Определение виновного ДТП

Если при оформлении документов по ДТП вина водителей не определена, либо гражданин настаивает на своей невиновности, допускается установление виновника в судебном порядке. В статье расскажем, каким образом происходит признание виновника ДТП через суд, какие доказательства нужно представить участникам процесса.

Основания для признания виновника ДТП через суд

Дорожные инциденты сопровождаются повреждением автомашин или вредом здоровью. Возможность получить компенсацию ущерба зависит от установления виновника ДТП. Если сотрудники ГИБДД или сами участники правильно оценили все обстоятельства аварии и надлежащим образом составили процессуальные бланки и формы, проблем с определением вины одного из водителей не возникает. В иных случаях может потребоваться обращение в суд.

Возмещение ущерба от ДТП происходит за счет страховых выплат по программе ОСАГО, либо за счет собственных средств виновника. Для этого закон допускает следующие варианты оформления документов по итогам столкновения на дороге:

  • путем составления документов по программе Европротокола. Это возможно, если в ДТП пострадало не более двух автомобилей, причинен только имущественный вред на сумму не более 100 тыс. рублей, а оба водителя согласны с оценкой причин и последствий аварии;
  • путем вызова на место аварии сотрудников ГИБДД, заполнения процессуальных бланков в их присутствии и с участием обоих автовладельцев;
  • путем розыска виновника ДТП, если он скрылся с места происшествия.

Таким образом, вина одного или обоих автовладельцев может быть зафиксирована в обоюдном извещении о ДТП, либо в протоколе инспектора ГИБДД.

При составлении документов по программе Европротокола оспаривание вины одним из водителей практически невозможно. Все обстоятельства аварии подробно описываются в бланках и подтверждаются подписями обоих граждан. Тогда в каких случаях необходимо обращение в суд, чтобы установить надлежащего виновника столкновения? Это может быть обусловлено следующими причинами:

  • несогласие с выводами сотрудников ГИБДД об отсутствии вины каждого из водителей в столкновении, либо о наличии обоюдной вины;
  • возражения относительно признания вины одного из автовладельцев в протоколе (в этом случае происходит оспаривание протокола и постановления в административном порядке);
  • если сотрудники ГИБДД затягивают процедуру оформления документов и расследование обстоятельств аварии.

В каждом из перечисленных случаев подача иска в суд будет необходима для своевременного получения компенсации от страховой компании, либо за счет непосредственного виновника аварии.

Установление виновника ДТП в гражданском судопроизводстве

Прежде чем обратиться в суд с иском, необходимо тщательно зафиксировать все доказательства на месте аварии. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  • убедиться в правильности заполнения инспектором схемы ДТП с указанием местоположения автомобилей, направления их движения, места первого удара и характера повреждений;
  • при выявлении неточностей при составлении протокола и извещения добиться внесения необходимых возражений о собственной невиновности;
  • собрать контактные данные обо всех очевидцах конфликта – пассажиров, водителей других машин, прохожих;
  • сохранить данные видеорегистраторов, провести фотосъемки с разных ракурсов, установить местоположение камер внешнего наблюдения и т.д.

Обратите внимание! Сразу после аварии, даже если возник спор о ее виновнике, каждый водитель обязан уведомить по телефону свою страховую компанию о дорожном инциденте. После этого в течение пяти дней нужно подать страховщику письменное извещение о ДТП, а если возник спор о виновнике – указать это в сопроводительном письме.

Исковые заявления об установлении виновников ДТП подаются в суды общей юрисдикции. Составление этого документа лучше поручить профессиональному юристу, имеющему опыт ведения указанных дел. Кроме того, на подготовительной стадии перед судебным процессом целесообразно выполнить следующие действия:

  • оформить письменный запрос и получить в ГИБДД документы, связанные с дорожной аварией;
  • обратиться к независимому автоэксперту для проведения экспертизы повреждений транспортных средств;
  • обратиться на экспертизу об установлении причин аварии (это можно сделать и в ходе судебного процесса на основании определения суда).

