Основные этапы развития экономической теории кратко

Содержание

Вопрос 3. Основные этапы развития экономической теории

Ответ

Экономическая теория как наука начинается с того момента, как она стала выступать в качестве системы знаний о развитии экономики, общества со своими законами и закономерностями, принципами и методами. По мнению историков экономической мысли, это произошло на рубеже 17 – 18 веков – в период становления капитализма.

Первой школой экономической теории был меркантилизм. Это понятие в научный оборот ввел представитель данной теории А. Монкретьен в работе «Трактат политической экономии» (1615). Основными объектами исследования у меркантелистов были сфера обращения, торговля, особенно внешняя. Экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источником богатстсва меркантелисты признавали внешнюю торговлю.

Вторая школа экономической теории 18 века представлена физиократами. Учение физиократов нашло отражение в работах Ф. Кенэ и А. Тюрго. Физиократы перенесли исследование на сельскохозяйственное производство, считая его основным, а единственно производительным трудом – земледельческий. Ф. Кенэ создал первую в истории экономической мысли модель общественного воспроизводства. В знаменитой «Экономической таблице» дал классический анализ процесса воспроизводства и реализации с учетом классовой структуры общества, показал значение макроэкономических пропорций, положив начало классической политической экономии во Франции.

Подлинное развитие экономической теории начинается с классической школы. В основных работах ее представителей – У. Петти («Трактат о налогах и сборах» 1662), Ф.Кенэ («Экономическая таблица», 1758), А. Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776), Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения», 1817) дана история становления и формирования экономической теории как науки. Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости, провела исследования производственных отношений в тесной связи с производительными силами – с развитием земледелия, мануфактуры, промышленного переворота.

Во второй половине 19 – началу 20 века из классической школы выделилось несколько направлений. Одно из направлений – неоклассическое – представлено работами К. Менгера, Э. Бем – Баверка, Л. Вальраса, Дж. Кларка, А. Маршалла. В неоклассическом направлении выделяют историческую школу (В. Замбарт, М. Веблен), институционализм (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт), маржинализм (Дж. Кларк, К. Менгер, Ф. Хайек). Неоклассики исследуют конкретные хозяйственные процессы, поведение предприятий и фирм, механизм свободного рынка, конкуренции. Представителями неоклассического направления созданы теории предельной полезности, частичного равновесия, совершенной конкуренции, чистой монополии, общего равновесия.

Одним из постклассических направлений конца 19 века стал марксизм – ленинизм. К. Маркс в «Капитале», Ф. Энгельс в «Анти – Дюринге», В. Ленин в «Империализме, как высшей стадии капитализма» исследовали зарождение, развитие и трансформацию капитализма в империализм.

Неоклассическое направление как теория свободного предпринимательства возродилось в 70 – 80-е годы 20 века в монетаризме (М. Фридман, Ф. Хайек) – теории, где деньги и денежное обращение признаются главными пружинами рыночного регулирования и саморегулирования, способными обеспечить бескризисное развитие экономики.

В 30–е годы 20 века в экономической теории как самостоятельное направление выделилось кейнсианство. В работах Дж. Кейнса ( в частности, «Общая теория занятости, процента, денег», 1936 г.) обоснованы методы государственного регулирования экономики, которые позволяют избежать безработицы.

В первой половине 1950–х годов неокейнсианство (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен) восприняло основные положения теории Дж. Кейнса, разработало теории темпов и факторов роста, модели экономического роста.

В последние годы экономисты все чаще приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регулирования производства и свободного рыночного государственного регулирования, рыночного стимулирования. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Дж. Хикс, П. Самуэльсон), как сочетание государственного и рыночного регулирования экономики. Симбиоз государственного производства и частного предпринимательства дает смешанный тип экономики.

