Образовательная деятельность без лицензии

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Допустимо ли осуществление образовательной деятельности в отсутствие лицензии? Какие виды образовательных услуг не подлежат лицензированию?

В силу п.40 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон №99-ФЗ) лицензированию подлежит образовательная деятельность.

Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ (ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Образовательная деятельность лицензируется в порядке, определенном Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966 (далее по тексту — Положение).

Осуществление образовательных услуг без лицензии

А в каких случаях возможно осуществление образовательных услуг без лицензии?

Положением предусмотрен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ.

В Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, включены основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы. Данный перечень включает в себя реализацию:

  • основной общеобразовательной программы дошкольного, начального, основного, среднего общего образования;

  • основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также программы подготовки специалистов среднего звена;

  • основной профессиональной образовательной программы высшего образования;

  • основной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих,

  • программы повышения квалификации рабочих, служащих;

  • дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих, предпрофессиональных программ, а также программ повышения квалификации;

  • дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

А поэтому если компания оказывает данные услуги (например, реализация дополнительных образовательных программ повышения квалификации) без специального разрешения, то привлечение к административной ответственности по п.2 ст.14.1 КоАП РФ правомерно (Постановление АС Дальневосточного округа от 03.06.2015 г. №Ф03-1863/2015).

Важно!

Приведенный Перечень является исчерпывающим. Практически это означает, что не входящие в данный Перечень образовательные услуги лицензированию не подлежат. Например, деятельность в форме разовых лекций, консультаций, тренингов, выставок, конференций, мастер-классов, семинаров, вебинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании.

Таким образом, вывод о том, подлежат или нет оказываемые услуги лицензированию, необходимо делать на основании перечня.

В каких органах можно получить образовательную лицензию?

Осуществляя деятельность, не являющуюся образовательной без лицензии на законных основаниях, налогоплательщики могут столкнуться с налоговыми проблемами в части обоснованности применения льготы НДС. Так, в одном из арбитражных споров налогоплательщику при осуществлении основного вида деятельности — дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию) (ОВВЭД 80.10.1) было отказано в применении льготы в части НДС (ст.149 НК РФ). Однако, суд со ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении ВАС РФ от 28.10.2010 г. №7334/10 отметил, что деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, не являющихся образовательными, не отнесена Законом №99-ФЗ к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Поэтому отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не может служить основанием к отказу учреждению в праве на льготу по НДС (Постановление АС Уральского округа от 03.02.2015 г. №Ф09-9649/14).

Однако в том случае, когда лицензия необходима (например, НКО осуществляла социальную адаптацию детей, имеющих общие нарушения зрения, речи и слуха путем обучения прикладному искусству, творческой деятельности) и в нарушении п.4 ст.52 ГК РФ в уставе НКО осуществление образовательной деятельности в качестве цели не указано, суд может принять решение о ликвидации организации (Апелляционное определение ВС РФ от 14.10.2015 г. №23-АПГ15-1).

Кроме того, осуществление образовательной деятельности без лицензии приводит к административной и уголовной ответственности. Административная ответственность установлена п.2 ст.14.1 КоАП РФ и предусматривает штрафы для граждан от 2 тыс. до 2 тыс. пятисот рублей, на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей и на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.

Уголовная ответственность может наступить в случае, если деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. В этом случае взимается штраф в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (п.1 ст.171 УК РФ).

Статья актуальна на 01.06.2016

Чем грозит нелицензионная деятельность

Размер штрафов за осуществление образовательной деятельности без лицензии предусмотрен в ст. 14.1 КоАП РФ. Денежные штрафы налагаются на:

  • Компанию – в размере 500 минимальных зарплат, или 50 000 рублей.
  • Должностных лиц (директора или главного бухгалтера) – до 5 000 рублей.

Если в процессе деятельности не выполняются условия, при которых организацией получена лицензия, руководящие лица будут оштрафованы.

Наказание для нарушителей

Если последствия осуществления образовательной деятельности без лицензии причинили большой урон гражданам, государству, другим компаниям или связаны с получением больших незаконных прибылей, то возможно:

  • Наложение штрафа до 300 00 рублей.
  • Изъятие зарплаты или иного вида прибыли осужденного в течение 2 лет.
  • Принудительные работы до 240 часов.

Если будет доказан факт, что обучение без лицензии на образовательную деятельность проводилось, то предприятие может быть наказано даже при еще не полученной прибыли. Если фактическая работа компании не имеет доказательств, то причины для привлечения к ответственности отсутствуют.

