Осмотр места происшествия по экономическим преступлениям



В статье дается общая характеристика осмотра места происшествия и действий следователя при его проведении. Также рассмотрены основные ошибки, допускаемые при проведении данного следственного действия

Ключевые слова: место происшествия, осмотр место происшествия, следственная ошибка, нарушение порядка осмотра места происшествия

За последние годы вместе с экономическим развитием нашего государства уголовные преступления также претерпели изменения. Количество совершаемых преступлений постоянно увеличивается, также растет количество разновидностей преступной деятельности, меняются и способы их совершения. В ходе совершения преступления подозреваемый делает все возможное, чтобы избежать следствия, противостоять следствию, любыми обманными путями запутать следствие. Все это затрудняет раскрытие преступлений органами общественной безопасности.

Так, при расследовании преступлений одним из самых сложных в вопросе выработки тактики проведения, набора технических средств, с минимальным временем на подготовку, но продуктивным в плане объема доказательств следственным мероприятием является осмотр места происшествия.

От качества проведения осмотра места происшествия зависит правильность определения дальнейшего направления расследования, версий произошедшего и круга лиц, причастных к преступлению.

Осмотр места происшествия — это следственное действие, которое состоит из познавательных и удостоверительных операций следователя, выполняемых на месте обнаружения признаков совершенного или предполагаемого преступления с целью отыскания и закрепления следов, предметов и других объектов, позволяющих уяснить механизм происшедшего события и установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Это также одно из немногих следственных действия, производство которого допустимо до возбуждения уголовного дела .

Осмотр места происшествия является неотложным следственным действием.

Безотлагательность осмотра диктуется, прежде всего, тем, что первоначальная обстановка и объекты осмотра могут претерпеть необратимые изменения в результате:

− производственной деятельности;

− изъятия или подбрасывания определенных предметов;

− умышленного или случайного повреждения или уничтожения следов на месте происшествия;

− порчи следов преступления под воздействием погодных условий и др .

Осмотр места происшествия можно распределить условно на две стадии: общий осмотр места происшествия и детальный осмотр . На этой стадии производится уточнение сведений о том, что произошло и каковы последствия преступления . На стадии подробного осмотра производится детальная фото и видеосъемка, с помощью которой запечатлеваются детали обстановки места происшествия. На данной стадии определяется относимость к делу обнаруженных при осмотре предметов и следов, определяется вероятное местонахождение еще не обнаруженных доказательств, обозначаются способы их выявления, оценивается значение отдельных доказательств и всей их совокупности .

На практике следователи нередко допускают нарушения уголовно-процессуального законодательства, упущения и технические ошибки, влекущее за собой серьезные последствия вплоть до прекращения уголовного дела и освобождения виновного в совершении преступления лица.

К ряду ошибок можно отнести сужение границ осмотра места происшествия. Непроведение осмотра прилегающих к месту происшествия территорий и помещений лишает следователя полной картины произошедшего и, возможно, ряда доказательств. Необходимо исследовать возможную территорию прихода преступников к месту происшествия и ухода с него.

Ряд ошибок связан с нарушением порядка осмотра места происшествия. Такого рода ошибки также могут привести к изменению или даже отмене приговоров.

Приведем пример из практики.

По приговору суда 1 признана виновной в совершении убийства при превышении пределов необходимой обороны. В судебном заседании она полностью признала себя виновной.

Однако, в судебном заседании свидетели А и 13 подтвердили, что в ходе предварительного расследования протоколы их допросов в качестве свидетелей (т.2 стр. 40–42 и т. 2 стр. 35–36) были неправильно записаны старшим следователем СО по СУ СК РФ по Краснодарскому краю 14, так как большую часть записанных следователем в протоколе допроса показаний они не давали.

