Обязанности фельдшера в школе

Иван Иванов

Фельдшер является специалистом, который оказывает медицинскую помощь людям, несмотря на отсутствие у него высшего образования по специальности. В действительности квалифицированный сотрудник со средним медицинским образованием вполне способен выполнить необходимые действия во многих ситуациях, и способствовать сохранению здоровья лиц, находящихся в его ответственности.

Чем занимается фельдшер?

Фельдшер — это сотрудник предприятия или организации со средним медицинским образованием, чья основная обязанность состоит в том, чтобы оказывать доврачебную помощь. Также этот специалист может зачастую выполнять функции терапевта. Он выставляет диагноз, если речь идет о не слишком серьезных случаях и назначает несложное лечение. А если не может решить проблему пациента, должен направить в больницу или поликлинику к узкопрофильным специалистам. Во многих учреждениях имеется фельдшер, и его функции из-за этого могут отличаться.

В школе

Фельдшер в школе берет на себя заботу о здоровье учеников. Он оказывает первую медико-санитарную помощь учащимся, пострадавшим на уроке или перемене. Также в его обязанность входит участвовать в периодической диспансеризации учеников. Он должен заботиться о безопасности пребывания школьников на территории учебного заведения. Этот специалист может также делать плановые прививки, реакции манту и все, что необходимо для поддержания здоровья учащихся.

Скорая помощь

Фельдшер скорой помощи — это сотрудник, в обязанности которого входит обеспечивать незамедлительное отправление бригады после поступления к ней вызова и приезд на нужное место не позднее времени, требуемого в соответствии с нормой.

Также он осуществляет ряд операций с пациентами по прибытии, в том числе выполняет реанимационные мероприятия, останавливает кровотечение, вводит препараты, накладывает шины, снимает кардиограмму. Зачастую именно от правильности его действий зависит выживет ли пациент.

Здравпункт предприятия

В некоторых организациях есть свой медпункт, например, такие пункты могут быть на больших заводах. Фельдшер здравпункта на предприятии должен оказывать первую помощь сотрудникам этой организации. Он может обслуживать свою организацию как с врачом, так и без врача. В первом случае он исполняет предписания врача, становясь его помощником.

Во втором случае он проводит широкий круг действий по отношению к сотрудникам при возникновении такой необходимости. При этом фельдшер должен приобрести навыки с учётом специфики компании и наиболее вероятных травм на производстве данного профиля.

Общие положения инструкции

Общие положения инструкции фельдшера описывают ключевые нормы, относящиеся к занятию и исполнению сотрудником обязанностей на данной должности. Типовая должностная инструкция включает следующие общие положения:

  1. Относится к специалистам.
  2. Назначается на должность приказом руководителя организации.
  3. Освобождается от должности приказом руководителя организации.
  4. Непосредственно подчиняется сотруднику, указанному в инструкции, если он работает в здравпункте предприятия, таким сотрудником может быть заведующий здравпунктом, также это может быть врач или медицинская сестра.
  5. Если фельдшер на протяжении определенного периода не может исполнять свои обязанности вследствие отсутствия на рабочем месте, они переходят к другому сотруднику, который может быть обозначен в инструкции.
  6. Лицо, к которому переходят обязанности фельдшера, также получает все его права и несет ответственность в полном объеме.

Обязанности и задачи

На фельдшера возлагаются следующие обязанности:

  • прием пациентов, доведение до них информации о распорядке и режиме внутри медицинского пункта и обеспечение выполнения этого режима;
  • обеспечение инфекционной защиты путем соблюдения санитарно-гигиенических норм и стерилизации всех медицинских принадлежностей;
  • начальное определение его состояния, оценка полученной информации, планирование проводимых процедур, оценка выполненной работы;
  • осуществление по отношению к пациенту действий лечебно-диагностического и профилактического назначения;
  • оказание доврачебной помощи при несчастном случае аварии или остром заболевании с дальнейшей передачей пациента врачам;
  • выполнение несложных исследований в лаборатории и интерпретация их результатов;
  • введение лекарственных средств пациентам при наличии показаний, если нет возможности ждать врача для назначения и выполнения подобной инъекции;
  • выполнение переливания крови пациенту;
  • осуществление лечебных процедур консервативного характера;
  • организация транспортировки пациентов;
  • установление временной нетрудоспособности пациентов с назначением надлежащего лечения и выпиской лекарств;
  • организация лечения на дому;
  • устройство мероприятий противоэпидемического характера при образовании очага инфекции;
  • проведение прививок;
  • хранение медицинских препаратов надлежащим образом.

