Общественные услуги

Индивидуальные блага (товары индивидуального пользования), которые производятся в рыночной системе, обладают свойством делимости в том смыс­ле, что они производятся в виде достаточно малых единиц, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Кроме того, индивидуальные блага подвержены действию принципа исключения, кото­рый состоит в том, что те, кто хочет и может запла­тить равновесную цену, получают данный продукт, а те, кто не хочет или не может, исключаются из числа получающих выгоду от данного продукта.

Но существуют определенные товары и услуги — так называемые общественные, или социальные, бла­га (товары и услуги), которые рыночная система во­обще не стала бы производить, потому что их ха­рактеристики противоположны характеристикам индивидуальных благ. Общественные блага недели­мы, они состоят из столь крупных единиц, что, как правило, не могут быть проданы частному покупа­телю. Люди могут покупать на рынке гамбургеры, компьютеры и автомобили, но не авианосцы, ско­ростные автострады, космические телескопы и си­стемы управления воздушным транспортом.

Более того, на общественные блага не распрост­раняется принцип исключения. Это значит, что не су­ществует эффективного способа отстранить индивидуумов от получения выгоды, приносимой обще­ственными благами, едва лишь они возникают. Получение выгоды от индивидуальных благ проис­ходит после их приобретения] выгоды от общест­венных благ начинают поступать сразу после произ­водства последних.

Классическим примером общественных благ слу­жит маяк, установленный на опасном побережье. Строительство маяка экономически оправданно, если выгоды от него (уменьшение числа корабле­крушений) превышают издержки на его производ­ство. Но выгоды, приходящиеся на каждого инди­видуального пользователя, не в состоянии оправ­дать покупку такого крупного и неделимого про­дукта. Однако после введения маяка в действие его свет направляет движение всех судов; не существу­ет практической возможности исключить какого-либо капитана из числа получающих выгоду от ма­яка. Экономисты называют это проблемой «бесплат­ного проезда»: люди могут пользоваться выгодами какого-то продукта, не участвуя в затратах на его производство.

Поскольку принцип исключения здесь не дей­ствует, частные предприятия не имеют никаких эко­номических стимулов для производства маяков. По­скольку на услуги маяка нельзя установить цену и их невозможно продать, частным фирмам невыгод­но направлять ресурсы на строительство маяков. Это пример услуги, которая приносит значительную вы­году, но на производство которой рынок не выде­лит ресурсов. Это пример общественного продукта, который можно сравнить с национальной обороной, системой контроля паводков, здравоохранением, спутниковыми навигационными системами и борь­бой с вредными насекомыми. Если общество хочет иметь такие товары, они должны производиться в государственном секторе и финансироваться за счет принудительных сборов в форме налогов.

Квазиобщественные блага

Хотя коренное различие между индивидуальными и общественными благами связано с принципом ис­ключения, государство производит другие товары и услуги, к которым принцип исключения все же может быть применен. К числу подобных товаров и услуг можно отнести достаточно большое число благ. Такие товары и услуги называются квазиобществен­ными благами (товарами и услугами); к ним можно отнести услуги образования, улицы и автострады, полицейскую и пожарную службы, библиотеки и музеи, профилактическую медицину, канализацию. Эти товары или услуги могут производиться и ис­пользоваться с применением принципа исключения. Частные производители могут устанавливать на них цены и предлагать их потребителям в рамках рыночной системы. Но, как было отмечено ранее, они представляют собой услуги, которым сопутствуют крупные выгоды перелива и которые не могла бы производить в достаточном количестве рыночная система. Поэтому, чтобы предотвратить недостаточ­ное выделение ресурсов на эти товары, государство берет на себя их производство.

Подобные квазиобщественные товары и услуги могут производиться как в частном, так и в госу­дарственном секторе, поскольку в таких случаях достаточно трудно определить преимущества от перелива, можно понять непрерывные споры вок­руг здравоохранения и жилищного строительства для малообеспеченных семей. Должны ли эти ин­дивидуальные блага предоставляться через рыноч­ную систему или как квазиобщественные блага они должны предоставляться государством?

Использование ресурсов для производства общественных к&азиобщественных благ

Рыночная система не выделяет ресурсы на произ­водство общественных благ и выделяет недостаточ­но ресурсов на производство квазиобщественных благ. Каков же в этих условиях механизм производ­ства подобных товаров и услуг?

