Обращение в конституционный суд

Статья 211. Обращение Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Совет Федерации может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации:

а) с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации:

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

б) с ходатайствами о разрешении споров о компетенции между Советом Федерации и федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) с запросами о толковании Конституции Российской Федерации;

г) с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

2. Не может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации обращение Совета Федерации, по предмету которого Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Статья 212. Предложение об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Предложение об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации может вноситься на рассмотрение Совета Федерации комитетом Совета Федерации, Председателем Совета Федерации или группой сенаторов Российской Федерации численностью не менее десяти человек (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

2. Основанием для подготовки предложения об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор Российской Федерации, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 213. Проект постановления Совета Федерации об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Предложение об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации, проект постановления Совета Федерации о направлении запроса или ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации направляются Председателю Совета Федерации для включения соответствующего вопроса в проект повестки дня заседания Совета Федерации.

2. К проекту постановления Совета Федерации прилагаются проект запроса или ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации, подготовленного в соответствии с требованиями, установленными статьями 37, 38 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также иные документы и материалы.

Статья 214. Рассмотрение вопроса об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Проект постановления Совета Федерации, проект запроса или ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации, иные документы и материалы предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, который готовит по ним заключение (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ).

2. Рассмотрение вопроса об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с выступления одного из инициаторов данного предложения. Затем слово предоставляется председателю либо заместителю председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству для оглашения заключения комитета.

(Часть 2 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

3. В ходе обсуждения сенаторы Российской Федерации задают вопросы докладчикам, высказываются за принятие или против принятия указанного обращения (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 215. Принятие постановления Совета Федерации о направлении запроса или ходатайства Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Совет Федерации принимает постановление о направлении запроса или ходатайства Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации, запрос или ходатайство Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации, а также постановление о назначении представителя (представителей) Совета Федерации при рассмотрении обращения Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

2. Кандидатуры для назначения представителя (представителей) Совета Федерации при рассмотрении обращения Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации по согласованию с Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству вносит комитет Совета Федерации, Председатель Совета Федерации или группа сенаторов Российской Федерации численностью не менее десяти человек, являющиеся инициаторами предложения об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 216. Ходатайство о разрешении спора о компетенции

Совет Федерации может принять решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции при наличии одного из следующих условий:

а) если в течение месяца со дня направления Советом Федерации письменного предложения о разрешении спора о компетенции путем проведения согласительных процедур с органами государственной власти сторонами не достигнуто согласие либо если другая сторона отказалась от участия в проведении согласительных процедур;

б) если Президент Российской Федерации не использовал для разрешения данного спора согласительные процедуры, предусмотренные частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации, либо если такие процедуры были применены, но не привели к разрешению спора.

Статья 217. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации

1. В случае поступления в Совет Федерации решения Государственной Думы о выдвижении обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления, Совет Федерации рассматривает вопрос об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Председатель Совета Федерации в срок, достаточный для направления Советом Федерации запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, но не позднее одного месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации, созывает внеочередное заседание Совета Федерации, если в течение этого срока не предполагается проведение очередного заседания Совета Федерации.

3. Вопрос о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления включается в повестку дня соответствующего заседания Совета Федерации первым, без обсуждения и голосования.

Статья 218. Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации от одной пятой сенаторов Российской Федерации

(наименование статьи в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ)

Согласно части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации запрос о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных в указанной статье нормативных актов и договоров может быть направлен в Конституционный Суд Российской Федерации одной пятой сенаторов Российской Федерации. В этом случае запрос подписывается сенаторами Российской Федерации, направляющими его в Конституционный Суд Российской Федерации, с указанием фамилии, имени, отчества каждого сенатора Российской Федерации и наименования представляемого им субъекта Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 219. Информация о решении Конституционного Суда Российской Федерации, принятом по обращению Совета Федерации

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, принятое по обращению Совета Федерации, доводится до сведения членов палаты Председателем Совета Федерации на очередном заседании Совета Федерации после поступления указанного решения в Совет Федерации.

Обращения в конституционный суд Российской Федерации :

Может ли сторона, получившая отказ в удовлетворении собственных интересов во всех пройденных судебных инстанциях, обратиться куда-либо для защиты прав и пересмотра вынесенных ранее решений? Да, такая возможность действительно существует — это оформление обращения граждан в Конституционный Суд РФ (КС РФ). Рассмотрим в статье основания для написания такого документа, тонкости его составления, а также некоторые рекомендации, предоставленные опытными юристами-практиками.

