Охрана изображения гражданина и его частной жизни

Фотография и закон. Разрешения и ограничения

Текст Екатерина БЫКОВА
Любое изображение — это источник информации: об объекте, о событии, об авторе, об истории. Фотография — не исключение. Делая снимки, рассматривая и обмениваясь ими, мы реализуем свое конституционное право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Но поиск информации может затронуть интересы государственной безопасности, вступить в противоречие с охраной частной жизни и запретом распространять сведения о ней без согласия гражданина. Список можно продолжить.
В рамках свободы творчества и права на доступ к информации существуют ограничения, касающиеся мест и объектов фотосъемки и публикации снимков. Значок перечеркнутой камеры в фойе театров и в залах музеев, протесты охраны административных зданий, реплики прохожих, что «снимать незнакомых людей неприлично» — вот лишь несколько ситуаций, в которых часто оказывается человек с фотоаппаратом. Законны ли такие действия, с чем они связаны, и как превратить конфликт интересов в конструктивное взаимодействие? Попробуем разобраться.
Информация ограниченного доступа
Закон РФ от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в зависимости от категории доступа, делит всю информацию на общедоступную и информацию ограниченного доступа, «тайну». Существует несколько видов тайн: государственная, служебная, коммерческая, личная, семейная и проч. Закон предусматривает ограничение к ним свободного доступа. Более того, обладатель конфиденциальной информации обязан принимать меры по ее защите от неправомерного вмешательства: уничтожения, копирования, предоставления, распространения, а также от иных действий. Получив доступ к подобной информации, лицо не имеет права передавать ее без согласия обладателя.
В отношении распространения информации (в том числе в виде фотоизображений) запрет налагается на материалы, направленные на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, распространение которой карается в административном и уголовном порядке.
Говоря о фотосъемке, нужно учитывать, что риск приоткрыть завесу государственной тайны для простого гражданина невелик, поскольку доступ и обращение с такой информацией строго регламентированы законом и охраняются специальными органами. В частности, по закону РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне» в перечень сведений, относящихся к государственной тайне, входят данные о дислокации режимных и особо важных объектов. Фотоснимки с изображением таких объектов могут стать источником конфиденциальной информации. Аналогичная ситуация — с объектами, расположенными в приграничной полосе. В связи с этим, сколь привлекательными ни казались бы вам неизвестные строения за высоким забором, с фотоаппаратом к ним лучше не приближаться — съемку такого рода могут осуществлять только лица, имеющие специальные полномочия. Несоблюдение этих правил может создать угрозу не только безопасности государства, но и здоровью и имуществу фотографа.
Более распространенная ситуация — «фотоохота» за личными и семейными тайнами. Если она удалась, не спешите обнародовать снимки: статья 137 УК РФ предусматривает наказание, вплоть до ареста на четыре месяца за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лиц без их согласия.
В обращении с тайной есть одна особенность: не всегда можно определить, что именно эти сведения являются конфиденциальными, и имело ли место нарушение. Часто это определяет сам владелец информации. Остается руководствоваться здравым смыслом, обращать внимание на предупреждения, в том числе устные. Можно также попытаться поставить себя на место владельца информации, чтобы понять, какие его интересы требуют уважения и охраны.
Особые объекты
Нередко объектами съемки становятся предметы частной собственности (произведения живописи, скульптуры, архитектуры) и различные мероприятия (спортивные, официальные, развлекательные). Использование полученных снимков может затронуть как личные, так и имущественные интересы собственников, авторов произведений или организаторов мероприятий. Снимки уникальных объектов и событий могут принести хорошую прибыль, поэтому возникает желание запретить фотосъемку, установить плату за нее или потребовать согласования условий использования снимков. Администрации музеев, организаторы концертов, владельцы частной собственности вольны устанавливать правила поведения «на своей территории», а участники и зрители должны им следовать, конечно, при условии, что их оповестили. Информация о возможности фотосъемки размещается на билетах, входных дверях, в залах экспозиции. Не стоит игнорировать и устные заявления смотрителей и охраны.
Бывает полезно сопоставить общие нормы закона и конкретные правила. Например, закон РФ от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» гласит: «Организаторам физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий принадлежат исключительные права на их освещение посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятий». А на входных билетах на теннисный турнир можно прочитать: «В зале не допускается использование фототехники с фокусным расстоянием более 120 мм». Очевидно, что большинство зрителей, пришедших на матч с мобильными телефонами и компактными камерами, скорее всего, не будут претендовать на «освещение мероприятий», а просто захотят сделать фото на память. Для этой цели, по мнению организаторов, вполне подойдет техника с указанными характеристиками.
