Организация государственных и муниципальных финансов

Содержание

14. Муниципальные финансы: понятие, структура. Роль муниципальных финансов в решении социальных задач территорий.

В последние десятилетия во многих государствах все в большей мере функции регулирования экономических и социальных процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. В связи с этим усиливается роль муниципальных финансов, как составной части территориальных финансов, расширяется сфера их использования.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы реализуются через местный бюджет, бюджетные учреждения, местные предприятия и финансовый рынок.

Муниципальный бюджет — это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Муниципальные финансы включают:

• средства местного бюджета;

•  муниципальные внебюджетные фонды;

•  государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Роль муниципальных финансов в решении социальных задач территорий

Сущность муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, которая в установленном размере   аккумулируется   в   руках   органов   местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения муниципалитетом своих функций.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местные бюджеты имеют важное значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Органы   местного  самоуправления  самостоятельно   распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами" местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отведенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Представительные органы местного самоуправления наделены следующим правами:

устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

в соответствии с законодательством РФ принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.

Представительный орган местного самоуправления принимает решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Контроль за исполнением местного бюджета осуществляется представительными органами местного самоуправления.

Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Государственные и муниципальные финансы, их экономическое содержание и структура

Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21831. ВОЗВЕДЕНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ РЕЗЕРВУАРОВ 37.5 KB
Днище и корпус устраивают из цельносварных рулонированных на заводе полотнищ. Изготавливают рулонные заготовки на специальных двухярусных стендахконвейерах имеющих посты раскроя; сборки и прихватки листов; сварки с одной стороны; сварки с другой стороны; испытания и рулонирования. Готовую заготовку сворачивают в рулон на центральную стойку покрытия или шахтную лестницу и закрепляют от самопроизвольного разворачивания специальными планками на сварке. Готовые к отправке рулоны имеют габариты: высота 3м; длина 12 или 18м; вес 21 или 47т.
21832. СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 282 KB
  Профили автомобильной дороги: А Поперечный профиль; Б продольный профиль; 1 разделительная полоса 2 дорожная одежда 3 укрепительная полоса 4 обочина 5 основание под дорожную одежду 6 тело насыпи 7 уклоны поперечный и продольный 8 кювет 9 зона сосредоточенного ведения работ 10 естественный профиль местности. Ознакомимся с терминологией характеризующей основные конструктивные элементы автомобильных дорог: поперечный профиль поперечное сечение автодороги характеризующее составляющие конструктивные…
21833. СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В УСЛОЖНЁННЫХ УСЛОВИЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА 50.5 KB
  Возведение строительных объектов в условиях плотной городской застройки. При строительстве в условиях плотной городской застройки возникает ряд факторов соблюдение которых обеспечивает качество и долговечность не только непосредственно возводимых объектов но и окружающих их соружений. Для ограничения складских площадей можно организовывать монтаж строительных конструкций с колёс применять максимально укрупнённые элементы применять апробированные в аналогичных условиях передовые строительные технологии.
21834. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 40 KB
  При составлении строительной технологической документации и выборе технологий выполнения тех или иных строительных процессов необходимо учитывать следующие факторы: наличие повышенного шумового фона сопровождающего почти все механизированные строительномонтажные работы; динамическое воздействие работающих механизмов на окружающие строения и грунты; выброс в атмосферу большого количества пылевых частиц различных фракций и газов от двигателей внутреннего сгорания; выработка большого количества строительных отходов в том числе…
21835. КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ 81.5 KB
  Общие положения Возведение зданий и сооружений невозможно без применения различых машин механизмов и приспособлений облегчающих ведение строительно монтажных работ. Это способ механизированного производства работ при котором все основные и вспомогательные процессы и операции выполняются комплектами машин и механизмов взаимоувязанными по своей производительности и эксплуатациионным параметрам. За расчётный параметр принимается объём работ выполняемый основной ведущей машиной в единицу времени. При подборе комплекта машин и механизмов…
21836. Основные положения технологии возведения зданий и сооружений 105 KB
  Технология возведения зданий и сооружений ТВЗ объединяет простые и сложные технологические процессы различающиеся по основным элементам производства. Технологии возведения зданий и сооружений основываются на целом ряде общих принципов главными из которых являются следующие: технологии строительных процессов должны отвечать современному уровню и быть конкурентноспособны; строительная продукция должна отвечать требованиям государственных стандартов; основным и ведущим строительным процессом является технологический процесс возведения…
21837. Строительное проектирование 57.5 KB
  Она отражает технические объёмнопланировочные конструкционные стоимостные решения по строительному объекту и отвечает на вопрос Что строить; Проектносметная документация разрабатывается на основе СНиП 110195 Инструкция о порядке разработки согласования утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий зданий и сооружений. Стоимостная информация Сметная документация СМ стоимость строительства подсчитанная по объёмам строительномонтажных работ. Для возведения зданий и сооружений на современном…
21838. Подготовительные работы 56.5 KB
  Перед началом строительства необходимо выполнить комплекс работ по подготовке строительной площадки. Состав работ носит общий характер для гражданского и промышленного строительства но зависит от местных условий площадки её расположения на рельефе и в городской застройке времени года и вида строительства новое расширение реконструкция. Внутриплощадочные работы: устройство геодезической разбивочной основы; расчистка территории; предварительная вертикальная планировка; водопонижение и водоотвод; перенос транзитных коммуникаций и…
21839. Технологии возведения земляных и подземных сооружений 105.5 KB
  стенка грейфер Схема опускного колодца слабый грунт рабочая нож песчаные сваи …

