Охранная зона электрических сетей

Содержание

Едва ли не самым важным этапом покупки земельного участка является как можно более полный и тщательный сбор информации для выявления факторов, которые могут сказаться на реализации цели, с которой этот участок приобретается. Первостепенной задачей при юридической проверке выбранного для приобретения участка является сбор информации о зонах с особыми условиями использования территорий. Как показывает практика, недостаток или несвоевременное получение такой информации зачастую отрицательным образом сказывается не только на бюджете и сроках строительства, но и в целом на судьбе построенного объекта.

Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день существует более 200 разновидностей зон с особыми условиями использования территорий1.

Каждая из таких зон имеет свои основания возникновения, размеры и правовой режим, которые устанавливаются законодательством в соответствующей сфере, и перечислить в статье все их особенности не представляется возможным и не имеет смысла. Единственное, что объединяет все эти зоны и имеет наибольшее значение для покупателя, — они создают те или иные ограничения деятельности на соответствующей части земельного участка. Связаны эти ограничения в основном с возможностью размещения объектов капитального строительства в принципе или соблюдением определенных параметров возводимого объекта, проведением тех или иных строительных работ и размещением отходов.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 87 Земельного кодекса РФ включенные в состав зон с особыми условиями использования территорий земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в границах этих участков может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон.

Однако главная проблема для будущего собственника или владельца земельного участка заключается не в том, что упомянутые выше ограничения существуют, и даже не в отсутствии четких режимов использования зон с особыми условиями использования территорий, а в отсутствии порядка установления их границ и доступности сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).

Проблемы государственной регистрации и кадастрового учета зон с особыми условиями использования

В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о госрегистрации недвижимости) в состав ЕГРН входит самостоятельный реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территории и других зон, тем или иным образом ограничивающих использование земельных участков. Согласно подп. 5 п. 5 ст. 8 Закона о госрегистрации недвижимости сведения о том, что участок полностью или частично расположен в границах территории с особыми условиями использования территории, включаются в кадастр недвижимости, который является составной частью ЕГРН.

В соответствии со ст. 10 Закона о госрегистрации недвижимости в ЕГРН вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:

1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);

2) описание местоположения границ таких зон и территорий;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений;

5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;

6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);

7) реквизиты решений Правительства РФ о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в РФ, игорной зоны.

При этом подп. 9 п. 1 ст. 32 Закона о госрегистрации недвижимости предусматривает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в Росреестр документы либо содержащиеся в них сведения для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования той или иной зоны с особыми условиями использования территорий.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон № 221-ФЗ) сведения об установленных до дня вступления в силу данного закона зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.

Отдельные положения отраслевых нормативных актов прямо устанавливают, что охранная зона считается установленной с момента осуществления ее кадастрового учета (см., например, п. 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160).

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.12.2014 № 798 до 1 января 2017 г. был установлен переходный период, в течение которого Росреестр должен был включить в государственный кадастр недвижимости сведения об установленных до вступления в силу Закона № 221-ФЗ зонах с особыми условиями использования территорий. Сроки в указанном приказе изменены не были.

Следовательно, предполагается, что сведения обо всех зонах с особыми условиями использования территорий, которые были установлены до 2008 г., теперь содержатся в реестре недвижимости.

Опираясь на перечисленные выше нормы, впору предположить, что, получив выписку из ЕГРН, можно точно узнать, какие охранные зоны установлены в отношении планируемого к приобретению земельного участка, и сопоставить данные зоны с планируемым к осуществлению проектом застройки. Однако, к сожалению, казалось бы, предельно понятный правовой механизм, заложенный в Законе о госрегистрации недвижимости, на практике почти не работает. До его вступления в силу аналогичные нормы уже существовали в Законе № 221-ФЗ, и имеющаяся на сегодняшний день судебная практика демонстрирует отсутствие воплощения их в реальной жизни.

Так, например, существует сформировавшаяся судебная практика, согласно которой охранная зона инженерных сетей, построенных в советский период, не требовала кадастрового учета, и, соответственно, ограничения такой зоны действуют без кадастрового учета и в настоящее время (Определение ВАС РФ от 04.06.2013 № ВАС-6464/13 по делу № А65-30854/2011).

Ситуацию с «невыявленными» зонами, к сожалению, не исправляет и наличие в п. 6 ст. 56 ЗК РФ нормы о том, что охранные зоны являются обременением земельного участка и подлежат государственной регистрации в качестве таковых. Правоприменительная практика государственных органов игнорирует указанную норму ЗК РФ. Так, Росреестр как орган, ответственный за регистрацию прав на недвижимое имущество и ограничений (обременений) такого имущества, полагает, что такое ограничение использования участка, как охранная зона, не подлежит государственной регистрации (см. письмо Росреестра от 18.12.2014 № 14-17484/14).

К похожему выводу приходят и суды (см., например, Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 13.11.2014 по делу № 33-15312/2014). Основным аргументом судов является то, что создание охранной зоны и ограничения по использованию земельного участка в охранной зоне связаны с самим фактом существования опасного объекта, а не с регистрацией охранной зоны.

Как определить, попадает ли участок в зону с особыми условиями использования?

Исходя из практики, пожалуй, самыми проблемными для собственников и других владельцев земельных участков сегодня остаются охранные зоны линейных объектов и санитарно-защитные зоны.

При проверке планируемого к приобретению земельного участка особое внимание следует уделять размещенным в его границах либо на прилегающих участках инженерным сетям. Например, вокруг надземного или подземного трубопровода возникает охранная зона, режим которой может стать неприятным сюрпризом для многих застройщиков. При этом особо остро стоит вопрос определения охранной зоны вокруг подземных сооружений, которые визуально обнаружить и вовсе не представляется возможным.

Еще одной неожиданной проблемой для владельца земельного участка может стать его попадание в санитарно-защитные зоны (далее — СЗЗ), которые устанавливаются вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. По своей сути установление СЗЗ — это планировочное решение, направленное на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Специальный закон прямо не указывает на обязательность введения таких зон в градостроительную документацию. Они упоминаются лишь в контексте разработки схем территориального планирования, генеральных планов поселений, проектов планировки жилых районов, а также обеспечения качества воздуха в городских и сельских поселениях, в жилых помещениях.

Отметим, что внесение сведений о СЗЗ в генеральный план поселения является не очень удачным вариантом, так как в силу особенностей СЗЗ они подвержены корректировке, и в этом случае надо будет либо вносить изменения в генеральный план поселения, либо будут существенные расхождения в градостроительной документации. Например, в Ростове-на-Дону СЗЗ включены в генеральный план, и степень актуальности этой информации крайне мала, так как изменения в генеральный план не поспевают за корректировкой СЗЗ.

Императивные нормы, определяющие размеры СЗЗ, в законодательстве отсутствуют. В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» прописаны их нормативные размеры для различного рода объектов (по степени вредности для человека), однако при соблюдении определенных процедур размеры могут быть изменены на основании проекта, самостоятельно разработанного собственником объекта с привлечением для проведения необходимых исследований аккредитованной организации.

Отметим, что на практике собственники объектов не стремятся разрабатывать проекты, обосновывающие сокращение СЗЗ, поскольку это требует от них материальных и временных затрат. Зачастую создаваемые проекты СЗЗ предусматривают максимальные нормативные размеры без учета интересов лиц, чьи земельные участки попадают в устанавливаемую СЗЗ.

