Орм обследование

08.10.2010
548

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 18 июля 2010 года вступил в силу Приказ МВД России от 30.03.2010 № 249 об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Право сотрудников органов внутренних дел проводить обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и изымать при его проведении предметы, документы и материалы предусмотрено статьями 6 и 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (далее – Закон об ОРД).

Между тем, до вступления в силу Приказа МВД РФ от 30.03.2010 № 249 порядка проведения этого оперативно-розыскного мероприятия не существовало. Таким образом, данный Приказ устраняет пробел в правовом регулировании порядка проведения оперативно-розыскного мероприятия, результаты которого могут быть использованы как при принятии решения о возбуждении уголовного дела, так и в качестве доказательств при его расследовании.

Основные положения Инструкции

Обследование проводится на основании распоряжения, вынесенного уполномоченным должностным лицом. Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении обследования, также утвержден данным Приказом.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Если распоряжение вынесено должностным лицом, не включенным в утвержденный перечень, то оно незаконно и не подлежит исполнению.

Из формы распоряжения на проведение обследования (Приложение № 1 к Инструкции) следует, что в распоряжении о проведении обследования должны быть указаны основания его вынесения, объекты подлежащие обследованию, и перечень сотрудников органов внутренних дел, которым поручено проведение данного мероприятия.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Проводить обследование могут только те лица, которые уполномочены на это распоряжением, и только в отношении указанных в распоряжении объектов.
Распоряжение о проведении обследования должно быть предъявлено лицу (представителю лица), объекты которого подлежат обследованию, до его начала. Также ему должна быть вручена копия данного распоряжения (пункт 6 Инструкции).

Пункт 1 ст. 15 Закона об ОРД предусматривает, что если при проведении обследования изымаются документы, предметы и материалы, то лицом, проводящим обследование, должен составляться протокол изъятия в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ. Инструкция, утвержденная Приказом МВД РФ от 30.03.2010 № 249, вводит ряд дополнительных правил проведения изъятия.

Так, изъятие документов и других предметов должно происходить в присутствии двух понятых (пункт 7 Инструкции), что соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства о порядке проведения обыска и выемки.

Пунктом 10 Инструкции устанавливается правило, что изъятию при проведении обследования подлежат только предметы, документы и материалы, имеющие непосредственное отношение к основаниям обследования, указанным в распоряжении на его проведение.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Лицо (представитель лица), объекты которого подлежат обследованию, вправе требовать от проводящих его лиц исполнения данного правила, а в случае его неисполнения — обжаловать их действия.

В дополнение к обязанности лиц, проводящих изъятие документов, выдать их заверенные копии (ст.15 Закона об ОРД), Инструкция вводит положение (пункт 11), что при изъятии информации, находящейся на электронных носителях, лицу, у которого изымается данная информация, предоставляется возможность ее копирования.

Комментарий «Пепеляев Групп»: Данная норма поможет избежать проблем, связанных с изъятием информации, необходимой для деятельности организации.

Выводы и рекомендации

Существенный пробел в регулировании проведения обследования – отсутствие обязанности лиц, проводящих данное мероприятие, составлять протокол самого обследования: составление протокола предусмотрено только для фиксирования факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.

Также можно отметить, что порядок обследования не предусматривает обязательного присутствия понятых и представителя лица, объекты которого подлежат обследованию.

Поскольку результаты обследования могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, мы рекомендуем организовать сопровождение лиц, проводящих данное мероприятие, представителями компании, и вести видеозапись.

Особенность данной группы ОРМ заключается в том, что они не требуют соответствующих санкций и решений суда и могут проводиться непосредственно сотрудниками оперативных подразделений. К числу таких ОРМ относятся опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, а также обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств.

Опрос — специальная беседа, проводимая с гражданами, которым мот быть известны сведения, необходимые для решения конкретных задач ОРД (например, о преступлении, лицах, его совершивших, следах преступной деятельности и т.п.).

Данное ОРМ допускается только при добровольном согласии граждан на беседу. При этом оперативный работник может проводить опрос лично либо поручить его проведение сотруднику другой службы, а также лицам, оказывающим содействие оперативным подразделениям. Если опрос поручается иному лицу, с ним проводится детальный инструктаж.

Объектами опроса являются следующие лица: потенциально склонные к преступлениям или связанные с криминальной средой; причастные к преступлению и лица, тесно связанные с ними; располагающие информацией, которая представляет интерес для оперативных подразделений или скрывается ими от правоохранительных органов (очевидцы, пострадавшие, граждане, располагающие информацией в силу своего профессионального положения или имеющие контакты с криминальной средой, и др.).

Целью опроса является получение оперативно-розыскной информации, в том числе скрываемой объектами опроса от правоохранительных органов.

Содержательная часть опроса заключается в получении информации, зафиксированной в памяти опрашиваемого лица, путем ее устного воспроизведения.

В зависимости от целей, условий и личности опрашиваемого могут использоваться различные виды опроса: гласный, зашифрованный, негласный, опрос с использованием полиграфа.

При гласном опросе от опрашиваемых лиц не скрывается факт его проведения и сведения, необходимые оперативному сотруднику. При его проведении четко формулируется цель беседы и необходимость получения конкретной информации.

Зашифрованный опрос предполагает использование различных приемов, скрывающих истинную цель беседы, для получения оперативно значимой информации. Такой вид опроса наиболее часто используется, когда имеется сомнение в искренности опрашиваемых лиц либо они подозреваются в причастности к противоправной деятельности, а также в связях с криминальной средой.

Негласный опрос заключается в сохранении в тайне от окружающих самого факта опроса, а также собираемых при этом сведений. Проводя опрос, оперативные сотрудники могут прогнозировать развитие беседы, имеют право скрывать истинные цели этого мероприятия и свою профессиональную принадлежность (ст. 15 Закона об ОРД).

Результативность любого вида опроса во многом зависит от подготовки к нему, степени осведомленности о личности опрашиваемого, его психологических качествах, об отношении к преступности и подозреваемому, лояльности к правоохранительным органам. При его проведении (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД) может осуществляться организационно-техническое обеспечение путем как гласного, так и негласного использования технических средств, фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации с помощью видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических средств.

Результаты опроса оформляются рапортом или справкой должностного лица. Если опрос проводится в гласной форме, его данные могут быть оформлены письменным объяснением и переданы следователю. Если сведения получены конфиденциально, их использование осуществляется по требованиям секретного делопроизводства.

В справке или рапорте отражаются ход, результаты, условия проведения опроса, а также полные установочные данные опрашиваемого. В обязательном порядке необходимо отметить условия, при которых он стал очевидцем интересующего правоохранительные органы события. К справке (рапорту) могут прилагаться полученные в процессе опроса документы, предметы, схемы, аудио- и видеозаписи и др.

В соответствии с ведомственными нормативными актами опрос с согласия его участников может проводиться специалистами с использованием полиграфа.

Полиграф — это многоканальный медико-биологический прибор, который регистрирует состояние опрашиваемого при воздействии на него словесных раздражителей (заранее подготовленных вопросов и т.п.), предъявлении видео- и фотодокументов. Применение полиграфа осуществляется с согласия опрашиваемого и, как правило, оформляется его письменным заявлением, а также рапортом или справкой должностного лица оперативного подразделения.

Опрашиваемый вправе отказаться от опроса с применением полиграфа. При этом отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступлений и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также привести к ущемлению его законных прав и свобод.

Во избежание получения необъективных результатов запрещается использование опроса на полиграфе в случаях:

  • физического и психического истощения опрашиваемого;
  • наличия у опрашиваемого лица заболевания (психического, сердечно-сосудистого, дыхательной системы);
  • регулярного употребления опрашиваемым наркотических средств или сильнодействующих лекарственных препаратов:
  • нахождение опрашиваемого в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и др.

В других государствах проведение схожих видов опроса регламентируется оперативно-розыскным законодательством. Например, в п. «н» ч. 2 ст. 6 Закона Республики Молдова «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплено такое ОРМ, как проведение беседы с подозреваемым с применением детекторов симуляции.