Общее понятие

Прежде чем рассматривать тонкости написания обращения в КС, стоит определить общее понятие такого документа, которое представлено в современном законодательстве.

Обращением в Конституционный Суд Российской Федерации является запрос, ходатайство или жалоба, оформленная в письменном виде.

Основанием обращения является неудовлетворенность решением, которое было вынесено другими судебными инстанциями РФ.

Безусловно, данное дело должно иметь не только юридическое, но еще и конституционное значение, а также оно должно быть подсудным Конституционному Суду РФ.

Поводы к рассмотрению дела в КС

В качестве основного повода к рассмотрению дела в КС выступает наличие обращения в Конституционный Суд граждан, организаций или государственных структур.

Что касается основания для проведения рассмотрения дела, то таковым является неопределенность в конкретном вопросе правового характера, а также в применении норм права. В данной ситуации требуется установление соответствия определенного положения конкретного акта нормативного характера Конституции и законам, действующим на федеральном уровне.

Нормативное регулирование

Рассматривая нормативное регулирование подачи обращения гражданами Российской Федерации, стоит отметить то, что такой запрос (жалоба или ходатайство) должен быть подан только в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Актами нормативного характера, которые регулируют отдельные аспекты вопросов, связанных с созданием и подачей обращений в Конституционный Суд РФ, в настоящее время являются:

  • Конституция РФ.
  • ФЗ «О Конституционном Суде».
  • Налоговый кодекс РФ.

В некоторых индивидуальных случаях процесс может быть регламентирован и некоторыми другими актами, в зависимости от того предмета, по отношению к которому создается обращение.

При составлении таких обращений заявители могут ссылаться не только на привычные источники законных норм, но также и на другие акты, в числе которых нередко присутствуют:

  • ссылки на иностранную практику в аналогичных процессах;
  • правовые позиции Конституционного Суда.

Субъекты обращения

Кто может подавать обращения в рассматриваемую инстанцию? Стоит отметить, что данная возможность предоставляется всем гражданам страны и иностранцам, законные интересы и права которых были нарушены путем применения определенной нормы права в конкретном деле. Кроме этого, на основании положений Конституции РФ, право на обращение в Конституционный Суд с жалобами и ходатайствами имеют не только отдельные люди, но и целые организации, а также органы.

К дополнительному числу субъектов подачи подобного обращения следует отнести государственные органы и представителей власти. В ряде таковых находятся:

  • Президент РФ;
  • палаты Федерального Собрания;
  • органы Вооруженных Сил страны;
  • ВАС РФ (Высший Арбитражный Суд);
  • Правительство РФ;
  • органы исполнительной власти отдельных субъектов государства;
  • органы законодательной власти субъектов страны.

Виды обращений

Любое обращение граждан в Конституционный Суд должно оформляться в электронной форме и в точности соответствовать установленным требованиям. Современное конституционное законодательство страны определяется возможность подачи такого документа в трех формах:

  • запрос;
  • ходатайство;
  • жалоба.

Рассмотрим далее более детально особенности, характерные для каждой из них.

Как показывает практика, запрос — это самая распространенная форма обращения в рассматриваемую инстанцию.

Стоит отметить, что подавать его могут представители государственных органов, а также депутаты, которые преследуют цель пересмотра определенных дел в строгом соответствии с нормами законодательства и правильностью их применения. Нередко с запросами в Конституционный Суд обращается Арбитражный суд.

Основной целью такого обращения является необходимость получения пояснений относительно той или иной нормы закона, которая имеет непосредственное отношение к рассматриваемому делу.

Законодателем определено, что именно обращение в форме запроса необходимо в том случае, если президенту страны выдвигаются обвинения в совершении тяжких преступных деяний, а также в государственной измене.

В тех случаях, когда у органов или отдельных государственных служащих возникают споры относительно определенной компетенции, они могут обратиться в рассматриваемую инстанцию с ходатайством. Что касается обыкновенных граждан страны, их объединений, а также иностранцев, то их обращения должны иметь форму жалобы.

Требования к обращениям

Современное законодательство устанавливает целый ряд требований, которые непременно должны быть соблюдены в процессе написания письменного обращения. Детальный перечень таковых указан в содержании статьи 37 ФЗ «О Конституционном Суде».

