Обращение в центр занятости после сокращения

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

Документы статьи

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон о занятости — Закон Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII.

Положение о службе занятости — Положение о государственной службе занятости, утвержденное постановлением Кабинета Министров УССР от 24.06.91 г. № 47.

Приказ № 420 — приказ Минтруда «Об утверждении форм отчетности и инструкции по их заполнению» от 19.12.2005 г. № 420.

Инструкция по заполнению ф. № 4-ПН (план) — Инструкция по заполнению формы отчетности № 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников», утвержденная приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420.

КП — Классификатор профессий ДК 003:2005, утвержденный приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375.

Когда нужно информировать центр занятости

Предприниматель, который прекращает или приостанавливает деятельность (в связи с изменениями в организации производства и труда), может уволить (сократить штат) наемных работников на основании пункта 1 статьи 40 КЗоТ. Об увольнении на этом основании работники должны быть персонально проинформированы не позже чем за 2 месяца (статья 492 КЗоТ) (подробнее см. «СД», 2008, № 23, с. 3).

При этом работодатель обязан уведомить службу занятости о предстоящем увольнении работников. Данное требование содержит КЗоТ и пункт 5 статьи 20 Закона о занятости: «при высвобождении работников (в том числе работающих пенсионеров и инвалидов) в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, сообщают об этом в центр занятости не позднее чем за 2 месяца в письменной форме, указывая основания и сроки высвобождения, наименование профессий, специальностей, квалификации, размера оплаты труда, а в десятидневный срок после высвобождения — направляют списки фактически уволенных работников, отмечая в них инвалидов».

В целом для такого уведомления центров занятости предусмотрены две формы отчетности, которые вместе с инструкциями по их заполнению утверждены приказом № 420:

— ф. № 4-ПН (план), которая подается не позже чем за 2 месяца до увольнения;

— ф. № 4-ПН (факт), предоставляемая в течение 10 дней с момента фактического увольнения.

Несмотря на то что в приведенной выше норме Закона о занятости физлица-предприниматели не перечислены как лица, которым необходимо подавать такие сведения, такая обязанность все же возлагается и на них Инструкцией по заполнению ф. № 4-ПН (план).

Таким образом, предприниматели-работодатели, увольняя работников по пункту 1 статьи 40 КЗоТ,должны не позже чем за 2 месяца до увольнения подать в центр занятости отчет по ф. № 4-ПН (план).

Штрафные санкции за неподачу отчетности, связанной с увольнением

В соответствии с уже упомянутым пунктом 5 статьи 20 Закона о занятости в случае непредоставления или нарушения сроков предоставления указанной выше отчетности взимается штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника (абзац второй пункта 5 статьи 20 Закона о занятости).

Как мы сказали, в соответствии с положениями нормативных документов предприниматели сдают только отчет по ф. № 4-ПН (план), поэтому к ним могут применить штраф только за его неподачу (несвоевременную подачу).

Вместе с тем заметим, что на сегодняшний день отсутствует нормативный документ, которым был бы определен порядок взыскания такого штрафа. Если руководствоваться пунктом 5 статьи 20 Закона о занятости, в котором, в частности, речь идет и о штрафе, то в нем упоминаются только работодатели — юридические лица. Кроме того, в Положении о службе занятости, утвержденном во исполнение данного Закона, в качестве объектов контроля за соблюдением законодательства о занятости перечислены предприятия, учреждения и организации (юридические лица). Так, в подпункте «л)» пункта 8 Положения о службе занятости сказано, что Государственная служба занятости имеет право взимать штрафы в соответствии с Законом о занятости с предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, в частности в случае неподачи или нарушения сроков предоставления уведомления о последующем высвобождении работников.

Тем не менее, по мнению представителей центров занятости, штраф может налагаться и на физических лиц — предпринимателей. Поэтому, учитывая внушительный размер штрафа, предприниматели не должны игнорировать обязанность подавать отчет по ф. № 4-ПН (план), иначе им придется отстаивать свои интересы в суде.

Также обратите внимание на такой момент. Инспекция по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Государственного центра занятости Минтруда в письме от 08.05.2008 г. № ДЦ-09-2782/0/6-08 отметила, что, если работники увольняются на основании пункта 1 статьи 36 КЗоТ (по соглашению сторон), представлять указанные отчеты не нужно.

Порядок заполнения формы

Теперь остановимся на правилах заполнения данной формы.

В графе 1 указываются в соответствии с данными паспорта на украинском языке фамилии, имена, отчества (без сокращения) всех работников, которые подлежат высвобождению.

В графе 2 проставляется идентификационный код каждого работника.

В графе 3 — наименование профессий (должностей) высвобождаемых работников в соответствии с КП.

В графе 4 проставляется код профессии (должности) в соответствии с КП.