Субъектами опроса выступают оперативные сотрудники, а также лица, действующие по их поручению (внештатные или конфиденциальные сотрудники).

Организационно-техническое обеспечение предполагает определение места, вида опроса, контингента опрашиваемых лиц, выбор специальных технических средств, позволяющих гласно или негласно фиксировать получаемую информацию, например диктофон. При проведении опроса с помощью полиграфа составляется специальное задание, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Результаты опроса могут быть оформлены объяснением, заявлением опрашиваемого либо справкой, рапортом сотрудника, его проводившего.

Наведение справок — это способ сбора информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, а также направления запросов в организации, учреждения.

Объектами мероприятия являются регистрационные, бухгалтерские, кадровые документы, а также АИПС и АБД различных подразделений органов внутренних дел и информационных систем других ведомств (службы судебных приставов, страховых компаний, медицинских учреждений, налоговых служб, компаний сотовой связи, АТС и др.).

Целью наведения справок является сбор сведений о проверяемом лице, позволяющих установить его причастность к противоправной деятельности (биография, род занятий, имущественное положение, места проживания, наличие судимости и др.).

Содержательная часть мероприятия предусматривает изучение различных видов документов и направление запросов в государственные и негосударственные органы.

В зависимости от целей и условий получения информации могут быть изучены документы, касающиеся проживания, временного пребывания (гостиницы, санатории, больницы и др.), документы, характеризующие хозяйственную деятельность предприятия, а также архивные источники. Если оперативным сотрудником в процессе наведения справок получена необходимая информация, то результаты мероприятия оформляются справкой, рапортом.

Запросы могут направляться в следующие инстанции: а) информационно-справочные отделы, располагающие учетами, картотеками, информационными банками данных; б) оперативно-розыскные органы в процессе взаимодействия и обмена оперативно-значимой информацией; в) иные учреждения, организации, предприятия (психиатрическая больница, место работы подозреваемого, жилищно-коммунальные службы, наркологический диспансер, телефонные станции, налоговые органы).

В соответствии с законодательством установлены специальные режимы сбора сведений, содержащих государственную, коммерческую, журналистскую, адвокатскую, банковскую, врачебную, нотариальную и другие виды тайн.

Представление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными делами.

Субъектом мероприятия выступают сотрудники оперативных подразделений, другие должностные лица по их поручению либо граждане, осуществляющие содействие на гласной и негласной основе.

В соответствии с п. 4 ст. 13, п. «м» ч. 1 ст. 13 Закона об органах ФСБ сотрудники данных органов имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности необходимую информацию для выполнения задач, входящих в компетенцию органов ФСБ.

Результаты рассматриваемого ОРМ оформляются справкой, рапортом оперативного сотрудника с приложением полученных оригиналов или копий документов и могут направляться следователю для приобщения к уголовному делу.

Сбор образцов для сравнительного исследования обнаружение и изъятие различных материальных объектов для их последующего распознания и идентификации с имеющимися в оперативном подразделении аналогами.

К собираемым образцам (пробам) относятся различные объекты: отпечатки пальцев, следы ног, волосы, голос, кровь, почерк, следы транспортных средств, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, наркотики и др.

Все образцы, подлежащие сбору, подразделяются на два вида: 1) предметы и вещества, используемые для идентификации (отпечатки пальцев рук, голос и т.п.); 2) образцы, подлежащие самостоятельному исследованию (оружие, компьютерные программы, взрывчатые вещества, яды и др.).

Необходимые образцы могут изыматься путем проведения дактилоскопирования, соскоба части вещества, отделения части предмета, приобретения предмета, снятия копий и др. При этом объекты упаковываются и опечатываются печатью предприятия, учреждения либо к ним прикрепляется ярлык (бирка), заверенный подписью участников мероприятия.

Полиция имеет право истребовать но письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги их продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз (п. 17 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, организаций, учреждений, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

Целью мероприятия является сбор юридически значимой информации, ее последующая проверка, сопоставление и оценка фактов, свойств или признаков двух или более объектов. Наиболее часто это мероприятие обеспечивает проведение такого ОРМ, как исследование предметов и документов.

Оперативный сотрудник выбирает учреждение, предприятие, куда необходимо доставить полученные образцы для их исследования (экспертно-криминалистические учреждения, исследовательские институты и лаборатории, заводы-изготовители). При выборе учреждения учитываются компетенция его специалистов и возможность разрешения поставленных вопросов.

Данное мероприятие имеет определенную специфику и в ряде случаев требует соответствующего организационно-технического обеспечения с привлечением специалистов (медиков, технологов и др.), а также использованием криминалистических, медицинских, технологических и других инструментов.

Результаты сбора образцов в зависимости от специфики их получения могут оформляться актом, дактилоскопической картой, рапортом, справкой или иными официальными документами. Упакованные объекты прилагаются к данным документам.

Исследование предметов и документов — это проводимое с привлечением специалистов не процессуальное криминалистическое исследование объектов, сохранивших следы преступной деятельности или явившихся орудием совершения преступления.

На практике исследованию предметов и документов, как правило, предшествует сбор образцов для сравнительного исследования.

Объектами данного мероприятия являются: а) предметы, позволяющие идентифицировать личность (отпечатки пальцев, образцы крови, запаха и т.д.); б) предметы, имеющие на себе следы преступлений (оружие, наркотики, физические носители компьютерной информации и др.).

Целями исследования являются определение принадлежности и идентификация следов противоправной деятельности; получение информации о назначении, технологии, месте изготовления, качественных характеристиках объекта; определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач ОРД.

Исследование позволяет идентифицировать изучаемые объекты — носители информации, собранные оперативным работником, получить ответы на поставленные им вопросы и использовать полученную информацию для решения оперативно-розыскных задач. Оно может быть осуществлено специалистами в области криминалистики либо в других сферах научной деятельности (химиками, товароведами, биологами, технологами и т.п.). При исследовании предметов, веществ, документов может быть получена информация об их назначении, о времени, месте изготовления, качественных характеристиках, содержании документов, принадлежности биологических объектов (крови, волос и т.п.) и иных свойствах и характеристиках исследуемых предметов.

Инициатором проведения исследования является оперативный сотрудник. Исследование проводится по письменному поручению органов, осуществляющих ОРД.

Поскольку исследование является специфическим мероприятием и требует соответствующих специальных знаний в различных областях науки, техники и ремесла, оно проводится специалистами или группами специалистов. В отдельных случаях при наличии стандартизированных методик исследования могут проводиться и непосредственно сотрудниками оперативных подразделений (например, определение наркотического средства с помощью экспресс-анализатора).

Исследования проводятся в экспертно-криминалистических службах правоохранительных органов (экспертно-криминалистические управления УВД, экспертно-криминалистические центры МВД России, лаборатории судебных экспертиз Минюста России), а также в научно-исследовательских учреждениях (НИИ, лаборатории) других министерств и ведомств.

Специализированными экспертными учреждениями ОВД могут проводиться криминалистические (отпечатки пальцев, почерк), товароведческие (качество, сортность товара), бухгалтерские, химические и другие виды исследований.

Исследование предметов и документов требует соответствующего организационно-технического обеспечения и включает в себя подготовку письменного поручения, приложение образцов, требующих исследования, и постановку эксперту квалифицированных вопросов. Проводимые исследования основаны на использовании адаптированных методик с применением криминалистических приборов, аппаратуры.

Результаты исследования, проведенного в системе МВД России, оформляются справкой, которая составляется лицом, проводившим исследование. Итоги исследования, проведенного в иных учреждениях, оформляются документами, предусмотренными нормативными актами соответствующих ведомств.

Отождествление личности заключается в установлении и идентификации личности проверяемого по различным признакам (отпечаткам пальцев, внешности, запаховым следам и следам, оставленным на месте происшествия, и др.).

Объектами отождествления выступают прежде всего подозреваемые, разыскиваемые лица, неопознанные трупы, а также лица, представляющие оперативный интерес.

