Объекты коммунального обслуживания

Содержание

Извлечение из Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 № 722 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия»

2.1. На основании и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации и Республики Хакасия Министерство осуществляет следующие полномочия:
2.1.1. В сферах строительства, архитектуры и градостроительства:
2.1.1.1. Осуществление подготовки документов территориального планирования Республики Хакасия и внесение в них изменений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.
2.1.1.2. Осуществление приема предложений заинтересованных лиц по проекту схемы территориального планирования Республики Хакасия, а также по внесению в нее изменений.
2.1.1.3. Подготовка документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
2.1.1.4. Рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу с Республикой Хакасия, проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов Республики Хакасия и подготовка заключений по ним.
2.1.1.5. Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Хакасия.
2.1.1.6. Утверждение порядка и условий проведения предпроектных исследований или конкурсов на архитектурный проект при строительстве отдельных архитектурных объектов, определенных утвержденной градостроительной документацией.
2.1.1.7. Осуществление функций государственного заказчика при выполнении работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов, проектных, изыскательских и научно-исследовательских работ при реализации государственных программ Республики Хакасия, ведомственных целевых программ и других работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
2.1.1.8. Заключение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоров и государственных контрактов на выполнение проектных, изыскательских и научно-исследовательских работ, а также работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства.
2.1.1.9. Осуществление контроля за соответствием выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, по которым заказчиком является Министерство и (или) подведомственные ему учреждения.
2.1.1.10. Осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
2.1.1.11. Осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

2.1.1.12. Организация и проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, через подведомственное Министерству Автономное учреждение Республики Хакасия «Государственная экспертиза Республики Хакасия».
2.1.1.13. В порядке и в пределах переданных полномочий Российской Федерации осуществление государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроля за:
соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;
соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации;
соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности, для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.
2.1.1.14. Утверждение в установленном порядке нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов, в Республике Хакасия, учитывающих региональные условия выполнения работ (территориальных сметных нормативов).
2.1.1.15. Обеспечение разработки и утверждения территориальных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ на территории Республики Хакасия.
2.1.1.16. Осуществление полномочий в соответствии с Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 № 114-ЗРХ «О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав граждан – участников долевого строительства, на территории Республики Хакасия».
2.1.1.17. Выдача разрешения на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
2.1.1.18. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство такого объекта выдано Министерством.
2.1.1.19. Формирование и утверждение правовым актом единого сводного списка граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в целях обеспечения жильем граждан в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
2.1.1.20. Ведение сводного реестра граждан, включенных в списки граждан, имеющих право на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (в том числе объектов индивидуального жилищного строительства), которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса (далее – жилье экономического класса), построенных или строящихся на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее – Фонд), переданных в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья на территории Республики Хакасия, а также граждан, реализовавших свое право на приобретение жилья экономического класса, построенного на земельных участках Фонда, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», предоставление выписок из него.
2.1.1.21. Осуществление полномочий в соответствии с Законом Республики Хакасия от 07.11.2014 № 93-ЗРХ «О полномочиях органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований Республики Хакасия по реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
2.1.2. В сфере жилищно-коммунального хозяйства:
2.1.2.1. Разработка программ в области развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также участие в их реализации.
2.1.2.2. Разработка проектов региональных стандартов:
нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий;
максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
2.1.2.3. Разработка порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
2.1.2.4. Проведение добровольной аккредитации управляющих компаний, претендующих на получение подтверждения своей компетентности в сфере управления жилищным фондом, с осуществлением информационного сопровождения деятельности управляющих компаний.
2.1.2.5. Сбор и направление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведений:
о структурных преобразованиях (реформировании) и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
о подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях;
о работе объектов жилищно-коммунального хозяйства в зимних условиях;
о наличии и расходе топлива организациями жилищно-коммунального хозяйства в зимних условиях.
2.1.2.6. Организация работы по ежегодному определению совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления, организациями потребности в топливно-энергетических ресурсах жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
2.1.2.7. Принятие участия в установленных законодательством случаях в координации аварийно-восстановительных работ, расследовании причин аварий эксплуатируемых объектов жилищно-коммунального и теплоэнергетического хозяйства.
2.1.2.8. Осуществление мониторинга кредиторской задолженности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, по оплате ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, кредиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций по оплате топливно-энергетических ресурсов, использованных для поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами.

