминат) (IV — V вв.н.э.)

1. Царский период (VIII — VI вв. до н.э.)

В VIII VI вв. до н.э. отдельные поселки, расположенные на месте будущего Рима, постепенно разрастаются и объединяются в крупный союз, в котором массе рядовых общинников плебсу, противостоит родовая (гентильная) знать патриции. Вожди этого союза, называвшиеся царями, правили с помощью совета старейшин (сената) и народного собрания.

Начиная с VI в. до н.э., в Риме постепенно формируется государство. Рим был основан Ромулом и Ремом 21 апреля 753/754 г. до н. э. Ромул и стал его первым царём. Царь Сервий Туллий (578-534 гг. до н.э.) разделил всех римлян на несколько имущественных разрядов и именно по ним, а не по родовым подразделениям (куриям), как это было раньше, начал комплектовать войско и созывать народное собрание.

Недовольные этим патриции свергли в конце VI в. до н.э. царскую власть. Обязанности царя и его служителей отныне исполняют ежегодно избираемые из числа патрициев высшие должностные лица магистраты.

Основное содержание Царского периода заключается в переходе римского общества к цивилизации и государственности.

2. Ранняя республика (V — III вв. до н.э.)

После изгнания царей плебеи, страдавшие от малоземелья и злоупотреблений патрицианских магистратов, начинают упорную борьбу за землю и равноправие. Поскольку римское войско в основном состояло из плебеев, а Рим постоянно вел тяжелые войны, патрициям приходилось идти на уступки, и к началу III в. до н.э. плебеи добились выполнения основных своих требований: наделения их землей, отвоеванной у соседних народов, отмены долгового рабства и свободного доступа к высшим магистратурам.

Постепенно из потомков самых богатых и влиятельных плебеев и патрициев, занимавших высшие магистратуры, образуется новая римская знать нобилитет. В результате победы плебеев они становятся полноправными гражданами, а Рим зрелой гражданской общиной (полисом).

Укрепление единства и сплоченности граждан усилило военную мощь Рима.

Он подчиняет себе города государства и племена Италии, а затем начинает вести заморские завоевания. Сплоченность римского гражданского коллектива и прочность связей соединявших Рим с подчиненными ему городами и племенами Италии прошли суровую проверку в конце III в. до н.э. во время самой тяжелой в истории Рима Ганнибаловой войны, которая считается вехой, отделяющей Раннюю республику от Поздней.

Основное содержание периода Ранней республики заключается в переходе Рима на особый античный путь исторического развития, формировании там общества и государства античного типа.

3. Поздняя республика. (II — I вв.до н.э.)

В этот период Рим подчиняет себе все Средиземноморье, а также значительную часть Западной Европы и превращается в мировую державу. В Италии происходит переход от патриархального к классическому рабству, экономика и культура достигают невиданного подъема.

Непрерывные завоевания обогащали господствующие слои римского общества, сенаторов и всадников, но вместе с тем истощали римское и италийское крестьянство и вели к порабощению и обнищанию провинциалов. Отсюда череда гражданских смут и гражданских войн, восстаний рабов и покоренных народов в последнее столетие республики, которое называют эпохой гражданских войн.

Полисные органы власти (народное собрание, магистраты, сенат) оказались неприспособленными к новым историческим условиям. Они постепенно хиреют, а реальная власть оказывается у полководцев, добивающихся в междоусобной борьбе единоличного руководства Римской державой. Победителем в этой борьбе стал Октавиан Август первый римский император (30 г. до н.э. 14 г. н.э.)

Главное содержание периода Поздней республики заключается в создании в результате завоеваний мировой державы. Это привело сначала к расцвету, а затем к кризису Рима полиса, к гибели республиканского строя.

4. Ранняя империя (принципат) (I — III вв. н.э.)

Август и его преемники покончили с восстаниями и гражданскими войнами, ограничили грабеж провинций и привлекли к управлению государством влиятельных провинциалов, наделенных римским гражданством. Наступает Августов мир два столетия небывалого в истории древнего мира покоя и стабильности.

После гибели полисного строя в самом Риме основой державы становятся города античного (полисного) типа, а сама она сохраняет многие полисные черты: государственный строй официально именовался республикой, а верховный правитель принцепсом (от лат. princeps первый), то есть первым гражданином или первым сенатором (отсюда название политического строя этой эпохи принципат).

Органы власти античной гражданской общины, утратившие в самом Риме (но не на местах) былое значение, продолжают существовать. Малочисленные императорские чиновники редко вмешиваются в деятельность местного городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем.

В империи наступает расцвет городской жизни, растут старые основываются новые города античного типа, на ее периферии, особенно в Центральной и Западной Европе, распространяются отношения классического рабства, античные (полисные) порядки, обычаи и культура.

Во II в. н.э., который называют золотым веком Римской империи, она достигает наивысшего могущества и процветания. Но уже в III в.

Каковы основные этапы развития Римского государства?

н.э. Римскую державу охватил кризис. Она оказалась на грани гибели и распада.

Главное содержание периода Ранней империи заключается в распространении и укреплении в условиях Августова мира античного города и античной культуры на периферии. В Европе в этот период закладываются основы для будущего развития современной западной цивилизации.

5. Поздняя империя (доминат) (IV — V вв.н.э.)

К началу IV в. н.э. империя выходит из кризиса, но уже не достигает былого могущества. Она подвергается опустошительным нашествиям германцев и персов. Ремесло и торговля постепенно приходят в упадок, города хиреют и утрачивают свой античный облик, небольшие рабовладельческие хозяйства вытесняются громадными имениями (латифундиями), в которых трудятся зависимые арендаторы (колоны) потомки некогда свободных крестьян.

Римская держава становится абсолютной монархией: император, теперь именуемый доминус (dominus), то есть господин или владыка (отсюда понятие доминат), руководит державой с помощью многочисленных чиновников, стремясь установить более жесткий контроль над местным городским самоуправлением.

На смену старым полисным религиям культам богов — покровителей полиса, приходит христианство. Некогда гонимое, оно превращается в господствующую, а затем и в единственно разрешенную религию опору властиВ ослабевшей империи усиливаются центробежные тенденции.

Она разделяется на Западную и Восточную (395 г. н.э.). Западная империя глубже охваченная кризисом всех античных институтов, оказалась бессильной перед внутренними восстаниями и внешними вторжениями. В V в. н.э. она распадается на несколько варварских германских королевств, сохранявших еще остатки античных порядков, законов и культуры.И лишь с VII в. н.э. с окончательным упадком античных городов и латифундий как на Западе, так и на Востоке некогда единого Римского мира начинается новая эпоха.Главное содержание периода Поздней империи заключается в трансформации и кризисе античного города и античной цивилизации. Это приводит к ослаблению Римской державы, а затем к гибели Западной Римской цивилизации.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 3354 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


admin