Как было указано выше, теоретически собственник объекта недвижимости, в отношении которого вводится СЗЗ или охранная зона, а также орган, установивший соответствующую зону, должны внести сведения о ней в ЕГРН. Однако собственники и государственные органы далеко не всегда выполняют эти обязанности, а ответственность за это в законодательстве не предусмотрена. Поэтому в действительности сведения о СЗЗ и охранных зонах в ЕГРН часто отсутствуют.

При этом в соответствии с судебной практикой это не означает, что такие зоны не были установлены (см. Обзор судебной практики ВС РФ за IV квартал 2012 года, утв. Президиумом ВС РФ 10.04.2013). Такой подход приводит к легализации существования СЗЗ и охранных зон даже при неуведомлении или неосведомленности собственника участка о наличии обременения.

Так как на сведения из ЕГРН полагаться нельзя, единственным способом хотя бы отчасти устранить риски попадания земельного участка в какую-либо зону с особыми условиями использования является самостоятельный сбор всей доступной информации. Значительную помощь здесь может оказать просто внимательное изучение прилегающей к участку территории на предмет выявления объектов, вокруг которых может быть установлена СЗЗ или охранная зона.

Информацию о наличии на согласовании проектов обоснования размеров расчетных СЗЗ и установлении окончательных СЗЗ можно найти в Реестре санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, электронная версия которого расположена на сайте http://fp. crc. ru/. Более надежно определить, попадает ли участок в СЗЗ, можно письменно, обратившись в территориальный орган Роспотребнадзора и получив информацию о наличии установленных СЗЗ в отношении выявленных при самостоятельном осмотре, а также каким-либо иным образом объектов.

Право на возмещение убытков лица, чей участок попал в зону с особыми условиями использования

Как следует из вышеизложенного, при включении земель и расположенных на них объектов в состав СЗЗ и охранных зон правообладатели сталкиваются с принудительным ограничением своих прав на размещение определенных объектов и ведение некоторых видов деятельности. Формально ЗК РФ предусматривает право собственника имущества, которое оказалось в составе СЗЗ или охранной зоны, на возмещение убытков, однако на практике все не так безоблачно.

В силу п. 3 ст. 1064 ГК РФ вред от правомерных действий подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Применительно к описываемой ситуации закреплен только один способ защиты нарушенных прав — возмещение убытков (ст. 57 ЗК РФ). Порядок возмещения убытков определяется утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (далее — Правила № 262).

Общий принцип состоит в том, что при расчете размера убытков учитываются (п. 8 Правил № 262):

  • разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета и стоимостью с учетом ограничений прав;

  • убытки, которые собственники земельного участка несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода;

  • расходы, касающиеся ограничения прав.

В то же время согласно п. 5 Правил № 262 размер убытков определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, которые, к сожалению, до настоящего времени не утверждены и даже не разрабатываются.

Несогласие с размером убытков признается основанием для подачи искового заявления о возмещении убытков. Однако в суде лицам, чьи права нарушены или ограничены установлением СЗЗ или охранной зоны, придется столкнуться с рядом проблем.

Главная из них состоит в том, что судебные акты по взысканию такого рода убытков единичны, а общий подход к разрешению подобных споров отсутствует.

Суды исходят из того, что право на возмещение предоставлено собственникам и иным титульным владельцам земельных участков, правомочия которых были ограничены непосредственно при возникновении соответствующего обременения (см., например, Определение Ленинградского областного суда от 09.10.2013 по делу № 33-4661/2013, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 № 18АП-13550/2013 по делу № А07-13987/2013).

Подход судов прост: если лицо не было собственником, когда была введена СЗЗ или охранная зона, значит, интересы этого лица не нарушены.

Получается, что предыдущий собственник земли право на компенсацию убытков утратил (объект отчужден), а новый это право не приобрел. Таким образом, отсутствие обязанности собственника объекта, в отношении которого была установлена соответствующая зона до введения в действие Закона № 221-ФЗ, внести сведения об этом в реестр не только влечет риск «неожиданного» приобретения участка с СЗЗ или охранной зоной, но и фактически сводит к нулю шансы покупателя на возмещение убытков в порядке ст. 57 ЗК РФ.

Судебная практика относительно самого факта ограничения прав, применимого в подобных ситуациях порядка возмещения убытков и расчета их размера противоречива.

Так, например, при рассмотрении дела № А41-20317/11 суд удовлетворил требование совхоза о взыскании убытков в виде потери рыночной стоимости земельного участка, вызванной распространением на часть его территории СЗЗ, установленной вокруг межпоселенческого кладбища. В данном деле суды руководствовались лишь нормами ст. 15 ГК РФ, не ссылаясь на ст. 57 ЗК РФ (постановление ФАС Московского округа от 16.05.2012 по делу № А41-20317/11).

В другом деле Смоленский областной суд отменил решение суда первой инстанции, который удовлетворил требования собственников земли о взыскании ее рыночной стоимости в связи с невозможностью использования участка по назначению из-за того, что он находился в СЗЗ кладбища и на его территории были сделаны захоронения. Суд пришел к выводу, что сам факт нахождения земельного участка в СЗЗ не свидетельствует о невозможности его использования по целевому назначению, так как согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в СЗЗ кладбища допускается размещение сельхозугодий для выращивания технических культур, не используемых для продуктов питания, и, следовательно, права собственника участка распространением на него СЗЗ кладбища не были нарушены (Апелляционное определение Смоленского областного суда от 07.08.2012 по делу № 33-2445).

Отказывая во взыскании убытков в деле № А07-13987/2013, суд отметил, что к рассматриваемым отношениям применяются специальные нормы, регулирующие порядок возмещения убытков при установлении ограничения права собственника земельного участка, отличные от общих норм гражданского законодательства о порядке взыскания убытков — ст. 56, 57 ЗК РФ. По смыслу этих норм основанием для взыскания убытков служит сам факт установления ограничений прав собственника земельного участка, следствием которого стало изменение его рыночной стоимости либо прекращение обязательств его собственника перед третьими лицами. В связи с тем что ограничения были введены ранее возникновения права собственности истца на спорный земельный участок, у него нет оснований для заявления такого требования (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 № 18АП-13550/2013 по делу № А07-13987/2013).

По результатам рассмотрения дела № 33-4114 суд взыскал убытки в размере полной стоимости самого земельного участка, расположенного на нем дома и плодово-ягодных культур, сославшись на ст. 57 ЗК РФ, причиненные в связи с включением земельного участка в СЗЗ объекта по уничтожению химического оружия (Кассационное определение Кировского областного суда от 21.12.2010 по делу № 33-4114).

Как видно из приведенной судебной практики, в случаях, когда убытки, причиненные ограничением прав на землю в результате установления СЗЗ или охранной зоны, все же взыскиваются, суды, апеллируя к ст. 57 ЗК РФ и указывая на особый порядок возмещения убытков, исходят из общего порядка определения убытков и расчета подлежащих взысканию сумм, то есть взыскивают полную стоимость земельного участка, хотя в п. 8 Правил № 262 это не оговорено.

