Обязанности медсестры в поликлинике

4. Основная медицинская документация участковой медсестры

  • •Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
  • •Введение
  • •Современная модель сестринского дела
  • •1. Структура лечебно-профилактических учреждений
  • •2. Граф-структура поликлиники
  • •3. Обязанности участковой медсестры
  • •4. Основная медицинская документация участковой медсестры
  • •5. Обязанности регистратора поликлиники, медицинская документация
  • •6.Заполнение амбулаторной карты
  • •7. Заполнение экстренного извещения
  • •8. Заполнение статистических форм
  • •9. Заполнение карты диспансерного учета
  • •10. Кабинет доврачебного приема
  • •11. Медицинская этика, деонтология
  • •12. Общение и обучение в сестринском деле
  • •13. Сестринский процесс
  • •Карта сестринского процесса
  • •14. Антропометрия
  • •15. Меры профилактики вби (внутрибольничных инфекций)
  • •16. Инфекционная безопасность
  • •17. Дезинфекция
  • •18. Лабораторные методы исследования
  • •19. Санитарно-гигиеническая уборка помещений
  • •20. Общие требования при гигиенической уборке помещения стационара
  • •21. Приготовление маточного (10%) раствора хлорной извести
  • •22. Приготовление рабочих растворов хлорной извести и хлорамина
  • •23. Этапы обработки инструментов
  • •2 Этап – предстерилизационная очистка.
  • •3 Этап – стерилизация.
  • •24. Укладка шприцев в бикс
  • •25. Выписка из приказа № 408
  • •26. Центральное стерилизационное отделение
  • •27. Антисептика, асептика, стерилизация
  • •28. Уровни деконтоминации рук
  • •29. Приёмное отделение стационара
  • •30. Обязанности медицинской сестры приемного отделения
  • •31. Регистрация поступающих в приемное отделение пациентов
  • •32. Проведение санитарной обработки больного
  • •33. Обработка головы при педикулезе
  • •34. Лечебное отделение стационара
  • •35. Обязанности медперсонала отделения
  • •36. Устройство поста медсестры
  • •37. Прием и сдача дежурства
  • •38. Наблюдение за внешним видом пациента.
  • •39. Транспортировка и перекладывание пациентов
  • •40. Биомеханика тела медсестры
  • •41. Перемещение пациента в постели
  • •42. Профилактика травматизма пациентов в лпу. Факторы высокого риска падений пациентов
  • •43. Осложнения при постельном режиме
  • •44. Режимы терапевтического отделения.
  • •45. Контроль за санитарным состоянием тумбочек и холодильников
  • •46. Приготовление постели
  • •47. Смена постельного и нательного белья тяжелобольному пациенту
  • •48. Этапы ухода за тяжелобольным пациентом
  • •49. Профилактика пролежней
  • •50. Обработка пролежней
  • •51. Умывание пациента
  • •52. Бритье пациента
  • •53. Уход за глазами
  • •54. Уход за ушами
  • •55. Уход за носом
  • •56. Туалет полости рта
  • •57. Взятие мазка из зева
  • •58. Уход за волосами, ногами
  • •59. Подача судна пациенту
  • •60. Особенности ухода за пожилыми пациентами
  • •61. Подмывание тяжелобольного пациента
  • •62. Спринцевание
  • •63. Физиология пищеварения
  • •64. Принципы рационального питания
  • •65. Диетотерапия
  • •66. Организация питания пациентов в стационаре.
  • •67. Кормление тяжелобольного пациента в постели
  • •68. Искусственное питание
  • •69. Гидротерапия
  • •70. Постановка полуспиртового компресса
  • •71. Постановка банок
  • •72. Постановка горчичников
  • •73. Применение грелки
  • •74. Применение пузыря со льдом
  • •75. Гирудотерапия
  • •76. Оксигенотерапия
  • •77. Помощь при лихорадке
  • •78. Подсчет числа дыхательных движений
  • •79. Помощь при кашле
  • •80. Помощь при удушье
  • •81. Исследование мокроты
  • •82. Помощь при боли в грудной клетке
  • •83. Помощь при легочном кровотечении
