Образование арабского халифата

После смерти Мухаммеда арабами управляли халифы. — наследники Пророка. При первых четырех халифах, его ближайших сподвижниках и родственниках, арабы вышли за пределы Аравийского .полуострова и обрушились на Византию и Иран. Главной силой их войска была конница. Арабы завоевали богатейшие византийские провинции — Сирию, Палестину, Египет и огромное Иранское царство. В начале VIII в. в Северной "Африке они подчинили племена берберов и обратили их в ислам.

Арабский халифат

В 711 г. арабы переправились в Европу, на Пиренейский полуостров, и завоевали почти полностью королевство вестготов; Но в дальнейшем, при столкновения с франками (732), арабы были отброшены на юг. На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Завоевав затем Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.
Так в течение VII — первой половины VIII в. возникло огромное государство — Арабский халифат, простиравшееся от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Его столицей стал Дамаск.
В середине VII в. при халифе Али, двоюродном брате Мухаммеда, в стране вспыхнули междоусобицы, приведшие к расколу мусульман на суннитов и шиитов.
Сунниты признают священными книгами не только Коран, но и Сунну — собрание рассказов из жизни Мухаммеда, а также считают, что халиф должен быть главой мусульманской церкви. Шииты отвергают Сунну как священную книгу и требуют, чтобы верующими руководили имамы — духовные наставники из рода Али.
После убийства Али власть захватили халифы из династии Омеиядов, опиравшиеся на суннитов. Шиитское восстание против Омеиядов началось в Средней Азии и перекинулось на Иран и Ирак, чем и воспользовались Аббасиды — потомки дяди Мухаммеда, Аббаса. Войска халифа потерпели поражение, сам халиф бежал в Сирию, а потом в Египет, где и был убит восставшими. Почти все Омейяды были истреблены (один из бежавших Омеиядов создал в Испании самостоятельное арабское государство — Кардовский эмират, с Х в. — Кордовский халифат). В 750 г. власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Иранские землевладельцы, поддержавшие Аббасидов, получили высокие должности в государстве. Они могли занимать даже пост везира — высшего чиновника, помощника халифа.
Вся земля в государстве была собственностью халифа. Эмиры (наместники) из числа его ближайших родственников собирали в провинциях налоги, содержали за счет этого войско, руководили завоевательными походами. Послабления в уплате налогов для мусульман заставляли многих жителей завоеванных стран переходить в ислам. В итоге ее временем ислам приняло большинство населения Сирии, Египта, значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии.
При Аббасидах завоевания арабов почти прекратились: были присоединены лишь острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга ‘Италии. На пересечении торговых путей на реке Тигр была основана новая столица — Багдад, давшая название государству арабов при Аббасйдах — Багдадский халифат. Время его расцвета пришлось на годы правления легендарного Харуна ар-Рашида (766-809), современника Карла Великого.
В VIII-IX вв. по халифату прокатился ряд восстаний. Особенно значительным было движение карматов (одна из ветвей шиитов), которым даже удалось создать свое государство, просуществовавшее около полутора веков.
Огромный халифат недолго оставался единым. Все большую власть в нем приобретали гвардия, набранная из пленных тюрок (выходцев из Средней Азии), и наместники-эмиры, становившиеся независимыми правителями. В IX в. от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран и Афганистан. Под властью халифа находилась лишь Месопотамия, но халиф оставался главою мусульман-суннитов.
В середине XI в. турки-сельджуки (названы так по имени их предводителя Сельджука), захватившие, к тому времени часть Средней Азии, завоевали большую часть владений арабов на Ближнем Востоке. В 1055 г. они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджуков и даровал ему титул султана.