Стоит отметить, что возмещение убытков в форме упущенной выгоды на практике вообще не применяется судами. И это при том, что главным «убытком» при ограничении прав собственников и иных титульных владельцев земельных участков установлением СЗЗ или охранных зон чаще всего как раз и выступает именно упущенная выгода. Например, для участка с разрешенным использованием для целей жилищного строительства фактически утрачивается возможность его использования по назначению и упущенная выгода, очевидно, существенно больше, чем просто стоимость квадратного метра земельного участка.

Таким образом, возмещение убытков с учетом сложившейся судебной практики не является эффективным способом защиты нарушенных установлением СЗЗ или охранной зоны прав собственника участка.

С учетом того что перспективы компенсации весьма призрачны, собственникам и покупателям земельных участков, находящихся в зонах с особыми условиями использования, следует иметь в виду возможности иного способа защиты своих прав — взыскания платы за размещение в границах земельного участка объекта (как правило, линейного), который стал причиной установления охранной зоны.

Между тем, исходя из п. 8 ст. 90 ЗК РФ, земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Из данной нормы следует, что собственник трубопровода не «использует» земельный участок, в границах которого расположен трубопровод. Получать соответствующий земельный участок в аренду либо устанавливать сервитут сетевой организации не требуется, а соответственно, не требуется и выплачивать какие-либо денежные средства правообладателю такого участка.

Перспективы правового регулирования

Необходимо отметить, что с 1 января 2016 г. вступили в силу новые положения ст. 87 ЗК РФ (введены Федеральным законом от 13.07.2015 № 252-ФЗ), согласно которым обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. При этом правообладатели земельных участков должны уведомляться об установленных ограничениях в течение 15 дней с момента внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Помимо этого, с 1 января 2018 г. для ввода в эксплуатацию объектов, которые подразумевают наличие охранной зоны, станет обязательным наличие описания границ данной зоны (ст. 55 ГрК РФ). При этом приложением к разрешению на ввод в эксплуатацию такого объекта будет текстовое и графическое описание охранной зоны, а само разрешение на ввод будет являться одновременно и решением об установлении охранной зоны объекта в соответствующих границах.

Кроме того, сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 г. Представляется, что застройщик не может быть полностью уверен в отсутствии какой-либо подземной инженерной сети в приобретаемом участке до этой даты.

Таким образом, согласно действующим на сегодняшний день нормам до 2017 г. Росреестр должен был внести в кадастр недвижимости информацию обо всех зонах с особыми условиями использования территорий, которые были установлены до вступления в силу Закона № 221-ФЗ (до 1 марта 2008 г.), а в срок до 1 января 2022 г. должен будет внести сведения обо всех зонах, установленных после этой даты.

Подводя итог, можно сказать, что, учитывая сложившуюся практику и невыполнение государственными органами и собственниками соответствующих объектов своих обязанностей по внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в ЕГРН, отсутствие единого порядка установления границ таких зон, на сегодняшний день единственным способом защиты, который хоть как-то поможет уберечь покупателя от приобретения участка, который «неожиданно» окажется в санитарно-защитной или охранной зоне, не позволяющей вообще что-либо возводить на этом участке, является проведение детального анализа содержащейся в различных источниках информации, включая направление запросов в соответствующие государственные органы и самостоятельное визуальное обследование прилегающей к участку территории на предмет выявления объектов, вокруг которых может быть установлена соответствующая зона, как с использованием картографических материалов в интернете, так и непосредственно на месте.

1 Наиболее полный перечень всех возможных разновидностей зон с особыми условиями использования территорий, а также нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой режим каждой из них, содержится в региональном документе — Классификаторе «Особые режимы использования участка и его частей», утвержденном приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14.08.2009 № 216.

Фото: Султан Исхаков, архив ТИ

Количество зон с особыми условиями использования территорий в Татарстане выросло до 90 тысяч

Какие территории в нашей республики считаются зонами с особыми условиями использования? Какие бывают виды охранных зон?

Д. М.: Зоны с особыми условиями использования устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, обороны страны, обеспечения сохранности объектов культурного наследия, охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод.

Таким образом, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются как в целях охраны объекта, нуждающегося в этом (например, водоохранные зоны, прибрежно-защитные полосы), так и в целях защиты от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и человека (санитарно-защитные зоны предприятий).

В настоящее время все виды охранных зон указаны в статье 105-й Земельного кодекса Российской Федерации. Она насчитывает 28 видов зон. В их числе охранные зоны линий электропередач, трубопроводов, особо охраняемых природных территорий. В Татарстане учтено порядка 90 тысяч зон с особыми условиями использования территорий. Это довольно большое количество по сравнению с другими российскими регионами.

Из-за чего их количество увеличивается?

Д. М.: Расширяются населенные пункты, в них проводят газ и свет. Из-за этого появляются новые охранные зоны линий электропередач и трубопроводов. Либо в реестр вносят охранные зоны существующих объектов, которые ранее не были учтены в ЕГРН.

Никаких запретов на покупку земли в охранных зонах нет

Можно ли приобретать недвижимость, находящуюся в этих зонах, и на каких условиях?

Г. Г.: Приобретать, несомненно, можно. Никаких запретов на покупку, продажу и совершение иных сделок с недвижимостью, обремененной охранной зоной, не существует. Но знать о том, имеется ли на земельном участке охранная зона, можно и нужно. Причем до совершения сделок, чтобы оценить, необходимо ли вообще приобретать такой объект и можно ли будет его использовать по тому назначению, которое предполагается.

Также стоит учитывать, что охранные зоны накладывают на собственников земельных участков определенные ограничения. К примеру, в охранных зонах электросетевого хозяйства нельзя осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства.

В пределах охранных зон без письменного разрешения сетевых организаций ни юридическим, ни физическим лицам нельзя производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или даже снос зданий и сооружений. На земельных участках, где размещены объекты системы газоснабжения, также запрещается строительство любых зданий, строений и сооружений в пределах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.

То есть информация о наличии охранной зоны поможет потенциальному покупателю принять верное решение о приобретении недвижимости. Помимо прочего такое знание предупредит, что в такой зоне объект недвижимости строить нельзя, потому что он будет снесен.

За правонарушения в охранных зонах может наступить уголовная ответственность

Какая ответственность предусмотрена для тех, кто нарушает эти ограничения?

Д. М.: Законодательством РФ предусмотрена гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность за правонарушения в охранных зонах.

Что касается административной ответственности, на граждан могут накладываться административные штрафы. Их размеры различны. Если нарушен режим использования прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта, то административный штраф на граждан составит от 3 до 4,5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 8 до 12 тыс. рублей; на юридических лиц – от 200 до 400 тыс. рублей.

Если нарушены правила охраны линий электропередач, то для граждан полагается штраф в размере от 500 рублей до 1 тыс.; на должностных лиц – от 1 до 2 тыс. рублей; на юрлиц – от 10 до 20 тыс. рублей.

Также предусмотрена гражданско-правовая ответственность. Ущерб, причиненный лицу либо имуществу лица, подлежит полному возмещению лицом, причинившим этот вред. Кроме того, здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Как показывает судебная практика в Республике Татарстан, суды удовлетворяют указанные требования о сносе зданий.

То есть снос происходит за счет собственника?

Д. М.: Да, сносят за счет собственника или юрлица, допустившего эти нарушения.

За какие правонарушения в охранных зонах может наступить уголовная ответственность?