В случае выявления налоговыми органами компаний, которыми осуществляется образовательная деятельность без лицензии, подаются судебные иски от лица государства (ст. 31 НК РФ) об их ликвидации. Все сделки, заключенные компанией-нарушителем, признаются недействительными, и в пользу государства взыскиваются все незаконно полученные доходы.

За что можно понести уголовную ответственность

Уголовно наказуемым нарушением является отсутствие лицензии при совершении предпринимательской деятельности, если она обязательна либо (при наличии лицензии) в случае нарушения условий ее выдачи, нанесения больших убытков физическим юридическим лицам или государству. Крупной суммой убытков УК РФ (статья 171) определяет сумму выше 200 минимальных окладов, особо крупной – выше 500 минимальных окладов.

Кому не нужно разрешение

У предпринимателей часто возникает вопрос: есть ли виды образовательной деятельности, ведущейся без лицензии?

Существуют два вида безлицензионной деятельности:

  • Индивидуальный предприниматель, лично предоставляющий услуги по обучению и репетиторству. Как только он наймет помощников, для законной деятельности ему потребуется лицензия.
  • Разовые бизнес-тренинги, семинары, лекции.

Все остальные образовательные компании подлежат лицензированию. Лицензия должна быть получена до начала образовательного процесса, иначе компания понесет материальные и моральные убытки. Будут выплачены штрафы, пострадает репутация учебного заведения, а с дальнейшим получением лицензии могут возникнуть проблемы.

Тематические обзоры судебной практики по спорам в сфере образования за 2013-2014 годы

Обзор 5. Образовательная деятельность без лицензии или с нарушением лицензионных требований

В настоящем обзоре представлены решения судов общей юрисдикции ряда субъектов РФ по вопросам, связанным с привлечением образовательных организаций и их должностных лиц к ответственности за ненадлежащее выполнение лицензионных требований и процедуры государственной аккредитации.

Дела первой категории можно условно разделить на две группы: осуществление образовательной деятельности без лицензии, когда такая лицензия необходима, и нарушение образовательной организацией требований выданной ей лицензии.

Осуществление образовательной деятельности без лицензии, когда такая лицензия необходима

Практическое значение данной категории дел состоит в том, что они формируют понятие образовательной деятельности и формулируют конкретные критерии отнесения к ней пограничных видов деятельности, таких как организация досуга или воспитание. Вместе с тем, качество судебных решений в ряде случаев не позволяет эффективно решать данную задачу. Например, Решением Ленинградского областного суда от 15 апреля 2014 г. № 7-512/2014 некоммерческая организация (фонд) привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ за предоставление услуг в сфере образования в форме очного обучения несовершеннолетних при отсутствии лицензии на осуществление образовательной деятельности. В решении не конкретизируется, в чем выражалась деятельность по обучению, какие признаки деятельности позволили суду расценить ее как образовательную.

В качестве примера более конкретного описания совершенного образовательной организацией нарушения можно указать Постановление Астраханского областного суда от 30 апреля 2014 г. № 4а-171/2014. Данным решением реализация муниципальной общеобразовательной школой дополнительных общеобразовательных программ для детей за рамками федеральных государственных образовательных стандартов без указания в лицензии квалифицировано как административное правонарушение по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. В Решении суд перечислил программы, указанные в лицензии и привел перечень дополнительных общеобразовательных программ, реализация которых без лицензии была выявлена в ходе проверки. Суд указал, что ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» требует получения лицензии «по подвидам дополнительного образования».

Несмотря на то, что образовательная организация была признана нарушившей законодательство о лицензировании образовательной деятельности, суд признал правонарушение малозначительным, прекратил производство по делу и ограничился устным замечанием. При принятии данного решения суд учел характер совершенного правонарушения, финансовое положение школы, а также тот факт, что правонарушение совершено впервые, школой подготовлен пакет документов для переоформления лицензии, а правонарушение не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Не всегда попытки образовательной организации получить освобождение ответственности или смягчение наказания оказываются успешными. Суд, как правило, принимает во внимание все обстоятельства дела, включая финансовое положение организации, степень активности должностных лиц организации в ликвидации правонарушения или его недопущения.

Например, Решением Московского городского суда от 20 ноября 2013 г. по делу № 5-3618/13 бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей привлечено к административной ответственности за осуществление образовательного процесса на основании лицензии, которая утратила свое действие. Попытки представителя организации смягчить ответственность на основании того, что директор только что приступил к исполнению своих обязанностей, что он предпринимает все возможные действия к получению лицензии, что школой получено положительное заключение Роспотребнадзора г. Москвы, подана заявка в орган пожарного надзора, готовиться пакет документа для подачи в лицензионный отдел Департамента образования города Москвы, не повлияли на решение суда. Указанные обстоятельства были классифицированы судом как не имеющие юридического значения, поскольку они не исключают вины организации в осуществлении образовательной деятельности без лицензии.