  • •84. Правила обращения с карманным ингалятором
  • •85. Проведение плевральной пункции
  • •86.Уход за пациентом с трахеостомической трубкой
  • •87. Основные методы исследования органов дыхания
  • •Лабораторный метод исследования
  • •Функциональный способ диагностики
  • •88. Оказание помощи пострадавшему при закупорке дыхательных путей
  • •89. Общий уход за пациентами в пульманологическом отделении
  • •90. Определение пульса, его характеристики
  • •91. Измерение артериального давления
  • •92. Боли в сердце
  • •93. Головные боли
  • •94. Отеки, определение водного баланса
  • •95. Удушье (сердечная астма)
  • •96. Острая сосудистая недостаточность
  • •97. Основные методы обследования пациента с сердечно-сосудистой патологией
  • •98. Реанимация
  • •99. Уход за пациентами в кардиологическом отделении
  • •100. Проблемы пациентов с заболеваниями органов пищеварения
  • •101. Помощь при рвоте
  • •102. Промывание желудка
  • •103. Желудочное зондирование
  • •104. Дуоденальное зондирование
  • •105. Уход за пациентом с колостомой
  • •106. Должностные обязанности медсестры при взятии биологического материала
  • •107. Общие требования к забору биологического материала для бактериологического исследования
  • •108. Исследование кала
  • •109. Макроклизмы
  • •110. Микроклизмы
  • •111. Рентгенологическое исследование органов пищеварения
  • •112. Эндоскопическое исследование органов пищеварения
  • •Подготовка пациента к колоноскопии
  • •113. Ультразвуковое исследование
  • •114. Уход за пациентами гастроэнтерологического отделения
  • •115. Проблемы пациентов при заболеваниях почек и мочевыводящих путей
  • •1. Расстройство мочеиспускания.
  • •2. Нарушение мочеотделения.
  • •3. Непроизвольное выделение мочи.
  • •5. Отеки.
  • •6. Артериальная гипертензия.
  • •116. Острая задержка мочи
  • •117. Введение катетера женщине
  • •118. Введение катетера мужчине
  • •119. Промывание мочевого пузыря
  • •120. Цистостома
  • •121. Промывание мочевого пузыря через цистостому
  • •122. Исследование мочи
  • •1. Общий анализ мочи
  • •2. Проба по Нечипоренко
  • •3. Проба по Аддис-Каковскому
  • •4. Проба по Амбюрже
  • •5. Анализ мочи на сахар
  • •6. Анализ мочи на ацетон и кетоновые тела
  • •7. Анализ мочи на диастазу (амилазу)
  • •8. Бактериологическое исследование мочи
  • •9. Проба по Зимницкому
  • •123. Основные методы исследования почек и мочевыводящих путей
  • •3. Эндоскопические методы исследования:
  • •4. Сканирование почек.
  • •5. Узи почек.
  • •124. Выбор назначений для пополнения лекарственных средств на посту
  • •125. Выписка требований на лекарства, получение их из аптеки
  • •126. Способы наружного пути ведения лекарственных веществ
  • •127. Способы энтерального пути введения лекарственных средств
  • •128. Учет, хранение ядовитых и сильнодействующих препаратов
  • •129. Оснащение процедурного кабинета
  • •130. Обязанности медицинской сестры процедурного кабинета
  • •131. Документация процедурного кабинета
  • •132. Санитарно-гигиенический режим процедурного кабинета
  • •133. Накрытие стерильного стола
  • •134. Профилактика инфицирования вич-инфекцией и гепатитом «в», «с»
  • •135. Сбор стерильного шприца и набор лекарственного средства
  • •136. Виды проб
  • •137. Подкожная инъекция
  • •138. Внутрикожная инъекция
  • •139. Внутримышечная инъекция
  • •140. Разведение антибиотиков
  • •141. Введение инсулина
  • •142. Особенности введения некоторых лекарственных веществ
  • •143. Внутривенная инъекция
  • •144. Взятие крови из вены
  • •145. Заполнение системы для внутривенного вливания
  • •146. Правила обращения с трупом
  • •Используемая литература