Г. Г.: Уголовная ответственность возможна, к примеру, в случае, если возведение такого объекта с нарушениями требований безопасности привело в результате к обрушению или иному негативному последствию и причинило вред жизни и здоровью гражданина. Все зависит от ущерба.

Продавец обязан предупредить покупателя земли о наличии охранной зоны

Что нужно сделать в случае отчуждения объекта, расположенного в охранной зоне?

Г. Г.: При заключении договора продавец обязан предупредить покупателя о наличии обременений земельного участка и ограничениях его использования. Причем не только устно, но и прописать это в договоре купли-продажи.

Если это не будет прописано, есть основания для приостановления государственной регистрации прав. Кроме того, если продавец не известит покупателя о наличии охранной зоны, покупатель имеет право потребовать расторжения сделки, возмещения причиненных убытков и даже уменьшения цены сделки.

Как показывает судебная практика, суды выносят решения о расторжении договора, когда покупатель не был предупрежден об охранной зоне.

Каким образом можно получить информацию о наличии охранной зоны на территории объекта недвижимости?

Д. М.: Для получения сведений ЕГРН о наличии охранной зоны и ее границах необходимо запросить выписку. Помимо выписки информация о границах зон с особыми условиями использования территорий содержится в составе кадастрового плана территории. При запросе сведений ЕГРН в виде кадастрового плана территории данный запрос должен содержать информацию о кадастровом номере кадастрового квартала.

Для удобства и минимизации ошибок необходимо направлять запросы в орган регистрации прав в электронном виде через портал государственных услуг Росреестра www.rosreestr.ru. Кроме того, запрос может быть представлен заявителем в многофункциональный центр.

Также с информацией о наличии зон с особыми условиями использования территорий на земельном участке можно ознакомиться на публичной кадастровой карте, но эти сведения носят справочный характер и в отличие от выписок не будут иметь юридической силы.

Охранную зону можно исключить из ЕГРН по решению органов госвласти

Что делать, если постройка уже есть и только после этого человек выясняет, что зона считается охранной?

Г. Г.: Для регистрации права собственности на возведенный объект недвижимости, в случае если на земельном участке имеется охранная зона, в орган регистрации прав необходимо представить решение организации, в пользу которой установлено ограничение, о согласовании строительства объекта. Решение должно говорить о том, что строительство этого объекта было согласовано и соответствующее разрешение на строительство получено.

Для его получения необходимо обратиться в данную организацию. Например, если зарегистрировано ограничение в виде охранной зоны инженерных коммуникаций – объектов электросетевого хозяйства, необходимо обращаться в ОАО «Сетевая компания», если охранная зона газораспределительных сетей – в ООО «Газпром трансгаз Казань».

Можно ли исключить из ЕГРН охранную зону или же есть возможность ее поменять?

Д. М.: Да, можно исключить и изменить ее границы, но решение об этом принимают уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, а Кадастровая палата только вносит поступившие сведения.

В соответствии с подпунктом 30-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления охранных зон объектов электрических сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

2. Департаменту электроэнергетики и угольной промышленности Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

4) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан;

5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр энергетики
Республики Казахстан
К. Бозумбаев

«СОГЛАСОВАН»
Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
______________ Ж. Қасымбек
от 29 сентября 2017 года

«СОГЛАСОВАН»
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
______________ К. Касымов
от 5 октября 2017 года

Утверждены
приказом Министра энергетики
Республики Казахстан
от 28 сентября 2017 года № 330

Правила установления охранных зон объектов электрических сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон

1. Правила установления охранных зон объектов электрических сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 30-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» (далее – Закон) и определяют порядок установления охранных зон объектов электрических сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:

1) электрические сети – совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенных для передачи электрической энергии;

2) охранная зона электрических сетей – земельные участки, водное и воздушное пространство, отведенные в целях обеспечения сохранности электрических сетей, создания нормальных условий эксплуатации, предотвращения их повреждения, а также несчастных случаев среди населения, оказавшегося в охранной зоне этих сетей.

Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.

3. Настоящие Правила распространяются на все действующие, проектируемые, строящиеся и модернизируемые электрические сети Республики Казахстан, в том числе на национальные электрические сети, и исполняются на ее территории юридическими и физическими лицами.

4. Контроль состояния охранной зоны электрических сетей обеспечивается организациями, в ведении которых находятся эти сети путем плановых, периодических, а также внеплановых осмотров при возникновении технологических нарушений в сетях.

5. Охранные зоны электрических сетей устанавливаются без изъятия земельных участков у собственников земельных участков и землепользователей.

6. Физические и юридические лица, а также филиалы и представительства юридических лиц принимают меры для обеспечения безопасности и сохранности электрических сетей, в том числе проходящих по их территории.

7. Споры между организациями, в ведении которых находятся электрические сети, и физическими и юридическими лицами (их филиалами и представительствами) решаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Глава 2. Порядок установления охранных зон объектов электрических сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон

8. Для обеспечения безопасности населения, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны.

9. Минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, а также от проводов воздушных линий электропередачи до земной и водной поверхностей определяются согласно приложению 1 к настоящим Правилам и соблюдаются при проектировании и строительстве зданий и сооружений, при обрезке и вырубке деревьев и кустарников.

10. Охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль линий электропередачи (включая ответвления к вводам в здания) в виде участка земли и воздушного пространства, ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от проекций крайних проводов на поверхность земли (при не отклоненном их положении).

11. Охранные зоны электрических сетей устанавливаются:

1) по 2 метра (далее – м) – для воздушных линий с голым проводом напряжением до 1 киловольт (далее – кВ);

2) по 1 м – для самонесущих изолированных проводов напряжением до 1 кВ;

3) не менее 10 м – для воздушной линии электропередачи 1 – 20 кВ;

4) не менее 15 м – для воздушной линии электропередачи 35 кВ;

5) не менее 20 м – для воздушной линии электропередачи 110 кВ;

6) не менее 25 м – для воздушной линии электропередачи 220 кВ;

7) не менее 30 м – для воздушной линии электропередачи 330 – 500 кВ;

8) не менее 55 м – для воздушной линии электропередачи 1150 кВ.

12. Охранная зона вдоль переходов воздушных линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и другие) определяется в виде воздушного пространства над водной поверхностью водоемов, отстоящие по обе стороны от крайних проводов. Для судоходных водоемов при не отклоненном их положении — на расстоянии 100 м, для несудоходных водоемов – на расстоянии, предусмотренном для установления охранных зон вдоль воздушных линий электропередачи, проходящих по суше.

13. Участок земли вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде земельного участка, ограниченного вертикальными плоскостями, по обе стороны линии от крайних кабелей на расстоянии 1 м, а для кабельных линий электропередачи напряжением до 1 кВ, проходящих в городах под тротуарами – 0,6 м в сторону зданий и сооружений и на 1 м в сторону проезжей части улицы.

14. На опорах воздушных линий электропередачи в местах пересечения или сближения с подземными кабелями связи или электрокабелями организациями, в ведении которых находятся кабельные линии, устанавливаются предупредительные знаки в виде стрелок в направлении кабеля с указанием расстояния до него.

15. Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и землевладельцев и используются ими для проведения сельскохозяйственных работ с соблюдением требований настоящих Правил.

16. Полевые сельскохозяйственные работы, такие как вспашка, уборка, вывоз сена, лиманный полив, в охранных зонах воздушных линий электропередачи производятся землепользователями с предварительным письменным уведомлением организаций, в ведении которых находятся эти линии, не позднее, чем за 3 (три) календарных дня до начала этих работ.

