Общая характеристика новых пенсионных законов

Реализация основных концептуальных положений рассмотренной выше Стратегии будет осуществляться в процессе применения норм новых пенсионных законов, принятых в конце 2013 г.

Общая характеристика пенсионного законодательства в Российской Федерации

как логического завершения острейших дискуссий, проходивших в процессе обсуждения основных направлений реформирования страховой пенсионной системы.

Одним из основных среди этих законов является Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. № 400 –ФЗ ʼʼО страховых пенсияхʼʼ, который вступает в силу с 1 января 2015 г. (за исключением частей 14 и 15 ст. 17, предусматривающих повышение страховой пенсии по старости и по инвалидности на 25% суммы фиксированной выплаты лицам из числа тех, кто проработал не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, прекратил работу и проживает в сельской местности). Части 14 и 15 ст.17 вступают в силу с 1 января 2016 г.

Со дня вступления в силу данного Закона не применяется Федеральный Закон от 17 декабря 2001 г. ʼʼО трудовых пенсиях в РФʼʼ за исключением тех норм, которые регулируют исчисление размеров трудовых пенсий и подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом ʼʼО страховых пенсияхʼʼ.

Обращает на себя внимание несоответствие содержания Закона о страховых пенсиях заявленной им цели, под которой понимается ʼʼзащита прав граждан на страховую пенсию, с учетом социальной значимости трудовой и инои̌ общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспеченияʼʼ. Анализ норм данного Закона свидетельствует о том, что главной ᴇᴦο целью была ʼʼоптимизацияʼʼ расходов на пенсионное обеспечение, то есть их сокращение, что объективно исключает возможность достижения названной выше цели.

Остановимся на тех основных положениях, реализация которых позволит государству ʼʼоптимизироватьʼʼ указанные выше расходы.

Изменены условия назначения страховой пенсии по старости. При сохранении прежнего пенсионного возраста (для мужчин 60 лет, а для женщин – 55 лет), увеличена продолжительность страхового стажа, необходимого для вхождения в страховую пенсионную систему. Вместо требуемых в настоящее время 5 лет он постепенно будет увеличен до 15 лет. В 2015 году ᴇᴦο продолжительность составит уже 6 лет, а начиная с 1 января 2016 г. будет ежегодно увеличиваться на один год. При этом требуемая продолжительность страхового стажа станет определяться на день достижения пенсионного возраста.

Общая характеристика нормативных актов, регулирующих пенсионное обеспечение.

Прежде чем рассматривать конкретные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения, необходимо в общем виде представить себе:

— систему законодательных актов, действующих в данной сфере;

— основные вопросы, которые ими регулируются;

— а также даты вступления их в силу;

так как при дальнейшем изложении мы будем постоянно использовать эти и другие характеристики данных законов.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Вступил в силу с 1 января 2002 г. (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях», или Закон).

Устанавливает условия и порядок обеспечения граждан трудовыми пенсиями, то есть пенсиями, назначение которых связано с трудовой деятельностью определенной продолжительности, в течение которой гражданами уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12. 2001 года № 166-ФЗ. Вступил в силу 1 января 2002 года.

Устанавливает пенсии, финансирование которых происходит за счет средств федерального бюджета.

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4469-1.

Устанавливает пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца кадровых военнослужащих и иных приравненных к ним лиц.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Вступил в силу 20 декабря 2001 г.

Устанавливает финансовую основу пенсионного обеспечения (совместно с гл. 24 Налогового кодекса РФ «Единый социальный налог»), устанавливает тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Определяет субъектов обязательного пенсионного страхования.