1. Общие положения
1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность участковой медицинской сестры территориального терапевтического участка.
2. На должность участковой медицинской сестры территориального терапевтического участка назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование и соответствующую подготовку по специальности «Сестринское дело».
3. Участковая медицинская сестра территориального терапевтического участка должна знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; структуру ЛПУ; основы и принципы организации участковой терапевтической службы; состояние здоровья обслуживаемого населения; правила техники безопасности при работе с медицинскими инструментами и оборудованием; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4. Участковая медицинская сестра территориального терапевтического участка назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. Участковая медицинская сестра территориального терапевтического участка непосредственно подчиняется участковому врачу-терапевту.
2. Должностные обязанности
Проводит назначаемые участковым врачом-терапевтом профилактические, лечебные, диагностические мероприятия и процедуры в поликлинике и на дому. Оказывает больным и пострадавшим первую доврачебную медицинскую помощь при травмах, отравлениях, острых состояниях. Организует госпитализацию больных и пострадавших по экстренным показаниям. Организует амбулаторный прием участкового врача-терапевта, подготавливает рабочее место, приборы, инструментарий, амбулаторные карты, бланки рецептов. Проводит доврачебный осмотр больного и предварительный сбор анамнеза. Обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещении ЛПУ, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментария и материалов, мер предупреждения постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита и СПИДа согласно действующим нормативно-правовым документам. Своевременное и качественное оформление медицинской документации (статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направления на диагностические исследования, посыльные листы в медико-социальную экспертную комиссию, санаторно-курортные карты, контрольные карты диспансерного наблюдения и т.п.). Обеспечивает кабинет участкового врача-терапевта необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой. Ведет учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета. Осуществляет контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием. Проводит персональный учет обслуживаемого населения, выявление его демографической и социальной структуры, учет граждан, нуждающихся в надомном медико-социальном обслуживании. Проводит в поликлинике (амбулатории) и на дому доврачебные профилактические осмотры населения. Организует учет диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др., осуществляет контроль их посещений в поликлинике (амбулатории) и на дому, своевременно приглашает их на прием. Проводит санитарно-просветительную работу на участке. Принимает участие в подготовке санитарного актива участка, проведении занятий по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, острых состояниях и несчастных случаях. Обучает родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первичной доврачебной помощи. Подготавливает больных к проведению лабораторных и инструментальных исследований. Своевременно и качественно оформляет медицинскую и иную служебную документацию. Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности. Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. Систематически повышает свою квалификацию.
3. Права
Участковая медицинская сестра территориального терапевтического участка имеет право:
1. вносить предложения руководству учреждения по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, в т.ч. по вопросам организации и условий своей трудовой деятельности;
2. запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;
3. принимать участие в научно-практических конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с ее работой;
4. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;
5. повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
Участковая медицинская сестра территориального терапевтического участка пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
4. Ответственность
Участковая медицинская сестра территориального терапевтического участка несет ответственность за:
1. своевременное и качественное осуществление возложенных на нее должностных обязанностей;
2. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;
3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;
4. своевременное и качественное оформление медицинской и иной служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;
5. предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;
6. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям.
За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов участковая медицинская сестра территориального терапевтического участка может быть привлечена в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Программный комплекс «Отдел кадров. Штатное расписание», «Тарификация» (тарификационные списки) от МедСофт Курчатов для медучреждений эффективно выполнит задачи по кадровому учёту, формированию штатного расписания, тарикационным спискам, весь документооборот, подробный анализ данных. Это Ваш персональный помощник.

Специальности, вузы и предметы ЕГЭ

Чтобы стать медсестрой, необходимо пройти обучение в медицинском колледже. По этому направлению выбор широкий – всего насчитывается более 245 заведений во всех регионах страны, например:

  1. Санкт-Петербургский медицинский колледж им. В. М. Бехтерева.
  2. Колледж Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова.
  3. Колледж Ростовского государственного медицинского университета.
  4. Свердловский областной медицинский колледж.
  5. Медико-фармацевтический колледж Казанского государственного медицинского института.