Критерии «профессионализма»
Отдельного внимания заслуживает тема использования «профессиональной техники». Таковой может считаться большая камера, штатив, вспышка, длиннофокусные объективы. Например, правила посещения государственного музея-заповедника «Царицыно» в Москве предусматривают, что на Центральной дворцово-парковой территории запрещены «профессиональные кино-, фото- и видеосъемки, в том числе с использованием штативов, осветительных приборов и иного специального реквизита».
По аналогичному пути технических ограничений пошли и авторы правил посещения Московского Кремля: кино-, фото- и видеосъемочные работы на его территории, а также на Красной площади, в Александровском саду и на других территориях, непосредственно прилегающих к Московскому Кремлю, допускается с разрешения руководителя Службы коменданта Кремля. Письменные заявки на проведение съемок с приложением сценария направляются в Службу не позднее, чем за десять дней до начала их проведения. Заявка должна содержать дату, время, место, цель и порядок проведения съемочных работ, список участников с указанием паспортных данных, контактный телефон заявителя или его представителя.
Согласно правилам, не требуется разрешения на «съемки с использованием кино- и видеокамер длиной менее 250 миллиметров и (или) фотоаппаратов с высотой корпуса менее 140 миллиметров и (или) оснащенных сменными объективами с диаметром внешнего оптического элемента менее 70 миллиметров в тех случаях, когда они проводятся вне охраняемых зон, зданий, строений и сооружений, и не связаны с созданием продукции средств массовой информации и иной тиражируемой кино-, фото- и видеопродукции». Нарушение указанных правил может закончиться выдворением с территории Кремля, а при наличии к тому оснований — задержанием с доставкой в органы внутренних дел.
Критерии «профессионализма» иногда могут определяться охраной непосредственно на месте. В этом случае аргументы о том, что у вас «полупрофессиональная» камера без вспышки, могут прозвучать убедительно и послужить пропуском на мероприятие. Но сколь забавными ни казались бы установленные правила, их не стоит игнорировать. Если вам и удалось незаметно сделать снимок в запрещенном месте, то при его публикации могут возникнуть проблемы. Правда, скорее всего, проблемы будут у того, кто опубликовал снимок, но и фотограф может быть привлечен к разбирательству.
Личное изображение
Изображение человека — тема, волнующая не только фотографов. Живописцы, графики, скульпторы всегда имели муз и моделей, чей облик воплощался в их произведениях. Когда речь заходит о реальном прототипе, уместно вспомнить о праве человека на охрану своего изображения. Это личное право, нарушение которого может быть истолковано как нарушение неприкосновенности частной жизни.
Право на охрану изображения возникло давно, но его содержание со временем менялось. Так, в начале прошлого века российский закон от 20 марта 1911 г. «Об авторском праве» не ставил живописные и скульптурные изображения людей в один ряд с фотоснимками. Право публиковать и распространять исполненные по заказу фотографические произведения, включая портреты, предоставлялось заказчику, и согласие изображенного лица не требовалось. Например, если муж заказал фотопортрет жены, право на его использование принадлежало мужу, который сделал финансовый вклад в создание произведения. Иначе решался вопрос в отношении портретной живописи — право «повторять, выставлять и издавать» эти произведения предоставлялось лицу, с которого выполнен портрет или его наследникам.
Времена изменились. Сегодня «фотоимиджи» не уступают другим произведениям в плане правовой охраны, а право на изображения признается за всеми моделями в равной мере. Ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ разрешает обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) только с согласия этого гражданина, а после его смерти — с согласия его детей и пережившего супруга, или родителей. Согласие не требуется, когда: использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; съемка проводилась в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; гражданин позировал за плату.
Стоит помнить, что согласие на использование снимков детей, не достигших 18 лет, следует получать у родителей.
Интересный прецедент, касающийся использования изображения гражданина, был рассмотрен Европейским Судом по правам человека (Дело «Пек (Peck) против Соединенного Королевства», решение принято в 2003 г.). Камеры уличного наблюдения запечатлели следующую ситуацию: Пек вышел с ножом на улицу и попытался покончить с собой. Снимки и видеозаписи были обнародованы в прессе и на телевидении, что было расценено заявителем как незаконное вмешательство в его частную жизнь, поскольку в результате публикаций не только семья и друзья, но и неограниченный круг людей узнали о фактах личной жизни Пека, которые он не хотел бы придавать огласке. При этом заявитель не расценивал саму съемку на камеру наблюдения как незаконную деятельность — он протестовал именно против обнародования материалов. В качестве контр-аргументов ответчики заявляли, что съемки проводились в центре города, действия заявителя носили публичный характер (он находился на улице), а обнародование снимков и записей имело целью продемонстрировать эффективность работы камер наблюдения. Кроме того, благодаря работе оператора полиция оперативно прибыла на место происшествия и не дала Пеку реализовать свой замысел. Он успел нанести себе лишь незначительную рану, после чего был отправлен в больницу. Однако суд признал требования истца обоснованными — несоразмерное и неоправданное вмешательство в его частную жизнь имело место.