В графе 5 указывается квалификационный уровень (разряд, класс, категория).

В графе 6 указывается заработная плата (доход) в среднем за последние 6 месяцев, которую получал работник, которого планируют высвободить.

В графе 7 указывается дата повышения квалификации (число, месяц, год) работника в течение последних 2-х лет, которые предшествовали его высвобождению.

В графе 8 ставится отметка «V», если лицо работает на рабочем месте с компенсацией выплаты заработной платы из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

В графе 9 указывается пол высвобождаемого работника.

В графе 10 проставляется дата рождения (число, месяц, год) высвобождаемого работника.

В графе 11 указывается уровень образования высвобождаемого работника. В соответствии с законами Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII и «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III установлены такие образовательные уровни: «початкова загальна освіта, базова загальна середня освіта, повна загальна середня освіта, професійно-технічна освіта, неповна вища освіта, базова вища освіта, повна вища освіта».

В графе 12 при наличии инвалидности у работника, которого планируют высвободить, отмечается группа.

В графе 13 указываются номер и дата приказа о предупреждении о запланированном высвобождении работника.

В графе 14 указывается запланированная дата высвобождения работника.

В графе 15 отмечаются местожительство (город, улица, дом, квартира) и номер телефона высвобождаемого работника.

Отчет подписывается предпринимателем, указывается дата заполнения формы и при наличии ставится печать. Также отмечаются фамилия, инициалы, должность и номер телефона исполнителя.

Приведем пример заполненной формы.

Выводы

При планируемом увольнении работников по пункту 1 статьи 40 КЗоТ предприниматель должен не позднее чем за 2 месяца до увольнения подать отчетность по ф. № 4-ПН (план).

За ее непредоставление или несвоевременное предоставление предприниматель может быть наказан штрафом в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника.

Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закона о занятости) для граждан, уволившихся по собственному желанию, срок постановки на учет в ЦЗН не установлен и не ограничен.

Вы можете в любое удобное для Вас время по графику работы центра занятости по месту Вашего жительства обратиться в целях поиска подходящей работы.

Срок обращения имеет значение только для граждан, уволенных в связи с сокращением численности (штата) работников организации либо ликвидации организации. В этом случае уволенный гражданин должен обратиться в течение двух календарных недель со дня увольнения в центр занятости населения для получения в дальнейшем сохраняемого среднего заработка за третий месяц на период трудоустройства.

В силу требований абзаца 1 пункта 2 статьи 3 Закона о занятости решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Естественным последствием мирового экономического кризиса является существенное сокращение производства во многих отраслях и, как результат, массовые сокращения штата предприятий.

Предвидя значительные финансовые расходы на выходные пособия, российские предприниматели внесли в Госдуму предложение ограничить их размеры лишь суммой фиксированного увольнительного пособия, сократив расходы на выплату помощи в двухмесячный период поиска работы. Украинское законодательство не обязывает работодателей поддерживать работников после сокращения, однако и без того эта процедура не из приятных.

Процесс реорганизации или ликвидации предприятия весьма сложен и в каждом случае связан с оптимизацией (частичным сокращением) либо полным сокращением штата. Дабы эта малоприятная процедура прошла наиболее безболезненно для обеих сторон, работодателю следует строго придерживаться требований законодательства.

Итак, в случае принятия решения о реорганизации (ликвидации), перепрофилировании предприятия или об изменениях в организации труда прежде всего следует издать приказ (распоряжение) о сокращении штата, обосновав его необходимость.

Ст. 494 КЗоТа предусматривает ряд случаев, обязывающих работодателя не позднее, чем через 3 месяца после принятия соответствующего решения, подать необходимую информацию профсоюзу (см. «Нормативное сопровождение»). Если дело не касается ликвидации юрлица, избежать необходимости подавать профсоюзу такую информацию можно, издав приказ, например, об изменениях в организации труда или перепрофилировании, которое влечет за собой сокращение штата.

Нормативное сопровождение

Согласно ст. 494 КЗоТа:

«Ліквідація, реорганізація підприємств, зміна форм власності або часткове зупинення виробництва, що тягнуть за собою скорочення чисельності або штату працівників, погіршення умов праці, можуть здійснюватися тільки після завчасного надання професійним спілкам інформації з цього питання, включаючи інформацію про причини наступних звільнень, кількість і категорії працівників, яких це може стосуватися, про строки проведення звільнення. Власник або уповноважений ним орган не пізніше трьох місяців з часу прийняття рішення проводить консультації з професійними спілками про заходи щодо запобігання звільненню чи зведенню їх кількості до мінімуму або пом’якшення несприятливих наслідків будь-якого звільнення.

Професійні спілки мають право вносити пропозиції відповідним органам про перенесення строків або тимчасове припинення чи відміну заходів, пов’язаних з вивільненням працівників».