При этом, указанные лица являлись понятыми при осмотре места происшествия на территории домовладения, расположенного по адресу: , а в судебном заседании А и 13 было заявлено о неправильном написании протокола осмотра места происшествия названным следователем, так как при осмотре места происшествия они хотя и присутствовали в числе других граждан, пришедших посмотреть на случившееся, однако понятыми не являлись, порядок осмотра места происшествия им не разъяснялся, права и ответственность также разъяснены не были.

Следователь 14 попросила их только подписать заполненный ею, без их участия, протокол осмотра места происшествия и дополнительный протокол осмотра места происшествия.

Кроме того, в судебном заседании было установлено, что привлеченный в качестве понятого А являлся родственником 1, так как их дети 15 и 16 являются супругами, что в соответствии с п.2 ч.2 ст. 60 УПК РФ исключает участие А в качестве понятого.

На основании изложенного Приговор Выселковского районного суда от в отношении 1 отменен, а уголовное дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе, со стадии судебного разбирательства .

Кроме того, существуют проблемы с несвоевременностью субъективного осмотра места происшествия.

Так, говоря об уголовных преступлениях, большинство следственных действий, предпринимаемых на месте происшествия в целях определения истинных фактов преступления, являются пассивными действиями, которые предпринимаются после совершения преступления. Образование места преступления, его обнаружение и начало расследования по делу — это единый процесс . Его длительность может зависеть от деталей преступления. Влияние внешних факторов на состояние места происшествия также постоянно меняется. В существующей на сегодня практике осмотра места происшествия сотрудники следствия зачастую не могут немедленно явиться на место происшествия в силу объективных и субъективных факторов, что приводит к задержке осуществления следственных действий. Время идет, и состояние места происшествия также меняется, его значимость и ценность для следствия также снижаются. Даже те детали, которые запечатлены в памяти очевидцев, могут стереться, ценные доказательства и нити, ведущие к расследованию преступления, естественным образом подвергнутся уничтожению.

Также возникают ошибки, касающиеся технического аспекта осмотра места происшествия.

Большинство информации, оставленной преступниками на месте преступления, является динамической, поэтому своевременность осмотра места происшествия является важным аспектом. Хотя место происшествия и входит в перечень объектов следственных действий, но не всегда успешно применяется. В ходе осмотра места происшествия возникает множество вопросов в техническом аспекте, такие как использование практики осмотра сопутствующих месту происшествия зон, сложности с извлечением и применением вещественных доказательств. Если мы хотим повысить качество осмотра места происшествия, необходимо исследовать этот аспект.

У каждого места происшествия есть зоны, так или иначе связанные с ним. Некоторые из них находятся в хорошем состоянии, другие нет, какие-то легко обнаружимы, другие нет. Говоря об осмотре места происшествия, нужно отметить, что осмотр районов, связанных с местом происшествия, также важен, как и само место происшествия. На таких зонах можно обнаружить ценные доказательства и нити, способные помочь в расследовании преступления и поиске подозреваемого. Специалисты, осуществляющие осмотр, после прибытия на место происшествия уделяют особое внимание именно ему, и по большей части его центральной зоне. Они полагают, что в смежных с местом преступления зонах невозможно найти достаточного количества ценной информации. На самом деле, на некоторых смежных с местом происшествия зонах, наоборот, хранится огромное число следов. Игнорирование необходимости осмотра таких зон ведет к снижению коэффициента собираемости доказательств и даже их истреблению.

Таким образом, при расследовании преступлений и подготовке к проведению следственных действий необходимо учитывать вышеприведённые ошибки и проблемные вопросы, тщательно подготавливаться к следственному действию.

Литература:

В законодательстве строго прописан порядок изъятия документов. И нарушение данного порядка является основанием для обращения с жалобами на действия уполномоченных органов производивших изъятие.