2.1.2.9. Организация мероприятий по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия.
2.1.2.10. Осуществление взаимодействия с Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по вопросам предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
2.1.3. В сфере развития потребительского рынка:
2.1.3.1. Участие в реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории Республики Хакасия.
2.1.3.2. Разработка и реализация региональных программ развития торговли.
2.1.3.3. Разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории Республики Хакасия.
2.1.3.4. Формирование и ведение реестров розничных рынков Республики Хакасия.
2.1.3.5. Формирование торгового реестра, включающего сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории Республики Хакасия.
Предоставление сведений из указанного торгового реестра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.1.3.6. Проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Республики Хакасия.
2.1.3.7. Организация ежеквартального обновления на Официальном портале исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия информации о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в области торговой деятельности, об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности, о среднем уровне цен на отдельные виды товаров, иной определенной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, информации.
2.1.3.8. Ежеквартальное представление обобщенных сведений, содержащихся в торговом реестре, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации.
2.1.3.9. Разработка нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Хакасия.
2.1.3.10. Установление порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов.
2.1.3.11. Выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
2.1.3.12. Прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением.
2.1.3.13. Осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
2.1.3.14. Внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2.1.4. Общие полномочия:
2.1.4.1. Внесение в Правительство Республики Хакасия проектов законов Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия и других документов, по которым требуется решение Правительства Республики Хакасия, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства.
2.1.4.2. Взаимодействие с отраслевыми образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями на предмет подготовки и повышения квалификации специалистов, занятых в курируемых сферах деятельности.
2.1.4.3. Осуществление функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий.
2.1.4.4. Организация приема граждан, объединений граждан и юридических лиц, обеспечение своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданным в устной форме, в письменной форме или в форме электронного документа, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
2.1.4.5. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
2.1.4.6. Обеспечение комплекса организационно-технических мероприятий по мобилизационной подготовке сотрудников Министерства, а также контроля и координации деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке.
На базе Министерства создается служба обеспечения торговли и питания гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия.
2.1.4.7. Осуществление контроля за деятельностью подведомственных Министерству государственных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений Республики Хакасия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
2.1.4.8. Совместно с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия принятие решений о передаче для завершения строительства либо продажи не завершенных строительством объектов, заказчиками которых являлись республиканские органы исполнительной власти, организации и учреждения, финансируемые из республиканского бюджета Республики Хакасия.
2.1.4.9. Подготовка предложений по созданию, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Министерства.
2.1.4.10. Анализ экономического состояния, производственной деятельности подведомственных Министерству организаций, участие в разработке мер по их финансовому оздоровлению.
2.1.4.11. Организация и осуществление аттестации экспертов привлекаемых к проведению мероприятий по государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

2.1.4.12. Осуществление иных полномочий в установленной сфере деятельности Министерства, если такие полномочия предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
2.2. Министерство и его должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
2.2.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на Министерство.
2.2.2. Создавать экспертные консультативные информационно-аналитические советы, комиссии и рабочие группы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства, утверждать положения о них и их составы.
2.2.3. Представлять в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района.
2.2.4. Обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
2.2.5. Оспаривать решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству Российской Федерации, а также схемам территориального планирования Российской Федерации, схемам территориального планирования республики, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.
2.2.6. Вносить предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения.
2.2.7. Запрашивать сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
2.2.8. Публиковать или передавать для публикации информацию по вопросам сферы деятельности Министерства.
2.2.9. Осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства.
2.2.10. Привлекать для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.
2.2.11. Проводить мероприятия: совещания, конференции, встречи, выставки, конкурсы и т. п., – в сферах деятельности, отнесенных к компетенции Министерства, для органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
2.2.12. Принимать решения об утверждении кандидатур, представляемых на награждение правительственными, отраслевыми наградами в подведомственных сферах деятельности.
2.2.13. Рассматривать в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях в пределах компетенции Министерства.
2.2.14. По решению Правительства Республики Хакасия Министерство может наделяться дополнительными правами и полномочиями, не противоречащими действующему законодательству.