Арабский халифат, как самое процветающее государство Средиземноморья. Особенность объединения племен на Аравийском полуострове. Анализ возведения первой мечети. Определение порядка мусульманского богослужения. Характеристика муджахиров и ансаров.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Эссе

на тему:“Арабский Халифат”

Алматы — 2014

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возникали военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорений и присоединений. Так возникла империя монголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддисткой в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продолжалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период. Исследованию развития мусульманского права, основанного на исламе, посвящено много работ . Так Массэ некоторое внимание уделяет положению населения в Арабском халифата, рассказывает о налоговой системе, об управлении завоеванными территориями.

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, расположенный между Ираном и Северо-Восточной Африкой. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгом отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского».

Арабский Халифат и мусульманское право

Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший вследствие удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого «снизошли откровения», записанные затем в Коране, провозгласил необходимость установления культа единого бога — Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Главой арабов должен был стать пророк — «посланник Аллаха на земле». Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ограничению ростовщичества, установлению милостыни беднякам, освобождению рабов, честности в торговле) вызвали недовольство племенной купеческой знати «откровениями» Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб (позднее — Медина, «город Пророка»). Здесь ему удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, определен порядок мусульманского богослужения. Мухаммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям — иудаизму и христианству, но только подтверждает уточняет их. Однако уже в то время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и «тем, кто имеет власть».

В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры.

Халифат Муджахиров

Мусульманская держава некоторое время после Мухаммеда оставалась теократией в смысле признания ее истинным владением Бога (государственное имущество именовалось Божьим) и в смысле стремления управлять государством по заповедям Бога и примеру его Посланника (пророк именовался также расулом, т.е. посланником). Первое окружение пророка-правителя составлялось из муджахиров (изгнанников, бежавших вместе с пророком из Мекки) и ансаров (помощников), консолидировавшихся в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман — халифов («заместителей пророка»). Первые четыре халифа, так называемые «праведные» халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. Первым главой государства в звании халифа сделался муджахир, богатый купец и друг пророка абу Бакр, управлявший поначалу без визира (верховного чиновника из ансаров). Муджахир Омар принял в свое ведение суд. Другой муджахир, абу Убейда, стал ведать финансами. Этому образцу обособленного ведения административных, судебных и финансовых дел стали подражать в последующем. Омар, уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) правоверных. При нем же было введено летоисчисление от хиджры(переселение в Медину, датированное 622 г.). При Омане была осуществлена канонизация (составлена официальная редакция) текста Корана. арабский халифат мусульманский муджахир

В VII — первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г. Через 30 лет после смерти пророка ислам разделился на три большие секты, или течения, — на суннитов(опиравшихся в богословских и правосудных вопросах на Сунну — сборник преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными последователями и выразителями взглядов пророка, а также более точными исполнителями предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику двух первых халифов — абу Бакра и Омара). В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют 2 периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661-750 гг.), и багдадский, или период правления династии Аббассидов (750-1258 гг.), которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Размещено на Allbest.ru

  • Государство и подданные в Арабском халифате

    Образование Арабского государства (халифата) и история его развития. Арабская культура к началу VII века, религия, социально-экономический кризис. Возникновение ислама, основы его идеологии. Развитие феодальных отношений в Халифате, народные движения.

    реферат , добавлен 04.06.2011

  • Арабское завоевание

    Социально-политическая ситуация в Аравии накануне принятия ислама. Завоевательные походы и образование Арабского государства в VII-VIII вв. Общественно-политическая структура Арабского халифата, включение в его состав Табаристана, Усрушана, Кабулистана.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2015

  • Предки таджиков в период правления Арабского Халифата

    Образование Арабского халифата и становление исламской религии, проповедующей веру в единобожие. Освободительные движения и восстания народов Маверанахра и Хорасана против арабских завоевателей. Идея маздакизма об уничтожении имущественного неравенства.

    реферат , добавлен 23.02.2012

  • Становление Исламской цивилизации

    Образ жизни населения центра Аравийского полуострова. Духовные предпосылки появления новой монотеистической религии. Зарождение исламской цивилизации. Образование арабского государства. Ослабление и распад халифата. Ислам как основа арабской цивилизации.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2018

  • Средневековье как этап всемирной истории

    Общая характеристика становления и развития христианской цивилизации в Европе. Изучение процесса появления ислама и развития арабского халифата. Исследование условий развития средневековых Индии и Китая. Оценка цивилизаций доколумбовой Америки.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2014

  • Арабские завоевания VII-VIII вв.

