Обязанности воспитателей

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основной задачей воспитателя детского сада является воспитание, обучение детей, ох-рана жизни и здоровья.
1.2. Воспитатель детского сада назначается и освобождается от должности приказом заве-дующей детского сада в установленном порядке.
1.3. Воспитатель детского сада в своей работе руководствуется постановлениями и решения-ми вышестоящих органов по вопросам коррекционного и дошкольного воспитания и «Образовательной программой ГОУ № 2440».
1.4. Воспитатель подчиняется непосредственно заведующей детского сада и старшему воспитателю.
2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Воспитателями назначаются лица, имеющие высшее, среднее специальное или общее среднее педагогическое образование, прошедшие инструктаж.
3. ОБЯЗАННОСТИ
3.1. Обеспечивает правильное воспитание и обучение детей, заботливо относится к их интересам и нуждам, неукоснительно соблюдает инструкцию по охране жизни и здоровья детей.
3.2. Планирует и организует жизнедеятельность детей, их воспитание, готовит их к обучению в школе.
3.3. Планирует с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально) на основе изучения индивидуальных способностей и рекомендаций педагога-психолога, учителя-логопеда, врача.
3.4. Совместно с медработниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию.
3.5. Проводит работу по профилактике отклоняющего поведения, вредных привычек. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности детей, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия.
3.6. Участвует в создании единого речевого пространства в детском саду (снятии дефекта у ребёнка.)
3.7. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
3.8. Плотно взаимодействует с учителем-логопедом (для логопедической группы), выполняют совместные задания.
3.7. Взаимодействует с родителями детей или лицами их заменяющими.
3.8. Работает в соответствии с «Образовательной программой ГОУ № 2440» в контакте с другим воспитателем группы, учителем-логопедом и специалистами детского сада.
3.9. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации.
3.10. Выполняет требования медицинского персонала и администрации, следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, осуществляет гигиенический уход за деть-ми. Регулярно информирует медперсонал об изменениях в состоянии здоровья детей.
3.11. Обеспечивает выполнение режима дня с учетом возраста детей.
3.12. Составляет планы и отчеты о своей работе с детьми, тщательно готовится к занятиям, отчитывается перед заведующей детского сада, старшим воспитателем и коллективом о своей работе.
3.13. Ведет работу с семьей: беседы, консультации, родительские собрания, открытые занятия, «круглый стол», оформление стендов, выставок и т.д.
3.14. Систематически повышает свою квалификацию, занимается самообразованием.
3.15. Содержит в чистоте и порядке рабочее место.
3.16. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила ТБ и ПБ, своевременно проходит медосмотр, лабораторные обследования.
3.17. Соблюдает культуру обслуживания: вежливый и корректный тон с детьми и родителя-ми, стабильный порядок в группе, эстетика помещения и участка.
4. ПРАВА
4.1. Требовать устранения недоработок и неисправностей в помещении и на участке, угрожающих жизни и здоровью детей и сотрудников.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей и не имеет право оставлять детей без присмотра до прихода сменяющего сотрудника.
5.2. Отвечает за сохранность учебного оборудования, пособий, игрушек и имущества своей группы.
5.3. Несет ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлена __________________
(подпись)
«_____» _______________200 ___г.

Наши дети — наше будущее… Это всем известная истина, особенно с учетом социальных ценностей нашего государства. Но при этом постоянно на слуху различные ЧП, которые происходят с детьми в тех или иных учреждениях образования. Кто несет за них ответственность? Как и кем обеспечивается безопасность детей, например, в стенах детских садов? Разбираемся в материале.

Кто обеспечивает безопасность и несет ответственность

Воспитанники детского сада имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса <*>. Обязанность создать безопасные условия лежит на учреждении образования, т.е. на его работниках, под контролем и надзором которых находятся дети <*>. В детском саду это:

— воспитатель дошкольного образования (воспитатель), который несет персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Он должен соблюдать правила охраны жизни и здоровья детей; установленные требования пожарной безопасности и др.; должен знать основы доврачебной помощи;

— помощник воспитателя, который должен знать правила и нормы охраны жизни и здоровья обучающихся; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила оказания первой медицинской помощи; правила и нормы пожарной безопасности и др.

На заметку
На практике, как правило, на одну группу воспитанников приходится два воспитателя, работающих по сменам, и один помощник воспитателя. То есть непосредственный контроль и надзор за детьми осуществляют одновременно два человека. При этом воспитатель всегда несет персональную ответственность за детей. Наряду с ним ответственность несет и помощник воспитателя, если дети остались только под его контролем, а в ночное время в детских садах с круглосуточным пребыванием детей он несет ответственность в полной мере;

— заведующий детским садом, который несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования; за жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод детей во время осуществления образовательного процесса; принимает меры по созданию для детей безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания; обеспечивает соблюдение правил и норм пожарной безопасности и др.

