Описание почерка в криминалистике пример



1. Введение.

Письмо — наиболее сложная форма речевой деятельности человека, выражающаяся в процессе воспроизведения графических знаков.

Криминалистическое исследование письма и документов

Письмо и почерк не отделимы друг от друга, так как письмо находит свое отображение в конкретной графической форме почерка. Таким образом, под словом «почерк» понимается особая манера выполнения письменных знаков, основанная на двигательных навыках пишущего человека.

Формирование почерка — длительный и сложный про­цесс. На протяжении всего периода формирования почерка продолжают развиваться и закрепляться навыки письма. Од­ни признаки почерка подвергаются более существенным, дру­гие — менее существенным изменениям, т. е. одни заменяются новыми вариантами признаков, другие только несколько ви­доизменяются. Именно благодаря изменениям движений при письме, приспособления их к быстрому темпу выполнения рукописи происходит дальнейшее развитие письменно-двига­тельного навыка. Отражением индивидуального развития по­черка во времени является вариационность его признаков.

Актуальность  темы   данной контрольной работы  обусловлена тем,  что преступность в России за последние годы имеет тенденцию к росту и по степени негативного воздействия на граждан, общество и государство, и превратилась в социальную проблему. Развитие науки и техники привело к разработке новых средств, приёмов и методов деятельности, используемых одновременно как преступным миром, так и правоохранительными органами, в частности — следственными органами в борьбе с преступностью. Между тем комплекс уголовно-процессуальных и криминалистических мер,   направленных   на   совершенствование следственной работы и усиление борьбы с преступностью, остался несовершенным. Так, в настоящее время уголовно-процессуальные нормы не содержат регулирования применения вновь возникающих в большом количестве новейших и нетрадиционных методов исследования в ходе расследования преступлений.

По словам Мальцева В.Н.: «анализ экспертной, следственной и судебной работы показывает, что не теряют своей актуальности вопросы применения  новых и нетрадиционных   методов   исследования   как   самим   субъектом расследования, так и приглашаемыми им специалистами-криминалистами. Руководящих же разъяснений и инструкций в подзаконных нормативных актах, в условиях дефицита правового регулирования даже на уровне закона, в настоящее время явно не достаточно».

Исследование рукописей с целью установления их исполнителя относится к числу наиболее распространенных криминалистических исследований. Объектом исследования является рукопись (текст, подписи и т.п.).

Цель контрольной работы состоит в определении и изучении особенностей общих и частных признаков почерка.

Для достижения цели указанной цели необходимо:

      Раскрыть общее понятие криминалистического исследование почерка;

      выявить признаки, характеризующие данное понятие и  определить его значение.

2. Понятие и общие сведения о почерке.

Термин «письмо» используется для обозначения нескольких понятий: средства запечатления мысли (например, наряду со звуковыми, электронными); вида письменности (иероглифическое, алфавитное; последнее в свою очередь может быть подразделено на прописное и скорописное); процесса выполнения рукописных документов, и т. д. В криминалистике этот термин употребляется главным образом в первом, наиболее широком его значении, при этом письменный документ изучается с двух сторон — смысловой и графической. Смысловая информация выражается с помощью письменной речи, специфичной для каждого автора документа, графическая — с помощью присущей каждому пишущему системы движений при выполнении письменных знаков, называемой почерком.

В спе­ци­аль­ной юри­ди­че­ской ли­те­ра­ту­ре име­ет­ся мно­го на­уч­ных оп­ре­де­ле­ний тер­ми­на "по­черк".

На­при­мер, у Л. А. Вин­бер­га: "По­черк — это за­фик­си­ро­ван­ная в ру­ко­пи­си сис­те­ма при­выч­ных дви­же­ний, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит пись­мен­но-дви­га­тель­ный на­вык".

В. Ф. Ор­ло­ва яв­ля­ет­ся ав­то­ром сле­дую­щих двух наи­бо­лее со­вре­мен­ных и на­уч­но обос­но­ван­ных оп­ре­де­ле­ний:

"По­черк — это ин­ди­ви­ду­аль­ный, ди­на­ми­че­ски ус­той­чи­вый зри­тель­но-дви­га­тель­ный об­раз гра­фи­че­ской тех­ни­ки пись­ма, по­лу­чаю­щий реа­ли­за­цию с по­мо­щью сис­те­мы дви­же­ний в ру­ко­пи­си".

"По­черк — это ос­но­ван­ная на пись­мен­но-дви­га­тель­ном ФДК и по­лу­чаю­щая ото­бра­же­ние в ру­ко­пи­сях ито­го­вая про­грам­ма их вы­пол­не­ния, со­дер­жа­щая субъ­ек­тив­ный зри­тель­но-дви­га­тель­ный об­раз вы­пол­няе­мых ру­ко­пи­сей и спе­ци­аль­но при­спо­соб­лен­ную для его реа­ли­за­ции раз­вер­ну­тую сис­те­му дви­же­ний".

Ука­зан­ные оп­ре­де­ле­ния сфор­му­ли­ро­ва­ны на ос­но­ве слож­ных мно­го­лет­них на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти фи­зио­ло­гии и пси­хо­ло­гии функ­цио­ни­ро­ва­ния ме­ха­низ­ма пись­ма. По­лу­чен­ные при этом зна­ния о за­ко­но­мер­но­стях фор­ми­ро­ва­ния и реа­ли­за­ции пись­мен­но-дви­га­тель­но­го ФДК на­вы­ков че­ло­ве­ка яв­ля­ют­ся ба­зо­вы­ми раз­де­ла­ми тео­ре­ти­че­ских ос­нов су­деб­но­го по­чер­ко­ве­де­ния, по­зво­ляю­щи­ми пол­нее и глуб­же по­знать при­ро­ду и сущ­ность кри­ми­на­ли­сти­че­ских свойств по­чер­ка.

В соответствии с этими объектами изучения в криминалистике выделяют почерковедение и автороведение.

Иногда, в теории криминалистики автороведение и почерковедение объединяются вместе в силу определенной взаимосвязи между письменной речью и почерком.

  Почерковедение в криминалистике ставит своей задачей изучение закономерностей возникновения и развития письменных навыков.

Эти достижения используются для решения диагностических, идентификационных и классификационных задач при раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений.

В зависимости от характера совершенных преступлений следователи и оперативные работники часто обнаруживают и используют для установления отдельных фактов и событий различного рода рукописные документы.

Несмотря на колебания, которые естественны для каждого почерка, последний настолько индивидуален, что по рукописи можно установить ее исполнителя. Безусловно, рукопись должна содержать такой объем графических признаков, который достаточно индивидуализировал бы исполнителя.

Индивидуальность почерка прежде всего зависит от субъективных факторов анотомического свойства (строение рук, длины костных рычагов, строения глаз и особенности зрения) и психофизиологического характера(характера воспитания письменного языка, типа нервной системы или памяти идр.)

По мнению крупного специалиста судебного почерковедения В.Ф. Орловой, устойчивость почерка возникает в результате образования в нервных центрах пишущего устойчивого зрительно-двигательного образа совершаемых движений.

