Общедомовые приборы учета электроэнергии

Общедомовой прибор учета электроэнергии: для чего он нужен

Индивидуальная система контроля над растратой электричества давно набрала популярность, а вот общедомовые счетчики не внушают доверия в жильцов. А это недоверие совершенно не оправданное, так как монтаж такого устройства дает возможность явно экономить деньги всех жильцов дома. Установка такого счетчика выполняется на входе в дом линии питания, а с его помощью измеряется все расходованное количество электроэнергии. Он считает количество энергии от входа в квартиру отдельно, от количества энергии, которая потрачена в нутрии квартиры. И таким образом растрата энергии вычисляется с максимальной точностью.

Установка счетчика на весь дом дает возможность ему выполнять три основные функции:

  • Измеряет потраченную электроэнергию на общедомовые нужды, то есть на электроснабжение лифтов, освещение территории дома, освещение на лестничных клетках в подъезде;
  • Измеряет потребляемую электроэнергию во всех квартирах дома;
  • Также он способен выявить преступные факты использования без учетного энергопотребления и незаконное подключение к сети.

Оплату за установку общедомового счетчика должны делать собственники квартир всего дома.

Установка общедомовых счетчиков

Есть несколько вариантов монтажа общедомового счетчика.

Варианты установки счетчика:

  1. Все жильцы многоэтажного дома собираются на собрании и принимают решение о нужде в таком счетчике и собирают деньги на установку и покупку его. Часто такое происходит в домах, где активное домоуправление, а также при проживании в таком доме ответственных жильцов, которые понимают, что оплачивать услуги с таким счетчиком будет экономней. Оплата производится методом снятия наличных денег на ремонт дома, а если не хватает средств, то домоуправление проводит сбор средств с жильцов чей дом для того чтобы установить счетчик. Если большая часть проживающих дадут согласие на такой сбор, то сдавать придется всем.
  2. Если домоуправление не сильно активное, то УК сама принимает решении о покупке и установки такого счетчика. Деньги на установку берутся из статьи на ремонт, а недостающие финансы собирают с жильцов дома или же установку счетчика проводят в рассрочку.
  3. В случае не прихода к соглашению управляющей компании с жильцами дома по потребности, то ресурсо обеспечивающая организация должна разработать правила установки счетчика для электроэнергии общего пользования. Управляющая компания направляет письмо в энергосберегающую организацию и та организация сама решает, где установить счетчик.

Владельцы квартир не должны создавать препятствия к доступу к сетям энергоснабжения. На плечи владельцев ложится оплата за электросчетчики и может быть выполнена в течение 5ти лет. Если жильцы многоэтажных домов категорически отказываются от установки счетчика, то на них будет наложен административный штраф и наказание управляющей комиссии. Общедомовой счетчик, как и любые другие одпу в многоквартирном доме должен устанавливать специалист, который отвечает за электричество, порядок поставки воды. Замена также проводится строго под его наблюдением. Отказаться от установки нельзя, делается установка без согласия, так как это установленный порядок.

Общедомовые счетчики электроэнергии: необходимость и порядок установки, формула расчета ОДН

Приборов учета электроэнергии в бытовой и коммунальной сфере бывает два вида:

  1. Индивидуальные счетчики. Устанавливаются непосредственно в квартире собственника или в частном доме, и отслеживают личные потребления электроэнергии.
  2. Общедомовые счетчики электроэнергии. Устанавливаются на весь многоквартирный дом и выполняют следующие задачи:
    • измерение потребляемой электроэнергии на общедомовые нужны (электроснабжение лифтов, освещение общей территории в подъездах и на прилегающей к дому территории, и т.д.);
    • измерение потребляемой электроэнергии во всех квартирах дома;
    • выявляют факты безучетного электропотребления и незаконного подключения к сети электроэнергии.

В соответствии с Федеральным Законом №261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», общедомовые счетчики электроэнергии должны быть установлены во всех многоквартирных домах до 1 июля 2012 года.

Установка общедомовых счетчиков производится за счет собственников жилья и они являются общедомовой собственностью.