Обратите внимание!
Не имеют права работать с детьми лица <*>:
— имеющие судимость — до ее погашения или снятия;
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью;
— когда-либо совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы либо некоторые другие <*>;
— не прошедшие предварительный профилактический наркологический осмотр <*>.

Таким образом, как только вы, приведя ребенка в детский сад, передали его воспитателю или его помощнику, ответственность за вашего ребенка несут сотрудники детского сада. В их зоне ответственности ребенок находится вплоть до того момента, когда он возвращается под ваш непосредственный контроль, т.е. когда вы находитесь рядом с ребенком и можете его контролировать (например, держать за руку).

На заметку
Возможны ситуации, когда ребенок увидел «на горизонте» маму и побежал к ней навстречу; или ему позвонили по телефону и сообщили, что скоро заберут, и ребенок ушел в раздевалку одеваться; или он сам решил, что пора идти домой, и самостоятельно вышел из группы. Если с ним в это время что-то произошло (упал, ударился, попал под машину), ответственность будут нести лица, под контролем и надзором которых ребенок находился или должен был находиться. Во всех приведенных ситуациях это воспитатели и их помощники.

Как обеспечивается безопасность

В комплексную безопасность воспитанников детских садов, как правило, включаются:

— меры по противопожарной безопасности;

— меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

— меры по обеспечению сохранности жизни и здоровья детей;

— меры по охране труда и техники безопасности;

— меры по электробезопасности;

— мероприятия гражданской обороны (обучение администрации и персонала);

— меры по антитеррористической защищенности.

За соблюдение администрацией детского сада требований безопасности в каждой из перечисленных сфер отвечают уполномоченные на то государственные органы и организации (например, отделы образования администраций районов, органы государственного пожарного надзора, государственные санитарные инспекции, органы внутренних дел и др.). В рамках своей деятельности они издают обязательные к применению правила, инструкции, положения и др. Следование этим нормам проверяется путем проведения проверок и других мероприятий. При этом родителям на практике довольно сложно убедиться в том, что все эти нормы действительно соблюдаются.

Однако у родителей есть и иные возможности повлиять на обеспечение безопасности детей в детском саду. Некоторые меры и мероприятия по обеспечению безопасности нигде не прописаны, но могут быть введены заведующим на уровне конкретного детского сада по предложению родителей или же по собственной инициативе. При этом желательно, чтобы эти меры реализовывались в комплексе. Причиной для их введения, как правило, и служат различные ЧП, новости о которых разносятся довольно быстро. Приведем некоторые из таких мер.

Пропускной режим или «система доверенных лиц»

Забрать ребенка из детского сада могут только так называемые доверенные лица. И это не просто круг лиц, которых ребенок узнал и с которыми готов уйти, например родственники, соседи или знакомые. В первую очередь в число таких лиц входят законные представители ребенка, т.е. его родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители <*>.

На заметку
На практике бывают случаи, когда воспитателю стоит проверить даже законного представителя. К примеру, родители ребенка разведены и ребенок постоянно проживает с мамой, которая всегда его забирает. В случае если за ребенком вдруг пришел папа, воспитателю рекомендуется позвонить маме и уточнить, разрешает ли она отпустить ребенка с ним.

Доверенные лица в свою очередь могут доверить забрать ребенка из детского сада и другим лицам, в частности бабушкам и дедушкам, взрослым братьям и сестрам.

На заметку
На практике, как правило, такое доверие оформляется путем написания доверенности, которая отдается воспитателю вместе с копией паспорта доверенного лица и хранится в помещении детского сада.

В некоторых детских садах оформляется специальный пропуск на каждое доверенное лицо, без которого ему не только не отдадут ребенка, но даже не пропустят на территорию детского сада.

Видеонаблюдение

Эта мера может помочь:

— воссоздать картину произошедшего ЧП, определить виновника, местоположение ответственных лиц;

— обнаружить детей, оставленных без присмотра;

— отследить направление движения ребенка, если он покинул территорию детского сада самостоятельно;

— выдворить с территории детского сада посторонних лиц либо опознать их по изображению, если они совершили противоправные действия, и др.

Вместе с тем организация грамотного видеонаблюдения по всей территории детского сада — это дорогостоящее мероприятие. Зачастую самим учреждениям образования такие траты не под силу. Обычно родители воспитанников детского сада или реже другие лица приобретают необходимое оборудование в качестве спонсорской помощи. Кроме того, видеокамеры и другое оборудование необходимо не только установить, но еще и обслуживать.