Новый порядок может отразиться и на кадастровой стоимости земли. Так, кадастровая стоимость земель, выделяемых дачникам ниже, чем у земель, предназначенных под ИЖС. Появились в классификаторе и новые виды разрешенного использования земель. Например, для предоставления коммунальных услуг, услуг связи, размещения домов социального обслуживания, общежитий, медицинских организаций особого назначения, объектов культурно-досуговой деятельности, спортивных площадок.

В соответствии с Земельным кодексом у каждого участка есть назначение — например, для сельскохозяйственных нужд, ведения индивидуального жилищного строительства, того же садоводства. А есть виды и подвиды разрешенного использования, к примеру, под строительство объектов инфраструктуры или энергетики. Или некапитальных строений. Но если в классификаторе не было какого-то вида или подвида, а на участке, к примеру, лесного фонда очень нужно было построить такие линейные объекты, как высоковольтная линия или трубопровод, приходилось на уровне муниципалитета отдельно утверждать порядок использования земельных участков в составе лесов, сельхозугодий, особо охраняемых природных территорий для того, чтобы построить эти важные объекты. Или менять целевое назначение земельного участка, что крайне проблематично.

«Поправки в Градостроительный кодекс разрешили строительство на садовых участках жилых домов. Поэтому в новой редакции классификатора предусмотрено, что на земельных участках для «ведения садоводства» могут размещаться жилые дома, как и на участках для индивидуального жилищного строительства. Также на садовых участках могут располагаться предназначенные для собственных нужд хозяйственные постройки и гаражи», — отмечает первый зампред председателя Московской областной думы, глава Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин.

Он также подчеркивает, что внесено дополнение о возможности размещения объектов благоустройства на всех земельных участках без отдельного указания в классификаторе. «На практике это означает, что, например, для размещения на земельных участках общего назначения в СНТ детской площадки, информационного щита, хозпостройки достаточно решения общего собрания членов товарищества и не требуется менять вид разрешенного использования данного земельного участка и получать какие-либо иные разрешения от государственных органов», — уточняет Чаплин.

Правообладателям земельных участков не нужно будет переделывать свидетельства о собственности и иные документы

Одновременно из классификатора убрали некоторые уточнения. Например, для земель, предназначенных под ведение садоводства с выращиванием сельскохозяйственных культур для собственных нужд, больше не содержится уточнение, какие конкретно сельхозкультуры имеются в виду — плодовые, ягодные, овощные или бахчевые. Но, как пояснила «Российской газете» замглавы Федеральной кадастровой палаты Росреестра Марина Семенова, это вовсе не означает наложения какого-либо запрета на их выращивание.

И добавила, что изменения в классификаторе не создадут для правообладателей земельных участков дополнительных проблем. Изменения не предполагают обязательную замену ранее выданных документов о собственности или владении земельными участками, отмечает Семенова.

Такие изменения могут быть внесены в записи ЕГРН по желанию самого правообладателя — как физического, так и юридического лица. Например, если вид разрешенного использования земли отсутствует в сведениях ЕГРН или необходимо изменить целевое назначение участка. Во всех случаях для внесения изменений в реестр недвижимости требуется подать соответствующее заявление в Росреестр.

Как узнать категорию земель по кадастровому номеру

  1. Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
  2. Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
  3. Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.

Чтобы документально подтвердить сведения рекомендую заказать выписку из ЕГРН.