Правила установки

Есть несколько вариантов установки общедомовых счетчиков:

  1. Жильцы многоквартирного дома собирают общее собрание собственников и принимают решение о необходимости дома в счетчиках, и добровольно собирают средства на их покупку и установку.

    Обычно такое происходит в домах с активным Советом владельцев квартир, а также при проживании в нем ответственных и экономически образованных людей, которые понимают, что гораздо выгоднее будет оплачивать электроэнергию при работающих счетчиках учета ОДН (общедомовых нужд).

    Денежные средства снимаются со счета дома по статье «Текущий ремонт». Если по данной статье недостаточно средств, то Совет принимает решение о сборе средств с жильцов. Если большинство проживающих в доме будут согласны с добровольным сбором денег, то деньги придется сдавать и тем, кто был против этого решения.

  2. При слаборазвитом совете жильцов УК сама принимает решение по приобретению и установки приборов учета расхода ОДН. Деньги на установку счетчиков частично берутся из статьи «Текущий ремонт», а недостающую часть компания предлагает собрать с владельцев и жильцов квартир, или же установить счетчики энергопотребления в рассрочку.
  3. Если управляющая компания и собственники жилья так и не пришли к соглашению по установке общедомовых счетчиков, то ресурсоснабжающая организация обязана разработать правила установки энергосчетчиков общего пользования. Энергоснабжающая организация направляет письмо в УК, в котором указан рекомендуемый вид энергосчетчиков и сама производит установку.

    Собственники жилья не имеют права препятствовать в доступе к подвалам и к сетям энергоснабжения. Оплата за электросчетчики также ложится на плечи собственников квартир дома и может производиться в рассрочку сроком до 5 лет. Только к общей стоимости добавляются еще и проценты, которые регулируются Центральным Банком РФ.

Возможно, Вас заинтересует статья о том, как платить за электроэнергию по счетчику.

Статью о том, как можно проверить электросчетчик в домашних условиях, читайте .

Если жильцы многоквартирного дома категорически отказываются устанавливать общедомовые счетчики электроэнергии, Административным Кодексом предусматриваются штрафы и наказания на управляющую компанию, ТСЖ, либо на энергоснабжающую организацию.

Отказ собственников жилья от оплаты за энергосчетчики и текущих расходов по их обслуживанию, грозит подачей иска в Суд. И если собственник проиграет иск (а именно это в большинстве случаев и случается), то помимо искового требования, жильцам придется платить еще и судебные расходы.

Зачем устанавливать общедомовой прибор учета электроэнергии

Расходы на электроэнергию зависят от объема потребления или нормативов, которые ежегодно растут. Государство завышает нормативы, чтобы управляющие компании и ТСЖ оснащали дома счетчиками.

Общедомовой прибор учета считает расход электроэнергии каждого дома и спасает от переплат за нормативы или потери в сетях поставщика.

Разберем на примерах плату за электроэнергию одного жильца с общедомовым счетчиком и без.

Без счетчика

Сумму считают по нормативу. Площадь квартиры жильца делят на площадь всех помещений дома, затем умножают на площадь общих помещений, и на норматив по расходу электричества в регионе.

Пример: Семен живет в квартире площадью 43 м². Площадь общих помещений дома равна 500 м², а всех помещений 1400 м². Норматив для многоквартирного дома равен 3.56 кВт⋅ч. По индивидуальному счетчику Семен потратил 60 кВт⋅ч. Тогда:

3,56 кВт⋅ч х 500 м² х (43 м2/1400 м²) = 54,7 кВт⋅ч – расход электроэнергии на общедомовые нужды.

54,7 кВт⋅ч + 60 кВт⋅ч = 114,7 кВт⋅ч – общий расход электроэнергии.

Со счетчиком

Cумму считают на основе реального объема потребления. Площадь квартиры делят на площадь всех помещений дома и умножают на разницу показаний общедомового и индивидуального счетчиков.

Пример: Семен продолжает жить в той же квартире, но теперь управляющая компания установила общедомовой прибор учета электроэнергии. За месяц дом потребил 1600 кВт⋅ч, из которых 900 кВт⋅ч были израсходованы в индивидуальных помещениях, а остальные 700 кВт⋅ч на общедомовые нужды. Семен потратил 60 кВт⋅ч.