Отождествление может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, которые ранее встречались с разыскиваемым и запомнили его внешность, особые приметы. Опосредованное отождествление предполагает распознание по словесному и рисованному портрету, фотографии, фотороботу, отпечаткам пальцев, а также отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах по признакам внешности, особым приметам или способу совершения преступления. Основным условием подобного отождествления является то, что его проведение, как правило, сохраняется в тайне от проверяемого лица.

Данное мероприятие может проводиться: а) в естественных условиях (местах вероятного появления преступника); б) искусственно созданных условиях (например, вызов подозреваемого в правоохранительные органы).

Субъектами проведения отождествления личности выступают не только оперативные сотрудники, но и сотрудники информационных, экспертно-криминалистических служб, кинологи и другие должностные лица, привлекаемые к поиску подозреваемого лица по признакам внешности.

В процессе проведения мероприятия могут использоваться технические и иные средства, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей и вреда окружающей среде (информационные учеты, фото- и видеотеки, автоматизированные банки данных и др.).

Результаты отождествления оформляются рапортом оперативного сотрудника с приложением фотографий, видеозаписи сюжетов, предъявленных для опознания, а также справкой учетных подразделений о результатах поиска в информационных системах.

Отождествление личности с использованием служебно-розыскной собаки по запаховым следам осуществляется путем выбора лица по запаху его следа или вещи. Результаты такого отождествления оформляются актом применения служебной собаки, который составляет инспектор-кинолог. Этот акт имеет исключительно ориентирующее значение для целенаправленного осуществления поиска лица, совершившего преступление, или фактических данных, которые могут быть источниками доказательств.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств — это оперативный (непроцессуальный) осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых лиц, а также получения информации, необходимой для решения задач ОРД.

Указанное мероприятие в теории и практике ОРД часто называется оперативным осмотром; данный термин используется как тождественный термину «обследование».

К объектам осмотра относятся служебные и жилые помещения, здания, сооружения различного назначения. Под участками местности понимаются земельные участки вне зависимости от форм собственности, назначения и использования.

Обследование транспортных средств заключается в их осмотре снаружи и изнутри (например, салона автомобиля, его кузова, днища, кабины и др.). В целях обнаружения орудий преступления, наркотических средств, оружия и боеприпасов осмотру могут быть подвергнуты дверцы, моторная часть, шины, стенки кузова и салона, номерные детали.

Существуют различные формы обследования: гласная, зашифрованная и негласная.

Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта и в его присутствии. При этом участники такого осмотра не скрывают от окружающих целей своих действий.

При зашифрованном обследовании оперативный работник, как правило, скрывает истинные цели осмотра либо свою принадлежность к оперативному аппарату. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (сотрудник может представляться представителем жилищно-коммунального хозяйства, членом благотворительной организации и т.д.). В ходе такого обследования используются возможности скрытно носимых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.

Из всех обозначенных видов только негласное обследование предполагает особую процедуру, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Это обусловливает проведение данного вида обследования только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД). В его проведении участвуют специализированные оперативные подразделения.

Для проведения всех видов обследования могут приглашаться специалисты, обладающие специальными познаниями и навыками отыскания и фиксации следов преступной деятельности (эксперты-криминалисты, специалисты-бухгалтеры, взрывотехники и др.).

В ходе проведения данного мероприятия решаются следующие задачи:

  1. выявление и осмотр предметов и документов, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве вещественных доказательств;
  2. выявление мест хранения имущества и ценностей, приобретенных преступным путем, а также орудий совершения преступлений;
  3. сохранение выявленных предметов, документов и информации о них до их изъятия гласным путем;
  4. пометка предметов и документов специальными химическими веществами;
  5. обеспечение проведения иных предусмотренных законодательством ОРМ.

Субъектами оперативного осмотра кроме оперативных сотрудников выступают сотрудники оперативно-технических подразделений. В необходимых случаях проведение осмотра может быть поручено гражданам, оказывающим содействие оперативно-розыскным органам.

Организационно-техническое обеспечение мероприятия зависит от вида объекта и формы проведения осмотра. Проведение зашифрованного и гласного осмотра требует тщательной разработки плана обследования, выбора тактических приемов, а также технических средств обнаружения и фиксации искомых предметов.

Результаты гласного, а при определенных условиях и зашифрованного опроса оформляются рапортом, справкой или актом, которые могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания. Негласный оперативный осмотр оформляется справкой установленной формы, которая приобщается к делам оперативно-розыскного производства.

Следует учитывать, что в Законе об ОРД нет подробного изложения вопросов, касающихся проведения оперативного осмотра. Его положения носят преимущественно декларативный и общий предписывающий характер. Подобные вопросы конкретизируются в ведомственных нормативных актах, которые регламентируют организацию и тактику проведения оперативного осмотра.

ПОЛУЧЕНИЕ СУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ НА ГЛАСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ жИЛИщА

Л.А. Бакланов

(адъюнкт адъюнктуры (докторантуры) Омской академии МВД России;

kubkaz@rambler.ru)

В статье рассматривается подсудность материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, порядок представления материалов в суд и процесс их рассмотрения, анализируются сроки действия постановлений и компетенция суда по определению формы проведения мероприятия.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, обследование, жилище, постановление, судебное разрешение.

Федеральный закон «Об оперативнорозыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) содержит нормы, регулирующие порядок получения судебного решения, разрешающего проведение оперативнорозыскных мероприятий (далее — ОРМ), ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища. Отдельные вопросы регулируются ведомственными нормативными актами. Однако существующая правовая база не дает четкого понимания порядка получения судебного разрешения, что вызывает трудности в правоприменительной практике и дискуссии в научной литературе. Обсуждение возникающих в процессе получения судебного разрешения проблем может способствовать совершенствованию деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД), и судов.

В соответствии со ст. 9 Закона об ОРД рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан осуществляется, как правило, по месту проведения таких мероприятий или нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Подобная формулировка закона не дает четкого понимания подсудности рассматриваемых материалов. Ряд авторов полагают, что рассмотрение материалов по месту проведения ОРМ является правилом, а по месту нахождения органа, осуществляющего ОРД, — исключением из этого правила . Иными словами, фактически установлена жесткая территориальная подсудность, никакие иные суды

не правомочны рассматривать такие материалы. Если рассмотрение материалов по месту нахождения ходатайствующего органа является исключением, то такие обращения должны быть единичными.

Однако анализ правоприменительной практики свидетельствует, что по некоторым направлениям деятельности оперативных подразделений такие материалы, в подавляющем большинстве случаев, рассматриваются судами по месту нахождения органа. Ярким примером является розыскная работа, специфика которой в значительной степени связана с проведением ОРМ за пределами территории, обслуживаемой инициатором розыска. К тому же наличие большого количества межрайонных подразделений органов, осуществляющих ОРД, и рассмотрение материалов районными судами приводит к тому, что, как правило, материалы рассматриваются по месту нахождения ходатайствующего органа. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что используемая в законе формулировка «как правило» относится в равной степени как к месту проведения ОРМ, так и к месту нахождения ходатайствующего органа. Из этого следует, что территориальный принцип рассмотрения материалов является правилом, из которого обязательно должны иметься исключения. И тогда орган, осуществляющий ОРД, в порядке исключения может обратиться в любой из федеральных судов Российской Федерации за получением соответствующего разрешения. Следует обратить вни-

Юридическая наука и правоохранительная практика мание на то, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые суды не правомочны рассматривать материалы об ограничении конституционных прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В целях проверки наших выводов считаем необходимым проанализировать используемые в уголовно-процессуальном законодательстве правила определения подсудности. Статья 165 УПК РФ предусматривает рассмотрение судом ходатайства о производстве следственного действия по месту производства предварительного расследования или производства следственного действия. Статья 108 УПК РФ предусматривает рассмотрение ходатайства об избрании меры пресечения по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого. Ни в первом, ни во втором случаях законодатель при определении подсудности не прибегает к использованию словосочетания «как правило», что исключает возможность обращения в иные суды.

