Обязанности транспортной полиции

ДУДАНОВА Д. Ш.

ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Аннотация. Реформирование системы МВД Российской Федерации, на основании Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», было направлено на полную трансформацию органов внутренних дел. В статье рассматривается роль транспортной полиции в новой структуре правоохранительных органов России. Реализация исследовательских задач была достигнута путем анализа действующих нормативных правовых актов: федерального законодательства, ведомственных приказов, а также статистических данных о деятельности транспортной полиции.

Ключевые слова: правоохранительные органы, система МВД России, транспортная полиция.

DUDANOVA D. SH.

TRANSPORT POLICE AS A PART OF RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Keywords: law enforcement authorities, Russian Ministry of Internal Affairs, transport

24 декабря 2009 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» и следом за ним Указ от 18 февраля 2010 года № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации», положившие начало широкомасштабному реформированию МВД России.

В соответствии с ними наряду с решением вопросов оперативно-служебной деятельности в 2010 году была проведена большая работа по реформированию Департамента обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ) МВД России и органов внутренних дел на транспорте. Основной задачей при этом была оптимизация их организационно-структурного построения и штатной численности.

ДОПТ МВД России в рамках приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.03.2010 № 128 «О некоторых мерах по реализации указов Президента Российской Федерации по реформированию МВД России на 2010 год» прорабатывались

вопросы сокращения штатной численности ОВДТ, определялись зоны ответственности вновь создаваемых управлений на транспорте, их дислокация, готовились нормативные правовые акты о примерных моделях, положения создаваемых управлений на транспорте.

Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России стал разработчиком проектов приказов о разграничении полномочий управления на транспорте МВД России по федеральным округам, с линейными органами внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Разработано и утверждено Типовое положение о линейных управлениях (отделах, отделениях) внутренних дел на транспорте и другие необходимые документы, заложившие организационную основу новых правоохранительных органов на транспорте.

Вместе с этим шла наработка нормативных правовых актов, связанных с образованием Главного управления на транспорте (ГУТ) МВД России на базе ДОПТ МВД России.

«Передать Главному управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации функции Департамента обеспечения правопорядка на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации…» — зафиксировано в приказе МВД России от 5.07.2010 № 480 «О некоторых вопросах подразделений и органов внутренних дел на транспорте», которым объявлялось образование нового главка в МВД России.

ГУТ МВД России был разработан и утвержден приказ МВД России от№ 590 «Вопросы Главного управления на транспорте МВД России», которым утверждалось Положение и штатное расписание главка. Причем структура этого транспортного подразделения центрального аппарата МВД кардинальных изменений не претерпела, функции остались теми же.

В результате целенаправленной работы по реформированию деятельности органов внутренних дел на транспорте приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 03.08.2010 № 570 «Вопросы реформирования органов внутренних дел на транспорте» семь УВДТ (Азово-Черноморское, Волго-Вятское, Дальневосточное, Западно-Сибирское, СевероЗападное, Северо-Кавказское, Среднеуральское) были преобразованы в управления на транспорте МВД России по федеральным округам (соответственно Южному, Приволжскому, Дальневосточному, Сибирскому, Северо-Западному, Северо-Кавказскому, Уральскому), путем слияния Московского УВД на железнодорожном транспорте МВД России и Московского УВД на воздушном и водном транспорте МВД России образовано Управление на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу.

В соответствии с этим приказом остальные 11 УВДТ МВД России были реорганизованы в линейные управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации. При этом Восточно-Сибирское и Забайкальское

линейные управления напрямую подчинялись МВД России, а остальные линейные управления становились подчиненными УТ МВД России по федеральному округу.

Немаловажно отметить, что руководство Министерства внутренних дел Российской Федерации в решении оставить Восточно-Сибирское и Забайкальское линейные управления самостоятельными исходило, прежде всего, из понимания, что в огромном Сибирском федеральном округе могут возникнуть проблемы в управляемости подразделениями на транспорте. При большой отдаленности от головного подразделения эти линейные управления обслуживают крупные транспортные узлы.

