Обжалование европротокола

На улице столкнулись два автомобиля. Повреждения были небольшими и водители решили не вызывать полицию – оформили европротокол. Один из них, будучи на эмоциях, признал себя виновным. Но, приехав домой, осознал, что ошибся. Вопрос: можно ли обжаловать европротокол?

В ГИБДД и страховой — нет

Первое и самое важное: обжаловать можно решение сотрудника ГИБДД, принятое им самостоятельно или на основании данных с дорожной камеры. Свое собственное решение обжаловать нельзя. По своей сути европротокол – это заполненный участниками ДТП бланк Извещения о ДТП, в котором они излагают свое видение ситуации и подтверждают сказанное подписями.

С этой бумагой пострадавший в ДТП идет в страховую, застраховавшему его гражданскую ответственность, где он представит свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о ДТП вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

А в суде?

Мы разобрались, что обжаловать европротокол невозможно. Неужели нет никакой возможности исправить свою собственную ошибку? В 2015 году Верховный суд РФ на своем пленуме опубликовал постановление, в котором говорится, что «иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощенного порядка оформления ДТП, за исключением случаев, когда соглашение участников ДТП о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным».

Другими словами, возможность признания европротокола недействительным существует. Но это, как мы понимаем, достижимо в том случае, если объем повреждений потянул более чем на 100 тыс. рублей (лимит выплат по европротоколу).

Юристы предлагают другой вариант, который также предполагает обращение в суд. По их мнению, европротокол может рассматриваться как сделка. Этот вид двустороннего договора подчиняется нормам и правилам, описанным в Гражданском кодексе РФ.

Таким образом, наш герой может обратиться в суд с требованием об оспаривании европротокола в соответствии со статьей 178 ГК РФ. В первой части этой статьи говорится, что «сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел».

В следующем пункте говорится о том, что означает термин «существенное заблуждение». Сторона существенно заблуждается, если:

— сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку;
— сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные;
— сторона заблуждается в отношении природы сделки;
— сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой;
— сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.

Сможет ли наш герой привести существенные обоснования того, что он заблуждался, подписывая европротокол? Это решит суд. В любом случае, действовать самому, чтобы обжаловать европротокол, мы бы ему не советовали – только с привлечением опытного юриста.

02.09.2019, Пн, 12:57, Мск , Текст: Валерия Шмырова

Техническая возможность подать через портал госуслуг извещение о ДТП в рамках оформления европротокола появится у водителей 1 ноября 2019 г. Соответствующие поправки в закон об ОСАГО начали действовать с 1 сентября, но для запуска сервиса не хватает еще некоторых нормативно-правовых актов.

Европротокол онлайн

С 1 сентября 2019 г. в России вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, благодаря которым у водителей появилась возможность оформлять европротокол через портал госуслуг. Напомним, европротокол подразумевает оформление извещения о дорожно-транспортном происшествии самими водителями, без участия сотрудников полиции.

Однако реальная возможность оформить европротокол онлайн откроется для водителей только 1 ноября — именно на эту дату запланирован запуск сервиса в пилотном режиме с базовым функционалом, сообщает ТАСС со ссылкой на представителя Центробанка. Дата фигурирует в плане работ, который был одобрен на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Центробанк работает над новым сервисом в сотрудничестве с Российским союзом автостраховщиков (РСА) и Минкомсвязи. Представитель РСА подтвердил в беседе с информагентством, что запуск мобильного приложения для оформления европротокола, с помощью которого можно будет подать электронное извещение о ДТП через портал госуслуг, запланирован на 1 ноября.

Со своей стороны Минкомсвязи подтвердило, что по состоянию на 1 сентября оформление европротокола онлайн технически еще не доступно. Конкретной даты запуска сервиса министерство не называет, указывая, что он начнет работать до конца 2019 г.

Нормативно-правовые акты

РСА отмечает, что в настоящий момент приняты еще не все нормативно-правовые акты, которые нужны для запуска сервиса. Эти документы должны быть приняты органами власти, и они пока что не готовы.

Центробанк уточняет, что ключевым недостающим документом является распоряжение правительства о внесении изменений в перечень иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг, утвержденный распоряжением правительства №865-Р.

С 1 ноября российские водители смогут подать извещение о ДТП через портал госуслуг

До этого Центробанк разработал новые правила ОСАГО, согласно которым водители не отвечают за процесс отправки электронного извещения о ДТП страховщику, поскольку соответствующее ПО делает это автоматически. Вместе с появлением опции подачи европротокола онлайн возможность оформить его на бумаге упразднена не будет.

В каких случаях можно оформить европротокол

Напомним, самостоятельно оформить европротокол водители могут в том случае, если в ДТП участвовали всего два автомобиля, и ущерб был причинен только им. При этом пострадавших быть не должно, а у обоих водителей должна быть страховка ОСАГО.