Все работодатели – как организации, так и физические лица – являются страхователями, то есть обязаны уплачивать страховые взносы на своих работников в ПФР. Указанным законом также устанавливается обязанность страховать тех, кто «работает» по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, в том числе по авторскому и лицензионному договору. Обязательное пенсионное страхование распространяется также и на проживающих на

территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Застрахованные лица – те, за кого страховые взносы уплачиваются. Статус застрахованного имеет важное значение при определении права на трудовую пенсию, при подсчете страхового стажа (в том числе, при решении вопроса о включении в него помимо периодов работы иной общественно полезной деятельности). К застрахованным относятся не только работники, но и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты).

Страховщик – им является Пенсионный фонд РФ (далее также – ПФР). Законом устанавливается, что ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-I (с послед. изм. и доп.).

Устанавливает возможность досрочного (снижение пенсионного возраста на 2 года) выхода на пенсию безработным гражданам, которых нет возможности трудоустроить.

Также необходимо обратить внимание на законодательство, которое действовало до принятия ФЗ «О трудовых пенсиях».

Закон РФ «О государственных пенсиях» от 20.11.1990 г. № 340-1 (с послед. изм. и доп.). Отменен с 1 января 2002 г. (далее по тексту – Закон РФ «О государственных пенсиях»).

Устанавливал основные виды пенсий, которые назначались большинству российских граждан: пенсии по старости (в том числе на льготных основаниях и в связи с особыми условиями труда), пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет (за исключением пенсий кадровым военнослужащим и приравненным к ним лицам), социальные пенсии; порядок установления и исчисления трудового стажа; исчисление и назначение пенсий.

О возможности и случаях применения норм Закона РФ «О государственных пенсиях» в настоящее время – см. 5.7.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. Право социального обеспечения

настоящей статьи (Применяются ли старые правила подсчета ОТС, специального трудового стажа и среднемесячного заработка работника и когда?).

Федеральный закон «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ. Действовал с 01.02.1998 г. по 01.01.2002 г.

Устанавливал возможность исчисления государственных пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), при этом изменял порядок подсчета общего трудового стажа.

№ 4.

Реализация основных концептуальных положений рассмотренной выше Стратегии будет осуществляться в процессе применения норм новых пенсионных законов, принятых в конце 2013 г. как логического завершения острейших дискуссий, проходивших в процессе обсуждения основных направлений реформирования страховой пенсионной системы.

Одним из основных среди этих законов является Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях», который вступает в силу с 1 января 2015 г. (за исключением частей 14 и 15 ст. 17, предусматривающих повышение страховой пенсии по старости и по инвалидности на 25% суммы фиксированной выплаты лицам из числа тех, кто проработал не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, прекратил работу и проживает в сельской местности). Части 14 и 15 ст.17 вступают в силу с 1 января 2016 г.

Со дня вступления в силу данного Закона не применяется Федеральный Закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» за исключением тех норм, которые регулируют исчисление размеров трудовых пенсий и подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом «О страховых пенсиях».

Обращает на себя внимание несоответствие содержания Закона о страховых пенсиях заявленной им цели, под которой понимается «защита прав граждан на страховую пенсию, с учетом социальной значимости трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения». Анализ норм данного Закона свидетельствует о том, что главной его целью была «оптимизация» расходов на пенсионное обеспечение, то есть их сокращение, что объективно исключает возможность достижения названной выше цели.

Остановимся на тех основных положениях, реализация которых позволит государству «оптимизировать» указанные выше расходы.

Изменены условия назначения страховой пенсии по старости. При сохранении прежнего пенсионного возраста (для мужчин 60 лет, а для женщин – 55 лет), увеличена продолжительность страхового стажа, необходимого для вхождения в страховую пенсионную систему. Вместо требуемых в настоящее время 5 лет он постепенно будет увеличен до 15 лет. В 2015 году его продолжительность составит уже 6 лет, а начиная с 1 января 2016 г. будет ежегодно увеличиваться на один год.

4.1 Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

При этом требуемая продолжительность страхового стажа станет определяться на день достижения пенсионного возраста.

