ОКВЭД благотворительного фонда

Вопрос:
У большинства благотворительных фондов стоит код 65.23 (Финансовое посредничество, не включенное в другие группировки), у некоторых НКО могут быть в качестве основного вида деятельности указаны коды:
74.84 (предоставление прочих услуг);
74.8- предоставление различных видов услуг;
85.32 – Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
Пожертвования, полученные с назначением платежа на уставную деятельность могут быть восприняты как внереализационные доходы с обложением налогами, так как код ОКВЭД 65.23 не подразумевает под собой благотворительную деятельность.
Каковы налоговые и прочие риски при неправильном указании ОКВЭД?
Какой правильный ОКВЭД должен быть у благотворительных фондов?
Ответ:
До 01.01.2015 действовал классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг — ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Данный классификатор был введен в действие 01.01.2003 Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст и охватывает широкий спектр задач. Хозяйствующие субъекты используют ОК 029-2001 для решения вопросов, связанных:
— с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых при регистрации;
— с определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности.
Налоговые органы неоднократно проводили разъяснительные мероприятия среди хозяйствующих субъектов, зарегистрированных после 01.01.2004, о дополнении сведений информацией о кодах по ОКВЭД (см. письма ФНС РФ от 07.11.2006 N ЧД-6-25/1075@, от 05.10.2006 N ШТ-6-09/986@, от 26.09.2005 N ВЕ-6-09/795@). Впоследствии Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ были внесены изменения в п. 5 ст. 5 Закона о регистрации, согласно которым начиная с 01.01.2011 хозяйствующие субъекты, в том числе юридические лица, в течение трех рабочих дней с момента изменения кодов по ОКВЭД обязаны сообщить о данном факте в регистрирующий орган. Напомним, до этого информация о кодах по ОКВЭД была в числе исключений (сведений, об изменении которых не приходилось уведомлять налоговый орган).
В связи с закреплением данной обязанности в законодательном порядке организации, своевременно не сообщившие об изменении кодов по ОКВЭД в регистрирующий орган, в настоящее время несут административную ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Ответственность в форме предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 руб. установлена за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о хозяйствующем субъекте в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
Полагаю, что, фактически, это единственное негативное последствие осуществления деятельности, код по ОКВЭД которой не был сообщен в налоговую инспекцию. Законодательный запрет на осуществление деятельности, не охваченной заявленными кодами по ОКВЭД, отсутствует: присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права осуществлять иные виды деятельности (см., например, постановления ФАС ПО от 29.09.2010 N А55-30696/2009, от 11.11.2008 N А55-1836/08).