Этот пример доказывает, что даже использование записей и снимков, сделанных в общественных и открытых для свободного посещения местах, может послужить поводом для споров. Права личности требуют уважения везде!
Как можно предупредить конфликт? Простой и очевидный способ — спросить согласия. Если это невозможно, а сомнения остаются, лучше отобрать для публикации снимки, где лица неузнаваемы. Если вы убеждены, что публикация не нарушает ничьих прав, заранее обдумайте свои аргументы — использование изображения должно подпадать под один из трех случаев, когда согласие не требуется. Помните, что принятие судом искового заявления против вас еще не означает правоту истца. Нарушение прав должно быть доказано!
Release — иметь или не иметь
Фотографам, работающим с зарубежными фотобанками, наверняка приходилось иметь дело с разрешениями на использование изображений — «Model release» и «Property release». Обратите внимание — «разрешениями на использование», а не на съемку как таковую. Казалось бы, фотограф только делает снимок, а используют его издания, рекламные агентства и другие лица. И позаботиться о разрешениях на использование снимков должны именно они. Однако у фотографа могут заранее потребовать подписанные документы. Это объяснимо — автор как никто другой знает, кто или что изображено на снимке, и может обратиться за разрешением.
Когда же необходимо это разрешение? На практике, использование фотографии в одной ситуации может требовать чьего-либо согласия, а в другой — осуществляться свободно.
Путем заключения соглашений стороны стараются предупредить разногласия и свести к минимуму свои риски. «Property release» относится к любому имуществу (недвижимости, домашним животным, произведениям искусства), а также к товарным знакам (торговым маркам). А «Model release» подписывается с моделями, изображенными на снимке.
Индивиды наделены правом на собственное изображение, а вот прав в отношении материальных объектов законодательство не предусматривает. Учитывая это, представим ситуацию: раннее утро, оживленная городская улица, люди спешат на работу: Чем не сюжет для снимка на тему «Вся эта суета»? Но вот незадача — на такой фотографии окажется не один десяток объектов, подлежащих охране: автомобили, созданные модельерами одежда и обувь, газеты в руках прохожих — тоже объекты авторского права. А еще у всего этого есть собственники.
Неужели использование снимка потребует согласия модельеров, дизайнеров, авторов и издателей СМИ? Едва ли. Авторское право защищает произведения от незаконного копирования и охватывает такие способы использования, как воспроизведение, распространение, публичный показ, а не любые способы обращения с объектом вообще. Например, дизайнерские часы можно носить на руке, хранить в коробке, нарисовать с них картину или сделать фотоснимок — все это не запрещено и не требует разрешений. Но изготовление точно таких же часов и распространение их без согласия дизайнера будет, конечно, нарушением закона.
Товарные знаки служат для индивидуализации. Никто не может использовать чужой зарегистрированный знак, или сходный с ним знак, для реализации подобной продукции. Фотографировать изделия, содержащие товарные знаки, не запрещено. Все дело в том, как использовать полученные снимки. Контекст использования не должен создавать у зрителя ложных представлений и ассоциаций. Например, снимок общественного деятеля в одежде определенной марки не должен наводить на мысль, что производитель одежды одобряет его политическую программу.
В любом случае, окончательное решение о необходимости получения релиза должны принимать те, кто использует снимок. Задача фотографа — быть честным и сообщить всю имеющуюся у него информацию относительно изображения и обстоятельств съемки. Остальное зависит от конкретной ситуации.
Современные проблемы, такие как борьба с терроризмом и защита детей от насилия, порождают новые тенденции в регулировании прав на фотосъемку и использование снимков. Сегодня, в условиях всеобщей доступности фотографии, о спорных ситуациях приходится слышать все чаще и чаще. Но компромисс возможен, особенно когда вы к нему готовы.
F&V
________________________________
Дополнительная информация
Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне»
http://svr.gov.ru/svr_today/doc05.htm
Закон РФ от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
http://www.minsvyaz.ru/ministry/documents/768/2745.shtml
Приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации от 21 января 2008 г. №14 «О внесении изменений в Правила посещения Московского Кремля»
http://www.rg.ru/2008/02/13/kreml-dok.html
Любительская фотосъемка (без использования профессионального оборудования, штатива и установки осветительных приборов) в Московском метрополитене не запрещена, и разрешение на ее проведение, соответственно, не требуется
www.mosmetro.ru
Разбор конкретных ситуаций и рекомендации, касающиеся ограничений на фотосъемку в Европе и США
www.photopermit.org