17. При прохождении трасс воздушных и кабельных линий в пределах сельских и городских застроек местные исполнительные органы не допускают застройку охранных зон электрических сетей.

18. Вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций, распределительных устройств и переключательных пунктов, находящихся в лесных массивах государственного лесного фонда и зеленых насаждениях, находящихся в пределах населенного пункта, прокладываются просеки в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню и рубок леса на участках государственного лесного фонда, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 18-02/178 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10679).

Параграф 2. Порядок особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон

19. При прохождении воздушных линий электропередачи по территории государственного лесного фонда обрезка и вырубка деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производится государственными лесовладельцами по договору с организациями, в ведении которых находятся эти линии.

При прохождении воздушных линий через парки, сады и другие многолетние насаждения обрезка и вырубка деревьев производится организациями, в ведении которых находятся воздушные линии электропередачи, а при обоюдном согласии – организациями, на балансе которых находятся эти насаждения, или гражданами, владельцами садов и других многолетних насаждений, в порядке, определенном организацией, в ведении которой находятся линии электропередачи.

20. В пределах охранных зон электрических сетей без согласования с организацией, в ведении которой находятся эти сети, не допускается производство строительных, монтажных, земляных, погрузочно-разгрузочных работ, поисковых работ, связанных с устройством скважин и шурфов, обустройство площадок, стоянок автомобильного транспорта, размещение рынков, строений, сооружений, складирование материалов, сооружение ограждений и заборов, сброс и слив едких коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов.

21. Физические и юридические лица, получившие письменное согласие на ведение вышеуказанных работ в охранных зонах электрических сетей, выполняют их с соблюдением условий, обеспечивающих безопасность и сохранность этих сетей, за счет собственных средств.

Письменное согласие на производство взрывных работ в охранных зонах выдается после представления организациями, производящими эти работы, соответствующих документов, предусмотренных Правилами выдачи разрешения на производство взрывных работ, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 350 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10273).

22. При сооружении оросительных и коллекторно-дренажных каналов, устройстве шпалер для виноградников, садов и производстве других работ сохраняются подъезды и подходы к электрическим сетям.

23. При совместной подвеске на опорах линий электропередачи напряжением до 1 кВ линий другого назначения, принадлежащих разным владельцам, каждый из владельцев, осуществляющий ремонт линий, при котором может быть нанесен ущерб другому владельцу или требуется присутствие его представителя, предварительно уведомляет о таком ремонте заинтересованного владельца не позднее, чем за 3 (три) календарных дня.

24. Выполнение работ вблизи воздушных линий электропередачи с использованием различного рода механизмов осуществляется при условии, если расстояния по воздуху от механизма, либо его выдвижной части, также от поднимаемого груза в любом их положении (в том числе и при наибольшем подъеме или вылете) до ближайшего провода, находящегося под напряжением, соответствуют требованиям Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 253 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10907).

25. Расстояние от кабеля до места производства земляных работ определяется в каждом отдельном случае организацией, в ведении которой находится кабельная линия электропередачи, и указывается в письменном разрешении.

26. При возникновении аварийных ситуаций на линиях электропередачи с целью ликвидации их последствий, организациям, в ведении которых находятся эти линии, допускается вырубка отдельных деревьев в лесных массивах и в лесозащитных полосах, прилегающих к трассам этих линий, с последующим оформлением документов на вырубку в порядке, определенном в Правилах отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 18-02/178 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10679).

При этом организации, в ведении которых находятся эти линии, уведомляют лесовладельцев о возникшей аварийной ситуации.

27. Организациями, в ведении которых находятся линии электропередачи, в охранных зонах этих линий производятся земляные работы, необходимые для ремонта и эксплуатаций линий электропередачи.

28. Плановые работы по ремонту и реконструкции линий электропередачи, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, производятся по согласованию с землепользователями и в период, когда эти угодья не заняты сельскохозяйственными культурами, или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.

Организации, в ведении которых находятся линии электропередачи, за три месяца до начала посевных работ письменно уведомляют землепользователей о планируемых сроках выполнения работ по ремонту и реконструкции линии электропередачи.

29. Работы по предотвращению аварий и ликвидации их последствий на линиях электропередачи могут производиться в любое время года без согласия с землепользователями и землевладельцами, но с уведомлением их о производимых работах.

30. После выполнения аварийно-восстановительных работ организации, в ведении которых находятся линии электропередачи, приводят земельные угодья в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, а также возмещают землепользователям убытки, причиненные при производстве работ. Убытки землепользователей определяются и возмещаются по согласованию сторон.

31. Местные исполнительные органы выдают сведения о местонахождении линий электропередачи заинтересованным организациям.

32. Организации, в ведении которых находятся строящиеся или действующие кабельные линии электропередачи, осуществляют мероприятия по защите указанных линий от блуждающих токов.

33. Работникам организаций, в ведении которых находятся электрические сети, в наряде-допуске на производство работ обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электрических сетей, расположенным на территории других организаций, для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию.

34. Подразделения противопожарной службы приступают к тушению пожаров на объектах, расположенных в охранных зонах электрических сетей, после отключения электрических сетей от электрической энергии работниками организаций, в чьем ведении находятся электрические сети.

35. Физические и юридические лица, производящие земляные работы в охранной зоне, при обнаружении кабеля, не указанного в технической документации на производство работ, прекращают эти работы, принимают меры к обеспечению сохранности и целостности кабеля и сообщают об этом в ближайшую энергопередающую организацию, в ведении которой находятся электрические сети, или в местные исполнительные органы.

36. Физические и юридические лица в охранных зонах электрических сетей выполняют требования организаций, в ведении которых находятся электрические сети, направленные на обеспечение сохранности электрических сетей и предотвращение несчастных случаев. При возникновении угрозы жизни людей во время выполнения работ физическими и юридическими лицами в охранных зонах электрических сетей организации, в ведении которых находятся электрические сети, приостанавливают работы до устранения угрозы жизни людей.

37. При выявлении нарушений настоящих Правил уполномоченные должностные лица организаций, в ведении которых находятся электрические сети, составляют в произвольной форме акт о нарушениях с приложением материалов, подтверждающих факты нарушения (фотографии, объяснительные, схемы прохождения линий электропередачи, разрешение на производство работ в охранной зоне и другие имеющиеся материалы), и принимают меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

38. Возмещение ущерба при повреждении электрических сетей по вине физических и юридических лиц производится в полном объеме за их счет по согласованной ими смете затрат на выполнение аварийно-восстановительных работ, составленной организацией, в ведении которой находятся эти линии.

39. Площади земельных участков, отводимые для подстанций, секционирующих и распределительных пунктов с высшим напряжением от 6 до 20 кВ, составляют не более величин, приведенных в таблице 1 приложения 2 настоящих Правил.

40. Площади земельных участков, отводимые для подстанций с различными схемами электрических соединений (включая комплектные) с высшим напряжением от 35 до 1150 кВ, устанавливаются согласно таблице 2 приложения 2 настоящих Правил.

41. Площади земельных участков, отводимые для подстанций с составом зданий и сооружений (в том числе с количеством ячеек распределительных устройств), не соответствующим составу зданий и сооружений подстанций, приведенных в таблице 2 приложения 2, увеличиваются или уменьшаются на величины, приведенные в таблице 3 приложения 2 настоящих Правил.