Все перечисленные обязанности фельдшер выполняет либо под контролем врача, либо самостоятельно. Работа в отсутствие врача носит более ответственный характер и до нее допускаются фельдшеры, способные выполнять ее надлежащим образом и имеющие необходимый опыт и квалификацию.

Требования к специалисту

В качестве фельдшера на предприятие может быть принят сотрудник, получивший среднее образование по программе для специальности «Лечебное дело». Он может не иметь категории либо иметь первую или вторую категорию.

Фельдшер обязан знать:

  • нормативно-правовые акты РФ в области здравоохранения;
  • организационную структуру медицинских учреждений и базовые аспекты их деятельности;
  • систему оказания медицинской помощи населению;
  • базовые положения сестринской помощи;
  • врачебную этику;
  • начала санологии и валеологии;
  • способы санитарного просвещения населения;
  • базовые положения профпатологии;
  • причины, развитие, симптомы, диагностика и лечение болезней и травм;
  • основы реабилитации, ее типы и методы;
  • фармакологическое действие основных препаратов, их противопоказания и побочные эффекты;
  • основные и дополнительные способы обследования пациентов;
  • структуру контроля над инфекциями, порядок обеспечения инфекционной безопасности пациентов и медицинских работников;
  • действия в случае образования очага инфекции, способного привести к эпидемии;
  • права, обязанности и ответственность сотрудников, относимых к медицинскому персоналу среднего и младшего звена;
  • техника безопасности при обслуживании медицинского оборудования;
  • правила взаимодействия с медицинскими инструментами;
  • трудовое право;
  • нормы внутреннего трудового распорядка на предприятии.

Список теоретических знаний, которые требуются от фельдшера, довольно обширен. Ему необходимо в достаточной мере изучить все вышеперечисленные темы, чтобы быть в состоянии эффективно оказывать помощь людям.

Ответственность

Правовой статус фельдшера также определяется в должностной инструкции. В ней указано, что ответственность для фельдшера наступает за:

  • выполнение своих обязанностей ненадлежащим образом либо их невыполнение, пределы такой ответственности определяются в Трудовом кодексе РФ;
  • разглашение сведений, составляющих врачебную тайну;
  • за нанесение материального ущерба организации, в которой они трудятся или третьим лицам, пределы подобной ответственности определяются в Трудовом и Гражданском кодексе РФ.

Также сотрудник отвечает за нарушение в процессе работы норм административного и уголовного права. Размер санкции в таких случаях определяется, соответственно, по КоАП и Уголовному кодексу.

Документы для скачивания (бесплатно)

Преимущества и недостатки профессии

Разумеется, основной плюс профессии фельдшер заключается в том, что это благородное врачебное ремесло, и что он имеет возможность помочь людям. В принципе у него есть шанс спасать жизни.

Кроме того, данная специальность связана со следующими преимуществами:

  • востребованность. Фельдшеры нужны во многих местах, получить работу, обладая данной специальностью, несложно;
  • профессиональный рост, поскольку фельдшер при дальнейшем обучении может стать врачом;
  • наличие шансов на подработку, так как фельдшер по работе овладевает рядом практических навыков, в том числе выполнением инъекций и постановкой капельниц.

Как основные минусы данного ремесла рассматриваются:

  • не слишком высокая зарплата за смену, а чтобы иметь дополнительные деньги приходится брать дополнительные дежурства и смены;
  • значительный уровень стресса, впрочем, данный минус характерен для всех должностей медицинского профиля;
  • повышенный риск заражения инфекционными заболеваниями, так как часто приходится контактировать с заболевшими людьми.