Общественные и квазиобщественные блага при­обретаются через посредство государства на основе группового, или коллективного, выбора. (В отли­чие от индивидуальных благ, которые приобретают­ся у частных предприятий на основе индивидуаль­ного выбора.) Виды и количество производимых об­щественных благ в условиях демократии определя­ются политическим голосованием. Иными словами, члены общества голосуют за конкретных кандида­тов. Каждый кандидат представляет конкретное на­правление политики, в рамках которого определя­ется объем производства и потребления различных общественных благ. Эти групповые решения, при­нимаемые на политической арене, дополняют ре­шения домохозяйств и фирм при ответе на пять фун­даментальных вопросов.

Как перераспределяются ресурсы из производ­ства индивидуальных благ в производство общест­венных и квазиобщественных благ? В экономике, где используются все ресурсы, государству прихо­дится высвобождать ресурсы из частного сектора, с тем чтобы они стали доступны для производства общественных и квазиобщественных благ. Способ высвобождения ресурсов из частного сектора за­ключается в сокращении частного спроса на эти ре­сурсы. Для этого правительство взимает с фирм и домохозяйств налоги, отвлекая тем самым часть их доходов из кругооборота доходов. По мере пониже­ния доходов и, следовательно, снижения покупа-

тельной способности, фирмы и домохозяйства вы­нуждены сокращать свои расходы на инвестирова­ние и потребление. Налоги снижают частный спрос на товары и услуги, что в свою очередь уменьшает частный спрос на ресурсы. Перенося покупатель­ную способность от частных потребителей к прави­тельству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы. (В «Международном ракурсе 5-1» показано, в какой мере правительства различных стран отвле­кают трудовые ресурсы из частного сектора в госу­дарственный.)

Государственные доходы, источником которых служат налоговые поступления, позволяют вовлечь ресурсы в производство общественных и квазиоб­щественных товаров и услуг Налог на прибыль кор­пораций и личный подоходный налог высвобожда­ют ресурсы из производства инвестиционных (пе­чатных станков, товарных вагонов, складов) и по­требительских товаров (продовольствия, одежды, телевизоров и т.д.). Государственные доходы позво­ляют направить эти ресурсы на произвоство обще­ственных и квазиобщественных товаров (почтовых отделений, подводных лодок и парков). Правитель­ство осуществляет целевое перераспределение ре­сурсов, внося тем самым существенные изменения в структуру совокупного общественного продукта.

{Ключевые вопросы 9 и 10.)

Стабилизация

С исторической точки зрения новейшей функцией правительства является стабилизация экономики, то есть помощь частному сектору в обеспечении пол­ной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Здесь мы лишь вкратце обрисуем (не вдаваясь в ис­черпывающие объяснения), каким образом прави­тельство достигает этой цели.

Уровень суммарного объема производства пря­мо зависит от совокупных расходов.

Общественные товары и услуги

Высокий уро­вень общих расходов означает, что предприятиям выгодно производить большое количество товаров. Это означает также, что и материальные, и людские ресурсы используются в значительном объеме. Но совокупные расходы могут оказаться ниже того кон­кретного уровня производства, который обеспечи­вает полную занятость ресурсов и стабильность цен. Это в свою очередь может привести либо к безрабо­тице, либо к инфляции.

1. Безработица. Уровень совокупных расходов в частном секторе может оказаться слишком низ­ким для полного использования всех доступных ресурсов. В этом случае государство может допол­нить частные расходы таким образом, чтобы сово­купных расходов частных и государственных — было достаточно для обеспечения полной занятос­ти. Государство в состоянии добиться этого, исполь-

центных ставок в целях сокращения частных кре дитов и расходов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 5-1



УРОК 57

Общественные блага. Виды общественных благ и роль правительства в их создании

Цель урока: раскрыть сущность общественного блага как блага, которое потребляется совместно, то есть все потребляют его вместе; выяснить главные признаки общественного блага, изучить его классификацию и главные признаки частного блага; объяснить главные причины возникновения общественного блага; развивать экономическое мышление; воспитывать бережливое отношение к ресурсам.

Основные понятия: общественные блага, частное благо, виды общественных благ.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Общественные блага — это потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономичес — ных групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются.

