Оплата консьержа

Добрый день, Алла!

По Вашим вопросам:

1. Согласно п. 5 ст. 46 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Таким образом, если Вы не будете производить оплату данной услуги (если она по факту будет оказываться), то за Вами будет числиться задолженность, которая может быть взыскана в судебном порядке.

2. Действительно, подсчет голосов осуществляется исходя из общей площади помещений.

Но установление размера платы за консьержа в одинаковом колчестве с квартиры (без учета площади), вероятно, было установлено в вопросе повестки дня собрания, по которому большинство проголосовало «за». Собственники помещений вправе самостоятельно определять порядок оплаты размера платы за услуги консьержа.

3. Вы можете провести новое собрание собственников, установив размер платы за консьержа из расчета размера площади квартиры, или оспорить в суде принятое решение общего собрания, но для этого необходимо выявить нарушения порядка проведения собрания.

4. Для того чтобы понять законно ли было проведение данное голосование, необходимо изучить все документы по данному собранию. Оспаривание решения общего собрания собственников осуществляется в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ.

Решение общего собрания собственников, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесённым к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

Таким образом, если собственники помещений Вашего многоквартирного дома на общем собрании приняли решение об оплате услуг консьержа в подъезде, на таком собрании имелся кворум (более чем 50% общего числа голосов), а решение не обжаловано в установленном судебном порядке, то у Вас имеется обязанность по исполнению такого решения и оплате указанных услуг.

В случае если Вы не принимали участия в голосовании или голосовали против принятия решения и считаете, что этим решением нарушены Ваши права и законные интересы, то Вы вправе обжаловать в суд решение, принятое с нарушением требований ЖК РФ, в течение шести месяцев со дня, когда Вы узнали или должны были узнать о принятом решении.

Обращаем Ваше внимание, что суд с учётом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинения убытков собственнику (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Вместе с тем в случае неоплаты услуг консьержа в подъезде с Вас могут взыскать данные суммы в судебном порядке.

ЖКХ

  • Управление

Опубликовано на сайте: 20 июня 2012 г. 00:00
Публикация в газете: №23 (895) от 21 июня 2012 г.

Консьержи теперь – ваша проблема

С 1 июля нынешнего года московское правительство прекращает выплату субсидий управляющим компаниям на содержание консьержей в многоквартирных домах. Касается это десятой части подъездов московских домов.

Всего их насчитывается более 100 тысяч, а субсидий в 2012 году было оформлено на 9,5 тысячи подъездов. Остальные – либо и раньше содержали дежурных на собственные средства, либо довольствовались камерами видео-наблюдения.

Что и говорить, к бюджетной помощи люди привыкли, ведь получали ее с 1999 года. Пусть не такой уж и достаточной она была, но одно дело – доплачивать дежурным, а другое дело – финансировать их полностью. Да и жителей консьержи устраивали куда больше, чем установленные в домах видеокамеры.

Разговоры о возможной скорой отмене субсидий начались уже с начала 2012 года. В п. 2 постановления правительства Москвы № 369-ПП от 16 августа 2011 г. был четко обозначен срок их предоставления – с 1 января по 30 июня 2012 г. А что дальше? Судя по редакционной почте, многие дома от консьержей вынуждены будут отказаться – не потянут. Но как-то выкручиваться придется – вопрос ведь стоит о безопасности проживания. Судя по обилию в Интернете вакансий консьержей в многоквартирных домах, они нужны, и их не хватает. ТСЖ, ЖСК предлагают удобный график: сутки через двое или через трое. Зарплата от 6 до 9 тысяч рублей, либо посменная оплата от 600 до 1000 рублей. Не забывают подчеркнуть близость дома к станции метро и что рабочее место оборудовано туалетом, горячей, холодной водой, местом для отдыха. И, как правило, гарантируют официальное, в соответствии с Трудовым кодексом оформление. А немногочисленных соискателей, в основном иногородних, интересует возможность бесплатного проживания. Судя по тому, что спрос превышает предложение, эти условия мало кого привлекают. Но консьержи даже с такой зарплатой – для жителей удовольствие дорогое. К примеру, три сменных работника с окладом 6 тысяч рублей на подъезд из 20 квартир – это уже по 900 рублей в месяц с квартиры! А прибавьте налоги с зарплат!