Заведующий детской поликлиникой Нездропа Валентина Михайловна

Это государственное лечебно — профилактическое учреждение, работающее в системе обязательного медицинского страхования, а это значит, что вы можете получать у нас бесплатную помощь в объеме, предусмотренном Российским законодательством. Государственный характер нашей поликлиники гарантирует, что все ее сотрудники имеют соответствующие сертификаты на осуществляемые ими диагностическую и лечебную работы, а поликлиника — лицензию на их проведение.

Поликлиника имеет 3 территории: 1 территория расположена по адресу: ул. Петрова. 16а. где располагается администрация, педиатрическая служба, ведут приём подростковый терапевт, логопед, психолог.

Заведующий консультативно — диагностическим отделением Парамонова Юлия Викторовна

2 территория расположена по адресу: Юрасова. 15, где ведут приём врачи специалисты.

3 территория детской поликлиники — это посёлок Химмаш, где ведут приём 2 врача — педиатра.

Поликлиника имеет 2 отделения — педиатрическое и дошкольно — школьное. Педиатрическое отделение имеет 10 участков, 2 из них — сельские. В состав ДШО входят 9 общеобразовательных школ и 15 дошкольных учреждений, расположенных на территории обслуживания поликлиники.

Медицинская педиатрическая помощь оказывается в виде: первичной медико — санитарной помощи и специализированной.

Старшая медицинская сестра педиатрического отделения Зобнина Елена Васильевна

Медицинская педиатрическая помощь может оказываться в следующих условиях: амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника.

В поликлинике работают опытные и квалифицированные врачи, 12 из них имеют высшую и первую квалификационную врачебную категорию.

Заведующий детской поликлиникой: Нездропа Валентина Михайловна, врач — педиатр, имеет высшую квалификационную категорию, стаж работы — 25 лет.

Заведующий педиатрическим отделением: Парамонова Юлия Викторовна, врач — педиатр, имеет высшую квалификационную категорию, стаж работы — 14 лет.

Записаться на прием к врачу Вы можете:

  • Посредством личного обращения в регистратуру или по телефону;
  • С помощью сервиса записи на прием к врачу через сеть «Интернет»;
  • Используя электронные терминалы — «Инфоматы».

В регистратуре учреждения могут предварительно записаться к педиатру и врачу — специалисту все дети от периода новорожденности до 17 лет. Для записи необходим страховой полис.

Телефоны регистратуры: 2 — 37 — 41, 89603300704.

Режим работы поликлиники:

  • I Смена с 08:00 до 11:30;
  • II смена с 12:00 до 15:30;
  • III смена с 15:00 до 18:30;
  • Вторник прием здоровый детей;
  • Четверг — приём детей до года;
  • Суббота с 07:30 до 14:00;
  • Запись вызовов врача на дом осуществляется с понедельника по пятницу с 07:30 до 12:00, в субботу с 07:30 до 10:00;
  • Врачи — специалисты ведут приём с 11.00 до 14.00;
  • C 8.00 до 11.00 проводятся профосмотры детского населения в дошкольно — школьных учреждениях.

В детской поликлинике работает школа «Молодой матери», где проводятся лекции на актуальные темы.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 года № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». В детской поликлинике проводятся все виды профилактических прививок согласно Национального календаря.

Перечень исследований при проведении профилактических осмотров несовершеннолетних.

Должностная инструкция медсестры в школе

Общие положения

1.1. Приведенная должностная инструкция медицинской сестры школы разработана на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; с учетом ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 марта 2020 года, согласно Трудовому кодексу РФ и иным нормативным актам, регламентирующим трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. На должность медсестры назначается медработник, имеющий среднее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело», «Фельдшер» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы. Медицинской сестре необходимо иметь практический опыт работы по оказанию экстренной медицинской помощи, а также опыт в оформлении медицинской документации.
1.3. Медицинскую сестру назначает на должность и увольняет главный врач поликлиники по согласованию с директором общеобразовательного учреждения в порядке, установленном ТК РФ и Трудовым договором.
1.4. Медицинская сестра осуществляет свою деятельность согласно должностной инструкции медсестры в школе, под руководством директора школы, находясь в подчинении у врача и директора общеобразовательного учреждения.
1.5. В своей деятельности медицинская сестра действует согласно:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Федеральному Закону «Об образовании в РФ» с дополнениями и изменениями;
  • Постановлений Правительства РФ и руководящих документов вышестоящих органов по медицинским вопросам, правилам организации медицинского труда;
  • решениям органов Управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в редакции от 24.11.2015г;
  • Уставу и Правилам внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
  • Трудовому договору;
  • приказам и распоряжениям руководителя школы;
  • данной должностной инструкции медсестры школы;
  • правилам учета и инвентаризации.

