Оплата контракта по 44 ФЗ

Содержание

В контракте на проведение капитального ремонта здания прописано: «Контрактом устанавливается один этап исполнения контракта с момента его заключения и до окончания срока действия контракта. Авансирование не предусмотрено».
Означает ли это условие подписание одного единственного акта выполненных работ по контракту (подрядчик считает, что может представлять акты по мере выполнения работ, и требует перечисления денег)?

29 августа 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Подрядчик не вправе требовать от заказчика осуществления промежуточной приемки и внесения платы за фактически выполненные работы до момента выполнения всего объема работ.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты работы, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Кроме того, в контракт включаются также условия, указанные в п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в том числе о сроке завершения работы. Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 этого закона (за некоторыми исключениями).
Закон N 44-ФЗ основан в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), в связи с чем к отношениям по контракту применимы нормы гражданского законодательства с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу п. 1 ст. 307.1 ГК РФ это правило применимо и к договорным обязательствам.
Согласно п. 1 ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (ст. 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (ст. 758 того же кодекса), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По такому контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 702, ст. 768 ГК РФ к отношениям по контракту на выполнение подрядных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд применимы общие положения ГК РФ о подряде.
Пункт 1 ст. 708 ГК РФ устанавливает, что по согласованию между сторонами договора подряда в таком договоре, помимо начального и конечного сроков выполнения работы, могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда (ст. 711 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Отметим также, что кредитор (каковым является заказчик в обязательстве по выполнению работ) вправе не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев или существа обязательства (ст. 311 ГК РФ).
Таким образом, если в контракте на выполнение работ не выделены этапы, не предусмотрена необходимость промежуточной приемки и оплаты, заказчик обязан осуществить приемку лишь по выполнении всего предусмотренного контрактом объема работ, после чего, в случае, если работы выполнены надлежащим образом, оплатить выполненные работы на согласованных в контракте условиях.
Оснований требовать от заказчика осуществления промежуточной приемки и внесения платы за фактически выполненные работы до момента полного исполнения подрядчиком обязательств по контракту при таких обстоятельствах не имеется.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Вопрос: Каков порядок оформления документации об электронном аукционе, предусмотренной частями 5, 6 ст. 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно, графика выполнения работ и графика оплаты? Должны ли график выполнения работ и график оплаты быть заполнены на этапе формирования аукционной документации, или они должны оформляться без указания стоимостных показателей и сроков выполнения работ, а затем на этапе заключения контракта в них могут быть внесены изменения подрядчиком путем составления протокола разногласий? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2017 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

Срок оплаты договора по 44-ФЗ — это 30 дней в общем случае и 15 дней в госзакупках для СМП.

Какие формы оплаты есть

В госконтракте обязательно должны содержаться условия: форма, сроки и порядок оплаты товара, работ и услуг по 44 ФЗ. Форма оплаты предполагает, будут ли деньги переведены контрагенту госзаказчика безналичным путем, например, на банковский счет, или выплачены наличными. Порядок выплаты предполагает один из вариантов:

  • полное единовременное перечисление средств;
  • авансирование;
  • поэтапная оплата по мере исполнения контракта.

Условия о сроке и порядке оплаты заказчиком являются обязательными, их отсутствие в тексте или несогласованность делает соглашение недействительным.

На основании каких документов оплачивается контракт

Чтобы обоснованно оплатить госконтракт, заказчик обязан иметь как заключение экспертизы, так и акт выполненных работ и товарную накладную, если это предусмотрено условиями соглашения.

Документ Когда оформляется
Акт сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг Оформляется в момент приемки ТРУ. Деньги перечисляются после приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги
Заключение экспертизы Приемке предшествует экспертиза, которую проводят специалисты госзаказчика и приглашенные эксперты и экспертные организации. По ее результатам оформляется заключение о соответствии или несоответствии результата госконтракта его условиям
Товарная накладная Оформляется, если предметом контракта выступает поставка товара

Как оплатить полностью

Полная единовременная выплата устанавливается соглашением в случае, когда для исполнения госконтракта контрагенту заказчика не нужен аванс, и соглашение не предусматривает промежуточных этапов исполнения. При единовременной выплате контрагент госзаказчика исполняет в полном объеме обязательства, заказчик принимает результат исполнения и, если результат не вызвал вопросов и принят, оплачивает его целиком.

По общему правилу из ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ, сроки оплаты контракта по 44 ФЗ в 2020 году составляют не более 30 рабочих дней с момента подписания сторонами документов о приемке. Допустимо изменение сроков оплаты по контракту 44-ФЗ в сторону уменьшения: госзаказчик вправе заплатить раньше истечения предоставленного ему месяца. Увеличить 30-дневный период нельзя.