(43 м²/1400 м²) х 700 кВт = 21,5 кВт⋅ч – расход электроэнергии на общедомовые нужды.

21.5 кВт⋅ч + 60 кВт⋅ч = 81,5 кВт⋅ч – общий расход электроэнергии.

При тарифе 3,52 р./кВт⋅ч Семен платит:

Без общедомового счетчика: Со счетчиком:
403,7 рубля в месяц;
4 844,9 рубля в год.
286,9 рубля в месяц;
3 442,6 рубля в год.

На примере Семена экономия не существенна. Но для девятиэтажного дома с шестью подъездами по сорок квартир в каждом, экономия станет значительной. При одинаковых показаниях в квартирах, разница между платежами равна 336 552 рубля в год.

Правила установки общедомового прибора учета электроэнергии

Порядок установки приборов учета регулируется Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

После 1 июля 2013 года обязанность РСО установить общедомовой счетчик остается в силе. Согласно приказу, чтобы организовать установку общедомового прибора учета электроэнергии, управляющая компания или собственники отправляют письменную заявку в РСО. К заявке прикрепляют следующие документы:

  1. Копии документов, подтверждающих право собственности;
  2. Копии учредительных документов;
  3. Копию свидетельства о государственной регистрации;
  4. Копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;
  5. Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

В течение десяти дней после получения заявки и документов РСО осматривает объект и не позже пятнадцати дней после осмотра отправляет проект договора. Получив договор, заказчик подписывает его за пятнадцать дней и отправляет обратно в РСО.

Отказ или уклонение ресурсоснабжающей организации от установки общедомового прибора учета электроэнергии – это повод привлечь к административной ответственности (п. 12 ст. 9.16 КоАП).

Преимущества прибора учета электроэнергии

  • Потери на магистралях и расчет по нормативам – это дорого. Общедомовой прибор учета электроэнергии экономит деньги.
  • Если установка счетчика просрочена, РСО обязана установить счетчик. Ни собственники, ни ресурсоснабжающая организация не вправе отказаться от установки.
  • Собственники оплачивают установку соразмерно площади квартиры или нежилого помещения. Платят единым платежом или в рассрочку на пять лет.

Общедомовые приборы учета снижают потери ресурса и денег. Беспроводной учет упрощает сбор показаний и совершенствует контроль потребления. «СТРИЖ» быстро и за разумный бюджет разворачивает системы учета с удаленным сбором данных. Они фиксируют потери в магистралях, снижают размер платежей и упрощают сбор показаний.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

Установка общедомовых приборов учета на домах – сегодня не прихоть, а необходимость. Соответствующий закон действует без малого шесть лет, но снабжение приборами многоквартирных домов идет очень медленными темпами.

С начала 2015 года процесс решено было ускорить: правительство издало закон о том, что при отсутствии ОДПУ к потребителям будут применяться повышающие коэффициенты.

Какие виды ОДПУ устанавливаются в многоквартирных домах?

Чаще всего общедомовые приборы учета используются для горячей и холодной воды, тепловой энергии и электричества. Монтируются они в технических помещениях, недоступных простым гражданам во избежание повреждений: в подвалах, подсобных комнатах.

На сегодняшний день приборы устанавливаются на следующие виды ресурсов:

  1. Тепловая энергия – тахометрический, вихревой, ультразвуковой, электромагнитный. Устанавливать их в России начали с 2009 году, после выхода закона о снабжении зданий приборами учета тепловой энергии. Растущие цены также стимулировали население к учету энергии именно таким способом. Коллективный счетчик может быть установлен только по решению собрания жильцов.
  2. Электричество. Бывают индивидуальными, многотарифными. Многотарифный ОДПУ – реальный способ сэкономить на электроэнергии. Принцип его работы таков: в ночное время суток тариф значительно меньше, чем в дневное время. В пиковые часы с 7 до 10 утра и с 5 до 9 вечера оплата по тарифу возрастает.
  3. Холодная и горячая вода. Учитывает объем потребленной воды в расчете на всех фактически проживающих жильцов, а не только прописанных в квартире.