1.6. Медсестра должна уверенно знать:

  • законы РФ и другие нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов здравоохранения.
  • теоретические и практические основы сестринского дела;
  • основы лечебно-диагностического процесса, предупреждения заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.
  • правила использования медицинских инструментов и оборудования;
  • основы работы бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
  • основы валеологии и санологии, основы детского питания;
  • основы диспансеризации, социальную значимость болезней;
  • основы медицины катастроф;
  • правила по охране труда во время работы с медицинскими инструментами и оборудованием.
  • порядок ведения учетно-отчетных документов, главные формы медицинской документации;
  • медицинскую этику;
  • психологию профессионального общения;
  • школьную гигиену, возрастную психологию;
  • основы физиологии и социологии;
  • содержание деятельности общеобразовательного учреждения;
  • трудовое законодательство;
  • Правила внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения;
  • инструкцию по охране труда медсестры школы;
  • правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.7. Медсестра общеобразовательного учреждения обязана владеть эффективными навыками работы с компьютером, соблюдать должностную инструкцию медицинской сестры в школе, а также Конвенцию о правах ребенка.


скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
43 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 24 марта 2020 года

Функции медицинской сестры в школе

К главным направлениям деятельности медсестры школы относятся:
2.1. Организация медицинского обеспечения, оказание первой медицинской помощи учащимся, педагогам и иным сотрудникам общеобразовательного учреждения.
2.2. Анализ и контроль санитарно-гигиенического состояния школьных помещений, качества приготовленной пищи на пищеблоке общеобразовательного учреждения.
2.3. Формирование у учеников и сотрудников школы норм здорового образа жизни.