Вопрос 4. Потребности, экономические блага и интересы

Ответ

Целью производства является удовлетворение потребностей людей. Потребность- это состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить, или состояние неудовлетворенности, из которого он желает выйти. Спектр потребностей весьма широк. Они могут быть личными и общественными. По степени неотложности потребности можно классифициро­вать на основные (или существенные), безопасности, социальные, стоимостной оценки, развития. В современной экономической литературе потребности чаще всего подразделяются на материальные (пища, одежда, жилище и др.) и нематериальные (образование, искусство, развлечения и т. п.). Их еще называют первичными (необходимые, незаменяемые) и вторичными (избыточные, заменяемые). В зависимости от субъекта потребности можно разделить на потребности индивида, потребности отдельных групп общества, потребности общества в целом. Потребности бывают экономическими и неэкономическими. Экономические – это те потребности, для удовлетворения которых необходима трудовая деятельность. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность в воздухе, чтобы дышать).

Потребности можно представить в виде пирамиды. Такой подход был предложен американским экономистом Маслоу. Согласно Маслоу, выделяют следующие потребности:

— базисные – голод, жажда, сон, жилище;

— гарантированные – направленные на то, чтобы обеспечить удовлетворение базисных потребностей в будущем;

— социальные – вытекают из социальных контактов индивида и представляют собой стремление жить в обществе, общаться с себе подобными;

— оцененные – проявляются в стремлении признания индивида другими людьми, в подтверждении его значимости;

— в развитии – нацелены на саморазвитие и удовлетворяются путем признания индивида обществом.

Потребности создают заинтересованность в производственной деятельности, предопределяют направленность развития производства.

Производство призвано удовлетво­рять потребности путем создания благ и услуг. Совокупность благ и услуг делится на экономические бла­га и естественные. Экономическое благо – это вещь или услуга, способная удовлетворять какую – либо человеческую потребность и являющаяся результатом производства. Естественные или свободные блага — это созданные и предоставляемые природой блага. Неотъемлемое свойство всех благ – полезность, т. е. способность благ удовлетворять потребность.

Экономические интересы как экономическая категория выражают отношения людей по поводу производства и присвоения материальных и духовных благ и услуг. Интересы бывают реальные, идеальные, материальные и духовные, экономические и социальные. Интересы подразделяют на личные, семейные, групповые, классовые, национальные, интернациональные.

Вопрос 5. Ресурсы и факторы производства

Ответ

Процесс создания благ и услуг – это производство. Чтобы производство состоялось, экономика должна располагать определенными ресурсами. Экономическая теория различает ресурсы и факторы производства. Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания различных благ. Ресурсы производства подразделяются на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.

1. Основные этапы развития экономической теории.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому их называют базовыми. Возникшие на рыночной ступени развития финансовые ресурсы называются производными. Ресурсы в каждый момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) либо относительной (ресурсы можно увеличить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).

Факторы производства – это уже вовлеченные в процесс производства ресурсы. Понятие «ресурсы производства» более широкое, чем «факторы производства». В экономической теории существует два подхода к классификации факторов производства.Марксистская теория ха­рактеризует производство взаимодействием вещественного и личного факторов: к вещественному принадлежат средства труда и предметы труда, к личному — рабочая сила. Предметы труда – это вещь или комплекс вещей, которые подвергаются воздействию человека в процессе производства. Средства труда – это комплекс вещей, с помощью которых человек непосредственно осуществляет производство материальных благ (здания, сооружения, машины, оборудование). Средства труда и предметы труда, вместе взятые, составляют средства производства. Рабочая сила – это способность человека к труду. Рабочая сила и средства производства составляют производительные силы общества.

Второй подход к классификации факторов производства распространен в западной экономической теории. Он основан на теории «трех факторов». Теория "трех факторов" изначально опиралась на естествен­ный фактор — землю (и природные ресурсы), капитал (инвести­ционные ресурсы) и труд (физические и умственные способ­ности, применяемые в производстве). В настоящее время учитыва­ется еще один фактор — предпринимательские способности.