При определении периодов работы, включаемых в страховой стаж, законодатель проигнорировал соответствующее решение Конституционного Суда РФ и вновь указал, что они включаются в стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР (ст.11 Закона о страховых пенсиях).Следовательно, неуплата недобросовестным работодателем страховых взносов за работника, лишает права последнего на включение в его страховой стаж соответствующего периода и снижает величину индивидуального пенсионного коэффициента. Это не согласуется с одним из основных положений: работники по найму подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) в силу закона, а не в силу уплаты за них работодателем страховых взносов.

Среди иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, повышена продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.Продолжительность указанного периода увеличена на 1,5 года по сравнению с той, которая была ранее установлена, начиная с 1 января 2014 г. (4,5 года) Законом о трудовых пенсиях в РФ.

Вводится новое дополнительное условие, необходимое для возникновения права на страховую пенсию по старости, — наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Закон о страховых пенсияхсохранил досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с занятостью на определенных видах работ, указанных в п.1 – 18 части первой ст. 30.Названные периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в специальный страховой стаж, во-первых, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам, предусмотренным Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, и, во-вторых, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. 1 -18 ст.30 Закона о страховых пенсиях, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».Закон предоставляет работнику право присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте и обжаловать ее результаты, если он с ними не согласен.

В соответствии с классификацией условий труда они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда отнесены к 3 классу, а опасные к 4 классу (ст. 14 Закона). Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, отражается в лицевом счете застрахованного в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (подп.10.1 п.2 ст.6). Указанные сведения и являются документальным доказательством, на основании которых названные работы включаются в специальный страховой стаж.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2631 | Нарушение авторского права страницы

Общая характеристика пенсионных правоотношений, основные нормативно-правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение граждан в современной России

В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации — совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, — состоит из следующих частей.

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, которая за счет сумм единого социального налога обеспечивает предоставление базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за счет ассигнований из федерального бюджета — социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и государственных пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, которая за счет обязательных страховых взносов обеспечивает предоставление страховой части трудовых пенсий инвалидам и членам семьи умершего кормильца, а также страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам по достижении ими пенсионного возраста.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение — часть пенсионной системы, которая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию обеспечивает предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц, а также доплат к пенсиям за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств организаций.

Законодательная база новой пенсионной системы

Структура новой пенсионной системы определила перечень первоочередных законов по пенсионной реформе, принятых в 2001 г., и предметы их правового регулирования.

Основным является вступивший в силу с 1 января 2002 г. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующий условия и нормы предоставления трудовых пенсий. В связи с его введением в действие утратили силу Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".

Следующий по важности закон из "пакета" пенсионной реформы — это Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который также вступил в силу с 1 января 2002 г.

Этот закон регулирует условия и нормы предоставления за счет средств федерального бюджета социальных пенсий, пенсий "чернобыльцам", военнослужащим срочной службы и государственным служащим, а также кодифицирует нормы пенсионного обеспечения "кадровых" военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Еще один закон — Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" — определяет права и обязанности страхователей, застрахованных лиц и страховщиков, порядок уплаты взносов и их ставки в зависимости от возраста застрахованного лица и вида деятельности.

Порядок инвестирования средств обязательных пенсионных накоплений, а также предоставления профессиональных пенсий по условиям труда будет установлен в отдельных законах, которые предусматривается принять в 2002 г. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение регулируется действующими законами. Среди них — Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Действуют и другие ранее принятые нормативные правовые акты.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и актами организаций. Эта норма предусмотрена Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". На практике собственники средств (организации или органы власти), как правило, принимают решения (на определенный срок, например на год) об установлении доплат к пенсии ветеранам производства, всем жителям территории или их отдельным категориям. Эти доплаты к пенсии устанавливаются в размере, определяемом собственником средств (в фиксированном размере, в размере доплаты до уровня "социального минимума" и т. п.).