Изъятие в рамках производства по делу об административных правонарушениях

Порядок изъятия по административным правонарушениям предусмотрен статьей 628 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Важно: изъятие документов и вещей, являющихся орудием либо предметом правонарушений, обнаруженных на месте совершения правонарушения либо при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 618 КоАП (изъятие документов и вещей, личный досмотр, задержание, привод и т.д.), осуществляется должностными лицами, уполномоченными применять соответствующие меры обеспечения производства по делу, с участием двух понятых.

Вывод: При изъятии документов обязательно должны присутствовать понятые в количестве не менее двух человек.

Примечание: в исключительных случаях (в труднодоступной местности при отсутствии надлежащих средств сообщения или когда в силу других объективных причин нет возможности для привлечения физических лиц в качестве понятых) изъятие документов и вещей, являющихся орудием правонарушений, обнаруженных на месте совершения правонарушения либо при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 618 КоАП, может осуществляться без участия понятых, но с применением при этом технических средств фиксации его хода и результатов.

Оформление изъятия документов

Оформление изъятия документов, товаров, иного имущества, принадлежащих юридическому лицу, а также их хранение осуществляются в порядке, установленном статьей 628 КоАП РК.

  1. Об изъятии вещей и документов составляется протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу, или его законному представителю, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.
  2. В протоколе об изъятии документов содержатся сведения о виде и реквизитах изъятых документов.
  3. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты соответствующие документы, понятыми.

Примечание: В случае отказа лица, у которого изъяты соответствующие документы и вещи, от подписания протокола в нем производится соответствующая запись.

Хранение изъятых документов.

Изъятые документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых должностным лицом, которое произвело изъятие, в порядке, определяемом соответствующим уполномоченным государственным органом.

Окончание рассмотрения дела

После рассмотрения дела в соответствии с вынесенным постановлением изъятые документы:

  • возвращаются их владельцу;
  • или конфискуются;
  • или реализуются;
  • или хранятся;
  • или уничтожаются в установленном порядке.

Изъятие документов в рамках уголовного дела

В УПК РК изъятие документов называется «выемка».

Исходя из смысла статьи 231 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, выемка производится с целью изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся.

Примечание: В случаях, когда принятие решения о возбуждении уголовного дела невозможно без проведения выемки, она может быть произведена до возбуждения уголовного дела с соблюдением требований статьи 232 УПК РК.

Порядок производства выемки

Статьей 232 УПК РК регламентирован порядок производства выемки.

Внимание: Выемка производятся следователем по мотивированному постановлению.

Важно: Постановление о выемке документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, должно быть санкционировано прокурором или его заместителем.

Выемка производятся с участием понятых, а в необходимых случаях — с участием специалиста и переводчика.

Обратите внимание:

  • Выемка в помещениях организаций производится в присутствии представителей администрации.
  • Выемка в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а также в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться лишь по просьбе или с согласия главы дипломатического представительства или лица, его заменяющего, и в его присутствии. Согласие дипломатического представителя испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Казахстан. При производстве осмотра обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

Важно: До начала производства выемки следователь обязан предъявить постановление об ее производстве.

При производстве выемки следователь предлагает добровольно выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа в этом производит выемку принудительно.

Права и Обязанности следователя при производстве выемки

Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при выемке обстоятельства частной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц.

Следователь вправе запретить лицам, находящимся в помещении или месте, где производится выемка, и лицам, приходящим в это помещение или место, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания выемки.

При производстве выемки следователь должен ограничиваться изъятием только тех документов, которые могут иметь отношение к делу.

Исключение: Документы, запрещенные к обращению, подлежат изъятию, независимо от того относятся они к делу или нет.

Изымаемые документы уполномоченное должностное лицо предъявляет понятым и другим присутствующим лицам. После чего документы упаковываются и опечатываются на месте выемки, и удостоверяются подписями понятых и других присутствующих при этом лиц.

Оформление выемки

Согласно статьи 234 УПК РК лицом, производящим обыск или выемку, составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 203 УПК РК.

В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы или документы, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы должны быть перечислены в протоколе с точным указанием количества, меры, веса, индивидуальных признаков и, по возможности, стоимости.