Основным для понимания рисков является принятие во внимание нормы гражданского законодательства, установленной в п. 1 ст. 49 ГК РФ :
Статья 49. Правоспособность юридического лица
1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Кроме того, Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, статья 50 ГК дополнена пунктом 6, вступившем в силу с 1 сентября 2014 года:
6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
Таким образом, гражданское законодательство однозначно ограничивает правоспособность юридических лиц в целом и некоммерческих организаций в частности только и исключительно целями деятельности, предусмотренными в законе и учредительных документах.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях»:
«1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:
устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;
устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;
учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза».
Свидетельство о присвоении кодов ОКВЭД не относится к учредительным документам некоммерческой организации, и, в силу этого, не может повлиять на определение соответствия использования средств целевого финансирования уставным целям. В силу этого налоговые риски в рассматриваемом случае представляются минимальными.
К возможным негативным последствиям неправильного определения ОКВЭД можно отнести:
1) отказ в государственной регистрации юридического лица по причине неправильного заполнения заявления. Имеют место многочисленные арбитражные дела, связанные с оспариванием решений об отказе в государственной регистрации юридических лиц по причине использования устаревшего классификатора ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.. Ввиду того, что законодательного запрета на возможность использования кодов видов экономической деятельности, указанных в ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), при заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица не установлено, суды признавали решения инспекций об отказе в государственной регистрации незаконными (постановления ФАС СЗО от 06.09.2010 N А56-14732/2010, ФАС МО от 16.08.2010 N КГ-А40/8894-10, ФАС ЗСО от 08.07.2010 N А27-25682/2009, ФАС ВСО от 21.04.2010 N А33-16155/2009, от 03.09.2009 N А19-3023/09, ФАС УО от 24.11.2009 N Ф09-9245/09-С4). В связи с тем, что отказ в государственной регистрации был осуществлен неправомерно, регистрирующий орган возмещал заявителю убытки в виде затрат по уплате государственной пошлины и услуг нотариуса на основании п. 2 ст. 24 Закона о регистрации (постановления ФАС ПО от 16.03.2009 N А12-17199/2008, ФАС СЗО от 13.01.2010 N А05-9328/2009).
2) Неверный расчет взносов в Фонд социального страхования вследствие неправильного определения кодов ОКВЭД. В данном случае код ОКВЭД необходим в целях исполнения обязательств по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страхование от НС и ПЗ). Организация не вправе произвольно определять свой вид экономической деятельности для рассматриваемых целей. В силу п.3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2006 г. N 55), для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации документы установленной формы, содержащие код (коды) ОКВЭД. В случае, рассмотренном в Постановлении ФАС СКО от 27.05.2010 N А32-38227/2009-5/817, страхователь неправильно классифицировал свою деятельность по коду ОКВЭД и применил неверные тариф и класс профессионального риска при расчете взносов на страхование от НС и ПЗ. В результате этих действий образовалась недоимка страховых взносов, подлежащих уплате. Поскольку деятельность, фактически осуществляемая обществом, не соответствовала коду по ОКВЭД, судебный орган принял сторону представителей ФСС.
По вопросу о взаимосвязи определения целевого использования средств или квалификации их как пожертвование с указанием кода ОКВЭД арбитражной практики найти не удалось.
В отношении того, какой код ОКВЭД следует указывать некоммерческим организациям, следует отметить следующее. В настоящее время принят и введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Основанием для его разработки являлся План мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 10 августа 2013 г. N 4760п-П10, и постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».
ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) был принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст с датой введения в действие 1 февраля 2014 г. с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2015 г. и последующей отменой Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).