Основные виды социального прогнозирования, типы и этапы разработки прогноза

Разрабатываются классификации видов прогнозов по различным признакам. Одна из таких классификаций представлена в таблице:

Виды и назначения прогнозов Таблица 2

№ п/п Классификационный признак Вид прогноза Комментарий (назначение прогноза, его содержание)
Содержание прогноза Поисковый Прогноз, содержанием которого является определение: — возможных состояний объекта прогнозирования в будущем
Нормативный — путей и сроков достижения возможных состояний (принимаемых в качестве заданных)
Комплексный Прогноз, содержащий элементы поискового и нормативного прогнозов.
Характер отражаемых свойств Количественный Прогноз, который базируется на: — количественных показателях
Качественный — качественных показателях
Системный — системном представлении объекта прогнозирования
Дискретность представления результата Интервальный Прогноз, результат которого представлен в виде: — доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза
Точечный — единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала
Период упреждения Оперативный Прогноз с периодом упреждения для объектов прогнозирования: — до 1 месяца
Краткосрочный — от 1 месяца до 1 года
Среднесрочный — от 1 года до 5 лет
Долгосрочный — от 5 до 15 лет
Дальнесрочный свыше 15 лет
Количество прогнозируемых характеристик Одномерный Прогноз содержит: — одну качественную или количественную характеристику объекта прогнозирования
Многомерный — несколько качественных или количественных характеристик объекта прогнозирования
Ареал государства (государств) Локальный Прогноз, относящийся к: — части региона данного государства
Региональный — региону данного государства
Межрегиональный — нескольким регионам данного государства
Общегосударственный — государству в целом
Межгосударственный — нескольким государствам
Глобальный — Земле и Человечеству в целом
Структура народного хозяйства Отраслевой Прогноз, относящийся к: — какой-либо отрасли
Межотраслевой — нескольким отраслям
Территориально-производственный — территориально-производственным образованиям

Деление на этапы связано со спецификой построения систематизированного описания объекта прогнозирования, сбором данных прогнозного фона, с построением поисковой и нормативной моделей, верификацией прогноза.

Особое место занимает прогнозная ориентация, предшествующая операциям собственно прогнозирования, а также разработка рекомендаций для целеполагания, планирования, программирования, проектирования, т.е. для управления на основе данных, полученных в результате прогнозирования.

Прогнозирование описывает далеко не все, а только те возможные состояния объекта, которые определены потребностями планирования, — заданием на прогноз. Планирование и прогнозирование, рассматривающие один и тот же объект, являются взаимосвязанными процессами: планирование определяет содержание первых двух этапов прогнозирования – предпрогнозной ориентации и разработки задания на прогноз.

Вообще, процесс прогнозирования в наиболее общем виде включает 8 этапов. 1. Предпрогнозная ориентация — совокупность работ, предшествующих разработке задания на прогноз и включающих: а) определение объекта; б) цели и задачи прогнозирования; в) период основания и г) период упреждения прогноза. 2. Разработка задания на прогноз, т. е. такого документа, который определяет цели и задачи прогноза и регламентирует порядок его разработки. 3. Прогнозная ретроспекция — исследование истории развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания. 4. Прогнозный диагноз — исследование систематизированного описания объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденции их развития и выбора (разработки) моделей и методов прогнозирования. 5. Прогнозная проспекция — разработка прогноза по результатам прогнозного диагноза. 6. Верификация прогноза — оценка достоверности и точности прогноза или проверка его обоснованности. 7. Корректировка прогноза — уточнение прогноза на основании его верификации и/или дополнительных данных. 8.

Краткая характеристика фз о страховых пенсиях

Синтез прогнозов — разработка системного прогноза.

По другому основные этапы типовой методики прогнозирования выглядят так:

1. Характеристика предпрогнозной ориентации.

2. Осмысление прогнозного фона.

3. Формулирование исходной модели.

4. Построение поискового прогноза.

5. Формулирование нормативного прогноза.

6. Оценка степени достоверности.

7. Выработка рекомендаций.

Читайте также:


admin