Опубликование нормативных правовых актов

Тема 6. Техника опубликования и вступления в силу нормативных актов

Начиная рассмотрение данной темы, студенты должны знать, что для того чтобы обеспечить соблюдение норм права, обязательно нужно добиться их известности. Это необходимо не только для зако­нов, но и для подзаконных актов, которые также затрагивают тельное число граждан или групп населения.

В основе этого правила лежит презумпция, согласно которой объективная невозможность узнать содержание нормативных актов ло­гически должна освобождать от обязанности их выполнения.

Право на информацию о новых законах и иных нормативных актах — это одно из признанных международным сообществом прав че­ловека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации.

Важно знать, что проблема доступности, открытости законодательства приобрета­ет особое значение еще и потому, что в качестве «информаторов» по законодательству сегодня все чаще выступают различного рода ком­мерческие структуры, которые далеко не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах. Более того, нередко под видом законов они воспроизводят даже не самые последние их проекты. В их публикациях встречаются неточности и ошибки.

Студентам необходимо разобраться, что главное значение опубликования состоит в том, что оно явля­ется необходимым условием вступления нормативных актов в силу, их применения, действенности, следовательно, обязательной силы правовых норм.

Для того чтобы все нормативные акты были доведены до сведения граждан, которых они непосредственно или косвенно касаются, в за­конодательстве предусматриваются нормы по опубликованию юри­дических актов.

Опубликование — это действие, заключающееся в доведении нормативных актов до сведения всех граждан, кому они адресованы.

При публикации нормативных актов указываются все их рекви­зиты:

* вид нормативного акта;

* его наименование;

* дата принятия;

* должностное лицо, его подписавшее;

* место;

* дата его подписания;

* регистрационный номер.

Для законов и подзаконных актов обязательным способом предания гласности является публикация, т.е. распространение актов при помощи средств массовой информации. В настоящее время этот способ чаще всего принимает форму размещения в официальных сборниках документов.

В рамках данной темы необходимо уяснить правила о сроках опубликования нормативных актов. На этот счет установлены следующие правила.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации.

Указы должны быть доведены до сведения всех путем опублико­вания в течение десяти дней после их подписания.

Постановления Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнаро­дования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Ведомственные акты официально публикуются в течение десяти дней после их регистрации.

Нормативно-правовые акты подлежат опубликованию в официальных источниках. Здесь тоже не наблюдается единообразия.

Законы публикуются в Парламентской газете, Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации подлежат официаль­ному опубликованию в Российской газете и Собрании законодатель­ства Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации имеют тот же источник официального опубликования — Российская газета, Собрание законодательства Российской Федерации.

Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в Российской газете, в Бюллетене нормативных ак­тов федеральных органов исполнительной власти. Сохранилась и та­кая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ве­домствами.

Помимо официального опубликования нормативных правовых актов существуют и другие формы их оглашения. Акты, требующие срочного и широкого обнародования, наряду с опубликованием в официальных изданиях могут быть обнародованы по радио и телеви­дению. Акты, не имеющие общего значения, подлежат рассылке опре­деленному кругу органов и организаций. Все нормативные акты мо­гут быть опубликованы в иных печатных изданиях, переданы по кана­лам связи, распространены в машиночитаемой форме.

§ 8. Техника опубликования нормативных актов

Ничто не мешает их опубликовать и в виде отдельного издания. Однако эти ва­рианты опубликования не признаются официальными.

Заслуживает особого внимания вопрос о языке официального опубликования нормативных правовых актов, который имеет, преж­де всего, значение для республик в составе Российской Федерации. Не случайно он затрагивается специальным законодательством об опубликовании нормативных правовых актов и законами о языках, принятыми на федеральном и республиканском уровнях. Здесь действует следующее правило. Тексты законов и других федеральных актов должны быть опуб­ликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории России, так и на государственных языках республик в составе Российской Федерации.

Такой подход, когда в качестве государственного на территории республики действуют одновременно несколько языков, дает больше возможностей для преодоления возникающих языковых коллизии поэтому представляется наиболее целесообразным. Вместе с тем реа­лизация нормы о необходимости опубликования нормативных пра­вовых актов, изложенных на разных языках, весьма непроста (особен­но в условиях многонациональной республики). Сказывается недос­таточная подготовленность материальной, организационной и лингвистической баз.