В равной степени безучастным к проблемам вновь назначенного директора оказался Московский городской суд, который в Решении от 08 апреля 2014 г. по делу № 7-1562 привлек нового директора образовательной организации к ответственности за отсутствие у школы лицензии, отметив, что в результате ненадлежащего исполнения новым директором художественной школы возложенных на него должностных обязанностей, связанных с принятием срочных мер к получению лицензии на право осуществления образовательной деятельности, не было обеспечено своевременное лицензирование образовательной деятельности организации. При таких обстоятельствах, судья сделал вывод о наличии в действиях директора состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, указав, что форма вины не влияет на квалификацию противоправных действий, поскольку с субъективной стороны данное правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью. При осуществлении общего руководства деятельностью организации его директор обязан был обеспечить своевременное получение лицензии, предоставляющей право осуществления образовательной деятельности, а также выполнение всех лицензионных требований.

Деятельность по присмотру и уходу за детьми

В судебной практике по новому образовательному законодательству не выработан на данный момент единый подход к определению необходимости лицензирования деятельности по присмотру и уходу как образовательной деятельности.

Например, в Постановлении Саратовского областного суда от 06 июня 2014 г. по делу № 4А-400/14 суд признал, что закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Деятельность по присмотру и уходу за детьми не является образовательной и право на осуществление данной деятельности не требует получения лицензии.

К противоположному выводу пришел Арбитражный суд Свердловской области, который в Решении от 16 июня 2014 г. по делу № А60-15308/2014 привлек частное учреждение к административной ответственности за осуществление образовательного процесса без лицензии: организация осуществляла присмотр и уход за детьми, находящимися в группах дневного пребывания, а также вела воспитательную деятельность, занятия в форме игр.

Адрес, по которому реализуется образовательная деятельность

Суды многократно отмечали, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления соответствующего вида деятельности. При этом адрес должен быть указан в полном соответствии с правоустанавливающими документами. Например, если правильным является написание адреса с указанием номера дома, таким же образом он должен быть указан в лицензии.

Подобное дело было рассмотрено Арбитражным судом Свердловской области. В Решении от 29 октября 2013 г. по делу № А60-34448/2013 суд установил, что в лицензии, выданной детскому саду, была допущена техническая ошибка, а именно: в графе «место нахождения» указан адрес организации без указания номера дом. В связи с обнаружением ошибки детский сад обратился в Министерство образования с заявлением об исправлении технической ошибки. Поскольку законодательством устранение технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим лицензирование, не предусмотрено, детскому саду выдана новая лицензия, действующая бессрочно.

В Решении Московского городского суда от 20 марта 2014 г. по делу № 7-1317/2014 суд привлек НОУ ВПО к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, поскольку в ходе проверки было выявлено, что образовательная деятельность велась не по адресу, указанному в лицензии. Вместе с тем, как отметил суд, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления соответствующего вида деятельности. Осуществление образовательной деятельности по адресу, не указанному в лицензии, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.

Таким образом, во вопросу необходимости реализации образовательной деятельности строго по адресу, на который выдана лицензия, противоречий не возникает. Вместе с тем, существуют спорные ситуации, для которых характерна неопределенность о субъекте ответственности за подобные правонарушения.

В Постановлении Саратовского областного суда от 29 мая 2014 г. по делу № 4А-347/2014 суд установил, что учебный процесс в новом корпусе школы начался согласно приказу начальника управления образования администрации муниципального района, в соответствии с которым директору МОУ СОШ приказано организовать образовательный процесс в новом здании школы, несмотря на его неоднократные обращения о неготовности помещения к организации учебного процесса. Таким образом, вина директора школы в совершении вменяемого ему правонарушения не была доказана и производство по делу было прекращено.

Нарушение образовательной организацией лицензионных требований

В отдельную категорию можно выделить споры, связанные с нарушением лицензионных нормативов и требований. В делах данного вида наибольший интерес представляет перечень действий или бездействий, которые признаются судами лицензионным нарушением. К ним относятся нарушения физических условий реализации образовательного процесса и нарушения требований к определению содержания образования. Приведем несколько примеров.