В отличие от предыдущих классификаторов, ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) предусматривает, в том числе, следующие группировки:
94
Деятельность общественных организаций
Эта группировка включает:
— деятельность организаций, интересы членов которых сосредоточены на обеспечении развития и процветания этих организаций
Эти организации обычно строятся на выборной основе своих членов, но их деятельность может вовлекать и приносить пользу лицам, не являющимся членами этих организаций.
Первичные подразделения этой организации разбиваются на группировки по категориям на основе решаемых ими задач, а именно, служат ли они интересам предпринимателей, наемных сотрудников и научного сообщества, см. 94.1, интересам служащих, см. 94.2 или продвигают религиозные, политические, культурные, образовательные или развлекательные идеи и деятельность, см. 94.9
94.9
Деятельность прочих общественных организаций
Эта группировка включает:
— деятельность организаций (кроме организаций бизнесменов и предпринимателей, профессиональных организаций, профсоюзов), которые представляют интересы своих членов
94.91
Деятельность религиозных организаций
Эта группировка включает:
— деятельность религиозных организаций;
— деятельность мужских и женских монастырей
Эта группировка не включает:
— образование, предоставляемое религиозными организациями, см. 85;
— оздоровительную деятельность религиозных организаций, см. 86;
— деятельность религиозных организаций в сфере решения социальных проблем, см. 87, 88
94.92
Деятельность политических организаций
Эта группировка включает:
— деятельность политических организаций и взаимодействующих с ними организаций, например политических объединений молодежи
Эти организации в основном участвуют в формировании мнений и условий для принятия решений органами общественного управления путем продвижения членов своих групп или сочувствующих в политический аппарат организаций, в вовлечение их в распространение информации, связи с общественностью, сбору средств и т.д.
94.99
Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки
Эта группировка включает:
— деятельность организаций, не связанных непосредственно с политическими партиями, оказывающих влияние на общественное мнение путем просвещений, политического влияния, сбора средств и т.д.;
— деятельность по формированию гражданских инициатив или движений протеста;
— деятельность экологических и природоохранных движений;
— деятельность организаций общественной поддержки и просвещения;
— деятельность организаций по защите и улучшению положения социальных групп населения, например этнических групп и меньшинств;
— деятельность патриотических ассоциаций, включая ассоциации ветеранов войны;
— деятельность ассоциации потребителей;
— деятельность ассоциации автомобилистов;
— деятельность ассоциации общественных связей, включая клубы знакомств и т.д.;
— деятельность молодежных организаций, студенческих ассоциаций, молодежных клубов и товарищества по интересам и т.д.;
— деятельность организаций культурной и развлекательной направленности (кроме спортивных организаций), например клубы любителей поэзии, литературы и клубы книголюбов, исторические клубы, клубы озеленителей, клубы фотолюбителей и кинолюбителей, музыкальные и художественные клубы, клубы ремесленников и коллекционеров, карнавальные клубы и т.д.
Эта группировка также включает:
— раздачу подарков членскими организациями или другими организациями
Кроме того, может быть использован следующий код:
88.99
Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки
Эта группировка включает:
— предоставление услуг социального характера, консультаций, материальной помощи
Эти услуги могут предоставляться государственными службами или частными организациями, оказывающими помощь при стихийных бедствиях, а также национальными и местными организациями взаимопомощи, специалистами по: предоставлению социальной помощи детям и подросткам и руководства их воспитанием; усыновлению (удочерению), деятельность по предотвращению жестокого обращения с детьми и другими лицами; консультированию по домашнему бюджету, по вопросам брака и семьи, кредитам и займам; предоставлению социальных услуг на муниципальном уровне; оказанию помощи жертвам стихийных бедствий, беженцам, мигрантам и т.п., в том числе предоставление им места для временного проживания или жилья на длительный срок; профессиональной реабилитации для безработных при условии, что объем образовательных услуг ограничен; определению права на получение социальной помощи, доплаты за аренду жилья (жилищных субсидий) или продовольственных талонов; подготовке к определенному виду деятельности лиц с физическими или умственными недостатками, с ограниченным обучением; сбору средств или иной благотворительной деятельности по оказанию помощи, связанной с предоставлением социальных услуг
Эта группировка не включает:
— финансирование и управление обязательными программами социального обеспечения, см. 84.30;
— предоставление услуг социального характера, подобных описанным в этой группировке, с обеспечением проживания, см. 87.90

Виды деятельности ОКВЭД В Некоммерческих организациях

В нашей практике мы часто сталкиваемся с тем, что учредители и лица, участвующие в деятельности некоммерческих организаций путают цели и предмет деятельности с ОКВЭДами.

Многие думают, что обязательно как в коммерческих организациях необходимо указать как можно больше ОКВЭДов, и чем их количество будет выше, тем лучше и проще осуществлять деятельность в НКО, однако это не так.

Давайте попробуем разобраться с этим моментом и расставить всё на свои места.

На законодательном уровне закреплено, что все формы некоммерческих организаций, осуществляют деятельность на основании целей и предмета деятельности, закрепленных в своем уставе — ст. 14 ФЗ 7 «Об НКО». Цели и предмет деятельности прописывают произвольно исходя из поставленных задач, их, как правило, выносят в отдельный раздел устава и уделяют ему большое внимание, поскольку они имеют закрытый перечень, и все что Вы укажете, то и сможете осуществлять, а если какую-либо деятельность вы обойдете стороной, то и реализовать ее не сможете. Это означает, что как можно шире описываются цели и предмет деятельности, а не ОКВЭДы.

ОКВЭД — это вид экономической деятельности по Общероссийскому классификатору — ОК 029-2014.

По определению экономическая деятельность — совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. К некоммерческим организациям, экономическая деятельность, можно сказать, в большинстве случаев, не применяется, потому что цели у НКО социальные (образование, физическая культура и спорт, искусство и т.д.) и ст. 2 ФЗ № 7 «Об НКО» нам говорит, что некоммерческой организацией признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между своими учредителями и лицами, участвующих в деятельности НКО.