Специальность медсестры (медбрата) можно получить после окончания 9 или 11 классов. Для поступления в колледж результаты ОГЭ или ЕГЭ не требуются. Зачисление проходит по конкурсу аттестатов (если конкуренция на бюджетные места большая, а, как правило, это так, то во внимание обязательно принимаются и результаты ГИА). Ссузы имеют право проводить вступительные испытания в виде тестирования или собеседования для проверки психологических качеств абитуриентов. Их результаты оцениваются по шкале «зачет/незачет».

Длительность обучения зависит от уровня базового образования. После девяти классов учеба в медколледже будет продолжаться три года и 10 месяцев, после одиннадцати – два года и 10 месяцев.

У медсестер могут быть разные специализации, например:

  1. Палатная. В ее обязанности входит уход и наблюдение за больными в определенных палатах госпиталя или стационара.
  2. Процедурная. Берет кровь для анализов в лаборатории и делает уколы.
  3. Участковая. Помогает курировать пациентов на закрепленной территории, осуществляет процедуры на дому.
  4. Диетическая. Занимается питанием при том или ином заболевании, следит за составлением меню и качеством пищи.

Кому подходит профессия

Профессия медсестры подходит не каждому. Чтобы успешно работать по специальности, необходимы:

  • умение находить общий язык с пациентом и его близкими;
  • быстрая реакция на распоряжения врача – нередко приходится мгновенно ориентироваться при возникновении экстренной ситуации для своевременного оказания помощи;
  • вежливость, тактичность;
  • крепкая нервная система;
  • ответственность и самоотверженность.

Хорошая медсестра – это еще и психолог: ей важно находить слова для поддержки больного человека, помогать ему не только делом (своими знаниями и умениями), но и воодушевлять, ведь успех лечения на 50 % зависит от настроя пациента.

Преимуществами профессии можно назвать:

  • высокий спрос на эту специальность (и не только в России, но и во всем мире);
  • возможность трудоустройства в любом городе страны;
  • способность квалифицированно помочь себе и своим близким при изменении состояния здоровья.

Есть у профессии медицинской сестры и недостатки:

  • очень низкий оклад;
  • ненормированный график;
  • психоэмоциональные нагрузки;
  • риск заражения от инфекционных больных;
  • угроза со стороны асоциальных элементов;
  • очень высокая ответственность.

Кроме того, необходимо заранее быть готовым к высокомерному отношению старшего медперсонала. К сожалению, в наших больницах далеко не всегда врачи проявляют надлежащий такт по отношению к среднему персоналу. Поэтому честолюбивым и амбициозным людям работать на такой должности будет непросто.

Должность

При приеме на должность медицинской сестры лица мужского пола (медбрата) рекомендуется внести соответствующие изменения в штатное расписание медорганизации.

Памятка: Если медбрат – руководительскачать / открыть >>

В трудовую книжку вносятся данные о принятии работника в структурное подразделение учреждения с указанием наименования должности, специальности, профессии.

Наименование должности, как правило, указывается согласно штатному расписанию.

Как сказано выше, должности «медсестра» и «медбрат» идентичны — это установлено действующим законодательством.

Таким образом, все льготы, компенсации и ограничения для данных должностей одинаковы. То же касается обязанностей медбрата и медсестры.

По закону руководитель не обязан вносить в трудовую книжку наименование должности в соответствии со штатным расписанием. Однако такая обязанность установлена при заключении трудового соглашения.

Поэтому рекомендуется заменить в штатном расписании должность «медицинская сестра» на должность «медицинская сестра/медицинский брат».

Это позволит избежать возможных недоразумений при составлении трудовых соглашений и внесении записей в трудовую книжку.

✪ Порядок составления штатного расписания, как не допустить ошибок, смотрите в видеообзоре в Системе Главная медсестра.

