Одноименные товары

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками». Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Прошло менее полугода с принятия номенклатуры одноименной продукции для государственных и муниципальных нужд, на разработку, утверждение и согласование которой было потрачено несколько лет. И вот на официальном сайте Минэкономразвития представлен на обсуждение новый проект. Предполагается, что экспертиза документа завершится к началу июня, и вскоре после этого будет подписан приказ, его утверждающий.

Как и действующая номенклатура, представленный проект составлен на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, и, по мнению разработчиков, включает все виды продукции, закупаемой по правилам Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Это означает, что по-прежнему у заказчиков сохраняются проблемы, связанные с неточностями и опечатками в ОКДП, а также головная боль, связанная с решением шарад по отнесению закупаемой продукции к тому или иному коду ОКДП и, соответственно, группе номенклатуры. Впрочем, последнее скорее «болезнь роста» — со временем вопросов в этой части становится все меньше.

Надо отметить, что само название документа не совсем удачное, так как номенклатура одноименной продукции для госзакупок на самом деле не имеет отношения к классификации схожих товаров, работ и услуг. К примеру, «одноименными» по ней считаются металлические двери и газовые баллоны, средства для чистки унитазов и крем для лица. Это неудивительно, так как главное ее предназначение — в определении ограничений для закупок без проведения торгов. По каждой группе «одноименной» продукции заказчику разрешено ежеквартально заключать прямых договоров на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., а контрактов простой процедурой запроса цен (запросом котировок) — не более чем на 500 тыс. руб. Кроме этого этой номенклатурой должны руководствоваться заказчики при проведении совместных торгов и при установлении квалификационных требований для крупных подрядных торгов.

До принятия номенклатуры заказчики сами классифицировали продукцию по одноименности, относя к одной группе только взаимозаменяемую продукцию, что приводило к колоссальному объему закупок «до 100 тыс. руб.» и «до 500 тыс. руб.», проходивших в условиях фактического отсутствия конкурентного отбора поставщиков.

Может показаться, что и сегодня заказчик имеет весьма солидные возможности в этой части, ведь действующая номенклатура позволяет закупить в течение года у любых поставщиков, без проведения каких-либо процедур их отбора, товаров, работ и услуг в общей сложности на 63,2 млн руб. А для запроса котировок сумма выглядит еще солиднее — 316 млн руб. Однако на деле далеко не у каждого заказчика есть потребность приобретать продукцию из всех 158 групп действующей номенклатуры. Поэтому на практике суммы прямых закупок заметно ниже указанных многомиллионных порогов. Востребованными обычно являются лишь несколько десятков групп, и только отдельные заказчики закупают продукцию, попавшую в такие группы, как «Металлические руды», «Оружие» или «Ядерные материалы» и тому подобные.

Само право заказчиков на закупку без торгов, закрепленное в 94-ФЗ, является своего рода компромиссом. Очевидно, что возможность заключить договор с любым, выбранным исключительно по желанию заказчика, поставщиком сама по себе таит коррупционные риски. Всегда найдутся закупщики, предпочитающие выбирать «своего поставщика», зачастую не самого лучшего, и не бескорыстно. Однако подобная гибкость необходима в случаях небольших закупок, когда стоимость организации торгов выше, чем возможная экономия от них. Не проводить же аукцион ради приобретения десятка-другого ручек? Она важна и при возникновении срочных потребностей, например выполнения непредвиденного ремонта техники.

Вопрос в том, какую сумму разрешить расходовать подобным образом. К сожалению, лимит устанавливается единый для всех заказчиков. Хотя очевидно, что то, что является «крупными расходами» для сельской больницы, для федерального министерства — не значительнее капли в море. Но перед лицом 94-ФЗ все заказчики равны.

По мнению большинства практиков, занимающихся размещением заказов, существующие группы номенклатуры чрезмерно укрупнены. Это приводит к тому, что, исчерпав отведенный квартальный лимит в 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб., заказчики вынуждены проводить на весьма незначительные суммы конкурсы и электронные аукционы, сложность которых на фоне цены разыгрываемых контрактов делает для поставщиков участие в подобных процедурах малопривлекательным. В результате значительные средства и время уходят на проведение бессмысленной формальной процедуры, которая, как правило, признается несостоявшейся, после чего заказчик опять же получает право заключения договора с любым поставщиком на свой выбор.

Надо отметить, что своим правом проводить «одноименные» закупки не все заказчики пользуются умело. Логика 94-ФЗ в том, чтобы заказчик заблаговременно планировал размещение своих заказов, проводя торги. Если требуются дополнительные закупки — проводил запросы котировок «до 500 тыс. руб.». И только в случае, если возникают непредвиденные потребности, закупал прямыми договорами «до 100 тыс.». На практике же многие заказчики сначала исчерпывают разрешенные лимиты простых закупок, а потом вынуждены проводить торги на оставшиеся, зачастую небольшие суммы.

Проанализировав ситуацию, Минэкономразвития пришло к выводу — номенклатуру нужно детализировать. В представленном проекте их число возросло более чем на треть и составляет 224. Это решение практически единогласно поддержано заказчиками, однако в основном изменения касаются закупок, связанных с медициной, в первую очередь в части лекарственных препаратов. К тому же некоторые новые группы вызывают вопросы. К примеру, лабораторные мыши и крысы почему-то отнесены к разным группам, а некоторые коды ОКДП встречаются сразу в нескольких группах. В целом для большинства заказчиков ситуация практически не изменяется. Хотя пока приказ не подписан, еще остается вероятность дальнейшей детализации и корректировки проекта номенклатуры, в том числе и увеличения числа групп «одноименной» продукции.

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) и сообщает.

Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом № 94-ФЗ осуществлялось путем проведения торгов (конкурс, аукцион, в том числе открытый аукцион в электронной форме), запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Следует отметить, что торги (конкурс, аукцион) являлись преимущественным способом размещения заказов.

В соответствии с частью 6.1. статьи 10 Закона № 94-ФЗ под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

В этой связи для определения одноименности товаров, работ, услуг Минэкономразвития России был издан приказ от 7 июня 2011 г. № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» (зарегистрирован в Минюсте России 15 июля 2011 г., регистрационный № 21367) (далее — Номенклатура). Таким образом, одноименными для цели размещения заказа для государственных и муниципальных нужд являются товары, работы, услуги, входящие в одну группу Номенклатуры.

Номенклатура предназначена для определения одноименности товаров, работ, услуг для нужд заказчиков в следующих случаях:

— при размещении заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов (часть 6 статьи 10 Закона № 94-ФЗ);

— для проверки наличия у участников размещения заказа опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (часть 2.1 статьи 11 Закона № 94-ФЗ);

— при размещении заказа путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму не более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала (часть 3 статьи 42 Закона № 94-ФЗ);

— при размещении заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала на сумму, не превышающую ста тысяч рублей в течение квартала (пункт 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ).

— при размещении заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей в течение квартала, для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов (пункт 14.1 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ).

Номенклатура основана на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее — ОКДП).

Так, энергетическое обследование следовало бы отнести к коду 7422000 ОКДП «Услуги по техническим испытаниям и анализам» или к коду 7423000 ОКДП «Услуги по сертификации и аттестации производств» и соответственно к группе 200 Номенклатуры «Услуги в области технической деятельности», которая включает в себя коды 7422000 и 7423000 ОКДП.

Вместе с тем Департамент сообщает, что с 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором не предусмотрено использование Номенклатуры для определения одноименности товаров, работ, услуг.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

admin