Конечно же, это не означает, что НКО не использует ОКВЭДы вообще, любая НКО имеет право осуществлять деятельность приносящую доход, но ГК РФ прямо указывает на то, что деятельность приносящая доход должна быть закреплена в Уставе НКО, а не в ОКВЭД — п. 5 и 6 ст. 50 ГК РФ.

Еще одна норма закона ограничивает некоммерческие организации в использовании огромного количества ОКВЭДов — п. 1 ст. 24 ФЗ 7 «Об НКО», которая гласит, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Простыми словами если организация создана в целях научных исследований, то она имеет право использовать несколько ОКВЭДов из данной сферы.

На основании изложенного приведем несколько вариантов применения ОКВЭДов в некоммерческих организациях:

  1. Наименование организации — Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Профессионал», соответственно основная цель ее создания — это предоставление услуг в сфере дополнительного профессионального образования и соответственно, в данном случае, выбираем код ОКВЭД 85.42 — Образование профессиональное дополнительное;
  2. Наименование организации — Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «Федерация детского футбола «Лидер» основная цель создания организации — это объединение граждан в целях развития детского футбола, соответственно выбираем основной код ОКВЭД 94.99 — Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки и дополнительные — код ОКВЭД 93.12 — Деятельность спортивных клубов, 93.19 — Деятельность в области спорта прочая;
  3. Наименование организации — Частное учреждение «Музей детского творчества «Радость» основная цель создания учреждения — это формирования музейного фонда по детскому творчеству, соответственно выбираем основной код ОКВЭД 91.02 — Деятельность музеев.

Еще очень Важно помнить о том, что каждая форма НКО предусмотрена для определенных целей и не все ОКВЭДы можно использовать в любой организации, например код ОКВЭД 94.99 — Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки могут использовать только общественные объединения и если Вы данный ОКВЭД укажите в Фонде или АНО, то Минюст вынесет отказ в государственной регистрации или же если Вы укажите код ОКВЭД 85.42 — Образование профессиональное дополнительное, а устав не пропишете в соответствии с Законом об образовании в России, то тоже, к сожалению, тоже будет отказ в государственной регистрации.

Из примеров Важно запомнить и понять то, что НКО деляться на формы и цели создания и в зависимости от этих факторов Вы выбираете один или несколько ОКВЭДов, которые подойдут Вашей организации.

ОКВЭД в АНО (Автономная некоммерческая организация)

Именно Автономнаярческая некоммерческая организация, чаще других, сталкивается с необходимостью тчательно относиться к ОКВЭДам и целям в уставе. Это связано с тем, что это форма предназначена для оказания платных социально-ориентированных услуг, таких как образование, спорт, выставки и.т.д.

Т.к. АНО часто работает в коммерческом поле, часто требуемое лицензии, стоит отдельно поговорить с юристов, который работает с НКО, чтобы сделать все верно. При ошибочных ОКВЭДах у АНО возникают трудности, чаще других форм.

Смена вида деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) представляет собой процедуру государственной регистрации изменений в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на основании представленных заявителем документов с указанием кодов по ОКВЭД и расшифровкой заявленных кодов экономической деятельности. Изменение видов деятельности производится в заявительном порядке. Вид деятельности фирмы считается измененным с даты государственной регистрации изменений кодов ОКВЭД, заявленных организацией в поданных на госрегистрацию документах.

Юридическая компания «Тирамида» поможет Вам за небольшое вознаграждение срочно сменить виды деятельности фирмы в Москве и Московской области. Для уточнения подробностей Вы можете позвонить нам в офис по тел.: 8 (499) 502-2204 и получить бесплатную консультацию по цене изменения кодов ОКВЭД для ООО и НКО в Москве и Московской области, уточнить сроки смены кодов статистики ООО и НКО с нашей помощью, а также порядок изменения основных и дополнительных кодов по ОКВЭД для коммерческих и некоммерческих организаций. Далее по тексту представлена стоимость смены видов экономической деятельности с помощью нашей компании.

