Основной источник экологического права

Система и источники экологического права

Строение права имеет системную структуру, что предопределяет необходимость рассмотрения вопроса о системе экологического права. Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в правовые институты, которые, в свою очередь, формируют экологическое право в целом.

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг однородных общественных отношений, входящих в сферу государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Институты экологического права, содержащие нормы различного содержания, формируют систему экологического права.

Система экологического права — это совокупность последовательно расположенных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (правовых институтов), которые образуют его содержание.

Система экологического права:

  • Общая часть;
  • Особенная часть;
  • Специальная часть.

Общая часть экологического права содержит:

  • общие положения (понятие, предмет, метод, цели, задачи, принципы, система и источники экологического права);
  • право собственности физических и юридических лиц на природные ресурсы;
  • управление природопользованием и охраной окружающей среды;
  • правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды (экологическое управление и контроль, нормирование качества окружающей среды, экологический мониторинг и экологическая экспертиза);
  • экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды (плата за природопользование, загрязнение, экологическое лицензирование, сертификация, страхование);
  • юридическую ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права содержит:

  • правовые режимы использования и охраны каждого вида природных ресурсов (земель, недр, вод, объектов животного и растительного мира);
  • правовую охрану атмосферного воздуха и озонового слоя;
  • правовой режим особо охраняемых природных территорий (государственных природных заповедников, национальных парков и т.п.);
  • правовой режим экологически неблагоприятных территорий;
  • правовой режим обращения с опасными, радиоактивными веществами и отходами.

Специальная часть экологического права содержит:

  • общие принципы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • международные экологические организации;
  • международное эколого-правовое регулирование.

Необходимым условием правового регулирования общественных отношений является наличие объективно выраженных правовых предписаний, т.е. источников права.

Источники экологического права — это внешняя форма выражения обязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, входящие в сферу эколого-правового регулирования.

Источники Экологического права

Источники права могут носить кодифицированный характер, а могут быть и некодифицированными.

Источники экологического права могут быть классифицированы:

по юридической силе:

  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ;
  • подзаконные нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ:
  • ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
  • подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;

по направленности правового регулирования:

  • общие нормативные акты, объектами регулирования которых является окружающая среда и деятельность по ее охране и обеспечению безопасности в целом;
  • специальные нормативные акты, объектами регулирования которых являются отдельные компоненты окружающей среды или деятельности по ее охране и обеспечению безопасности.

Важнейшим источником экологического права является Конституция РФ, которая устанавливает:

  • конституционные экологические права и обязанности граждан (каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан бережно относиться к природным богатствам);
  • разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ (в частности, к предмету совместного ведения России и ее субъектов относятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, законодательство об охране окружающей среды);
  • основные приоритеты организации и деятельности государственных органов, в том числе в области природопользования и охраны окружающей среды:
  • формы собственности на природные ресурсы, режим пользования ими и способы защиты от противоправных посягательств.

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Экологическое законодательство отличается большим разнообразием, динамикой развития, что в первую очередь связано с предметом его правового регулирования, в который входят следующие элементы:

  • отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ (в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ);
  • отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления (регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования);
  • отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством).

Основным источником экологического права является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По своей структуре данный Закон состоит из преамбулы, 16 глав и включает в себя 84 статьи. Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит следующие разделы и понятия:

  • общие положения;
  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • природные объекты, находящиеся под особой охраной;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
  • заключительные положения.

Важным источником экологического права являются постановления Правительства РФ, значение которых выражается в следующем:

  • в целях обеспечения единства экологической политики на основе принимаемых федеральных законов Правительство РФ утверждает федеральные целевые программы;
  • в целях обеспечения единства правового регулирования и правоприменения в постановлениях, принимаемых Правительством РФ, уточняются, детализируются и конкретизируются положения действующих федеральных законов;
  • правительство РФ утверждает положения о государственных органах, полномочия которых реализуются в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Становление и основные этапы развития экологического права

Вопросы формирования институтов экологического права в историческом аспекте практически отсутствуют полностью. Поэтому следует рассказать об истории экологического права и как отрасли права, и как учебной дисциплины.

Во многих учебниках по экологическому праву история либо не затрагивается вовсе, либо только выделяется периодизация развития экологического законодательства начиная с 1917 г.

