Опека и попечительство

ФЗ Об Опеке и Попечительстве
Статья 16. Безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. Орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон об опеке и попечительстве

Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

3. По просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.

4. Безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается в порядке и на условиях, которые установлены частью 3 настоящей статьи, при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

Статья 1…1415161718…32

Скачать бесплатно Федеральный Закон Об Опеке и Попечительстве ФЗ 48 от 24.04.2008

Добавить комментарий к ст.16 ФЗ Об Опеке и Попечительстве ФЗ 48 от 24.04.2008

За последние месяцы уходящего года было принято два новых закона, направленных на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой или попечительством.

Обратная связь

В чем суть этих законов? Что ждет опекунские семьи в связи с принятием новых законов?

Об этом -беседа с заместителем начальника отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных льгот и гарантий Управления социальной защиты населения Сысертского района Свердловской области Людмилой Алексеевной ВЯТКИНОЙ.

— Людмила Алексеевна, какие законы приняты и что в связи с этим должны знать опекуны и попечители?

— Во-первых, это Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который вступил в силу 1 сентября 2008 года. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства и предусматривает задачи и полномочия органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства, правовой режим имущества подопечных.

— Что такое опека и что такое попечительство?

— Опека — это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет) и признанных судом недееспособных граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершенно-летних подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц, а также давать согласие несовершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

— Какие дополнительные обязанности опекунов и попечителей предусматривает новый закон?

— Хотелось бы обратить внимание на статью 25 Закона. Согласно этой статье опекун или попечитель ежегодно, не позднее 1 февраля текущего года, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Сдача таких отчетов обязательна для каждого опекуна.

— А какие меры будут приниматься к опекунам и попечителям, не сдавшим отчет?

— Статья 26 Закона предусматривает, что опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Но хочется успокоить всех опекунов и попечителей: каждому из них специалистами отдела семейной политики, опеки и попечительства, социальных льгот и гарантий будет оказана практическая помощь в составлении такого ежегодного отчета.

Для справки:

Бывают ситуации в жизни, когда близкий друг или родственник изменил место нахождения, и в течение длительного времени от него не было никаких вестей. В таком случае, как правило, орган опеки и попечительства или заинтересованные лица могут обратиться в суд с заявлением, чтобы признать вышеуказанное лицо безвестно отсутствующим, это очень трудоемкая процедура и для правильной подачи иска в суд лучше обратится к профессиональным юристам юридической компании «Янис Консалтинг». Это все делается для того, чтобы на имущество, которое осталось без присмотра после исчезновения владельца, установить опекунство.

Припризнании человека безвестно отсутствующим требуется соблюдения следующих условий:

1 Лицо должно отсутствовать в течение одного года и больше в месте, где оно постоянно проживает.

2 Должны отсутствовать какие-либо сведения о месте пребывания лица.

Следует обратить внимание, что отсчет исчезновения лица исчисляется со дня, когда были известны последние сведения об этом лице.

Новый Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"

А в случае, если невозможно установить в какой месяц данное лицо исчезло, дата исчисляется с первого января следующего года.

В суд подается заявление о признании человека пропавшем по месту нахождения заявителя, в этом помогут юристы юридической компании «Янис Консалтинг». Также можно подавать заявление, где находится имущество, на которое будет установлено опекунство.

Процедура определения опеки над имуществом лица происходит так: суд принимает решение, по которому гражданин признается безвестно отсутствующим. Далее нотариус описывает имущество пропавшего человека, а затем назначает человека (опекуна), который будет смотреть за его имуществом.

В некоторых случаях, опека может устанавливаться ранее. А именно по заявлению заинтересованного лица, нотариус может назначить опекуна над имуществом человека, место пребывания которого никому неизвестно, до принятия соответствующего решения суда.

Лицо, которое было назначенное опекуном имущества, должно присматривать за этим имуществом, действовать в интересах безвестно отсутствующего. Лицо имеет право погашать долги пропавшего его же имуществом. Иными словами, опекун принимает исполнение обязанностей в пользу пропавшего лица.