Государственные и муниципальные финансы Тема 13

Название Государственные и муниципальные финансы Тема 13
С.Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать
Дата 16.01.2013
Размер 4.21 Mb.
Тип Презентации

Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использования для осуществления функций государства и местного самоуправления

  • Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использования для осуществления функций государства и местного самоуправления

Основное назначение государственных и муниципальных финансов — обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций

  • Основное назначение государственных и муниципальных финансов — обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций

В издательстве журнала «Бюджет» вышла книга

  • Ричард А.Масгрейв и Пегги Б.Масгрейв

  • «Государственные финансы: теория и практика»

  • С отдельными частями можно познакомиться в Интернете

  • Ричард Масгрейв – классик в области государственных финансов

Diagram

Организация государственных и муниципальных финансов зависит от:

Влияние типа государственного устройства на особенности организации государственных и муниципальных финансов

Дилемма между централизацией и децентрализацией средств и полномочий при организации государственного устройства, а также государственных и муниципальных финансов решается в пользу децентрализации

  • Дилемма между централизацией и децентрализацией средств и полномочий при организации государственного устройства, а также государственных и муниципальных финансов решается в пользу децентрализации

Обоснование преимуществ децентрализации

Децентрализованная форма государственного устройства в наиболее полной степени соответствует требованию о необходимости реализации предпочтений граждан

  • Децентрализованная форма государственного устройства в наиболее полной степени соответствует требованию о необходимости реализации предпочтений граждан

  • («Теорема децентрализации» или «принцип структурирования полномочий» Отес, 1972)

  • В основе модель Ч. Тибу — «Голосование ногами»

Преимущества централизации и децентрализации производства общественных благ

Принципы федеративного государственного устройства:

  • Принцип территориального соответствия (М.Ольсон) – если территориальные образования выполняют определенные задачи общественного характера, то они должны иметь право автономно принимать решения: об осуществлении расходов и одновременно о мобилизации необходимых для этого доходов

  • Принцип субсидиарности: если местный уровень власти в состоянии осуществить задачу общественного характера, то он и должен ее осуществлять

Критерии разграничения расходных полномочий между властями разных уровней, предусмотренные Программой развития бюджетного федерализма до 2005 года:

  • субсидиарность — максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к потребителям соответствующих бюджетных услуг

  • территориальное соответствие — максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти, реализующего расходные полномочия, и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг

  • внешние эффекты — чем выше заинтересованность общества в целом в реализации расходных полномочий, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти они должны закрепляться

Критерии разграничения расходных полномочий между властями разных уровней, предусмотренные Программой развития бюджетного федерализма до 2005 года:

  • эффект территориальной дифференциации — чем выше региональные/местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться

  • эффект масштаба — концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств

Модели организации государственных финансов стран с федеративным устройством*

  • Австралийская – высокая степень централизации (доля федерального центра – 67%), закрепления соответствующих доходов за соответствующим бюджетом, большой объем нецелевых трансфертов

  • Канадская – высокая степень децентрализации: федеральные органы и органы провинции – равноправные партнеры, в то же время местные органы власти не имеют независимого конституционного статуса, бюджетное выравнивание – в виде нецелевых трансфертов, основная цель – достижение минимальных социальных стандартов

  • * Модели описаны А.Шахом в 1994-1995 гг.