Обратите внимание, что Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите узнать категорию земель быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите документ в течение дня. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через API Росреестра

Что такое категория земель (целевое назначение)

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий земель:

  1. Населенных пунктов (поселений);
  2. сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. лесного фонда;
  6. водного фонда;
  7. государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Далее рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

Земли населенных пунктов

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Подкатегории земель сельхозназначения

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и не сельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели — обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные угодья

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Не сельскохозяйственные угодья

Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Отличия первого от второго

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Земли лесного и водного фонда

Категория земель лесного и водного фондов предполагает их хозяйственное использование, но только в рамках разрешенного вида деятельности:

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Земли запаса и ООПТ

Эти две категории земель изъяты из оборота. Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.

Земли, признанные особо ценными для общества, переводятся из одной категории в другую, изымаются из оборота и хозяйственного использования. Их обратный перевод в другую категорию законом не предусмотрен. Земли запаса нельзя использовать в хозяйственных целях, но можно перевести в иную категорию и с определенным разрешенным использованием.

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Кроме того, существует деление разрешённого вида использования на следующие типы:

  1. основные;
  2. условно разрешённые;
  3. вспомогательные.

Таблица основных видов разрешенного использования земельного участка

Номер в классификаторе
1.0-1.18 Сюда относят земли, находящиеся вне населенных пунктов, которые предназначены для выращивания сельскохозяйственных культур, скота, пушных зверей, разведения птиц, рыб, насекомых. Разрешено возводить здания, необходимые для нужд сельского хозяйства.
2.0-2.7.1 На этих землях можно возводить здания, как одноэтажные, так и многоэтажные, которые используются для проживания, а также объекты инфраструктуры, необходимые для их содержания.
3.0-3.10.2 На землях можно размещать объекты капитального строительства, которые необходимы для удовлетворения социальных и духовных потребностей — коммунальные предприятия, объекты здравоохранения, школы, ДОУ и т.д.
4.0-4.10 Земли предназначены для объектов капитального строительства, которые используются с целью получения выгоды.
5.0-5.5 Участки выделяют под размещение спортивных, туристических объектов, баз отдыха, конных прогулок и т.д.
6.0-6.11 На землях разрешено размещать добывающие и производственные объекты.
7.0-7.5 На участках размещают различные пути сообщения и строения, необходимые для их обслуживания.
8.0-8.4 Размещают объекты, предназначенные для Вооруженных сил, а также таможни.
9.0-9.3 Земли, на которых располагаются особо охраняемые природные территории.
10.0-10.4 Разрешена деятельность, связанная с выращиванием, рубкой, заготовкой леса, охраной лесов.
11.0-11.3 На землях размещаются водные объекты и гидротехнические сооружения.
12.0-12.3 На участках размещены дороги, кладбища, парки, скверы и т.д. Сюда же относят земли запаса.
13.1 Разрешена деятельность, связанная с выращиванием с/х культур для собственных нужд. Стоить жилые дома нельзя. Можно строить хозпостройки для хранения урожая и инвентаря.
13.2 Разрешена деятельность, связанная с выращиванием плодовых деревьев и кустарников для собственных нужд. Можно строить жилые дома, садовые домики (не для постоянного проживания), гаражи, хозпостройки.
13.3 Строка утратила силу с 1 января 2019 г. — Приказ Минэкономразвития России от 9 августа 2018 г. N 418

Условно разрешенный вид использования земельного участка

Условно разрешенный вид использования земельного участка выполняет функцию дополнения в рамках категории и разрешенного использования. Такое дополнении возникает когда нет возможности составить классификатор на все случаи жизни.

Для того, чтобы установить дополнительную норму, необходимо пройти специальную процедуру согласований и публичных слушаний в Комиссии по землепользованию и застройки. Такое расширение ВРИ возможно только в случае, если оно предусмотрено местными градостроительными нормами.

Вспомогательные виды разрешенного использования

Вспомогательные виды разрешенного использования уточняют действия, производимые в рамках других типов использования. Уточняющий характер может заключаться, например, в размещении каких-нибудь мелких объектов — гаражей, трансформаторной будки, забора и т.п. Таким образом, потенциальному застройщику необходимо вписаться в целевое назначение и основной вид разрешенного использования своей территории.