    Значение арабских завоеваний VI-VII вв. для современного Ближнего Востока. Хиджра и захват Аравийского полуострова. Смерть Мухаммеда и борьба за власть. Войны с Византией и Сасанидами. Междоусобицы VIII в., распад Халифата на Ирак и Юго-Западный Иран.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2012

  • Государство Ливан

    Характеристика географического и экономического положения Ливана в 50-70 годы ХХ ст. Особенности развития внутренней и внешней политической ситуации, кризис демократии и арабского национализма. Воздействие внешних факторов на ливанскую экономику.

    реферат , добавлен 12.03.2012

  • Колониальная политика Великобритании

    Колониальная политика как знак господства группы промышленно-развитых стран над миром. Британская Ост-Индская компания в первой половине XIX века. Внешняя политика Британии на Ближнем Востоке: экспансия на Аравийском полуострове и в Персидском заливе.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2013

  • История халифата

    История жизни и взгляды Мухаммеда – пророка Аллаха. Предпосылки возникновения и история развития халифата на Востоке. Завоевание Индии мусульманским Востоком. Краткая биография Чингисхана – Владыки Преисподней. Правление и военные походы Искандера Сани.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2009

  • Древние арабы

    Первые арабские государственные образования в Центральной Аравии. Арабский халифат (632-750 гг.). Колониальные захваты. Версии о происхождении Арабов как общности. Предпосылки возникновения ислама. Мекка — место паломничества. Интересные факты об арабах.

    реферат , добавлен 04.01.2012

  • АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

    Государственность у арабов (самоназвание – аль-араб) зародилась и сложилась на Аравийском полуострове. В VI веке Аравия представляла собой ряд независимых дофеодальных государств. Аравийские племена подразделялись на южноарабских (йеменские) и североарабских.

    На западе Аравии важнейшим городом становится Мекка – важный перекресток караванных путей из Йемена в Сирию, расцветший за счёт транзитной торговли. Здесь находился общеарабский храм – кааба (ʼʼкубʼʼ, т. к. был похож на куб).

    Процесс феодализации в Аравии особо проявился к VI в. и затронул города-государства, в частности Мекку. Появляется движение ханифов, признающее единого бога, испытавшее влияние христианства и иудаизма. Наиболее активным последователœем ханифизма стал Мухаммед (бук. ʼʼхвалимыйʼʼ), в европейской транскрипции Магомед (около 570-632 ᴦ.). Он родился в Мекке и происходил из рода хашим племени корейшитов. Рано осиротел, пастушествовал, сопровождал торговые караваны, разбогател, женившись на богатой вдове. На Мухаммеда ʼʼснизошло откровениеʼʼ, и он около 610 ᴦ. выступил с проповедью новой религии – ислама (ʼʼпредание себе богуʼʼ, ʼʼпокорностьʼʼ). Он выступал против многобожия и за установление культа единого бога Аллаха (от ʼʼилахʼʼ – божество, с прибавлением определœенного члена ʼʼальʼʼ, или от арамейского ʼʼаллахаʼʼ – бог). Провозглашалось, что во главе арабов станет пророк – ʼʼпосланник Аллаха на землеʼʼ. Мухаммед выступал за социальную справедливость и против племенной розни. Это вызвало против него гонение со стороны племенной верхушки корейшитов, потому в 622 ᴦ. Мухаммед со своими приверженцами – мухаджирами (от араб. хаджира – ʼʼпереселятьсяʼʼ) бежит из Мекки в Ятриб, где возглавил мусульманскую общину. Год переселœения – хиджра в 622 ᴦ. при халифе Омаре I (между 637 и 639 ᴦ.) стал считаться началом мусульманского леторасчёта .