Модели организации государственных финансов стран с федеративным устройством

  • Германская – «унитарная германская федерация», требование конституции – необходимость создания одинаковых условий жизни для всей нации, налоговое законодательство централизовано, основными источниками доходов бюджетов являются налоги, поступления от которых распределяются между несколькими уровнями, наличие не только вертикального, но и горизонтального бюджетного выравнивания

  • Американская – высокая степень бюджетной автономии штатов как в части доходов, так и расходов, межбюджетные отношения не предполагают федеральную программу выравнивания, трансферты носят целевой характер, большая дифференциация бюджетных расходов на душу населения между штатами

В настоящее время и унитарные государства провозглашают децентрализацию (в частности, такой принцип определен Конституцией Франции)

  • В настоящее время и унитарные государства провозглашают децентрализацию (в частности, такой принцип определен Конституцией Франции)

Модели в соответствии с группировкой Г.

7.1. Понятие, функции и структура муниципальных финансов

Хьюз и С. Смит

Особенности модели организации в Российской Федерации

  • Разграничены доходы и расходы

  • Разграничение расходов на основе закрепления на нормативной основе части федеральных налогов за региональными и местными бюджетами

  • Высокая степень налоговых и бюджетных полномочий на федеральном уровне

  • Значительная децентрализация расходов до уровня муниципальных районов и городских округов

  • Большая степень перераспределения средств – объем соответствующих трансфертов

  • Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на основе нецелевых трансфертов

Историческая эволюция форм государственных финансов

Сравнение бюджетной и внебюджетной форм

Современное отношение в Европе к внебюджетным фондам

  • «Наличие внебюджетных фондов означает, что нарушается принцип вертикальной полноты бюджета, т.е. бюджет не отражает совокупной потребности в заимствованиях… Внебюджетный фонд редко создается с благими намерениями. В большинстве случаев целью является вывести какую-то деятельность из-под контроля правительства, министерства финансов и парламента. Сама деятельность и связанные с ней финансовые потоки ставятся под контроль некой группы заинтересованных лиц»

  • Бюджетный процесс как инструмент эффективного управления /Под редакцией Йосты Юнгмана, Стокгольм: Правительственная канцелярия (Regerigskansliet), 2005. – С. 38.

При описании и бюджетной и внебюджетных форм государственных и муниципальных финансов используются понятия:

  • Государственные (муниципальные) доходы

  • Государственные (муниципальные) расходы

  • Государственные (муниципальные) заимствования (основной источник финансирования дефицита бюджета)

Обратите внимание

  • Государственные доходы (расходы) ≠ доходы (расходы) бюджетов бюджетной системы

  • В условиях разграничения государственной и муниципальной собственности некорректно относить доходы местных бюджетов к государственным расходам

В международной статистике публичных финансов используется понятие «бюджета расширенного правительства» он включает:

  • В международной статистике публичных финансов используется понятие «бюджета расширенного правительства» он включает:

  • Доходы и расходы, источники финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления, а также доходы и расходы государственных внебюджетных (специальных) фондов

В статистике иногда под государственными расходами понимают расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов (а иногда и организаций государственной формы собственности)

  • В статистике иногда под государственными расходами понимают расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов (а иногда и организаций государственной формы собственности)

  • Закон А.Вагнера – по мере развития рыночной экономики доля государственных расходов растет.

  • Этот закон нашел свое подтверждение в большинстве стран мира в конце XIX и весь ХХ в.

В настоящее время в зарубежной литературе появились публикации о снижении патерналистской роли государства в условиях глобализации, а следовательно, и о стабилизации или сокращении доли государственных расходов в ВВП.

  • В настоящее время в зарубежной литературе появились публикации о снижении патерналистской роли государства в условиях глобализации, а следовательно, и о стабилизации или сокращении доли государственных расходов в ВВП.