В содержании указанной статьи указано, что любое обращение должно быть направлено на электронную почту КС РФ, специально созданную для приема таких документов. Документ должен быть представлен исключительно в электронном виде. При его написании необходимо использовать специальную электронную форму, которая размещена на официальном сайте инстанции.

Если у человека отсутствует возможность заполнения унифицированной формы, то он имеет право подать обращение в привычном для него формате документа, строго соблюдая все установленные требования.

Стоит отметить, что такой документ должен обязательно иметь квалифицированную электронную подпись усиленного типа.

В рассматриваемой ситуации переписка с заявителем может осуществляться в электронном формате, причем в порядке, обозначенном Регламентом КС.

Из общего числа основных требований, установленных в отношении обращений в рассматриваемую инстанцию, стоит выделить те, что касаются структуры документа. Так, на основании действующих правил в нем обязательно должны присутствовать:

  • орган, в который направляется обращение (в данном случае КС РФ);
  • наименование заявителя (в тех случаях, когда обращение осуществляется через представителя, должны быть указаны и его данные, а также основания представительства);
  • наименование того органа, который издал акт, подлежащий проверке;
  • нормы действующего законодательства, на основании которых осуществляется обращение;
  • источник акта, подлежащего проверке, его номер, дата принятия и публикации;
  • непосредственные данные спорной нормы, подлежащие рассмотрению;
  • позиция, которую отстаивает заявитель по поставленному вопросу, а также ее обоснование, подкрепленное нормами, представленными в актах действующего законодательства;
  • требование заявителя;
  • перечень документов, прилагаемых к поданной жалобе (ходатайству или запросу).

Основным требованием, выдвигаемым к рассматриваемой жалобе, является ее допустимость.

О допустимости жалобы

Любая жалоба, подаваемая на рассмотрение Конституционным Судом, обязательно должна быть допустимой. Обращение считается допустимым лишь в двух случаях:

  • применение определенной нормы закона было осуществлено в суде, что отражено в решении, выдвинутом по делу;
  • рассматриваемый закон в той или иной мере затрагивает свободы и права человека конституционной сфере.

Более того, любой заявитель, желающий подать обращение, должен сделать это в определенные временные пределы — не позднее года после вынесения решения по делу. В том случае, если поданная жалоба хотя бы по одному параметру не соответствует понятию ее допустимости, суд отклонит ее и не станет заниматься рассмотрением.

Какие документы могут прилагаться к обращению

В требованиях, указанных к составлению обращения в Конституционный Суд, указано, что в его содержании могут быть отражены данные относительно документов, выступающих в роли приложений к основному акту. Что может быть отнесено к числу таких приложений? В данный перечень входят:

  • тексты актов, подлежащих проведению оценки на соответствие законодательству;
  • документ, подтверждающий факт оплаты государственной пошлины;
  • в том случае, если некоторые документы представлены на любом другом языке, отличном от русского, то к обращению должны быть приложены их нотариально заверенные переводы;
  • в том случае, если лицо подает обращение не лично, а через представителя, в числе дополнений обязательно должна присутствовать доверенность на осуществление данного действия.

В зависимости от индивидуальных ситуаций к рассматриваемым видам актов могут прилагаться показания свидетелей, а также заключения, сделанные экспертами. При наличии таковых лица, сделавшие заключения, могут быть вызваны на заседания, проводимые Конституционным Судом по рассмотрению указанных в обращении вопросов.

Заявителям стоит обратить свое внимание на то, что при подаче обращения в электронной форме все сопроводительные документы должны быть представлены аналогичным образом, в одном файле с основным обращением или запросом.

О государственной пошлине

Как отмечает законодатель, рассмотрение обращений в Конституционный Суд проводится только в том случае, если они полностью соответствуют всем установленным требованиям, а также если в числе приложенных документов присутствует подтверждение факта уплаты государственной пошлины.

Что касается особенностей процессов внесения суммы пошлины, ее возврата, а также зачета, то они регламентируются нормами Налогового кодекса.

В соответствии с его положениями в настоящее время размер такого сбора составляет 450 рублей. Его оплату можно произвести как через терминалы, так и в кассах российских банков.

Стоит отметить, что данная возможность имеется и при посещении портала «Госуслуги».