Общественные блага — это то, что в равной степени доступно всем членам общества и не требует непосредственной оплаты. Общественное благо определяется как благо, которое потребляется совместно, то есть все потребляют его вместе; общественное благо нельзя разделить на отдельные части и продать или купить на рынке, как нельзя и лишить кого-то права им пользоваться. Потребление одним человеком не уменьшает количества потребления этого блага другими. Классическими примерами таких благ являются законодательная система, услуги в виде пользования общественными сооружениями — дорогами, парками, маяками. Важнейшими общественными благами являются образование, медицинское обслуживание, национальная оборона, национальные библиотеки и другие национальные культурные заведения, такие как национальные оперные и балетные коллективы, национальные коллекции живописи и искусства и т.п. Если, например, пользоваться общественным парком, это отнюдь не уменьшает его доступности для других. Это отличает общественные блага от большинства товаров на рынке, которые называют сугубо частными благами.

V. Изучение нового материала

В рыночной экономике производство и распределение благ происходят с использованием механизма цен. Для производителей и потребителей действует принцип исключения, который означает, что определенное благо получает лишь тот, кто в состоянии и согласен заплатить цену, установленную на него. Другие экономические субъекты с процесса устраняются. К тому же производятся только те товары, цены которых превышают затраты, то есть производители пытаются избежать неэффективных производств. Отдельные экономические субъекты на рынке принимают самостоятельные решения (согласно собственных предпочтений и финансовых возможностей) о том, какими должны быть объем и структура их предложения и спроса на различные блага. Количество товара, которую экономический субъект может получить в свое распоряжение, зависит от его покупательной способности.

В условиях рыночной экономики, кроме рыночных (или частных) благ, на которые существует индивидуальное право собственности, являются так называемые «общественные», или коллективные, блага.

►► Общественные блага имеют две характерные признаки.

Чисто общественное благо — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: невибірковістю и невиключеністю с потребления.

1. Невозможность исключения определенного объекта потребления (не исключительность). Благо неисключительное, если не может быть исключено из сферы его потребления.

Свойство невиключеності из потребления означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительный внешний эффект: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Национальная оборона является ярким примером этого. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Маяк также является примером неисключительных товаров.

Неисключительные товары не обязательно общенациональные по характеру. Если облгосадминистрация проводит программу борьбы с сельскохозяйственными вредителями, выиграют все фермеры и потребители. А если агент продает новый автомобиль одному потребителю, то он исключает возможность для других лиц купить именно этот автомобиль. Следовательно, автомобиль является исключительным благом (как и конкурентным).

2. Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Блага неконкурентны, если за любого заданного уровня производства предельные издержки для дополнительного потребления равны нулю. Например, использование маяка. Когда его уже построен, дополнительное судно ничего не добавляет к его эксплуатационных расходов. Большинство благ являются конкурентными в потреблении.

Некоторые блага являются исключительными, но неконкурентными. Например, в период незначительного движения переезд через мост есть неконкурент — ним, поскольку появление дополнительной машины не влияет на скорость других автомобилей. Но проезд по мосту является исключительным, поскольку владельцы моста могут запретить пользоваться им.

Ряд благ является неисключительной, но конкурентным. Воздух — неисключительное, но может быть конкурентным, если загрязнения атмосферы одной фирмой вредно влияет на качество воздуха и способность других людей пользоваться им в полной мере.

Общественные блага неконкурентны и неисключительными, дают выгоду людям при нулевых предельных издержек: ни один человек не исключается из их потребления. Классическим примером является национальная оборона. Система обороны — неисключительная, как уже упоминалось, однако она еще и неконкурентная, поскольку предельные издержки на обеспечение обороны одной дополнительной человеку равны нулю.

Общественные блага — и конкурентные, и исключительные. Например, национальный парк. Часть общественности может быть исключена из пользования парком путем повышения платы за вход и право разбивать палатки. Пользование парком является также конкурентным (поскольку он может быть переполнен многочисленными посетителями, и въезд в парк дополнительной машины может уменьшить выгоды, которые получает остальные другие потребителей).

В тех случаях, когда интересы потребителей общественного блага однородные и решения принимаются единогласно, коллективное предоставления общественного блага увеличивает излишек потребителя.

Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо — это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и быть проданным частями.