Смотреть видео

Может ли студент работать медбратом

Студенты 5 курса, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или фармацевтического образования, могут заниматься медработой на должностях среднего медперсонала при наличии справки их учебного заведения об обучении или о периоде обучения.

Она подтверждает освоение образовательной программы по специальности объеме, соответствующем квалификационным требованиям в должности.

Также необходимы положительные результаты сдать экзамена, подтвержденные выпиской из протокола сдачи экзамена.

☆ Как организовать обучение сотрудников сестринской службы. Мастер-класс от главной медсестры в журнале «Главная медицинская сестра».

Особенности профессии: медбрат

Доказано,что женщины в присутствии коллег-мужчин лучше контролируют свои слова, поступки и поведение в целом. Поэтому присутствие в коллективе медицинского брата несомненно окажет на него положительное влияние.

Руководителю в ходе собеседования с соискателем на должность медбрата рекомендуется оценивать не только его образование, опыт, уровень профессионализма и квалификации, но в внешний вид, возраст, характер, а также обратить особое внимание на такие черты, как уверенность в себе и умение вести диалог.

Ведь работать ему предстоит преимущественно в женском коллективе, который имеет свои специфические особенности.

Отлично, если будущий сотрудник имеет приятную внешность, хорошо относится к женщинам и близок по возрасту остальным членам коллектива.

Можно выразить определенную уверенность, что он легко вольется в сестринский коллектив и благотворно повлияет на его микроклимат.

✔ Эргономика труда в коллективе: как получить эффективных сотрудников в Системе Главная медсестра.

Как правило, сотрудник мужчина обладает следующим набором качеств:

  • немногословность;
  • сдержанность в эмоциях;
  • предсказуемость;
  • ответственность;
  • быстрое и логичное решение поставленной задачи;
  • внимание к проблеме в целом, без акцентирования деталей;
  • адекватное отношение к ошибкам (воспринимает их как стимул к самосовершенствованию и внутреннему росту);
  • физическая выносливость.

Однако в сотрудниках-мужчинах есть качества, которые в профессиональной деятельности могут оказаться неудобными — неприятие монотонного труда и отсутствие способности воспринимать отказ всерьез («нельзя» сейчас не означает «нельзя» потом — возможно, что потом будет «можно»).

Анкетирование наглядно продемонстрировало, насколько старшие медсестры довольны присутствием мужчины в коллективе — они выносливы, разбираются в технике, оказывают колоссальную помощь при транспортировке больных, незаменимы на выездах, не уходят в декрет, редко ходят на больничный.

Более того, сами сотрудники очень довольны тем, что они делают, и не собираются в будущем менять профессию медбрата.

Если в коллективе есть медбратья, соблюдайте 6 правил

  1. Формулируйте задачу четко и прямо — мужчины хотят знать, что конкретно от них требуется.
  2. Избегайте поучений — учительский тон напомнит мужчине о материнском контроле и, скорее всего, спровоцирует протестное поведение.
  3. Следите за своим внешним видом, одеждой, прической — мужчины по природе эстеты, и эффектная внешность женщины-руководителя вызовет у них уважение.
  4. Не выделяйте подчиненного только потому, что он мужчина — все просчеты и достижения коллег должны быть отмечены одинаково, в противном случае вы рискуете получить ревность в коллективе.
  5. Не переносите на мужчину-подчиненного свое отношение к сыну или супругу — неважно, любовь это, восхищение или же раздражение.
  6. Спрашивайте совета — так вы сможете получить мужскую точку зрения на тот или иной вопрос, а сотрудник приобщится к жизни подразделения.

Истории медбратьев

С.В. Хомяков, зав. отделением анестезиологии-реанимации № 1 Белгородской областной клинической больницы Святителя Иоасафа

К выбору именно врачебной профессии я в свое время отнесся со всей серьезностью, возможно, потому что родился и вырос в семье врачей.

Сначала я учился в обычной общеобразовательной школе, но в старших классах перешел в лицей, в класс химико-биологического профиля.

После школы поступил в Белгородский университет на медфакультет, который окончил с красным дипломом. Во время учебы я подрабатывал медбратом в отделении реанимации, потому что именно здесь можно набраться бесценного опыта и научиться тому, чему не научат в других отделениях.