На заметку
Эта мера хороша при соблюдении определенных условий, в частности:
— камеры всегда должны быть в рабочем состоянии;
— есть возможность просмотра изображения на любом из входящих в систему дисплеев;
— на постоянной основе есть сотрудник, уполномоченный наблюдать за изображением с камер (сторож, охранник);
— записи с камер хранятся на сервере определенный период времени;
— есть возможность поиска изображения по дате и времени записи, а также увеличения выбранных изображений или их фрагментов, распечатки отдельных кадров и др.

Несвободный вход и выход

Эта мера может предотвратить:

— присутствие на территории посторонних лиц с неясными намерениями;

— появление на территории детского сада предметов и вещей, которые могут причинить вред ребенку (шприцы, иглы, петарды, зажигалки, битое стекло, жестяные банки и др.);

— выгул собак, которые могут напугать или укусить детей, и др.

Реализуется путем установления запирающих устройств на входах (дверях, калитках, воротах) в детский сад. Они открыты только на время прихода и ухода воспитанников, как правило, с 7 до 9 и с 16 до 19 часов. В некоторых садах осуществляется вход по звонку с ворот, когда охранник (сторож) дистанционно их открывает.

Также есть смысл установить запирающие устройства с защелкивающимся механизмом и на входах в здание детского сада. Тогда дверь будет открываться изнутри и снаружи после нажатия кнопки, которая находится на высоте роста взрослого человека. В этом случае можно предотвратить выход детей на улицу без сопровождения взрослых.

Профилактические мероприятия с участием детей

Их проводят сотрудники МЧС и ОВД в виде лекций и практических занятий с пользой для детей и взрослых. Во время мероприятий:

— расскажут о правилах обращения с огнем и пожароопасными предметами;

— научат правилам поведения на дороге и на улице;

— объяснят в доступной форме для детей, как не потеряться на улице и в толпе, как себя вести с незнакомыми людьми;

— напомнят взрослым об опасности оставления детей без присмотра и др.

Эти мероприятия проводятся как в рамках собственных акций, так и по просьбам администраций детских садов.

Полезные гаджеты

В XXI веке нельзя не воспользоваться высокими технологиями. Современные гаджеты не только носят развлекательную, обучающую, служебную функции, но и вполне могут помочь в опасной ситуации либо не допустить этой ситуации.

Например, умные детские часы с GPS помогут:

— отслеживать перемещение ребенка в течение дня;

— совершать ему звонки;

— оградить зону, при выходе ребенка из которой придет уведомление;

— прослушивать происходящее вокруг ребенка.

Также ребенок сам может позвонить родителям и поговорить по громкой связи либо, нажав на кнопку SOS, оповестить об опасности. Несомненный плюс в том, что часы всегда при ребенке, их не так легко потерять, как телефон, ведь они фиксируются на запястье. Кроме того, ребенок сам не сможет их выключить (по заявлению производителя), а в некоторых есть специальный датчик, который оповестит родителя при снятии часов. Такие часы можно применять с возраста 3 лет.

На заметку
В опасных ситуациях порой и взрослые могут растеряться и не знать, что предпринять. Родителям и работникам детского сада можно порекомендовать установить на мобильный телефон приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом» . Оно поможет сориентироваться в нестандартных ситуациях (потерялся ребенок или заблудился взрослый, укусила собака, появилось задымление или запах газа и др.). Раздел «Первая помощь» оснащен аудиоподсказками действий по оказанию первой помощи в самых распространенных случаях. Также есть возможность звонка в МЧС с помощью кнопки «112» практически с любой страницы приложения.

1. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция старшего воспитателя в детском саду разработана в соответствии с Профессиональным стандартом «01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г.; с учетом ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Старший воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением, подчиняется непосредственно заведующему детским садом.

1.3. Старший воспитатель должен пройти медицинский осмотр, ознакомиться с должностной инструкцией старшего воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, пройти вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности.

1.4. На период отпуска и временной нетрудоспособности старшего воспитателя детского сада его должностные обязанности могут быть возложены на воспитателя ДОУ из числа наиболее опытных сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением, соответствующего требованиям трудового законодательства Российской Федерации.

1.5. Старший воспитатель ДОУ должен иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

1.6. Старшему воспитателю детского сада непосредственно подчиняются все воспитатели дошкольного образовательного учреждения.