Характеристиками констатации частных благ являются два свойства: с одной стороны, они — объект конкуренции потребителей (частные блага — «конкурентные»), а с другой — для тех потребителей, которые не готовы заплатить за пользование ими рыночную цену, они недоступны (частные блага являются такими, что «изымаются»). Большинство экономических благ являются частными. Но, кроме них, существуют «неконкурентные» блага и такие, что «не изымаются». их называют «общественными». Так, прослушивание радиопередачи одним обладателем радиоприемника не мешает слушать эту же передачу всем другим любителям радио (радиовещание — «неконкурентная»).

С другой стороны, радиостанция не имеет возможности запретить кому-то пользоваться ее услугами на том основании, что он не заплатил за них (радиотрансляция является такой, что «не исключается»).

Кроме сугубо частных и чисто общественных благ, существуют промежуточные (смешанные) блага, которые не имеют полной мере свойств ни частных, ни общественных благ.

Также существуют квазісуспільні блага («квази» — якобы) — товары и услуги, которые не собираются на принципах неисключения и неконкурентности. К ним можно применить принцип исключения (общественные библиотеки, профилактическое медицинское обслуживание).

Сущность государства раскрывается и реализуется в ее взаимодействии с обществом. Меры, которые предпринимает государство для упорядочения и совершенствования общественной, коллективной и частной жизнедеятельности людей, характеризуются понятием «функции государства». Слово «функция» происходит от лат. functioи означает «исполнение», «обязанность», «круг деятельности».

Поскольку механизм рынка позволяет людям удовлетворять только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос, предоставление населению общественных благ (товаров и услуг коллективного назначения) становится важной функцией государства в социальной экономике.

Относительно производства, воспроизводства и предоставления «общественных благ» в социальной экономике складывается ситуация, которая существенно отличается от традиционных экономических отношений на рыночных принципах.

Общественные товары и общественный выбор

«Общественные блага» не могут продаваться на рынках, поскольку имеют специфические свойства производственного характера и предложения или же потребления и спроса на них. Понятно, что в реальной жизни вряд ли существует некое благо, что имеет все эти особенности в совокупности, а поэтому граница между благами индивидуального и общественного использования достаточно переменчива, а иногда — едва заметна.

Понятие «общественного блага» довольно расплывчатое. Поскольку потенциальные потребители получают пользу от общественного товара независимо от того, платили они за него или нет, сложно выявить их потребительские предпочтения и интенсивность использования блага. Так, почти невозможно вычислить пределы интенсивности использования парка, в котором одновременно находится большое количество людей. Поскольку потребители добровольно не платят за пользование общественным благом, получается, что показателей рыночного спроса на такие блага или не существует или они существенно занижены. Поэтому спрос на такие блага не создает дохода, достаточного, чтобы покрыть издержки производства, хотя коллективная выгода от этого блага может равняться соответствующим экономическим издержкам или даже превышать их. В реальной жизни — жизни общества — предоставление «общественных благ» и их финансирование осуществляется за счет центрального и местного (регионального) бюджетов. Этим занимается специальный сектор в национальной экономике.

Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и в то же время противоположные. Существуют сферы, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме, и их не может произвести рынок. Общественные товары связывают, с одной стороны, коллективные потребности, а с другой — налоговую и бюджетную политику государства. Для производства общественных товаров государство осуществляет налогообложение. Структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары.

В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдоринкову равновесие. Через специальный налог оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтены рынком убытки.

Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

Выход государства за очерченные максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий.

Потребности общества в благах генетически и исторически является первопричиной человеческой деятельности, но одновременно они являются результатом этой деятельности.

Деятельность — это способ существования общества. Так же, например, как движение — способ существования материи. Каждый из нас подчиняется закону потребностей в тех или иных благах, сам не осознавая этого, потому что наши потребности строят настоящее и будущее. Такие потребности создали и историю.

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1 ). Создание схемы

Постройте в тетрадях схему общественных и частных благ, которые использует ваша семья (один ученик работает у доски).

2). Решите тестовые задания

1. Характерные признаки общественных благ:

а) неизбирательность в потреблении;

б) разделение на единицы потребления;

в) недоступность для потребления;

г) виключеність с потребления.

2. Определите, что из перечисленного относится к общественным благам:

а) частный парк;

б) автомобиль;

в) национальная библиотека;

г) жилой дом;

3. Роль правительства страны по созданию общественных благ:

а) снижение общего уровня цен и уровня безработицы;

б) налоговое регулирование;

в) содействие монополизма;

г) приватизация государственных предприятий.