Потому нам нередко задают вопрос: как дешевле организовать дежурство в подъездах, как правильно оформить трудовые отношения с консьержами? За советом мы обратились к руководителю Межрегионального объединения домовладельцев Ларисе Денисовой.

Нам важнее «дешево и сердито»!

Рассмотрим варианты трудоустройства консьержей в домах ТСЖ, ЖСК. Первый – в соответствии с трудовым законодательством.

Трудовые договоры с дежурными заключаются через ТСЖ, работодателем для них будет ТСЖ, а, стало быть, финансировать и зарплату, и больничные, и отпускные будут граждане, проживающие в этих домах. Дешево это не будет. При сменном графике и восьмичасовом рабочем дне (больше он работать не должен по закону) понадобится, как минимум, 4 человека на подъезд при круглосуточной охране. Опять же, и помещение должно быть оборудовано. Обычным многоквартирным домам это далеко не под силу. Кроме того, ТСЖ, ЖСК не может платить меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). По Москве с 1 января 2012 г. это 11 300 рублей, а с 1 июля – уже 11 700 рублей. Председателям правлений следует знать: если организация по каким-либо причинам не может или не хочет ориентироваться на региональный МРОТ, ей необходимо представить мотивированный отказ в Комитет по труду и занятости. Отсутствие письменного отказа будет означать, что работодатель согласен применять новую ставку МРОТ. За выплату заработной платы ниже МРОТ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Так, руководителя, допустившего нарушение, могут оштрафовать от 1 тыс. до 5 тыс. руб. А саму организацию – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если же организация платит зарплату ниже «минималки» более двух месяцев, то руководителя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 145.1 Уголовного кодекса РФ. Здесь уже размер штрафа составляет от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Возможно даже лишение свободы на срок до трех лет.

Но такую зарплату товарищества и кооперативы платить не могут. Как быть? Выход есть: оформить консьержей на 0,6-0,8 ставки. Или заключить с ними не трудовые, а гражданско-правовые договоры (подробно о них читайте в № 7 «КР» за 2012 год).

Отметим, что закон дает право собственникам внутри дома заказать любую услугу и профинансировать ее в том размере, в каком они сочтут нужным. На общем собрании лучше установить не размер оклада консьержа, а затраты на обеспечение охраны подъездов. В ЖСК или ТСЖ можно утвердить специальный фонд на обеспечение безопасности проживания. В положение об этом фонде можно включить все, что угодно – предусмотреть одного дежурного на подъезд или четырех. Можно запланировать видеонаблюдение на первом этаже, а можно – в каждом лифте и на каждом этаже. Каким образом организовать охрану – внутреннее дело собственников.

С другой стороны, если в доме 4-5 подъездов, то и дежурных понадобится, как минимум, 20! Зачем ЖСК и ТСЖ заморачиваться трудовыми договорами со всеми ними и нести огромные затраты, связанные только с оформлением трудовых отношений? Это постоянный контроль, ответственность за людей – то они уволились, то заболели, то в отпуск ушли. Так и домом некогда будет заниматься! Прибавьте к этому большие налоги с фонда их заработной платы, которые надо своевременно платить, а, самое главное, за все это надо отчитываться. И бухгалтеру зарплату придется увеличить, как минимум, в два раза, а то и принять второго бухгалтера, который бы занимался только расчетами зарплаты.

Выручить может институт индивидуальных предпринимателей. Гораздо дешевле оформить кого-то из собственников, имеющих свидетельство индивидуального предпринимателя. Оформить ему право заниматься охранной деятельностью – это серьезно. Нам надо что-нибудь попроще, не связанное с охранной деятельностью. К примеру, по договору поручить ему обеспечение охраны подъездов. В этом случае в смету будут включены только затраты на договор с этим индивидуальным предпринимателем, который жители обязаны будут профинансировать. А все трудовые договоры с работниками будет заключать этот предприниматель. И охрану он может организовывать так, как сочтет нужным. Сам будет на работу принимать, сам – контролировать, сам – следить за помещениями, оборудованием. В этом случае затраты ТСЖ сократятся прилично. Задача председателя правления – договориться о сумме, которая устроит этого работника и профинансировать ее через квитанции жителей.