Конечно, вопросы официального опубликования нормативных правовых актов могут решаться субъектами Федерации неоднознач­но. Но в любом случае при информационном обмене в сфере законо­дательства необходимо исходить из проблемы «взаимоотношения языков» в рамках единой Федерации.

В рамках данной темы необходимо уделить внимание вопросу ограничительных грифов.

Существует категория нормативных актов, на которые требова­ние обязательного опубликования не распространяется. К ним отно­сятся законы, другие нормативные правовые акты, содержащие све­дения, составляющие государственную тайну, или сведения конфи­денциального характера. Это делается, как правило, в интересах обороны или государственной безопасности страны.

Очевидно, что какие-то нормативные правовые акты должны ос­таваться «закрытыми» даже в условиях демократического правового государства. Однако при этом важно не допускать необоснованного присвоения ограничительных грифов. Результатом чрезмерной за­секреченности правовых актов может стать такое нежелательное яв­ление, как «отчуждение от права». Необходимо также учитывать, что присвоения ограничительного грифа в ряде случаев требует не весь акт, а лишь определенная его часть (статья, пункт, абзац).

Важным и значимым вопросом в данной теме является вопрос о вступлении нормативных актов в силу.

Момент вступления нормативных актов в силу напря­мую связывается с их опубликованием, поэтому следует выяснить, когда же таковой наступает. Формулировка «со дня опубликования» предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу; формули­ровки «после дня официального опубликования» и «после опублико­вания» означают, что срок вступления в силу акта начинается со сле­дующего дня после дня его официального опубликования».

Существуют различные способы вступления нормативных актов в силу, которые должны знать студенты.

Первый способ. В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенно­го срока со дня их опубликования. Вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, играет важную роль и по­зволяет субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь. На сей счет установ­лены следующие правила:

— законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования;

— указы Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;

— постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, Устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семидней после дня их официального опубликования;

— ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Второй способ. Нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличива­ет временной разрыв между днем опубликования закона и днем вве­дения его в действие. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления за­конов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознако­миться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ — вступление закона в силу со дня его официально­го опубликования — стал приоритетным в последнее время.

Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении опре­деленного события или при условии совершения каких-либо дейст­вии. Отлагательное условие для вступления закона в силу — довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что глава ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причина такой «отсрочки» могут быть самыми разными.

Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определения момен­та вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.

Юридическая техника

Закон РБ О нормативных правовых актах
Статья 62. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию.

Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь,его электронной версии и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется в электронной версии соответствующего номера периодического печатного издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь без официального опубликования этих актов в данном периодическом печатном издании.

Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты (изданы).

Официальное опубликование нормативного правового акта на других языках допускается только при наличии его официального перевода на соответствующий язык, утвержденного соответствующим государственным органом (должностным лицом) в порядке, установленном для принятия (издания) этого акта.

Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт.

В случае разновременного опубликования нормативного правового акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования нормативного правового акта и срок вступления его в силу определяются по дате первоначального опубликования.

Не подлежат опубликованию нормативные правовые акты или отдельные их положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

Решение о том, что нормативный правовой акт или его отдельные положения не подлежат опубликованию, принимается в установленном законодательством Республики Беларусь порядке уполномоченным государственным органом (должностным лицом), о чем на оригинале нормативного правового акта делается соответствующая отметка.

Нормативные правовые акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: вида акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и названия.

Официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев:

опубликования нормативных правовых актов, отдельные положения которых содержат государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения;

принятия нормотворческим органом (должностным лицом) решения о том, что отдельные положения нормативного правового акта не подлежат рассылке (с использованием соответствующего подстрочного примечания). При этом такой нормативный правовой акт подлежит включению в полном изложении в единый эталонный банк данных правовой информации, формируемый Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.