    На новом месте проповеди Мухаммеда пали на подготовленную почву, а город Ятриб получил название Медины, т. е. ʼʼгород пророкаʼʼ. Новая религия отразила особенности аравийского общественно-экономического развития, с сильными пережитками родо-племенных отношений и скотоводческого уклада. Ислам толкует, что религиозная власть является основой светской и неотделима от нее.

    Мусульманскую общину Мухаммед построил в виде религиозно-военной организации, которая очень быстро превратилась в полити-ческую силу и стала центром объединœения Аравии в единое государство.

    В 630 ᴦ. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда и тогда же он провозглашается Пророком и главой Аравии. В созданном Мухаммедом государстве он становится духовным, военным предводителœем и верховным судьей.

    Преемники Мухаммеда халифы (ʼʼзаместителиʼʼ, ʼʼнаместникиʼʼ) продолжили объединительную политику Пророка и подчинили своему владычеству Палестину, Сирию и Египет, предпринимая удачные похо-ды в Иран, Византию, Среднюю Азию, Закавказье и Испанию. Особенно в данном преуспели первые четыре халифа, названные ʼʼправеднымиʼʼ. В результате таких завоеваний образуется огромное феодальное относительно централизованное государство – Арабский халифат.

    Историю Арабского халифата по названию династий и месту нахождения столиц делят на три периода: Мекканский период (622-661 ᴦ.) – время правления Мухаммеда и его родственников; Дамасский (661-750 ᴦ.) – правление Омейядов (от основателя Омойи); Багдадский (750-1258 ᴦ.) – правление династии Аббассидов (от Аббаса – дяди Мухаммеда).

    Дальнейшая феодализация общественного строя халифата укрепляет власть крупных феодалов и наместников халифов – эмиров (ʼʼповелителœейʼʼ), которые превращаются в независимых правителœей. Это приводит к постепенному распаду государства. К примеру, в Х в. на Пиренейском полуострове (на юге современной Испании) образуется Кордовский халифат, который в 1031 ᴦ. распадается на множество мелких эмиратов. Становятся самостоятельными султанаты Северной Африки.

    Арабский халифат – древнее государство, которое пытаются возродить в наше время

    Освобождаются из-под власти халифов и многие завоеванные страны. Разгром азиатских владений арабов окончательно происходит в результате монгольского завоевания. Несколько веков власть династии султанов (мамлюков) сохранялась лишь в Египте и Сирии, но в начале ХVI в. и они прекратили свое существование под ударами турок-османов и вошли в их империю.

    Возникновение, развитие и распад Арабского Халифата.

    Пророк Мухаммед, основавший в VII в. в Аравии первую мусульманскую общину, заложил основу для образования Арабского халифата. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»), обладавших всей полнотой духовной и светской власти. Первые четыре халифа («праведные халифы») подавили недовольство исламом в обществе и завершили политическое объединение Аравии. В VII – первой половине VIII вв. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. В истории Арабского халифата два периода: дамасский период правления Омейядов (661–750); багдадский период правления Аббасидов (750-1258).

    На первом этапе развитияхалифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал великий визирь (первый министр). К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа. Заведующий полицией и особый чиновник, осуществлявший надзор за другими должностными лицами.

    Центральные органы государственного управления: правительственные канцелярии – диваны военных дел, внутренних дел (финансовый и налоговый контроль), почтовой службы (почта, а также тайная полиция) и др.

    Местное управление: сначала существовала старая система самоуправления, сохранившаяся с доисламских времен. Позднее халифат был разделен на провинции, управляемые военно-административными наместниками халифа – эмирами.

    Судебные функции в халифате были отделены от административных. Верховным судьей считался халиф. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) с обширными полномочиями. Как правило, приговор судьи считался окончательным, его мог отменить только он сам или халиф.