Как оплатить поэтапно

Поэтапное перечисление суммы по соглашению допустимо в госконтрактах, где имеется разбивка на этапы выполнения работ, которые принимают по отдельности по мере выполнения. Например, в строительных соглашениях.

По итогам выполнения каждого этапа стороны проводят приемку результатов, составляют и подписывают закрывающие этап документы. В контракте предусматривают сроки выплаты вознаграждения по отдельному этапу работ. Выплата по каждому этапу производится в течение 30 дней после приемки.

Как оплатить, если есть аванс

Аванс — это платеж, который проводит заказчик в пользу контрагента до того, как тот выполнит и сдаст ему результат работ. Сумма аванса вычитается из общей суммы договора, поэтому после его исполнения расчет заказчика производится в сумме соглашения за вычетом уже перечисленного аванса. Последняя редакция сроков оплаты по 44 ФЗ о закупках не вводит каких-либо специальных правил относительно сроков выплаты аванса. Не установлены в законе и общие требования к размеру аванса. Допустим любой размер аванса, вплоть до 100%.

Но есть Постановление Правительства № 1496 от 09.12.2017 о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета. Оно регулирует заключение и исполнение отдельных видов госконтрактов. В нем установили предельные размеры авансовых платежей. Например, в отношении соглашений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

Федеральный закон № 44-ФЗ запрещает выплачивать аванс поставщикам, к которым при заключении контрактов применяли антидемпинговые меры, то есть тем, которые на этапе участия в тендере предложили цену контракта значительно ниже НМЦК.

Специальные сроки для СМП

Из общего правила, по которому установлена оплата за 30 дней по 44-ФЗ с изменениями на 2020 год, имеются исключения. Они касаются госконтрактов, заключенных в результате закупки, проводимой среди СМП и СОНО. Заплатить контрагенту по такому контракту госзаказчик обязан не позднее, чем через 15 рабочих дней после того, как состоялась приемка товара или услуги.

Иногда правила по выплате денег установлены в специальных законах. Например, правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства вправе установить специальные сроки оплаты контрактов по 44-ФЗ с изменениями 2020 года. Такая возможность оговаривается в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ.

Ответственность за задержку

Законодательно жестко установлено, сколько дней сроки оплаты по контракту по ФЗ 44, —30 рабочих дней (или 15 рабочих дней для СМП). Если госзаказчик перечислит деньги позже, ему грозит:

  • уплата пени в соответствии с ч. 5 ст. 34 44-ФЗ в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки. Пени зависит от невыплаченной суммы. Если заказчик частично исполнил обязанности, сумма, которую он уже перечислил для расчета, не учитывается;
  • административная ответственность для должностного лица заказчика, допустившего опоздание. Ответственность наступает по ст. 7.32.5 КоАП РФ и заключается в штрафе от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать

В 44-ФЗ нет исключений по сроку оплаты для закупок у единственного поставщика, которые указаны в ч. 15 ст. 34 44-ФЗ

Письмо Минфина № 24-03-07/77518 от 16.11.2017

Вопрос:

Мы заключаем договора согласно ст.93 44-ФЗ до 100 тыс.руб., вопрос — мы должны придерживаться статьи 34 по оплате в течении 15 дней? (В договоре сроки не оговорены)

Ответ:

Срок 15 дней предусмотрен только для закупок у СМП и СОНО. В остальных случаях — 30 дней.

8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Статья: Разрешение и запрещение. Несколько рекомендаций по закупкам малого объема (Лагутин В.) («Информационно-аналитическое издание «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги», 2018, N 1) {КонсультантПлюс}

в соответствии с Законом N 44-ФЗ, 15-дневный срок оплаты предусмотрен для контрактов, заключаемых по результатам конкурентных закупок, размещаемых только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Если же субъект малого бизнеса стал единственным поставщиком, то на него данное положение не распространяется. Что касается 30-дневного срока оплаты, то он распространяется на всех поставщиков, в том числе и на единственных.

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

Из этой статьи вы узнаете:

  • Сроки оплаты контракта по 44-ФЗ
  • Как составить претензию заказчику при просрочке оплаты по 44-ФЗ
  • Обращение в органы внутреннего финансового контроля при просрочке оплаты
  • Жалоба уполномоченному по правам предпринимателей при просрочке оплаты заказчиком
  • В какие общественные организации обратиться при задержке оплаты от заказчика
  • Когда стоит обращаться в суд при просрочке оплаты заказчиком
  • Как рассчитать пени и штраф за просрочку оплаты по 44-ФЗ
  • Ответственность заказчика за просрочку оплаты по 44-ФЗ
  • Как проверить добросовестность заказчика

Считается, что именно исполнители обычно нарушают обязательства по госконтракту – товары и услуги попросту не поставляют вовремя или их качество оставляет желать лучшего. Однако в последнее время учащается просрочка оплаты по 44-ФЗ.