Поэтому помимо создания УТ МВД России по Сибирскому ФО (с дислокацией управленческого аппарата в Новосибирске) были сохранены самостоятельные линейные управления, дислоцирующиеся в Иркутске и Чите.

В результате структурного реформирования все задачи и функции ГУТ МВД России и подчиненных ОВДТ сохранились в прежнем объеме — обеспечение правопорядка и общественной безопасности, защита граждан от противоправных посягательств на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

При реформировании МВД России предполагалось сокращение личного состава (в том числе и ОВДТ) на 22%, при этом на 10% — в 2010 году, оставшиеся 12% — в 2011 году.

Но совершенный 24 января 2011 года в аэропорту «Домодедово» террористический акт внес свои коррективы: среди поручений Президента РФ прозвучала задача усиления досмотровых мероприятий на объектах транспорта и увеличения численности транспортной полиции.

Проведя в 2010 году сокращение личного состава более чем на 5600 сотрудников, ОВДТ уже подготовились к сокращению на 12% (примерно еще на 6000 сотрудников), когда было принято решение эту численность оставить для решения вопросов обеспечения безопасности на транспорте.

Проанализировав ситуацию, Главное управление на транспорте внесло руководству МВД России предложение распределить эти 6000 на патрульно-постовую службу, досмотр, сыскные подразделения, кинологическую службу. Таким образом, сократив преимущественно управленческие, штабные должности, увеличили численность полиции, которая будет работать ближе к людям — на вокзалах, в поездах, аэропортах.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлен статус территориальных подразделений МВД России.

УТ МВД России по ФО являются территориальными органами на окружном уровне, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте —

на межрегиональном уровне, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — на районном уровне.

Таким образом, наряду с линейным принципом деятельности ОВДТ (привязка к протяженности железных дорог, акваториям рек, не совпадающих с административно-территориальными границами) появилось территориальное деление по федеральным округам. Если раньше УВДТ были на каждой железной дороге, сферы их воздействия совпадали, то сейчас в оперативном обслуживании территориальных органов МВД России на окружном уровне находится по несколько железных дорог. Такая ситуация вызвала определенные проблемы и усложнила процесс взаимодействия с транспортниками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях значительного сокращения штатной численности было важно суметь сохранить работоспособное и профессионально-грамотное кадровое ядро органов внутренних дел на транспорте. Начальниками вновь созданных УТ МВД России по ФО были назначены наиболее опытные и положительно зарекомендовавшие себя генералы, ранее возглавлявшие УВДТ. Вместе с тем сокращение неминуемо коснулось в основном сотрудников с большим стажем работы, которые имели выслугу лет, позволяющую оформить милицейскую пенсию. Безусловно, такое единовременное «вымывание» кадровых сотрудников не могло не отразиться на результативности работы всей транспортной полиции.

В мае 2011 года ГУТ МВД России и управления на транспорте вместе с другими подразделениями Министерства были выведены за штат, прошла внеочередная аттестация сотрудников при переходе в полицию.

На современном этапе оперативно-служебной деятельности наряду с вопросами реформирования подразделениями полиции на транспорте от федерального до районного уровня в рамках своей компетенции решалась и другая первостепенная государственная задача — повышение эффективности системы транспортной безопасности, уровня защищенности граждан на объектах транспорта, реализация поручений Президента и Правительства Российской Федерации по этим вопросам.

В рамках поручений Президента Российской Федерации, прозвучавших после террористического акта, совершенного 24 января 2001 года, МВД России во взаимодействии с Минтрансом России, ФСБ России, другим органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами транспорта, их службами безопасности реализовывался комплекс организационно-практических, нормативно-правовых мер, направленных на совершенствование форм и методов противодействия терроризму, координацию работы всех субъектов транспортной безопасности.

Среди неотложно принятых мер было ужесточение контроля за безопасностью на транспорте, усиление охраны, пропускного режима на железнодорожных вокзалах. В этих

целях устанавливались стационарные металлодетекторы и другая техника, для обследования объектов транспортной инфраструктуры задействовалась кинологическая служба.

