Общественные товары

Общественные товары и услуги.

Существуют определенные товары, которые называются общественными или государственными благами. Это товары, которые рыночная система не намерена производить, поскольку особенности таких товаров резко отличаются от особенностей товаров индивидуального потребления.

Таким образом, необходимо выяснить особенности товаров индивидуального спроса и общественных товаров, то есть различие между ними.

1. Товары индивидуального потребления.

Товар, предназначенный для индивидуального потребления, делим, то есть он состоит из достаточно мелких единиц, чтобы отдельные потребители могли его купить. Кроме того, на этот товар распространяется принцип исключения. Это значит что те потребители, которые не могут или не хотят платить, не получают никаких выгод от данного товара. Рыночный спрос, состоящий из суммы пожеланий каждого потенциального покупателя, дает возможность продавцам получить выручку, а тем самым и прибыль, то есть получить общий доход, превышающий издержки производства. Равновесие между произведенным и купленным количеством товара, предназначенного для индивидуального потребления, зависит от цены на этот товар, которая, как известно, определяется соотношением рыночного спроса и предложения. Это равновесие является оптимальным в том смысле, что оно максимизирует совокупное благосостояние тех продавцов и покупателей, которые непосредственно участвуют в рыночной сделке.

2. Общественный товар.

Общественный товар является неделимым и на него не распространяется принцип исключения. Это значит, что когда товар уже произведен, производитель лишен возможности помешать пользоваться его благами тем потребителям, которые не платили за этот товар. Поскольку потенциальные покупатели извлекают выгоду из общественного товара, независимо от того платили ли они за него или не платили, то подлинные предпочтения потребителей не выясняются.

Иначе говоря, потребители добровольно не платят за общественный товар на рынке. Из этого следует, что показатели рыночного спроса на общественный товар либо не существуют, либо значительно занижены. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход, чтобы покрыть издержки производства, хотя коллективная выгода от этого товара может быть равна соответствующим экономическим издержкам или даже превышать их.

Таким образом, общественный товар состоит из таких крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным потребителям. Получение выгод от товара индивидуального спроса основывается на их покупке, а выгода от общественных благ достается обществу в результате создания таких благ. Следовательно, перед государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производстве товаров индивидуального спроса, и направления этих ресурсов в производство общественных благ. Очевидный способ высвобождения ресурсов из частной сферы их применения – это сократить частный спрос на ресурсы. Достигается это путем увеличения налогов в частном секторе. В результате уменьшается спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это вызывает и уменьшение частного спроса на ресурсы, применяемые в производстве товара индивидуального спроса. Таким образом, налоги, передавая покупательную способность частных экономических агентов правительству, высвобождают ресурсы из частной сферы их применения, а правительство использует эти ресурсы для создания общественных благ. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы с целью осуществить значительные изменения в структуре национального продукта.

Стабилизация экономики.

Это одна из самых новых и самых важных функций правительства, которая необходима при возникновении в экономике таких неблагоприятных ситуаций, как безработица и инфляция.

1. Безработица.

Такая ситуация в экономике характеризуется слишком низким уровнем расходов в частном секторе, то есть расходы не достаточны для создания полной занятости. Задача правительства состоит в том, чтобы так дополнить частные расходы, чтобы общий уровень расходов (частных и государственных) был достаточен для создания полной занятости. Достигается это следующим образом. Во-первых, увеличением собственных расходов государства на конечную продукцию предприятий (в результате увеличения занятости, доходов и расходов на реальный объем национального продукта). Во-вторых, уменьшением налогов с целью стимулировать расходы в частном секторе (в результате этой меры увеличивается располагаемая часть доходов и вызывает увеличение потребления).

2. Инфляция.

Характеризуется избыточным спросом или чрезмерными расходами на постоянный реальный объем национального продукта. Такая ситуация возникает в том случае, когда экономика достигает полной занятости и полного объема производства. Это значит, что все имеющиеся ресурсы уже использованы и предприятия не могут ответить на увеличение спроса увеличением предложения товаров и услуг. Это приводит к росту цен, то есть расходы на постоянный объем продукта носят инфляционный характер.

Задача правительства состоит в том, чтобы сократить избыточный спрос. В этом случае меры правительства следующие:

1. Сократить собственные расходы государства на конечную продукцию предприятий (в результате уменьшение занятости, доходов и расходов на реальный объем производства продукции).

2. Увеличить налоги с целью сократить расходы в частном секторе (в результате уменьшается располагаемая часть денежных доходов и вызывает сокращение расходов на потребление).

Цены в рыночной экономике.

В современной экономике, ориентированной главным образом на рыночные отношения, ответы на вопросы что производить, как производить и кто купит дают рыночные цены, поэтому такую экономику также называют ценоуправляемой рыночной экономикой.

В такой экономике выделяют три основные функции цен:

1. Цены ограничивают потребление редких ресурсов. Это значит, что чем реже ресурс, тем выше его цена и, следовательно, выше цена товара, произведенного с помощью данного ресурса. Высокая цена товара ограничивает его потребление и, следовательно, потребление редкого производственного ресурса. Эта функция называется ограничивающим эффектом цен.

2. Цены являются мотивацией для производства.

Общественные товары и услуги.