За несвоевременную оплату по контракту предусмотрена ответственность, но исполнитель должен правильно действовать в этой ситуации, зная, в какие инстанции обратиться. Однако и заказчик может найти оправдание сложившейся ситуации. Но обо всем по порядку.

Сроки оплаты контракта по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ жестко регламентирует все этапы заключения и исполнения государственного контракта, в том числе сроки и порядок расчетов между контрагентами (ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ). У заказчика есть 30 дней, чтобы оплатить поставку, после того как подписан акт приемки по отдельному этапу или в целом по договору.

Если же исполнителем является малое предприятие или некоммерческая организация социальной направленности, то в соответствии с ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, заказчик должен произвести оплату в течение 15 рабочих дней.

В отдельных случаях правительством устанавливается иной порядок расчетов. Например, в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ приводится норма, в соответствии с которой процедура расчетов по госконтрактам в сфере обороноспособности и безопасности страны может быть изменена.

Однако в реальной жизни не все так однозначно, и расчеты между контрагентами иногда происходят по разным схемам. Заказчик на протяжении всего срока может перечислять небольшие суммы либо полностью производить выплаты при закрытии контракта.

44-ФЗ предусматривает, что деньги подрядчику за выполненную работу перечисляются в соответствии с установленным графиком по мере исполнения этапов контракта. Но при этом поставщику, чтобы претендовать на оплату своей работы, необходимо иметь оформленный по всем правилам основной документ, а именно сам контракт, подписанный обеими сторонами. Если по какой-либо причине контракт отсутствует, то у подрядчика нет оснований претендовать на получение денег за выполненную работу.

Когда складывается ситуация временной неплатежеспособности заказчика и возникает просрочка оплаты по контракту в рамках 44-ФЗ, это может стать основанием для исполнителя разорвать договор в одностороннем порядке. Но такое действие способно привести к негативным социальным последствиям, что крайне нежелательно. Поэтому заказчику стоит направить подрядчику гарантийное письмо относительно оплаты и затем заключить дополнительное соглашение.

Как составить претензию заказчику при просрочке оплаты по 44-ФЗ

В тексте государственного контракта обязательно указывается, в какой период заказчик должен рассчитаться за поставленный товар или услуги. Если подрядчик не получил свои деньги в соответствии с контрактом, то он должен сначала направить претензию. И это вовсе не телефонный звонок с требованием перечислить долг – такие меры обычно не приводят к нужному результату, и в суде в дальнейшем вы их не предъявите в качестве доказательств. Претензия – это письменный документ, имеющий официальный характер и юридическую силу.

В претензии надо подробно описать, какие именно положения договора нарушил заказчик, ссылаясь на конкретные пункты документа. Также необходимо обозначить сумму долга и дату, до которой он должен быть погашен. Обычно сроки расчетов между сторонами указываются в тексте контракта. Если они не были оговорены и прописаны, то разумным периодом для оплаты будет промежуток от 10 до 30 дней.

В тексте претензии следует указать санкции, которые будут применены к заказчику из-за просрочки оплаты по 44-ФЗ. Штрафы и пени устанавливаются исходя из положений 44-ФЗ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, необходимо дать ссылки на статьи этих документов. Последние поправки к Административному кодексу вдвое увеличили суммы штрафов для заказчиков, не оплативших работу подрядчика по государственному контракту. Эта мера должна дисциплинировать заказчиков, чтобы они не допускали просрочки оплаты по 44-ФЗ.

В претензии также следует указать банковские реквизиты исполнителя, на которые заказчиком должны быть перечислены деньги. В завершение ставится подпись руководителя компании-подрядчика и печать.

Передать претензию можно как лично, так и по почте. Первый вариант более надежный, при этом надо будет взять расписку в получении документа. Если выбрано почтовое отправление, то следует отправлять письмо с уведомлением о вручении. То есть надо иметь доказательство, что претензия была вручена адресату.

К сожалению, и такой путь не дает гарантии подрядчику, что его работа будет оплачена своевременно. Что делать дальше поставщику при просрочке оплаты заказчиком по 44-ФЗ, какие инстанции помогут разобраться с этим вопросом?

Обращение в органы внутреннего финансового контроля при просрочке оплаты

В 44-ФЗ (часть 8 статьи 99) определены органы, на которые возложены задачи финансового контроля в сфере государственных закупок. Полномочия распределены между следующими организациями: Федеральное Казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и пр.