К основным свойствам почерка, благодаря которым возможно его криминалистическое исследование и решение различных задач судебной экспертизы относятся:

1) индивидуальность;

2) динамическая устойчивость;

3) вариационность;

4) избирательная изменчивость.

Индивидуален не всякий почерк, а только тот, который достаточно развит. Процесс развития индивидуальности почерка происходит как во время обучения, так и после него и зависит от характера и продолжительности почерковой практики.

Динамическая устойчивость почерка объясняется положениями учения физиологии о двигательных навыках и, в частности, учения академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе (системности).Суть этого учения в том, что в результате упражнений при обучении техники письма, под влиянием внешних факторов,в коре больших полушарий головного мозга возникает система временных рефлекторных связей-это и есть динамический стереотип.

Относительно вариационности почерка можно сказать, что в почерке одного и того же лица порой наблюдаются довольно заметные различия в написании отдельных букв и даже буквосочетаний. Вариационность является результатом реакции организма на изменяющиеся условия.

Для разрешения вопросов об исполнителе рукописного текста в распоряжение эксперта представляют образцы почерка.

Образцы почерка подразделяются на общие, выполненные обычным для данного лица (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.) почерком и в обычных условиях, и специальные, выполненные рисовкой, вычерчиванием, с подражанием печатному шрифту, то есть с соблюдением специальных условий.

3.Идентификационные признаки почерка, их система и значение.

Идентификационные признаки почерка как специально выделенные для целей идентификации свойства получили детальную разработку в судебном почерковедении. Появление того или иного признака в почерке обусловлено, как правило, совокупностью разных причин, поэтому однозначное определение происхождения того или иного признака составляет большую проблему и чаще не удается. Это даёт основание считать происхождение признаков почерка случайным. Каждый взятый в отдельности идентификационный признак может встретиться у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а только их совокупность.

Наиболее распространенным является их деление на две группы в зависимости от того, в целом или в отдельных деталях (частях) характеризуется почерк. Признаки, характеризующие почерк в целом называются общими..

К общим признакам относятся:

а) выработанность почерка;

б) наклон;

в) разгон;

г) размер;

д) связность;

е) нажим.

Выработанности почерка. Это способность пишущего пользоваться системой скорописи. Свободное, уверенное выполнение письменных знаков, не сопровождающееся остановками, извилистостью штрихов и лишними движениями, характеризуют высоковыработанный почерк.

По степени выработанности, наряду с высоковыработанным(рис.1), выделяют также средневыработанный(рис.2) и маловыработанный(рис.3) почерки.

Средневыработанный почерк – это несформировавшийся до конца письменно-двигательный навык, отражающий стадии практического освоения связного и быстрого письма.

Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка письма.

К этой группе относятся: 1) школьные ученические почерки, характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко.

О малой выработаннсти почерка свидетельствуют низкая точность движений, угловатость овалов, неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями.

Наклон почерка определяется соотношением продольной оси письменного знака с линией строки. Почерки по наклону движений независимо от своего строения разделяются на лево- и пpaвoнaклoнныe, без наклона, с равномерным наклоном; по размеру (высоте букв) — большого, среднего, малого; по расстановке знаков — широкой, узкой; по разгону — большого, среднего, малого; по связности — сплошной, большой, средней, малой, без связности.

Разгон почерка – соотношение высоты строчных знаков и ширины промежутков между ними или соотношение высоты и ширины строчных знаков. Различается:

1) сжатый почерк — высота трехштриховых букв (т, ш, щ) значительно выше их ширины(рис.4);

2) средний почерк — высота трехштриховых букв примерно равна ширине (рис. 5);

3) размашистый почерк — ширина трехштриховых букв значительно больше высоты(рис.6);

Размер почерка определяется по средней высоте строчных букв: крупный – средняя высота букв более 5 мм; средний – от 5 мм до 2 мм; мелкий – высота не более 2 мм.

Связность почерка характеризуется написанием определенного количества букв в одном слове без перерыва движений: связный(рис.7), средний(рис.8), отрывистый(рис.9)).

Нажим в почерке характеризует приложение усилий к пишущему прибору. Степень и характер нажима — сильный, средний, слабый.

Различают также степень сложности движений, которая отображающихся в строении почерка в целом, характеризует тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли развитие письменно-двигательных навыков стремлению писать особенно красиво, стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма.

По степени сложности движений различают:

1) почерки простого строения (рис.10);

2) почерки упрощенного строения (рис.11);

3) почерки усложненного строения (рис.12).

К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи.

Для обладателей упрощенного почерка характерен быстрый темп письма, который достигается очень часто за счет некоторого несовершенства точности (координации) движений. Нечеткость рукописи — частый спутник упрощенного почерка.

Для группы почерков усложненного строения характерно значительное увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми почерками. Оно формируется под влиянием активного стремления лица к оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения характерны мелкие, тонкие, точные движения, которыми воспроизводятся детали букв, элементы и буквы в целом.

Признаки, связанные с характеристикой отдельных знаков и их элементов, называются частными.

Частные признаки характеризуют устойчивые особенности письменно-двигательного навыка при выполнении отдельных букв. Они классифицируются по видам движений, совершаемых рукой пишущего при выполнении письменного знака.

Страницы:12следующая →

Лекции по криминалистике
скачать (556 kb.)

Доступные файлы (1):

содержание

1.doc

1 2   3   4   5   6   7   8   9   …   12

Реклама MarketGid:
^

1. Понятие и особенности почерка

Криминалистическое почерковедение – это раздел криминалистической техники, который изучает закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков, их отражения в рукописных текстах для решения по ним диагностических и идентификационных задач.

Почерк – это зафиксированная в рукописи система привычных движений лица, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.

^: индивидуальностью, устойчивостью и вариационностью.

  1. Индивидуальность почерка – это неповторимая совокупность особенностей системы движений при исполнении письменных знаков конкретным человеком.
  2. ^, представляет собой относительное постоянство письменно-двигательного навыка конкретного человека. Почерк вырабатывается к 25 годам и сохраняется до наступления пожилого возраста (примерно до 60 лет) почти без изменений.
  3. ^ – это результат психо-физиологических реакций организма на изменяющиеся условия исполнения письма. На вариационность почерка влияют: стрессовое состояние, характер освещения, состояние опьянения. Вариационность почерка не препятствует идентификации исполнителя текста.

^

Общими являются признаки, которые характеризуют почерк в общем как систему движений. К общим признакам почерка относятся:

^ – это общий признак почерка, свидетельствующий о степени овладения человеком техникой письма. По степени выработанности почерк может быть: высоковыработанным, средневыработанным и маловыработанным.

^ – это сформированный почерк, характеризуется высоким темпом письма, устойчивостью признаков, хорошей читаемостью букв (примерно, после 25 лет).

^– это не полностью сформированный почерк, который находится на стадии незавершенного освоения и характеризуется средней координацией движений и темпом (примерно от 15 до 25 лет).

^ – это несформированный почерк, который отображает начальную стадию создания навыка письма и который характеризуется трудночитаемостью и медленным темпом письма.

^ – это общий признак почерка, который характеризуется протяженностью движений по вертикали строчных букв. По размеру почерк может быть: большой, средний и малый.