Обязательно ли устанавливать?

Установка общедомовых приборов учета является обязательной в России. Вышедший в 2009 году закон №261-ФЗ обязывает жильцов многоквартирного дома устанавливать их в целях повышения энергосбережения.

Правило касается учета воды, электроэнергии и тепловой энергию.

Хотя в законе и была указана конечная дата установки – 30.06.2012, сегодня еще очень многие дома не оборудованы необходимыми приборами учета.

С начала 2015 года будет применяться новое правило — если в многоквартирном доме есть техническая возможность установить общедомовой прибор учета, а счетчик не установлен — при начислении сумм к оплате будут использоваться повышающие коэффициенты.

Эти средства в размере 10–60% от нормативов (повышающие коэффициенты) как раз и должны быть направлены на установку приборов учета.

Цель оборудования многоквартирных домов ОДПУ – повышение сбережения природных ресурсов.

Так, если в квартире прописан один человек и по ПУ воды он оплачивает только за одного жильца, а если проживает шестеро человек, получается колоссальный перерасход воды, особенно в пределах страны в целом.

Соизмерение показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета с общедомовыми как раз и призвано «уловить» эту разницу, то есть, провести мониторинг расхода ресурсов.

Расчет тарифов за потребленные коммунальные услуги в местах общего пользования

Места общего пользования в доме – подъезд, подвал, кладовая, лестничная клетка. В коммунальной квартире – кухня, коридор, ванная. Фактически это любое место на территории дома, к которому имеют доступ все жильцы.

Общественные места освещаются и отапливаются (иногда), а плату за это обязаны вносить все жильцы дома.

В «Правилах предоставления коммунальных услуг» №307 сказано, что расчет производится по формуле:

С(общ) = П * Т – С(инд),

где:

С(общ) – плата за коммунальную услугу в местах общего пользования;
П — показания общедомового счетчика;
Т — действующий в конкретном регионе тариф на определенную услугу;
С(инд) — плата жильцов по квартирным счетчикам.

Полученная разница в киловаттах, кубических метрах и будет являться суммой к оплате всеми жильцами. Поэтому сумму делят на всех собственников жилья в многоквартирном доме.

Применяется коэффициент: объем ресурса, израсходованный на нужды дома, делится на количество ресурса, потребленного жильцами в совокупности по их квартирным счетчикам.

Коэффициент используется в начислении платежа в каждой квартире. Соответственно, чем больше тратят ресурса жильцы, тем выше будет коэффициент и оплата по ОДПУ.

Разница в тарифах при наличии или отсутствии ОДПУ

С начала 2015 года к потребителям, дома которых не оборудованы ОДПУ, будут применяться повышающие коэффициенты. Сегодня коэффициент этот равен 1,1, а уже с января 2017 года он поднимется до 1,5.

Сумма к оплате конкретным потребителем будет считаться следующим образом: «старый», ранее действующий норматив потребления ресурса будет умножен на повышающий коэффициент. Соответственно, в конце 2017 года сумма платежа увеличится на 60%.

Единственная оговорка — повышающие коэффициенты использоваться не будут в домах, в которых установка общедомовых приборов учета невозможна по техническим причинам. Это должно быть подтверждено актом обследования.

Причинами невозможности монтажа ОДПУ является аварийность дома, неподходящая инженерная сеть и так далее.

К установившим ОДПУ в соответствии с законом жильцам коэффициенты не применяются.

Алгоритм начисления платежа по отношению к ним следующий: к сумме, начисленной по показаниям квартирного счетчика, прибавляется часть суммы, рассчитанной по коллективному прибору учета, то есть, потраченной на общедомовые нужды.

Порядок проверки и замены приборов учета

Коллективные счетчики можно смело отнести к общей собственности все жильцов дома, поэтому и ответственность за их проверку и замену жильцы несут тоже коллективно.

Но не самостоятельно, а посредством управляющей компании дома. Осуществлять проверку общедомовых приборов учета может любая фирма, имеющая соответственную квалификацию, к услугам которой решит прибегнуть УК.