Статья 152.1. «Гражданский кодекс РФ (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 03.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019)

Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Комментарий к Ст. 152.1 ГК РФ

1. Нормы комментируемой статьи не являются абсолютно новыми для отечественного гражданского законодательства. В соответствии со ст. 514 ГК РСФСР 1964 г. опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускались лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требовалось, если указанные действия совершались в государственных или общественных интересах либо изображенное лицо позировало автору за плату.

Необходимо отметить, что содержание и способы защиты права гражданина на изображение некоторым образом изменились.

Прежде всего законодатель сделал попытку определить соотношение понятий «изображение гражданина» и «произведение искусства», указав, что защите подлежит именно изображение. С точки зрения норм, содержащихся в комментируемой статье, изображение гражданина может быть выражено не только в форме произведения искусства, но и в какой-либо иной. Вместе с тем представить себе иную форму воплощения изображения гражданина помимо произведения искусства (живописного портрета, фотографии, а также видеозаписи) весьма затруднительно. Можно было бы предположить, что иной формой воплощения изображения служит словесный портрет гражданина, однако из смысла норм ст. 152.1 ГК РФ этого не следует.

Основным обстоятельством, возникшим в результате разграничения понятий «изображение» и «произведение искусства», является то, что автор изображения, как правило, не будучи лицом, чье изображение подлежит правовой охране, обладает своим собственным комплексом авторских прав. Однако осуществление этих авторских прав, в том числе права на обнародование произведения, целиком зависит от правомерности изготовления соответствующего изображения гражданина.

2. Право на охрану изображения гражданина сформулировано законодателем как абсолютное. Гражданин вправе требовать применения соответствующих случаю мер гражданско-правовой защиты от любого лица, неправомерно использующего его изображение.

В то же время комментируемая статья содержит закрытый перечень случаев, в которых обнародование и использование изображения гражданина являются правомерными.

Без согласия гражданина, чье изображение используется, или иных названных в комментируемой статье лиц, допускается обнародование и использование изображения в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

Первый случай затрагивает интересы прежде всего так называемых публичных лиц — политиков, ряда государственных служащих и иных граждан, информация о деятельности которых является социально значимой. По этой причине изображение первых лиц государства обнародуется и используется без их согласия, хотя необходимо признать, что время, место и иные обстоятельства, при которых получено изображение такого гражданина, могут иметь значение. В известном решении Европейского суда по правам человека от 24 июня 2004 г. позиция национального суда о том, что некое «публичное лицо» является «значимой фигурой современной истории и, следовательно, должна терпимо относиться к публикации без ее согласия рассматриваемых фотографий, которые все без исключения были сделаны в общественных местах».

Разумеется, к использованию изображения в государственных, общественных или иных публичных интересах относятся и случаи обнародования изображения граждан, разыскиваемых в связи с совершением преступлений, или без вести пропавших граждан.

Пункт 2 абз. 3 комментируемой статьи допускает обнародование и использование изображения гражданина, полученного в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях. Предполагается, что граждане, находящиеся в таких местах, осознают возможность их фото- или видеосъемки и, поскольку этого места или мероприятия они не покидают, подразумевается, что они согласны на использование возможных изображений.