большой, т.е.

Криминалистика

высота большинства букв в тексте более 4 мм.;

средний, высота большинства букв в тексте от 2 до 4 мм.;

малый – высота большинства букв до 2 мм.

^ – это общий признак почерка, который определяется соотношением продольной линии письменного знака с линией строки. По наклону почерк подразделяется на: прямой, правонаклонный и левонаклонный.

прямой почерк, характеризуется отсутствием наклона, буквы расположены перпендикулярно линии строки;

правонаклонный почерк, характеризуется наклоном вправо от условной линии, расположенной перпендикулярно линии строки;

левонаклонный почерк, характеризуется наклоном влево от условной линии, расположенной перпендикулярно линии строки.

^ – это общий признак почерка, который определяется протяженностью движений по горизонтали. По разгону почерк подразделяется на:

— сжатый;

— средний;

— размашистый.

^ – это общий признак почерка, свидетельствующий о том, какими движениями выполняются письменные знаки. По степени сложности, почерк может быть: простой, упрощенны и усложненный.

простым является почерк, который близок к «ученическому», письменный знак соответствует типовым прописям, почерк разборчив и четок;

упрощенный почерк, т.е. почерк, элементы письменного знака которого проще, чем это предусмотрено типовыми прописями, почерк трудночитаемый:

усложненный почерк, т.е. почерк, в котором увеличенное движение и усложнения вводятся в элементы букв для их украшения.
^

Частные признаки почерка — это характеристика движений, проявляющаяся при написании отдельных букв или их отдельных элементов.

К частным признакам почерка относятся:

1. Форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов. Форма движений может быть:

— петлевой;

— угловой;

— дуговой.

2. Направление движений при написании букв или отдельных элементов. Направление движений может быть:

— левоокружным;

— правоокружным;

— с низу вверх;

— сверху вниз.

^, т.е. вид соединения элементов в буквах, а также вид соединения букв между собой. Связанность движений может быть:

— слитной;

— с интервалом.

^ т.е. отличие от прописного выполнения букв и его элементов в сторону увеличения или уменьшения. Протяженность движений может быть:

— по горизонтали;

— по вертикали.
^

Судебно – почерковедческая экспертиза – это судебная экспертиза, основной задачей которой является идентификация исполнителя рукописного текста, цифровых записей и почерка.

^: выполнена ли рукопись определенным лицом; исполнены ли несколько рукописей одним лицом; не исполнена ли рукопись умышленно измененным почерком; не исполнена ли рукопись в необычных условиях; не находилось ли лицо, исполнившее руко­пись, в необычном состоянии; к какой возрастной группе при­надлежит исполнитель рукописи и т.д..

Объектами исследования судебно-почерковедческой экспертизы могут быть рукописные тексты документов, их фрагменты, подписи.

При назначении судебно-почерковедческой экспертизы в распоряжение эксперта направляются следующие документы:

— постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы с определением вопросов, требующих экспертного разрешения;

— исследуемый документ (подпись) в подлиннике, а также сравнительные образцы почерка (подписи) возможного исполнителя текста или подписи (свободные и экспериментальные).

Методика судебно-почерковедческой экспертизывключает четыре стадии: подготовительную, стадию раздельного аналитического исследования представленных объектов, сравнительную и заключительную стадии.

^ происходит предварительное ознакомление с материалами (изучение материалов уголовного дела, ознакомление с документами — вещественными доказательствами и образцами, с вопросами, поставленными на разрешение эксперта и др.);

^ осуществляется раздельное изучение доку­мента (подписи) — вещественного доказательства и образцов для сравнитель­ного исследования (экспериментальные образцы почерка представляются на 5-10 листах, а подписи – в количстве 15-20, каждая на отдельном листе бумаги; производится обнаружение общих и частных признаков почерка;

^, выявленные признаки сопоставляются; результаты сравне­ния заносятся в специальные таблицы-разработки;

4. На заключительной стадии эксперт оценивает совпадающие и различающиеся признаки и формулирует конкретные ответы на поставленные вопросы оценивается индивидуальная совокупность выявленных признаков, при этом эксперт делает вывод о на­личии или отсутствии индивидуального тождества.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   12

Скачать файл (556 kb.)

Понятие почерка. Почерковедческое исследование

Почерковедческая экспертиза широко востребована во всех сферах правоприменительной практики – начиная с расследования уголовных дел о мошенничествах, заканчивая гражданскими, арбитражными процессами. Почерковедческая экспертиза также проводится по запросам граждан и организаций.

Почерк привлекает к себе внимание представителей различных отраслей знаний – криминалистов, педагогов, врачей, психологов, физиологов. Но именно криминалистами больше всего исследовалось это явление. И на разных этапах накопления знаний о почерке ему давались различные определения.

Так, по определению С.М. Потапова почерк – это «система взаимосвязанных и соотносящихся между собой движений, приспособленная к воспроизведению письма». Здесь фиксируется связь почерка с системой движений. Позже учеными была отмечена навыковая природа почерка, это нашло отражение в определении И.А. Винберга: «почерк – это привычная система движений , в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык». В.Ф. Орлова определяет почерк как «зрительно-двигательный образ графической техники письма, реализующийся в рукописях с помощью привычной системы движений».

В настоящее время почерк определен как основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений. К последнему определению привело изучение психологической природы почерка, дифференциации структуры навыкового действия.

Почерк является сложным системным объектом, обладающим разнообразными свойствами, характеризующими его как систему.

Почерк  понятие тесно связанное с письмом как средством коммуникации в человеческом обществе. Письмо ос­новано на сложной системе навыков, образующих функционально-динамический комплекс, подчиненный единой цели фиксации мысли в рукописи для передачи ее на расстояние и для сокращения во времени. Письменный навык объ­единяет две тесно связанные и вместе с тем относительно автономные подсистемы: письменно-речевой и письменно-двигательный функционально-динамический комплекс . Последний формируется в результате обучения письму и приспособления пишущего к разнообраз­ным внешним и внутренним условиям, поэтому у каждого человека почерк приобретает своеобразные черты.

К основ­ным свойствам почерка, существенным для почерковедческого исследования, относятся:

— индивидуальность;

— динамическая устойчивость;

— вариационность;

— избирательная изменчивость.

В почерковедении (как отрасли прикладного научного знания) выделяют две основные группы объектов познания:

— во-первых, закономерности почерка;

— во-вторых, закономерности его экспертного исследования. При этом почерковедение опирается на данные изучения познавательной деятельности, полученные в других науках. Но в почерковедческой экспертизе, если рассматривать ее с позиций гносеологии, всегда один объект познания – это конкретные данные, представляющие интерес для судебно-следственных органов.

Рассмотрим мышление как процесс решения экспертной задачи. Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача включает в себя:

1. Набор определенных условий (наличие рукописного текста в распоряжении следствия, потребность в получении доказательств, компетентный эксперт и т.д.;

2. Требование, которого нужно достичь (результаты реализованного исследования).

С психологической точки зрения требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условием – средства ее достижения. Следовательно, решение задачи есть процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств в данных условиях.