Если обратить более детальное внимание на размеры государственной пошлины, то Налоговый кодекс предусматривает несколько вариантов ее размеров. Рассмотрим их более детально:

  • для граждан государства и иностранцев — 450 руб.;
  • для организаций — 6 750 руб.;
  • в случае направлении ходатайства или запроса — 6 750 руб.;

В тех случаях, когда обращения подаются в Конституционные Суды субъектов страны, размер госпошлины значительно снижается. Так, он составляет:

  • для физических лиц — 350 руб.;
  • для организаций — 4 500 руб.

Кто освобождается от уплаты пошлины за совершение обращения

В соответствии с нормами действующего законодательства определенные группы лиц полностью или частично могут быть освобождены от уплаты пошлины за рассмотрение обращения Конституционным Судом в порядке, предусмотренном законом. К числу тех, кто на основании современных конституционных норм полностью освобождается от уплаты рассматриваемого вида взноса относятся:

  • общественные организации инвалидов;
  • Герои Советского Союза;
  • ветераны ВОВ;
  • Герои России;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды ВОВ.

В том случае, если обращение подается лицом, освобождаемым законом от уплаты рассматриваемого типа взноса, вместо квитанции, подтверждающей проведение платежа, ему надо предоставить документ, подтверждающий право получения льготы.

Отдельное внимание стоит обратить и на то, что от уплаты рассматриваемого вида пошлины освобождаются и некоторые лица, которые могут подавать запросы и ходатайства в данную инстанцию. К их числу относятся:

  • Верховный Суд;
  • мировые судьи;
  • Арбитражный суд;
  • суды, отнесенные к общей юрисдикции;
  • органы государственной власти отдельных субъектов страны;
  • федеральные органы власти;
  • органы самоуправления на местах.

Как усилить жалобу: советы юристов

Современная практика реализации гражданами собственного права на обращение в Конституционный Суд РФ показывает, что при подаче жалобы или ходатайства непременно стоит обратить свое внимание на необходимость подчеркнуть ее важность и обоснованность, так как в противном случае суд, как правило, принимает свое решение не в пользу истца.

В рекомендациях юристов-практиков, отмечено то, что для усиления собственной жалобы, кроме строгого соблюдения установленного порядка обращения в рассматриваемую инстанцию, заявителю следовало бы обратить свое внимание на специально разработанные для этого методики, которые являются полностью законными.

Конституционный Суд, рассматривающий обращение, уделяет внимание его обоснованности.

Для того чтобы подчеркнуть присутствие таковой заявителю стоит указать в тексте документа ссылки на определенные положения КС, принятые ранее по аналогичным вопросам, а также ЕСПЧ (Судом по правам человека).

Также параллельно могут быть предоставлены некоторые ссылки на зарубежную практику судов в решении аналогичных вопросов.

В качестве дополнения и для того чтобы обратить внимание на незаконность оспариваемой нормы некоторые юристы рекомендуют указывать на все противоречащие ей факторы, присутствующие в других законодательных источниках.

В числе таковых могут присутствовать как полностью противоречивые, так и неоднозначные положения, вызывающие массу споров.

Можно даже отметить противоречие спорной нормы правовым позициям Верховного и Арбитражного судов, а также Европейского суда по правам человека.

Для усиления обращения большинство юристов советуют обращать в тексте документа внимание на формализм судов. К сожалению, сегодня в работе всех судебных инстанций на территории Российской Федерации наблюдается излишний формализм.

Отдельное внимание также можно уделить присутствующему в оспариваемой норме нарушению баланса интересов и прав.

Практика показывает, что в определенных случаях в содержании обращения будет уместно отметить нарушение некоторых прерогатив Конституционного Суда в рассматриваемой норме.

Порядок обращения в Конституционный суд РФ

Обращение в Конституционный суд РФ: общие положения

Виды обращений в Конституционный суд РФ

Отзыв на жалобу в Конституционный суд РФ

Правила обращения в Конституционный суд РФ

Обращение в Конституционный суд РФ: общие положения

Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции в РФ установлено 4 вида судопроизводства:

  1. Конституционное.
  2. Гражданское.
  3. Уголовное.
  4. Административное.

Общие правила обращения в суд раскрыты в нашей статье по ссылке: «Как подать исковое заявление в суд — порядок и сроки?».

Обращение в Конституционный суд РФ (далее — КС РФ) регулируется законом «О КС РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ). Непосредственно обращению посвящена гл. 5 указанного нормативного акта.

