О проведении внеплановой проверки

Внеплановая проверка является одним из видов проверок, которая назначается по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения проверки в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта), с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Внеплановые проверки проводятся только в строго определенных законом случаях.

Основания для внеплановой проверки

Основаниями внеплановой проверки проверяемых субъектов являются:

  • контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки и по результатам иных форм контроля и надзора (подробнее читайте в статье «Иные формы контроля и надзора»);
  • обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, за исключением обращений физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены, и обращений государственных органов;
  • обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам о причинении вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, за исключением обращений физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены, и обращений государственных органов;
  • обращения физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены;
  • поручения органов прокуратуры по конкретным фактам причинения либо угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
  • обращения государственных органов по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
  • встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;
  • повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой;
  • поручение органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК;
  • обращения налогоплательщика, сведения и вопросы, определенные ст. 627 Налогового кодекса РК;
  • подача проверяемым субъектом уведомления о начале осуществления деятельности или определенных действий в порядке, установленном Законом РК «Об административных процедурах».
  • результаты отбора и санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции в случаях выявления нарушений требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гигиенических нормативов и технических регламентов, представляющих опасность для жизни, здоровья человека и среды обитания.

Важно: внеплановые проверки не проводятся на основании анонимных обращений (т.е. обращений, по которым невозможно установить авторство, отсутствуют подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя).

В случаях возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, радиационных аварий проводится внеплановая проверка объектов без предварительного уведомления и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение следующего рабочего дня в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам (дополнительно читайте в статье «Акт о назначении проверки и его регистрация»). Внеплановые проверки по вопросам производства (формуляции), транспортировки, хранения, реализации и применения фальсифицированных пестицидов (ядохимикатов), а также производства, закупки, транспортировки, хранения, реализации фальсифицированных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники проводятся без предварительного уведомления проверяемого субъекта.

В случае выявления оснований для проведения внеплановой проверки на объектах или у субъектов, находящихся на значительном отдалении от места расположения органов контроля и надзора (т.е. расстояние, превышающее 100 (сто) километров от места регистрации акта о назначении проверки до места ее проведения) и уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам, внеплановая проверка осуществляется без предварительного уведомления и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение следующих 5 (пяти) рабочих дней в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам (т.е. Комитет по правовой статистике и специальным учетам РК)

Примечание: основания для проведения внеплановой проверки, указанные выше, применяются также в отношении структурных подразделений государственных органов, юридических лиц, структурных подразделений юридических лиц-нерезидентов, юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность без регистрации в органах юстиции.

Время проведения внеплановых проверок

Внеплановые проверки, по общему правилу, осуществляются в рабочее время проверяемого субъекта (объекта), установленное правилами внутреннего трудового распорядка, однако в случаях необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения, внеплановая проверка может проводиться во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни) (подробнее читайте в статье «Режим рабочего времени при проведении проверки»).

При проведении внеплановой проверки, за исключением предусмотренных законом случаев, орган контроля и надзора обязан известить проверяемый субъект о начале проведения внеплановой проверки не менее чем за сутки до начала самой проверки с указанием предмета проведения проверки.

Примечание: информацию по срокам проведения проверок читайте в статье «Сроки проведения проверок».

Подытоживая отметим, что внеплановые проверки, имея своего рода «эффект неожиданности» для проверяемого лица, тем не менее подчинены нормам и проводятся строго в рамках закона, поэтому знание их основ позволит вам безбоязненно отстаивать свои права, как в процессе их проведения (смотрите процедуру «Проведение проверки»), так и в процессе обжалования их результатов (смотрите процедуру «Обжалование результатов проверки»).

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Внеплановая проверка

В неплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно положений части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ . Специальные требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Ограничения по времени проведения проверок, установленные частью 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в отношении малых предприятий и микропредприятий, не распространяются на внеплановые проверки, то есть при любых внеплановых проверках действует общее ограничение в 20 рабочих дней для каждой из проверок.

Продление срока внеплановых проверок не допускается.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) государственного или муниципального органа и указывает в распоряжении о проведении проверки.

8 917 539 39 05

Основания проведения внеплановых проверок

Основаниями для проведения внеплановых проверок, являются:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
    г) нарушение требований к маркировке товаров.
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
  • приказ (распоряжение) руководителя государственного органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

При отсутствии указанных оснований проведение внеплановых проверок запрещается. Нарушение данного правила относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

Документарная проверка

  • Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  • При необходимости получения дополнительных сведений, касающихся предмета проверки орган гос. контроля имеет право сделать запрос в адрес проверяемого субъекта.
  • Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  • При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Выездная проверка

Законодательство предусматривает случаи согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры:

  • проверка проводится по основаниям, указанным в пп. «а», «б» и «г» п. 2 части 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения, нарушение требований к маркировке товаров).
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

Несогласование внеплановой выездной проверки при указанных выше обстоятельствах с соответствующим органом прокуратуры относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

С органами прокуратуры Российской Федерации не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:

  • документарные проверки;
  • проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя контролирующего органа , изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • проверки при нарушении прав потребителей.