Таким образом, наличие в Законе об ОРД указанного словосочетания предполагает возможность, в качестве исключения, обращения в иной суд, который в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД не вправе отказать в рассмотрении таких материалов. Полагаем, что, основываясь именно на этом, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в кассационном определении от 21 марта 2006 г. по делу № 19-о06-10мв признала законным решение Георгиевского городского суда Ставропольского края, разрешившего проведение ОРМ и не являвшегося ни судом по месту их проведения, ни судом по месту нахождения ходатайствующего органа. Кроме того, Коллегия обратила внимание на то, что по смыслу закона в соответствующем ходатайстве и постановлении суда не требуется мотивировка обстоятельств обращения в порядке исключения в конкретный суд . Наделив органы правом обращения в любой суд Российской Федерации, законодатель исходил из необходимости предоставления максимальной

независимости при принятии решений как самого органа, так и суда, принимающего решение. Судебная система в Российской Федерации едина, и решения судов одинаково легитимны вне зависимости от местонахождения суда, их принявшего.

Другим проблемным вопросом, связанным с рассмотрением материалов, является уровень судов, рассматривающих такие материалы. Позиция руководства судебных органов в ряде субъектов Российской Федерации привела к тому, что материалы рассматриваются преимущественно судами субъектов Российской Федерации. Судьи районного звена по причине отсутствия секретного журнала регистрации постановлений, а иногда и вообще без объяснения причин отказывают в рассмотрении таких материалов, вынуждая тем самым сотрудников обращаться в вышестоящий суд.

Исключая городские и районные суды из процесса рассмотрения таких материалов, суд субъекта федерации становится судом первой инстанции, а повторное рассмотрение материалов в вышестоящем суде возможно только в Верховном Суде Российской Федерации. Обращение в Верховный Суд видится нам достаточно проблематичным. Значительная удаленность многих территорий от федерального центра объективно препятствует личным обращениям сотрудников оперативных подразделений. В такой ситуации суд субъекта федерации фактически является судом первой и одновременно последней инстанции. Таким образом, рассмотрение краевыми, областными и приравненными к ним судами материалов приводит к существенному ограничению предусмотренного ч. 6 ст. 9 Закона об ОРД права на обращение в вышестоящий суд в случае отказа в разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия.

Полагаем, что отказ районных и городских судов в принятии к рассмотрению материалов является нарушением ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД и требует соответствующих мер прокурорского реагирования. Органу, осуществляющему ОРД, столкнувшемуся с таким фактом, необходимо в письменной

форме уведомить об этом прокурора, осуществляющего надзор.

Таким образом, городские и районные суды преимущественно должны рассматривать материалы об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а суды субъектов Российской Федерации включаются в процесс только в случае отказа в выдаче судебного решения на проведение ОРМ и выступают дополнительным гарантом соблюдения законности. При этом у органа, осуществляющего ОРД, имеется возможность, без объяснения причины, напрямую обращаться в суд субъекта федерации.

Согласно Закону об ОРД рассмотрение материалов осуществляется уполномоченным на то судьей. В соответствии со ст. 211 закона «О государственной тайне» все судьи на период исполнения своих обязанностей допущены к сведениям, составляющим государственную тайну. Любой из судей районных и вышестоящих судов правомочен и, следовательно, уполномочен рассматривать данные документы. Представленные материалы могут рассматриваться дежурным судьей .

Порядок представления документов в суд не прописан ни в Законе об ОРД, ни в ведомственных инструкциях. Если для направления документов в суд по почте препятствий не существует, то возвращение их таким же способом достаточно проблематично. Согласно ч. 4 ст. 9 Закона об ОРД «постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов». Такая формулировка закона подразумевает личное присутствие сотрудника оперативного подразделения при получении от судьи документов.

Кроме того, неясно, кто является инициатором, — конкретное должностное лицо или орган, осуществляющий ОРД. Если речь идет о конкретном сотруднике, то из буквального толкования закона следует, что судья должен установить, является ли сотрудник, представивший в суд материалы, инициатором проведения ОРМ, и только

после этого возвращать ему соответствующие документы. Не внес ясности в этот вопрос и Конституционный Суд Российской Федерации, который в своем определении по жалобе И.Г. Черновой ведет речь не об инициаторе, а о руководителе, обратившемся за получением разрешения . Некоторые авторы считают инициатором руководителя, вынесшего постановление о получении разрешения .

Необходимо признать правильной позицию ученых, критикующих данное положение закона . Полагаем, что под инициатором следует понимать не отдельное должностное лицо, а орган, осуществляющий ОРД в целом. В этом случае материалы могут представляться в суд не только сотрудником, являющимся инициатором проведения конкретного ОРМ, но и другим должностным лицом такого органа. Если материалы в суд представляются не руководителем, подписавшим постановление, а иным сотрудником оперативного подразделения, то судья должен убедиться в наличии у такого сотрудника соответствующих полномочий.

В то же время результаты проведенного анкетирования и интервьюирования показали, что руководитель, подписавший постановление, лично представляет материалы в суд в 8 % случаев, инициатор мероприятия — в 64 %, иное лицо — в 28 % случаев. При этом не выявлено ни одного факта наличия документа, уполномочивающего сотрудника оперативного подразделения на представление материалов.

Получив постановление, утвержденное руководителем, судья приступает к его рассмотрению. Анализ практики получения судебных разрешений на проведение гласного обследования показывает, что в 29 % случаев при изучении постановлений судьи запрашивают дополнительные материалы. Опытные оперативные сотрудники, предвидя возможный запрос судьей дополнительных материалов, готовятся к этому и заранее берут их с собой.

Предусматривая незамедлительность рассмотрения материалов и отсутствие возможности приостановления процедуры их рассмотрения, законодатель, возможно,

Юридическая наука и правоохранительная практика умышленно не определяет форму представления дополнительных материалов. Следовательно, дополнительные материалы могут представляться как в письменной, так и в устной форме. И в связи с этим существенно возрастает роль лица, представившего в суд такие материалы. Его юридическая подготовка и умение грамотно обосновать наличие оснований и условий проведения ОРМ будет во многом благоприятствовать успешному рассмотрению материалов в суде.

Часть 6 ст. 9 Закона об ОРД предусматривает право органа, осуществляющего ОРМ, в случае отказа в проведении мероприятия обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд. Исключая принципиальную возможность обжалования органом, осуществляющим ОРД, отрицательного решения суда, закон демонстративно подчеркивает независимость, объективность и беспристрастность суда при рассмотрении соответствующих материалов и принятии решения. Кроме того, полагаем, что, предусмотрев возможность обращения в вышестоящий суд, законодатель не запрещает повторного обращения. При принятии решения судья оценивает определенный объем оснований для проведения ОРМ, придя к выводу о недостаточности таких оснований, судья отказывает в выдаче разрешения. После отказа орган, осуществляющий ОРД, может получить дополнительные данные, содержащие основания проведения ОРМ. Часть 9 ст. 108 УПК РФ допускает при возникновении новых обстоятельств повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица, по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании меры пресечения. Таким образом, при получении дополнительных данных, обосновывающих проведение мероприятия, не существует никаких препятствий для повторного обращения в суд с новым постановлением о получении судебного разрешения.

При рассмотрении материалов в суде немаловажным является определение формы проведения обследования. В ряде предлагаемых образцов постановлений име-

ются сведения о форме проведения оперативно-розыскного мероприятия (гласная или негласная) . О необходимости указания в постановлении формы проведения обследования высказывались и опрошенные нами судьи, рассматривающие соответствующие обращения. По нашему мнению, такой подход в определенной части противоречит смыслу ст. 9 Закона об ОРД и ст. 25 Конституции Российской Федерации. При рассмотрении материалов суд принимает решение разрешить либо не разрешить ограничение конституционного права на неприкосновенность жилища. Полномочий по определению формы проведения мероприятия у суда нет и быть не должно. Форма проведения ОРМ тесным образом связана с тактикой, которая согласно ч. 2 ст. 4 Закона об ОРД определяется органом, осуществляющим ОРД. Определяя форму проведения оперативнорозыскного мероприятия, суд фактически определяет тактику его проведения, тем самым подменяя собой соответствующие органы. В связи с этим полагаем, что форма проведения обследования не может входить в предмет судебного рассмотрения и определяться судом при решении вопроса о разрешении проведения оперативно-розыскных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от формы проведения мероприятия суд правомочен устанавливать срок его проведения. В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона об ОРД «срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указанно в самом постановлении». Иными словами, постановление действует в течение шести месяцев со дня его подписания или в течение иного срока, установленного в самом постановлении.