Приложение 1
к Правилам установления охранных
зон объектов электрических сетей и
особых условий использования
земельных участков, расположенных
в границах таких зон

Минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, а также от проводов воздушных линий электропередачи до земной и водной поверхностей

Минимальные допустимые расстояния от электрических сетей:

1. До ближайших жилых, производственных и непроизводственных зданий и сооружений:

1) 2 м для ВЛ 1-20 кВ;

2) 4 м для ВЛ 35-110 кВ;

3) 6 м для ВЛ 150-220 кВ.

2. До ближайших выступающих частей непроизводственных зданий и сооружений и производственных зданий и сооружений электрических станций и подстанций:

1) 8 м для ВЛ 330 кВ;

2) 10 м для ВЛ 500 кВ.

3. До ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий, производственных зданий и сооружений (кроме электрических станций и подстанций):

1) 20 м для ВЛ 330 кВ;

2) 30 м для ВЛ 500 кВ.

Примечание.

Не допускается прохождение линий электропередачи по территориям стадионов, учебных и детских учреждений.

Допускается для воздушных линий электропередачи до 20 кВ принимать расстояние от крайних проводов до границ приусадебных земельных участков, индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 20 м.

Прохождение воздушных линий электропередачи над зданиями и сооружениями не допускается.

Допускается прохождение воздушных линий электропередачи над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I-II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов (для ВЛ 330-750 кВ только над производственными зданиями электрических подстанций).

Для воздушных линии электропередачи противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов до объектов, как входящих в состав склада, так и расположенных вне его территории, и от резервуаров складов сжиженных углеводородных газов, входящих в состав товарно-сырьевой базы до других объектов, составляет не менее 1,5 м высоты опоры.

Приложение 2
к Правилам установления охранных
зон объектов электрических сетей и
особых условий использования
земельных участков, расположенных
в границах таких зон

Площади земельных участков, отводимые для подстанций

Таблица 1

Подстанции, распределительные и секционирующие пункты

Площади отводимых земельных участков, м2

Комплектные подстанции 20/10/4 кВ с одним трансформатором мощностью до 630 кВА

30,0

Комплектные подстанции 20/10/4 кВ с двумя трансформаторами мощностью 630 кВА

80,0

Мачтовые подстанции с одним трансформатором мощностью 250 кВА

40,0

То же с двумя трансформаторами мощностью 250 кВА

60,0

Секционирующие пункты

60,0

Распределительные пункты закрытого типа

80,0

Подстанции закрытого типа с одним или двумя трансформаторами мощностью до 630 кВА

150,0

Примечание. Площади отвода земель для подстанции закрытого типа с трансформаторами мощностью более 630 кВА определяются проектом.

Таблица 2

Схемы электрических соединений подстанций

Площади отводимых земель, тыс. м2, при установке на подстанции трансформаторов

Двух
обмоточных, напряжением кВ

Трех обмоточных, напряжением кВ

500/220/
6-10

1. Блок линия – трансформатор шины с низшим напряжением 6-20 кВ

1,4

2,8

Блок линия – трансформатор шины с 5 ячейками среднего напряжения 35 кВ

3,5

Блок линия – трансформатор шины с 10 ячейками среднего напряжения 35 кВ или с 6 ячейками 110 кВ

3,0

2. Укрупненный блок (линия – 2 трансформатора) или сдвоенный блок (2 линии – 2 трансформатора) с низшим напряжением 6-20 кВ

3,0

4,0

Укрупненный блок (линия – 2 трансформатора) или сдвоенный блок (2 линии – 2 трансформатора) с 10 ячейками среднего напряжения 35 кВ

9,3

Укрупненный блок (линия – 2 трансформатора) или сдвоенный блок (2 линии – 2 трансформатора) с 12 ячейками среднего напряжения 110 кВ

3,4

3. Мостики или 2 блока с дополнительной линией с низшим напряжением 6-20 кВ

3,0

Мостики или 2 блока с дополнительной линией с 10 ячейками среднего напряжения 35 кВ

4.Четырехугольник (включая расширенный) с низшим напряжением 6-20 кВ

Четырехугольник (включая расширенный) с 7 ячейками среднего напряжения 110 кВ

50,0

5. Со сборными шинами с 7 ячейками высшего напряжения, с низшим напряжением 6-20 кВ

Со сборными шинами с 7 ячейками высшего напряжения и 8 ячейками среднего напряжения 35 кВ

Со сборными шинами с 13 ячейками высшего напряжения и 17 ячейками среднего напряжения 110 кВ

6. Блок линия – трансформатор с 6 ячейками на среднем напряжении

7. Четырехугольник с 12 ячейками на среднем напряжении

8. С полуторным присоединением на высшем напряжении с 14 ячейками с двумя средними напряжениями: с 16 ячейками 220 и 20 ячейками 110 кВ, двумя группами однофазных автотрансформаторов и двумя синхронными компенсаторами

9. Трансформатор – шины с 10 ячейками на высшем и 15 на среднем напряжении, двумя группами однофазных автотрансформаторов и двумя синхронными компенсаторами

Примечания:

1. Площади земель, приведенные в таблице, учитывают размещение на подстанции одного или двух трансформаторов общеподстанционного пункта управления, открытых распределительных устройств высшего (и среднего) напряжения, закрытого или комплектного распределительного устройства низшего напряжения;

2. Площади земель, отводимые для подстанции, предусмотренные пунктами 1, 2 и 3 в столбцах 2, 3 и 4 не учитывают площади помещений для постоянного обслуживающего персонала;

3. Площади подстанций предусматривают: вывод линий электропередачи в противоположные стороны, открытые распределительные устройства, открытые установки трансформаторов. В случаях, оговоренных ниже, значения, умножаются на следующие коэффициенты:

1) при выводе линий высшего и среднего напряжений в одну сторону — 1,15;

2) при выводе линий высшего и среднего напряжений в одну сторону под углом 90°- 1,10;

3) при закрытых распределительных устройствах высшего и среднего напряжений — 0,6;

4) при закрытой установке трансформаторов — 0,9;

4. В случае установки в подстанциях более двух трансформаторов или устройства выносного контура заземления площадь отвода земель определяется проектом.

Таблица 3

Здания и сооружения подстанций

Площади отводимых земельных участков, м2

Вспомогательное помещение для обслуживающего персонала

Портал для ревизии трансформаторов 35 и 110 кВ

Ячейка открытого распределительного устройства 35 кВ

Аппаратная маслохозяйства

Насосная станция высокого давления с резервуарами и трубопроводами

Закрытое распределительное устройство 6-20 кВ

Комплектное распределительное устройство 6-20 кВ

Ячейка открытого распределительного устройства 110 кВ

Установка с двумя синхронными компенсаторами по 15 тыс. кВ Ар

Открытый склад масла

Ячейка открытого распределительного устройства 150 и 220 кВ

Установка с двумя синхронными компенсаторами по 50 или 100 тыс. кВ Ар

Башня для ревизии трансформаторов

Батареи для статических конденсаторов

Ячейка открытого распределительного устройства 330 кВ

Брызгательный бассейн

Ячейка открытого распределительного устройства 500 кВ

Ячейка открытого распределительного устройства 1150 кВ

Примечание. Площади земельных участков, отводимые для зданий и сооружений, не указанных в таблице, определяются проектом.