Обслуживание приборов учета на доме состоит из нескольких этапов:

  • осмотр ОДПУ;
  • ремонт в случае повреждения, естественного износа, выхода из строя отдельных деталей;
  • сверка показаний с реально существующими.

После проверки составляется акт. Подписывают документ две стороны: управляющая компания (выступающая от лица жильцов дома) и проверяющий ОДПУ.

В акте должны быть отражены все поломки, причины отклонения от заданных параметров, способы их устранения. Обязательно указывается, кто именно должен исправить найденные нарушения.

Ответственность за содержание коллективного прибора учета лежит на управляющей компании. Затраты на содержание ПУ УК «раскидывает» на всех жильцов дома в части ежемесячной платы.

Но, если ОДПУ оборудован автоматической системой снятия показаний, за это обязана платить компания-поставщик услуг. Такую систему устанавливает поставщик за свои средства и своими силами. Задача жильцов – не препятствовать установке.

Общедомовой прибор учета электроэнергии

Вопросы

1. Есть ли реестр допустимых к установке общедомовых приборов учета электроэнергии?

1.1. Добрый день. В соответствии с пунктом 138 Основных положений о функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее — Основные положения) для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу настоящего документа, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше.
При этом, согласно пункту 142 приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138, используемые гражданами на дату вступления в силу Основных положений, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 Основных положений.

2. Кто отвечает за исправность общедомовых приборов учета электроэнергии?

2.1. Кто отвечает за исправность общедомовых приборов учета электроэнергии?
—УК или ТСН и отвечает.

3. В общежитии установлен общедомовой прибор учета электроэнергии. Правомерно ли начисление с повышающим коэффициентом?

3.1. Иногда да.
Правила
предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354)
60. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

4. В мкд установлен общедомовой прибор учета с модемом по электроэнергии. Правомерно ли начисление ОДН норматив с повышающим коэффициентом при отсутствии показания (модем не сработал)?

4.1. Правомерно
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г. № 19506-00/04 О применении повышающих коэффициентов при оплате стоимости тепловой энергии
26 июля 2017
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета, используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего: вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354).
В случаях, установленных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраль 2012 № 124 (далее — Правила № 124), с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. № 1498, стоимость поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунального ресурса определяется с применением повышающего коэффициента.
Пунктами 42, 43, 60, 60 (1), 62, 81 (11), 85 (3) Правил № 354 предусмотрены случаи применения повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги.
Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона).

5. Общедомовую электроэнергию энергоснабжщая организация выставляет к оплате управляющей компании. Если истёк срок госповерки общедомового прибора учета электрической энергии, то Расчет потреблённой электроэнергии производится сразу по нормативу или первые три месяца из расчета среднего потребления за 6 месяцев? Можете ли дать и ссылку на закон? Заранее благодарю.

5.1. Если срок поверки истёк, то расчёт производится за 6 месяцев сразу по нормативу. 354 постановление.

6. В многоквартирном доме есть и общедомовые приборы учета эл.энергии и воды и индивидуальные (в каждой квартире)-но квартплата начисляется с общей площади квартир-даже уборка лестничных клеток и мусорокамер, уборка придомовой территории да и все-все начисляется с кв.м квартир, даже электроэнергия-(освещение мест общего пользования)-законно ли это,

6.1. Здравствуйте.
Да, это законно.

7. Электроэнергию ОДН оплачиваем по нормативу. УК выставила долг за предыдущий период равный порядка 25 кратной сумме ежемесячного платежа по данной услуге. Объясняет это якобы долгом между начислением по нормативу за электроэнергию ОДН и фактом показаний общедомового прибора учета. Правомочны ли действия УК?

7.1. Норматив и показания счетчика одновременно считаться не могут, если считается норматив, то счетчик не применяется.
Другой вопрос за что норматив, есть ли счетчик лично Ваш?! Если лично вашего счетчика нет, то вы платите по нормативу и так и так.

8. Обязана ли я платить за установку общедомового прибора учета электроэнергии. Если на момент установки его квартира находилась в собственности государства.