4. К частным мы можем отнести блага:

а) с высокой конкурентоспособностью в потреблении;

б) с низкой конкурентоспособностью в потреблении;

в) с низкой исключительностью;

г) с низкой стоимостью.

5. Сокращение общих благ влечет за собой:

а) их высокая конкурентоспособность;

б) чрезмерный рост денежной массы;

в) ожидание роста цен в будущем;

г) рост экспорта.

Ответы: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — а.

3). Задача

В определенном населенном пункте проживает 10 тыс. семей, картофельным участкам которых нанесен ущерб из-за нашествия колорадских жуков. Возникает вопрос: как лучше с этим бороться — индивидуально или коллективно?

Меры борьбы могут быть проведены каждым домохозяйством индивидуально, и на такое разовое уничтожение вредителей на своем участке необходимо 10 грн., при этом количество уничтоженных вредителей составит 50 %. С вредителями можно бороться с воздуха, но тогда проведение одного коллективного мероприятия обойдется в 5000 грн., при этом количество уничтоженных вредителей составит 100%.

Определите, что выгоднее — коллективное или индивидуальное предоставление общественных благ.

VII. Итог урока

VIII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Изобразить графически факторы макро — и микросреды.

Общественные товары и услуги

Опубликовано на портале: 10-03-2004

Факультет: 2003 г.
Дисциплина: Общественные товары и услуги
Язык: Русский

Aннотация:
Большинство товаров и услуг, производимых на рынке, являются частными товарами и услугами. Такой товар или услуга покупаются потребителем, который хочет и может себе их позволить, а затем потребляются только им же, либо кем-то, кому покупатель их передает. Однако некоторые товары и услуги должны производиться общественным сектором или государством. Общественные товары и услуги оплачиваются за счет налоговых долларов и доступны всем, даже тем, кто не платит налогов. Это означает, что у налогоплательщиков есть стимул использовать общественные товары, стараясь, чтобы их производилось больше, и одновременно пытаясь переложить налоговое бремя на других. Это явление известно как "желание прокатиться за счет других".

Общественные товары и услуги.

Общественные товары характеризуются совместным потреблением и неисключаемостью из потребления. Неисключаемость означает, что даже люди, не платившие за товар или услугу, не могут быть лишены возможности получать выгоду от их использования. Совместное потребление означает, что потребление продукта одним лицом не уменьшает его количество, доступное для других потребителей. Хотя государство производит множество товаров и услуг, только те из них, которым свойственны эти два качества — совместное потребление и неисключаемость из потребления, — считаются чистыми общественными товарами и услугами.

Цель урока: объяснить, почему производство общественных товаров и услуг является функцией государства в силу концепций совместного потребления и неисключаемости из потребления. Занятие рассчитано на два урока. День первый — процедуры 1-6. День второй — процедура 7 и Оценка. Программа содержит демонстрационные материалы к уроку, упражнения к уроку, методические рекомендации к проведению урока.

Содержание урока:

  • Общественные товары и услуги
  • Налоги
  • Принцип неисключаемости
  • Совместное потребление
  • Проблема "желающих прокатиться за чужой счет"

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.

Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага — вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют:

чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная обо­рона),

смешанные общественные блага (клубные, социально зна­чимые и квазиобщественные блага), которые рынок может произ­водить, но в недостаточном количестве. Источником их производ­ства могут быть гражданское общество (клубные блага(телефонная связь, платное телевиденье, бассейн)), муниципалитет или государство в определенном масштабе (соци­ально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях есте­ственной монополии).

Общественное благо характеризуется двумя свойствами — не­конкурентностью (неизбирательностью) и неисключаемостью.

1. Неконкурентность означает, что потребление общественного бла­га одним человеком не уменьшает его доступность для других. Та­кое благо неконкурентно и неизбирательно, так как оно потребля­ется коллективно и предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю; следовательно, нецелесообразно назна­чать плату за его потребление. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2. Неисключаемость означает, что технически невозможно огра­ничить потребление общественных благ или такое ограничение экономически нецелесообразно из-за неприемлемо высоких затрат на предотвращение бесплатного доступа к общественному благу дополнительного потребителя, или на введение механизма его платности. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

Блага, которым присущи оба свойства в полном объеме, назы­ваются чистыми общественными благами. К ним относятся нацио­нальная оборона, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, законодательство. На практике только небольшое число экономических благ относится к чистым общественным благам. Большинство общественных благ представляют собой смешанные общественные блага, где одно из их базовых свойств (неконкурент­ность или неисключаемость) проявляется слабо или отсутствует.