Другие типы разрешенного использования можно изменить в официальном диалоге потенциального и состоявшегося владельца участка с органами государственной или муниципальной власти.

К примеру, земельный участок для строительства дома должен иметь категорию (целевое назначение) — земли населенных пунктов, а вид разрешенного использования (ВРИ) — для индивидуального жилого строительства (ИЖС).

Полный перечень ВРИ является исчерпывающим, содержится в специальном классификаторе и не подлежит изменению в произвольном порядке. Если устанавливается новый для данной территории ВРИ, то он должен соответствовать перечню данного классификатора.

Как узнать характеристики земельных участков для каждого ВРИ

  • В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
  • Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
  • Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
  • В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
  • Согласно пункту 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения к межевому плану).
  • Пунктами 6 — 7 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ предусматривается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

На основании изложенных выше норм можно сделать вывод, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка, необходимо учитывать цель его образования, рациональность использования, а также наличие законодательных актов, устанавливающих исключения из положений пункта 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, основные требования к образованию земельных участков закреплены в Земельном кодексе РФ, основные требования к установлению тех или иных ВРИ на территории содержатся в ПЗЗ вашего региона. К примеру, характеристики земельных участков под ЛПХ закрепляются в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в вашем региональном законе об обороте сельхоз земель.

При этом, любое решение органа власти или должностного лица может быть оспорено в судебном порядке. Установить точную возможность принадлежности той или иной земли к необходимому ВРИ может только соответствующая экспертиза.

Что будет, если использовать землю не по назначению

Правовой режим — это система запретов, ограничений, разрешений и обязанностей. Владельцы земель сельскохозяйственной категории обязаны:

  1. использовать землю в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
  2. принимать меры по недопущению любых воздействий на земельный участок, которые могут привести к существенным потерям плодородия и других значимых свойств;
  3. поддерживать оптимальное состояние мелиорированных земель;

Владельцы земель сельскохоз назначения имеют право:

  1. приобретать, продавать, дарить, передавать в наследство принадлежащие им участки;
  2. получать от государства бесплатно или на возмездной основе земли данной категории в собственность или в пользование;
  3. выходить с ходатайством об изменении статуса, категории и разрешенного использования земель.

Основные ограничения и запреты можно свести к следующему:

  • Не использование земель с/х назначения запрещено. Это требование распространяется на любые участки, находящиеся во владении физических и юридических лиц. Не использовать землю может только государство, которое владеет землями ГосЗемЗапаса и участками резерва;
  • Иностранные граждане в обороте сельскохозяйственной земли участвовать не могут. Однако они могут брать землю в аренду и использовать её по назначению, выполняя все обязанности по поддержанию участков в надлежащем состоянии;
  • Произвольный перевод с/х земель в другую категорию или разрешенное использование запрещен и наказуем;
  • Существуют ограничения по срокам и содержанию аренды. Законом определяются максимальные и минимальные сроки, а также режим использования участков;
  • При территориальном зонировании определяются особо ценные земельные участки, изъятые из оборота. Они находятся в списках территорий, запрещенных к приватизации. Изымают из оборота и нарушенные земли, которые переводятся в залежь до момента восстановления плодородия и иных значимых свойств.

Обратите внимание, что не выполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей влечёт за собой предусмотренное законом наказание в виде, штрафов, уголовной ответственности и иных мер, включая материальную ответственность, носящую компенсационный характер.

Летом 2016 года был упрощен порядок изъятия земли, которая не используется вовсе или с какими-либо нарушениями. По данным министерства с/х хозяйства, после введения этих поправок в оборот было возвращено более 120 тыс. гектар земель.

В заключение

С точки зрения перспективы строительства дома целесообразно использовать следующие виды разрешенного использования:

  1. Для строительства индивидуального жилого дома (ИЖС);
  2. С целью ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
  3. Для ведения хозяйства дачного типа и строительства садового домика, который признается жилым по дачной амнистии;
  4. Для сельскохозяйственного производства и крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ).