Согласно ст. 36 закона № 1-ФКЗ при обращении в КС РФ отличаются поводы и основания обращения:

  • повод — само обращение, направленное в соответствии с установленными требованиями;
  • основание — это неопределенность в вопросе о том, соответствует ли конкретный закон или другой акт положениям Конституции, или другое событие, требующее задействования полномочий КС РФ.

В соответствии со ст. 37 закона № 1-ФКЗ обращение:

  • подается письменно или в электронной форме;
  • подписывается уполномоченным лицом.

Согласно указанной статье обращение содержит:

  1. Указание на КС РФ.
  2. Сведения о заявителе.
  3. Сведения о представителе заявителя.
  4. Наименование госоргана, акты или полномочия которого проверяются.
  5. Ссылку на нормативные акты, управомочивающие на обращение.
  6. Данные проверяемого акта.
  7. Основания.
  8. Позицию заявителя.
  9. Требования.
  10. Приложения.

Виды обращений в Конституционный суд РФ

Согласно ст. 36 закона № 1-ФКЗ можно выделить следующие виды обращений в Конституционный суд РФ:

  1. Запрос.
  2. Ходатайство.
  3. Жалоба.

Также, исходя из этой статьи, выделяются следующие виды обращений:

  • поданные в бумажном виде;
  • поданные в электронном виде.

Обращения могут быть подразделены исходя из полномочий КС РФ. Согласно ст. 125 Конституции КС РФ наделен следующими полномочиями:

  1. Проверять по запросам госорганов соответствие основному закону:
  • федерального законодательства;
  • регионального законодательства;
  • международных договоров до их вступления в силу.
  • между федеральными органами;
  • федеральными и региональными органами;
  • региональными органами.
  1. Проверять конституционность закона:
  • по жалобам о неконституционности;
  • запросам судов.
  1. Толковать основной закон по запросам госорганов.
  2. Давать заключение о законности процедуры импичмента.

Отзыв на жалобу в Конституционный суд РФ

Отзыв на жалобу в Конституционный суд может быть представлен стороной по делу согласно ст. 53 закона № 1-ФКЗ. Согласно указанной норме стороны могут знакомиться с отзывами другой стороны, а сам отзыв приобщается к делу.

ВАЖНО! Представителями в КС РФ могут быть лица по должности, адвокаты или граждане с ученой степенью (ч. 2 ст. 53 закона № 1-ФКЗ).

Согласно ст. 51 закона № 1-ФКЗ обращения и отзывы направляются другим лицам для ознакомления не позднее чем за 10 дней до начала заседания. Однако для отзывов указанное правило действует, только если они поступили в суд не позднее чем за 2 недели до заседания.

Особые правила о направлении отзывов применяются, если дело будет рассмотрено без проведения слушаний. Согласно ст. 47.

1 закона № 1-ФКЗ такое возможно, если КС РФ посчитает, что дело может быть рассмотрено исходя из ранних позиций КС РФ и вызов сторон необязателен.

В этом случае госорган, принявший оспариваемый акт, получает копию обращения и направляет в КС РФ свой письменный отзыв. Отзыв направляется подателю жалобы, после чего он вправе направить в суд свои возражения на отзыв.

Правила обращения в Конституционный суд РФ

Порядок обращения в Конституционный суд предполагает следующие правила:

  • как было отмечено выше, обращение может быть подано в бумажном или электронном виде (для подачи электронного заявления в КС РФ необходимо зарегистрироваться в личном кабинете по ссылке: КС РФ. Личный кабинет заявителя);
  • помимо подачи заявления через личный кабинет, возможна электронная подача документа, подписанного усиленной электронной подписью (ст. 37 закона № 1-ФКЗ);
  • детали электронного документооборота в КС РФ определены Регламентом КС РФ в ред. от 10.10.2017 (далее — Регламент);
  • обращение регистрируется секретариатом суда (ч. 1 ст. 40 закона № 1-ФКЗ);
  • секретариат уведомляет лицо, обратившееся в КС РФ, о несоответствии обращения законодательству, если оно явно неподведомственно суду, нарушена форма подачи, не уплачена пошлина, обращение подано неуполномоченным субъектом или истекли сроки для возможной подачи обращения (ч. 2 ст. 40 закона № 1-ФКЗ);
  • устранение замечаний секретариата позволяет снова обратиться в КС РФ, при этом в случае явной неподведомственности секретариат также может перенаправить обращение в органы, уполномоченные на его рассмотрение (чч. 3, 4 ст. 40 закона № 1-ФКЗ);
  • предварительно изученные судьями обращения вносятся в повестку заседаний КС РФ, который не реже 1 раза в месяц проводит заседание о принятии обращений к рассмотрению (п. 1 § 28 Регламента).