Приведенная выше формулировка закона дает повод предположить, что для самого суда теоретически верхний срок ничем не ограничен . С данным положением следует не согласиться, поскольку наличие в законе процедуры продления сроков действия постановления в виде получения нового решения подразумевает в качестве максимального шестимесячный

срок действия. В случае если судья, по собственной инициативе, в процессе рассмотрения материалов придет к выводу о необходимости установления меньшего срока действия постановления, он может его сократить. Необходимо отметить, что разрешение суда дает право на разовое гласное обследование жилища. В случае необходимости повторного его проведения следует получить новое разрешение.

Относительно сроков действия постановления руководителя на получение судебного разрешения существующая нормативная база не содержит никаких ограничений. Практика идет по пути представления в суд таких постановлений практически сразу после их вынесения. Поддерживая правильность их незамедлительного представления, отмечаем, что они могут быть представлены в суд и рассмотрены вне зависимости от сроков составления. Единственным ограничением для представления в суд ранее вынесенного постановления может являться прекращение полномочий руководителя, его оформившего.

Таким образом, рассматривая проблемы, возникающие при получении судебного разрешения на гласное обследование жилища, необходимо сделать следующие выводы:

1. Постановление и материалы об ограничении конституционных прав граждан в ходе проведения ОРМ могут рассматриваться любым федеральным судьей.

2. Постановление и материалы об ограничении конституционных прав граждан представляются в суд руководителем, подписавшим постановление, либо иным сотрудником оперативного подразделения, имеющим соответствующую доверенность.

3. Процесс получения судебного разрешения может проходить в форме изучения судьей постановления, а также сочетаться с представлением дополнительных документов и устных сведений.

4. При получении дополнительных данных, обосновывающих проведение мероприятия, допускается повторное обращение в суд.

5. Разрешая проведение обследования, суд не может определять форму его проведения.

Полагаем, что рассмотренные в статье проблемы и сформулированные выводы позволят оптимизировать деятельность оперативных подразделений и судов при реализации соответствующих положений Закона об ОРД.

3. Кассационное определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, от 21 марта 2006 г. по делу № 19-о06-10мв. : Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс: Высшая школа».

5. Определение Конституционного

Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-О по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой. :

Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс: Высшая школа».

7. Литвинов А.В. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в деятельности подразделений уголовного розыска. Омск, 2007. 112 с.

8. Пронин К.В. Краткий курс по оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие. М.: Окей-книга, 2009. 128 с.

УДК 342

Фирсов Олег Вячеславович Oleg Firsov

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Рассматриваются особенности и проблемы правового регулирования осуществления оперативными подразделениями органов внутренних дел оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, органы внутренних дел, обследование

Key words: operational-search activity, operational-search measures, law-enforcement bodies, inspection

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) в п. 8 ч. 1 ст. 6 предусматривает проведение оперативными подразделениями оперативно-розыскных органов оперативнорозыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», заключающегося в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) непроцессуальном осмотре и изучении указанных объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, похищенного имущества, разыскиваемых лиц, а также получения иной информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности (синонимом слова «обследование» является слово «осмотр») .

Содержание, цели, виды, основания и условия проведения этого оперативнорозыскного мероприятия (далее — ОРМ) достаточно подробно освещены в учебной и научной литературе . Отметим лишь, что данное ОРМ может осуществляться в гласной, зашифрованной и негласной формах. Обследование жилища против воли проживающих в нем лиц (гласное и негласное) проводится на основании судебного решения в порядке, установленном ч. 2 ст. 8 и ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Рассмотрим более детально особенности и проблемы правового регулирования проведения гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств оперативными подразделениями органов внутренних дел.

Несомненный интерес по данному вопросу представляет Инструкция о порядке

проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (далее — Инструкция) .

В п. 1 Инструкции указано, что «действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений», из чего следует, что на иные объекты обследования (нежилые помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства) ее действие распространяется.

Далее в Инструкции описывается порядок проведения гласного обследования указанных объектов (п. 2—12).

Для принятия решения о назначении проведения обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочный осуществлять оперативно-розыскную деятельность, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства РФ, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с согласия непосредственного начальника представляет руководителю органа внутренних дел мотивированный рапорт. В рапорте для проведения обследования должны быть изложены основания, указанные в ст. 7 ФЗ об ОРД, принятые меры по получению информации, подтверждающей достоверность имеющихся сведений, и их результаты, предшествовавшие выводу сотрудника о необходимости проведения обследования; дата, время и место проведения обследования.

Проведение обследования назначает руководитель органа внутренних дел путем вынесения соответствующего распоряжения по установленной форме.

Перед началом обследования сотрудник предъявляет представителю юридического лица либо физическому лицу для ознакомления распоряжение о проведении обследования и вручает его копию под роспись.

При проведении обследования сотрудник вправе изымать документы (либо их копии), предметы, материалы. По резуль-

татам такого обследования составляется протокол в соответствии сп. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД.

Изучив содержание Инструкции, можно отметить, что ее нормы достаточно подробно регламентирует порядок проведения обследования и оформления его результатов, вводится в действие новый оперативно-служебный документ — распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (бланк распоряжения содержится в приложении 1 к Инструкции). Все это соответствует целям принятия Инструкции — обеспечение законности и обоснованности проводимого сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», исключение нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Однако, по мнению автора, возникает ряд проблем в связи с введением в действие указанной Инструкции.

Во-первых, в п. 1 Инструкции указано: «действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений».

Норма ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД требует вынесения судебного решения для проведения обследования в случае ограничения конституционного права человека и гражданина на неприкосновенность жилища.

Однако понятия «жилое помещение» и «жилище» не тождественны, последнее шире. Этот вывод следует из законодательных определений указанных понятий, изложенных в Жилищном кодексе РФ, УК РФ и УПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 15 и ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

В УК РФ под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение, независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания (примечаниекст. 139).

Норма п. 10 ст. 5 УПК РФ определяет жилище как индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение, независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.

А. Ю. Шумилов, А. В. Чуркин в своих работах справедливо отмечают, что, поскольку ФЗ об ОРД не раскрывает многие юридически значимые аспекты каждого ОРМ, судьи, прокуроры, следователи и оперативные сотрудники ориентируются на правовые правила проведения следственных действий, которые по своему содержанию во многом схожи с соответствующими ОРМ (обследование — следственный осмотр, обыск; прослушивание телефонных и иных переговоров — контроль и запись переговоров и др. ) .

Конституционный Суд РФ разъяснил, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются:

1) последующийзакон;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений;

3) закон, который представляет гражданам больший объем прав и свобод и в силу ст. 18 Конституции РФ устанавливает более широкие их гарантии .

Учитывая данную позицию Конституционного Суда РФ и правоприменительную практику, при осуществлении рассматриваемого ОРМ следует руководствоваться определением понятия «жилище», изло-

женном в УПК РФ .

УПК РФ относит к жилищу, помимо жилых помещений, и иные помещения и строения, используемые для проживания (садовый дом, незарегистрированное строение, купе поезда, каюта теплохода и др.). Учитывая, что такие объекты Жилищный кодекс РФ не относит к жилым помещениям, возникает вопрос, какой документ необходимо оформлять для их обследования — распоряжение руководителя органа внутренних дел или судебное решение? С учетом правовой нормы ст. 89 УПК РФ, указанного определения Конституционного Суда РФ, необходимо оформлять судебное решение.

Во-вторых, следует ли руководствоваться нормами Инструкции и издавать распоряжение при необходимости проведения гласного обследования жилища с согласия проживающих в нем лиц. Статья 25 Конституции РФ гарантирует неприкосновенность жилища от проникновения в него «против воли проживающих в нем лиц» и, соответственно, судебного решения для проведения обследования жилища с согласия проживающих в нем лиц уже не требуется.

