Орган службы занятости предложил безработному экономисту

Правовое регулирование занятости и трудоустройства
(19 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.docx 20kb. 31.03.2014 09:23

n1.docx

Тема: Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Орган службы занятости предложил безработному экономисту Сидорову участвовать в общественных работах. Сидоров отказался от участия, указав, что они не соответствуют его квалификации экономиста. Поскольку с момента регистрации Сидорова в качестве безработного прошло 4 месяца, орган службы занятости за отказ от участия в общественных работах прекратил выплату пособия по безработице.
Правомерны ли действия органа службы занятости?
Каков порядок привлечения граждан к общественным работам?
Каков порядок приостановления и прекращения выплаты пособия по безработице?
1)Действия органа службы занятости прекратившего выплату пособия по безработице за отказ от участия в общественных работах неправомерен так как в соответствии с п. 2 статьи 24. ФЗ РФ «О занятости населения в российской федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
2) В статье 24 ФЗ РФ «О занятости населения в российской федерации» от 19.04.1991 № 1032-1указывается: органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы.
В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.
Положение об организации общественных работ утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3) Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
— признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»;
— прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
— длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
— переезда безработного в другую местность;
— попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
— осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
-назначения пенсии, предусмотренной п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
— отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
— смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
— отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
— отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
— явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванной употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством Российской Федерации;
— увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
— нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию; самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

По каким причинам могут уменьшить или отменить пособие по безработице

Государство на законодательном уровне предусмотрело варианты уменьшения размера материальной компенсации или же полной отмены ее выплаты. Данные варианты подлежат к исполнению в тех случаях, когда безработным гражданином, пребывающим на учете в центре занятости, было совершено нарушение законодательства. Следствие чего ему была назначена мера наказания в виде ограничения свободы, либо арест, или же исправительные общественные работы. Во всех этих ситуациях безработному перестают начислять материальную государственную помощь по безработице.

Также, данные действия со стороны государства по отношению к безработному гражданину предусмотрены в случае обнаружения предоставления ним при становлении на учет в центр занятости населения недостоверной либо заведомо ложной информации о себе и своем месте работы, включительно размера средней заработной платы, с целью получения максимально возможного размера государственной компенсацию.

Если во время нахождения на учете в ЦЗН, безработный гражданин официально трудоустраивается, либо совершает регистрацию своей деятельности как индивидуального предпринимателя, он автоматически лишается права на дальнейшее обслуживание центром занятости населения, в том числе и на выплату государственной материальной компенсации по безработице. Это обосновано тем, что с момента официального трудоустройства или начала предпринимательской деятельности гражданин относится к категории работающего слоя населения, следовательно, никаких льгот от государства ему больше не полагается.
Все вышеуказанные правила на данный момент не распространяются на ту категорию людей, которые являются самозанятыми, то есть занимаются некоторой деятельностью, которая оплачивается им неофициально и нигде не фиксируется документально. Также, если с получения данной оплаты труда не совершается уплата налогового сбора и отчисления в пенсионный фонд.

Допустим, если какой-либо гражданин, занимается ремонтом и пошивом одежды на дому, и получает денежную оплату за предоставление своих услуг, но при этом не регистрирует себя как индивидуального предпринимателя, у него есть полное право на получение государственной компенсации безработным. Однако, не стоит забывать о том, что занятие такой нелегальной трудовой деятельностью, подразумевает под собой прямое нарушение законодательства по вопросу уклонения от уплаты налогового сбора и сбора в пенсионный фонд, а также нарушение относительно занятия незаконной предпринимательской деятельностью, что в свою очередь наказывается законом в соответствии с определенными статьями.

Полная отмена начисления выплат

Прекращение начисления государственной помощи по безработице человеку, который стоит на учете в центре занятости населения и имеет соответствующий статус, может быть выполнено в том случае, когда он не приходил отмечаться в ЦЗН более одного месяца. Это действие обусловлено тем, что при помощи прекращения выплат государство сможет установить в самостоятельном порядке факт того, на самом ли деле гражданину необходимо трудоустройство. Либо он преследует меркантильные цели и рассчитывает исключительно на материальную компенсацию от государства.