Земля — естественный фактор производства, означающий все используемые в производственном процессе природные ресурсы. Природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. В эту категорию входят пахотные земли, леса, месторождения природных ископаемых и т.д.

Капитал – это созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. Это сырье, материалы, машины, оборудование, технологии, интеллектуальный продукт и др.

Труд – целенаправленная деятельность человека, применение совокупности его физических и умственных способностей для достижения какого–либо результата.

Предпринимательская деятельность – особый вид деятельности по координации всех факторов производства и поиску их новых сочетаний.

В теории «Экономикс» факторы производства отождествляются с экономическими ресурсами.



Похожие главы из других работ:

Изменение реальной экономики и развитие экономической теории

3.1. Кризис экономической науки.

Казалось бы, вышесказанное свидетельствует скорее о расцвете экономической науки, чем о периоде трудностей. И все же имеются явные признаки кризиса экономической теории…

История развития экономических учений

2. Становление экономики как науки в учении меркантилизма, физиократизма, английской классической политэкономии

Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты, считавшие, что общественное богатство прирастает в сфере обращения — торговле…

Меркантилисты и физиократы: сходства и различия, основные представители этих учений

2.2 Становление экономической теории в трудах физиократов

Основные представители: Франсуа Кенэ (1694-1774),Жан-Клод Гурнэ (1712 — 1759), Дюпон де Немур (1739-1817), Мерсьеде лаРивьер (1720-1793), Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781) Основная работа: Ф. Кенэ «Экономическая таблица» (1758). Школа физиократов, или…

Предмет и метод экономической науки

1. Эволюция предмета экономической науки

Изучение экономики как особой сферы жизнедеятельности людей требует комплексного подхода к рассмотрению. Экономика — это наука о хозяйстве и хозяйствовании…

Предмет и метод экономической науки

2. Методология и методы экономической науки

Каждая наука изучает свой предмет при помощи определенных методов; при этом под методом понимается способ познания, раскрытия сущности изучаемого объекта Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. — М…

Приграничный туризм и барьеры его развития в Гродненском районе

1.2 Становление теории туризма в зарубежной и отечественной практике

Тенденцией конца XX — начала XXI в. является расширение дифференциации социологического знания по различным отраслевым направлениям. Все больше новых социальных явлений и процессов становятся объектами изучения: начиная от повседневности…

Развитие теории мультипликатора и ее практическое значение для экономики России

1.2 Становление теории мультипликатора

Эффекты распространения были замечены экономистами достаточно давно, хотя в целом многие из них (экономистов) имели довольно смутное представление о действии мультипликатора. Еще в начале XIX века английский экономист Лодердель отмечал…

Теория факторов производства как основа формирования стоимости товара и распределения доходов

1. ИСЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Эволюция экономической системы России

1.1 Становление и развитие теории экономических систем

Многие ученые-экономисты занимались развитием теорией экономических систем, были созданы экономические школы, которые придерживались различных взглядов и высказывали свои мнения по тому или иному вопросу в развитии всей экономики…

Экономика — наука и сфера хозяйственной жизни

2. Экономика как объект экономической науки

Экономические знания появились вместе с человеческим обществом. В начале сформировалась предыстория экономических наук: изучение людьми хозяйственных явлений осуществлялось в рамках единой науки об обществе и окружающей человека природе…

Экономическая теория

1. Содержание экономической теории как предмета и базисной экономической науки. Функции и методы предмета

Экономическая теория

Содержание экономической теории как предмета и базисной экономической науки.

Тема 1. Современная экономическая теория: предмет, метод, функции.

Функции и методы предмета.