Для анализа процесса решения задачи важно знание о наличии или отсутствии в прошлом опыте субъекта готовых средств достижения цели. В качестве примера, это опыт нахождения экспертом решений в аналогичных ситуациях при разрешении промежуточных задач экспертизы. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее решение фактически сведется к использованию сформированного мыслительного действия, к воспроизводству готового знания. В психологии такое мышление называют репродуктивным.

Проведение судебно-почерковедческой экспертизы представляет собой процессуальное действие, реализуемое на определенных основаниях и условиях, а заключение эксперта является источником доказательств. Это положение требует соблюдения особых условий при получении такой информации. В ряду этих условий следует назвать: научность, объективность, всесторонность, обоснованность, последовательность. Методика и позволяет соблюсти все условия при получении такой доказательственной информации. Таким образом, методическое обеспечение облекает процесс экспертного исследования в необходимую форму, упорядочивает его, придает ему определенность и точность.

Идентификационные задачи почерковедения состоят в установлении факта выполнения конкретным лицом рукописного объекта (различных текстов или их фрагментов, буквенно-цифровых записей) или исполнителя подписи.

Общими признаками почерка признано считать внешние проявления свойств письменно-двигательного навыка человека, которые характеризуют в целом его систему движений при письме. Данные проявления свойств – это следствие действия единых закономерностей процесса формирования письменно-двигательного навыка у каждого человека и поэтому общие признаки почерка имеют групповое значение.

Под частными признаками понимают материализованные в рукописи свойства письменно-двигательного навыка, проявляющиеся в особенностях выполнения и соединения письменных знаков, их элементов.

Частные признаки почерка составляют информационную основу идентификационного вывода эксперта, поскольку позволяют дать адекватную характеристику индивидуальной системе движений, присущей конкретному исполнителю.

Классификация признаков в пределах этих двух больших групп должна строиться с учетом содержания признаков. Поскольку идентификационными признаками почерка являются зафиксированные в рукописи особенности письменно-двигательного функционально-динамического комплекса, классификация и раскрытие конкретного содержания признаков почерка должны строиться на основе классификации навыков письма.

Идентификационные частные признаки почерка – это особенности при выполнении букв, элементов букв, соединении букв и их элементов между собой. Значение частных признаков почерка для идентификации исполнителя почеркового объекта очень велико. Они в совокупности с общими позволяют индивидуализировать конкретный почерк. Поскольку эталоном написания отдельных букв и соединения букв между собой являются нормы прописей, то под особенностями понимают отклонения от норм прописей. если отклонение есть, то оно и является частным признаком почерка.

Задаваясь целью описать какой-либо почерк необходимо не только выявить все его существенные свойства, но и зафиксировать их. Для этого были созданы различные системы признаков. Например, система Бэйтса с ее описаниями «похож на рыболовный крючок».

С момента зарождения современного судебного почерковедения признаки почерка в том числе и частные выступали в качестве объекта специального исследования в работах многих криминалистов: А. Бертильона, С. Оттоленги, Э. Локара, А. Осборна. Из российских ученых большой вклад в формирование и совершенствование признаков почерка внесли: Е.Ф. Буринский, А.А. Тихенко и др. Результатом их исследований явилось формирование системы идентификационных признаков почерка. С середины 60-х годов в нашей стране получила распространение система признаков почерка, разработанная А. И. Манцветовой, Э.Б. Мельниковой, В.Ф. Орловой и др. Данная классификация признаков действует и в настоящее время.

Между общими признаками почерка и частными признаками существует тесная связь. Они соотносятся как общее и единичное. Общие признаки при этом детализируются в частных. Или другими словами наличие многих частных признаков позволяет охарактеризовать общую характеристику почерка. Например, если многие элементы букв выполнены угловатыми движениями мы говорим о том, что преобладающая форма движений – угловатая. Можно говорить о том, что такие группы частных признаков, как сложность, количество, последовательность движений детализируют группу общих признаков – конструктивная сложность движений, форма движений – преобладающую форму движений и др. Но это весьма условно, т.к. в усложненных почерках например изменена не только сложность отдельных знаков, но и часто увеличена протяженность элементов, уменьшена их связность и др.

Диагностические исследования рукописных реквизитов проводятся с целью:

— установления условий выполнения рукописных записей;

— установления факта выполнения рукописных записей или подписи в необычных условиях либо при необычном состоянии писавшего;

— определения пола, возраста и других сведений об исполнителе текста;

— установления факта выполнения подписи с подражанием и др.

Отличие идентификационных и диагностических исследований при решении большинства перечисленных задач состоит в том, что в первом случае эксперт проводит сопоставление почерка, которым выполнены исследуемые записи с образцами почерка конкретного лица; во втором случае происходит сопоставление изучаемого объекта с типовой моделью аналогичного объекта, аналогичной ситуации.

Понятие почерка. Почерковедческое исследование

То есть в основе лежит сравнение по аналогии. Например, факт выполнения подписи в состоянии алкогольного опьянения средней степени устанавливается экспертом в случае выявления им комплекса информативных признаков, характерных для подписного почерка всех лиц, находящихся в таком состоянии. Здесь решение эксперта сходно с диагнозом врача, который по комплексу симптомов ставит диагноз пациенту.

В настоящее время эксперты-почерковеды располагают несколькими методиками, позволяющими решать диагностические задачи: определения пола и возраста исполнителя рукописных текстов большого и малого объема, установление факта выполнения подписи в состоянии опьянения средней степени тяжести. В экспериментальных исследованиях установлена корреляция между почерком, ростом и типом телосложения пишущего. Разработан графоаналитический метод выявления особенностей характера человека с помощью компьютерного анализа признаков почерка.

Основными направлениями по использованию математики в судебном почерковедении являются:

1) вероятностно-статистическое;

2) измерительно-статистическое;

3) кибернетическое.

Почерковедческое исследование документов

Почерковедческое исследование рукописей с целью установления их исполнителя относится к числу наиболее распространенных видов криминалистической экспертизы.

Объектом почерковедческого исследования могут быть как обширные рукописи (письма, дневники и т.п.), так и краткие записи, подписи, цифровые или символические обозначения, в которых проявились индивидуальные и устойчивые признаки письма и почерка.

Основным вопросом, разрешаемым почерковедческим исследованием, является идентификация исполнителя рукописи. Наряду с этим в криминалистике разработаны методы диагностических исследований письма. Посредством этих исследований могут быть разрешены вопросы, касающиеся условий исполнения рукописи, характера состояния исполнителя, способа искажения почерка, определения пола исполнителя и др.

В настоящее время ведутся успешные теоретические и экспериментальные исследования по установлению психофизиологических, характерологических, профессиональных, образовательных, интеллектуальных и иных свойств исполнителя.

Теоретический фундамент криминалистической экспертизы почерка образует теория криминалистической идентификации, психофизиология высшей нервной деятельности человека, данные лингвистики и педагогики, а также понятийный, методический и технический аппарат математики, кибернетики и ряда других наук.