Так, Б.В. Ерофеев утверждает, что формирование экологического права прошло три основных этапа:

— возникновение, становление и развитие экологического права в рамках «земельного права в широком смысле»;

— развитие экологического права в рамках природоресурсовых отраслей;

— современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсовых отраслей.

Первый этап охватывал 1917 — 1968 гг., до принятия Основ земельного законодательства, статьей второй которых были отпочкованы иные природоресурсовые отрасли (горные, лесные, водные); второй — с 1968 по 1987 г., когда создаются многочисленные законодательные акты, вовлекающие в сферу регулирования и экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об использовании и охране животного мира и др.), и, наконец, коллективно признано наличие экологического права как правовой общности; третий период — с 1988 г., когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву1. (

Другие авторы выделяют шесть периодов экологического законодательства:

1917 — 1922 гг. — возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;

1922 — 1957 гг. — активное развитие союзного законодательства природно-ресурсового направления;

1957 — 1963 гг. — принятие во всех республиках СССР законов об охране природы — новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.;

1968 — 1980 гг. — проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе;

1985 — 1990 гг. — попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;

1990 г. — до настоящего времени.

Новым этапом является также время принятия Закона РСФСР 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» и Федерального закона «Об охране окружающей среды» 2002 г.

Как видим, подчеркивается преимущественное развитие блока природоресурсного законодательства над природоохранительным. Но поскольку вместе на сегодняшний момент их объединяют общим экологическим правом, наверное, целесообразнее говорить об истории экологического права не только как об истории природоохранительного законодательства, но и об истории природоресурсного законодательства, понимая при этом их тесное взаимодействие и влияние друг на друга. Из всего блока природоресурсного законодательства, бесспорно, интенсивнее всего развивалось земельное законодательство. «От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер»1.

Тем не менее, существует и мнение о том, что земельное право является подотраслью экологического права. Обратим внимание также на то, что иные природоресурсные отрасли законодательства (лесное, водное, горное и др.) не получили своего самостоятельного развития в рамках отдельно выделяемой учебной дисциплины и вопросы, связанные с предоставлением, порядком использования данных природных ресурсов, рассматриваются в рамках предмета экологического права. В таком случае скорее можно согласиться с подотраслевой принадлежностью земельного права к экологическому праву — последнее, несомненно, шире по своему значению и содержанию.

В 70-е годы прошел процесс бурной кодификации природоресурсного законодательства, начиная от земельного и кончая горным, а в начале 80-х годов в соответствии с Основами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона — Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. В результате относительно стройной системой законодательства было охвачено правовое регулирование практически всей окружающей природной среды. Эта целостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде на земельное право как учебную дисциплину.

В частности, было принято решение перейти к преподаванию не земельного права в широком смысле, а нового предмета — курса природоресурсового права и правовой охраны окружающей среды, в связи с чем не замедлили появиться на свет специальные учебные пособия и учебники.

Однако учебный курс не является консервативным, он непрерывно развивается, стимулируя углубление научных исследований. Выяснилось, что природоресурсовый подход к правовому регулированию не гарантирует безопасности природе, поскольку вне правового регулирования остаются экологические связи природных объектов между собой и экосвязи друг с другом (поресурсовый же подход диктуется экономическими интересами общества, игнорируя интересы обеспечения экологической целостности окружающей среды).

Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010)

Вскоре после этого появились пособия по экологическому праву, а с 1988 г. в учебную программу экологических вузов была включена новая дисциплина «Экологическое право».

В качестве предпосылок становления и функционирования экологического права можно отбирать разные по масштабам, сфере проявления, значению, силе влияния и эффективности воздействия факторы социальной, экономической, политической и правовой жизни. Такой отбор зависит во многом от целей его проведения, частично — от подхода к понятию данной отрасли права, от определения этапов ее развития и т.п. Но все же бесспорно, что решающими на любом этапе и вне зависимости от широкого или узкого понимания предмета правового регулирования являются: во-первых, социально-экологический кризис (объективный фактор) и, во-вторых, государственная экологическая политика (субъективный фактор).

Вопросы политики, экономики и экологии тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Развитие науки зависит от тенденций в законодательстве, и наоборот. На наш взгляд, только при комплексном изучении всех этих вопросов одновременно можно дождаться положительного эффекта, исключения ошибок, расстановки правильных приоритетов. В рамках Экологической доктрины Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р) отмечена задача создания эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствования правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости, для чего необходимо в том числе устранить противоречия между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права

Источники экологического права

admin