***

Итак, порядок обращения в КС РФ предполагает возможность направления бумажного обращения или электронной подачи жалобы.

При этом должны быть соблюдены установленные законодательством требования к обращению, несоблюдение которых исключает движение дела.

Специфика полномочий КС РФ также определяет необходимость соблюдения требований к лицу, подающему жалобу, и предмету спора.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ ЗАНИМАЕТСЯ ЧЕМ-ТО АБСТРАКТНЫМ, НАПРИМЕР, ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С УГОЛОВНЫМ ПРАВОМ ИЛИ В СВЯЗИ С ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ И Т.Д. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ — НЕ ДЛЯ БИЗНЕСА.

Это не так. Конституционный Суд РФ много раз рассматривал вопросы, имеющие непосредственное отношение к бизнесу, включая вопросы коммерческого права. А права человека непосредственно касаются и бизнеса. Надо только уметь правильно этим инструментом пользоваться.

ЕСЛИ Я СЧИТАЮ, ЧТО КОНСТИТУЦИЯ НАРУШЕНА И ПОДАЛ ЖАЛОБУ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ, ЕЕ ОБЯЗАНЫ РАССМОТРЕТЬ ПО СУЩЕСТВУ.

Это не так. В конституционном судопроизводстве очень много нюансов, и из-за изначально допущенных ошибок дело может быть и не рассмотрено, хотя в отсутствие таких ошибок — могло бы.

Я СМОГУ САМ ПОДГОТОВИТЬ И ПОДАТЬ ЖАЛОБУ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ, ЭТО НЕСЛОЖНО.

По поводу этого можно сказать только одно: если ты сам себе адвокат, то твой клиент ошибся. Безусловно, исключения из этого правила возможны. Если случай с нарушением конституционных прав каким-то положением закона более чем очевиден, то стараться написать идеальную жалобу, в надежде на то, что Конституционный Суд РФ может обратить внимание на этот вопрос, может и не иметь смысла. Такие прецеденты имели место, хотя, по законам статистики, шансы на то, что плохая жалоба обратит на себя внимание, не так уж и велики.

Кроме того, одной из особенностей производства по делам в Конституционном Суде РФ является то, что Секретариат КС РФ часто проявляет формализм, иногда напоминающий формализм древнеримского права, где ошибка в нескольких словах могла повлечь отказ в иске. Справиться с таким формализмом может только опытный юрист.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ РАЗБЕРЕТСЯ ВО ВСЕХ НЮАНСАХ МОЕГО ДЕЛА.

Как говорится, «на Бога надейся, но сам не плошай». Если не суметь правильно показать свое дело в конституционном аспекте, то Конституционный Суд РФ может что-то и не заметить.

ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ СМЫСЛА НЕ ИМЕЕТ.

Это неверно. Часто только обращением в Конституционный Суд РФ можно спасти проигранное дело и восстановить справедливость.

ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ — СЛИШКОМ СЛОЖНОЕ И ЗАТРАТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

Отчасти это верно. Однако и преувеличивать сложности не следует: другие же с ними справляются?

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ — ЭТО ГРУППА ЮРИСТОВ, КОТОРЫЕ ИСПРАВЛЯЮТ ОШИБКИ ДРУГИХ СУДОВ И УВЕКОВЕЧИВАЮТ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ.

Как известно, именно так говорят критики Конституционного Суда РФ в кулуарах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, говоря также о том, что Конституционный Суд РФ в своем позиционировании исходит из максимы quod licet Jovi, non licet bovi.

Поводом для этого становятся ошибки, которые Конституционный Суд РФ действительно иногда допускает: все же, errare humanum est.

Однако удельный вес таких ошибок в деятельности Конституционного Суда РФ несравнимо ниже, нежели в деятельности Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которым следовало бы иногда искать бревна в собственных глазах, нежели соринки в глазах других.

Так что, в целом, Конституционный Суд РФ разумно использует другую максиму: quod licet bovi, non licet Jovi.

ПРОЦЕДУРА РАСМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ СЛИШКОМ НЕПРОЗРАЧНА, А РЕЗУЛЬТАТ — НЕПРЕДСКАЗУЕМ.