Навыки письма вырабатываются у каждого человека в результате длительного обучения и тренировок. Систематические упражнения в начертании букв, слогов, слов и их сочетаний приводят к выработке и закреплению у обучающихся навыков письма. Навыки письма относятся к числу сложных механизмов высшей нервной деятельности. Различают:

а) технические навыки (держание пишущего прибора, расположение листа бумаги, посадка человека при письме);

б) графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний);

в) навыки письменной речи (определение буквенного состава слов, словарный состав, использование тех или иных типов предложений и др.).

Для идентификации пишущего по почерку наибольшее значение имеют графические и технические навыки в силу их яркой выраженности, значительной устойчивости и индивидуальности.

Присущая каждому пишущему индивидуальная и динамически устойчивая совокупность графических и технических навыков, отображенная в рукописях, называется почерком.

Понятие почерка необходимо рассматривать в свете учения современной физиологии о двигательных навыках и, в частности, учения великого русского физиолога И.П. Павлова о динамическом стереотипе, развитого Н.А. Берштейном, П.К. Анохиным и другими учеными. Под динамическим стереотипом понимается система условно-рефлекторных связей, обеспечивающая поиск оптимального режима движения и его соответствие поставленной задаче при повторении движения в сходных условиях. Систематические упражнения в письме приводят к выработке определенной стереотипности и автоматизации письменных движений. Учение о динамическом стереотипе объясняет одно из важных для идентификации свойств почерка – его относительную устойчивость.

На начальных стадиях формирования почерк неустойчив и в относительно краткие промежутки времени в нем происходят значительные изменения. В этот период идентификация пишущего представляет значительные трудности. Сформировавшийся почерк сохраняет относительную устойчивость на протяжении длительного времени. Рукописи, выполненные устойчивым почерком, представляют собой благоприятный материал для идентификации. В старости почерк нередко деградирует, что проявляется к снижении координации, замедленности движений, тенденции К упрощению строения букв.

Если в условиях письма возникает какое-либо новое, непривычное обстоятельство, почерк перестраивается, приспосабливаясь к изменившейся обстановке. Причинами такого роди перестройки могут быть:

1) непривычные внешние условия письма (необычная поза, материал письма, пишущий прибор);

2) нарушение функций костно-мышечного или нервного аппарата (травма руки, болезнь глаз, нервное заболевание и т.д.);

3) необычное психическое и физиологическое состояние пишущего (возбуждение, опьянение и т.п.);

4) специальная целевая установка, например, искажение (маскировка) письма, подражание письму другого (имитация).

Действие непривычных обстоятельств приводит к деавтоматизации и дезорганизации письма. При этом в рукописи появляются признаки низкой координации движений: извилистость и изломы прямых штрихов, угловатость овалов, неравномерность размера, наклона и размещения букв.

Нарушение координации движений пишущего не означает невозможности его идентификации, ибо в рукописи в этих условиях сохраняется достаточное количество необходимых для идентификации признаков. Однако коренная дезорганизация почерка, вызванная, например, ранением, психическим заболеванием или маскировкой, может сделать идентификацию невозможной (особенно при небольших по объему рукописях).

Нередко действие какой-либо из указанных причин приобретает и систематический характер, например установка на особо четкое письмо при заполнении служебных документов. Изменения почерка в этих условиях закрепляются и отражаются в рукописях в виде вариантов (видоизменений) отдельных графических начертаний. Значительные изменения почерка (при устойчивом характере этих изменений) могут привести к образованию варианта почерка данного лица. Учет вариационности почерка важен для правильной оценки результатов сравнительного исследования.

Наряду с относительной устойчивостью существенным для идентификации свойством почерка является его индивидуальность, которая определяется своеобразием комплекса конкретных условий формирования почерка у каждого конкретного лица и выражается неповторимой совокупностью особенностей почерка. Немаловажную роль в этом отношении играют анатомо-физиологические и психологические особенности лица, обучающегося письму, строение костно-мышечного аппарата руки, внимание, волевые качества. В процессе обучения на формирование навыка заметно влияет различие методики преподавания и условий письма в классе и дома. Дальнейшая индивидуализация почерка происходит под влиянием стабильных условий письма в процессе учебы или работы, характера документов, выполняемых пишущим, и других факторов. В результате сформировавшийся почерк приобретает такую совокупность особенностей, которая делает его индивидуальным и отличает от почерка любого другого человека.

Наряду с особенностями почерка в целях идентификации личности могут быть использованы и особенности письменной речи.

Признаки письменной речи характеризуют смысловую сторону письма как разновидность речи*; признаки почерка характеризуют двигательно-начертательную сторону письменной речи.

*Подробнее о письменной речи см. в § 3 настоящей главы.

Смысловая и двигательные стороны письменной речи находятся в неразрывном единстве. Определенному уровню грамотности соответствует определенный уровень координации движений, содержание и назначение рукописи влияют на признаки почерка. В связи с этим изучение письменной речи необходимо для правильного понимания наиболее важных идентификационных признаков – признаков почерка. Вместе с тем устойчивые и индивидуальные особенности письменной речи в ряде случаев сами по себе могут иметь значение ценных идентификационных признаков. Так, при идентификации по рукописям, выполненным левой рукой или печатными буквами, объем идентификационных признаков почерка ограничен и присущие пишущему специфические особенности письменной речи облегчают идентификацию, дополняя письменно-двигательный комплекс идентификационных свойств. Но все же главную роль в почерковедческом исследовании играют признаки почерка.

Признаки почерка, характеризующие начертательно-двигательную сторону письменной речи, делятся на общие и частные. Под общими признаками понимается отображение в рукописи информации об общих свойствах письменно-двигательного навыка, проявляющихся не в отдельных движениях, а в целостной системе письменных движений.

Частные признаки характеризуют отдельные стороны, особенности письменно-двигательного навыка, проявляющиеся при выполнении отдельных букв и их сочетаний. В числе общих и частных признаков почерка различают характеристики выработанности, структуры и пространственной ориентации движений. При этом характеристики могут быть абсолютными (например, высота и ширина букв, расстояние между словами и строками) и относительными (например, отношение ширины и высоты букв, высоты строк и междустрочных интервалов и т.п.). Абсолютные характеристики более изменчивы и чаще подвергаются искажению при маскировке почерка. Относительные же характеристики более устойчивы и поэтому имеют большее идентификационное значение.

Особо важным признаком почерка является степень его выработанности, т.е. уровень овладения техникой письма. При этом различают малую (рис. 25,а), среднюю (рис. 25,6) и высокую (рис. 25,в) степени выработанности почерка. Выработанность почерка проявляется в способности пишущего выполнять текст быстрыми, координированными и устойчивыми движениями.

О быстром темпе письма свидетельствуют написание букв, их сочетаний и целых слов без отрыва пищущего прибора от бумаги (повышенная связанность почерка), упрощения в конструкциях букв, острые начала и окончания штрихов. На медленное письмо указывают частые отрывы пишущего прибора от бумаги, усложненные конструкции букв, тупые начала и окончания штрихов.

Рис. 25. Выработанность почерка: малая (а), средняя (б), высокая (в)

Под координацией понимается пространственная точность движений, проявляющаяся в правильном выполнении букв, их сочетаний и слов. На низкую координацию указывают извилистость и изломы прямых штрихов, угловатость овалов, несоразмерность отдельных элементов, неточные начала и окончания штрихов букв.