8.1. Права и обязанности МО как собственника жилого помещения регулируются договором социального найма вашего жилого помещения.
Как правило в типовых договорах указывается обязанность МО как
собственника нести расходы по содержанию общедомового имущества.
Обязанность установки и оплаты работ лежит на МО как собственнике.

9. По Постановлению письма Минстроя РФ с 1 января 2017 года энергоресурсы МОП стали расчитываться по нормативам. Мой дом оборудован всеми общедомовыми приборами учета, после вступления в силу ФЗ 258 от 29.7.2017. было решение ОСС переходить на показания приборов учета. Дожна ли УК сделать перечасчет за весь период расчета по нормативам и фактическими затратами? Так перерасход оплаты за электроэнергию составил около 100000 рублей. С уважением Толкунова татьяна Николаевна.

9.1. Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
На основании ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
Таким образом, отсутствие в спорный период письменного договора энергоснабжения сторон не освобождает ответчика от обязанности оплатить фактически поставленный ресурс в многоквартирные жилые дома, управляемые ООО «Партнер», в том числе и на освещение мест общего пользования.
Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354), распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

9.2. Со дня принятия соответствующего решения общим собранием УК должна производить расчет по общедомовым счетчикам.
Перерасчет платы возможен на основании ч. 9.2. ст. 156 ЖК РФ:
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанная редакция п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ о возможности перерасчета введена 29.07.2017 и действует с 10.08.2017. За предшествующие периоды перерасчет невозможен.

О составе общего имущества

Для того чтобы обеспечить безопасность и надлежащие условия проживания в многоквартирном доме, предусматривается освещение помещений общего пользования. Затраченная электроэнергия на общедомовые нужды должна учитываться для оплаты в пользу электроснабжающей компании.

Следуя Правилам содержания общего имущества от 13.08.2006 г. (согласно Постановлению № 491 Правительства РФ), составим перечень следующих объектов.

  1. Помещения, расположенные за пределами жилой зоны: холлы, лестничные пролеты и площадки, лифтовые кабины, техэтажи, подвалы, колясочные, котельные, бойлерные, электрощитовые, мастерские, гаражи и т.п;
  2. Кровельные конструкции;
  3. Ограждающие и несущие конструкции;
  4. Санитарно-технические помещения, противопожарные, вентиляционные шахты, бомбоубежища;
  5. Прилегающие территории, ворота, подъезды;
  6. Спортивные и детские площадки, автопарковки (на прилегающей к дому территории), сторожки.

Сумма расходов на общие нужды может возрасти в случае возникновения непредвиденных ситуаций. К примеру, если для ликвидации аварии или для выполнения ремонтных работ необходимо задействовать оборудование, потребляющее электроэнергию. Кроме того, следует учитывать изменения в нормативе, предусматривающие рост потребления электроэнергии.

Порядок установки

Устанавливается общий счетчик в электрощитовой, на вводе в дом. Монтаж осуществляется специалистами, имеющими соответствующие допуски и квалификацию. Правила установки ОДПУ предписывают следующие возможности для монтажа приборов учета.

  1. На собрании жильцов дома принимается решение о сборе необходимых средств для приобретения и установки общедомового прибора учета электроэнергии. Решение, принятое большинством голосов, обязательно к выполнению несогласными. Активистам следует разъяснить важность и экономическую целесообразность сбора средств. Оплата за монтажные работы производится по статье расходов на текущий ремонт.
  2. В том случае, если совет жильцов не активен, управляющая компания принимает самостоятельное решение по выделению средств на общий счетчик. Возможно частичное финансирование за счет потребителя либо в рассрочку.
  3. При несогласованности сторон (управляющей компании и собственников недвижимости) энергоснабжающая организация разрабатывает правила, по которому в дальнейшем будет учитываться общедомовое потребление электроэнергии. Управляющей компании предоставляется документ, в котором указывается тип счетчика, который будет устанавливаться. Энергоснабжающая организация выполняет монтаж своими силами, компенсация расходов будет производиться за счет владельцев жилья. Возможна рассрочка с выплатой в течение 5 лет, но с процентами, согласованными с Центробанком РФ.