1.7. В своей профессиональной деятельности старший воспитатель должен руководствоваться должностной инструкцией старшего воспитателя детского сада, а также:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • законодательными актами Российской Федерации;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с изменениями на 27 августа 2015 г.;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Уставом и локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными в детском саду;
  • Коллективным договором;
  • приказами и распоряжениями заведующего детским садом;
  • Трудовым договором и Договором, заключенным с родителями (законными представителями) ребенка и др.;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности.

1.8. Старший воспитатель детского сада должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации,
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования;
  • нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций);
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
  • конвенцию о правах ребенка;
  • основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
  • пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
  • основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • трудовое законодательство специфику дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования;
  • научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;
  • педагогические закономерности организации образовательного процесса;
  • законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
  • теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
  • закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
  • основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
  • основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
  • социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ;
  • основы работы с текстовыми и графическими редакторами, презентациями, электронной почтой и web-браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к организации образовательного процесса в детском саду.

1.9. Старший воспитатель ДОУ должен уметь:

  • владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.;
  • объективно оценивать знания обучающихся в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
  • разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
  • использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
  • строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
  • общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
  • управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
  • анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
  • защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
  • находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
  • владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
  • сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
  • владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
  • использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
  • осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ;
  • понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);
  • составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;
  • разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
  • владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся;
  • формировать детско-взрослые сообщества;
  • организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства;
  • применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
  • использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
  • владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
  • выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
  • владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

1.10. Старший воспитатель должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

2. Должностные обязанности

2.1. Основными трудовыми функциями старшего воспитателя в ДОУ являются:

2.1.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательной деятельности в организациях дошкольного образования:

  • Обучение.
  • Воспитательная деятельность.
  • Развивающая деятельность.

2.1.2. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

2.2. В рамках указанных в п. 2.1 трудовых функций старший воспитатель детского сада выполняет следующие должностные обязанности:

2.2.1. Осуществляет методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогических работников, обеспечивая выполнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

2.2.2. Координирует деятельность воспитателей, педагогических работников в проектировании образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

2.2.3. Оказывает учебно-методическую и научную поддержку всем участникам образовательного процесса.

2.2.4. Осуществляет взаимосвязь и сотрудничество в работе детского сада, семьи и социума.

2.2.5. Содействует всестороннему развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в детском саду.

2.2.6. Помогает формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов воспитанников.

2.2.7. Содействует непрерывному профессиональному развитию и росту педагогов;

2.2.8. Участвует в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования.

2.2.9. Систематически выполняет разного вида контроль и анализ состояния образовательной и воспитательной работы в ДОУ и принятие на его основе конкретных мер по повышению качества и эффективности работы.

2.2.10. Контролирует работу воспитателей в части:

  • соблюдения прав и свобод детей, по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников во время воспитательно-образовательного процесса;
  • планирования и выполнения воспитательно-образовательной работы;
  • организации и проведении в группах образовательной деятельности воспитанников, режимных моментов, игровой и самостоятельной деятельности;
  • выполнения годового плана работы дошкольной образовательной организации и решений, принятых на заседаниях педсоветов;
  • самообразования.

2.2.11. Организовывает проведение мониторинга:

  • в начале учебного года – для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
  • в конце года – в выявлении уровня достижений каждым воспитанником промежуточных и итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.

2.3. Старший воспитатель ДОУ организовывает:

  • работу по подготовке и проведению педагогических советов, родительских собраний и других мероприятий, предусмотренных годовым планом дошкольного образовательного учреждения;
  • взаимодействие воспитателей и других специалистов ДОУ для решения задач годового плана и образовательной программы;
  • внедрение педагогики партнерства для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • групповые и тематические консультации, тематические выставки и конкурсы;
  • работу творческих и проектных групп воспитателей и других педагогов-специалистов;
  • работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов, а также по использованию образовательных ресурсов;
  • наставничество с целью оказания помощи молодым воспитателям-специалистам в их профессиональном становлении, а также реализация идеи социально-педагогического партнерства;
  • проведение совместных мероприятий с общеобразовательными учреждениями и другими социальными партнерами;
  • обеспечение информационного поля для родителей о деятельности дошкольного образовательного учреждения с использованием различных ресурсов.

2.4. Старший воспитатель ДОУ принимает участие:

  • в подборе кандидатов на должности воспитателей, помощников воспитателей, педагогов-специалистов;
  • в создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
  • в обеспечении соблюдения работниками детского сада прав и свобод воспитанников, норм по охране их жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса, выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности;
  • в стратегическом планировании, разработке и внедрении программы развития, образовательной программы и годового плана работы организации;
  • в создании положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в социуме;
  • в организации, контроле и координации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками;
  • в организации экспериментальной, исследовательской и проектной работы в детском саду;
  • в развитии и эффективном использовании творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;
  • в установлении связей и развитии сотрудничества с партнерами детского сада (другими дошкольными образовательными учреждениями, школами, библиотеками и т.д.);
  • в работе районных и городских методических объединений.