К мероприятиям публичного характера законодатель отнес различного рода собрания, съезды, конференции, концерты, представления, спортивные соревнования. Вместе с тем в перечне мест и мероприятий нет так называемых закрытых («клубных») мероприятий. Не упомянуты напрямую в комментируемом пункте кафе, ресторан, прогулочный теплоход, казино или ночной клуб. Правовой режим охраны изображений граждан, полученных в такого рода заведениях, зависит от того, можно ли считать указанное место открытым для свободного посещения. С целью исключения споров, связанных с охраной изображений граждан, многие организации, даже будучи открытыми для всех желающих, тем не менее устанавливают такие правила посещения, которые исключают возможность не только проведения съемки находящихся на территории этой организации граждан, но и использования соответствующих технических устройств.

Вместе с тем изображение гражданина, полученное в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, не может быть обнародовано или использовано в случаях, когда такое изображение является основным объектом использования (например, занимает большую часть снимка).

Третий случай допускаемого обнародования и использования изображения без согласия гражданина, чье изображение используется (или иных указанных в законе лиц), — когда гражданин позирует за плату.

Соглашение, в силу которого одна сторона (натурщик) позирует другой стороне (художнику, оператору или иному лицу, изготавливающему изображение на любом материальном носителе), неизвестно части второй ГК РФ. Такое соглашение нельзя определить лишь как договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК), поскольку его предметом является прежде всего порядок обнародования и использования изображения гражданина. Очевидно то, что это возмездный договор. Неопределенность правовой природы названного соглашения затрудняет правовое регулирование таких отношений, в частности, при установлении позирующим за плату лицом условий дальнейшего использования его изображения.

3. Субъект-правообладатель — гражданин, чье изображение подлежит охране, вправе дать согласие на обнародование и дальнейшее использование изображения. Обнародование изображения может быть по аналогии с обнародованием произведения (ст. 1268 ГК) определено как осуществление действия, которое впервые делает изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Способы правомерного дальнейшего использования изображения гражданина могут быть различными. Изображение может использоваться как в неизменном виде (формате), так и в другом масштабе или цвете, с нанесением его на товары, с включением в композицию товарного знака или знака обслуживания и т.п.

Согласие на обнародование и использование изображения, предоставляемое гражданином (его детьми, супругом, родителями), по своей природе является гражданско-правовой сделкой. По этой причине такое согласие может содержать в себе ряд условий. Комментируемые нормы не запрещают дать такое согласие на срок, а также с условием ограничения или перечисления способов использования изображения (например, исключительно в рекламе или, напротив, лишь путем нанесения изображения на тот или иной товар и др.). Не исключается установление гражданином и территориальных пределов допустимого использования его изображения тем или иным способом.

Кроме того, согласие гражданина на обнародование и использование его изображения может быть выражено при заключении таким гражданином договора с лицом, которое приобретет право использования этого изображения. Данный договор может быть заключен не только при изготовлении изображения, но и после начала неправомерного использования уже полученного изображения гражданина. Однако природа такого соглашения в законодательстве и правовой науке не определена.

4. В случае смерти гражданина, чье изображение подлежит охране, такое изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей.

В этой норме ст. 152.1 ГК РФ наблюдаются существенные отличия от норм наследственного права, в соответствии с которыми универсальное правопреемство состоит в переходе комплекса имущественных прав и обязанностей гражданина к его наследникам по завещанию или наследникам по закону. Личное неимущественное право гражданина на охрану его изображения в порядке универсального правопреемства не переходит (статья 1112 ГК России); это означает, что перечисленные в законе члены семьи умершего правообладателя, выдавая соответствующее согласие на обнародование и использование изображения, осуществляют свои субъективные права.

Нетрудно заметить, что круг лиц, названных в ст. 152.1 ГК РФ, схож с кругом наследников первой очереди по закону (ст. 1142), однако не совпадает с ним полностью.

5. Способы защиты личного неимущественного права на охрану изображения не закреплены в ст. 152.1 ГК РФ. Таким образом, в соответствии со ст. 150 Кодекса, нематериальные блага защищаются посредством компенсации морального вреда, а также иными способами (ст. 12) в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Помимо универсального способа защиты нематериальных благ — компенсации морального вреда — способом защиты изображения личности следует считать пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Опираясь на ст. 12 ГК РФ, гражданин, чье право нарушено, может потребовать прекращения использования его изображения, в том числе, например, путем изъятия соответствующих материальных носителей или публикации решения суда о допущенном ответчиком нарушении.

admin