Проведенные мероприятия позволили получить положительные результаты в обеспечении правопорядка. Например, в 2015 году динамика преступности на объектах обслуживания Рузаевского ЛО МВД России на транспорте характеризуется уменьшением общего количества зарегистрированных преступлений на 25,1%. Процент расследованных преступлений увеличился на 3,1% и составил 69,6% против 66,5% в 2014 году. Количество зарегистрированных в Рузаевском ЛО преступлений представлено на рис. 1.

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

Рузаевка

Саранск

54 54

41 39 34

Потьма

□ 2014

□ 2015

Инза

Рис. 1. Количество зарегистрированных в Рузаевском ЛО преступлений.

В соответствии с планами-графиками, утвержденными Национальным антитеррористическим комитетом, на объектах транспорта проводились совместные учения, задачей которых была отработка практического взаимодействия всех структур, задействованных в обеспечении защищенности граждан на объектах транспорта. Например, в 2014 году подразделения полиции на транспорте участвовали в более чем 400 таких учениях.

Проводились выезды представителей МВД России и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для проведения обследований международных аэропортов с целью определения степени их защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства. По результатам обследований руководителям аэропортов выдавались предписания на устранение выявленных недостатков.

Кроме того, одним из направлений межведомственного взаимодействия являлось формирование российского законодательства по вопросам безопасности на транспорте. Примером может служить проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной

безопасности», в разработке которого принимало участие ГУТ МВД России. Этот нормативный акт предполагает введение досмотра на всех видах транспорта в целях обеспечения транспортной безопасности, решить другие вопросы, связанные с безопасностью пассажиров.

ЛИТЕРАТУРА

4. Карих Т. С. Административно-правовой статус российского полицейского // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 847-850.

Все права и обязанности полиции детально изложены в Федеральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции» (изменения и дополнения вступили в силу с 15.09.2015)

Основные обязанности сотрудника полиции

Сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

(п. 14 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Основные права сотрудника полиции

Сотрудник полиции имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в полиции;

11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

По теме:

В Сургуте завели уголовное дело на убийцу, который из тюрьмы призывал к вступлению в ИГИЛМэр Сургута провел приемку центральной площади, подрядчиков которой не раз критиковалВ Сургуте инспектор Госпожнадзора предстанет перед судом за взятки и подкупВ Москве сын убил мать и покончил с собой из-за потери дома. Возбуждено уголовное делоВ Сургуте и Нефтеюганске прекратили сбор отсортированных пластиковых отходовThe Insider: семье осужденного экс-генерала МВД Сугробова принадлежат квартиры за ₽300 млнВ суде по делу о торговле правами в полиции Тобольска готовятся к допросу свидетелейСКР проводит проверку по факту смерти в Сургуте подростка и госпитализации еще одногоСтало известно состояние пострадавших в ЧП катера и баржи, где погиб «вор в законе»Глава Клина устраивала домработниц в бюджетные учреждения. Теперь ее проверяет СКПрокуратура Сургута заставила управляющие компании погасить долги почти на ₽8 млнПенсионер, грозившийся выкинуть внука в окно, будет осужден за угрозы полицейскомуВ Шурышкарском районе за кумовство уволили начальника местного МУПаАрестованный чиновник из Выборга заявил, что отдал ₽350 млн за должность в мэрии МосквыТюменский суд оштрафовал учебный центр на ₽1 млн за откаты на обучение бюджетниковПогибшего на реке в Сургуте вора в законе Зятькова похоронят в Ишиме, где он родилсяПрокуратура обжалует приговор экс-мэру Сургута, которым он был полностью удовлетворенВ Ханты-Мансийске достроили Центр единоборств, связанный с коррупционным скандаломВ Югре ждут ухода начальника управления МВД уже этой осеньюБаржей, в аварии с которой в Сургуте погиб вор в законе Зятьков, владеет крупный бизнесменАвторитеты не ждут передела зон влияния в ХМАО после похорон вора в законе ЗятькаРоссиян больше всего беспокоят бедность, коррупция и рост ценРебенок, пострадавший в столкновении лодки и баржи под Сургутом — в тяжелом состоянииВ столкновении баржи и моторной лодки в Сургуте погиб криминальный авторитет ЗятьковНа реке в районе Сургута четверо человек погибли из-за столкновения баржи и моторной лодкиВ Ростове экс-главу антикоррупционного отдела осудили за взятку от начальника ГИБДДВ Югре за подкуп службы безопасности нефтекомпании осудили начальника ЧОПаВ Сургуте полиция задержала сиделку, которая украла у пенсионера более 5 тыс. евроПосетителей ТЦ «Аура» в Сургуте эвакуировали из-за сообщения о взрывном устройствеНалоговики подали иск о банкротстве самого богатого депутата СургутаВ одной из школ Сургута весь класс отправлен на карантин из-за учителя, больного COVID-19В Югре задержан пьяный водитель КамАЗа, протаранивший три машины, в том числе авто ДПСВ суд поступило дело бывшего главврача «Медгорода» Андрея КудряковаОправданный экс-мэр Сургута Дмитрий Попов прокомментировал решение судаСуд оправдал экс-мэра Сургута, обвиняемого в превышении и злоупотреблении полномочиямиОдин из членов банды байкеров в Сургуте приговорен к пяти годам колонииВ Сургуте задержаны члены ОПГ, вымогавшие деньги у таксистов в аэропорту и на вокзалеВ правительстве ХМАО пообещали очистить реку Сайму в Сургуте, в которую сливают топливоАэропорт Сургута заставили выплатить сотрудникам почти ₽18 млн долгов по зарплатеСуд отменил решение о признании банкротом фирмы предпринимателя из ХМАО Андрея КопайгорыВторой мост в районе Сургута за ₽40 млрд будет строить компания РотенбергаПолиция проводит проверку сообщений о массовом отравлении собак в СургутеВ ХМАО экс-начальницу отдела ФССП оштрафовали по делу о злоупотреблении полномочиямиРемонт центральной площади Сургута снова затягивается из-за бракованной плиткиВ городах ХМАО снова прошли облавы на «Свидетелей Иеговы»Мэр Сургута повременит лишь формально с передачей в концессию сетей в пользу олигарховДело экс-полицейского из Сургута об изнасиловании и ряде других преступлений ушло в судСтали известны фамилии тобольских полицейских, преданных суду по «делу о торговле правами»Нижневартовск, Сургут и столица ХМАО продолжают