Чем больше доказательств было собрано на подготовительной стадии оформления документов, тем проще и быстрее пройдет судебное разбирательство по иску.

В содержание искового заявления нужно включить подробные данные о дорожном происшествии, обо всех участниках и свидетелях ДТП, а также о причинах обращения в суд. Необходимо тщательно определить доводы, по которым истец просит признать ответчика виновником ДТП или оспаривает собственную виновность. Помощь в этом окажет юрист, которым сможет выступить представителем в судебном процессе.

Если в ходе судебного заседания доводы иска нашли свое подтверждение, суд вынесет положительное решение. Помимо установления виновного лица, в судебном акте может быть указано на возмещение за счет ответчика материального и морального вреда пострадавшему. Это происходит в случае, если компенсация после ДТП не может быть получена по стандартной процедуре страхового возмещения (например, если у виновника нет действующего полиса ОСАГО).

В любом случае, судебный акт будет являться основанием для последующего обращения в страховую компанию, которая обязана возместить ущерб исходя из следующих максимальных лимитов:

  • для имущественного вреда предельная сумма составит не более 400 тыс. рублей;
  • для выплат по затратам на лечение – не более 500 тыс. рублей.

Если указанных лимитов страхового возмещения недостаточно для полного возмещения затрат на восстановление автомобиля или лечение пострадавшего, недостающая сумма также взыскивается с виновника в судебном порядке. Компенсация морального вреда подлежит возмещению только в судебном порядке, программа ОСАГО не предусматривает таких выплат.

Мы готовы оказать помощь при определении виновника ДТП через суд. Бесплатной консультацией юриста вы можете воспользоваться прямо сейчас, если позвоните по телефонам, указанным на сайте, либо заполните форму обратной связи.

Определение виновности в ДТП

Подробности

Определение виновности в ДТП

Правильное определение виновника ДТП – это довольно сложная задача, особенно, когда все участники не считают себя виновными, нет свидетелей, и вообще картина происшествия довольно спутанная. От того, насколько точно и верно будет определен виновник ДТП, зависит и то, кто из участников будет выплачивать нанесенный ущерб автомобилю. Конечно, если ваш автомобиль застрахован по всем необходимым параметрам, и от того, кто виновник, вы ровным счетом ничего не теряете, можете пустить это дело на самотек, но, как правило, таких водителей находятся единицы.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо обратиться за помощью к профессиональным юристам, которые специализируются на ДТП, до того, как ГИБДД начнет свое расследование, и суд вынесет решение о том, кто нарушил ПДД и кто является виновником ДТП. Как правило, сотрудники ГИБДД, которые приезжают на место происшествия не выносят вердикта о том, кто является виновником данного ДТП. В их главные задачи входит осмотр места аварии, фиксирование необходимых повреждений транспортных средств, у каждого из участников им необходимо взять свои объяснения всему произошедшему, на основании всех собранных данных и материалов, ГИБДД должно составить протокол. В течение 10-дневного срока выясняются все обстоятельства, определяется виновник аварии, после чего все материалы дела передаются в суд. Если водитель, который был призван виновником аварии, не согласен с вердиктом, у него есть возможность обжаловать данное решение. После чего в течение еще 10 дней пересматриваются все материалы дела, могут вызываться все участники и свидетели аварии, и после проведенных манипуляций должностное лицо либо оставляет ранее вынесенный вердикт без каких-либо изменений, либо же отправляет дело на повторное рассмотрение, а может и вовсе остановить судопроизводство и прекратить ведение данного дела.

Если в результате проведенной проверки и экспертизы, выяснился тот факт, что виновными являются оба водителя, то возмещение ущерба происходит солидарно, т.е. размер пропорционален сумме ущерба, который был нанесен другому участнику ДТП.