2.5. Старший воспитатель планирует методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и специалистов, предусматривая:

  • уровень их профессиональной квалификации;
  • оказание помощи в самообразовании и методической помощи (в первую очередь начинающим специалистам) в применении в работе с воспитанниками деятельностных технологий, использование форм и приемов организации детей ДОУ;
  • учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
  • в обеспечении преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
  • ознакомление педагогических работников с достижениями современной педагогической теории и практики;
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития ребенка и организации совместной деятельности детей и родителей;
  • оказание помощи при подготовке к процессу аттестации педагогических работников;
  • организовывает обмен опытом работы среди педагогов дошкольного образовательного учреждения с целью повышения их квалификации (открытые просмотры, семинары, тренинги и др. формы).

2.6. Старший воспитатель в детском саду способствует:

  • обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
  • обеспечению уровня подготовки воспитанников, соответствующего ФГОС ДО;
  • созданию развивающей образовательной среды, которая обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей, высокое качество дошкольного образования и его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников и их родителей; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей, являющейся комфортной по отношению к детям и педагогам.

2.7. Старший воспитатель оказывает методическую помощь воспитателям, которые занимаются воспитательно-образовательной деятельностью с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует с медицинскими организациями.

2.8. Старший воспитатель ведет в установленном порядке необходимую документацию, своевременно представляет заведующему ДОУ необходимые данные и сведения (в соответствии с номенклатурой дел дошкольной образовательной организации).

2.9. Старший воспитатель строго соблюдает:

  • свою должностную инструкцию старшего воспитателя в ДОУ;
  • права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции о правах ребенка;
  • требования охраны жизни и здоровья воспитанников;
  • правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;
  • трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка детского сада;
  • правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.10. Старший воспитатель уважает честь и достоинство педагогических работников, а также воспитанников детского сада.

2.11. Старший воспитатель систематически повышает свой профессиональный уровень, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.12. Старший воспитатель проходит в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению заведующего дошкольным образовательным учреждением.

3. Права

Старший воспитатель ДОУ имеет права:

3.1. Предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения.

3.2. В пределах своей компетенции принимать участие в разработке Программы развития, образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения, должностных инструкций воспитателей.

3.3. По вопросам, входящим в его компетенцию, вносить на рассмотрение администрации детского сада свои предложения по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса и методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности детского сада недостатков.

3.4. Требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения создания условий для выполнения своих профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.5. Проверять работу непосредственно подчиненных ему сотрудников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать обязательные для исполнения распоряжения непосредственно воспитателям курируемых групп.

3.6. Знакомиться с проектами решений администрации дошкольного образовательного учреждения, которые касаются его профессиональной деятельности.

3.7. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).

3.8. На предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.9. Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции.

4. Ответственность

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего детским садом, должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией старшего воспитателя в детском саду, в том числе за не использование предоставленных прав, старший воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ;

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка старший воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, несет ответственность в пределах определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За виновное причинение ДОУ или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей старший воспитатель несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

4.5. За невыполнение требований по охране труда, пожарной безопасности, неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации детского сада произошедшего несчастного случая несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Порядок аттестации

5.1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. При этом стаж и категория воспитателя никоим образом не может повлиять на периодичность проведения процедуры проверки. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.

5.2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию самого работника в целях повышения имеющейся категории.

5.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 г. Москва «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» старший воспитатель может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.

Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

5.4. Старший воспитатель может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • обладания первой квалификационной категорией;
  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

6. Регламент взаимоотношений и связи по должности

Старший воспитатель детского сада должен:

6.1. Работать в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим ДОУ, участвовать в плановых общих мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки.

6.2. Самостоятельно планировать свою работу, разрабатывать и своевременно предоставлять на утверждение план работы.

6.3. Осуществлять координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

6.4. Своевременно предоставлять заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе или непосредственно заведующему детского сада письменный отчет о своей деятельности.

6.5. Получать информацию от заведующего и заместителя заведующего дошкольным образовательным учреждением по воспитательно-образовательной работе, информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомиться под расписку с соответствующими документами.

6.6. Принимать участие в совещаниях, педагогических советах, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.

6.7. Систематически обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.

7. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

7.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

7.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

7.3. Факт ознакомления старшего воспитателя с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

admin