Если есть необходимость обратиться в контрольный орган, то нужно написать письмо и отправить его по почте. Также это можно сделать через официальный сайт соответствующей организации, практически все они имеют сервис «Электронная приемная». В этом случае обращение должно быть подписано электронной подписью.

Читайте также: «Одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком: основания и алгоритм действий»

В обращении необходимо подробно описать суть претензии и привести доказательства в свою пользу, то есть к жалобе прикладываются соответствующие документы. Также надо указать полные реквизиты заказчика и подрядчика, в том числе адрес, на которой нужно отправить ответ на жалобу.

В соответствии с 59-ФЗ контролирующие инстанции подобные обращения рассматривают в течение 30 дней. В этот период проводится проверка заказчика, по результатам которой выдаются предписания с требованием устранить выявленные нарушения, а также составляется протокол об административном правонарушении.

Жалоба уполномоченному по правам предпринимателей при просрочке оплаты заказчиком

Еще одна инстанция, которая имеет право контролировать действия заказчиков при проведении государственных закупок, – уполномоченный по правам предпринимателей. Он обеспечивает соблюдение прав организаций, работающих в пределах Российской Федерации. Если заказчик каким-либо образом на любом этапе государственной закупки нарушил права подрядчика, то последний может подавать жалобу уполномоченному.

Обращение оформляется на бумажном носителе или направляется по электронной почте. Ее содержание будет таким же, как и в описанном выше случае: суть претензии с документальными доказательствами, подробные реквизиты сторон.

У уполномоченного есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать. Если жалоба принимается, то дальнейшие свои действия уполномоченный сообразует со степенью нарушений: он может либо провести разъяснительную беседу с заказчиком, либо передать дело для рассмотрения в вышестоящие государственные органы, либо направить исковое заявление в суд или следственный комитет. Обращение уполномоченным рассматривается в десятидневный период.

В какие общественные организации обратиться при задержке оплаты от заказчика

Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок осуществляет ряд общественных организаций. Они не обладают такими полномочиями, как официальные органы, но иногда способны оказать помощь по фактам просрочки оплаты по 44-ФЗ. Поэтому обращение в такую организацию – неплохой вариант досудебного урегулирования конфликта.

В частности, одной из таких организаций, способных оказать помощь поставщику, является ОНФ «За честные закупки». Жалобу можно подать на сайте организации, и сотрудники проведут разъяснительную работу с заказчиком, в результате которой, вполне возможно, нарушения будут устранены.

Такую же деятельность ведет организация «Опора России», но только она редко занимается проблемами компаний, не являющихся ее членами.

При решении вопросов с просрочкой оплаты по 44-ФЗ на стадии досудебного урегулирования можно обращаться и в прокуратуру. По жалобе подрядчика ее сотрудники проверят все этапы проведения госзакупки – от процедуры выбора поставщика до последних моментов исполнения контракта. Специфика прокурорской проверки в том, что она выявляет не только мелкие нарушения закона, но и подпадающие под определение преступления. При обнаружении нелегитимных действий закупку могут признать недействительной.

В прокуратуру также можно обратиться, написав обычное или электронное письмо. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней (срок установлен законом 59-ФЗ и инструкциями, разработанными Правительством РФ).

Когда стоит обращаться в суд при просрочке оплаты заказчиком

Когда исполнитель испробовал все доступные методы досудебного урегулирования, но заказчик так и не заплатил ему деньги, то следующий шаг – подача искового заявления в Арбитражный суд, расположенный по месту регистрации ответчика. В заявлении надо потребовать от заказчика погасить долг, а также обосновать полноту исполнения собственных обязательств по контракту. Также надо будет приложить все документы, которые были оформлены в процессе попытки досудебного урегулирования.

Суд рассмотрит заявление по факту просрочки оплаты заказчиком по 44-ФЗ и вынесет решение, обязывающее ответчика оплатить работу. Последний имеет право на протяжении 10 дней обратиться с апелляцией. Если заказчик этим правом не воспользовался, решение вступает в силу. Это означает, что причитающиеся подрядчику деньги должны быть перечислены до установленной судом даты. Контроль исполнения решения возлагается на службу судебных приставов.

Если заказчик не выплачивает деньги за выполненную по государственному контракту работу, бывает очень сложно добиться справедливости. Подрядчику в этом случае придется пройти нелегкий путь от методов досудебного урегулирования до разбирательства в суде. Только таким способом можно заставить заказчика выполнить его обязательства.

Как рассчитать пени и штраф за просрочку оплаты по 44-ФЗ

Неустойка за просрочку оплаты по 44-ФЗ взыскивается в виде пени и штрафа.