Развитие действия

Затем эксперты советуют разработать и утвердить приказом новое штатное расписание (которое вступит в силу только через 2 месяца), исключая должности и штатные единицы, подлежащие сокращению (если речь идет не о ликвидации предприятия).

Если на предприятии есть профсоюз, то надо будет получить его предварительное согласие на сокращение.

И только после этого, за 2 месяца до планируемого увольнения, согласно ст. 492 КЗоТа необходимо предупредить подпадающих под сокращение работников. Правда, при нарушении этого срока вряд ли можно опасаться восстановления работника на прежнем месте, поскольку и места-то уже нет. Это чревато лишь лишними расходами и админштрафом для должностных лиц в размере до 850 гривен (подробнее см. п. 18, п. 19 постановления Пленума ВСУ «О практике рассмотрения судами трудовых споров» и «Мнение»).

Мнение

По мнению теоретиков, «закон не встановлює будь-якої суворої санкції за порушення встановленого строку попередження працівника про наступне вивільнення. Виходячи з цього, Пленум Верховного Суду України не допускає можливості поновлення працівника на роботі тільки тому, що він не був вчасно попереджений про наступне вивільнення, і роз’яснює, що недотримання строку попередження працівника при звільненні, якщо він не підлягає поновленню на роботі з інших підстав, тягне лише зміну судом дати звільнення з урахуванням строку попередження, протягом якого він працював».

Дабы избежать возможных недоразумений и претензий работников, предупреждать их следует персонально, в письменном виде, под расписку и при свидетелях (желательно в присутствии работников отдела кадров или членов профкома). При этом надо четко указать дату планируемого сокращения. Если сотрудник отсутствует на рабочем месте, то предупреждать его по почте не рекомендуется, лучше пригласить лично ознакомиться с приказом.

Рекомендации

Если у вас в штате нет юриста, на период сокращения, рекомендуем его нанять, чтобы избежать каких-либо ошибок в проведении процедуры.

О планируемом сокращении работников следует уведомлять за 2 месяца, персонально, в письменном виде, под расписку и при свидетелях.

Работников в случае их отсутствия на рабочем месте в день уведомления следует письменно пригласить ознакомиться с приказом. Не следует посылать приказ по почте (даже заказным письмом с уведомлением), поскольку это не гарантирует его личного ознакомления.

Если речь идет не о полном сокращении штата, то не следует забывать о преимущественном праве работников сохранить трудовые отношения с работодателем. Естественно, таким правом в первую очередь смогут воспользоваться люди, приносящие больше пользы предприятию, то есть работники с более высокой квалификацией и продуктивностью труда.

При равных условиях продуктивности, законодатель защищает от увольнения наиболее уязвимые категории сотрудников (подробнее см. ст. 42 КЗоТа). Кстати, работнику, подпадающему под сокращение, следует предложить другую работу на этом же предприятии (если таковая, конечно, имеется), а в случае его отказа необходимо прямо указать об этом в приказе об увольнении.

В тот же срок (за 2 месяца до сокращения) необходимо направить отчет о планируемом увольнении в местное отделение службы занятости с указанием оснований и сроков высвобождения работников, должностей, специальностей, квалификации увольняемых и размеров их зарплат.

При несвоевременном предупреждении службы занятости о сокращении с работодателя взыщут штраф в размере средней годовой зарплаты каждого сокращаемого

Нарушать это правило слишком накладно для предприятия, особенно в случае массового сокращения. Статья 20 Закона «О занятости населения» устанавливает штраф за несвоевременное предоставление указанной информации в размере годовой зарплаты каждого сотрудника. Кроме того, на ответственных должностных лиц может быть наложен админштраф (ст. 1863 Кодекса об административных правонарушениях) до 85 гривен. Конечно, он ни в какое сравнение с размером предыдущего не идет, но тем не менее обеспечит лишние хлопоты.

Далее на протяжении 2 месяцев работники исполняют свои обычные обязанности и получают зарплату прежнего размера. Тем временем, вполне естественно, работниками лично или службой занятости (см. «Справку») будут предприниматься меры по последующему трудоустройству увольняемых.

Справка

В перечне видов услуг, которые предоставляет работодателям Государственная служба занятости Украины, существуют следующие:

  • предоставление комплекса специальных услуг в решении проблемы работы с трудовым коллективом в ситуации запланированного увольнения работников. С этой целью проводится осуществление превентивных и адаптационных мероприятий, направленных на подбор работы, профобучение, привлечение к самозанятости этих граждан, консультирование относительно соблюдения их прав и государственных гарантий, психологическую адаптацию работников к началу их фактического увольнения;
  • консультирование относительно внедрения определенных норм законодательства о труде и занятости, государственном социальном страховании на случай безработицы, в том числе при увольнении работников;
  • обеспечение работодателя полной информацией относительно выполнения им обязанностей перед Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и его прав как страхователя, осуществление автоматизированного учета поступления средств в Фонд.