Должностные обязанности школьной медсестры

Медицинская сестра школы:
3.1. Медсестра в общеобразовательном учреждении осуществляет деятельность по охране и укреплению здоровья учащихся, обеспечению благополучного санитарно-эпидемиологического режима в школе, организации медицинской работы.
3.2. Оказывает первую медицинскую помощь при заболеваниях, несчастных случаях (травмах), направляет в близлежащее лечебно-профилактическое учреждение, если потребуется, сопровождает ученика в медицинское учреждение, вызывает «скорую помощь».
3.3. Осуществляет контроль над санитарным состоянием помещений и участков школы.
3.4. Осуществляет работу по подготовке учеников к медосмотру, принимает участие при осмотре детей врачами – специалистами, проводит антропометрические измерения детей. Докладывает педагогическому коллективу школы о результатах медосмотра и медицинских рекомендациях.
3.5. Ведет учет общей заболеваемости и инфекционных заболеваний, изолирует больных детей, вместе с врачом устанавливает сроки и необходимость карантина в классе.
3.6. Ведет учет и изолирует заболевших учащихся, докладывает врачу и директору общеобразовательного учреждения, в детскую поликлинику и санитарно-эпидемиологическую станцию о каждом отдельном случае инфекционного заболевания в школе.
3.7. Сообщает в установленные сроки о необходимости проведения профилактических прививок в соответствии с календарем вакцинации.
3.8. Организовывает и осуществляет профилактические осмотры учеников после каникул и в иных случаях при продолжительном отсутствии учащихся на занятиях.
3.9. Осуществляет контроль сроков непосещения общеобразовательного учреждения больными учащимися, наблюдает за контактировавшими инфекционными больными.
3.10. Выполняет работу по профилактике травматизма, учету всех случаев травм.
3.11. Ставит в известность родителей учащихся (лиц их заменяющих) о заболеваниях.
3.12. Готовит медицинские карты учеников на летние каникулы.
3.13. Проводит занятия с учениками по оказанию первой доврачебной помощи и правилам личной гигиены.
3.14. Периодически присутствует на занятиях по физкультуре с целью проведения контроля над выполнением учениками правил личной гигиены (соответствием костюма, обуви и т.д.).
3.15. Контролирует выполнение указаний врача о распределении учеников на медицинские группы для занятий физкультурой и соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся, выявляет первые симптомы утомления школьников во время урока физкультуры, сообщает об этом преподавателю и врачу.
3.16. Проводит консультации педагогов по вопросам маркировки парт и усаживания учеников за партами с учетом их роста, зрения и слуха.
3.17. Каждый день осматривает на гнойничковые заболевания работников пищеблока и школьной столовой.
3.18. Постоянно контролирует качество поставляемых продуктов, их хранение и соблюдение сроков использования, ведет контроль над организацией питания и качеством приготовления пищи, соблюдения натуральных норм продуктов, каждый день проводит проверку санитарного состояния пищеблока и столовой, снимает пробу готовых блюд.
3.19. Принимает меры вместе с директором школы, заведующей столовой, профкомом, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи и ее реализации в школьной столовой.
3.20. Следит за порядком в медицинском кабинете общеобразовательного учреждения, обеспечивает обработку инструментов в пределах своей компетентности.
3.21. Вовремя готовит заявки на медикаменты, дезинфицирующие средства, медицинский инструментарий.
3.22. Обеспечивает строгое выполнение положений должностной инструкции медсестры школы, включая требования по учету и хранению медицинского инвентаря и медикаментов, прививочного материала в медицинском кабинете школы.
3.23. Осуществляет санитарно–просветительную деятельность с учениками, сотрудниками школы и родителями, проводит регулярный контроль над прохождением медосмотров сотрудниками общеобразовательного учреждения;
3.24. Вовремя и качественно оформляет медицинскую и другую служебную документацию. Квалифицированно и своевременно выполняет приказы, распоряжения и поручения директора школы, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности.
3.25. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка школы, пожарной безопасности, охраны труда и санитарно-эпидемиологического режима.
3.26. Безотлагательно принимает меры, включая своевременное информирование администрации школы, по устранению любых нарушений охраны труда, противопожарных и санитарных правил, представляющих угрозу деятельности школы, её коллективу, ученикам и посетителям.
3.27. Введет медицинскую документацию, установленную Министерством Здравоохранения РФ:

  • вкладыши сведений о прививках;
  • журнал обращений за медицинской помощью;
  • журнал по освобождению от физической культуры;
  • журнал санитарного состояния образовательного учреждения;
  • журнал регистрации несчастных случаев;
  • журнал медицинских профилактических осмотров для всех классов;
  • журнал профессионального сестринского осмотра по группам здоровья и хронической заболеваемости.

3.28. Постоянно повышает свою квалификацию.


скачать: Должностные инструкции для Школы
69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г

Права

Медицинская сестра школы имеет полное право:
4.1. Проводить проверку санитарного состояния общеобразовательного учреждения и давать все необходимые рекомендации заместителю руководителя по административно-хозяйственной работе (завхозу);
4.2. Давать обязательные для выполнения указания ученикам и сотрудникам школы (включая работников пищеблока) по вопросам, относящимся к соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил;
4.3. Сообщать директору общеобразовательного учреждения об обнаруженных нарушениях санитарно-противоэпидемического режима и вносить предложения, направленные на улучшение и соблюдение его;
4.4. Получать любую информацию от классных руководителей и администрации общеобразовательного учреждения, требующуюся для выполнения своих профессиональных обязанностей;
4.5. Вносить предложения, директору школы по улучшению организации и условий собственного труда;
4.6. Участвовать в работе совещаний, педагогических советов, семинаров, непосредственно относящихся к специфике своей деятельности;
4.7. Принимать участие в деятельности профессиональных ассоциаций медсестер и иных общественных организаций, не запрещенных законом РФ;
4.8. Защищать профессиональную честь и достоинство;
4.9. Представляться к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования и здравоохранения;
4.10. Знакомиться с жалобами и прочими документами, содержащими оценку работы медсестры, давать по ним пояснения;
4.11. На повышение своей квалификации в установленном порядке, проходить аттестацию (переаттестацию) в целях присвоения квалификационных категорий.