1. Пеня

Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ, как правило, проводится в соответствии с положениями самого закона о контрактной системе. Часть 5 ст. 34 устанавливает следующую норму: со следующего дня после оговоренной в контракте даты расчета пеня начисляется ежедневно в размере 1/300 от ставки рефинансирования.

Приведем пример. Сумма контракта – 500 тыс. руб., срок оплаты поставки – 30 апреля. Расчет должен быть произведен в полном объеме по завершении работ. Заказчик перечислил деньги 11 мая, допустив просрочку оплаты на 11 дней. Расчет пени за просрочку оплаты по 44-ФЗ выполняем на калькуляторе по формуле:

  • 500 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 1512,5 руб.

Видоизменим пример и предположим, что в положенный срок к 30 апреля заказчик выплатил 200 000 руб., а остальные 300 000 руб. были перечислены 11 мая (также с 11-дневной просрочкой). В этом случае пеня начисляется только на просроченную сумму:

  • 300 000 руб. x (1/300 x 8,25 %) x 11 (количество дней) = 907,5 руб.

Закон № 44-ФЗ в ч. 5 ст. 34 устанавливает конкретный размер пени, который заказчик и исполнитель не могут изменять по своему желанию.

2. Штраф

Санкция в виде штрафа применяется за прочие нарушения положений контракта, не являющиеся просрочкой. В контракте прописывается конкретная сумма, подлежащая выплате виновной стороной. Размер штрафа зависит от цены контракта и определяется на основании п. 5 Правил.

Ниже приводятся данные, какой процент от общей суммы должен быть выплачен заказчиком или исполнителем, нарушившим положения контракта:

  • До 3 млн руб. – 2,5 %.
  • От 3 млн руб. до 50 млн руб. – 2 %.
  • От 50 млн руб. до 100 млн руб. – 1,5 %.
  • Свыше 100 млн руб. – 1 %.

Как видим, может возникнуть вопрос при определении суммы штрафа, если цена контракта равна ровно 50 млн руб. Очевидно, что заказчик будет заинтересован прописать в договоре меньший размер штрафа за собственные нарушения.

Ответственность заказчика за просрочку оплаты по 44-ФЗ

Заказчик, допустивший нарушения требований 44-ФЗ при проведении государственной закупки, может быть оштрафован или дисквалифицирован. Максимально предусмотренная сумма штрафа – 500 000 руб. К числу нарушений относится не только непосредственно просрочка оплаты по 44-ФЗ. Штраф по КоАП РФ (Кодексу РФ об административных правонарушениях) и закону о государственных закупках предусмотрен при следующих обстоятельствах:

  • В тексте контракта заказчик не указал срок, в течение которого должен быть произведен расчет за выполненную работу. Этот факт расценивается как нарушение ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, за которое в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях грозит штраф в сумме 3000 руб.
  • Должностное лицо организации-заказчика, по вине которого допущена просрочка оплаты по 44-ФЗ за выполненную работу, при первичном нарушении получает штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Повторные факты задержки оплаты поставщикам влекут за собой дисквалификацию должностного лица на срок от 1 до 2 лет.

Лица, виновные в нарушении положений государственного контракта, подпадающие под административные санкции:

  • заказчик;
  • специализированная организация;
  • должностное лицо заказчика, уполномоченного органа или учреждения;
  • оператор электронной площадки.

По обнаруженным фактам нарушений государственного контракта антимонопольной службой России может быть составлено предписание с соответствующим требованием устранить недоработки. Если заказчик в первый раз проигнорирует эти требования, то к организации применяются санкции в виде штрафа размером 500 000 руб., а контрактный управляющий или специалист контрактной службы должен будет заплатить 50 000 руб. Если же закупка относится к сфере гособоронзаказа или имеет отношение к государственной тайне, то штрафы будут соответственно 300 000–500 000 руб. и 30 000–50 000 руб.

Если контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы повторно не выполнит данные требования, то он привлекается к ответственности в виде дисквалификации сроком на 1 год на основании частью 7.3 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как проверить добросовестность заказчика

Убедиться, насколько потенциальный заказчик добросовестно выполняет свои обязательства, можно, проверив историю дел арбитражных судов. Если в прошлом заказчик уже выступал в качестве ответчика по факту просрочки оплаты по 44-ФЗ, то с большой долей вероятности с ним и в дальнейшем будут проблемы.

Получить данную информацию можно на официальном сайте. Для этого в поле «Участник дела» нужно внести ИНН или ОГРН заказчика, организовавшего тендер, в котором вы хотите участвовать. После нажатия кнопки «Найти» вы получите список судебных дел, стороной в которых была данная организация (при наличии таковых).