По мнению автора, нет необходимости издавать распоряжение о проведении гласного обследования жилища с согласия проживающих в нем лиц. Нужно лишь в документе по результатам такого обследования (протоколе, акте) отразить предварительное получение такого согласия проживающих в жилище лиц, данное ими в присутствии понятых.

В-третьих, из содержания п. 3 Инструкции следует, что для принятия решения о назначении проведения обследования оперативный сотрудник должен располагать сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства РФ в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Рассмотрев основания проведения ОРМ, изложенные в ст. 7 ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что наличие такой первичной информации входит в содержание

основания проведения ОРМ, изложенного в поди. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД. Соответственно, возникает вопрос, следует ли руководствоваться нормами Инструкции при наличии иных оснований проведения рассматриваемого ОРМ, предусмотренных ст. 7 ФЗ об ОРД (например, наличие возбужденного уголовного дела)?

Изучив содержание Инструкции, однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. В частности, последующие абзацы того же п. 3 Инструкции предписывают оперативному сотруднику излагать в рапорте о необходимости проведения обследования основания, указанные в ст. 7 ФЗ об ОРД, в том числе данные о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ.

В-четвертых, исходя из содержания Инструкции, вынесение распоряжения необходимо при обследовании нежилых помещений, транспортных средств независимо от наличия или отсутствия согласия на гласное обследование собственника или лиц, в законном владении которых находится осматриваемый объект.

По мнению автора, такое распоряжение целесообразно издавать лишь в случае отсутствия согласия указанных лиц на проведение гласного обследования. Если же эти лица дают добровольное согласие, его вынесение теряет смысл и лишь создает дополнительные процедуры, затрудняя работу оперативных сотрудников. В протоколе такого обследования необходимо отразить предварительное получение такого согласия собственника или лиц, в законном владении которых находится осматриваемый объект.

В-пятых, исходя из буквального толкования норм Инструкции, следует, что ими регламентируется порядок проведения гласного обследования помещений (кроме жилых), а также любых зданий, сооружений и участков местности.

Возникают сомнения в целесообразности оформления распоряжения при необходимости проведения гласного обследования чердачных и подвальных помещений,

лестничных пролетов и прилегающих к месту происшествия участков местности, бесхозных сооружений и т.п. Более того, зачастую сложно установить владельца такого объекта (физическое или юридическое лицо), обеспечить его присутствие при обследовании и вручить копию распоряжения, что требует норма п. 6 Инструкции.

В-шестых, если в ходе проведенного обследования будут получены результаты, могущие служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также необходимые для использования в доказывании по уголовному делу, их представление дознавателю, органу дознания, следователю или в суд регламентировано нормами ст. 11 ФЗ о ОРД и Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю или в суд .

В Инструкции о порядке представления результатов ОРД не определено, необходимо ли представлять дознавателю, органу дознания, следователю или в суд распоряжение руководителя органа внутренних дел о проведении гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Однако непредставление такого распоряжения может повлечь признание полученных результатов недопустимыми доказательствами в связи с несоблюдением установленного ведомственным нормативным актом МВД РФ порядка проведения данного мероприятия.

Учитывая изложенное, по мнению автора, целесообразно:

1) внести изменения и дополнения в текст Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», указав для проведения обследования каких объектов (производственные, складские, торговые и иные служебные), при наличии каких оснований и при каких условиях (отсутствие согласия владельца или иного лица, нецелесообразность либо невозможность получения такого согласия) требуется вынесение уполномоченным ру-

ководителем органа внутренних дел распоряжения о проведении гласного обследования;

2) дополнить п. 11 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю или в суд указанием о необходимости представления дознавателю, органу дознания, следователю или в суд подлинника распоряжения руководителя органа внутренних дел о проведении гласного обследования помещений,

зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Эти уточнения в ведомственный и межведомственный нормативные акты позволят оперативным сотрудникам органов внутренних дел своевременно реагировать на информацию, требующую проведения ОРМ, а также избежать проблем при использовании полученных в ходе проведения обследования результатов в доказывании по уголовным делам.

Литература

1. АлександроваЗ.Е. Словарь синонимов русского языка/Под ред. Л.А. Чешко. — М., 1968. -С. 300.

3. Утверждена приказом МВД РФ от 30 марта 2010 г. № 249. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 нюня 2010 г., per. № 17645.

5. См.: п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. № 439-0 «По жалобе граждан С. В. Бородина, В. Н. Буробина, А. В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. — 2006. —№2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Проблемы определения содержания понятия «жилище» рассматривались автором подробней в работах: Фирсов О.В. Ограничение конституционного права человека на неприкосновенность жилища при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий // Вестник ЧитГУ. — № 2. — 2008. — С. 84-89; Фирсов О.В. Некоторые проблемы применения уголовно-правового понятия «жилище» при квалификации хищений // Закон и практика. — № 3, — 2004. — С. 36-38.

Коротко об авторе_____________________________________________Briefly about the author

Фирсов О.В., канд. юрнд. наук, доцент, зав. кафедрой уголовного процесса и криминалистики юридического института, Читинский государствен-ныйуниверситет (ЧитГУ)

ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Оперативно-розыскная деятельность широко применяется сотрудниками полиции при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе по делам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Виды и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий регламентируются Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом большинство ОРМ проводятся сотрудниками полиции негласно, то есть скрыто.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень ОРМ, которые могут быть проведены, данный перечень является оконченным и может быть добавлен только внесением поправок в ФЗ «Об ОРД».

Необходимо отметить, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводить только сотрудники оперативных подразделений соответствующих ведомств (оперуполномоченные), — Органов внутренних дел Российской Федерации, Органов федеральной службы безопасности, Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний.

Таким образом, обычные сотрудники полиции, будь то сотрудники ППС, участковые оперуполномоченные и т.д. не имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, по признакам уголовных преступлений являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела (следователем дается поручение оперативному подразделению о проведении оперативно-розыскного мероприятия).

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Важно отметить, что такие сведения получаются от агентов оперативных сотрудников, задержанных лиц и т.д., при этом данные сведения должны быть оформлены надлежащим образом в рамках дел оперативного учета, оперативной проверки, агентурных донесений и т.д., но к сожалению в силу специфики оперативно-розыскной деятельности, которая охраняется законом «О государственной тайне», защите получить доступ к таким основаниям бывает очень затруднительно.

3. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью установления, скрывающегося от уголовного преследования или наказания лица).

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. ОРМ «Опрос».

«Опрос» как оперативно-розыскное мероприятие подразумевает под собой непосредственный контакт оперативного сотрудника с каким-либо лицом с целью получения сведений о совершенных, совершаемых или готовящихся преступлений. Возможном месте нахождения доказательств достаточных для возбуждения уголовного дела или источниках информации об их нахождении.

При этом оперативный сотрудник в целях конспирации, согласно ФЗ «Об ОРД», может осуществлять данное ОРМ под видом другого лица, не раскрывая данных о своей личности и своих намерений.

В ходе ОРМ «Опрос» могут использоваться, как явно, так и скрыто технические средства фиксации его проведения, такие как аудио или видеозапись.

Для проведения ОРМ «Опрос» оперативному сотруднику не требуется какое-либо его санкционирование со стороны руководства или судебного разрешения.

Важно, что результаты проведенного ОРМ «Опрос» в том числе с фиксацией на технические средства связи не могут являться в дальнейшем доказательствами по уголовному делу, так как при его проведении не соблюдаются права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи (участие адвоката).

Согласно Определению Конституционного суда от 4 февраля 1999 г. № 18-0, содержит следующие правовые позиции, обязательные при применении ФЗ «Об ОРД», результаты ОРМ являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона «Об ОРД», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

Таким образом, результаты опросов граждан, проведенных до возбуждения уголовного дела и без присутствия адвоката (или отказа от него) не могут в дальнейшем использоваться при доказывании и подлежат признанию недопустимыми доказательствами.

2. ОРМ «Наведение справок».