В Решении Верховного суда Республики Карелия от 01 апреля 2014 г. по делу № 12-47/2014 суд пришел к выводу о том, что образовательное учреждение осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением условий лицензии. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: не подтверждено наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; в договорах на передачу нежилых помещений в безвозмездное пользование учреждению не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче учреждению в качестве объекта безвозмездного пользования; к педагогической деятельности допущены педагоги дополнительного образования, уровень образования и квалификации которых не отвечает квалификационным требованиям по профессии «Педагог дополнительного образования»; в учреждении отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии зданий, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности; не переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с изменением адресов мест осуществления образовательной деятельности.

Решением Московского городского суда от 14 ноября 2013 г. по делу № 7-3477 образовательная организация привлечена к административной ответственности за следующие грубые нарушения лицензионных требований: для ведения образовательной деятельности переданы помещения с обозначением «баня», что противоречит целям и задачам образовательной деятельности; образовательная деятельность ведется в отсутствие заключения органов Государственного пожарного надзора; отсутствуют документы о создании условий обеспечения обучающихся, воспитанников и работников университета питанием; в договоре о медицинском обслуживании отсутствуют сведения о месте оказания медицинских услуг, отсутствует копия лицензии медицинского учреждения; отсутствует применительно к объектам занятий физической культуры копия заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной и копия санитарно-эпидемиологического заключения.

К образовательным организациям дополнительного образования, осуществляющим подготовку водителей, предъявляются особые лицензионные требования. Так, Решением Московского городского суда от 28 февраля 2014 г. по делу № 7-588/14 автошкола была привлечена к ответственности за нарушение лицензионных требований. Проверкой были выявлены грубые нарушения в осуществлении подготовки водителей, в частности, отсутствовали в наличии на праве собственности или ином законном основании, объекты для проведения практических занятий по предмету «Первая медицинская помощь», отсутствовали документы, подтверждающие организацию охраны обучающихся, отсутствовали документы о согласовании дополнительной профессиональной программы подготовки водителей с ГИБДД МВД РФ, о соответствии учебно-материальной базы требованиям, установленным нормативно-правовым актом. Вместе с тем, тот факт, что организация ранее не привлекалась к административной ответственности, был расценен судом как смягчающее обстоятельство и административный штраф был снижен.

В ряде случаев возникает вопрос о нарушении образовательной организацией требований, связанных с определением содержания образовательной деятельности. Например, Московский городской суд в Решении от 14 февраля 2014 г. по делу № 7-368/2014 рассмотрел вопрос о том, требуется ли ежегодное обновление образовательной программы и как оно должно оформляться. Суд пришел к выводу, что законодатель, установив обязанность учебного заведения осуществлять ежегодное обновление образовательных программ, определил дифференциацию такого обновления: в части состава дисциплин (модулей), и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии. При этом, законодатель не установил, что в обязательном порядке содержание всех рабочих программ, входящих в состав основной образовательной программы подлежат ежегодному обновлению. Специалисты вуза всесторонне и в полном объеме изучив программу, могут прийти к выводу о полной ее актуальности и отсутствии необходимости в ее обновлении. В данном случае программу также следует считать обновленной.

Таким образом, проанализировав обстоятельства дела и применимое законодательство, суд пришел к выводу о том, что тот факт, что вуз не обновлял ежегодно образовательные программы, по которым ведется образовательная деятельность, не свидетельствует о нарушении лицензионных требований.

Заключение

В настоящем обзоре были рассмотрены дела, связанные с осуществлением образовательной деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия необходима, дела о нарушении образовательной организацией лицензионных требований, в том числе в связи с реализацией образовательной деятельностью не по адресу, указанному в лицензии.

По всем рассмотренным вопросам судебная практика в российских регионах непротиворечива, за исключением вопроса отнесения к образовательной деятельности, подлежащей лицензированию, деятельности по присмотру и уходу за детьми.

Вызывает интерес тенденция признания судом административного правонарушения малозначительным и прекращения дела по данному основанию. При этом учитываются такие факторы, как характер совершенного правонарушения, финансовое положение, а также тот факт, что правонарушение совершено впервые, а образовательной организацией предприняты необходимые действия по ликвидации нарушения (подготовлен пакет документов для переоформления лицензии), а само правонарушение не причинило вреда и не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Ниже перечислены действия или бездействия, которые в рассмотренных делах квалифицированы судами как грубое нарушение лицензионных требований:

— не подтверждено наличие на праве собственности или ином законном основании помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

— в договорах на передачу нежилых помещений в безвозмездное пользование учреждению не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче учреждению в качестве объекта безвозмездного пользования;

— к педагогической деятельности допущены педагоги дополнительного образования, уровень образования и квалификации которых не отвечает квалификационным требованиям по профессии «Педагог дополнительного образования»;

— в учреждении отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии зданий, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности;

— не переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с изменением адресов мест осуществления образовательной деятельности;