В 2005 году я окончил клиническую ординатуру в областной больнице и стал анестезиологом-реаниматологом, а позже – и заведующими ОРИТ. В 2012 году я защитил кандидатскую диссертацию. Почти вся моя профессиональная деятельность проходила в женских коллективах.

Те, медицинские сестры, с которыми я бок о бок работал на заре своей профессиональной деятельности, сегодня стали надежной опорой в моей ежедневной работе. Я очень благодарен им за поддержку и тогда, и сейчас.

А.В. Аверин, зав. отделением медицинской профилактики ГКБ № 1 г. Чебоксары

Работать медбратом я начал во время учебы в Санкт-Петербургском ГМА им. И. Мечникова – брал ночные дежурства в отделении функциональной диагностики, снимал пациентам ЭКГ После завершения учебы некоторое время работал преподавателем в Северодвинском медучилище.

Затем переехал в Чебоксары и устроился медбратом в Республиканскую психиатрическую больницу.

Через три года меня назначили заместителем главврача по работе с сестринским персоналом, а затем – председателем секции «Сестринское дело в психиатрии» при РАМС.

Сейчас я работаю в Городской клинической больнице №1 г. Чебоксары на должности заведующего отделением медицинской профилактики.

Я никогда не испытывал сложностей в общении с коллегами-женщинами, легко себя чувствовал в женском коллективе. Медсестры отзывчивы, всегда готовы выручить и прийти на помощь, умеют создать уют и поддержать чистоту в помещениях отделения. Один минус – уж очень любят сплетни…

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Роль сестринского персонала в системе первичной медико-санитарной помощи населению

Важная роль медицинской сестры новой формации за­ключается, прежде всего, во введении в профессиональную деятельность современной системы сестринского ухода. Известно, что длительное время главной целью медико-санитарной помощи населению был уход за больными, их лечение. Декларация, принятая в Алма-Ате по проблемам первичной медицинской помощи (ПМП) в 1978 году, от­ражает позицию в том, чтобы уровень здоровья позволял населению вести активный образ жизни как в социальной, так и политической сферах, а не бороться с болезнями. В настоящее время проводится последовательная полити­ка в области развития первичной медико-санитарной по­мощи с акцентом на укрепление участковой службы, уве­личение роли амбулаторного этапа медицинской помощи. Особое место в деятельности сестринского персонала зани­мает профилактическая медико-санитарная помощь, ле­чебно-диагностическая помощь (около 80% сестер рабо­тает в стационарах), поддержка людей с тяжелыми и не­излечимыми заболеваниями, обучение населения здоро­вому образу жизни. Потребность в сестринской помощи

актуальна и в других направлениях здравоохранения: ра­бота на современной медицинской аппаратуре, реабилита­ционная и медико-социальная помощь хроническим боль­ным, развитие патронажной помощи, обеспечение паллиа­тивной помощи и т.д.

Роль, функции и формы деятельности медицинской сес­тры изменяются в соответствии с новыми задачами, сто­ящими перед здравоохранением. Усложнение деятельно­сти среднего медицинского работника требует не только качественной базовой подготовки, но и научно обоснован­ных разработок по созданию целенаправленных моделей не только специалиста, но и модели сестринского дела для каждого ЛПУ, что позволит управлять процессом воспи­тания личностных качеств специалиста, повысит культу­ру обслуживания пациентов.

Сегодня только формируется среда для такой деятель­ности и не используется в полной мере потенциал сестрин­ского персонала, не учитываются его компетенции.