Некоторые ЖСК, ТСЖ делают по-другому – принимают на работу консьержами индивидуальных предпринимателей. И рассуждают так: получил человек лицензию, встал на учет в налоговый орган и каждый месяц самостоятельно платит государству налог. И ТСЖ, ЖСК тут ни при чем. Да, налог он платит, но сам-то где деньги получает? На основании чего ему платят жители? Договор у него, как у наемного работника в этом случае с кем-то должен быть. Каждое работающее физическое лицо должно иметь договор, на основании которого он получает зарплату. Если деньги он получает непосредственно с каждой квартиры, то и договор должен заключить с каждым собственником. Сто квартир – сто договоров. Другого не предусмотрено. Просто так собрать с жителей деньги и положить ему в карман – это черный нал, за который товарищество или кооператив могут оштрафовать.

Есть и еще один ход, не противоречащий закону. Сейчас ведь в порядке вещей, когда состоятельные собственники нанимают домработниц, заключая договора. Почему бы одному из жителей, либо старшему по подъезду не сделать то же самое? Может, он такой богатый, что может нанять консьержку, которая, кроме его квартиры, будет охранять весь подъезд? А откуда он возьмет, скажем,15 тысяч рублей ей на зарплату – пойдет ли собирать деньги по квартирам или заплатит из своего кармана, никого не касается. Кстати, таким же путем можно нанять и уборщицу.

Конечно, в элитных домах этот вопрос не стоит. Но в обычных домах, где живут люди со средним достатком, пенсионеры, придется «изобретать» дешевый и сердитый вариант. Иначе охрана станет делом разорительным.

Официальный комментарий

Как разъяснили в Комплексе городского хозяйства г. Москвы, субсидии управляющим организациям на компенсацию затрат по оплате труда дежурных в подъездах жилых домов предоставляются в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ в целях государственной поддержки собственников жилых помещений при осуществлении управления многоквартирными домами и обеспечения благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, а также сохранности общего имущества в многоквартирных домах.

При этом по жилищному законодательству РФ собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно несут расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39).

В целях соблюдения норм федерального законодательства постановлением правительства Москвы от 16 августа 2011 № 369-ПП определен период предоставления субсидий на компенсацию затрат по оплате труда дежурных в подъездах жилых домов с 1 января по 30 июня 2012 г.

Согласно жилищному законодательству собственники помещений на общем собрании вправе принять решение о финансировании работ по охране подъездов методом дежурных за счет собственных средств.

В настоящее время по инициативе собственников помещений такие собрания проводятся, и за счет средств собственников организуется дежурство в подъездах жилых домов.

Лилия Позднякова

Вопрос №1. В квартире не установлены счетчики на горячую холодную воду и на газ. На каком основании жильцы, платя за эти ресурсы за время, когда отсутствуют?

В 2009 г. вышел закон об энергосбережении и энергоэффективности. В нем говорится, что все жители России для экономии всех коммунальных ресурсов должны установить индивидуальные приборы учета. Начиная с 2017 г., если собственник не установил в квартире прибор, то он платит по нормативу плюс повышающий коэффициент. А когда собственник отсутствует в квартире, перерасчет ему не положен.

Есть только два случая, при которых без приборов учета в управляющей компании могут сделать перерасчет – первый: если в квартире нет технической возможности поставить такой прибор, второй: стихийное бедствие. Чтобы доказать, что в вашей квартире нет технической возможности, чтобы поставить прибор, вам нужно обратиться в свою УК, где вам должны выдать соответствующее заключение.

Вопрос №2: В подъезде неполным советом или заочным голосованием решили нанять консьержа. За это берут деньги с жильцов. Как пенсионеру отказаться от этой услуги или не платить?

В жилищном кодексе понятие «подъезд» отсутствует, есть «многоквартирный дом». Собрание собственников – это главный орган управления своим домом. Ни при каком решении неполного совета или заочном голосовании нельзя посадить консьержа в подъезде и требовать с жильцов деньги. Если с вас собирают наличными, это вообще противозаконно. Здесь вы даже можете не платить.

Чтобы узнать, по закону ли у вас находится консьерж, а также узнать сумму, которую выставляет вам за него управляющая компания, вы должны прийти в свою УК и посмотреть – был ли протокол общего собрания собственников, и какое там было принято решение. Если большинством голосов такое решение было принято, и есть строчка о расходах на консьержа, в таком случае плата за эту услугу законна.

Свои вопросы по теме ЖКХ вы можете задать по телефону 265-45-00, а также прислать в Viber и WhatsApp по номеру 8-923-165-45-00.

admin