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает получение оперативным сотрудником сведений из государственных организация, для которых не требуется особый порядок их получения согласно нормам ФЗ «Об ОРД».

К таким сведениям могут относиться сведения об образе жизни разрабатываемого лица, его родственных связях, наличии детей, круге общения, наличии какого либо недвижимого имуществ (квартир, домов, земельных участков, гаражей, дач и т.д.), нахождении в собственности любых транспортных средств, судимостях, данных документов (как общегражданских так и служебных), наличии у лица разрешения на владение оружием, или нахождении в собственности оружия, о постоянной или временной прописке разрабатываемого лица и так далее.

Сведения могут быть получены оперативными сотрудниками как непосредственно при личном обращении в организации, так и путем направления соответствующих запросов в них.

Специальный порядок получения информации предусмотрен только в отношении сведений конфиденциального характера, к которым в соответствии с Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ 1997 г., относятся: сведения, составляющие тайну следствия или суда, служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна), сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачей, нотариусов, адвокатов, банковская тайна, тайна страхования, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.), сведения, связанные с коммерческой деятельностью (отнесенные к коммерческой тайне).

За исключением указанных ограничений, оперативному сотруднику не требуется какое-либо его санкционирование со стороны руководства или судебного разрешения на получение сведений.

3. ОРМ «Сбор образцов для сравнительного исследования».

Данный вид оперативно-розыскных мероприятий преследует цель получения каких-либо образцов для проведения их исследования, в том числе сравнительного.

Под образцами имеются ввиду отпечатки пальцев интересующего лица, его биологические следы (кровь, слюна, волосы и т.д.), которые могут быть получены как гласным путем, так и не гласным (когда от разрабатываемого лица такой сбор производится в тайне).

По уголовным делам, связанным с наркотиками, данное ОРМ проводится с целью получения смывов с рук задержанного, получении части его ногтей, для установления на данных образцах следов наркотических средств.

После сбора образцов, они упаковываются и направляются на предварительное исследование, по результатам которого будет принято решение о наличии или отсутствии на них интересующих следов.

Важно, что для дальнейшего использования изъятых образцов при доказывании, их изъятие должно проводиться в соответствии с требованиями УПК РФ, то есть с участием двоих понятых одного пола с задержанным.

Так, особенностью получения смывов с рук задержанного лица, является наличие двух фрагментов материала, которым производится смыв, полученных из одного источника.

Одной частью материала делается сам смыв с рук, другая часть просто упаковывается в отдельный пакет, и в дальнейшем позволит утверждать об отсутствии выявленных на руках следов на изначальном (до разделения) фрагменте материала.

Вместе с тем, результаты ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования», полученные результаты, могут быть использовании при доказывании только при условии проведения соответствующей экспертизы, результаты предварительного исследования сами по себе доказательством являться не могут.

4. ОРМ «Проверочная закупка».

Цель проведения ОРМ «Проверочная закупка» сводится к созданию условий сотрудниками оперативных подразделений для приобретения у разрабатываемого лица предметов или веществ, запрещенных к гражданскому обороту, это могут быть наркотические средства или психотропные вещества, сильнодействующие или ядовитые вещества, оружие, программное обеспечение и т.д.

Важно отметить, что ОРМ «проверочная закупка» может быть проведено только при наличии у оперативных подразделений, обоснованных данных что разрабатываемое лицо причастно к противоправной деятельности, совершает подобные преступления либо намеренно его совершить.

Другими словами при наличии у оперативных сотрудниках сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п.1 ч.2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»).

Оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка» проводится на основании постановления о его проведении утвержденного руководителем органа проводящего ОРМ или его заместителем. Данное условие является обязательным при проведении «Проверочной закупки». При отсутствии указанного постановления результаты ОРМ не могут быть использованы при доказывании.

Очень важным обстоятельством для проведения «Проверочной закупки» является именно обоснованное подозрение в отношении разрабатываемого лица, и проверяемой информации о его причастности к совершению подобных преступлений, в противном случае речь может идти о провокации преступления сотрудниками полиции и их агентами.

Провокация преступления – искусственное создание умысла на совершение преступления оперативными сотрудниками или связанными с ними лицами. Особенно актуально это по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

Более подробно о провокации преступления вы можете прочитать здесь.

ОРМ «Проверочная закупка» как правило проводится в комплексе с другими ОРМ – «наблюдение», «опрос» и т.д.

В качестве закупщика запрещенных веществ могут выступать как сами сотрудники оперативных подразделений, так и лица, привлекаемые ими на добровольной основе (при отсутствии у них заинтересованности в результатах проведения закупки и зависимости от сотрудников полиции).

При этом истинные данные закупщика могут быть оставлены в тайне, часто это происходит именно для сокрытия фактов его заинтересованности или зависимости.

Более подробно об использовании ОРМ «Проверочная закупка» по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, законности его проведения, составе документов, вы можете .

Вместе с тем, при проведении «Проверочной закупки» к участию в ней могут привлекаться так называемые «незаинтересованные граждане» которые в дальнейшем могут подтвердить порядок ее проведения, либо сам факт передачи запрещенных предметов или веществ.

При этом сведения и предметы, полученные при проведении «Проверочной закупки» должны позволять сформировать доказательства в соответствии с требованиями УПК РФ. То есть, полученные предметы должны быть надлежащим образом упакованы, а участвующие лица досмотрены с обязательным участием двух «незаинтересованных граждан».

Участие «незаинтересованных граждан» при осмотре, копировании, пометки денежных средств, осмотре транспортных средств, используемых при проведении закупки, также является обязательным.

Кроме того, результаты ОРМ «Проверочная закупка» могут использоваться при доказывании только в случае передаче их следователю или суду в установленном законом порядке, на основании постановления руководителя (или его заместителя) органа проводящего оперативно-розыскное мероприятие.

Весь процесс проведения «Проверочной закупки» можно условно разделить на несколько частей.

Подготовительные мероприятия.

Получение оперативной информации о причастности лица к незаконным действиям с запрещенным предметами или веществами.

Проведение проверки указанной информации (проведение опросов, прослушивание телефонных переговоров и т.д., то есть способами, позволяющими убедится в самостоятельности умысла на совершение преступления).

Оформление рапорта о наличии подобной информации.

Подбор лица добровольно изъявляющего желание участвовать в качестве закупщика, получение у него добровольного согласия.

Вынесение и утверждение постановления о проведении ОРМ «Проверочная закупка».

Активная стадия проведения ОРМ.

Привлечение «незаинтересованных граждан».

Проведение личного досмотра закупщика.

Проведение осмотра и вручения денежных средств закупщику.

Проведение осмотра и вручение технических средств фиксации (если используются).

Проведение осмотра транспортного средства (если используется).

Следование к месту проведения закупки.

Передача запрещенных предметов или веществ закупщику, и денег разрабатываемому лицу.

Выдача приобретенных предметов или веществ сотрудникам полиции, их упаковка.

Выдача технических средств фиксации (если использовались).

Проведение повторного личного закупщика после проведения ОРМ.

Завершающая стадия проведения закупки.

Оформление документов по результатам проведения ОРМ – опрос закупщика, опросы «незаинтересованных граждан», акта проведения ОРМ.

Направление полученных предметов, веществ на предварительное исследование, по результатам которого регистрируется рапорт о наличии признаков преступления, являющийся основанием для возбуждение уголовного дела.

Рассекречивание результатов ОРМ «Проверочная закупка», утверждение постановления о предоставлении ее результатов следователю, фактическая передача документов и полученных предметов, веществ.

Разрабатываемое лицо может быть задержано сразу после передачи запрещенных предметов, веществ закупщику, либо проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении него может быть продолжено на усмотрения оперативных сотрудников в целях пресечения и раскрытия организованной преступной деятельности и установление всех её соучастников, выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установление каналов поступления наркотиков, выявление производства при наличии оперативно-значимой информации по данным фактам.

Если при проведении повторных ОРМ «Проверочная закупка» в постановлении о проведении ОРМ не указаны новые цели ее проведения, и по результатам ее проведения не достигнуто новых результатов, таких как выявление каналов поставки наркотиков, изобличению других лиц причастных к незаконному обороту и т.д., то данная закупка считается незаконной.