Читайте также: «Расторжение государственного контракта в рамках 44-ФЗ: порядок и условия оформления»

Подобную проверку стоит проводить перед каждым тендером. В данном случае лучше учиться на чужих ошибках, ведь если заказчик, с которым вы намерены сотрудничать, постоянно задерживает оплату либо рассчитывается по контракту не полностью, а подрядчикам регулярно приходится судиться за собственные деньги, то вы заведомо подписываетесь на проблемы. С таким заказчиком лучше дела не иметь совсем, какими бы привлекательными условиями ни отличалась закупка. Заведите для таких организаций свой черный список.

Предварительный сбор сведений о заказчике позволит сильно снизить риски просрочки оплаты по 44-ФЗ, застраховаться от недобросовестности контрагента. Но если все-таки работу вы сделали, а покупатель вовремя не оплатил положенную сумму, то надо действовать по инструкции, приведенной выше.

В ходе исполнения контрактных обязательств у заказчика и поставщика может возникнуть потребность изменить некоторые положения. В статье рассмотрим, что такое существенные и несущественные условия, и в каких случаях их можно изменить, а в каких — этого делать не следует. Разберем конкретные примеры и дадим образцы.

В конце поговорим о сложившейся эпидемиологической ситуации (COVID-19), ее влиянии на сроки исполнения обязательств, и как быть поставщикам в этой ситуации.

1. Какие условия являются существенными
2. Изменение существенных условий
3. Как изменить госконтракт на строительные работы?
4. Как изменить ставку НДС в контракте?
5. Как улучшить предмет договора?
6. Когда существенные условия нельзя изменить?
7. Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ
7.1 Как изменить контракт на этапе заключения?
7.2 Как изменить контракт на этапе исполнения?
8 Изменение сроков договорных обязательств в связи с COVID-19

Какие условия являются существенными?

Существенными условиями называются положения, обязательные для контракта и прямо указанные в законодательстве.

Согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса контракт нельзя заключить без взаимного соглашения сторон по поводу предмета обязательств и условий, которые определены законодательством или иными правовыми актами как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, по которым должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон.

В тексте контракта обязательно должны быть прописаны следующие условия (ч.13 ст.34 44-ФЗ):

  • способы определения объема товаров, работ или услуг (ТРУ) на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным количеством;
  • сумма договора;
  • итоговая стоимость по каждому этапу;
  • ответственность заказчика и исполнителя;
  • порядок и сроки оплаты ТРУ;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки;
  • уменьшение суммы оплаты на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой обязательств, если их в бюджеты бюджетной системы должен внести заказчик;
  • обеспечение исполнения контракта (ОИК) и сроки его возврата, которое внесено деньгами;
  • порядок и срок предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств (если такое требование установлено);
  • предоставление нового ОИК, если у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве ОИК, отозвана лицензия;
  • источник финансирования.

В 2020 г. заказчики, которым поступают денежные средства из федерального бюджета, в случаях, указанных в 459-ФЗ от 29.11.2018 г., обязательно вносят в контракт пункт о казначейском сопровождении целевых денег, а в некоторых случаях и о казначейском обеспечении обязательств.

Изменение существенных условий

Согласно общему правилу менять существенные условия запрещено. Однако, в ч.1 ст.95 и ч.54 ст.112 44-ФЗ указаны основания, по которым это правило можно нарушить.

Основания Условия НПА
Цена уменьшается, а объемы ТРУ остаются неизменными. Отражается в документации и контракте или только в контракте, если закупка проводится у единственного поставщика (ЕП). п.п.»а» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Увеличиваются или уменьшаются по предложению заказчика объемы ТРУ,

пропорционально происходит изменение суммы договора.

Цена уменьшается либо увеличивается в пределах 10% в обе стороны.

Возможность указывается в документации и контракте или только в контракте, если закупка –у ЕП.

Изменение договора по 44-ФЗ по этому основанию не дает сторонам право дополнять спецификацию новыми пунктами или убирать из нее уже утвержденные.

п.п. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Изменяются условия из-за возникших по не зависящим от сторон обстоятельств, и продолжать исполнять обязательства не представляется возможным. Контракт заключен на срок не менее 3-х лет.

Его стоимость равна или превышает размер стоимости, обозначенной в п.1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 г. для обеспечения:

· федеральных потребностей — 10 млрд. руб.;

· региональных нужд — 1 млрд. руб.;

· местных нужд – 0,5 млрд. руб.

Для закупок по проведению клинических исследований лекарственных средств для медицинского предназначения сумма договора должна быть не менее 40 млн. руб.

Внесение изменений в госконтракт происходит по решению правительства, высшего органа исполнительной власти региона или местной администрации соответственно.