Отказ от установки общедомового счетчика повлечет за собой санкции, предусмотренные Административным кодексом. Отказ владельцев недвижимости от оплаты за установку прибора учета электроэнергии грозит судебным разбирательством. Проигравшая сторона оплачивает судебные расходы.

Стоимость общедомового счетчика

1. Берется НДС с оплаты обслуживания общедомового счетчика тепла жителями дома.

1.1. НЕТ, браться не должен

2. У нас в доме установили общедомовые счетчики воды и стоимость раскидали на всех жильцов, но у меня в квартире стоит счетчик воды, должна ли я платить за общедомовой?

2.1. Уважаемая Елена, Вы должны платить за общедомовые расходы так как у вас там есть тоже доля.

3. Эдравствуйте! Подошло время проверки общедомовых счетчиков, за это выставили стоимость 27000 рулей Квартир у нас мало — весь первый этаж магазины. Может кто-то сказать из чего складывается такая дикая сумма? Обязан кто-то предоставить такую информацию? И, вообще, у меня счетчики в квартире. За что я плачу по огббщедомовым? Спасибо заранее.

3.1. Здравствуйте!
Общедомовые приборы учета вводятся как для целей ресосбережения (чтобы была информация об общем объеме потребленных ресурсов), так и для того, чтобы можно было по показаниям общедомовых приборов вычислить утечку ресурса, например в подвале. Кроме того, общедомовой учет позволяет более точно оценивать общее потребление ресурсов.
Теперь по сути Вашей проблемы:
Размер платы за коммунальный ресурс по общедомовому прибору учета определяется по формуле: объем поставленного коммунального ресурса за расчетный период (обычно 1 месяц) умножается на тариф.
Предварительно назвать причину такой большой платы достаточно трудно, но Вы как потребитель, вправе потребовать от Вашей Управляющей компании сведения о показаниях приборов учета. Такие сведения Вам обязаны предоставить в течение 1 месяца со дня требования.
Вся эта информация содержится в Постановлении Правительства 06.05.2011 N 354.

4. Имеют ли право представители управляющей компании не согласовывать стоимость общедомового прибора учета тепла в многоквартирном доме? Просто ставить собственников перед фактом и выставлять счет.
Компания отказывается предоставить смету. И возможен ли выбор счетчика с учетом мнения собственников?
Спасибо.

4.1. Общедомовые приборы учёта тепла нужно установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ. Обязанность по их установке лежит на собственниках помещений в МКД.
Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности. Одно из таких требований – установка общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах.
Ситуация с ОДПУ тепловой энергии сложилась особая: до выхода Федерального закона от 29.07.2017 № 279-ФЗ общедомовыми приборами учёта теплоэнергии можно было не оснащать дома, потребление теплоэнергии в которых составляло более 0,2 Гкал/час. Однако с 31 июля 2017 года обязанность устанавливать ОДПУ тепла закреплена за всеми МКД независимо от объёма потребления ресурса (ч. 8 ст. 13 № 261-ФЗ).
Решение об установке ОДПУ принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Инициировать такое собрание может как управляющая организация, чтобы уведомить собственников о необходимости установить прибор учёта и решить вопросы о его установке, так и собственники помещений в МКД. На собрании рекомендуем обсудить вопросы о:
способе установки прибора учёта – силами РСО или подрядной организации;
сроках установки прибора учёта;
размере взноса на его установку и ввод в эксплуатацию;
способе финансирования – единым платежом или в рассрочку. Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта теплоэнергии собственникам помещений в МКД необходимо в срок до 1 января 2018 года, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
В соответствии с ч. 10 ст. 13 № 261-ФЗ до 1 июля 2018 года ресурсоснабжающие организации обязаны довести до сведения УО информацию о необходимости установить приборы учёта тепла в домах, в которых ОДПУ тепловой энергии ещё не установлены. Несоблюдение этого требования грозит РСО штрафом от 100 000 до 150 000 рублей (ч. 6 ст. 9.16 КоАП РФ).
Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, в свою очередь, обязаны сообщить эти сведения собственникам до 31 декабря 2018 года (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ). Если этого не сделать, УО получит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ).
Если собственники не обратят внимания на уведомления управляющей организации и не установят ОДПУ теплоэнергии, ресурсоснабжающая организация установит его самостоятельно до 1 января 2021 года. Оплачивать установку будут собственники помещений в МКД.
В случае принудительной установки ресурсоснабжающей организацией ОДПУ теплоэнергии, собственники помещений не смогут заранее согласовать с РСО стоимость прибора, его установки, ввода в эксплуатацию и порядка расчётов за его установку. Жители будут расплачиваться за установку прибора в течение пяти лет, при этом размер выплат будет учитывать ставку рефинансирования. В итоге может получиться так, что за принудительную установку ОДПУ жители заплатят на порядок больше.
Из чего следует, что действия управляющей компании незаконны.