Изъятие земельных участков и снос построек попадающих в охранную зону линейных промышленных, энергетических объектов (нефтепроводов, газопроводов, линий ЛЭП)

В этой статье мы рассмотрим такое обременение как охранная зона и объясним, какие могут быть обременения для юридических и физических лиц, если принадлежащий им участок земли со строениями (или без них) оказался в охранной зоне

Охранные зоны, устанавливаемые для линейных промышленных, энергетических объектов, а также объектов связи. К данной группе будут отнесены охранные зоны газопроводов, теплосетей, линий электропередач, оптико-волоконных линий связи и т.п.

Их установление имеет целью обеспечение бесперебойного режима работы этих объектов, поэтому любые действия, которые могут вызвать нарушение режима работы линейного объекта, запрещены.

Для всех линейных сооружений запрещается проводить земляные работы, не согласовав их с организацией, эксплуатирующей это сооружение. Так, например, если участок полностью или частично попал в охранную зону газопровода, все строительные работы на нем нужно согласовывать с эксплуатирующей организацией. На часть земельного участка без обременения эти требования не распространяются.

Очевидно, что копательные работы в зоне прохождения подземной линии ВОЛС могут повредить ее, а, например, копательные работы в зоне газопровода или прохождения подземной высоковольтной кабельной лини и вовсе повлечь несчастный случай. Кроме того, у эксплуатирующей ЛЭП организации всегда должен быть доступ к воздушной линии, поэтому размещение каких-либо объектов (строений, сооружений, зданий) без согласования с электросетями исключается.

Именно в ходе эксплуатации таких объектов возникают ситуации, когда чиновники, администрация, природоохранная прокуратура грозят снести дома, строения, здания, коттеджи.

Теперь рассмотрим, как узнать о том, что интересующий Вас участок попал в границы охранной зоны. Сделать это можно, посмотрев соответствующую информацию на публичной кадастровой карте или же, заказав выписку из ЕГРН. Однако если в результате указанных действий информация об охранной зоне не была выявлена, это еще не означает, что ее нет. Поэтому в этом случае рекомендуем сделать запрос в органы районной архитектуры на предмет наложения границ охранных зон на интересующий Вас земельный участок.

Чем опасны охранные зоны на земельном участке?

Если в выписке из Единого государственного реестра недвижимости вы увидели сведения об охранной зоне, то стоит отнестись к этому очень внимательно. Любая охранная зона предполагает наличие ограничений по целевому использованию земельного участка. Охранная зона газопровода или ЛЭП может повлечь запрет на строительство каких-либо зданий, строений и сооружений. Охранная зона СЗЗ указывает на запрет строительства объектов жилого назначения. Наличие кабеля означает, что любые земляные работы проводятся только при наличии согласования организации – собственника такой кабельной линии.

Кто проводит кадастровый учет охранных зон?

Кадастровый учет охранных зон проводит собственник промышленного объекта. Так, например, если линейный объект ЛЭП находится на балансе предприятия, которое данная ветка обслуживает, то такое предприятие и должно провести кадастровый учет охранной зоны Воздушной линии (ВЛ) стоимость постановки на учет охранных зон устанавливается кадастровым инженером, который проводит работы.

Купили участок в охранной зоне, что делать, что грозит?

Если Ваш участок оказался на территории охранной зоны, это еще не повод для паники. В нашу компанию часто обращаются с вопросом: участок попал в охранную зону газопровода, нефтепровода, что делать?

Во-первых, установление охранной зоны могло быть произведено с кадастровой ошибкой, тогда имеется возможность корректировки такой зоны. Тогда Вам потребуется помощь кадастрового инженера.

Участок попал в охранную зону, что делать?

Во-вторых, наличие охранной зоны не исключает права собственности на такой участок, он не подлежит изъятию, приватизация земли также не исключается.

В-третьих, в некоторых случаях по согласованию с органами власти или эксплуатирующими организациями строительство объектов недвижимости допускается с установлением ряда ограничений. Разрешение на строительство в охранной зоне в таком случае можно получить с условием соблюдения требований эксплуатирующей организации или надзорного органа.

В-четвертых, если Ваш участок сформирован до строительства объекта, имеющего охранную зону, то вы может рассчитывать на возмещение убытков. Требования о возмещении таких убытков порождают многочисленные земельные арбитражные споры.

В-пятых, мог быть нарушен порядок определения границ охранных зон.

В таком случае необходимо поднимать документы, на основании которых отводился участок под садоводство, установить, в каком году отводился участок и в каком году строился промышленный объект. Если он строился уже после отвода земель СНТ, то вполне есть возможность отстоять свои садовые постройки в суде.

Охранная зона магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

В целях обеспечения сохранности трубопроводов, создания безопасных условий эксплуатации и предотвращения аварий и инцидентов на магистральных трубопроводах «Правилами охраны магистральных трубопроводов» измененная редакция, дополнение 1994 г.,утвержденных замминистра Топлива и энергетики России 29.04,1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22..04,1992г. № 9 на всем протяжении трассы, установлена охранная зона:

— вдоль трассы МН и МНПП — в виде участка земли, ограниченного условными линиями, находящимися в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;

— вдоль трасс многониточных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от крайних трубопроводов с каждой стороны.

Трассы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через каждые 500 метров (1000м) обозначены опознавательными знаками (со щитами -указателями) высотой 1,5-2 метра от поверхности земли. Фактическое положение нефтепродуктопровода нанесено на районной карте земельного комитета.

В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятия-владельца запрещается:

— строить коллективные сады с жилыми зданиями;

— производить любые постройки и сооружения на расстоянии ближе 100м от оси трубопровода;

— сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов для автомобильного транспорта, тракторов, механизмов особенно в паводковый период;

— перемещать и производить засыпку и поломку опознавательных знаков и контрольно-измерительных колонок;

— открывать люки, калитки и двери ограждений узлов линейной арматур, станций катодной защиты, линейных и смотровых колодцев и других устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

-производить всякого рода строительные и земляные работы;

— устраивать всякого рода свалки, складировать органические и неорганические удобрения, сжигать солому, сено и другие горючие предметы.

В случае необходимости производства работ в охранной зоне МН и МНПП необходимо получить технические условия у предприятия-владельца.

Что такое охранная зона газопровода?

Это территория земли вдоль газопровода, для которой установлен особый режим использования земли. В границах этой территории запрещается любая деятельность, которая может привести к сбою в работе газопровода. Для магистральных газопроводов охранная зона устанавливается по 25 м с каждой стороны от оси нитки. Для межпоселковых (газораспределительных сетей) по 2 м.

Работы в охранной зоне газопровода, кто согласовывает?

Любые земляные, взрывные, строительные работы, а также иные действия, которые могут повлечь сбой нормальной эксплуатации газопровода проводятся только по согласованию с собственником линейного промышленного объекта. Перед тем, как осуществлять согласование, для определения местоположения участка охранной зоны необходимо запросить сведения Единого государственного реестра недвижимости.

Кто и как устанавливает и утверждает охранные зоны газопроводов?

Охранные зоны газопроводов не устанавливаются и не утверждаются.

Они считаются установленными для газораспределительных сетей с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», а для магистральных газопроводов с момента утверждения Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24 апреля 1992 г. N 9) или с даты введения в эксплуатацию таких объектов.