Теория в общем виде есть выраженная в системе категорий, понятий система взаимосвязей и процессов объективного мира. Экономическая теория выражает закономерности развития экономики. Существуют различные представления об экономике…

Экономическая теория и экономическая политика

1.4 Становление научной системы экономической теории

Начало собственно экономической теории — становление системы экономических категорий и законов науки от меркантилистов до Д. Рикардо…

Экономические категории и законы. Методы познания экономической науки

4. Методы познания экономической науки

Слово "метод" (от греч. "methodas") буквально означает: "путь к чему-то", "путь познания" (или исследования)…

Этапы становления экономической мысли

3.2.2 Становление политической экономии как науки. Экономические взгляды А. Смита

Становление политической экономии как науки связано с именем выдающегося английского ученого А. Смита. Именно благодаря ему политическая экономия выделяется как самостоятельная отрасль знаний из круга гуманитарных наук…

Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства — внешняя торговля.

Второй этап — эпоха физиократов
. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.

Третий этап — период классической школы буржуазной политической экономии.Ее основоположниками являются английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Ри¬кардо. Главное в их учении состоит в том, что богатством народов является стоимость, которая лежит в основе заработной платы, прибыли и земельной ренты.

Четвертый этап — развитие марксистской политической экономии.
Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др.

Развитие экономической теории в России.

В числе первых российских экономистов был И. Т. Посошков, крестьянский предприниматель, изобретатель и мыслитель периода царствования Петра I.

Определенный вклад в развитие экономической мысли сделал М. В. Ломоносов.
Важные экономические идеи были выдвинуты мыслителями, писателями. А. Н. Радищев выступал за установление частной собственности крестьян на землю.
Н.И. Тургенев высказывал идеи о свободной торговле, о налогах, издал работу “Опыт теории налогов” (1818), положившую начало русской финансовой науке.

Г. В. Плеханов, крупный экономист России XIX в., перевел на русский язык ряд произведений К.

1. Основные этапы развития экономической науки и формирования ее предмета.

Маркса и Ф. Энгельса.

В. И. Ленин, последователь марксистской политической экономии, развил идеи “Капитала” применительно к эпохе империализма.

М. И. Туган-Барановский, ученый-экономист, изучал кризисы, российскую промышленность.

Н.И. Бухарин в своих экономических исследованиях большое место отводил теории предельной полезности, теории ценности, в том числе объективной и субъективной ценности, а также теории прибыли, ее образованию и распределению в различных обществах.

Н.Д. Кондратьев, русский экономист, впервые сформулировал теорию больших циклов: “Большие циклы конъюнктуры” (1928). В экономической литературе большие циклы называют “циклами Кондратьева”.

Современные направления и теории

  • Маржинализм. Предметом исследования данного направления стали предельные величины в экономических процессах.
  • Кейнсианство.Предметом исследования данного направления являются количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства

Основные идеи кейнсианства:

  • -рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования.
  • -определяющим направлением государственного регулировании экономики является стимулирование спроса;
  • -эффективное сбережение определяется размерами инвестиций.

Неоклассический синтез. Основные принципы неоклассического синтеза:

  • -оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования. Рынок определяет цены и объем производства, а государство регулирует экономические процессы посредством налогов и государственных расходов;
  • -сочетание высших макроэкономических целей (эффективность хозяйствования, стабильность экономического рос¬та, социальная справедливость);
  • -сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения.

Монетаризм.Основные идеи монетаризма:

  • -защита концепции полной гармоничности свободного рыночного хозяйства без вмешательства государства;
  • -признание денег стабилизирующим фактором воспроизводственного процесса, путем регулирования денежного обращения

Институционализм.Предмет изучения данного направления — институты, социальные явления (институции) в системе экономических отношений и их воздействие на воспроизводственные процес¬сы.

История развития экономической теории

История возникновения и развития экономической науки очень интересна, она изобилует многочисленными драматическими событиями, научными революциями и периодами затишья. Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии вы найдёте правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, вы можете прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, как наука экономика оформилась сравнительно поздно, где-то на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально экономическая наука развивалась под названием политическая экономия (Political Economy). Этот термин впервые ввёл в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Название "политическая экономия" произошло от греческих слов "политикос", что значит государственный, общественный, "ойкос" — домашнее хозяйство, дом, "номос" — правило, закон.