  • В качестве еще одной тенденции можно отметить увеличение доли федерального бюджета в таких федеративных государствах, как США и ФРГ

Похожие:

Разместите кнопку на своём сайте:

rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

Муниципальные финансы, их экономическое содержание и структура

11.1 Содержание государственных и муниципальных финансов

Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным)1 финансам, что обусловлено их специфическим назначением — обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования денежных средств органами государственной власти и местного самоуправления.

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.

Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня.

Согласно Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются области и входящие в их состав автономные округа. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких областей и автономных округов осуществляется в условиях разграничении полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти области.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований — муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.

В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования.

Так, некоторые унитарные государства (Италия, Испания и др.) включают в свой состав автономии, органы власти которых имеют более широкие полномочия по сравнению с органами власти других административно-территориальных единиц этих
государств. Для реализации таких полномочий автономии наделяются дополнительными финансовыми ресурсами и соответственно обладают большей финансовой независимостью. Международная практика позволяет также привести примеры федеративных государств, включающих наряду с субъектами федерации территориальные образования иного статуса (в США — федеральный округ, ассоциированная территория, в Индии — союзные территории и др.). Разнопорядковый статус территориальных образований, входящих в состав федерации, определяет различный объем полномочий их органов власти по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и составе полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов РФ устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета межбюджетных трансфертов.

В свою очередь для муниципальных образований законодательство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым статусом обусловлено: концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус закрытого административно-территориального образования — далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными условиями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с отдельными организациями ЗАТО; организация пропускного режима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение полномочий органов местного самоуправления по мобилизации финансовых ресурсов. Это достигается путем установления права органов местного самоуправления ЗАТО на получение дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Формирование и использование финансовых ресурсов органон государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов и внебюджетных фондов.

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления — это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством в бюджеты органов государственной власти разных уровней и государственные внебюджетные фонды.

При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной власти, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства, поступающие в государственные внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государственных доходов.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в бюджеты органов местного самоуправления и муниципальные внебюджетные фонды.

Вместе с тем в Российской Федерации, также как и во многих других государствах, формирование муниципальных внебюджетных фондов запрещается, поэтому муниципальные доходы включают только доходы бюджетов органов местного самоуправления.

В Российской Федерации государственные и муниципальные доходы образуются посредством мобилизации налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. В условиях рыночной экономики формирование преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсом обеспечивается с помощью налогов.

Расходы бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляются за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов. Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, от продажи определенных видов имущества, находящегося в государственной собственности, и др. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета.

В Российской Федерации с целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке в формах муниципальных займов и возмездное отчуждение определенных видов муниципального имущества. Право органов местного самоуправления на внешние заимствования не предусматривается.

Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполниния бюджетов и государственных и муниципальных внебюджетных фондов и предназначенных для осуществления расходов в последующие периоды. Денежные накопления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов и государственных и муниципальных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций прошедшего гола
В соответствии с законодательством РФ остатки средств изъятию не подлежат и могут направляться на финансирование дефицита бюджетов, размещаться в долговые обязательства.

Источниками формирования государственных финансовых pессурсов являются валовой внутренний продукт, поступления oт внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, доходы от продажи земли, нематериальных активов, конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т.

20. Муниципальные финансы: состав и структура, особенности формирования и использования

п.), и период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.

Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы — это денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти разных уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти, представляют собой расходы бюджетов; денежные средства, перечисляемые из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов.

Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые из бюджетов органов местного самоуправления и муниципальных внебюджетных фондов на решение вопросов местного значения.

С учетом того, что в Российской Федерации формирование муниципальных внебюджетных фондов не допускается, в составе муниципальных расходов выделяются только расходы бюджетов органов местного самоуправления.

Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При пом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.

В свою очередь необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.

1 В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-03 «Об Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понятия «муниципальные» и «местные» используются в одном значении и в равной мере применимы при характеристике организации местного самоуправления в РФ.

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Государственные и муниципальные финансы»

Дисциплина: «Правоведение»

Выполнил:

Студент 4 курса 4 семестра

экономического факультета

Специальность (код)

Зачетная книжка №

Проживающий по адресу:

Проверил:

2008 г.