Чистые общественные блага характеризуются большим диапа­зоном положительных внешних эффектов.

Помимо вышеуказанных особенностей, общественные блага обладают следующими чертами:

3) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;

4) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

Некоторым смешанным общественным благам, т.е. исключа­емым благам, присущ сильно выраженный положительный внеш­ний эффект.

7. Общественные блага и услуги

Такие блага принято называть социально значимыми благами, или благами особого достоинства. К ним относятся услуги образования, здравоохранения, культуры, социального обеспече­ния и социального страхования. Положительные внешние эффек­ты не представляется возможным интернализовать (превратить их во внутренние) с помощью конкурентно-ценового механизма, а значит, в условиях рынка будет иметь место недопроизводство таких благ. Как и в случае с чистыми общественными благами, при производстве социально значимых благ внешний эффект их воз­действия затрагивает тех граждан, которые не участвуют в их оплате. Возникает проблема «безбилетного пассажира».

Все чистые общественные блага и многие социально значимые блага финансируются государством за счет бюджета и налоговых доходов, а также из внебюджетных фондов обязательного социаль­ного страхования и страховых взносов (социальных налогов).

К смешанным общественным благам могут быть отнесены услуги и продукция отраслей естественных монополий (электроэнер­гетика, коммунальные услуги, железнодорожный и трубопровод­ный транспорт, почтовая и другие виды связи и т.д.) в связи с их стратегической ролью в социально-экономической жизни страны.

Смешанные общественные блага — социально значимые и бла­га естественных монополий — могут быть произведены в государ­ственном и частном секторах экономики. Границы применения платности при производстве социально значимых благ (образова­ние, здравоохранение и культура) обусловливаются не только со­отношением свойств общественного блага (неисключаемости и несостязательности), но и фактором, связанным с асимметрией информации. Смешанные общественные блага в виде продукции и услуг естественных монополий производятся на платной основе, но рынок таких товаров и услуг является монопольным, и он тре­бует соответствующих методов государственного регулирования.

К смешанным общественным благам относятся исключаемые блага ограниченного доступа и перегружаемые блага.

1.Исключаемые блага ограниченного доступа означают распространение принципа исключения не на индивида, а на коллектив индивидов, необходимость которого обусловлена совместным, кол­лективным характером их потребления. Такие блага принято на­зывать клубными благами (плавательный бассейн, спортивные клубы и т.д.). Предельные издержки на доступ к потреблению таких благ невелики, и принцип платности применяется в сфере их по­требления в специфической форме вступительных и членских взно­сов.

2. Существует такой вид общественных благ, как перегружаемые общественные блага (дороги, мосты, тоннели и т.д.), потребление которых до определенного предела неконкурентно, неизбиратель­но, может финансироваться за счет бюджета и быть бесплатным для потребителя. Однако наступает рубеж, когда возникает их пе­регрузка («пробки» на автомобильных дорогах), растут предельные издержки и конкурентность в потреблении и может быть введена платность за пользование такими благами (плата за проезд по ав­тострадам).

В зависи­мости от масштабов положительного внешнего эффекта, от степе­ни территориального охвата полезного действия общественного блага принято выделять международные, общенациональные и локальные (местные) общественные блага.

1) международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные межправительственные ассоциации, комиссии и т. д. Большой шаг в этом направлении был сделан с созданием ЕЭС. В результате этого большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Естественно, что для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;

2) национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;

3) местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ имеют большое значение для нормального функционирования национальной экономики. В процессе ее функционирования все они активно взаимодействуют между собой.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:

1. напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.

2) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;

В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы основные виды провалов рынка на микроэкономическом уровне?

2. Назовите макроэкономические причины провалов рыночной экономики.

3. Какие основные виды монополий встречаются в рыночной экономике?

4. Какие методы интернализации внешних эффектов использует государство?

5. В чем различие экстерналии и интерналии?

6. Каковы основные свойства чистых общественных благ?

7. Назовите основные виды смешанных общественных благ и опишите их свой­ства.

8. Что такое перегружаемые и исключаемые общественные блага?

9. Каковы основные формы и методы государственного вмешательства для пре­одоления провалов рынка?

10. Назовите классификацию общественных благ в концепции экономической социодинамики.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 180 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

admin