5. ОРМ «Исследование предметов и документов».

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает исследование предметов или документов специалистом или экспертом, для установления обстоятельств имеющих значения для выявления признаков преступления.

Могут быть исследованы отпечатки пальцев рук, изъятые наркотические средства и психотропные вещества, оружие, а также другие предметы, имеющие значение.

Вместе с тем, результаты таких исследований сами по себе не являются доказательствами по уголовному делу, и могут ими стать только после проведения соответствующих экспертиз.

6. ОРМ «Наблюдение».

ОРМ «Наблюдение» проводится путем скрытого наблюдения за действиями разрабатываемого лица, его перемещением, в том числе на транспортном средстве, встречи с иными лицами и подробного документирования всех действий представляющих оперативный интерес.

Наблюдение часто используется оперативными сотрудниками полиции при проведении ОРМ «Проверочная закупка» и «Оперативный эксперимент» для документирования совершения противоправных действий.

При проведении наблюдения сотрудниками полиции могут использоваться технические средства фиксации действий и результаты такой фиксации могут в дальнейшем являться доказательствами по уголовному делу.

Оперативным сотрудникам не требуется какое-либо санкционирование ОРМ «Наблюдение» со стороны руководства или судебного разрешения на его проведение.

По результатам проведения данного ОРМ оперативным сотрудником составляется акт его проведения, где фиксируются представляющие интерес сведения о поведении наблюдаемого, к которым при необходимости прилагаются результаты его фиксации техническими средствами.

7. ОРМ «Отождествление личности».

Данное ОРМ подразумевает скрытое опознание лица в естественных условиях, — на улице, при посещении различных помещений, в самолете или при иных обстоятельствах.

Вместе с тем, оперативные сотрудники сами могут создавать условия для организации ситуации, при которой можно опознать какое-либо лицо (приглашение в определенное место с сокрытием истинной цели визита и т.д.).

Кроме того, «отождествление личности» может проводиться по фотографии, видеозаписи, портрету или другому изображению опознаваемого лица.

При этом, результаты негласно «отождествления личности» не могут использоваться в качестве доказательств по уголовному делу, а служат только для установления лица, который в дальнейшем должен быть опознан согласно требованиям УПК РФ.

8. ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств подразумевает проведение обследования указанных объектов с целью документирования следов преступлений или иной информации необходимой для изобличения лиц, совершающих или совершивших преступления.

В ходе проведения данного оперативно-розыскного мероприятия сотрудники полиции могут изымать вещества, предметы, документы, в соответствии с требованиями УПК РФ в присутствии не менее 2-х лиц не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с сотрудниками полиции, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных сотрудникам полиции.

В большинстве случаев, данное ОРМ проводится гласно, в ходе которого, осуществляется изъятие наркотических средств, психотропных веществ, оружия, либо других предметов и документов, имеющих доказательственное значение.

При обследовании помещений не являющихся жилыми, а также зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств постановление для проведение данного оперативно-розыскного мероприятия не требуется (согласно ФЗ «Об ОРД»).

В случае проведения ОРМ «Обследования» жилого помещения в рамках оперативно-розыскной деятельности, в обязательном порядке требуется постановление суда о его проведении.

Либо, в случае проведения ОРМ «Обследование» жилого помещения по не терпящим отлагательства обстоятельствам, оно проводится на основании постановления руководителя органа проводящего ОРМ (его заместителя) с обязательным уведомлением суда (судьи) о его проведении в течение 24 часов.

Вместе с тем, в течение 48 часов, сотрудники оперативного подразделения должны получить судебное решение о законности его проведения.

При других обстоятельствах, данное ОРМ подлежит признанию незаконным и его результаты не могут быть использованы при доказывании.

При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия.

При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.

Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.

По результатам проведения ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» составляется протокол о его проведении.

9. ОРМ «Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений».

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает контроль сотрудниками полиции проводящими ОРМ почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной или телефонограммной корреспонденции непосредственно в отделении связи с привлечением работников данного отделения.

Такой контроль может проводиться сотрудниками полиции исключительно на основании судебного решения, а изъятие пересылаемых предметов или веществ должно производиться согласно требованиям УПК РФ, в присутствии не менее двоих понятых.

Такое ОРМ часто проводится сотрудниками оперативных подразделений для изъятия незаконно пересылаемых наркотических средств или психотропных веществ.

Проводится оно может не только в отделениях почты, но и других транспортных компаний занимающихся доставкой грузов и корреспонденции.

Важно, что разрешение суда на проведение данного ОРМ не может превышать временной промежуток более 6 месяцев.

По результатам ОРМ составляется соответствующий протокол или рапорт оперативного сотрудника, с приложением к нему изъятых предметов, веществ, либо фотографий контролируемой переписки.

10. ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров».

Данное оперативно-розыскное мероприятие предполагает контроль и запись телефонных переговоров разрабатываемого лица, при наличии у оперативных сотрудников сведений о его причастности к совершению преступлений.

«Прослушивание телефонных переговоров» проводится техническими подразделениями органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

ОРМ проводится исключительно на основании постановления суда о разрешении его проведения, действие которого ограничивается 6 месяцами, если в самом постановлении не указан меньший срок.

Решение о разрешении проведения ОРМ «ПТП» принимается судом на основании мотивированного постановления руководителя органа проводящего ОРМ или его заместителя.

При этом суд при разрешении данного вопроса вправе затребовать у оперативного подразделения дополнительные данные о причастности разрабатываемых лиц к совершению преступлений.

Проведение ОРМ «ПТП» допускается в отношении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В ходе указанного оперативно-розыскного мероприятия, сотрудники полиции негласно получают доступ к телефонным переговорам, производят их запись, а в дальнейшем составляют протокол с содержанием телефонных переговоров, в части, которая интересна для доказывания.

К протоколу прилагаются носители информации, на которые произведена запись телефонных переговоров и их стенограмма в интересующей части.

Вместе с тем, в дальнейшем вместе с результатами ОРМ «ПТП» в установленном порядке следователю или суду предоставляются мотивированное постановление руководителя или заместителя органа проводящего ОРМ, а также постановление суда о его разрешении.

О прослушивании телефонных переговоров и всех его видах .

11. ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи».

Данное оперативно-розыскное мероприятие, подразумевает негласное (скрытое) получение информации, которая передается по сетям электрической связи, компьютерным и другим сетям, путем контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных полей.

Указанное ОРМ проводится на основании постановления суда о разрешении его проведения, либо на основании постановления руководителя или заместителя руководителя органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в случаях не терпящих отлагательства с обязательным обращением в суд в течение 48 часов с начала его проведения, для признания законности проводимого ОРМ.

Обычно данное мероприятие проводится путем:

Внедрения аппаратных, программных, аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;

Перехвата информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрования этой информации;

Внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации ключей и средств криптографической защиты информации в целях получения доступа к защищаемой информации.

По результатам оперативно-розыскного мероприятия составляется протокол, в котором отражаются его результаты, с приложением носителем на которые она была записана.

12. ОРМ «Оперативное внедрение».

Данное оперативно-розыскное мероприятие предполагает тайное получение оперативно значимой информации о лицах, совершающих преступления, совершивших или готовящихся к их совершению, путем внедрения в их среду оперативных сотрудников полиции или лиц с ними сотрудничающих на конфиденциальной основе.

Для разоблачения деятельности организованных преступных сообществ внедрение сотрудника может быть долговременным, длящимся несколько месяцев или лет. Кратковременное внедрение может иметь место от нескольких часов до нескольких суток.

Лица, внедренные в преступные формирования, могут имитировать преступную деятельность. Законодательством допускается вынужденное причинение вреда право охраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга.

ОРМ «Оперативное внедрение» проводится исключительно на основании постановления, утвержденного руководителем или заместителем руководителя органа, проводящего оперативно-розыскные мероприятия. Решение суда для его проведения не требуется.

Результаты внедрения оформляются соответствующим протоколом или рапортом оперативного сотрудника.

admin