Показателем устойчивости почерка является повторяемость форм, размеров, наклонов письменных знаков и особенностей размещения текста на бумаге, в том числе при различных условиях письма.

Степень выработанности почерка может быть только снижена пишущим. Повысить же ее без длительной тренировки пишущий не в состоянии. Поэтому, если почерк исследуемого документа по степени выработанности окажется выше обычного почерка проверяемых лиц, последние только на основе рассматриваемого признака могут быть исключены из числа предполагаемых исполнителей.

Почерки одной и той же степени выработанности могут различаться по строению. Если письменные знаки рукописи в основном соответствуют официальным прописям, почерк считается простым (рис. 26,а). Если же письменные знаки рукописи отклоняются от официальных прописей, то в зависимости от характера этих отклонений почерк будет либо упрощенным (рис. 26,б), либо усложненным (рис. 26,в).

Структура движений при письме рассматривается с точки зрения их формы, направления, протяженности, количества, последовательности, непрерывности и усилий. Преобладающая в почерке форма движений может быть прямолинейно-угловатой, округлой, дуговой, петлевой. По преобладающему направлению движений дугообразные почерки разделяются на право- и левоокружные. Обычно преобладают левоокружные (против часовой стрелки) движения. Реже встречается преобладание правоокружных (по часовой стрелке) движений.

Положение продольных осей букв указывает на прямой, правонаклонный и неустойчивый почерк.

По количеству букв, выполненных непрерывным движением, т.е.

без отрыва пишущего прибора от бумаги, различается малая, средняя и большая связность почерка. В первом случае выполняется до трех, во втором – до шести, в третьем – свыше шести букв.

Рис. 26. Строение почерка: простой (а), упрощенный (б), усложненный (в)

В зависимости от высоты букв различается почерк малый (если высота букв не превышает 2 мм), средний (до 4 мм) и большой (более 4 мм).

Разгон почерка выражает соотношение протяженности движений по горизонтали и вертикали при выполнении букв. Разгон считается малым (сжатый почерк), если ширина букв менее половины их высоты или равна ей. Разгон считается большим, а почерк размашистым, если ширина букв более их высоты. Промежуточные показатели характеризуют средний по разгону почерк.

К общим признакам пространственной ориентации (топографическим признакам) относятся привычные для данного лица особенности размещения на бумаге текста и его частей (наличие, размер и форма полей, размеры абзацных отступов или красных строк, а также интервалы между строками и словами, размещение заголовков, обращений, подписей и дат, направление и форма линии письма и др.).

Рис. 27.

90. Понятие и научные основы криминалистического почерковедения.

Частные признаки почерка

Но сравнению с общими, частные признаки почерка более устойчивы и труднее поддаются умышленным искажениям (рис. 27). Кроме того, в частных признаках в большей мере проявляются индивидуальные особенности письменно-двигательного навыка, поэтому частные признаки особенно ценны для идентификации.

В числе частных признаков почерка различают следующие характеристики движений при выполнении отдельных букв и их сочетаний: форму движения (петлевую, угловатую, извилистую); направление движения (правоокружное, левоокружное, приводящее, отводящее); протяженность движения в начальных, строчных, внестрочных, соединительных и заключительных штрихах; непрерывность движения; количество движений; последовательность движений; размещение движений.

Методика почерковедческого исследования

Методика почерковедческого исследования. Криминалистическое исследование почерка складывается из следующих этапов:

а) подготовка к исследованию; б) выявление признаков необычного выполнения рукописи; в) раздельное и сравнительное исследования спорной рукописи и образцов; г) оценка обнаруженных совпадений и различий и вывод.

При подготовке к исследованию эксперт проверяет правильность оформления представленных ему на экспертизу документов  образцов почерка, их достаточность, наличие необходимых сведений об обстоятельствах выполнения рукописи и личности предполагаемых исполнителей.

Методика исследования почерка и его результаты во многом зависят от того, выполнены ли изучаемые документы обычным почерком или измененным. Во втором случае возможности исследования суживаются. Для идентификации могут быть использованы лишь те признаки обычного письма, которые сохранились в измененной рукописи. Задача исследователя здесь состоит в том, чтобы установить факт изменения почерка, признаки, которые подвергались умышленному и непроизвольному изменению, и выделить сохранившиеся в рукописи признаки обычного почерка.

Факт исполнения рукописи измененным почерком устанавливается путем ознакомления с характером и назначением документа, материалами, использованными при его составлении, по ряду специфических признаков, среди которых наиболее характерны признаки сниженной координации и замедленности движений. Последние обычно чередуются с признаками более высокой координации и быстрого темпа письма. Выделив сохранившиеся в рукописи признаки обычного письма, эксперт использует их для идентификации.

Раздельное исследование необходимо для установления присущих пишущему особенностей письменного навыка. С этой целью производится последовательный анализ признаков по всей рукописи. Вначале исследуются признаки письменной речи, а затем общие и частные признаки почерка.

В зависимости от условий выполнения рукописи навык пишущего проявляется в виде того или иного видоизменения, варианта признака. Задача эксперта состоит в том, чтобы путем анализа различных вариантов каждого признака и условий их проявления в рукописи установить соответствующую особенность навыка. Например, исследуя такой признак, как точка начала буквы «а», эксперт устанавливает, что в соединении с предшествующей буквой она начинается слева на среднем уровне, при свободном же начале она располагается справа, причем пределы отклонений в первом и втором случаях одинаковы.

Установив по исследуемой рукописи определенные особенности навыка, эксперт на стадии сравнительного исследования сравнивает их с соответствующими особенностями навыка предполагаемого исполнителя рукописи.

Результаты раздельного и сравнительного исследований фиксируются в так называемых разработках почерка. С левой стороны листа бумаги графически обозначают основные варианты каждого признака, дающего представление о соответствующем навыке исполнителя исследуемой рукописи. С правой стороны указываются соответствующие варианты признаков предполагаемого исполнителя. Разработки облегчают анализ вариантов признаков и установление особенностей навыка, а также делают процесс сравнительного исследования более удобным.

Установленные в результате сравнительного исследования различия и совпадения подвергаются итоговой оценке, на основе которой эксперт формулирует свой вывод. Совокупность различий может быть положена в основу отрицательного вывода лишь в том случае, если они являются устойчивыми особенностями навыка, а не результатом естественных вариаций или умышленного изменения почерка. Совокупность совпадений может быть основой положительного вывода только тогда, когда эта совокупность особенностей навыка индивидуальна, т.е. неповторима в письме различных лиц.

Исследование намеренно измененного почерка

Исследование намеренно измененного почерка. В практике расследования преступлений нередки случаи, когда при выполнении рукописи преступники стремятся сделать свой почерк неузнаваемым или выдать свою рукопись за рукопись другого лица (исследование анонимных писем или надписей, текстов или подписей, выполненных от имени других лиц, и др.). Возможности и особенности исследования таких рукописей требуют специального рассмотрения.