Если при производстве выемки были предприняты попытки уничтожить или спрятать предметы или документы, подлежащие изъятию, это должно быть отражено в протоколе с указанием принятых мер.

Важно: Копия протокола выемки вручается под расписку лицу, у которого они были произведены. Если обыск или выемка производились в организации, то копия протокола вручается под расписку ее представителям.

Виталий Комлев, заместитель генерального директора ООО «Ключ-консалтинг»

Источник: Журнал «Директор по безопасности»

Наверное, мало кто из хозяйствующих субъектов хотя бы однажды не испытал на себе процедуру изъятия документов организации при проведении уполномоченными государственными органами контрольных или процессуальных мероприятий.

В данной ситуации для обеспечения правильных действий и снижения последствий рассматриваемого явления следует как минимум представлять, кто и в каких случаях обладает необходимыми полномочиями.

В предлагаемом исследовании остановимся лишь на некоторых, наиболее характерных, на наш взгляд, условиях изъятия документов организации.

Изъятие документов в ходе проведения следственных действий

Правовой основой рассматриваемых действий являются в данном случае нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

Изъятие документов организации в процессе совершения следственных действий осуществляется в форме выемки или в процессе обыска.

При всем их различии общими квалифицирующими признаками данных следственных действий является то, что проводятся они в соответствии с ч. 1 ст. 164 УПК РФ в рамках расследования уголовного дела и на основании постановления следователя, которое под расписку вручается генеральному директору организации или иному должностному лицу организации, которое исполняет его обязанности.

Обыск как следственное действие, регламентированное ст. 182 УПК РФ, проводится в случаях наличия достаточных данных для того, чтобы полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Выемка в соответствии с нормами ст. 183 УПК РФ осуществляется при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся.

Таким образом, просматривается еще один общий признак рассматриваемых следственных действий: оба их вида имеют одинаковую цель – изъятие для дальнейшего использования при доказывании обнаруженных и изъятых предметов и документов.

В то же время усматривается и принципиальное отличие выемки от обыска, которое заключается в том, что органу расследования при производстве выемки точно известно место нахождения предметов и документов, подлежащих изъятию, поэтому поиск при выполнении данного следственного действия не предполагается и не планируется. Следовательно, выемка не может перейти в обыск. Обнаружив искомые предметы, сотрудники правоохранительных органов обязаны следственное действие завершить.

В случае когда сотрудники правоохранительных органов считают, что на территории организации находятся документы или предметы, имеющие значение для уголовного дела, они проводят обыск. Если в ходе обыска находят то, что искали, то осуществляется изъятие предметов и документов.

Как обыск, так и выемка проводятся в присутствии понятых1. Частью 11 ст. 182 УПК РФ предусматривается, что при производстве обыска и выемки вправе присутствовать защитник (адвокат).

В ходе рассматриваемых следственных действий или непосредственно после их окончания в соответствии с нормами УПК РФ составляется протокол2.

При осуществлении в офисе организации следственных действий в форме обыска или выемки следует обратить внимание на ряд деталей, которые позволят минимизировать потери.

Во-первых, в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 182 УПК РФ следователь до начала обыска обязан предложить добровольно выдать подлежащие изъятию документы и материалы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Частью 5 ст. 183 УПК РФ предусматривается, что аналогично следователь должен поступить и при производстве выемки. Если объявленные предметы, документы и ценности будут выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не делать обыск. Соответственно при добровольной выдаче объявленных предметов, документов и ценностей отпадает необходимость в проведении следственных действий, мягко говоря, в их активной форме. Основаниями для таких действий сотрудников правоохра-
нительных органов являются нормативные предписания ч. 6 ст. 182 УПК РФ, предусматривающие, что «при производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть», ч. 8 этой же статьи, в соответствии с которой «следователь вправе запретить ли-
цам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска», и нормы ч. 5 ст. 183 УПК РФ, предусматривающей, что в случае отказа выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, следователь «производит выемку принудительно».