Важно, чтобы виновный был определен правильно, в противном случае, лицо, которое, возможно, и не является виновным, или частично, будет возмещать весь ущерб полностью. А если пострадала дорогая иномарка, то счет идет на сотни тысяч. Для того, чтобы наиболее верно определить виновника ДТП следует обратиться к независимым экспертам. Экспертная компания «Компас» всегда готова помочь вам, у нас работают высококвалифицированные сотрудники, которые помогут вам добиться справедливости.

Пример из практики:

Эксперту поставлены следующие вопросы:

1. Как в соответствии с ПДД РФ должны были действовать участники рассматриваемого ДТП, с технической точки зрения, при рассматриваемых дорожных условиях?

2. Соответствуют ли их действия, с технической точки зрения ПДД?

3. Определить положение транспортных средств — автомобиля Лексус рег. знак Б000ББ/52 и автомобиля «Форд Фокус» рег. знак А000АА/52в момент столкновения относительно друг друга и относительно границ проезжей части, с технической точки зрения?

4. Определить положение вышеуказанных транспортных средств в момент начала выполнения маневра — поворота автомобиля Лексус рег. знак Б000ББ/52, с технической точки зрения?

Исследование:

А/м Форд Фокус рег. знак А000АА/52далее а/м Форд Фокус.

А/м Лексус рег. знак Б000ББ/52 далее а/м Лексус.

Для ответа на поставленные вопросы экспертом было выполнено масштабное построение схемы происшествия, где указаны конечные положения транспортных средств. Положение а/м Лексус в момент начала осуществления маневра поворота налево. Исходные данные взяты из схемы ГИБДД. (Приложение 1).

Взаимное положение транспортных средств.

А/м Форд Фокус согласно справке о дорожно-транспортном происшествии имеет следующие повреждения: крыло переднее правое, передний бампер, правая фара, колпак правого переднего колеса.

А/м Лексус согласно справке о дорожно-транспортном происшествии имеет следующие повреждения: левое переднее крыло, передний бампер, диск левого переднего колеса.

Исходя из локализации механических повреждений транспортных средств можно заключить, что транспортные средства в момент столкновения располагались под углом не более 15° между продольными осями транспортных средств. Ориентировочное взаимное расположение транспортных средств имело следующий вид:

Схема 1. Взаимное положение транспортных средств.

Для определения положения а/м Лексус в момент начала выполнения маневра поворота налево в рассматриваемом ДТП графически показываем положение а/м Лексус при минимальном радиусе разворота а/м Лексус (Rмин = 6,4 м).

Таким образом графически определяем, что а/м Лексус в момент начала осуществления водителем маневра поворота налево располагался на расстоянии не менее 2,6 м от условной линии разделяющей направления движения.

Основываясь на ориентировочном положении а/м Лексус и а/м Форд Фокус в момент столкновения и положения а/м Лексус в момент начала выполнения маневра поворота налево, с технической точки зрения, необходимо заключить, что место столкновения а/м Лексус и а/м Форд Фокус расположено на полосе движения а/м Форд Фокус, а именно на трамвайных путях попутного направления относительно первоначального движения а/м Форд Фокус.

ПДД РФ:

Водитель а/м Форд Фокус в данной дорожно-транспортной ситуации, с технической точки зрения, должен был руководствоваться следующими пунктами ПДД РФ:

10.1. (ч.2) «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации в действиях водителя а/м Форд Фокус не соответствий требованиям ПДД РФ, с технической точки зрения, не усматривается.

Водитель а/м Лексус в данной дорожно-транспортной ситуации, с технической точки зрения, должен был руководствоваться следующими пунктами ПДД РФ:

8.1. «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения».

8.5. «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».

В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации в действиях водителя а/м Лексус, с технической точки зрения, усматривается не соответствие требованиям п.п. 8.1 и 8.5 ПДД РФ, с технической точки зрения. Маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

ОТВЕТ НА ВОПРОС 1:

Действия водителя а/м Форд Фокус в рассматриваемом дорожно-транспортном происшествии регламентированы п. 10.1 (ч.1) ПДД РФ. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства

Действия водителя а/м Лексус в рассматриваемом дорожно-транспортном происшествии регламентированы п.п. 8.1 и 8.5 ПДД РФ. Маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

ОТВЕТ НА ВОПРОС 2:

В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации в действиях водителя а/м Форд Фокус не соответствий требованиям ПДД РФ, с технической точки зрения, не усматривается.