п.2,3 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Изменяются цены (тарифы) на ТРУ. Эти тарифы должны регламентироваться действующим законодательством. п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Уменьшаются лимиты бюджетных обязательств заказчика. Стороны готовят допсоглашение на изменение договора. Так согласовываются новые условия контракта, в том числе цена, сроки исполнения обязательств и объемы ТРУ.

Изменение спецификации контракта по 44-ФЗ для уменьшения объемов обязательств осуществляется в соответствии с Методикой, разработанной Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013 г.

п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Изменяется сумма обязательств, заключенных с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. Сумма договора уменьшается или увеличивается по медпоказаниям списка услуг, которые связаны с лечением. Важно предусмотреть эту возможность в договоре. п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Изменяется контракт с единственным поставщиком. Существенные условия можно менять, если контракт был заключен на основании п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93 44-ФЗ. п.10 ч.1 ст.95 44-ФЗ

Как изменить госконтракт на строительные работы?

С 01.07.2019 г. 44-ФЗ дает основания, по которым допускается изменение существенных условий в государственных контрактах по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

Что меняется Условия НПА
Любые существенные условия. При соблюдении следующих условий:

· контракт заключен не менее чем на 1 год;

· стоимость обязательств — не менее 100 млн. руб. (п. 1(1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 г.);

· работы невозможно выполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам;

· изменение не приведет к увеличению срока исполнения или суммы более чем на 30%.

Изменить существенные условия можно после письменного обоснования. Оно основывается на акте правительства, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации.

п.8 ч.1 ст.95 закона № 44-ФЗ
Объем или виды выполняемых работ. Цена уменьшается или увеличивается на 10% в обе стороны. Возможность отражается в документации и контракте или только в контракте, если закупка проводится у ЕП. п.п.»в» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Срок исполнения контракта. Меняется только 1 раз, новый срок не должен превышать изначального срока.

Обязательства невозможно выполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам или по вине исполнителя. Если виноват исполнитель, то на него налагается штраф (пени, неустойка), и он должен предоставить ОИК на новый срок. Срок действия банковской гарантии должен не менее чем на 1 месяц превышать измененный срок исполнения обязательств (ч.3 ст.96 44-ФЗ).

п.9 ч.1 ст.95 44-ФЗ

Как изменить ставку НДС в контракте?

Ставка НДС увеличилась с 18% до 20% с 01.01.2019 г. В связи с этим в 44-ФЗ появилось еще одно основание для изменения существенных условий. Корректировка условий проекта контракта по 44-ФЗ из-за изменения ставки НДС происходит на основании ч.54 ст.112 44-ФЗ.

До 01.10.2019 г. по взаимному согласию сумма договора в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:

  • контракт был подписан до 01.01.2019 г.;
  • положениями договора (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2019 г. ставка НДС;
  • приемка и оплата ТРУ осуществляется после 01.01.2019 г.

Важный момент! Ко всем договорам, заключенным до увеличения НДС, с 01.01.2019 г. применяется новая ставка. Общая сумма при этом не меняется, а налог увеличивается за счет поставщика (Письмо Минфина РФ № 24-03-07/61247 от 28.08.2018 г.). Это требование не распространяется на договора, которые регулируются Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013 г.

Как улучшить предмет договора?

44-ФЗ разрешает поставку другого товара по соглашению заказчика и исполнителя, если качество и характеристики данного товара лучше, чем у предмета договора (ч.7 ст. 95 44-ФЗ) указано, что по согласованию сторон можно поставить другой товар.

Изменение суммы договора или цены единицы ТРУ в данном случае не допускается.

Сторонам не разрешается использовать это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет должен быть определен НПА, принятыми в рамках ч.3 и 4 ст.14 44-ФЗ, о национальном режиме.

Когда существенные условия нельзя изменить?

В процессе исполнения обязательств нельзя изменять источник финансирования, так как это является существенным критерием (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015 г.).

Также нельзя корректировать следующие положения:

  1. Поставщика (ч.5 ст.95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юрлица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом возможна замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новому заказчику (ч.6 ст.95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, исполнения обязательств, если иное не прописано в договоре.
  3. Корректировка суммы договора более чем на 10 %.

Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ

Ни гражданское законодательство, ни 44-ФЗ не дают определения несущественных условий. Однако, опираясь на гл.28 ГК РФ, можно сказать, что несущественные условия — это положения договора, которые не являются существенными для данной сделки и не требуют согласия каждой из сторон. Изменение несущественных условий по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения обязательств.

Что можно изменить в договоре, не меняя ключевые положения?

