Оба покинули место ДТП

Дорожно-транспортное происшествие – это стресс для автолюбителя. Находясь в состоянии нервного напряжения, водитель может предпринять множество ошибочных действий, среди которых попытка скрыться с места происшествия.

Несмотря на то, что по законодательству автомобилист, покинувший место ДТП, привлекается к административной или даже уголовной ответственности, в некоторых случаях водитель может избежать наказания.

В частности, для многих автолюбителей остается вопросом, как именно расследуются дорожно-транспортные происшествия, если оба водителя покинули место аварии, а также как сотрудники дорожной инспекции привлекают их к ответственности.

Ответственность за оставление места ДТП

Все обязательные действия, которые водитель должен совершить после дорожно-транспортного происшествия, отражены в ПДД. В частности, в соответствии с требованиями пункта 2ю5 данного нормативного правового акта, автомобилист, который причастен к ДТП, должен остановить свое транспортное средство и не трогать его до приезда на место столкновения сотрудников ГИБДД.

Соответственно, если участник дорожно-транспортного происшествия оставляет место аварии, а также в ситуациях, когда все участники ДТП оставляют место происшествия, значит, своими действиями они не выполняют нормы законодательства, установленные ПДД. Следовательно, при выявлении данного факта сотрудники дорожной инспекции имеют право привлечь таких автолюбителей к административной ответственности.

Наказание за оставление места ДТП

Ответственность за оставление места, где произошло дорожно-транспортное происшествие, установлена Кодексом об административных правонарушениях, в частности, статьей 12.27:

  1. Лишение нарушителя водительского удостоверения на срок до полутора лет.
  2. Административный арест на срок до 15 суток.

Соответственно, даже если оба участника автомобильной аварии покинули место столкновения, они все равно считаются нарушителями, пренебрегшими правилами дорожного движения, что является серьезным наказанием.

Ситуации, когда участники могут покинуть место происшествия

После изменений, внесенных в правила дорожного движения в 2014 году, все дорожно-транспортные происшествия можно разделить на две категории:

  1. ДТП, при которых нельзя оставлять место столкновения. В частности, к таким дорожно-транспортным происшествиям относятся аварии, в которых пострадали люди, был причинен критический ущерб их здоровью. В этих случаях автомобилист должен вызвать на место столкновения сотрудников дорожной инспекции.
    По правилам дорожного движения, если у автомобилиста отсутствует возможность отправить пострадавших на попутном транспорте (никто не останавливается, нет автомобилей), то он имеет право покинуть место аварии, чтобы самостоятельно доставить человека в ближайшее медицинское учреждение.
  2. Дорожно-транспортные происшествия, при которых автолюбитель имеет право покинуть место автомобильной аварии, предварительно произведя фото и видеосъемку случившегося, составив Извещение о ДТП или схему аварии.
    В соответствии с нормами законодательства, участники автомобильной аварии имеют право покинуть место происшествия, чтобы не создавать на дороге пробки, в ожидании приезда сотрудников дорожной инспекции.

От чего зависит вид ДТП

В случае если в результате дорожно-транспортного происшествия был причинен только имущественный вред, то у автомобилистов, как правило, возникают разногласия относительно оценки причиненного транспортному средству вреда.

При наличии таких споров, водители должны обратиться в полицию, чтобы получить указания о том, как правильно действовать после аварии. В частности, где именно нужно оформить такое столкновение:

  1. На ближайшем посту ГИБДД.
  2. В подразделении полиции.

В отделении ГИБДД, равно как и полицию, должны отправиться оба участника дорожно-транспортного происшествия.

Однако если в результате столкновения вред был причинен только транспортным средствам, а у автолюбителей нет никаких разногласий относительно размера причиненного ущерба, они имеют право не уведомлять об автомобильной аварии ГИБДД, а также оставить место ДТП, не опасаясь каких-либо последствий.

Оформление ДТП без вызова ГИБДД

Автомобилисты, которые не хотят дожидаться приезда сотрудников ГИБДД на место аварии, могут оформить ее самостоятельно. Тем более, что сделать это можно несколькими способами:

  1. Обратиться в ближайшее отделение ГИБДД или полиции.
  2. Составить европротокол.
  3. Без оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, если в результате столкновения пострадало только имущество, а участники автомобильной аварии не видят смысла оформлять ее официально.

Соответственно, к административной ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия могут быть привлечены только те собственники транспортных средств, которые приняли участие в ДТП с пострадавшими.