В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации в действиях водителя а/м Лексус, с технической точки зрения, усматривается не соответствие требованиям п.п. 8.1 и 8.5 ПДД РФ, с технической точки зрения. Маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

ВЫВОД ПО ВОПРОСУ 2:

В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации в действиях водителя а/м Форд Фокус не соответствий требованиям ПДД РФ, с технической точки зрения, не усматривается.

В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации в действиях водителя а/м Лексус, с технической точки зрения, усматривается не соответствие требованиям п.п. 8.1 и 8.5 ПДД РФ, с технической точки зрения. Маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

ВЫВОД ПО ВОПРОСУ 3,4:

Исходя из локализации механических повреждений транспортных средств можно заключить, что а/м Лексус и а/м Форд Фокус в момент столкновения располагались под углом не более 15° между продольными осями транспортных средств. Ориентировочное взаимное расположение транспортных указано в исследовательской части.

Графически определяем, что а/м Лексус в момент начала осуществления водителем маневра поворота налево располагался на расстоянии не менее 2,6 м от условной линии разделяющей направления движения.

Основываясь на ориентировочном положении а/м Лексус и а/м Форд Фокус в момент столкновения и положении а/м Лексус в момент начала выполнения маневра поворота налево, с технической точки зрения, необходимо заключить, что место столкновения а/м Лексус и а/м Форд Фокус расположено на полосе движения а/м Форд Фокус, а именно на трамвайных путях попутного направления относительно первоначального движения а/м Форд Фокус.

ВЫВОДЫ

ПО ВОПРОСУ 1:

Действия водителя а/м Форд Фокус в рассматриваемом дорожно-транспортном происшествии регламентированы п. 10.1 (ч.1) ПДД РФ. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства

Действия водителя а/м Лексус в рассматриваемом дорожно-транспортном происшествии регламентированы п.п. 8.1 и 8.5 ПДД РФ. Маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

ПО ВОПРОСУ 2:

В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации в действиях водителя а/м Форд Фокус не соответствий требованиям ПДД РФ, с технической точки зрения, не усматривается.

В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации в действиях водителя а/м Лексус, с технической точки зрения, усматривается не соответствие требованиям п.п. 8.1 и 8.5 ПДД РФ, с технической точки зрения. Маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

ПО ВОПРОСУ 3,4:

Исходя из локализации механических повреждений транспортных средств можно заключить, что а/м Лексус и а/м Форд Фокус в момент столкновения располагались под углом не более 15° между продольными осями транспортных средств. Ориентировочное взаимное расположение транспортных указано в исследовательской части.

Графически определяем, что а/м Лексус в момент начала осуществления водителем маневра поворота налево располагался на расстоянии не менее 2,6 м от условной линии разделяющей направления движения.

Основываясь на ориентировочном положении а/м Лексус и а/м Форд Фокус в момент столкновения и положении а/м Лексус в момент начала выполнения маневра поворота налево, с технической точки зрения, необходимо заключить, что место столкновения а/м Лексус и а/м Форд Фокус расположено на полосе движения а/м Форд Фокус, а именно на трамвайных путях попутного направления относительно первоначального движения а/м Форд Фокус.

Записаться на консультацию к Судебному Эксперту по разбору и реконструкции ДТП (именно эксперту, не юристу и не адвокату, без посредников) можно по телефону 8(921)436-98-98.

С экспертом можно проконсультироваться и разобрать ваше ДТП на любой стадии: от звонка непосредственно с места происшествия (например, для грамотного составления объяснений), в процессе разбирательства в ГИБДД, после вынесенного Постановления (Определения) сотрудниками ГИБДД.