— для ведения образовательной деятельности переданы помещения с обозначением «баня», что противоречит целям и задачам образовательной деятельности;

— образовательная деятельность ведется в отсутствие заключения органов Государственного пожарного надзора;

— отсутствуют документы о создании условий обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием;

— в договоре о медицинском обслуживании отсутствуют сведения о месте оказания медицинских услуг, отсутствует копия лицензии медицинского учреждения;

— отсутствует применительно к объектам занятий физической культуры копия заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной и копия санитарно-эпидемиологического заключения;

— в автошколе отсутствуют в наличии на праве собственности или ином законном основании, объекты для проведения практических занятий по предмету «Первая медицинская помощь», отсутствуют документы, подтверждающие организацию охраны обучающихся, документы о согласовании дополнительной профессиональной программы подготовки водителей с ГИБДД МВД РФ, о соответствии учебно-материальной базы требованиям, установленным нормативно-правовым актом.
——Обзор подготовлен по состоянию судебной практики на 31 июля 2014 года.

Возврат к списку

Лицензирование | 15.08.2019 | 116556

Законодательство, регулирующее в России сферу образовательных услуг, в последние годы весьма существенно изменилось. С одной стороны, теперь обучение могут осуществлять не только государственные учреждения, но и коммерческие организации, с другой же, было введено обязательное лицензирование любой подобной деятельности. Именно поэтому особую актуальность приобрел вопрос, нужна ли образовательная лицензия в том или ином случае.

Законодательные акты, определяющие необходимость образовательной лицензии

Перед тем, как рассмотреть виды услуг, когда нужна лицензия на образовательную деятельность, необходимо перечислить основные законодательные акты, регулирующие сферу образования в настоящее время. К их числу относится:

  • Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, изданный 29.12.2012 года
  • Закон «О лицензировании…» №99-ФЗ, подписанный 04.05.2011 года
  • Постановление Правительства РФ №966, датированное 28.10.2013 года

В первых двух указанных Федеральных Законах содержатся основные положения, регулирующие сферу оказания образовательных услуг. Особенно много нововведений содержит принятый недавно Закон об образовании. Именно в нем содержится утвердительный ответ на актуальный и злободневный вопрос, нужна ли образовательная лицензия.

Разработанное и подписанное несколько позднее Постановление №966 содержит конкретный перечень услуг, когда нужна образовательная лицензия, а также описание случаев, когда ее получение не требуется.

Виды образовательных услуг, при оказании которых нужна лицензия

Указанными выше законодательными актами предусматривается обязательное получение лицензии на образовательную деятельность, если организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному, общему, профессиональному, дополнительному профессиональному образованию или профессиональному обучению. Для более точного представления о конкретных видах образовательной деятельности, которая подлежит лицензированию, следует рассмотреть каждый из них в отдельности.

Дошкольное и среднее общее образование

Вид образовательной деятельности, с которым сталкивается абсолютно каждый человек. После внесения изменений в федеральное законодательство, подобные услуги могут оказывать как некоммерческие, так и коммерческие организации. При этом им требуется обязательное получение лицензии.

Профессиональное образование

Один из самых распространенных видов образовательной услуги. Он включает в себя четыре уровня:

  • среднее профессиональное;
  • высшее с присвоением степени бакалавра;
  • высшее с присвоением степени магистра или специалиста;
  • высшее с подготовкой специалистов высшей категории (аспирантура, стажировка, ординатура).

Профессиональным образованием имеют право заниматься только образовательные организации.

Дополнительное профессиональное образование

Данный вид образовательных услуг могут оказывать только некоммерческие организации. Различают два основных типа образовательных программ, целью которых является:

  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка.

Профессиональное обучение

Образовательные услуги по профессиональному обучению также могут оказываться любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. При этом различают три вида программ:

  • подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям;
  • переподготовка рабочих и служащих;
  • повышение квалификации рабочих и служащих.

Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность.

Случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется

В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.

До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.

В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность представляет собой деятельность по реализации образовательных программ. В рамках перечисленных видов деятельности (разовые лекции, семинары и т.д.) образовательные программы не реализуются, а, следовательно, такая деятельность не может считаться образовательной.

Кроме того, в приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, содержится перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию. Данный перечень является исчерпывающим и в нем отсутствуют услуги по проведению разовых лекций, консультаций и семинаров.

Таким образом, несмотря на отсутствие специальной оговорки (как это было в ранее действующем положении о лицензировании образовательной деятельности), проведение семинаров, консультаций, разовых лекций, как и ранее, не подлежит лицензированию.

admin