Кульминация и развязка

Через 2 месяца в обусловленный приказом о сокращении численности штата срок издается приказ о высвобождении конкретных сотрудников по п. 1 ст. 40 КЗоТа. В тот же день работникам под расписку должны быть выданы трудовые книжки, копии приказа о высвобождении и выходные пособия.

По общему правилу работникам, уволенным по этой статье, полагается выплатить выходное пособие в размере не менее среднемесячного заработка (можно и больше: по инициативе собственника или согласно положениям коллективного договора). Размер средней зарплаты в данном случае будет определяться согласно утвержденному Кабмином Порядку исчисления средней заработной платы.

Если решено выплатить пособие в размере, превышающем обязательный, то работодателю следует быть готовым к тому, что такие расходы вряд ли можно будет отнести к валовым, поскольку п. 5.6.2. ч. 5.6. ст. 5 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» к валовым относит только обязательные выплаты. Следовательно, пособие свыше обязательного надо будет платить из суммы чистой прибыли предприятия.

Посему можно рекомендовать не связывать себя в колдоговоре обещанием выплатить больше положенного (по крайней мере, не стоит устанавливать фиксированный размер повышенного выходного пособия), чтобы иметь возможность принимать решение исходя из финансового положения предприятия на момент сокращения.

Не стоит в колдоговоре оговаривать конкретный повышенный размер выходного пособия. Размер пособия свыше положенного лучше определять «по ситуации», а именно исходя из финансового положения предприятия на момент сокращения.

Важно помнить, что есть некоторые особенности увольнения льготных категорий граждан, в частности беременных, матерей детей до трех лет (до шести — по медзаключению), одиноких матерей детей-инвалидов, несовершеннолетних, членов профкомов и т. д. (о некоторых из них рассказано в материале «Обходные маневры, или Увольнение льготниц»).

Последним этапом сокращения является подача повторного отчета в службу занятости о фактическом высвобождении сотрудников (с указанием списка уволенных) на протяжении 10 дней со дня высвобождения. Штрафные санкции за несвоевременную подачу аналогичны описанным выше.

В качестве альтернативы

Однако вся вышеописанная процедура даже при максимальной экономии времени займет не менее двух месяцев. А что же делать, если необходимое сокращение надо провести в более сжатые сроки?

В таком случае можно попытаться договориться с работниками об увольнении если не по собственному желанию, то хотя бы по соглашению сторон (что для работников выгоднее, поскольку позволяет на протяжении 7 дней со дня увольнения стать на учет в качестве безработного в службе занятости).

Естественно, эти основания не так выгодны для работников, теряющих право на выходное пособие, в некоторых случаях право на помощь по безработице, время на поиски работы. Посему можно посоветовать выплатить работникам за такие неудобства достойную компенсацию, например в размере трехмесячного заработка (за 2 месяца, которые они могли бы отработать, плюс размер выходного пособия). Такой вариант обойдется дороже, зато гораздо быстрее и без обязательных «высвободительных» процедур.

Если 2 месяца для сокращения штата работников — слишком большой срок, то можно попытаться договориться об увольнении по собственному желанию или по оглашению сторон, выплатив работникам в качестве компенсации трехмесячную зарплату.

Итак, чтобы не усложнять и без того нелегкую процедуру реорганизации (ликвидации), перепрофилирования предприятия или изменения организации труда, сопровождающуюся сокращением штата, следует безукоризненно соблюдать порядок высвобождения работников. При этом приказы работодателя, касающиеся сокращения, должны быть обязательно доведены до сведения сотрудников надлежащим образом.

Это поможет не только избежать последствий нарушения законодательства о труде, но и обеспечит соблюдение прав работников, оказавшихся в весьма незавидном положении в связи с сокращением.

Порядок действий работодателя при сокращении штата:

  1. Издать приказ (распоряжение) о сокращении штата и при необходимости получить согласие профсоюза.
  2. Утвердить новое штатное расписание, которое вступит в силу со дня высвобождения (если речь не идет о ликвидации).
  3. За 2 месяца до высвобождения письменно и под расписку предупредить высвобождаемых работников, предложив по возможности другую работу на том же предприятии.
  4. Одновременно подать в службу занятости сведения о планируемом сокращении.
  5. Через 2 месяца издать приказ о высвобождении.
  6. Одновременно выдать работникам под расписку трудовые книжки, копии приказа о высвобождении и выходные пособия.
  7. На протяжении 10 дней после высвобождения подать в службу занятости отчет о сокращенных.

admin