В процессе консультации, экспертом будет подробно изучено и реконструировано ДТП, даны рекомендации по благоприятного для Вас исходу события на любом этапе.

Квалификация эксперта: судебный автотехнический эксперт (Диплом «Судебная инженерно-техническая экспертиза”), ученая степень Автомобильно-дорожного института государственного архитектурно-строительного университета, имеющему высшее техническое образование общую специальность – «инженер-физик» (в соответствии с Дипломом о высшем техническом образование), экспертную специальность – «эксперт по анализу дорожно-транспортных происшествий» (диплом о профессиональной подготовке), стаж экспертной работы — 9 лет.

Консультация : 1000-2000руб. (в зависимости от сложности)

Зачастую сотрудники ГИБДД выносят определение об отказе в возбуждении административного дела, мотивируя тем, что показания водителей противоречивы и установить истину инспектор не в состоянии. В таком случае сотрудники ГИБДД уходят от выполнения возложенной на них обязанности об установлении фактов нарушения требований Правил дорожного движения участниками ДТП. В последствии участники ДТП не могут получить страховое возмещение.

В соответствие с ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными законом для обжалования постановлений. Таким образом, в 10-дневный срок нужно подать жалобу с просьбой данное определение отменить. Такая жалоба подается в вышестоящую ГИБДД или в районный суд.

Также можно в ГИБДД по месту совершения ДТП подать заявление о привлечении к административной ответственности второго участника ДТП.

Возможна ситуация, когда сотрудник ГИБДД решит, что требования Правил дорожного движения нарушили Вы и привлечет Вас к административной ответственности, вынесет соответствующее постановление. В такой ситуации лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу, который поможет Вам обжаловать это постановление на основании Кодекса об административных правонарушениях либо в течение 3-х лет с момента ДТП обратиться с исковым заявлением в суд.

В рамках гражданского процесса судья в целях установления вины в ДТП назначит экспертизу обстоятельств ДТП, которое включает в себя экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций, расчет параметров движения транспортных средств, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Автотехническая экспертиза

При возникновении автотехнических споров как между участниками ДТП по определению степени вины в дорожно-транспортном происшествии и определению размера причиненного ущерба, так и между автовладельцами и страховыми компаниями по определению является ли случай страховым и выплате страховой премии помогает независимая автотехническая экспертиза.

Заказать автотехническую экспертизу может любая из сторон участниц конфликта, статус судебной экспертизы, автотехническая экспертиза приобретает, если в результате спора стороны не пришли к согласию и обратились в суд. Суд выносит определение о назначении судебной автотехнической экспертизы. С помощью судебной автоэкспертизы выявляется механизм ДТП, его причины, следствия, а также виновная сторона и объем материального ущерба.


Чтобы получить платную консультацию необходимо записаться по

При себе необходимо иметь (по возможности) копии или оригиналы следующих документов:

1.Схема места ДТП;

2.Объяснения водителей и свидетелей;

3.Протокол осмотра места ДТП;

А также:

4.Фотографии с места ДТП;

5.Фотографии повреждений автомобилей;

6.Видеосъемка с места ДТП.

Ниже приведен стандартный перечень вопросов, которые стоят перед экспертами при проведении автотехнической экспертизы:

  1. Определить, были ли нарушены ПДД одним или всеми участниками ДТП. Применительно к сложившейся дорожно-транспортной ситуации, определить какими требованиями ПДД должны были руководствоваться участники ДТП.
  2. Определить, имел ли водитель техническую, возможность выполнить указанные требования. Определить, соответствовали ли действия всех участников дорожно-транспортного происшествия с технической точки зрения требованиям указанных правил.
  3. Проанализировать тормозной путь. Исходя из длины и характера следов торможения, определить скорость движения транспортного средства перед началом торможения.
  4. По условиям видимости дороги определить, какой должна быть безопасная скорость движения транспортного средства на данном участке.
  5. По техническим характеристикам транспортного средства, участвовавшего в ДТП, определить его остановочный путь условиях места происшествия.
  6. Определить время необходимое для остановки данного транспортного средства в данной дорожной ситуации.
  7. Определить темп движения пешехода и продолжительность времени его нахождения в опасной зоне.
  8. Определить расстояние от места наезда на пешехода, на котором находилось транспортное средство в момент возникновения опасности для движения.
  9. Считая от начала времени реакции водителя, когда он фактически приступил к процессу торможения, определить на каком расстоянии от пешехода находилось транспортное средство.
  10. В случае появления пешехода из-за неподвижного препятствия, автоэкспертам необходимо определить на каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент появления пешехода в зоне видимости водителя из-за этого препятствия.
  11. Определить была ли техническую возможность у водителя для предотвращения ДТП, если бы он приступил к процессу торможения в момент возникновения опасной обстановки, считая от начала времени реакции водителя.
  12. При допустимой для данных дорожных условий скорости движения транспортных средств, определить была ли техническую возможность у водителя предотвратить наезд на пешехода с момента начала его движения.
  13. Определить была ли у водителя техническая возможность предотвращения наезда на пешехода, движущегося в попутном либо встречном направлении.
  14. Определить, в случае своевременного торможения транспортного средства успевал ли пешеход выйти из полосы его движения.
  15. Определить, возможно ли поперечное смещение транспортного средства без потери его устойчивости на заданном расстоянии и какое расстояние необходимо для заданного поперечного смещения транспортного средства без потери его устойчивости.
  16. Определить была ли у водителя техническая возможность осуществить безопасный объезд или отворот от неподвижного препятствия.
  17. Определить была ли у водителя техническая возможность осуществить безопасный объезд или отворот от пешехода.
  18. По величине остаточной деформации, полученной при ударе о неподвижное препятствие определить скорость движения транспортного средства.
  19. Определить безопасную скорость, с которой возможно движение на кривой данного участка дороги без потери устойчивости транспортного средства
  20. Определить величину безопасного интервала между транспортными средствами при их движении в попутном и встречном направлении.
  21. Определить величину безопасной дистанции, между движущимися транспортными средствами, исключающую их столкновение, в случае экстренного торможения впереди движущегося транспортного средства.
  22. Определить расстояние до места столкновения, на котором находилось транспортное средство, имеющее преимущественное право на движение, в момент возникновения опасности для движения.
  23. Определить расстояние от края пересекаемой проезжей части дороги, на котором находилось транспортное средство в момент смены разрешающего на запрещающий сигнал светофора.
  24. Определить какой сигнал светофора был включен для транспортного средства в момент, когда оно находилось на расстоянии, указанном в исходных данных, от линии установки входного светофора на перекрестке?
  25. Определить была ли у водителя техническая возможность предотвращения наезда на стоящее транспортное средство путем его безопасного объезда, отворота с момента появления последнего в зоне видимости.
  26. Определить была ли у водителя техническая возможность произвести остановку управляемого им транспортного средства, без выезда на проезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания запрещающего сигнала светофора.
  27. Определить, действия какого водителя, участника ДТП, не соответствовали требованиям ПДД с технической точки зрения и могли послужить причиной данного ДТП.
  28. Определить, произошло бы столкновение транспортных средств, если бы одно из них с момента возникновения опасности не меняло направление движения, а продолжало двигаться прямо.
  29. Определить, по тормозному пути на каком расстоянии от начала следов торможения водитель принял решение о применении экстренного торможения.
  30. Определить каков путь обгона транспортного средства при заданных скоростях движения.
  31. Определить каков путь объезда стоящего транспортного средства при заданной скорости движения.
  32. Была ли у водителя техническая возможность остановить транспортное средство с момента вмешательства пассажира в управление автомобилем.
  33. Определить, может ли быть технически обоснована версия водителя, пешехода или свидетеля данной дорожно-транспортной ситуации.
  34. Определить техническую причину ДТП.