Это значит, что рост рыночных цен привлекает в данную отрасль потенциальных производителей и тем самым объем выпуска товара увеличивается. Снижение рыночных цен выталкивает часть производителей из отрасли и приводит к сокращению объема выпуска данного товара. Таким образом, увеличение или падение рыночных цен заставляет производителей изменять объем выпуска товаров и услуг. Эта функция называется функцией мотивации производством.

Замечание.

Поскольку производители товаров и услуг по-разному реагируют на изменение рыночной цены товара и стоимости товара, то необходимо различать эти понятия.

Рыночная цена товара формируется непосредственно на рынке и зависит от уровня спроса на товар и конкуренции среди производителей данного товара. Таким образом, между изменением рыночной цены товара и объемом его предложения на рынке существует прямая зависимость.

Стоимость товара, прежде всего, представляет собой расходы производителя, связанные с производством и реализацией товара, а также величиной налогов с предприятия. Уменьшение стоимости товара связанное, например, с уменьшением цены на ресурсы и снижением налогов ведет к увеличению прибыли предприятия (после вычета издержек) и, следовательно, объем предложения товара может увеличиться. Увеличение стоимости товара связанное, например, с ростом цен на ресурсы, увеличением налогов или применением неэффективной технологии, влечет за собой уменьшение прибыли предприятия и, следовательно, объем выпуска товара может уменьшиться, уменьшится и его предложение на рынке. Таким образом, между изменением стоимости товара и его предложением на рынке существует обратная зависимость.

3.Уравновешивающая функция. Это способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о купле-продаже синхронизируются (совпадают).



Поиск Лекций

Производство общественных товаров.

Тема 4: Государство в рыночной экономике.

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтан­ный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регу­лирования для решения различных проблем. Рассмотрим основные из них:

Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.

  • Защита прав производите­лей и потребителей, действующих на рынке.
  • Обеспечение права собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.
  • Государственное противодействие неограниченной власти монополий. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества.
  • Законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п.
  • Законы относительно защиты интеллектуальной собственнос­ти, деятельности банковской сферы и других областей экономики.
  • Уголовное законодательство, направленное против краж, насилий, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и таким образом также улучшает функционирование рынка.

Производство общественных товаров.

Рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров — так называемых общественных товаров. Предоставляемые государством общественные товары (public goods) призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. К ним относятся товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожная разметка и знаки, и целый ряд аналогичных товаров. Все эти блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании.

Свойства, характеризующие общественные товары: потребляются коллективно, сообща; не могут быть исключены из потребления. Если хотя бы один член общества участвует в потреблении общественного товара, все остальные граждане делают то же самое, даже в тех случаях, когда они этого не хотят;их предложение обеспечивается государством;государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных товарах;индивидуальное потребление общественного товара не наносит ущерба интересам других потребителей, иными словами, объемы индивидуального потребления общественного товара равны между собой и равны совокупному, его предложению. Общественные товары имеют определенную региональную структуру: национальная оборона распространяется на все население страны, республиканский парламент обслуживает граждан данной республики, городской водопровод — жителей города и т.д.

Государство финансирует подобные сферы из бюджетных средств. Известно, что расходы на оборону являются на сегодняшний день одной из весьма значительных статей в расходной части бюджета.

Общественные товары и общественный выбор

Большую расходную статью составляют средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата. Источник финансирования — налоги. Причем в данном случае отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара. Из-за незначительного размера или вообще отсутствия предельных издержек, которые вызывает каждый дополнительный потребитель, не имеет смысла строить сложную систему оплаты общественных благ, поэтому они и финансируются из государственного бюджета.

Однако при производстве общественных благ возникает проблема «безбилетника».Данная проблема состоит в следующем: если оплата общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, то появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца» (free – rider problem).

Решить эту проблему помогает государство, о чем было сказано выше.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Экономические товары и услуги

            Экономические блага, созданные производителями для обмена, называются товарами и услугами.
Товар — это продукт труда в материальной форме (вещь), произведенный для обмена. Товары могут храниться длительное время, накапливаться, предоставляться потребителям независимо от места и времени их создания.
Услуга в отличие от товара существует в нематериальной форме. Услуга — это действие. Различают множество видов услуг. Условно их можно подразделить на:
— коммуникационные (транспорт, связь);
—       распределительные (торговля);
—       деловые (банковские, страховые, консалтинговые и др.);
—       информационные (производство, хранение и реализация информации);
—       общественные (государственное управление);
—       социальные (образовательные, медицинские, культурные и др.).
            В настоящее время в развитых странах в сфере услуг сосредоточена значительная часть трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Наиболее быстрыми темпами растет спрос на социальные услуги, связанные с формированием образовательного, культурного уровня работников, реализацией свободного времени, прав граждан.
            В экономической литературе в зависимости от функционального назначения в рыночной экономике выделяют частные (индивидуальные) и общественные (коллективные) товары и услуги.

Общественные блага

К частнымотносятся товары и услуги, которые предоставляются потребителям с учетом индивидуального спроса. Им присущи определенные экономические признаки.
            Отметим наиболее важные из них:
—       делимость;
—       реализация по рыночным ценам;
—       польза (выгода) от их использования принадлежит потребителю;
—       обладают “принципом исключения”. Потребители, которые не имеют возможности приобретать товары и услуги по рыночной цене, исключаются из числа пользователей.
            В рыночной экономике к частным относятся продовольственные, промышленные товары, а также многие виды услуг (деловые, информационные, туристические и др.).
К общественным экономисты относят два вида товаров и услуг:

Далее

admin