Максимальная выплата по европротоколу достигает 100 тыс. руб., при этом водители не обязательно должны придерживаться единого мнения, кто виноват в ДТП. В Москве, Петербурге, Подмосковье и Ленинградской области эта сумма может быть увеличена до 400 тыс. руб., если ДТП было зафиксировано техническими средствами и водители пришли к единому мнению, кто был его виновником.

Запуск суперсервисов

«Оформление европротокола онлайн» входит в число 25 так называемых суперсервисов, которые планируются к запуску в России. Суперсервисом называется комплекс связанных между собой электронных госуслуг, которые предоставляются пользователю по жизненной ситуации. Все 25 приоритетных жизненных ситуаций были определены президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности в феврале 2019 г.

До конца 2019 г. на портале госуслуг должны появиться прототипы всех суперсервисов. Они запускаются с целью выяснить у будущих пользователей, достаточно ли удобны сервисы, и чего в них не хватает. В июле 2019 г. на портале были представлены первые пять прототипов — это были сервисы «Рождение ребенка», «Оформление европротокола онлайн», «Поступление в ВУЗ онлайн», «Переезд в другой регион» и «Цифровое исполнительное производство».

В конце августа раздел с прототипами суперсервисов на портале пополнился еще пятью позициями — там появились сервисы «Обжалование штрафов онлайн», «Правосудие онлайн», «Подача заявлений в правоохранительные органы», «Пенсия онлайн» и «Утрата близкого человека».

Пленуму Верховного суда РФ 26 декабря удалось принять постановление (о достаточно бурном первом обсуждении документа Legal.Report писал ), которое детально расписывает применение судами законодательства об ОСАГО – в частности, вопросы оформления ДТП и обращения к страховщику, а также правила ремонта пострадавших автомобилей.

Подвергшуюся основательной правке версию документа пленуму представил его секретарь, судья ВС РФ Виктор Момотов. По его словам, самым обсуждаемым в процессе доработки разделом оказался тот, который посвящен европротоколу. Последний в конце концов был признан гражданско-правовым соглашением участников. Говоря же о предмете соглашения, судья подчеркнул: указаний на то, что им является размер ответственности при ДТП, «нигде нет».

– Редакционной комиссией внесены изменения в пункт 14 проекта (из него был исключен третий абзац – прим. ред.), акцентирующие внимание на том, что при составлении европротокола предметом согласия сторон является размер страховой выплаты, ограниченной суммой 50 тысяч рублей, а не размер ответственности виновника ДТП, – заявил Момотов.

Как сообщил докладчик, из проекта исключено указание на обязанность потерпевшего представлять документы в то же подразделение страховщика, в котором подавалось заявление о страховом возмещении. Это было названо Момотовым «излишним обременением» для потерпевшего.

– При этом в проекте сохранено указание на обязанность потерпевшего указывать при подаче документов сведения, позволяющие идентифицировать предыдущие обращения к страховщику, – заметил он.

Далее речь зашла еще об одном «больном» для многих клиентов страховых компаний вопросе.

– В ходе обсуждения высказывались предложения о дополнении проекта указанием на то, что в случае предоставления страхового возмещения в натуральной форме гражданину – собственнику легкового автомобиля утрата его товарной стоимости не возмещается. Однако с такими предложениями согласиться никак нельзя! – твердо заявил судья.

По сути, рассказал Момотов, это являлось бы правовой нормой, ограничивающей размер страхового возмещения. Однако названная утрата «входит в состав убытков потерпевшего и в любом случае должна возмещаться страховщиком».

В итоговом документе еще больше акцентируется внимание судов на том, что возмещение в натуральной форме должно вестись с использованием исключительно новых деталей (не б/у) – и это своего рода «компенсация» физическим лицам – владельцам легковых автомобилей за «императивные положения закона, которые отдают приоритет ремонту над денежной выплатой». Такое правило не действует для всех прочих категорий застрахованных – бизнесменов и т. п.

– С учетом предложений судебной коллегии по административным делам ВС РФ внесены изменения в пункт 72, – перешел к новой актуальной теме судья. – Лицо, виновное в ДТП и отказавшееся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, презюмируется находящимся в состоянии опьянения, если не доказано иное. В связи с этим у страховых компаний возникает право регрессного требования к такому лицу.

Вместе с тем из проекта исключен пункт 102, который устанавливает обязанность потерпевшего предоставлять доказательства невозможности реализовать свое право на обращение в суд без несения издержек.

– Принятие проекта упредит ряд возможных ошибок, а также повысит уровень правовой определенности в сфере автострахования, – заключил Момотов.

Замминистра юстиции РФ Алу Алханов сообщил, что у Минюста «нет замечаний к документу». Последним высказался замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек, подчеркнувший «высокую актуальность» и «важнейшее значение» данного проекта.

– В результате доработки удалось найти компромиссные решения по всем спорным моментам, – сказал, в частности, Коржинек.

Вячеслав Лебедев предложил перейти к голосованию, и документ был принят единогласно – лишь при одном воздержавшемся.

admin