5.1. Медицинская сестра школы несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение должностной инструкции медицинской сестры школы, за любое нарушение Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локально-правовых актов общеобразовательного учреждения в порядке, установленном действующим Трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. Может привлекаться к дисциплинарной ответственности за несвоевременное и некачественное оформление медицинской и другой служебной документации, установленной действующими нормативными и правовыми документами; за не предоставление в установленном порядке статистической и другой информации своей деятельности.
5.3. Несет административную ответственность за любое нарушение правил по охране труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил, в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
5.4. Медсестра несет материальную ответственность за последствия принятого ею необоснованного решения, приведшего к нарушению сохранности имущества, неправомерное его применение или другой ущерб, причиненный образовательному учреждению, в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Взаимоотношения и связи по должности

6.1. Выполняет работу согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели.
6.2. Взаимодействует с фельдшером ФАПа и главврачом поликлиники, директором школы и его заместителями, с заведующим пищеблоком, классными руководителями.
6.3. Получает от главного врача, директора школы и лиц его заменяющих информацию нормативного, правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с необходимыми документами.
6.4. Осуществляет свою деятельность, тесно контактируя с обучающимися, преподавателями, родителями учащихся (законными представителями).
6.5. Самостоятельно составляет план работы медицинского кабинета на отдельный учебный год.
6.6. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией школы, учителями, учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом общеобразовательного учреждения.

Должностную инструкцию школьной медсестры разработал:
«___»____20___г. __________ (______________________)

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

Красночикойскую школу без Натальи Сергеевны Нагаевой представить практи-чески невозможно. Девятнадцать лет фельдшер «ведёт» чикойских учеников. «Можно ска-зать, что дети со свои-ми болячками растут у меня на глазах», — говорит сама медра-ботник. Да, сейчас школа для Натальи Сергеевны — второй дом, не просто место работы, а место лю-бимой работы. А когда-то всё начиналось и без особого стремления.

После одиннадцати классов было желание стать педагогом, но немного не хватило баллов, и про учёбу в педагогическом университете пришлось забыть. Вместо этого вчерашняя школьница пошла работать, а работу выбрала для себя не из лёгких — санитарочкой в поликлинике центральной районной больницы. Общительная, открытая, сопереживающая, она сумела реализовать себя в работе, почувствовать «вкус» медицины. А здесь ещё и старшие товарищи агитировали стать полноправной коллегой. Врачи Турчины, которые тогда работали в ЦРБ, фигурально выражаясь, соблазнили девчонку медициной. И в августе Наташа поступила в Петровск-Забайкальское медицинское училище на фельдшерское отделение.

Сначала учёба шла туго: анатомия, гистология, гигиена. «Зачем мне это?» — думала девушка. Всё чужое, непонятное. На втором курсе и вовсе хотела всё бросить, да стыдно было перед родителями, не хотелось выглядеть легкомысленной вертушкой и бросать дело на полдороге. Доучилась. Получив диплом, вернулась в Красночикойскую ЦРБ — даже недели не отдохнула.

«Места фельдшеров были в трёх сёлах, но мама, она тоже работала в больнице, упросила администрацию меня не отправлять в деревню. «Как же она такая молоденькая одна будет?» И меня временно, на время декретного отпуска медсестры, определили в детское отделение. А где-то через полгода вызывает меня заместитель главного врача Галина Степановна Малышева и говорит: «В школе место фельдшера освободилось. Зачем тебе терять квалификацию, и работать будешь самостоятельно». Я согласилась», — вспоминает Наталья Сергеевна.

Родная школа встретила приветливо, ведь именно отсюда спортсменка и активистка, участница агитбригады ушла в большую жизнь. Теперь вернулась специалистом возвращать добро, когда-то полученное в ученические годы.