Во-вторых, при проведении как обыска, так и выемки законодательно предусмотрена возможность сохранить документы и материалы, хранящиеся на электронных носителях информации3. Полагая, что отсутствует необходимость дословно приводить текст соответствующих нормативных предписаний, тем не менее замечу, что в любом случае весьма целесообразно использовать эту предоставленную возможность. Для реализации такой возможности в офисе организации следует иметь резервные электронные носители информации.

В-третьих, самое пристальное внимание надлежит обращать на протокол, который, как отмечалось ранее, составляется в ходе рассматриваемых следственных действий или непосредственно после их окончания. Порядок составления протокола обыска (или выемки) и его содержание достаточно детально регламентированы в УПК РФ4. Столь подробная регламентация позволяет, как представляется, не приводить
эти нормативные предписания в настоящем исследовании. Но на одном моменте следует все-таки остановиться и рассмотреть его более подробно. В ч. 13 ст. 182 УПК РФ записано: «Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости». Применительно к изымаемым документам нас прежде всего интересуют требования об отражении в протоколе таких показателей, как количество и индивидуальные признаки. С количеством, впрочем, тоже более или менее все ясно. В то же время понятие «индивидуальные признаки документа», как представляется, заслуживает дополнительного внимания. Современное законодательство, к сожалению, не раскрывает содержания этого понятия. Латинское слово individuatio означает выделение единичного из общего. Таким образом, энциклопедические словари рассматривают индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, как противоположность общему5. Юридическая энциклопедия
трактует индивидуально определенную вещь как вещь, которая отличается конкретными, только ей присущими характеристиками, обозначенными в нормативном порядке6.

Применительно к документам такими нормативно установленными признаками, формирующими индивидуальность документа, являются реквизиты. Сложность с точки зрения уголовно-процессуального законодательства заключается лишь в том, что документ обладает весьма значительным количеством реквизитов. Например, ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»7, регламентируя порядок подготовки и оформления официальных документов, предусматривает наличие и использование следующих реквизитов:
01 – Государственный герб Российской Федерации;
02 – герб субъекта Российской Федерации;
03 – эмблема организации или товарный знак (знак обслу-
живания);
04 – код организации;
05 – основной государственный регистрационный номер
(ОГРН) юридического лица;
06 – идентификационный номер налогоплательщика – ИНН
(код причины постановки на учет – КПП);
07 – код формы документа;
08 – наименование организации;
09 – справочные данные об организации;
10 – наименование вида документа;
11 – дата документа;
12 – регистрационный номер документа;
13 – ссылка на регистрационный номер и дату документа;
14 – место составления или издания документа;
15 – адресат;
16 – гриф утверждения документа;
17 – резолюция;
18 – заголовок к тексту;
19 – отметка о контроле;
20 – текст документа;
21 – отметка о наличии приложения;
22 – подпись;
23 – гриф согласования документа;
24 – визы согласования документа;
25 – оттиск печати;
26 – отметка о заверении копии;
27 – отметка об исполнителе;
28 – отметка об исполнении документа и о направлении его в дело;
29 – отметка о поступлении документа в организацию;
30 – идентификатор электронной копии документа.

Несколько иной, более сокращенный, но также весьма значительный набор реквизитов нормативно установлен в актах, регламентирующих порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, в частности в п. 9 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти8 и Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти9.

Говоря о документах, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации, представляется уместным обратить внимание на то обстоятельство, что для них законодательно определен следующий набор обязательных реквизитов:

• наименование документа;

• дата составления документа;

• наименование экономического субъекта, составившего документ;

• содержание факта хозяйственной жизни;

• величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

• наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

• подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц10.

