Объекты права природопользования

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, так как он обладает возможностями пользоваться водами, лесами, землей, вытекающими из закона.

Субъекты и объекты права природопользования, их правовой статус

При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после заключения договора на водопользование, то есть становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, Лесной кодекс подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, то есть способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью.

Содержание права природопользования

Содержание правоотношения природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей субъектов соответствующего правоотношения.

При характеристике содержания права природопользования следует иметь в виду, что в зависимости от цели природопользования субъекты различных видов права пользования одинаковыми природными ресурсами обладают различными правомочиями пользования (например, сельскохозяйственное и несельскохозяйственное землепользование; пользование недрами для добычи полезных ископаемых и для геологического изучения и т.д.).

Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования. Права и обязанности определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.

Так, в соответствии с Водным кодексом РФ водопользователи имеют право:

— самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

— осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

— пользоваться иными предусмотренными данным Кодексом, другими федеральными законами правами.

Водопользователи обязаны:

— не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

— содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

— информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

— своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

— вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;

— выполнять иные предусмотренные данным Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Права и обязанности землепользователей определены Земельным кодексом РФ, пользователей недрами — Законом РФ "О недрах", пользователей объектами животного мира — Федеральным законом "О животном мире" и др.

В случаях, предусмотренных законодательством, права природопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содержится в Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Предыдущаястатья:Принципы права природопользования Следующая статья:И охраной окружающей среды

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кафедра Государственно-правовых дисциплин

Контрольная работа

по Экологическому праву

Тема: «Право общего природопользования»

Выполнил: студентка 531 группы заочного отделения

Кучкина Ю.В.

Вариант 2

Проверил: Н.П. Казаков

Санкт-Петербург — Пушкин

2010г.

Введение……………………………………………………………………………3

1. Понятие и виды права природопользования………………………………….4

2. Субъекты и объекты права природопользования……………………………6

3. Основания возникновения права природопользования……………………10

4. Основания прекращения права природопользования. Переход права природопользования…………………………………………………………11

5. Права и обязанности природопользователей ………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

Введение.

"Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы".

Оценивая значение природопользования в моей теме контрольной работы, необходимо иметь в виду, что в рамках права окружающей среды оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе "Об охране окружающей природной среды", Федеральном законе "Об экологической экспертизе", иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.

1.

§ 2. Объекты и субъекты права природопользования.

Понятие и виды права природопользования.

Право природопользования может рассматриваться в различных аспектах. В объективном смысле право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц по использованию природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций, общества и государства. В субъективном смысле право природопользования — это мера возможного поведения субъектов природопользования при осуществлении указанной выше деятельности .

В юридическом смысле "природопользование" – понятие собирательное, объединяющее его различные формы, виды и подвиды.

В зависимости от вида используемого природного объекта выделяют:

  • право землепользования,
  • право водопользования,
  • право недропользования,
  • право лесопользования,
  • право пользования животным миром,
  • право пользования атмосферным воздухом,
  • комплексное природопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами.

Каждый из указанных выше видов природопользования можно подразделить на подвиды в зависимости от цели использования. Так:

земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д.;

леса – для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных, научных и иных целей;

недра – в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения отходов;

животный мир – для охоты, рыболовства и т.д. Цели использования природных объектов определены природоресурсным законодательством.

В зависимости от юридического титула, на котором основано право природопользования, выделяют:

  • непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов;
  • производное природопользование , осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права.

В зависимости от срока пользования различают:

  • бессрочное,
  • долгосрочное,
  • краткосрочное.

В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое:

  • с изъятием природного ресурса,
  • без изъятия природного ресурса из природной среды.

В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) выделяют природопользование:

  • общее – осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т. п. Реализация права общего природопользования не нуждается в каком-либо юридическом оформлении;
  • специальное – осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских целей, нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлении иных правоустанавливающих документов.

В последующих вопросах будет рассматриваться именно специальное природопользование.

2. Субъекты и объекты права природопользования.

Под субъектами права природопользования принято понимать круг физических и юридических лиц, осуществляющих в соответствии с законодательством полномочия по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов и имеющих в связи с этим ряд юридически зафиксированных обязанностей .

Как было отмечено выше, субъекты права природопользования подразделяются на физических и юридических лиц. К первой категории, имеющей соответствующие полномочия, следует отнести:

— граждан РФ;

— иностранных граждан;

— лиц без гражданства.

Юридическими лицами, осуществляющими полномочия по использованию, воспроизводству и охране различных природных объектов являются:

— предприятия, учреждения, организации всех форм собственности;

— общественные объединения;

— религиозные организации;

— кооперативные объединения;

— войсковые организации;

— иностранные государства;

— международные организации.