Если же в автомобильной аварии был причинен вред только имуществу, то по закону, автовладелец вправе самостоятельно решать, нужно ли ему оформлять столкновение официально, у сотрудников ГИБДД.

Последствия для водителей, покинувших место ДТП

Если автолюбитель скрылся с места дорожно-транспортного происшествия без соответствующего оформления, он не может рассчитывать на получение страховой выплаты для восстановительного ремонта своего поврежденного в результате столкновения транспортного средства.

Следовательно, если место ДТП оставят оба участника автомобильной аварии, никто из них не сможет рассчитывать на получение страхового возмещения от своего страховщика.

Именно эту норму всегда необходимо учитывать автовладельцам, которые своевременно застраховали свою автогражданскую ответственность по полису ОСАГО.

Не стоит поддаваться на провокацию второго участника автомобильной аварии. Как правило, автолюбителю отказываются от оформления ДТП в официальном порядке, если у них отсутствует действующий полис ОСАГО (нет вообще или он просрочен).

Такому автовладельцу не выгодно вызывать ГИБДД и оформлять столкновение в официальном порядке, но это в интересах второго водителя.

Если автолюбитель категорически отказывается от оформления дорожно-транспортного происшествия, второй водитель может оставаться на месте аварии. В этом случае он должен самостоятельно вызвать на место столкновения инспектора, рассказать ему у случившемся и указать на то, что второй участник аварии покину место происшествия.

Мнение эксперта Карпова Екатерина Васильевна В 2006 году закончила Амурский государственный университет по специальности «юриспруденция». 2006-2013 — Арбитражный суд Амурской области. 2013 по настоящее время — юрист в Амурском областном онкологическом диспансере. Для того, чтобы избежать наказание за оставление места ДТП, нужно дождаться, когда истечет срок давности привлечения к ответственности. Он составляет 3 месяца с момента совершения правонарушения. Важно, чтобы деяние не имело признаков уголовного преступления. Если оба участника происшествия не будут найдены в течение этого срока, постановление о наложение штрафа за оставление места ДТП не будет вынесено.

Что делать, если покинул место ДТП по провокации второго участника

Достаточно часто автомобилист (как правило, пострадавший в ДТП), покидает место дорожно-транспортного происшествия сразу же после столкновения по провокации второго водителя.

После этого решения, потерпевший проигрывает сразу по нескольким пунктам. В частности:

  1. В этой ситуации он также считается нарушителем, так как не соблюл правила дорожного движения. В случае, если это обстоятельство будет выявлено сотрудниками полиции, автолюбитель также может быть привлечен к административной ответственности в виде лишения водительского удостоверения на срок до полутора лет.
  2. Также, собственник транспортного средства не может рассчитывать на получение страховой выплаты от страховщика.
  3. Как правило, в таких ситуациях получить денежные средства с виновника дорожно-транспортного происшествия также невозможно, поэтому пострадавшему придется самостоятельно оплачивать ремонт своего транспортного средства.
  4. В большинстве случаев такие столкновения провоцируют мошенники, что чревато для автомобилиста различными проблемами.

Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, автовладелец, прежде всего, должен не поддаваться на провокации, какими бы заманчивыми они не нужны.

Что делать пострадавшему в этом случае

Оптимальный вариант действий для пострадавшего водителя, которого виновник дорожно-транспортного происшествия уговаривает покинуть место столкновения – оставаться на месте аварии и вызвать сотрудников дорожной инспекции для ее оформления.

Только в этом случае пострадавший автовладелец сможет рассчитывать на получение страховой выплаты, необходимой для восстановления пострадавшего в результате ДТП транспортного средства.

Причем получение такой страховки, скорее всего, будет происходить через суд, так как полицейские начнут производство против второго автолюбителя, оставившего место аварии. В этом случае автовладельцу потребуется приложить к иску справку о ДТП. Получить данный документ можно только у сотрудника дорожной инспекции, оформлявшего автомобильную аварию.

Если же у пострадавшего водителя отсутствует данная справка, то решить вопрос о получении компенсации за причиненный моральный и материальный ущерб через суд не получится.

В МВД России объяснили, в каких случаях автомобилистам не будет грозить наказание за оставление места ДТП и перемещение транспортных средств после аварии. Подробные разъяснения Autonews.ru запросил у ведомства после появления в Москве многочисленных объявлений на информационных табло Центра организации дорожного движения (ЦОДД) с призывами сразу же убирать машины с дороги после аварии, если инцидент произошел на скоростной магистрали, например МКАД.