План

1 Содержание государственных и муниципальных финансов

2 Сущность и функции финансов

3 Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Кредитный характер современной денежной эмиссии

1 Содержание государственных и муниципальных финансов

Особое положение в финансовой системе принадлежит госу­дарственным и муниципальным (местным) финансам, что обус­ловлено их специфическим назначением — обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Государственные и муниципальные финансы это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной влас­ти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворе­ние социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной дея­тельности, управления и других расходов государства и муници­пальных образований.

С помощью государственных и муниципальных финансов ор­ганы государственной власти и местного самоуправления осуще­ствляют регулирование социальных процессов, оказывают влия­ние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдель­ных территорий страны и др.

На организацию государственных и муниципальных финан­сов оказывает влияние ряд факторов.

Во-первых, форма государственного устройства. Для унитар­ных государств в целом характерна более высокая степень концен­трации финансовых ресурсов в распоряжении центральных орга­нов государственной власти по сравнению с федеративными го­сударствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных госу­дарств составляют отчисления от регулирующих доходов и сред­ства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного уст­ройства, построенной на принципе разграничения предметов ве­дения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преоб­ладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределе­ния средств сокращается.

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федера­ции либо в формировании муниципальных образований различ­ного территориального уровня.

Согласно Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются края (области) и входящие в их состав автономные ок­руга. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких краев (областей) и автономных округов осуществляется в услови­ях разграничения полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (сог­лашениями) между органами государственной власти автономно­го округа и органами государственной власти края или области.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации», вводимый в действие с 1 января 2006 г., сохраняет пра­во на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований — муниципаль­ных районов и находящихся на их территории поселений. Пол­номочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местно­го значения и источников их финансового обеспечения. Феде­ральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.

В-третьих, особый статус отдельных территориальных образо­ваний. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, эт­нографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

Так, некоторые унитарные государства (Италия, Испания и др.) включают в свой состав автономии, органы, власти которых имеют более широкие полномочия по сравнению с органами власти других административно-территориальных единиц этих государств. Для реализации таких полномочий автономии наде­ляются дополнительными финансовыми ресурсами и соответ­ственно обладают большей финансовой независимостью. Между­народная практика позволяет также привести примеры федера­тивных государств, включающих наряду с субъектами федерации территориальные образования иного статуса (в США — федераль­ный округ, ассоциированная территория, в Индии — союзные территории и др.). Разнопорядковый статус территориальных об­разований, входящих в состав федерации, определяет различный объем полномочий их органов власти по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и соста­ве полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с феде­ральным законодательством для всех субъектов РФ устанавлива­ются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета финансовой помощи.

В свою очередь, для муниципальных образований законода­тельство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образо­вания особым статусом обусловлено; концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безо­пасности, для которых установлен особый режим функциониро­вания и охраны государственной тайны (статус закрытого адми­нистративно-территориального образования — далее по тексту ЗАТО); специализацией градообразующих организаций муници­пального образования на научной, научно-технической и инно­вационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные! источники их финансового обеспечения. В частности, обязательства, возлагаемые на органы местного самоуправления ЗАТО в связи со специальными усло­виями проживания граждан (например, переселение на новое место жительства граждан, утративших служебную связь с от­дельными организациями ЗАТО; организация пропускного режима на территорию ЗАТО и др.), предполагают расширение пол­номочий органов местного самоуправления по мобилизации фи­нансовых ресурсов. Федеральным законодательством это достигается путем увеличения доли налоговых доходов» зачисля­емых в бюджеты ЗАТО , установления права органов местного самоуправления, ЗАТО на обеспечение сбалансированности своих бюджетов за счет финансовой помощи федеральных органов го­сударственной власти.

Формирование и использование финансовых ресурсов ор­ганов государственной власти и местного самоуправления осу­ществляется в форме различных фондов денежных средств: бюд­жетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджет­ных фондов.

Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финан­сового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование эко­номических и социальных процессов, развитие научно-техничес­кого прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и ис­пользования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удов­летворение разнообразных потребностей общества.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного само­управления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприя­тий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансиро­вание таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению.

За счет средств внебюджет­ных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные ме­роприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджет­ные фонды выступают формой образования и использования фи­нансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономичес­ких, экологических потребностей общества.

admin