лидировать по числу заболевших за суткиВ Югре судят сотрудника ФССП за попытку незаконно помочь приятелю избавиться от долгаВ Тюмени суд прекратил уголовное дело в отношении бывшего главы бюро судмедэкспертизыСКР выявил новые эпизоды, расследуя дело экс-замгендиректора «дочки» «Роснефти» на ЯмалеСургутских рестораторов заставили выплатить ₽1,6 млн долгов по зарплатеВ Сургуте в суд передано уголовное дело банды байкеров, обвиняемых в разбоеМэры Ханты-Мансийска и Сургута отчитались о доходах за 2019 годУчасткового в Югорске за взятки приговорили к реальному сроку лишения свободыВ Сургуте расследуют причины нового нефтеразлива. В реку попали 200 литров нефтепродуктовСКР проводит проверку по факту смерти жителя Сургута на железной дорогеЖитель Сургута стал фигурантом уголовного дела после смерти его девушки, упавшей с 9 этажаКомарова распорядилась помочь семьям погибшей и пострадавшему в ДТП в Крыму сургутянамБолее 50% новых случаев COVID-19 в Югре пришлись на Сургут, Ханты-Мансийск и НижневартовскЗамдиректора Советского центра занятости населения осуждена за получение взятокВ Сургуте против наркомана, сжегшего заживо свою бабушку, возбудили уголовное делоСургут, Ханты-Мансийск и Нижневартовск в ТОП-3 городов по приросту больных COVID-19 в ХМАОВ ХМАО у замглавы департамента промышленности и депутата прошли обыски по делу о взяткеЧиновника правительства ХМАО обвиняют в получении взятки от депутата гордумы ЮгорскаПодследственному заместителю главы Надымского района разрешили гулятьИзвестный врач в Нижневартовске стала фигурантом уголовного делаЭкс-сотрудника аппарата губернатора ХМАО приговорили к 16 годам за убийство жены и тестяВ Сургуте назначен новый куратор дорожного строительстваВ Сургуте возбуждено уголовное дело по факту поножовщины со смертельным исходомВ Югре за взятку будут судить директора ЧОП, работавшего на подряде у «дочки» «Роснефти»В администрации Шурышкарского района проходят обыскиВ Сургуте задержан житель Когалыма, подозреваемый в убийстве своего знакомогоВ Сургуте нашли тело утонувшего накануне в реке подросткаНа Ямале после прокурорской проверки за кумовство уволили подчиненного БасаргинаВ Сургуте полиция задержала пациента психбольницы за несоблюдение режима самоизоляцииСургут снова вышел в лидеры в ХМАО по суточному приросту больных коронавирусомФСБ просят проверить организаторов закупок медоборудования для больницы в НижневартовскеГлаву Сургута, переболевшего коронавирусом, выписали из больницыВ Сургуте будут судить местного жителя, убившего одним ударом кулака своего знакомогоМВД отчиталось о росте более чем на 40% числа случаев экстремизма в 2020 годуСуд по делу экс-мэра Сургута вышел на финишную прямую: приговор будет зачитан 17 августаВ Сургуте и Нягани утонули три человекаПрезидента Федерации шахмат Югры Василия Филипенко вызвали на допрос в полициюВ Сургуте на реке Сайме обнаружен разлив нефтепродуктов — площадь пятна около 250 кв. мПолиция проводит обыски в Федерации шахмат ХМАО и допрашивает сотрудниковВ Сургуте у здания суда выстроились толпы людей без масок, многие кашляютГособвинитель запросил условное наказание для экс-мэра Сургута Дмитрия ПоповаНа Ямале — новое громкое коррупционное дело с ущербом в ₽300 млнВ ХМАО будут судить участкового, который бросил умирать избитого мужчинуИван Голунов узнал, что полицейский, напавший на Давида Френкеля, возможно, занят бизнесомКомарова вслед за Артюховым открыла в городах — очагах COVID-19 филиалы оперштаба ЮгрыВ ХМАО в суд передано новое уголовное дело в отношении бывшего главы-единороссаЧетверо больных COVID-19 умерли в Сургуте и НижневартовскеОштрафована сургутянка, устроившая потасовку с полицией на пляже во время самоизоляцииЖителю ХМАО грозит до 10 лет тюрьмы за избиение инспектора, поймавшего его пьяным за рулемНовой жертвой коронавируса в ХМАО стал 59-летний житель СургутаБывший министр образования Дагестана приговорен к 4,5 года тюрьмы и штрафу в 20,5 млн