Параллельно с распространением предупреждающих объявлений замруководителя ЦОДД Александр Евсин заявил, что на всех магистралях после ДТП необходимо обязательно уйти с траектории скоростного движения при любой возможности: «Люди, которые понимают опасность, никогда не ждут трагедии, оформляя бамперы в полосе скоростной дороги. Возникнут сложности с оформлением ДТП? Возможно, возникнут. Но это трудности поправимые и не связанные с угрозой жизнью и здоровью. А вот наезд условного КамАЗа сзади непоправим и статистически практически неизбежен», — писал эксперт в своем фейсбуке, где так же публиковал видео повторных аварий с участием остановившихся автомобилей.

Евсин уверен, что ожидание оформления ДТП в полосе движения скоростной магистрали связано с опасностью гибели и тяжелых травм. «Никогда не стойте в полосе движения скоростных дорог, ожидая оформления ДТП. Съезжайте на обочину или ближайшее безопасное место и там оформляйте ДТП», — советовал он всем автомобилистам.

Однако сами водители выразили сомнения, не лишат ли их прав после съезда на обочину, поскольку такое поведение может быть приравнено к оставлению места ДТП. Как объяснили в МВД России, в соответствии со ст. 2.7 КоАП, действия, формально являющиеся правонарушением, но совершенные в состоянии крайней необходимости, не являются административным правонарушением. Это значит, что такие действия допустимы для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Запись в facebook пользователя av.evsin

«В случаях если в результате ДТП погибли или ранены люди и вследствие его совершения движение других транспортных средств невозможно, а также если в результате происшествия вред причинен только имуществу и созданы препятствия для движения других транспортных средств, освобождение проезжей части является обязанностью водителей», — уточнили в ведомстве.

Также в МВД напомнили, что водители могут оставить место происшествия, если его можно оформить без участия сотрудников полиции — по Европротоколу.

Запись в facebook пользователя av.evsin

Вместе с тем при нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности, а в случае происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине должен надеть куртку или жилет с полосами из световозвращающего материала.

Со страховой будут проблемы

Автомобильный эксперт и юрист Сергей Смирнов уверен, что не оформившие ДТП по установленным правилам водители не получат страховых премий и будут вынуждены разбираться между собой в судах.

«Нужно понимать, что, если последовать такому совету и незамедлительно покинуть место аварии, будет велик риск не получить страховое возмещение, — говорит эксперт. — Страховщики скажут, что водитель, конечно, молодец — живой и невредимый. Но в такой ситуации непонятно, кто прав, кто виноват. Поэтому страховая компания в таких условиях выплачивать возмещение не будет и потребует, чтобы участники аварии разобрались между собой в суде. Что касается оформления Европротокола, то даже с ним не получится за несколько секунд быстро разобраться на месте, кто виноват, сделать все фотографии и разъехаться, должно уйти какое-то время — получается, следуя логике ЦОДД, это тоже не выход».

Автосервисы Autonews Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.Всегда рядом. Выбрать сервис

Юрист уверен, что при соблюдении ПДД всеми водителями вероятность того, что в остановившиеся на магистрали транспортные средства влетит фура или грузовик, будет минимальной.

«Представим: водитель на МКАД столкнулся с другой машиной, и, согласно советам ЦОДД, ему через четыре ряда надо ползти на обочину, — говорит эксперт. — Да, ответственный сотрудник ГИБДД не будет в таком случае выписывать протокол за побег с места аварии, но неужели такой маневр более безопасен, чем установка аварийного знака на положенном расстоянии? В ПДД подробно прописан весь алгоритм действий при ДТП: надо включить «аварийку», выставить аварийный знак, проверить, есть пострадавшие или нет, и, если никто не пострадал, зафиксировать все обстоятельства. Уже за это время можно подвергнуться серьезной опасности. Но куда смотрят водители, которые просто едут по трассе? Они должны следить за дорогой, предугадывать опасность».

Он обращает внимание на то, что многие автомобилисты после ДТП не обозначают место происшествия так, как этого требуют правила, из-за чего и происходят повторные, еще более серьезные столкновения, о которых и говорят в ЦОДД.

Мероприятия Единого дня безопасности дорожного движения, который пройдет 22 февраля под девизом «От совести не скрыться!», ориентированы на профилактику случаев оставления места ДТП его участниками, сообщила корреспонденту агентства «Минск-Новости» старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Октябрьского РУВД Виктория Царук.