Что делать если Вы попали в Дорожно транспортное происшествие? Как себя правильно вести в разговоре с сотрудниками ГИБДД, а так же в общении со вторым участником аварии? На что стоит обратить особое внимание в первую очередь? В указанной статье мы поможем ответить Вам на все вопросы, которые могут возникнуть у водителей в результате наступления Дорожно транспортного происшествия.

Что нужно делать после ДТП?

после случившегося ДТП постарайтесь найти как можно больше свидетелей, которые в дальнейшем смогут подтвердить Вашу позицию;

обратите внимания, имеются ли на месте аварии видеокамеры наружного наблюдения, если есть, то лучше всего обратиться к собственнику с просьбой не стирать видео запись;

внимательно подписать схему составленную сотрудником ГИБДД на месте аварии, посмотрите, указаны ли в схеме направления движения машин и все значимые для дела нюансы;

объяснения лучше всего в подробностях не писать, так как потом будет меньше возможности, что либо исправить в нем.

Как определить кто виновник?

если второй участник аварии не признает своей вины, то настоятельно рекомендуем Вам составить письменные объяснения по делу и приобщить к материалам административного дела в виде заявленного письменного ходатайства, в указанных объяснениях необходимо указать в связи с чем, Вы считаете, что виновником аварии является второй участник ДТП, при это лучше всего сослаться на конкретные пункты ПДД которые нарушил второй участник аварии. Так же в объяснениях лучше всего указать, что Вы действовали в строгом соблюдении ПДД, при этом сославшись на конкретные пункты ПДД прикрепленных схемой и рисунками.

обязательно опросите всех свидетелей, которых Вы указали в объяснения после ДТП;

если второй участник ДТП привел на разбор новых свидетелей обязательно на это укажите и возражайте после их опроса.

так же Вы имеете возможность назначить авто техническую экспертизу для установления виновника ДТП, однако это удовольствие стоит больших денег.

Что делать, если признана обоюдная вина?

необходимо обжаловать указанное постановление в суд в течение 10 дней с момента получения указанного постановления на руки;

если на момент рассмотрения жалобы в суде истечет двух месячный срок привлечения к ответственности, то судья при отмене постановления прекратит производство по делу в связи с истечением срока давности, в данном случае виновник установлен не будет и Вам придется в гражданском процессе устанавливать виновника аварии;

при обоюдной вине водителей Вы имеете право требовать от страховой компании возмещения ущерба в размере 50 % от суммы ремонта.

Мы готовы оказать Вам помощь:
в случае необходимости обеспечим Вам профессиональное представительство в судебных органах и ГИБДД;
проконтролируем каждую стадию исполнительного делопроизводства;
поможем защитить Ваши права и интересы в суде на любой стадии процесса.

Позвоните нам по телефону 640-24-28 или задайте вопрос на сайте компании, мы ответим Вам и окажем всяческое содействие, защищая Ваши интересы.

ШаманFollow Jun 11, 2019 · 5 min read

Мы уже касались случаев, когда виновник ДТП может быть призван к ответу, получив обязательство оплатить часть или полный объем ущерба, причиненного им в ДТП.

В частности, мы рассматривали случаи, когда сумма выплат по ОСАГО может не совпадать с реальной компенсацией потерпевшим, а также когда автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис ОСАГО. И последнее относится как раз к той категории нарушений, которые интересуют нас сегодня: это случаи, когда страховая компания вправе получить от виновника ДТП полную компенсацию выплат, осуществленных ей по договору ОСАГО. Ведь на самом деле, таких условий немало, и все они гарантируют, что закон окажется на стороне страховщика. Давайте рассмотрим их все.

Где указано, что страховая имеет право требовать деньги с автовладельца?

Право страховщика требовать компенсации выплаченного им ущерба регламентируется Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а конкретно — соответствующей статьей 14, которая фиксирует «право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Теперь давайте рассмотрим эту статью по пунктам и выясним все случаи, когда виновника ДТП могут заставить компенсировать затраты страховой компании.