  1. Платежные реквизиты. В ходе работ стороны вправе корректировать расчетные и корреспондентские счета, менять банк для перечисления денег.
  2. Местонахождение компаний. Адрес, контактные данные (телефон, электронная почта) можно менять, не уведомляя другую сторону.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в названии организации, в ФИО сторон, ошибочные расчеты в спецификации, не совпадающие с суммой договора.

Для разных этапов закупки (заключение и исполнение) характерны свои особенности внесения изменений.

7.1 Как изменить контракт на этапе заключения?

Исполнитель готовит и отправляет заказчику протокол разногласий с указанием намерения изменить несущественные условия и причины такого решения. Например, в связи со сменой фактического адреса компании просит раздел «Реквизиты» смотреть в новой редакции. При проведении электронной закупки протокол направляется с помощью функционала ЭТП.

Если заказчику требуется корректировка несущественных положений, то функциональные возможности ЭТП позволяют отозвать контракт на доработку и повторно отправить участнику измененный вариант.

Протокол разногласий или доработанный договор изучаются на предмет того, существенные исправления или нет.

В случае изменения несущественных условий контракт подписывается. Если исполнитель отправлял протокол разногласий, то заказчик изменяет контракт и измененный вариант повторно направляет победителю на подпись.

Изменять контракт из-за технической ошибки 44-ФЗ разрешается, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в первоначальной версии. Коррективы в договор вносятся только после его размещения в ЕИС.

При этом если ошибка несущественная, то сторонам логично будет проигнорировать ее и подписать контракт. Если же ошибка существенно отразится на результате обязательств и может повлечь штрафы, то сторонам следует подготовить протокол разногласий и исправить ее.

Например, изменение условий в спецификации на этапе заключения договора (техническая ошибка при расчетах и др.) осуществляется после внесения договора в реестр контрактов. После выявления ошибки и регистрации в ЕИС сведений о договоре стороны составляют допсоглашение, которым вносят правки в договорные условия на стадии заключения обязательств.

7.2 Как изменить контракт на этапе исполнения?

Законодательство разрешает корректировать несущественные условия по взаимной договоренности сторон еще на этапе исполнения. Схема действий такая же, как была описана выше, повторяются этапы уведомления и анализа предложений по внесению изменений, а третьим шагом является подготовка допсоглашения с указанием всех нужных критериев.

От заказчика потребуется потом отразить все внесенные изменения в ЕИС, разместив акт корректировки.

Образец дополнительного соглашения:

Изменение сроков договорных обязательств в связи с COVID-19

По всему миру распространяется коронавирусная инфекция (COVID-19). В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране у участников закупок возникает очень много вопросов. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. дает ответы на некоторые из них. Однако остаются неясные моменты, которые требуют отдельного разъяснения. Например, заказчики и исполнители интересуются о сроках выполнения договорных обязательств.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443, принятое в развитие ст. 111 44-ФЗ, действует только в рамках 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения договора. При этом данный нормативный документ ничего не говорит о контрактных отношениях, в том числе не поясняет, как быть сторонам со сроками работ, предусмотренных контрактом: продлевать или нет?

Ответ на этот вопрос частично дает Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). В п.2 Указа говорится, что виды организаций, деятельность которых приостанавливается на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. Однако эти ограничения не действуют на организации, указанные в п.4 данного регламента. Следовательно, если исполнитель относится к списку исключений по п.4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой исполнитель обязательно должен исполнить свои обязательства в сроки, обозначенные в контракте.

Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.

Вторая ситуация: исполнитель подпадает под исключения и обязан приостановить свою деятельность на основании решения главы субъекта РФ на территории такого субъекта. Моя точка зрения такова: исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности выполнения работ, сославшись на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не имеет права наложить на исполнителя штрафы в указанном случае, т.к. вины исполнителя за нарушение обязательств нет, но и не может продлить сроки контрактных работ в отсутствие положительного решения, в соответствии с ч.65 ст. 112 44-ФЗ.

У заказчика есть два пути выхода из данной ситуации:

  • расторгнуть контракт с поставщиком по взаимному соглашению, сославшись на ч.8 ст.95 44-ФЗ;
  • принять товар с просрочкой, формально начислить поставщику пени, включить такое начисление в реестр контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч.42.1 ст.112 44-ФЗ) (прим.: на момент написания статьи Правительство РФ пока не утвердило порядок списания неустойки в 2020 г.).

Несколько иначе ситуация обстоит с продлением сроков по контракту 44-ФЗ во время карантина. В этом случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 443 позволяет продлить срок выполнения работ, но этот срок не должен превышать период от даты заключения договора до окончания карантина (пп.»д» п.1 Постановления № 443).

Соглашение о корректировке сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания.

admin