Статья 1…6061626364…80

Скачать бесплатно Закон Республики Беларусь О нормативных правовых актах Республики Беларусь 361-3 от 10.01.2000

Добавить комментарий к ст.62 Закон РБ О НПА 361-3 от 10.01.2000

Текст научной статьи на тему «ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ВСТУПЛЕНИЯ ИХ В СИЛУ»

штшммшмшмттммтшттжтмсммтмштшшм

Кожевников В.

34.Техника опубликования нормативных правовых актов.

В.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ВСТУПЛЕНИЯ ИХ В СИЛУ

В статье освещаются различные проблемы юридической техники опубликования нормативно-правовых актов и вступления их в силу. Подчеркивается, что для соблюдения, использования, исполнения и применения норм права гражданами и должностными лицами обязательно нужно добиваться известности таких актов.

Ключевые слова: юридическая техника, опубликование, вступление в силу, нормативно-правовые акты, официальные источники, информированность.

Kozhevnikov V. V.

LEGAL TECHNIQUE OF PUBLICATION OF NORMATIVE LEGAL ACTS AND THEIR COMING INTO FORCE

Полагаем, что наряду с правотворческой, интерпретационной, правореализационной и правоприменительной юридической техниками систематизации юридических документов, в качестве самостоятельного ее вида выступает юридическая техника опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

Для того чтобы обеспечить соблюдение, использование, исполнение и применение норм права гражданами и должностными лицами, обязательно нужно добиваться известности актов. В основе этого правила лежит презумпция, согласно которой объективная невозможность узнать содержание нормативных актов (законов и подзаконных актов) логически должна освобождать от обязанности их исполнения1.

Своевременное официальное опубликование законов, других актов нормативного характера дает возможность ознакомиться с вновь принятым законодательством, с изменениями и дополнениями в действующих актах.

Важно также, чтобы населению и должностным лицам страны было предоставлено достаточное время для ознакомления и изучения законов и других актов нормативного характера, так как соблюдение и исполнение их во многом зависит от того, насколько правильно они понимаются теми, кому адресованы2.

Официальное опубликование является важнейшей формой обнародования законов, заключающейся в объявлении от имени государственной власти полного и точного текста принятого закона со всеми его официальными реквизитами и в законодательно уполномоченном на то общедоступном печатном издании3.

Необходимость официального опубликования законов неоднократно отмечалась в литературе. В частности, В. С. Нерсе-сянц подчеркивал, что «надлежащее обнаружение закона вовне и общедоступное осведомление о нем являются необходимыми составными частями и чертами того, что называется официальным законом государства: без этого нет и самого закона как

1 См.: Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. — М., 2008. — С. 298-299.

2 См.: Малков В. П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. — 1995. — № 5.— С. 23.

3 См.: Кочетков А. В. Стадии законодательного процесса как формы проявления правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. — 2003. — № 4.— С. 159.

Кожевников В. В.

такового».4 Н. Я. Соколов рассматривает необходимость официального опубликования в контексте знания законов. Автор пишет: «Презумпция знания закона основывается на отношениях между государством и гражданином, которые могут быть рассмотрены как двусторонние информационные правоотношения. Государство вправе требовать от граждан, а последние обязаны знать содержание правовых актов, определяющих их правовой статус. В свою очередь, граждане вправе рассчитывать на создание необходимых условий для ознакомления с действующим законодательством. В этой связи широкое правовое информирование населения путем прежде всего официального опубликования вновь принятых нормативных актов составляет обязанность государства. Такому подходу соответствует рассмотрение опубликования нормативных актов как обязательной стадии правотворческого процесса»5.

Следует иметь в виду, что право на информацию о новых законах и иных нормативных актах — одно из общепризнанных международных сообществом прав человека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации.

В итоговом документе Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 г. указывается на необходимость «эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними, с этой целью публиковать и делать доступными все законы, административные правила и процедуры, относящиеся к правам человека и основным свободам»6. Документ Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) гласит: «Законы, принятые по завершении соответствующей гласной процедуры, и административные положения публикуются, что является условием их применения. Эти тексты будут доступны для всех». Указанные положения были подтверждены Парижской хартией для новой Европы (1990 г.)7.