Наименование услуги по смене видов экономической деятельности в ООО и НКО Срок исполнения услуги Срок регистрации в ИФНС / Минюсте Стоимость услуги / цена работы
Смена кодов ОКВЭД с изменением устава ООО 1 рабочий день 5 рабочих дней 4000 рублей
Смена кодов ОКВЭД без изменения устава ООО 1 рабочий день 5 рабочих дней 3000 рублей
Смена кодов ОКВЭД некоммерческого партнерства (НП) 2 рабочих дня 14 рабочих дней 12000 рублей
Смена кодов ОКВЭД частного образовательного учреждения (ЧОУ) 2 рабочих дня 14 рабочих дней 12000 рублей
Смена кодов ОКВЭД благотворительного фонда (БФ) 2 рабочих дня 14 рабочих дней 12000 рублей
Смена кодов ОКВЭД автономной некоммерческой организации (АНО) 2 рабочих дня 14 рабочих дней 12000 рублей
Смена кодов ОКВЭД общественной организации и общественного движения (РОО, МОО, РОД, МОД) 2 рабочих дня 14 рабочих дней 12000 рублей
Смена кодов ОКВЭД ассоциации и союза 2 рабочих дня 14 рабочих дней 12000 рублей
В стоимость услуги не включена госпошлина (800руб.) и нотариальные услуги

Полезная и важная информация по смене кодов ОКВЭД фирмы

Смена вида экономической деятельности фирмы требует обязательной процедуры государственной регистрации. Коды видов экономической деятельности, которыми занимается ООО, также называют кодами статистики организации. Это связано с тем, что при изменении кодов ОКВЭД организации нужно дополнительно получать в органах статистики письмо об учете организации в статрегистре Росстата. Государственная регистрация изменений в сведения о кодах статистики фирмы проводится налоговой инспекцией в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Смена видов деятельности по ОКВЭД может проводиться в форме дополнения кодов ОКВЭД в ЕГРЮЛ или исключения кодов ОКВЭД из ЕГРЮЛ. Для внесения изменений в коды видов деятельности в регистрирующий орган подается заявление, в котором должно быть указано: какие коды статистики следует внести в выписку из ЕГРЮЛ, а какие убрать из реестра юр.лиц. Как правило, при изменении кодов статистики одновремнно нужно внести изменения в устав фирмы с тем, чтобы в уставе ООО отражалась актуальная и соответствующая сведениям из реестра юридических лиц информация о видах экономической деятельности ООО.

При внесении изменений в виды экономической деятельности организации необходимо обратить внимание на то, что выбор кодов ОКВЭД должен содержать указание на основной и дополнительные виды деятельности. Основной вид деятельности играет определяющую роль в государственной статистике, поскольку именно по основному коду экономической деятельности та или иная организация или предприятие соотносится с отраслью экономики государства. Кроме того, по основному виду деятельности фирма должна предоставлять отчеты при составлении и формировании годовой и квартальной отчетности.

Дополнительные виды экономической деятельности по ОКВЭД позволяют организации выполнять работы, оказывать услуги, производить выпуск и реализацию товаров дополнительно с основной деятельности фирмы. Количество дополнительных видов экономической деятельности, которые могут быть указаны юридическим лицом при государственной регистрации изменений не регламентировано, в связи с чем организация вправе заниматься любым законным видом деятельности с учетом некоторых ограничений, установленных для некоммерческих организаций.

Срок государственной регистрации изменений, связанных со сменой кодов видов экономической деятельности по ОКВЭД составляет 5 пять рабочих дней. Смена кодов экономической деятельности ООО производится в налоговой инспекции или в управлении Минюста, если осуществляется регистрация изменений по некоммерческой организации (автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, частное учреждение, фонд, союз или ассоциация, общественная организация или движение). Изменение кодов ОКВЭД для некоммерческих организаций проводится в течение срока, установленного законом о некоммерческих организациях, и составляет не более 1,5 полутора месяцев.

Доверьте работу по смене видов экономической деятельности Вашей фирмы Юридической компании «Тирамида»!

admin