    Причины объединения арабских племён в Средневековье

    Кади имел ряд других обязанностей:

    1) контролировал как выполняются завещания;

    2) следил за разделом имущества;

    3) устанавливал опеку;

    4) наблюдал за состоянием общественных зданий, дорог и тюрем;

    5) выдавал замуж одиноких женщин, не имеющих попечителей.

    Со временем светская власть халифа стала ограничиваться великим визирем и главным кади. Стали усиливаться сепаратистские тенденции в провинциях.

    Следует отметить такую специфическую особенность общественного строя арабского халифата как сближающие его в с древневосточной деспотией. Так как земля считалась собственностью государства, она делилась на несколько категорий и имела свое правовое регулирование:

    1) священная (места, где жил пророк);

    2) вакф (выделялась школам, богадельням, религиозным мусульманским учреждениям). Земля вакф находилась в пользовании мусульманского духовенства (мечети, школы, больницы, богадельни);

    3) икта (давалась за службу). Владелец икта мог распоряжаться участком, вплоть до продажи. Конфискация икта допускалась лишь за особо опасное преступление;

    4) мульх (частновладельческая);

    5) общинные родовые земли.

    Основатель династии Аббасидов перевел столицу в Багдад.

    При Аббасидах появилась должность визиря:

    1) считался первым советником халифа, хранителем его печати;

    2) руководил ведомствами (диванами): финансов, войска, организации ирригационных работ;

    3) ведал имуществом халифа, учетом земель, почтой;

    4) следил за исправностью стратегических дорог.

    Распад халифата на эмираты и султанаты – независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье – привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифа была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.

    В своем развитии халифат пришел к типовой восточной феодальной теократической деспотии с ее основными признаками: преобладанием государственной собственности на землю, государственным крепостным крестьянином-арендатором, д деспотической теократической властью халифов"Пророк"(потом халифы) с самого начала выступал как духовный глава (имам), законодатель, военачальник и судья. В своих"открытости", распоряжениях он уста овлював правила, законы, для последующих правителей — халифов и всех"Муслима"становились священными догмами. Наследственность власти утвердилась в. Халифате только со временем и в борьбе с родоплеменными традиций низации, посягательствами родовой аристократии, а также с наивными требованиями выборности халифа со стороны массы рядовых арабов. Первые халифы -. Абу-Бекр,. Омар и. Осман избирались соратниками. Мухаммеда (мухаджирами т а ансарами) из своей среды. Принцип выборности халифа не оспаривался одной течению ислама хариджиты настаивали на выборности халифа всеми мусульманами, однако политическая практика склонялась к арис тократизму как у суннитов, так и шиитов. По империи халифатом правил род. Омейядов. После убийства. Османа, а затем и. Али боролся за власть с. Муавийею, последний был провозглашен халифом знатью. Сирии т а. Египет (661 год). Итак, первые 60 лет. Халифат был теократическим государством с выборным халифом. Наследственность власти укрепилась при. Аббасидах, но она постоянно нарушалась борьбой между многообразий итнимы течениями ислама и родоплеменными группировками. Утверждение на троне часто зависело от интриг двора или капризов дворцовой гвардии. В 945 году халифы в. Багдаде уступили светской власти (султанат) персидской династии. Буидов. С этого времени в халифов остаются лишь духовная власть и религиозный авторитета лише духовна влада та релігійний авторитет.

    По. Аббасидов при халифе появилась должность визиря — его главного советника и помощника. Визирь был охранником халифськои печати и мог ставить ее на документах без разрешения халифа визирь пидпо орядковувалися весь административно-финансовый аппарат, войско, ведомство государственного контроля — аль-барид, многочисленные ведомства-диваны. Должность визиря чаще наследовалась одной семьей. Например известная мощная династия наследственных визирей. Бармекидив. Каждая область (эмират) имела в. Багдаде свое территориальное ведомство-диван, состоявшее из основного отдела (АСЛ), ведавший сбором налогов, т а ведомства финансов (зимам). Позже территориальные диваны были отменены, за исключением дивана по делам. Вавилонии, которым руководил сам визирь. Важная роль принадлежала аль-барид. Его начальник (Сахиб аль-бары д) был влиятельным вельможей в. Багдаде. Он заведовал многочисленными почтовыми станциями, разбросанными по всей огромной территории халифата, их служащие, кроме почтовых дел, собирали сведения о настроениях населения, урожай, деятельность местной администрации, количество напечатанных золотых и серебряных монет. Все эти сведения поступали в. Сахиб аль-барид. Он получал также сведения от подчиненных ему шпионов-лазутчиков, которые действовали в халифате и за его пределами. Сахиб аль-барид ежедневно докладывал визирю о состоянии дел в халифате и, кроме того, имел непосредственный доступ к халифуп до халіфа.