Как уже отмечалось, добиться полного изменения письменного навыка, как правило, не удается. Искажению подвергаются главным образом общие и тесно связанные с ними частные признаки почерка, меняющие внешний вид рукописи. Наряду с этим в рукописи обычно сохраняются менее заметные, но более устойчивые соотношения и частные признаки почерка, обусловливающие возможность идентификации.

Известны три основных способа умышленного искажения (маскировки) почерка: скорописный, печатными буквами и левой рукой.

При скорописном искажении почерка подражают почерку школьника или малограмотного либо произвольно искажают общие и частные признаки почерка: выработанность, наклон, размер, общее строение письменных знаков и т.д. Искажение почерка приводит к деавтоматизации процесса письма и появлению в рукописи признаков сниженной координации движений. Темп письма замедляется. Часто при этом исчезают скорописные упрощения, снижаются выработанность и связность почерка.

В процессе исследования рукописей, выполненных с подражанием печатному шрифту, возможность идентификации зависит от степени проявления в рукописи признаков обычного почерка пишущего, от устойчивости его навыка печатного письма. Признаки обычной скорописи при письме печатными буквами проявляются вследствие ослабления контроля над собой при утомлении или убыстрении темпа письма. Если письмо печатными буквами является для пишущего привычным и представляет вариант его почерка, могут быть использованы в целях идентификации устойчивые особенности и такого письма. Для экспертизы в этих случаях необходимо представить образцы письма заподозренных лиц, выполненные с подражанием печатному шрифту.

Одним из распространенных способов маскировки почерка является выполнение рукописи левой рукой. Факт маскировки почерка при написании левой рукой (если обычным для исполнителя является письмо правой рукой) распознать нетрудно, письмо левой рукой является непривычным и потому ведет к значительной утрате автоматизма движений. В рукописи проявляются признаки замедленного письма и сниженной координации движений. Специфическим признаком, указывающим на письмо левой рукой, является зеркальное, т.е. как бы отраженное в зеркале, письмо*. Зеркальность может выразиться полностью отраженным воспроизведением отдельных буквенных знаков, а также в изменении направления отдельных движений, например левоокружное на правоокружное и наоборот, что, в свою очередь, приводит к изломам штрихов в месте изменения направления движения.

*Зеркальность при письме левой рукой объясняется взаимной противоположностью симметрических движений левой и правой рук человека. Так, движению правой руки слева направо соответствует движение левой руки справа .налево.

Возможности идентификации по рукописям, выполненным левой рукой, зависят от объема рукописей и степени овладения навыком письма левой рукой. Чем больше объем текста, выполненного левой рукой, и прочнее навык такого письма, тем в большей степени проявляется обычный навык пишущего и шире возможности его идентификации.

Наряду с маскировкой встречаются случаи подделки почерка. Таким путем обычно воспроизводятся подписи и соответствующие им слова: «принял», «председатель комиссии» и др. Подделыватель стремится не только устранить из рукописи признаки собственного почерка, но и воспроизвести в ней все признаки подделываемого почерка. В исполняемую им рукопись он аккуратно перерисовывает с имеющегося у него образца отдельные буквы и слова.

Тщательное воспроизведение размеров, формы и других особенностей буквенных обозначений возможно лишь при значительном снижении темпа письма. Поэтому в поддельной рукописи неизбежно проявляются признаки замедленного письма. Если же подделыватель переходит на свободное, непринужденное письмо, неизбежно возникают отклонения от воспроизводимого образца и типичные для пишущего признаки письма. Последние являются обычно результатом утомления и снижения контроля над собой при имитации сколько-нибудь значительных по объему текстов. В этих случаях путем экспертизы может быть не только установлен факт подделки рукописей, но и идентифицирована личность подделывателя.

При назначении экспертизы в распоряжение эксперта кроме обычных образцов почерка подделывателя и лица, чей почерк имитируется, следует представить рукописи, которые могли быть использованы подделывателем при имитации почерка.

Подготовка к криминалистической экспертизе почерка

Подготовка к криминалистической экспертизе почерка. Успех криминалистической экспертизы почерка в значительной мере зависит от того, насколько тщательно она подготовлена. В процессе подготовки экспертизы следователь должен собрать необходимые для эксперта сравнительные материалы и сведения об объектах исследования.

Для правильной оценки признаков почерка эксперт должен  располагать следующими сведениями о предполагаемом исполнителе рукописи: возраст, образование, какими языками владеет и какой письменностью может пользоваться, пишет ли левой рукой (если да, то с какого времени и в связи с чем начал так писать), не страдает ли какими-либо нервными болезнями или заболеваниями рук и глаз. Кроме того, эксперту необходимо сообщить сведения (если они имеются) о необычном выполнении исследуемого документа и образцов почерка, например: по показаниям потерпевшего, исследуемая записка была выполнена шариковой ручкой незнакомым ему гражданином на оштукатуренной стене коридора при слабом электрическом освещении.

Помимо рукописного документа, исполнитель которого должен быть установлен, на экспертизу представляют образцы почерка предполагаемых исполнителей. Различают свободные и экспериментальные образцы почерка. Под свободными образцами понимают рукописи, выполненные вне связи с расследуемым событием до возбуждения уголовного дела. Основные свойства свободных образцов почерка состоят в том, что они выполнены нормальным, «свободным» почерком и гарантированы от намеренного искажения рукописи с целью избежать идентификации. Экспериментальные образцы письма – это рукописи заранее определенного содержания, выполненные по предложению следователя предполагаемым исполнителем специально для предстоящей экспертизы. Такие рукописи не гарантированы от умышленного искажения. Промежуточное положение занимают рукописи (их иногда называют условно свободными образцами), выполненные после возбуждения уголовного дела, но не специально для экспертизы, например, объяснения по факту недостачи материальных ценностей.

Основным общим требованием для любой из указанных категорий образцов является их подлинность, т.е. действительное выполнение тем лицом, которое значится исполнителем.

Следующим общим требованием к образцам письма является их сопоставимость с исследуемой рукописью. Образцы почерка должны отображать тот комплекс признаков, который проявился при написании исследуемого документа. Поэтому образцы почерка должны по возможности соответствовать языку, времени написания, способу исполнения, характеру содержания и целевому назначению исследуемого документа, а также условиям его составления и материалу письма.

Другим важным общим требованием, предъявляемым к образцам, является их полнота. Письмо отдельных лиц имеет варианты, проявляющиеся лишь при определенных условиях выполнения рукописи, например: письмо печатными буквами – при заполнении бланков некоторых документов, сокращенный вариант подписи – при подписании большого количества документов. Образцы почерка должны отражать все варианты почерка предполагаемого исполнителя. Поэтому помимо документов, однотипных с исследуемым, образцы почерка должны содержать и документы, отличающиеся по способу выполнения, материалам письма и содержанию, в которых могли бы проявиться иные варианты письма. Каждый вариант письма (а также подпись, если она подлежит исследованию) необходимо представить в нескольких образцах.

ТЕМА: КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧЕРКА

Графология – криминалистические и психологические проблемы исследования.

Магомедов Д.Б. – доцент кафедры трудового права и основ

правоведения ФГБОУ ВПО «ДГУ».