Приказом Минздрава России от 20 ноября 2002 г. № 350 утверждено положение об организации профессиональной деятельности медицинской сестры общей врачебной прак­тики, предусматривающее самостоятельный раздел рабо­ты с пациентом. Медицинская сестра проводит доврачеб­ные, в том числе профилактические, осмотры, выявляет и решает в рамках своей компетенции медицинские, психо­логические проблемы пациента, обеспечивает и предостав­ляет сестринские услуги больным с наиболее распростра­ненными заболеваниями, проводит занятия с различными группами пациентов в рамках по реализации мероприя­тий по выполнению федеральных целевых программ: «Про­филактика и лечение артериальной гипертонии в РФ», «Сахарный диабет», «Безопасное материнство» и других. Реализация качественной первичной медико-санитарной помощи требует от медицинских работников среднего зве­на соблюдения многих правил, основными из которых яв­ляются:

  1. Доступность для населения любой медицинской служ­ бы, особенно сестринской.

  1. Профилактическая направленность в работе.

  1. Использование современных сестринских технологий.

  2. Осознание приоритетов социальных факторов в под­ держании здоровья.

  3. Компетентностный подход (как профессиональный, так и коммуникативный).

Таким образом, роль среднего медицинского персонала до настоящего времени рассматривалась как вспомогатель­ная, зависимая от врача. Сегодня нет еще четкого опреде­ления границ их деятельности. Изменить эту роль, рас­ширить ее границы, сделать ее не только зависимой, но и независимой, профессиональной, помогут современные пре­образования в здравоохранении, требующие развития сес­тринского дела в соответствии с меняющимися условиями деятельности ЛПУ.

Контрольные вопросы для самоподготовки

  1. Расскажите о формах собственности системы здравоохране­ ния в РФ.

  2. Назовите уровни Государственной системы здравоохранения в РФ.

  3. Сформулируйте современную задачу социальной политики в области здравоохранения и определите пути ее решения.

  4. Какой должна быть компетентная медицинская сестра?

  5. Охарактеризуйте ступени развития сестринского образования в РФ в условиях реформирования здравоохранения.

  6. Чем обеспечивается правовая и юридическая база сестрин­ ского дела в РФ?

  7. Сформулируйте суть Закона «0 медицинском страховании граж­ дан Российской Федерации».

  8. Что установлено Основами законодательства РФ об охране здо­ ровья граждан?

  9. В чем заключается роль сестринского персонала в системе пер­ вичной медико-санитарной помощи населению?

/. 2. Основные типы учреждений здравоохранения

Приказом Министерства здравоохранения и социально­го развития РФ от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Сегодня наименования всех учреждений здравоохранения должны соответствовать дан­ной Номенклатуре.

Единая номенклатура включает в себя четыре типа учреждений здравоохранения:

  • лечебно-профилактические;

  • учреждения особого типа;

  • учреждения по надзору в сфере защиты прав потре-

бителей и благополучия человека;

• аптечные учреждения.

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:

  1. больничные учреждения;

  2. диспансеры: онкологический, туберкулезный и т.д.;

  3. амбулаторно-поликлинические учреждения;

  4. центры, в том числе научно-практические;

  5. учреждения скорой медицинской помощи и учреж­ дения переливания крови;

  6. учреждения охраны материнства и детства;

7) санаторно-курортные учреждения.

Клиническими учреждениями являются лечебно-про­филактические учреждения (больницы, диспансеры, родиль­ные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях меди­цинскими научными организациями.

Больницы. Различают следующие виды больниц: участ­ковая, районная, городская (в том числе детская), город­ская скорой медицинской помощи и другие виды. Больницы могут иметь в своём составе поликлинику (амбулаторию).

Специализированные больницы, в том числе: восста­новительного лечения, гинекологическая, гериатрическая, инфекционная, наркологическая, онкологическая, офталь­мологическая, психоневрологическая, психиатрическая, туберкулёзная.

Госпиталь — (от лат. hospitalis, гостеприимный) ме­дицинское учреждение, предназначенное для оказания ме­дицинской помощи военнослужащим. В ряде стран госпи­талями называют также гражданские медицинские учреж­дения.

Медико-санитарная часть — специализированное уч­реждение здравоохранения, предназначенное для органи­зации проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельно­сти) медицинских осмотров работников с вредными и опас­ными условиями труда на крупных предприятиях.

Дом (больница) сестринского ухода — учреждение здра­воохранения для обеспечения квалифицированного ухода больным пожилого и старческого возраста, страдающим хроническими заболеваниями и по состоянию здоровья не нуждающимся в активном лечении.