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Что такое зонирование земельного участка

8 апреля вступил в силу Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2019 г. N 44 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540» ( зарег. в Минюсте РФ 27 марта 2019 г.)

Этим приказом Минэкономразвития России уточнило описание и детализацию в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков в разделах «Жилая застройка», «Общественное использование объектов капитального строительства», «Предпринимательство» и «Отдых (рекреация)».
Использование земельных участков для ИЖС позволяет размещение жилого дома (отдельно стоящего здания с не более чем тремя надземными этажами, высотой не более 20 метров, состоящего из комнат и помещений вспомогательного использования, используемых для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).
Определены отдельные коды для размещения зданий, обеспечивающих коммунальные услуги, домов престарелых, детских домов, ночлежек, общежитий, моргов, музеев и т. д., в частности:
3.1.1 Предоставление коммунальных услуг;
3.1.2 Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг;
3.2.1 Дома социального обслуживания;
3.2.2 Оказание социальной помощи населению;
3.2.3 Оказание услуг связи;
3.2.4 Общежития;
3.4.3 Медицинские организации особого назначения.
Также из классификатора убрали уточнение, какие именно сельхозкультуры, разрешенные к выращиванию на землях, предназначенных под ведение садоводства с выращиванием сельскохозяйственных культур для собственных нужд имеются в виду — плодовые, ягодные, овощные или бахчевые.
Собственникам не придется менять документы о собственности или владении земельными участками.
Изменения могут быть внесены в ЕГРН по желанию самого правообладателя — как физического, так и юридического лица. Например, если вид разрешенного использования земли отсутствует в сведениях ЕГРН или необходимо изменить целевое назначение участка, то следует подать соответствующее заявление в Росреестр.
Расширенный список видов использования земель позволяет пользователю выбрать назначение, более соответствующее фактическому использованию. Это может отразиться на кадастровой стоимости и сделает минимальными риски попадания физических и юридических лиц под штрафы.
Статья в спецпроекте «Квадратный метр» «Российской газеты» от 11.04.2019

Государственное бюджетное учреждение
по эксплуатации высотных
административных и жилых домов

24 марта 2016 года в порядке реорганизации на основании распоряжения Правительства Москвы от 25 ноября 2015г. №678-РП «О реорганизации Государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов» создано Государственное бюджетное учреждение по эксплуатации высотных административных и жилых домов (ГБУ «ЭВАЖД»).

С 1977 года Учреждение успешно занимается оказанием жилищно-коммунальные услуг, управлением, эксплуатацией и содержанием социально-значимых объектов городской инфраструктуры. Все здания и сооружения построены по индивидуальным проектам, в том числе 9 из них являются памятниками архитектуры.

Москвичи и гости столицы хорошо знают наши объекты: высотные дома на Котельнической набережной, Кудринской площади, Садовой-Спасской улице, улице Серафимовича («Дом на набережной») жилой комплекс здания гостиницы «Украина», жилые дома Олимпийской деревни 80, Олимпийской деревни 98, возведенной к первым международным юношеским играм и многие другие объекты городской инфраструктуры. Предприятие обслуживало и продолжает обслуживать один из крупнейших в Европе хладоцентров, обеспечивающих кондиционирование воздуха в более чем 120 тыс. кв.м. 4-х административных зданиях на Новом Арбате, единственную в городе экспериментальную станцию вакуумного мусороудаления из многоквартирных домов в микрорайоне Северное Чертаново (более 350 тыс.кв.м. жилых помещений). Наличие квалифицированных кадров, имеющих многолетний опыт работы в ГБУ «ЭВАЖД», высокая техническая оснащенность позволили предприятию добиваться успехов и неоднократно занимать призовые места в городских конкурсах в различных номинациях: «Мой двор, мой подъезд», «Улучшаем свое жилище», «Лучший по профессии» и др.

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 1952 г. «Об эксплуатации высотных домов, строящихся в г. Москве»

admin