Автолюбители, решившие скрыться с места аварии, идут на различные уловки: спешно восстанавливают машины, перекрашивают, прячут транспорт в гаражах, пытаются покинуть Беларусь. Однако в большинстве случаев проводимые Госавтоинспекцией мероприятия по выяснению всех обстоятельств ДТП позволяют задержать нарушителя.

Что делать при аварии?

В ГАИ напомнили, что первым делом водитель должен предупредить остальных участников дорожного движения об опасности — включить аварийную световую сигнализацию и выставить на дорогу знак аварийной остановки.

Затем внимание нужно уделить пострадавшим. Если оказать им необходимую помощь или вызвать скорую невозможно, следует принять меры по доставке раненых в ближайшее медучреждение на попутном транспорте. Если последнее невыполнимо, то возможно покинуть место ДТП для доставки пострадавшего на авто, участвовавшем в аварии (это должно быть безопасно). Однако прежде водителю необходимо при свидетелях зафиксировать положение машин и относящихся к происшествию предметов и следов, в том числе торможения. Это поможет дальнейшему расследованию. Далее важно записать фамилии и адреса очевидцев ДТП, сообщить о произошедшем в милицию.

Как еще легально покинуть место ДТП?

Для этого должны одновременно выполняться следующие условия:

— в ДТП вред причинен только имуществу участников;

— в аварию попали два ТС, а их водители вправе управлять транспортом соответствующей категории и не в претензии к физическому состоянию друг друга;

— есть действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС;

— водители согласны с обстоятельствами причинения имущественного вреда, перечнем видимых повреждений, которые внесены в бланки извещения о ДТП;

— повреждения каждой машины оценены на сумму до 400 евро.

Если одно из этих условий не выполняется, то покидать место ДТП его участники не имеют права.

Что грозит нарушителям?

За оставление водителем места ДТП, когда это запрещено, предусмотрено наказание — штраф от 5 до 25 базовых величин или лишение права управления сроком до 2 лет. Водителя, который заведомо оставил потерпевшего в опасном для здоровья или жизни состоянии, привлекут к уголовной ответственности.

Уезжать с места аварии даже по обоюдному согласию с другим участником происшествия чревато лишением прав. Как ни странно, даже если у другой стороны нет к вам претензий, они остаются у государства.

Вот конкретный пример. Некто Дмитрий Олейник выезжал из двора на своей «Тойота Аурис». С ним случилась неприятность: он задел «Субару Форестер». Касание было незначительно: буквально уголок бампера чиркнул по уголку другого бампера. Дмитрий вместе с хозяином «Субару» осмотрел повреждения, которые даже обнаружить невооруженным глазом было сложно. Убедившись, что ничего страшного нет, они решили разъехаться. Дмитрий свою вину не отрицал, но очень спешил — у его ребенка был день рождения, нужно было успеть купить подарки. Оба водителя решили, что из-за таких мелочей беспокоить ГИБДД не стоит. А страховых бланков извещений о ДТП под рукой не оказалось. Поэтому они составили на бумажке схему ДТП, Дмитрий написал расписку, что претензий к водителю «Субару» не имеет, оставил свои координаты и паспортные данные и поехал по своим делам.

Однако водитель «Субару», у которого машина была застрахована по КАСКО, решил на всякий случай обратиться к своему страховщику. Тот настоял на вызове ГИБДД, а иначе претендовать на оплату ремонта этого повреждения по КАСКО даже не стоит. Через три часа на место происшествия приехали представители автоинспекции. Не обнаружив виновника, они завели на него административное дело как на оставившего место ДТП. А за это в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность: лишение прав на год-полтора или административный арест. И это решение выносит суд.

Дмитрий объяснял, что, если бы он хотел скрыться, не оставлял бы координат, данных паспорта и страхового полиса. Кроме того, второй участник аварии заявлял, что не имеет никаких претензий, но… претензии остались у государства.

Как пояснили «РГ» в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, в правилах предусмотрено три сценария действия для аварии без пострадавших. Вызвать на место происшествия сотрудников ДПС, которые оформят ДТП. Самим зафиксировать на схеме положение транспортных средств и подъехать на ближайший пост для оформления происшествия. Третий вариант — это действовать в соответствии с законом и правилами ОСАГО. А они разрешают обойтись без ГАИ только при соблюдении довольно большого количества условий: если в аварии участвовали только два автомобиля, если оба они застрахованы по ОСАГО, если при этом не пострадали люди, если у обоих участников ДТП нет разногласий в обстоятельствах происшествия, если сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. А теперь самый важный момент: при этом оба участника должны заполнить извещение о ДТП и подписаться под ним. Только после этого участники аварии каждый со своим экземпляром могут разъехаться и никто к ним не сможет предъявить претензий, что они оставили место ДТП.