Если вести речь об объектах права природопользования, то следует определить, что ими являются индивидуально определенные природные ресурсы (или их части), которые имеют законодательное закрепление и предоставляются физическим и юридическим лицам в установленном законом порядке на праве пользования.

Как уже отмечалось выше, право природопользования подразделяется на право общего пользования и право специального пользования. Таким образом, и объекты права природопользования разграничиваются на объекты общего и объекты специального природопользования. Отличия между ними заключаются в следующем:

— если при осуществлении права общего природопользования не требуется разрешения, то для осуществления специального природопользования необходимо получение соответствующего разрешения со стороны физических и юридических лиц, которые являются собственниками данного природного объекта;

— объекты общего пользования не передаются конкретным лицам и не закрепляются за ними на праве пользования, в противоположность им объекты специального природопользования подлежат передаче и закреплению за конкретными субъектами, например, земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

— объекты общего природопользования не подлежат юридической фиксации, напротив, наличие объектов специального природопользования отражено в природноресурсовых кадастрах;

— право общего природопользования осуществляется на безвозмездной основе, в свою очередь, для того, чтобы эффективно осуществлять правомочия по специальному использованию природных ресурсов необходимо вносить плату в установленном законом порядке и размере;

— если объекты общего природопользования не требуют государственной регистрации, то для объектов специального природопользования такая регистрация является обязательной;

— использование объектов общего природопользования обусловлено необходимостью гармоничного взаимодействия человека и природы (например, сбор грибов и ягод в лесах, не являющихся территориями природно-заповедного фонда); что же касается объектов специального природопользования, то их использование осуществляется с целью удовлетворения конкретных материальных, оздоровительных, рекреационных и иных потребностей (к примеру, использование водоема для целей разведения рыбы).

Разграничив, таким образом, объекты общего и специального природопользования, следует обратиться к их конкретизации, используя в качестве основы отдельно взятые природные ресурсы.

1. Земля

Земельными ресурсами как объектами права общего пользования являются: площади, улицы, сенокосы, парки, автострады, проезды, земли путей сообщения и т.д .

С другой стороны, в качестве объектов права специального использования земельных ресурсов можно назвать следующие: земли подсобного сельского хозяйства, садовые земельные участки, земли сельскохозяйственных предприятий, земельные участки жилищных и других кооперативов, земли промышленности, земли обороны, земли связи и др.

Нижегородская Академия МВД РФ

ИЖЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Контрольная работа

по дисциплине

«Экологическое право»

Вариант 4

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования.

Вопрос 2: Правовой режим национальных и природных парков.

Выполнил : Курсант 2 курса 5летней

очной формы обучения гр.212

рядовой милиции Касимов А. Р.

Проверила : Кравченко_________

Ижевск 2006

Содержание.

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования………………………………………………………………………………………………………….. 3

Понятие права природопользования……………………………………….. 3

Классификация (виды) права природопользования…………………. 4

Субъекты права природопользования……………………………………… 5

Объекты права природоползьзования……………………………………… 6

Вопрос2: Правовой режим национальных и природных парков. 8

Задача……………………………………………………………………………………. 12

Решение…………………………………………………………………………………

2. Субъекты и объекты права природопользования

Список использованной литературы………………………………… 15

Вопрос 1: Виды, субъекты и объекты права природопользования.

Понятие права природопользования.

«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фунда­мент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоот­ношений общества и природы».

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, ре­гулирующихотношения по использованиюприродных богатств, называется правомприродопользования. Такие нормы содержат­ся главным образом в природоресурсном законодательстве — зе­мельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые по­ложения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе «Об охране окружающей природной среды», феде­ральном законе «Об экологической экспертизе», иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Классификация (виды) права природопользования.

В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природо­пользования.

Наиболее общей является классификация, критери­ем которой является объект природы. Соответственно право при­родопользования подразделяется на следующие виды:

  • право землепользования;
  • право недропользования;
  • право водопользования;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром;
  • право пользования атмосферным воздухом.

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юриди­ческих или физических лиц, за которыми природные объекты за­креплены в пользование. Общее природопользование связано с ре­ализацией естественного права каждого на благоприятную окру­жающую среду. Право на такое пользование природными объекта­ми возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

Специальное пользование землей, недрами, водами, леса­ми, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значи­мых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособлен­ное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования;
  • специального пользования водами, недрами, объектами жи­вотного мира, другими природными ресурсами.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставление земельного участка, горного отвода, выдачи лесного билета и т.д.).

Субъекты права природопользования.

Субъект права природопользования может рассматри­ваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношенийпользования землей, ее недрами, водами и лесами объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специаль­ного.

В качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь в виду – в рамках общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогич­ным образом решен вопрос и в лесном законодательстве.

Субъектами специального права природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные и муниципальные органы, наделенные правом распоряжения природными ресурсами, находящимися в государстве или местном самоуправлении, и как юридические лица, получившие соответствующие природные ресурсы в пользование.Субъекты специального права природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и обязанности, и дееспособностью, т.е. чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющиеся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Объекты права природоползьзования.

Можно сказать, что объектом права природопользования является природа. Мы пользуемся природой в соответствии с нашим правом общего природопользования. Понятие природо­пользования — обобщенное. Осуществляя лесопользование, водо­пользование, мы осуществляем природопользование. Природа вы­ступает обобщенным объектом прав природопользования.

В законодательстве объекты права природопользования в боль­шинстве случаев конкретизированы применительно к землеполь­зованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Объектом права землепользования являются земля, водо­пользования — воды, пользования недрами — недра.

Объектом права природопользования являются природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты.

Вопрос 2: Правовой режим национальных и природных парков.

Национальные парки в России относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Первые национальные парки в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) – были созданы лишь в 1983г.

С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

  • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
  • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического посещения и ознакомления с достопримечательностями объектами национального парка;
  • рекреационная, предназначенная для отдыха;
  • охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

Общее и специальное природопользование

Объекты права природопользования
 

Объектом права природопользования признается индивидуально определенная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленная физически (путем установления ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования, например, свидетельстве о праве собственности на земельный участок, договоре аренды участка лесного фонда и др.).

В большинстве случаев в законодательстве они конкретизированы применительно к определенному виду природопользования – землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Соответственно, объектом права землепользования являются земля (земельный участок), водопользования – воды (водный объект), пользования недрами – недра (участок недр) и т.д.

Общее природопользование

Общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав.

Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензия, договор и т.п.) со стороны компетентных органов и организаций. В то же время, в законодательстве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.

1. В земельном законодательстве право общего землепользования прямо не предусматривается. Однако в составе земель поселений (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ) выделяются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами и другими объектами, на которых граждане и реализуют указанное право. В составе земель поселений выделяются также рекреационные территориальные зоны (п. 9 ст.

Виды, субъекты и объекты права природопользования (стр. 1 из 2)

85 Земельного кодекса РФ), которые используются для отдыха граждан и туризма.

Вид земельных участков общего пользования предусматривает и Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Определение общего водопользования дано в Водном кодексе РФ.

Статья 6. Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Согласно ст. 19 Закона, собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению и без чьего-либо разрешения осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах земельного участка, строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Право общего пользования лесами установлено в лесном законодательстве. Так, Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Специальное и комплексное природопользование
 

Под специальным природопользованием в науке экологического права понимают такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц и сопряжено с более значительными, чем

при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Выделяют две формы специального природопользования: комплексное природопользование исобственно специальное пользование природными ресурсами (землей, недрами и т.п.).

В литературе под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом экологической ситуации в регионе, где осуществляется комплексное природопользование с целью минимизировать отрицательное воздействие этой деятельности на окружающую среду и обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов территории. В земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования,

однако в большинстве случаев землепользование в Российской Федерации является специальным. Исключение составляют установленные законодательством случаи пользования землями общего назначения (см. раздел 7.2.). Земельные участки предоставляются в пользование либо на основании акта, выдаваемого специально уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, либо договора.

Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Право специального недропользования нашло отражение в ст.ст. 6-9 Закона РФ «О недрах». Указанный Закон четко выделяет виды пользования недрами, права на которые субъекты предпринимательской деятельности (в том числе юридические лица и граждане других государств) приобретают с момента получения лицензии на пользование недрами.

Право специального пользования объектами животного мира предусмотрено ст. 33 Федерального закона «О животном мире». Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти федерального или регионального уровней юридическим лицам (в том числе и иностранным) в долгосрочное пользование на основании соответствующей лицензии. Гражданам (в том числе и иностранцам и лицам без гражданства) объекты животного мира предоставляются в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии (как правило, сроком на один сезон).

Право специального лесопользования нашло отражение в Лесном кодексе РФ, ст.ст. 22– 24. Лесные объекты могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в пользование на правах аренды, безвозмездного пользования. Другими словами, основанием возникновения права пользования лесными объектами является либо заключение договора, либо получение пользователем соответствующей лицензии (лесорубочный билет, лесной билет и т.п.).

Разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление прав соответствующим хозяйствующим субъектам на удаление отходов производства и потребления в окружающую среду. Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется ст. Водного кодекса РФ, атмосферой – для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками – статьями Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».



admin