5. Должны ли платить за установку общедомового эл.счетчика жильцы муниципальных квартир? И где узнать сколько стоит этот счетчик вместе с установкой. Существует ли фиксированная стоимость данного прибора?

5.1. Обязанность по установке общедомовых приборов учета в силу Федерального закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности возложена на собственников квартир в многоквартирном доме.
Таким образом, если квартира является муниципальной собственностью, то расходы по установке общедомового прибора учета должен оплачивать муниципалитет в лице уполномоченных органов.

6. В квитанцию об оплате ЖКХ внесли стоимость замены общедомовых счетчиков учета гор. и хол. воды. Правомерны ли действия управляющей компании? Дому 5 лет, платим ежемесячно сборы на кап. ремонт.

6.1. Плата для собственников жилых помещений в многоквартирном доме может включать в себя:
— плата за обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома;
— плату за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (на основании решения собрания собственников);
— плату за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (на основании решения собрания собственников)
— плату за коммунальные услуги.
Текущий ремонт, капитальный ремонт, период выполнения работ, размер и график платежей на текущий ремонт и источник финансирования утверждаются собственниками на общем собрании. Если счетчики были на гарантии, то это заменить их должны были по гарантии. Если же Вам выставили счет в квитанции, следует обратить в УК с заявлением о предоставлении протокола общего собрания, где утверждалось финансирование на замену данных ОДПУ.

7. В праве ли управляющая компания брать оплату за установку общедомового счетчика на воду стоимостью в несколько миллионов руб. (для мытья полов в подъезде)

7.1. Здравствуйте! Если прибор учета был установлен по инициативе Управляющей организации, то Ук не вправе обрать деньги за его установку. Такое возможно только в случае если собственники на общем собрании собственников приняли решение об установке ОДПУ.

7.2. 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
11 ноября 2009 года
Одобрен
Советом Федерации
18 ноября 2009 года
Статья 13. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы
1. Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 466-ФЗ)
2. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
3. До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
4. До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
5. До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ)
5.1. До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 197-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Действие положений части 5.2 статьи 13 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
5.2. Обязанность, предусмотренная частью 5.1 настоящей статьи, не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
6. До 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ)
6.1. До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 6 настоящей статьи и объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения, принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) и подключенными к системе централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку на указанных объектах коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 197-ФЗ)
7. Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 — 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ)
8. Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
9. С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином — собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином — собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ)
10. До 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма (прим. — про содержание формы смотри файл «форма уведомления») предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа.
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ)
11. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части.
12. До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане — собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 03.07.2016 N 269-ФЗ)
из вашего вопроса не ясно на каком основании они это сделали.

8. У нас в Климовске установили в доме общедомовые счетчики воды и отопления и расходы повесили на жильцов, теперь каждый месяц добавляют в платежку оплату этой установки счетчиков. При этом стоимость установки счетчика 150000 руб! Одного счетчика! Счетчик стоит максимум 20000 руб. Как выяснить за что такая стоимость установки?

8.1. Добрый вечер.
Вы имеете право ознакомиться с копией договора, на основании которого были установлены приборы учета, а также с платежными документами, актами выполненных работ. Обратитесь письменно в управляющую компанию.

admin