Хоспис — учреждение здравоохранения для оказания медицинской, социальной, духовной, психологической и юридической помощи инкурабельным (не поддающимся ле­чебному воздействию) онкологическим больным и их семь­ям, как в период болезни, так и после утраты ими близких. Лепрозорий (от позднелат. leprosus — прокажённый). Лечебное учреждение для больных лепрой. В некоторых страна^ (Бразилия, Индия) проказу лечат амбулаторно.

Фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) являются структурными подразделениями учреждений здравоохра­нения.

Здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохра­нения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и уча­щимся.

Клиники — лечебно-профилактические учреждения (больницы* родильные дома и другие учреждения здраво­охранения), входящие в состав высших медицинских обра­зовательных учреждений, медицинских научных организа­ций или подчиненные медицинским вузам и научным орга­низациям, являются их структурными подразделениями.

Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, крае­вые, городские, районные, сельские больницы, которые построены чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберку­лезные и т.д.) располагаются в зависимости от своего профи­ля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе.

Существуют три основных типа строительства больниц: павильонный, централизованный и смешанный.

При павильонной системе на территории больницы раз­мещаются небольшие отдельные здания. Централизован­ный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридо­рами. В России чаще всего строились больницы смешан­ного типа, где основные неинфекционные отделения раз­мещаются в одном крупном здании, а инфекционные отде­ления, хозяйственные постройки и т.д. располагаются в нескольких небольших зданиях.

Участок больницы делится на три зоны: здания, зона хозяйственного двора и защитная зеленая зона. Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

  1. Стационар со специализированными отделениями и палатами.

  2. Вспомогательные отделения (рентгеновский кабинет, патологоанатомическое) и лаборатории.

  3. Аптеки.

  4. Поликлиники.

  5. Пищеблок.

  6. Прачечная.

7. Административные и другие помещения. Больницы предназначены для постоянного лечения и

ухода за пациентами с определенными заболеваниями, на­пример, хирургическими, терапевтическими, инфекцион­ными, психотерапевтическими и т.д.

Стационар больницы является наиболее важным струк­турным подразделением, куда принимают пациентов, тре­бующих современных, сложных методов диагностики и лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает па­латы для размещения пациентов, хозяйственные помеще­ния и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также орди­наторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего

отделением.

Оборудование и оснащение палат соответствует профи­лю отделения и санитарным нормам. Различают одномест­ные и многоместные палаты. В палате имеются кровати (обычные или функциональные), прикроватные тумбоч­ки, столики или стол, стулья, шкаф для одежды пациен­та, холодильник, умывальник. Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии одного метра друг от друга. Это необходимо для обеспечения пространства при пере­кладывании пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за пациентом. Связь пациента с постом медицин­ской сестры осуществляется с помощью переговорного ус­тройства или световой сигнализации. В специализирован­ных отделениях стационара каждая койка обеспечена уст­ройством для централизованной подачи кислорода и дру­гой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам (СанПиН 5, 1990 г.). В дневное время оно определяется световым коэффициентом, который равен отношению пло­щади окон к площади пола, соответственно 1:5—1:6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего осве­щения имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленным в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских ста­ционаров, где светильники устанавливаются над дверны­ми проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м3 воздуха на одного человека в час. Кон-■ центрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0,1%, относительная влажность воз­духа составляет 30—45%,

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °С, для детей — 22 °С.

В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспе­чивающие одновременный прием пищи 50% пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное пере­движение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных по­мещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления личной гигиены пациента (ванной ком­наты, комнаты для умывания), сортировки грязного бе­лья, хранения чистого белья, дезинфекции и хранения суден и мочеприемников, хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полу­боксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдель­ных секций, обеспечивающих функционирование отделе­ния при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обя­зательный для персонала и пациентов внутренний распо­рядок, который обеспечивает пациентам соблюдение ле­чебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т.д.

Примерный внутренний распорядок терапевтического отделения

admin