Пришла в школу в августе. Подготовка кабинета, знакомство с документацией, а с 1 сентября начался первый учебный год в роли школьного фельдшера. Теперь за плечами почти не один десяток лет. Пришёл опыт, доскональное знание обязанностей, уверенность в своих силах и главное — понимание того, что профессия была выбрана правильно.

Со своими проблемами, болячками и ученики, и учителя, и работники школы идут в кабинет фельдшера. Обстановка там, надо отметить, всегда позитивная, такая же, как и хозяйка. Улыбнётся, посочувствует, скажет: «Сейчас полечимся, и всё будет хорошо», и это действительно помогает.

Обязанностей у школьного фельдшера много. Медосмотры детей, диспансеризация, профилактические прививки, контроль за санитарным состоянием школы, школьной столовой, территории вокруг образовательного учреждения, санитарно-гигиенические мероприятия во время роста эпидемических заболеваний (гриппа и др.). Наблюдение за диспансерными больными, ведение учётной документации, проведение санитарно-просветительской работы (классные часы) и т.д.

Важной составляющей частью работы фельдшера является приём учащихся, а их в школе 542. Надо осмотреть, диагностировать, оказать помощь, если школьная аптечка позволяет, или направить в детскую поли-клинику. По-разному бывает.

Как и в любой школе, а не только в «Ералаше», ученики порой хотят отлынить от уроков и приходят к фельдшеру. Вот здесь-то и про-является педагогический талант Натальи Сергеевны. «Они такие жалобы придумывают, у хроников таких не бывает, жалуются, кривля-ются. Сначала поддакиваю, а потом спра-шиваю: «У тебя, наверное, сегодня контрольная работа по физике или по химии, да? Вот если бы сразу честно сказал, я бы тебе помогла, но врать нехорошо. Поэтому иди-ка ты учись». Кто обижается, у кого здоровое чувство юмора — смеются и идут на уроки», — рассказывает про борьбу с симулянтами медработник. У неё и без них забот хватает, в школе 47 детей, состоящих на диспансерном учёте, семь инвалидов. За ними нужен постоянный контроль. А ещё текучка. Школа большая, и случаи разные бывают: ушибы, растяжения, головная боль, помощь реально нуждающимся. Обращаются к фельдшеру и взрослые. Однажды техническому работнику, моющему окна, упало на руку стекло и разрезало руку. Рана была опасная, и Наталье Сергеевне пришлось оперативно реагировать — оказывать медицинскую помощь. «А вот с детьми, сколько работаю, слава богу, ничего по-настоящему опасного не происходило. Благо, техника безопасности в Красночикойской СОШ соблюдается», — говорит Н.С. Нагаева.

За столько лет работы Наталья Сергеевна стала в школе своей, плавно на неё легли обязанности по организации медосмотра учи-телей, их санитарные книжки, хотя как будто это не её дело. По этому поводу фельдшер говорит следующее: «Я здесь работаю, я отвечаю за санитарное состояние школы, и мне сподручнее этим заниматься». Фельдшер не отказывает в помощи работникам школы: кому давление измерит, кому укол поставит. На всех у неё хватает душевного тепла и милосердия.

На посту фельдшер не только в учебное время. Детский лагерь «Лидер», государствен-ная итоговая аттестация в девятых и одиннадцатых классах, общешкольные походы и Дни здоровья. Медработник всегда в строю и всегда в готовности прийти на помощь. «Я люблю свою работу, мне нравится работать с детьми», — констатирует Наталья Сергеевна.

Главным в своей работе Н.С. Нагаева считает профилактику. «В образовательном учреждении очень важно заниматься профилактикой, не только рассказывать и учить, как вести себя во время всплеска каких-либо заболеваний (простудные, педикулёз, чесотка и т.д.), но и проводить специфическую профилактику, включая прививки. Всем известно, что легче заболевание предотвратить, чем потом исправлять последствия», — говорит она.

А ещё Наталья Сергеевна добрая жена, умелая хозяйка дома, которая заботится о престарелой маме и троих детях, верный друг и добрый человек, который умеет дарить людям тепло своей души.

admin