Графология — это раздел психологии, изучающий проблемы характера человека путем изучения почерка. Графология находит свое место во многих сферах человеческой жизни, в том числе и в криминалистике. Теоретическим фундаментом методов судебно-психологической экспертизы были многочисленные и регулярно проводимые психологические исследования для судебно-следственной практики. К задачам, стоявшим перед этими исследованиями, относят:

  • психология свидетельских показаний;
  • психология обвиняемого;
  • психология участников судебного процесса;
  • психология показаний несовершеннолетних и пр.

Экспертиза письма после 20-х годов прошлого столетия фактически стала приравниваться к почерковедению. Крупнейший советский эксперт С.М. Потапов в 1937 г. писал о том, что «письмо изучается экспертом не путем познания отдельных букв, авсех его признаков, относящихся как к содержанию, так и к системе движений, принадлежащих определенному лицу и представляющих собой его почерк». Е.Ф. Буринский в 1903 г. пытался показать лицам, использующих графическую экспертизу, какое большое количество причин может чувствительным образом оказывать влияние на внешние изменения почерка. Проф. Н.В. Терзиев, известный криминалист, в 30-40 годы ХХ века таким же образом с интересом занимался изучением опыта отечественных и международных специалистов графологов. Он говорил о том, что:

1. в любой деятельности человека реально находят выражение те или иные свойства его личности;

2.уверенность графологов в том, что характерологическое значение графологических признаков основано на опытных данных, имеет ни к чему не годное доказательственное значение, потому что они сводятся к случайным и непроверенным наблюдениям;

3. все попытки использовать графологию в судебной экспертизе документов оканчивались неудачей;

4. утверждения графологов – последователей Ч. Ломброзо об особых графологических признаках почерка «прирожденных преступников» опровергаются наукой.

Отдельные графологи проводили детальное изучение различных признаков письма. Вывод был на тот период единственно правильный — графология изучается как способ идентификации почерка (графометрика), а как система интерпретаций — в некоторой степени, лженаучна.

Криминалистическая экспертиза почерка и графологический анализ выступают как два противоположных подхода к анализу почерка. Первый случай опирается на основу письменно-двигательного навыка, а второй — на психологическую особенность индивидуума (осторожность, целеустремленность, импульсивность, трусость, страх и т.п.), которая проявляется в признаках почерка. Факт графологов:основная роль в формировании письменно-двигательного навыка заключается в обстоятельствах субъективного характера, что в конечном итоге и характеризует индивидуальность почерка каждого человека. Данные обстоятельства делят на три группы:

— биомеханические и анатомические особенности (строение руки, подвижность суставов, развитость мышц, и т.д.);

— недостатки зрения: астигматизм, близорукость, дальнозоркость, косоглазие и т.п.;

— психофизиологические особенности человека.

При совокупности этих обстоятельств можно говорить об индивидуальности почерка. Почерковедческие экспертизы и графологические исследования в наше время стали очень популярными и распространенными. Своего рода кирпичиком их появления стало углубление экономических реформ и развитие среднего и малого бизнеса. Возросло число преступлений путем мошенничества, завладение чужой собственностью, путем составления ложных документов, где почерк и подпись оказываются подделанными. В этих случаях лишь почерковедческая и графологическая экспертиза могут выявить правду. Исследования рукописей относятся к наиболее распространенным криминалистическим экспертизам. Основная их цель заключается в идентификации исполнителя.

Как называется раздел криминалистики, занимающийся изучением почерка?

Очень часто с их помощью решаются вопросы, касающиеся авторства, условий исполнения рукописей, целевой установки пишущего (подделка или искажение почерка), свойств его личности и признаков внешности (пол, возраст, состояние опьянения).

В качестве объектов таких исследований могут выступать объемные рукописи (дневники, письма) и краткие записи (подписи, цифры, рисунки, символы), в которых установились устойчивые индивидуальные особенности письма.

К предмету исследования относят почерк – относительно устойчивая система движений, которая находит своё отображение в рукописях, в основе формирования которой находится письменно-двигательный навык. Человек учится писать в результате длительного обучения и тренировок. Отдельные идентификационные признаки почерка начинают проявляться у детей уже в 3-4 классе. Но достаточные признаки для идентификации по почерку формируется в 5-6 классе, когда совокупность сложных двигательных навыков, обусловленных деятельностью центральной нервной системы человека, доводится до автоматизма, найдя своё место в относительно устойчивых идентификационных признаках письма.

Следователи или суд могутпоставить задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) характера перед почерковедческой экспертизой. К идентификационному характеру относится установление автора рукописного текста или подписи. Необходимость приведения этого исследования может возникнуть у следователя или суда при изучении письменных или вещественных доказательств. Иногда установление автора текста документа может указать на круг лиц, среди которых следует искать виновного. Возможно и установление факта о том, чтоодно лицо может выполнить различные тексты, отдельные фрагменты текста и подписей. Помимо идентификационных могут проводиться и неидентификационные исследования. Они имеют свою цель:

1.     установить факт письма в необычных условиях или при необычном состоянии автора;

2.     установить одновременности выполнения всех фрагментов текста, подлежащих экспертизе;

3.     решить вопрос о давности выполнения исследуемой рукописи;

4.     определить пол исполнителя по рукописному тексту и т. д.

Чтобы выяснить, кому принадлежит определенная рукопись, следователь и суд обязаны выяснять это путем проверки показаний обвиняемых, свидетелей или потерпевших либо эксперт выносит решение о невозможности установления исполнителя рукописи.

Например, эксперт при исследовании подписи на расходном ордере установил совпадающие и различающиеся признаки почерка, однако ни те, ни другие не являются, по его мнению, достаточным основанием для положительного или отрицательного вывода. По этой причине эксперт пришел к выводу о невозможности решения поставленной перед ним задачи. При получении такого ответа следователь задается дополнительными вопросами, касающимися влияния условий письма на проявление признаков подписи.Перед экспертом в подобном случае ставится задача об установлении, могли ли появиться различающиеся признаки почерка вследствие выполнения подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии. Зачастую такие вопросы ставятся с наличием таких доказательств (например, показания свидетелей) когда установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным человеком (например, подпись на завещании).

Иногда одной из задач неидентификационного исследования, ставящаясяперед экспертом, выступает установление факта дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д. Например,большое значение может иметь установление того факта, выполнен ли весь текст в одно и то же время, либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после написания основного текста, написаны ли они одним и тем же человеком, либо разными людьми и так далее. Обычно эта задача решается при помощи комплексного исследования с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и технической экспертизы документов. Необходимость определить время выполнения рукописи может возникнуть при решении вопросов о приоритете научных открытий, давности составления завещаний.

Из всего вышесказанного следует, что графология рассматривается как направление в почерковедении, задачей которого является установление по почерку психологических характеристик исполнителя. Можно сделать аргументированный вывод, что криминалистическое исследование письменной речи далеко не ограничивается установлением исполнителя документа. Необходимо учитывать, что данная отрасль криминалистики имеет в себе огромный потенциал для разработки новых методик исследования рукописных документов, поскольку почерк каждого человека индивидуален и раскрывает в коей мере некоторые психологические особенности объекта исследования.

admin