Следовательно, составляя перечень изъятых документов, необходимо для каждого из них указать достаточное количество реквизитов, совокупность которых позволила бы обеспечить индивидуальность каждого конкретного документа. Представляется, что применительно к документам, образую-
щимся в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимо как минимум указывать:

• наименование документа;

• наименование хозяйствующего субъекта, составившего документ;

• дату его составления;

• регистрационный номер документа;

• величину денежного измерения факта хозяйственной жизни, для отражения которого составлен документ.

Иной, более сокращенный подход представляется неприемлемым, поскольку не отражает индивидуальные особенности документа и, следовательно, не в полной мере соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства.

И уж тем более недопустимым является перечисление изымаемых документов папками (скоросшивателями, коробками), даже при условии указания количества находящихся в них документов.

В-четвертых, руководителям организаций следует иметь в виду и то обстоятельство, что существует особый порядок производства обыска (выемки), установленный нормативными предписаниями ст. 29 УПК РФ. Например, в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решение о проведении выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. С названной нормой коррелирует норма ч. 4 ст. 183 УПК РФ, согласно которой выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, осуществляется на основании судебного решения. При этом как уголовно-процессуальное законодательство, так и гражданское и банковское законодательство, конкретизирующее понятие «документы, содержащие информацию о вкладах и счетах граждан в банках», связывают необходимость получения судебного решения не с формой, а именно с содержанием соответствующих документов.

И наконец, в-пятых, уголовно-процессуальный закон, как уже отмечалось, предполагает при проведении обыска или выемки возможность наличия защитника (адвоката). Практика деятельности хозяйствующих субъектов свидетельствует о том, что эту возможность необходимо использовать в обязательном порядке, и не только для того, чтобы в последующем расписаться в протоколе обыска (выемки).

Рассматриваемые следственные действия проходят, как правило, в напряженной и даже нервозной обстановке, в которой с обеих сторон возможны ошибки. Именно они – даже незначительные отступления от норм УПК РФ – не должны остаться без внимания присутствующего защитника (адвоката), обладающего специальными знаниями. Все они в последующем должны найти отражение в протоколеследственного действия. Наличие зафиксированных в протоколе отступлений от норм УПК РФ позволит защитнику (адвокату) выстраивать правовые позиции защиты интересов хозяйствующего субъекта с применением нормативных предписаний о возможности признания недопустимыми некоторых доказательств, полученных в ходе проводимых следственных действий, основываясь на нормативных предписаниях ст. 75 УПК РФ.

Изъятие документов в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

Законодатель предусматривает возможность изъятия вещей и документов и в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Часть 1 ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержит положения о том, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления11. Таким образом, изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства (далее – изъятие вещей и документов), представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленную на сбор вещественных доказательств по данным делам, а также на недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов административного правонарушения в противоправных целях.

Изъятие документов имеет целью фиксацию вещественных доказательств административного правонарушения. В этих же целях ч. 4 ст. 27.10 КоАП РФ предусмотрена возможность применения при изъятии документов фото- и киносъемки, а также видеозаписи изымаемых вещественных доказательств.

В соответствии с предписаниями ч. 2 ст. 27.10 КоАП РФ изъятие документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, в присутствии двух понятых осуществляется лицами, указанными в ст. 28.3 КоАП РФ (т. е. должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении). Специалисты в сфере обеспечения безопасности бизнеса отмечают, что применительно к изъятию документов при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и территории ссылка в ст. 27.10 КоАП РФ на правомочия лиц, указанных в ст. 27.2 (уполномоченных на осуществление доставления) и 27.3 КоАП РФ (уполномоченных на осуществление административного задержания), практически не имеет правового смысла.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол, в котором в том числе делается запись о применении фото и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, и понятыми12.

Законодательно установлено, что с изымаемых документов изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Частью 5.1 ст. 27.10 КоАП РФ предусмотрено, что в случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Как и в предыдущем случае, в ч. 6 ст. 27.10 КоАП РФ законодатель отметил необходимость отражения в протоколе изъятия индивидуальных признаков документа. В частности, закреплено, что в протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов (о роли реквизитов документов для их идентификации уже говорилось).