1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

В конце 19 — начале 20 столетия это название всё больше заменяется термином "экономическая теория" (Economics). Впервые это название ввёл в 1890 году известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории. Мы дадим краткое изложение истории развития экономической мысли, выделяя лишь некоторые важнейшие школы экономической теории. В сжатом виде эта история представлена в таблице.

Важнейшие школы
Период развития
Крупнейшие представители
Основные труды
Меркантилизм
16 — 18вв.
Томас Ман (1571-1641)
"Богатство Англии во внешней торговле" (1664)
Физиократы
18вв.
Франсуа Кенэ (1694-1774)
"Экологическая таблица" (1758)
Классическая политическая экономика
конец 18 — первая пол. 19вв.
Адам Смит (1723-1790)
"Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776)
Марксизм
2-я пол. 19 — 20вв.
Карл Маркс (1818-1883)
Капитал (1867)
Неоклассическая экономическая теория
конец 19 — 20вв.
Альфред Маршалл (1842-1924)
"Принципы экономической теории" (1890)
Кейнсианство
20 — начало 21вв.
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946)
"Общая теория занятости, процента и денег" (1936)
Институционализм
20 — начало 21вв.
Джон Кеннет Гелбрейт (р. 1908)
"Новое индустриальное общество" (1961)
Монетаризм
20 — начало 21вв.
Милтон Фридмен (р. 1912)
"Капитализм и свобода" (1962)

Сергей Яковенко

Эволюция развития экономической науки

Первые научные труды, касающиеся хозяйственной жизни, были сделаны еще во времена глубокой древности древнеиндийскими, древнекитайскими правителями и философами. Более зрелые очертания экономическая наука приобретает во времена Античности в трудах древнегреческих философов Ксенофонта и Платона.

Основные понятия экономической науки и их взаимосвязь отражены в трудах древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), именно он считается родоначальником экономической науки. До Аристотеля экономическая наука называлась "хрематистика" (хремата — богатство). Поэтому раньше предметом науки были источники и способы обогащения.

Аристотель внес огромный вклад в становление и формирование фундамента науки. Он сформулировал и исследовал основные экономические категории, такие как: собственность, деньги, товар, обмен и др. В отличие от своего учителя Платона Аристотель считал, что собственность должна быть частной. Только в этом случае она будет использоваться максимально эффективно. Аристотель рассматривал причину обмена и пытался определить его эквивалент.

Аристотель заметил, что любой товар обладает двумя свойствами: потребительной и меновой стоимостью.

  • Потребительная стоимость — способность любого товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это то, что все товары различает.
  • Меновая стоимость — это способность товара обмениваться на другой товар, т.е. это то что все товары объединяет, все товары имеют цену.

В своих трудах Аристотель пытался создать проект «идеального государства»

Экономическая мысль Средневековья (Ф.Аквинский)

Ф. Аквинский был философом, который придерживался добродетели и богоугодности. Он создал учение "О справедливой цене": цена должна отражать затраты и обеспечивать продавцу средний доход, который бы позволил ему безбедное существование, т.е.

Основные этапы развития экономической науки

цена должна устраивать и продавца, и покупателя. А если торговец получал высокую прибыль, то он непременно должен был использовать ее на богоугодные цели. Ростовщичество он всячески отвергал и считал, что источником дохода должен быть только труд.

Следующий этап в развитии науки характеризуется возникновением первых экономических школ.

Меркантилизм

Эта школа сформировалась и развиваласьв XV-XVI веке. («меркантос» — купец. итал.) Меркантилизм зародился в эпоху бурного расцвета торговли. Это период развития транспортной инфраструктуры и караванных путей.

Представителями школы меркантилистов являются: Т. Ман, А. Монкретьен, Дж. Ло и др. Ученые-экономисты этой школы рассматривали основным богатством сферу торговли, т.е. источником обогащения служит неэквивалентный обмен — подешевле купить, подороже продать. Богатство они видели в золоте и серебре. Чем его больше, тем страна богаче.