Это верно опять-таки лишь отчасти. Да, Конституционный Суд РФ — крайне закрытая структура. Да, при чтении многих определений Конституционного Суда РФ иногда создается ощущение, что КС РФ отвечает в них как будто бы не на те вопросы, и затрагивает не те проблемы, которые были обозначены в жалобе. Такая нелогичность, а порой и намеренный уход Конституционного суда РФ от ответа обычно очевидны для самого заявителя. Однако кому-либо еще ощутить это сложно по той простой причине, что сами обращения, к сожалению, нигде не публикуются (а между тем, это было бы крайне важным и полезным шагом для системы конституционного судопроизводства). Конституционный Суд РФ доступ к ним не предоставляет кому-либо, за исключением непосредственных участников соответствующего дела. При этом интересно отметить и то, что такой доступ возможен, только если Конституционный Суд РФ вынес постановление по делу, а не определение. Если же это было определение, то в доступе к материалам дела в Конституционном Суде РФ откажут и заявителю жалобы.

Нет никаких сомнений, что если бы все обращения, как минимум, те из них, которые прошли Секретариат КС РФ, публиковались, качество определений и иных решений Конституционного Суда РФ явно бы повысилось.

К сожалению, не публикуются стенограммы заседаний Конституционного суда РФ, в которых фиксируются все выступления. Между тем, некоторые из таких выступлений не только являются крайне интересными с точки зрения серьезной науки, но и нередко оказываются примерами того, как нельзя представителям государственных органов дискредитировать свои организации. Если бы такие стенограммы публиковались, то качество выступлений резко улучшилось бы: представители государственных органов более ответственно подходили бы к подготовке.

Однако все эти имеющие место недостатки конституционного судопроизводства преувеличивать не следует.

РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОБЛАДАЮТ БОЛЬШЕЙ ПРАВОВОЙ СИЛОЙ, НЕЖЕЛИ РЕШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.

Этот крайне сложный вопрос назрел в России уже достаточно давно, и длительное время на него нельзя было дать однозначного ответа.

Прежде всего, он связан с вопросом об иерархии Конституции РФ и международных договоров России с точки зрения их юридической силы. Такая проблема характерна не только для России. При этом есть страны, которые не признают принципа приоритета международных договоров над своим правом и, тем более, Конституцией (прежде всего, США).

И если на сегодняшний день вопрос об иерархии Конституции РФ и международных договоров России однозначно так и не решен на законодательном уровне, то вопрос о правовой силе решений КС РФ и решений ЕСПЧ был решен в последней редакции ФКЗ «О Конституционном суде РФ» (от 4 июля 2014 г.) все-таки в пользу КС РФ.

Финальной точкой, склонившей решение этого вопроса именно в сторону КС РФ, стало нашумевшее дело Константина Маркина (Определение КС РФ от 15 января 2009 г. № 187-О-О; Постановление КС РФ от 6 декабря 2013 г. № 27-П), в рамках которого решение ЕСПЧ было впервые пересмотрено в КС РФ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 85 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» «Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию… вопреки официально принятому межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решению, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении соответствующего нормативного акта или договора и необходимость внесения в них изменений, устраняющих отмеченные нарушения».

Любой суд Российской Федерации «при пересмотре в случаях, установленных процессуальным законодательством, дела в связи с принятием межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении закона либо отдельных его положений, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции Российской Федерации, обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности этого закона» (ч. 2 ст. 101).

Таким образом, КС РФ вправе пересмотреть любое решение ЕСПЧ, в котором констатируются нарушения в России прав человека, и, соответственно, решать вопрос об исполнимости такого решения ЕСПЧ на территории РФ.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ ПРИВЛЕЧЕТ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВСЕХ ВИНОВНЫХ ЛИЦ.

Это не так. Конституционный Суд РФ занимается вопросами права, а не привлечением конкретных лиц к ответственности, даже если они нарушили Конституцию РФ. А вот на основании решения Конституционного Суда РФ привлечь их к ответственности будет можно.

РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ БУДУТ НЕМЕДЛЕННО ИСПОЛНЯТЬСЯ.

К сожалению, это не всегда так. Многие суды, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, намеренно стараются игнорировать решения Конституционного Суда РФ. Само собой, это совершенно незаконно и бороться с этим можно и нужно.

ДЛЯ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ НУЖНО ЕХАТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

Это не так. Жалобу можно подать в представительстве Конституционного Суда РФ в Москве или же направить по почте.

admin