Кто устанавливает сервитут для ЛЭП?

На этот счет имеется три точки зрения, первое, что сервитут уже считается установленным при установлении охранной зоны ЛЭП.

Вторая точка зрения, что сервитут должен быть установлен по соглашению сторон между собственником земельного участка и электросетевой организацией. И третья точка зрения , что сервитут является публичным и поэтому должен устанавливаться органом местного самоуправления специальным нормативно-правовым актом. Стоит отметить, что суды, как правило, отказывают в установлении за плату сервитута для прохода к ЛЭП собственникам земельных участков, на которые наложены обременения.

К чему сводится судебная практика по опорам ЛЭП?

Как правило, к требованиям взыскать убытки с электросетевой организации или частного предприятия эксплуатирующего ЛЭП. Решение суда зависит от того какие события произошли раньше, если формирование участка произошло до строительства ЛЭП, то требования удовлетворяют. Если же вначале была построена ЛЭП, а потом уже предоставлен или куплен земельный участок, то в требованиях о взыскании убытков отказывают.

Снятие охранной зоны с земельного участка, как это сделать?

Для начала необходимо определить действительный размер охранной зоны. Для этого можно обратиться к кадастровому инженеру, чтобы он промерил расстояние от промышленного/природного объекта до границ земельного участка и сравнить его с тем, что внесен в Единый государственный реестр недвижимости. Если они не совпадают, и очевидно, что Ваш участок в охранную зону не попадает, далее нужно написать письмо в эксплуатирующую объект организацию с требованием пересмотреть границы охранной зоны.

Как узнать какие охранные зоны есть на земельном участке?

Для этого необходимо заказать выписку из ЕГРН и посмотреть раздел ограничения. Также можно сделать запрос в органы архитектуры с запросом, какие охранные зоны содержаться в документации по планировке территории.

Какая ответственность бывает за работы в охранной зоне без согласования?

Для должностных лиц организаций это будет в первую очередь дисциплинарная ответственность, а дальше уже может быть и административная и уголовная , в зависимости от последствий. Так например, работы в охранной зоне газопровода без согласования газовой организации могут повлечь взрыв и как , следствие вред здоровью проводивших работы лиц. Очевидно, что за такое происшествие должностное лицо привлекут к уголовной ответственности. Если речь идет о действиях организации, работы которой привели к сбою газовой системы, то это в первую очередь будет гражданско-правовые последствия и возмещение убытков.

Оставьте заявку , если Вам нужно срочно продать недвижимость.

Оставьте заявку , если Вам нужно срочно продать авто.

Стать инвестором

1. Согласно п.26 Санитарных норм и правил «Требования к организации зон санитарной охраны источников и централизованных систем питьевого водоснабжения» (утверждены Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 30 декабря 2016 г. № 142) и статье 29 Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» от 24.06.1999 №271-3 в пределах санитарно-защитной полосы водоводов (устанавливается при отсутствии грунтовых вод – не менее 10 м, при наличии грунтовых вод – не менее 50 м) должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод (туалеты, помойные ямы, навозохранилища, приемники мусора, свалки, кладбища, скотомогильники и др.).

На участках водоводов, где санитарно-защитная полоса граничит с указанными загрязнителями, следует применять стальные трубы с максимально усиленной изоляцией или трубы из полимерных материалов.

Запрещается прокладка водоводов, магистральных и распределительных водопроводных сетей по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

В пределах санитарно-защитной полосы водопроводных сооружений и водоводов запрещается производство каких-либо работ без согласования с водоснабжающей организацией. Проекты дорог, зеленых насаждений, подземных и других сооружений, намеченных к строительству или реконструкции в пределах санитарно-защитной полосы водопроводных сооружений и водоводов, должны направляться на согласование с водоснабжающей организацией, указания которой в отношении охраны водопроводных сооружений и водоводов в этих случаях обязательны для проектных учреждений, застройщиков и строительных организаций.

2. Потребитель обязан обеспечивать установленный законодательством режим содержания зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения (п.75 Правил). При производстве работ по строительству объектов, укладке подкрановых путей, железобетонных плит, а также при реконструкции дорожных покрытий, ремонте и прокладке подземных коммуникаций любого назначения в установленных законодательством зонах санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения, санитарно-защитных зон канализационных сооружений лица, ведущие такие работы, обязаны уведомить не позднее чем за двое суток до начала работ Исполнителя для указания на месте фактического расположения водохозяйственных сооружений и устройств (п.76 «Правил пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах», Далее – Правила, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.09.2016 № 788)

3. Потребитель обязан обеспечивать сохранность водохозяйственных сооружений и устройств, расположенных в границах их эксплуатационной ответственности (п.74 Правил).

4. Согласно ТКП 45-3.02-69-2007 «Благоустройство территорий. Озеленение. Правила проектирования и устройства» минимальное расстояние до посадок растений от сетей водопровода, дренажа – 2м, от канализации -1,5м.

5. Потребитель должен содержать в технически исправном состоянии водохозяйственные сооружения и устройства, находящиеся в границах эксплуатационной ответственности Потребителя (п.65.3, ответственность – п.60.1. Правил). Технически исправное состояние определяется согласно «Правил технической эксплуатации систем водопровода и водоотведения населенных мест” (утверждены приказом Министерства жилищно–коммунального хозяйства Республики Беларусь от 06.04.1994 № 23). Нарушение правил эксплуатации влечет ответственность по ст. 15.53 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, повреждение водохозяйственных сооружений либо самовольное подключение – по ст. 15.54.

6. Отведение в централизованные системы водоотведения (канализации) поверхностных сточных вод при наличии систем дождевой канализации не допускается (п.6 Правил)

7. Потребитель несёт ответственность (п.69 Правил) за:

– нарушение требований эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств;

– повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, повлекшее нарушение или прекращение водоснабжения других Потребителей либо отведения и очистки сточных вод. Лица, виновные в повреждении водохозяйственных сооружений и устройств Исполнителя, Потребителей, несут ответственность в соответствии с законодательством и обязаны возместить причиненный этими действиями ущерб. Лица, повредившие водохозяйственные сооружения и устройства, обязаны немедленно сообщить об этом Исполнителю, оплатить стоимость потерянной в результате повреждения воды;

– самовольное подключение;

– целостность и сохранность пломб на приборах учета, задвижке обводного трубопровода, пожарных гидрантах и других водопроводных устройствах, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности;

– комплектность, сохранность, работоспособность и исправное техническое состояние всех находящихся в границах его эксплуатационной ответственности отключающих устройств, предотвращающих подтопление подвальных помещений при авариях на сетях водоснабжения, водоотведения (канализации);

– достоверность информации по учету полученной питьевой воды и объемов сброса сточных вод;

– несоблюдение лимита водопотребления и режима отпуска (получения) питьевой воды;

– несоблюдение нормативов водоотведения (сброса сточных вод), режима отведения (сброса) сточных вод и условий приема.

Внимание! Не допускается (статья 15.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З):
1. Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, а также сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение или засорение вод, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
2. Повреждение сетей водоснабжения (водоотведения) и сооружений на них, повлекшее нарушение или прекращение водоснабжения населения и иных потребителей либо отведение и очистку сточных вод, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
3. Самовольное подключение к системам питьевого водоснабжения или канализации — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин.

admin