Заслуга ученых-экономистов этой школы заключается в том, что они сформировали принципы мировой торговли. Эти принципы легли в основу теории конкурентных преимуществ. Эти принципы основывались на решении вопросов, что страна должна закупать (завозить), а что продавать (вывозить). Любая страна должна продавать то, что ей дешево достается либо то, что у нее есть в избытке. Желательно вывозить готовые товары, а не сырье, так как сырье дешево продавать, а производство товаров обеспечит занятость внутри страны. Завозить страна должна те товары, которых у нее нет либо дорого достаются. Завозить желательно сырье, так как за него меньше нужно платить.

Ученые школы меркантилистов ввели понятие торгового баланса и проповедовали протекционизм — запрет импорта с целью поддержания отечественных производств.

Школа физиократов

Название этой школы включает две составляющие: физио — природа, кратос — власть. Представителями школы физиократов являются: П. Буагильбер, А. Тюрго, Ф. Кенэ, У. Петти

Появление этой школы — огромный прорыв в развитии экономической мысли. Заслуга экономистов этой школы заключается в утверждении, что источником дохода служит не торговля, в торговле богатство только перераспределяется, но не создается, богатство создается лишь трудом в производстве и только там, где существует природа.

Их девиз: труд — отец, земля — мать богатства. Промышленники, с их точки зрения, бесплодный, стерильный класс. Богатство создают только земледельцы. Полученную прибыть земледельцы отдают как арендную плату землевладельцам, а они, в свою очередь, на эти деньги закупают товары у промышленников.

Физиократы создали учение о чистом продукте. Согласно этому учению, чистым продуктом выступает остаток дохода после уплаты всех расходов.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 122 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Основные этапы развития экономической теории

Задание 1.

Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: экономика, политэкономия, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, модель, отношения, закон, категория, меркантилизм, физиократия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм.

Основные этапы развития экономической теории

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на некоторых вехах развития экономической теории (табл. 1).

Таблица 1 – Характеристика основных школ и направлений развития экономической теории

Школы, направления и их представители Период формирования Основные идеи
Меркантилизм – первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества – это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.
Школа физиократов (природа и власть). Франсуа Кенэ (1694-1774), француз XVIII в.

Вопрос 3. Основные этапы развития экономической теории

1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения.
Английская классическая политэкономия. Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не сфере обращения. 2. Главный источник богатства – труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости.
Марксизм. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс () С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости. 2. Разрабатывались теория экономического цикла, теория доходов, теория заработной платы, теория простого и расширенного воспроизводства, теория земельной ренты.
Неоклассическое направление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики
Кейнсианство. Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены. 2. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.

4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования

Неоклассическийсинтез. Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор – денежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.
Монетаризм. Милтон Фридман (1912), американец С 1970-х гг. 1. Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег. 2. Главный способ воздействия на экономику – государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода.

Задание 1.

Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: экономика, политэкономия, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, модель, отношения, закон, категория, меркантилизм, физиократия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм.

Основные этапы развития экономической теории

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на некоторых вехах развития экономической теории (табл. 1).

Таблица 1 – Характеристика основных школ и направлений развития экономической теории

Школы, направления и их представители Период формирования Основные идеи
Меркантилизм – первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества – это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения.
Школа физиократов (природа и власть). Франсуа Кенэ (1694-1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения.
Английская классическая политэкономия. Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не сфере обращения. 2. Главный источник богатства – труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости.
Марксизм. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс () С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости. 2. Разрабатывались теория экономического цикла, теория доходов, теория заработной платы, теория простого и расширенного воспроизводства, теория земельной ренты.
Неоклассическое направление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики
Кейнсианство. Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены. 2. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования
Неоклассическийсинтез. Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор – денежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.
Монетаризм. Милтон Фридман (1912), американец С 1970-х гг. 1. Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег. 2. Главный способ воздействия на экономику – государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы.

Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода.

admin