Однако, если длительное отсутствие человека в центре занятости имеет весомые обоснования, подтвержденные документально, весь срок отсутствия такого гражданина не принимается как причина, на основании которой можно отменить начисление выплат государственной помощи безработным. К серьезным причинам, на основании которых безработный гражданин длительно время не посещал центр занятости, в первую очередь относят пребывание на стационарном лечении в различных медицинских учреждениях, которое имеет документальное подтверждение.

Если во время нахождения на учете в центре занятости безработным гражданином был достигнут пенсионный возраст, либо ему было начислено пенсионное пособие ранее установленного законодательством, возраста, начисление государственных выплат как безработному, будет отменено.

Допустим, в случае, когда гражданин, состоящий на учете в центре занятости населения один год, получает определенный размер пособия по безработице, а в следующем году ним достигается пенсионный возраст, начисление и выплата любого вида пособия по безработице прекращается. При постановлении на учет гражданина, уже достигшего пенсионного возраста, осуществление начисления и выплат какого-либо вида и размера пособия по безработице для него не предусмотрено законодательном уровне, поскольку ему производятся начисления из пенсионного фонда. Пенсионер, состоящий на учете в центре занятости, может только воспользоваться услугами отслеживания интересующих его вакансий по трудоустройству, при этом данные услуги предоставляются ему ЦЗН абсолютно бесплатно.

Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера

1. Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.
2. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
— признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 ФЗ «О занятости населения в РФ»;
— прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
— длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
— переезда безработного в другую местность;
— попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
— осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, к наказанию в виде лишения свободы;
— назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 ФЗ «О занятости населения в РФ», либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
— отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
— смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
3. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до 3-х месяцев в случаях:
— отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
— отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
— явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
— увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
— нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
— самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.
4. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
— отпуска по беременности и родам;
— выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
— призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.
5. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
— неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
— отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
6. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
(статья 35 глава 6 ФЗ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ»)

Все последние годы безработица в Германии в условиях экономического подъема и нарастающего дефицита кадров неуклонно снижалась, в конце 2019 года ее уровень упал до рекордно низких 4,8%, а число не имеющих работы сократилось примерно до 2,2 миллиона человек. Для сравнения: в середине 2000-х годов безработица держалась в ФРГ на уровне 11-13%, а на пособия жили порядка 4,5 и в какой-то момент даже около 5 миллионов человек.

Страховка от безработицы в ФРГ: 2,4% от брутто-зарплаты

Однако в этом году пандемия коронавируса ввергла многие страны мира, в том числе и Германию, в глубокую рецессию, что вызвало значительный, хотя пока еще не обвальный рост безработицы. В июне ее уровень в ФРГ достиг 6,2%, а число не имеющих работы превысило 2,85 миллиона человек. Таковы актуальные данные Федерального агентства по труду (Bundesagentur für Arbeit, BA), штаб-квартира которого находится в Нюрнберге. Именно оно регистрирует в ФРГ безработных, платит им пособия (Arbeitslosengeld) и помогает в трудоустройстве.

Логотип Федерального агенства по труду

Бюджет BA формируется, прежде всего, благодаря действующей в ФРГ страховке от безработицы. Она обязательна для всех наемных работников за исключением тех, кто выполняет одноразовые работы или получает меньше 450 евро в месяц. Страховой взнос составляет с 2020 года 2,4% от зарплаты до вычета налогов и отчислений (брутто-зарплата), работодатель автоматически переводит его агентству по труду. Для сравнения: в 2006 году с работников взимали 6,5%, но начавшееся затем устойчивое оздоровление рынка труда позволило постепенно снизить ставку до нынешнего рекордно низкого уровня. Это, естественно, способствовало росту получаемой на руки зарплаты (нетто-зарплаты) и покупательной способности занятых.

Итак, пособия по безработице выплачиваются в Германии не из госбюджета, они финансируются из фонда, который формируется из отчислений всех работающих. Соответственно, первое ключевое условие для его получения: претендовать на деньги от BA может только тот, кто хотя бы минимально поучаствовал в наполнении «общего котла».

Взносы в «общий котел» надо платить как минимум год

А именно: пособие полагается тому, кто в последние 30 месяцев до подачи заявки платил взносы как минимум 12 месяцев, причем неважно, трудился ли он все время на одном месте или менял работодателей. Таково основное правило, хотя из него есть целый ряд исключений, касающихся, например, тех, кто растил ребенка в возрасте до трех лет, добровольно служил в армии, долго болел. Им могут засчитать соответствующие периоды.