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

(Продолжение следует)

Документы могут быть изъяты в рамках производства по различным правонарушениям. Изъятие документов имеет конкретные цели, а именно: обеспечить документирование признаков правонарушений и, соответственно, правильное рассмотрение дела.

Производство по уголовным делам

Если изъятие (выемку) документов проводят органы следствия и дознания, то выемка осуществляется только по возбужденному уголовному делу, никак не в период доследственной проверки. Следовательно, должно быть постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о выемке, а по окончанию протокол выемки. Таким образом, согласно пункту 9 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве», правоохранительные органы вправе запрашивать и получать необходимую информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну, как от субъекта частного предпринимательства, так и от государственных органов, обладающих этой информацией, на основании санкции прокурора, постановления следственных органов о возбуждении уголовного дела либо на основании постановления суда

Производство по делам об административных правонарушениях

Изъятие документов юридического лица производиться уполномоченным должностным лицом в пределах своих полномочий.

Целью такой процедуры являются:

  • пресечение административного правонарушения;
  • составление протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения административного правонарушения;
  • обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела;
  • исполнение принятого по делу постановления.

То есть можно сделать вывод, что изъятие документов является мерой обеспечения производства по делу.

Исходя из смысла статьти 632 КоАП РК, изъятие документов производится только в случаях:

  • если изымаемые документы являются орудием либо предметом совершения административного правонарушения, принадлежат юридическому лицу и обнаруженны на месте совершения административного правонарушения;
  • либо при проведении осмотра территорий, помещений, транспортных средств, товаров, иного имущества, принадлежащих юридическому лицу.

Изъятие документов в ходе проверки

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 19 Налогового Кодекса Республики Казахстан, органы налоговой службы вправе в ходе налоговой проверки в порядке, определенном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, производить у налогоплательщика (налогового агента, оператора) изъятие документов, свидетельствующих о совершении административных правонарушений.

Руководствуясь подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции» органы финансовой полиции для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленном законом, вправе по имеющимся в производстве материалам и уголовным делам иметь доступ к документам, материалам, статистической информации и иным сведениям, а также требовать их представления от руководителей и других должностных лиц организаций, физических лиц, снимать с них копии, получать объяснения, а также производить выемку документов в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях Республики Казахстан.

Таким образом, и Налоговый кодекс и Закон «Об органах финансовой полиции» разрешают проверяющим изымать у фирмы документы.

Однако, как указывалось выше, согласно пункту 9 статьи 11 Закона «О частном предпринимательстве» правоохранительные органы вправе запрашивать и получать необходимую информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну, как от субъекта частного предпринимательства, так и от государственных органов, обладающих этой информацией, на основании санкции прокурора, постановления следственных органов о возбуждении уголовного дела либо на основании постановления суда.

Таким образом, Вы вправе не предоставлять каких-либо документов или же информацию без санкции прокурора, постановления следственных органов о возбуждении уголовного дела либо без постановления суда.

Как поступить если в Организаю пришло письмо с требованием предоставить документы?

В случае, если правоохранительные органы обратились в организацию с требованием предоставить какие-либо документы (копии договоров с контрагентами, бухгалтерскую документацию и т.п.) отправьте в адрес органа или должностного лица приславшего запрос ответное письмо. В нем попросите указать Вам основания и цель изъятия тех или иных документов, обязательно с указанием номера уголовного или административного дела. Поинтересуйтесь, имеется ли санкция прокурора? Укажите, что в случае обоснованности запроса оригиналы документов предоставите только через процедуру изъятия или выемки установленные статьей 232 УПК РК (в рамках уголовного дела) и статьей 628 КоАП РК (в рамках производства об административных правонарушениях).

admin