Опека прекращается в следующих случаях:

1 При появлении человека, который был признан безвестно пропавшим.

2 В случае, когда было отменено решение суда о признании человека пропавшим.

В статье дается характеристика органов опеки и попечительства,раскрывается актуальность данного исследования,указываются основные направления работы данных органов.

Органы опеки и попечительства (ООП) — это субъекты исполнительной власти регионов РФ, которые непосредственно занимаются вопросами установления, реализации или окончания опеки и попечительства. Деятельность данных структур, касающаяся помощи в получении образования, социальных и медицинских услуг, подбора и информирования граждан, которые изъявили желание быть опекунами и попечителями, выполняется во взаимодействии с другими структурами исполнительной власти.

В настоящее время актуален вопрос работы отдела опеки и попечительства, поскольку целью работы данного отдела является осуществление единой государственной политики в области несовершеннолетних и осуществления социально–правовой защиты детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования.

Наиболее распространенной формой устройства детей на воспитание в семью является опека и попечительство. Данная форма устройства позволяет, с одной стороны, устроить ребенка таким образом, чтобы он был наиболее приближенным к проживанию в семье, с другой стороны, – обеспечить контроль за соблюдением прав и интересов ребенка .

Основные задачи деятельности отдела опеки, попечительства– это защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством, надзор за деятельностью опекунов и попечителей, контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

Органы опеки имеют законное право на представлять интересы несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью.

Работа в области защиты прав несовершеннолетних многопланова, ее объем постоянно увеличивается. На специалистов по охране и защите прав детей возложены самые сложные участки работы: это выявление детей, оставшихся без попечения родителей, учет и устройство их в семьи граждан, в государственные детские учреждения, контроль за рынком жилья, собственниками которого являются несовершеннолетние, трудоустройство детей, участие в судебных заседаниях по защите прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и целый ряд других вопросов.

Опека и попечительство согласно Федеральному закону: основные положения

Данные проблемы затрагивались в трудах многих российских ученых .

В целях содействия восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка органами опеки и попечительства ведется прием граждан, рассматриваются письменные и устные обращения. Работа с обращениями и жалобами позволяет выявлять наиболее типичные нарушения прав детей, что ложится в основу аналитической работы и практической деятельности отдела опеки и попечительства, направленной на защиту прав и законных интересов детей.

Профилактика социального сиротства является одной из острых проблем. Очевидно, что наиболее благоприятным для ребенка является сохранение его кровной семьи, однако это не всегда возможно. В связи с этим важной частью работы специалистов органов опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является проведение профилактической работы с родителями, направленной на возвращение их к нормальному образу жизни и изменении отношения к ребенку. Поэтому специалисты по охране прав детей тесно взаимодействуют с учреждениями образования, здравоохранения, органами исполнительной власти, социальной защиты населения, органами правопорядка и именно благодаря специалистам этих служб орган опеки и попечительства имеет возможность своевременно выявить и оказать помощь ребенку, который в ней нуждается, а также попытаться предотвратить попадание этого ребенка в категорию социальных сирот.

Одним из направления развития деятельности органов опеки и попечительства является применение современных информационных технологий.

Основной целью применения информационных технологий в деятельности органов государственной и муниципальной властей является повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование электронного правительства, ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни .

В настоящее время отработана схема взаимодействия по работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В том числе и информационное взаимодействие. Проблематикой информационного взаимодействия органов власти занимались также ряд российских исследователей .

Специалисты по охране прав детства, в свою очередь, выезжают на акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних, проводят профилактические беседы с родителями, в случае необходимости дают рекомендации по трудоустройству и лечению от алкоголизма и наркомании.

Таким образом, деятельность отделов опеки, попечительства и медицинского обслуживания осуществляется в соответствии с его функциями и задачами.

Статья 6. Органы опеки и попечительства

48 ФЗ об опеке и попечительстве в Российской Федерации

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1.1. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в , которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

admin