Используя новости о нетрезвых водителях и страшных ДТП, а также устоявшееся негативное впечатление об украинских дорогах, правительство планирует предоставить работникам полиции больше соответствующих полномочий. Почувствуют такие изменения и бизнес, и граждане.

Что и как предлагают изменить и чего ожидать всем заинтересованным сторонам, рассказал Mind партнер Esquires, руководитель практики уголовного права и защиты бизнеса, адвокат Афанасий Карлин.

Взвешенные и НЕсчастливые

С 20 июня по 31 августа Кабинет Министров Украины поручил Национальной полиции совместно с Государственной службой Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасности) сформировать рабочие группы весового и габаритного контроля. Провозглашенная цель – недопущение разрушения дорог в период повышенной температуры воздуха.

Как следствие – по Бориспольскому шоссе в сторону Киева есть пробки из грузовиков в ночное время – рабочие группы работают добросовестно. Но такие меры могут быть не временными. Учитывая заявление президента во время визита в Запорожье, есть вероятность ликвидации Укртрансбезопасности с передачей полномочий этого органа полиции на постоянной основе.

Если обратиться к Закону Украины «О Национальной полиции» – находим 30 пунктов полномочий полиции, которые являются лишь основными. В Положении о национальной полиции задач перечислено еще больше – более 60.

Перегрузка правоохранительных органов выглядит как рискованное предложение, поскольку качество работы зависит и от ее количества. Возможно, количество штрафов при прохождении по весогабаритному контролю действительно увеличится, но поможет ли это сохранить дороги – вопрос риторический.

Нас догонят?

Не получило широкой огласки принятие в первом чтении (не волнуйтесь, будет еще два и закон могут не принять) законопроекта №2695 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения. Идея законодателя – уменьшить количество опасных ситуаций на дороге. Если вчитаться, можно найти новые и расширенные полномочия полиции, отдельно хотим указать на четыре «тревожных звоночка»:

Все как в кино

Теперь полицейские могут не только остановить транспортное средство, но и требовать у водителя:

  • держать руки в поле зрения полицейского и не выходить из транспортного средства без разрешения;
  • выключить двигатель транспортного средства и вынуть ключ из замка зажигания (при наличии);
  • передать для проверки водительское удостоверение, регистрационный документ на транспортное средство, а в отдельных случаях – страховой полис (причем прямо в руки, а не просто показать)
  • включить аварийную сигнализацию;
  • выйти из транспортного средства;
  • выполнять другие требования или распоряжения полицейского (то есть перечень не является исчерпывающим).

Чем больше у полиции полномочий относительно вас при остановке – тем больше из них будут использованы, что звучит не очень вдохновляющее. Тем более, оспаривать превышение полномочий полиции в этой ситуации будет сложно. В продолжение предлагаем вам для размышлений следующие предложенные новации.

Игра в прятки

Если сейчас полицейские могут только попросить открыть багажник и вызвать следственно-оперативную группу при отказе, то законодатели хотят предоставить возможность полноценно осматривать багажник, салон и капот и вообще все, что не требует разборки транспортного средства.

Причем вместо понятых – фиксация нагрудной камерой полицейских. Фактически речь идет о полноценном осмотре вместо поверхностной проверки транспортных средств любых водителей, а не только правонарушителей.

Стоит ли вообще говорить о рисках введения таких изменений, особенно когда нагрудный камера выключена?

Незапланированное рандеву

Предлагается введение нового, универсального основания остановки – проверка водителей на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения в пределах профилактических мероприятий на основании акта руководителя полиции. То есть такой акт может быть выпущен чуть ли не на постоянный основе и по всей территории Украины – законодательство так поступить не запрещает. Наличие у работников полиции такого акта в бумажном виде не требуется – достаточно опубликования на сайте Национальной полиции.

Это означает, что законопослушному гражданину в перспективе вполне реально опоздать на самолет или поезд из-за такой ​​неожиданной остановки.

Кстати, для проверки вышеуказанных документов работник полиции не обязан доказывать, была ли остановка транспортного средства законной. На это указывает постановление Верховного Суда в составе коллегии судей Кассационного административного суда от 25 сентября 2019 года по делу №127/19283/17.

Посигнальте, вас снимает скрытая камера

Соскучились по свежими анекдотами про гаишников? Возможно, нам дадут повод придумывать новые! В арсенал полиции предлагается добавить разнообразные средства фиксации, которые разрешено устанавливать без опознавательных знаков.

Полицейское государство или безопасные дороги?

Совершенствование законодательства обычно планируется с благими намерениями. Впрочем, можем увидеть и риски, которые перекрывают весь позитив таких запланированных нововведений. Для водителя легковушки или грузовика такие расширенные полномочия полиции, наоборот, сделают каждый выезд еще более опасным и нервным.

Остается надеяться, что дороги действительно станут ровными, а количество ДТП уменьшится, хотя связь причин и следствий весьма опосредованная…

admin