Если виновник ДТП умышленно нанес вред жизни и здоровью потерпевших

Подпункт «а» пункта 1 статьи 14 указывает, что «к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего». Иными словами, если при изучении обстоятельств ДТП будет установлено, что виновник ДТП с пострадавшими или погибшими действовал умышленно, страховая вправе через суд в полном объеме взыскать с него все компенсационные выплаты, которые она осуществила.

Если виновник ДТП был пьян

Подпункт «б» устанавливает право страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)». То есть, пьяные виновники ДТП будут платить за все сами — во-первых, страховая истребует с них все выплаченные потерпевшим деньги, а во-вторых, потерпевшие вправе потребовать от них дополнительной компенсации ущерба, который не был покрыт максимальной страховой выплатой.

К сожалению, на данный момент у пьяных водителей еще есть лазейка: к пьяным не причисляют тех, кто отказался от освидетельствования или специально употребил алкоголь после совершения ДТП. Однако с 29 октября 2019 года вступят в силу поправки, которые устранят эту недоработку: в подпункт «б» будут включены случаи, когда «указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен».

Если виновник ДТП не имел права управлять автомобилем, на котором ехал

Подпункт «в» гласит, что страховщик может требовать компенсации от виновника ДТП, если он «не имел права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред». Формулировка довольно широкая: в нее входят как водители, лишенные прав, так и те, кто, к примеру, управлял автомобилем категории, не открытой в действующих правах.

Если виновник ДТП скрылся с места аварии

В подпункте «г» указана возможность регрессного требования к виновнику аварии, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, для этого потребуется установить личность виновника, чем и пользуются некоторые малодушные личности, стремящиеся избежать заслуженного наказания. Тем не менее, если виновник ДТП будет найден, на него ляжет полная финансовая ответственность за содеянное.

Если виновник не был вписан в страховку

Об этом варианте мы упоминали в отдельном материале: подпункт «д» устанавливает право страховщика на компенсацию его расходов, если автомобиль виновника был застрахован, но сам виновник не был вписан в действующий страховой полис. Разумеется, речь идет только так называемых «закрытых» или «ограниченных» полисах ОСАГО — если он был заключен в отношении неограниченного круга лиц, страховая компания обязана компенсировать ущерб самостоятельно.

Если виновник ДТП не предоставил автомобиль на осмотр страховщику

Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы. Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.

Если виновник ДТП предоставил неверные данные при заключении договора ОСАГО

Еще один подпункт под буквой «к» устанавливает ответственность виновника ДТП, даже если он был вписан в действующий полис ОСАГО, но при покупке этого полиса онлайн были указаны недостоверные данные, чтобы уменьшить его цену. Как известно на итоговую стоимость полиса влияют разные коэффициенты — территориальный, возрастной и так далее, и если какой-то из них оказался неверным, что сделало полис дешевле, то такая небольшая «экономия» может обернуться куда боле серьезными затратами при ДТП.

Прочие случаи

Помимо рассмотренных выше случаев пункт 1 статьи 14 содержит еще два подпункта, которые не актуальны для владельцев легковых автомобилей. Так, подпункт «и» устанавливает возможность регрессного требования страховой к виновнику ДТП, если им стал водитель легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, оборудованного для пассажироперевозок, или автомобиля для перевозок опасных грузов, если на указанное транспортное средство нет действующей диагностической карты. Владельцы указанных выше машин обязаны проходить техосмотр дважды в год, а актуальная диагностическая карта — обязательное условие для осуществления страховых выплат.

Второй подпункт, который мы упомянем здесь, еще не вступил в силу: абзац под буквой «л» станет актуален с 29 октября 2019 года. Он указывает, что страховая имеет право на регрессное требование к лицу, ставшему виновником ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». Обратить внимание стоит на самый конец формулировки: прицепы к легковым автомобилям не входят в число поводов для судебного разбирательства — здесь речь идет о грузовых машинах и прицепах к ним, которые должны фигурировать в полисе ОСАГО.

admin