4 Нерсесянц В. С. Право и закон. — М., 1983. — С. 20.

5 Соколов Н. Я. Официальное оглашение нормативного акта как стадия правотворческого процесса // Право и правотворчество: вопросы теории. — М., 1982. — С. 91.

6 Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. — М., 1980.— С. 81.

7 См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного

Совета СССР. — 1990. — № 50. — Ст. 1086.

The article highlights the various problems of legal technique of publication of normative legal acts and their coming into force. It is emphasized, that for compliance, use, application and enforcement of law by citizens and officials these acts should be published.

Keywords: legal technology, publication, entry into force, normative legal acts, official sources, awareness.

Кожевников В. В.

В полном соответствии с упомянутыми международно-правовыми актами, в ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусматривается: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения».

Иными словами, речь идет об обязательной публикации всех без исключения законов, независимо от предмета их регулирования. Там же указаны и последствия несоблюдения требования об обязательной официальной публикации законов: «Неопубликованные законы не применяются». Это означает, что они не влекут за собой юридических последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования отношений, применения каких-либо санкций к организациям, должностным лицам и гражданам за неисполнение содержащихся в них предписаний.

В литературе обоснованно замечается, что в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой стороны — запрет, обращенный к любому правоприменителю, — не применять неопубликованный закон. Таким образом, неопубликованные законы делают сам закон ничтожным.

Кроме данных положений, следует обратить внимание на то, что значение законодательного установления рассматриваемого правила состоит в том, что это компенсирует недостатки юридико-технического построения и оформления нормативного материала, обеспечивает общий порядок вступления в силу нормативных правовых актов8.

Подчеркнем, что следуемое непосредственно за подписанием обнародование законодательного акта имеет целью официальное доведение до всеобщего сведения его содержания.

Акт обнародуется от имени органа, издавшего и подписавшего его, чаще всего в виде опубликования, которое состоит в воспроизведении текста законодательного акта в специально предусмотренных для этого официальных изданиях. При этом акцентируется внимание на том, что качественным отличием официального опубликования является его обязательность. Дело заключается в том, что во многих странах, в том числе и России, существует правило, согласно которому не опубликованный в установленном порядке акт, как уже писалось ранее, не влечет за собой правовых последствий и не может служить законным основанием для регулирования соответствующих общественных отношений. Введение норм, предписывающих необходимость опубликования актов как условие их дальнейшего действия, решает проблему открытости, доступности актов, обеспечивая тем самым возможность ознакомления с ними всех заинтересованных субъектов9.

По мнению Т. В. Кашаниной, проблема доступности, открытости законодательства приобретает особое значение еще и потому, что в качестве «информаторов» по законодательству сегодня все чаще выступают различного рода коммерческие структуры, которые не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах. Более того, нередко под видом законов они воспроизводят даже не самые последние их проекты. В их публикациях встречаются неточности и ошибки10.

Полагаем, что большое значение имеет установление конкретной даты опубликования акта, которая одновременно служит отправной точкой для исчисления сроков вступления его в силу. Так, В. П. Малков считает более предпочтительной для

8 См.: Юридическая техника: Учеб. пособие / Под ред. Т. Я. Хабрие-вой, Н. А. Власенко. — М., 2010. — С. 197, 198.

9 См.: Абрамова А. И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. — 2007. — № 2.— С. 22.

10 См.: Кашанина Т. В. Указ. соч. — С. 299.

российского закона практику наименования закона, определяемую не датой подписания Президентом РФ и не датой первого официального опубликования, а датой принятия Государственной Думой в окончательной редакции11.

При публикациях нормативных актов указываются все его реквизиты: 1) вид нормативного акта; 2) его наименование; 3) дата принятия; 4) должностное лицо, его подписавшее; 5) место; 6) дата его подписания; 7) регистрационный номер.

В правовой теории утвердился взгляд на опубликование как на стадию, завершающую законодательный процесс. Причем данная позиция разделяется большинством ученых-теоретиков.

Так, С. А. Комаров утверждает, что «опубликование нормативно-правового акта и доведение его до адресата представляет соб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работыпо теме «Государство и право. Юридические науки»

admin