Такой фактор, как гражданство, на получение пособия в Германии никак не влияет. Оно полагается любому иностранцу, который легально работал в ФРГ, будучи гражданином одной из стран ЕС или обладателем вида на жительство.

Работники универмагов Karstadt и Kaufhof протестуют против сокращения штатов: они не хотят жить на пособие

В свою очередь, время, в течение которого можно получать пособие по безработице, зависит от того, как долго наемный работник пополнял своими взносами «общий котел». Но тут вступает в силу и второй фактор: возраст.

Если заявку на пособие подает наемный работник моложе 50 лет, то он будет получать его целый год — 12 месяцев, при условии, что платил взносы на протяжении не менее 24 месяцев за последние 5 лет. Тот, кто пополнял «общий котел» меньший срок, но более 12 месяцев, будет получать пособие полгода — 6 месяцев.

Если же претенденту свыше 50 лет, то продолжительность получения пособия поэтапно увеличивается до 24 месяцев. Максимальный двухлетний срок полагается всем, кто старше 58 лет, при условии, что они в течение своей трудовой жизни платили взносы в общей сложности не менее 48 месяцев.

Размер пособия: 60 или 67 процентов от нетто-зарплаты

А вот на размер пособия ни возраст, ни то, как долго работник платил взносы, уже не влияют. Тут вступает в силу третий фактор: наличие детей у претендента на пособие или у того, с кем он живет в оформленном или не оформленном браке. Бездетному претенденту полагается 60% предшествовавшей нетто-зарплаты, а если есть хотя бы один ребенок — 67%.

Пособия у безработных с детьми выше, чем у бездетных

Механизм подсчета тут такой. Берется брутто-зарплата последних 12 месяцев, суммируется и делится на 365 дней. Из полученной дневной брутто-зарплаты вычитают подоходный налог и взнос солидарности с восточными землями, а также социальные отчисления в размере 20 процентов, и получают чистый заработок в день. И уже от этой нетто-зарплаты начисляют 60% либо 67%.

Сколько же реально получается в месяц? Скажем, 1200 или 1340 евро, если исходить из довольно типичной для Германии чистой зарплаты приблизительно в 2000 евро, хотя разброс в зависимости от профессий и регионов очень большой.

Вся эта система может показаться излишне усложненной и забюрократизированной, особенно если учесть немалое число исключений. Но это — результат длительного законотворческого процесса, направленного на совершенствование механизма поддержки безработных и призванного максимально учесть различные жизненные ситуации, в которых они могут оказаться.

Hartz IV — переход в качественно иную категорию получателей

Ну, а что происходит после того, как безработный молодого или среднего возраста получал пособие целый год, а представитель предпенсионного возраста — даже два года, но так и не смог найти подходящую работу, которую он, таково требование Федерального агентства по труду, обязан искать?

Для получения пособия Hartz IV молодой семье придется заполнить примерно столько формуляров

В Германии безработный и в этом случае не оказывается без поддержки, но получает ее уже не из «общего страхового котла», а от государственной системы социальной помощи, официально именуемой «пособие по безработице 2» (Arbeitslosengeld II). В Германии ее чаще всего называют Hartz IV — по имени ее разработчика, менеджера Петера Харца (Peter Hartz). Эта система еще более сложная, а потому нуждается в отдельной статье.

Укажем лишь на несколько принципиальных отличий. Если попавший под сокращение несемейный наемный работник до 50 лет получает 60% своей прежней зарплаты, то по истечении года ему начинают выплачивать деньги, исходя уже из прожиточного минимума. Стандартная ставка такого пособия составляет сейчас 432 евро. При этом, правда, учитываются реальные потребности получателя, так что ему могут приплачивать, например, за жилье.

Однако для подсчета этих реальных потребностей претендент обязан представить агентству по труду полный отчет о своем имущественном положении, и BA вправе урезать определенные выплаты и потребовать, например, сначала истратить имеющиеся сбережения. Получателю же «обычного» пособия по безработице платят независимо от того, сколько у него накоплений, автомобилей или, скажем, ценных бумаг.

Смотреть видео 02:53

admin