Это тот случай, которые в страховании называется упрощенная система выплат (Европротокол). К сожалению, ею не часто пользуются. Во-первых, согласие у водителей — довольно редкий случай, во-вторых, не всегда есть уверенность, что ремонт обойдется дешевле, чем в 25 тысяч рублей. А в КАСКО такой системы вообще не предусмотрено, поэтому у таких застрахованных вообще нет альтернативы, кроме оформления ДТП автоинспектором.

Надо сказать, что, несмотря на существование ОСАГО, при незначительных повреждениях многие водители стремятся разобраться, что называется, на месте. То есть заплатить, чтобы, с одной стороны, не терять времени, а с другой — при оформлении нового полиса обязательного страхования платить придется больше в полтора раза, с учетом коэффициента 1,5.

Однако такой расчет на месте может грозить тем, что вашу машину объявят в розыск, и, даже если у вас будет на руках расписка второго участника, что он к вам претензий не имеет, закончиться эта история может для вас однозначно — лишением прав.

Именно так она закончилась и для Дмитрия. Суд второй инстанции подтвердил решение мирового судьи, и Дмитрий лишился прав на один год.

Правозащитники считают, что это довольно суровое наказание за, казалось бы, нарушение, которое и нарушением сложно назвать. Это тот самый случай, когда дух закона подменяется его буквой. Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков предлагает переписать нормативные акты таким образом, чтобы предоставить право страховым компаниям решать, кого считать оставившим место ДТП.

Впрочем, вряд ли это решение удовлетворит всех.

Руководитель представительства

Белоброва

Анна Сергеевна

В сегодняшней статье речь пойдет о привлечении к ответственности за скрытие с места ДТП, но когда оба участника уехали, а потом один из них заявил о скрытии с места ДТП. На сегодняшний день процедуру оформления ДТП существенно упрощают. Увеличили сумму выплаты по Европротоколу, что позволяет участникам ДТП уже с более серьезными повреждениями оформлять ДТП не прибегая к помощи ДПС, и не ожидая их по нескольку часов.

Важно знать

ПДД п.2.6.1.

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Из п.2.6.1. следует, что не сообщать о ДТП в ГИБДД водители могут теперь в случае если вред причинен только имуществу и есть основания для оформления ДТП путем составления европротокола. Иных оснований теперь для того, чтобы разъехаться как следует из ПДД нет. Однако несмотря на это, происходит масса казалось бы нелепых ситуаций, когда водителей привлекают к ответственности по ст.12.27 ч 2 КоАП РФ за скрытие с места ДТП.

Ответ юриста

Рассмотрим такую ситуацию, которая произошла с обратившимся к нам водителем. Произошло ДТП. Наш клиент и второй участник поехали в ГИБДД, там им сказали оформить Европротокол. По какой-то причине они договорились о встрече на следующий день, и разъехались. Вроде бы как разъехались. Но второй участник вернулся на место ДТП, вызвал ИДПС и заявил о скрытии с места ДТП.

Так вот, инспектора протокол о скрытии с места ДТП составили, дело передали в суд. До суда мы ознакомились с материалами дела. На основании материалов дела, в частности объяснений участников, была уже окончательно сформирована линия защиты. В суде были опрошены участники ДТП, с нашей стороны дополнительно были предоставлены доказательства в виде выписки телефонных звонков, поскольку второй участник ДТП утверждал, что звонил нашему клиенту, и так как он не взял трубку решил вызвать ГИБДД. Результатом нашей работы стало вынесение постановления о прекращении дела по 12.27 ч. 2 КоАП РФ. Мы доказали, что никакого нарушения в действиях нашего клиента не было, так как сам заявитель в своих письменных объяснениях и в суде подтвердил, что они с нашим клиентом договорились о встрече именно на следующий день.

Статья 12.27 ч 2 КоАП РФ:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, -влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Однако такое нарушение должно быть совершено умышленно. В данном случае мы доказали что наш клиент с места ДТП не скрывался. Если у вас произошла аналогичная ситуация, вы можете получить консультацию по дальнейшему развитию вашего дела в офисе компании Автоюрист в вашем городе.

Удачи на дорогах!

admin