    Халифат делился на наместничества — эмираты. Основными были. Испания,. Магриб (Северная. Африка),. Египет,.

    § 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата

    Сирия,. Иран (здесь было несколько наместничеств),. Вавилония,. Мавернахр (Средняя. Азия),. Северная. Индия. Уже е по. Омейядов наместничества стали довольно быстро передаваться по наследству, а наместники превратились в почти неограниченных властителей, их связи с халифом часто ограничивались уплатой налогов в его. Сокровище ици. Обычно эмиры заранее в виде откупа вносили налоги в казну халифа, а потом нещадно выбивали их с подвластного населения уже для себя. Эмираты в свою очередь делились на области, которыми руководили назначенное эмирами хаки мі ми.

    По. Аббисидив иранская система управления распространилась в большинстве городов халифата городу руководил градоначальник — раис, суд возглавлял кадий (казий), он же был председателем местного духовенства; мухтасиб. Спост теригав за базарами, соблюдением догматов ислама в быту, вообще за нравственностью асас возглавлял ночную стражу; начальник полиции-Сахиб аш-шурта также имел некоторые судебные полномочия. Если город был ре денция правителя области — наиб хакима или эмира, то они осуществляли непосредственное руководство им. Непременным признаком города были тюрьма — зиндан, шпионы полиции. Значительное влияние в городах имели вожди племен и родов — шейхи,. Сеидсеїди.

    Арабы-кочевники, которые находились в состоянии перманентной войны, были прирожденными профессиональными воинами. Войско состояло из родоплеменных ополчений во главе с вождем племени, а также из отрядов добровольцев в -"борцов за веру", которые жили за счет военной добычи. По. Омейядов было образовано военные округа -. Джунд. Для борьбы с. Византией был построен большой флот. В столице и крупных городах халифы три имели привилегированную гвардию. Не полагаясь на"своих"-арабов, халифы комплектовали конную гвардию из воспитанников — рабов (порок, славян, африканцев). Пешая гвардия набиралась из горных иранцев-дейлемит ей. Чужие арабскому населению гвардейцы должны были надежно охранять престол. Но. Дворцовая гвардия часто диктовала свою волю халифам. Так, в 861 году гвардейцы-шишками убили халифа. Аль-Мутавакиль, гвард ийци-тюрки возводили на престол и свергали многих халифов. Полиция из рабов существовала еще в доисламской. Мекке. По. Аббасидов была создана специальная уголовное полицию — шурту, которая осуществляла поисковые и част ково судебные функциикові та частково судові функції.

    Арабы восприняли византийскую судебную систему. Правитель области обладал и судебной властью кади, которые помогали ему в судебных делах, постепенно стали самостоятельными судьями. Кадий, кроме суда, следил за к получением религиозных обрядов и пользовался значительным влиянием в своем округе. Он мог пользоваться консультациями знатоков права-улемов. В суде присутствовали два официальных поверенных -. Адула, судебные пр иставы -. Осуна, защитник — в кол. На местах утверждались должности мухтасибив — цензоров по вопросам религии и этики, они же были судьями по делам о мошенничестве в торговле. В некоторых мусульманских стран ах с целью недопущения злоупотреблений со стороны судей вводилась должность специального контроллера -"инспектора несправедливостиаведливості".

    admin