Нужно учитывать, что, несмотря на отсутствие необходимости в указанных выше случаях получения согласования прокуратуры, для проведения внеплановой проверки обязательно должно присутствовать одно из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Данное уведомление не требуется, если основанием для проведения проверок указано в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (поступление обращений, заявлений, информации, о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о нарушении прав потребителей).

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

При проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении документарной проверки.

Не допускается продление срока внеплановой проверки. Не допускается продление срока документарной проверки.

8 917 539 39 05

по программе «Повышение эффективности осуществления федеральными органами исполнительной власти возложенных на них функций контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности»

(фамилия, имя, отчество)

Контрольно-надзорная деятельность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определена:

2.Бюджетным кодексом Российской Федерации

3. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

4. Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 000 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

5. Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года/ Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. .

Плановые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проводятся не чаще:

1. Одного раза в год.

2. Одного раза в 2 года.

3. Одного раза в 3 года

Проекты ежегодных планов проведения проверок для согласования направляются:

1.Территориальным органам Росфиннадзора.

2. Органам прокуратуры.

3.Законодательным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Продолжительность проверок не может превышать:

1. 10-ти рабочих дней.

2. 20-ти рабочих дней.

3. 30-ти рабочих дней.

Учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок осуществляют:

1. Территориальные органы Росфиннадзора.

2. Органы прокуратуры.

3.Законодательные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Тест 6. Плановые проверки проводятся в форме:

3. Выездной проверки

Документарная проверка проводится по месту:

1. Нахождения органа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

2. Нахождения юридического лица.

Проверка проводится на основании:

1. Приказа руководителя органа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

2. Командировочного удостоверения.

3. Распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Тест 9. По результатам проверки оформляется:

3. Информационное письмо.

Срок проведения плановых выездных проверок не может превышать в отношении субъектов малого предприятия в год:

В каких случаях проводится внеплановые проверки?

Внеплановые проверки проводятся в случаях:

  • получения уполномоченным органом заявления субъекта предпринимательства о проведении проверки;
  • получения уполномоченным органом сведений о фактах нарушения субъектом предпринимательства требований законодательства Кыргызской Республики;
  • нарушения субъектом предпринимательства технологического процесса, выхода из строя сооружений, оборудования, возникновения аварийной ситуации, при которых возможно причинение вреда жизни и здоровью людей, имуществу, окружающей среде;

получения уполномоченным органом письменного заявления физического лица или юридического лица с приложениями документов, материалов и иных подтверждающих сведений о нарушении субъектом предпринимательства прав и интересов заявителя.

Что является основанием для проведения внеплановой проверки и в какие сроки она проводится?

Внеплановые проверки проводятся на основании распоряжения (приказа, предписания) уполномоченного органа в течение 3 дней.

В каких случаях проверка может проводиться без уведомления?

В случаях, связанных с обеспечением жизни и здоровья людей (угроза или возникновение и распространение инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), аварии техногенного характера), проверки могут носить внезапный характер и проводиться без письменного направления (уведомления) с целью выявления причин и источников недопустимого воздействия на состояние здоровья населения и принятия мер по их предупреждению и устранению.

Какова цель контрольной проверки и в каких случаях она проводится?

Контрольные проверки проводятся в целях проверки устранения субъектами предпринимательства нарушений, отмеченных предыдущей проверкой.Контрольные проверки могут проводиться только после истечения срока, предоставленного субъекту предпринимательства для устранения отмеченных нарушений.

Документальная внеплановая проверка осуществляется при наличии следующих оснований: начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, закрытие постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика (пп. 78.1.7 п. 78.1 ст. 78 Кодекса).

О проведении документальной внеплановой проверки руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа принимает решение, которое оформляется приказом (п. 78.4 ст. 78 Кодекса).

Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, когда ему до начала проведения указанной проверки вручено в порядке, определенном ст. 42 Кодекса, копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

Допуск должностных лиц контролирующих органов к проведению документальной внеплановой выездной проверки осуществляется согласно ст. 81 Кодекса. Документальная внеплановая невыездная проверка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 79 Кодекса (п. 78.5 ст. 78 Кодекса). Документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа исключительно на основании решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформленного приказом, при условии вручения налогоплательщику (его представителю) в порядке, определенном ст. 42 Кодекса, копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки (абзац первый п. 79.2 ст. 79 Кодекса).

Продолжительность проверок, определенных в ст. 78 Кодекса, не должна превышать 15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, относительно субъектов малого предпринимательства — пяти рабочих дней, для физических лиц — предпринимателей, которые не имеют наемных работников, при наличии условий, определенных в абзацах третьем — восьмом п . 82.2 ст. 82 Кодекса — три рабочих дня, других налогоплательщиков — 10 рабочих дней (абзац первый п. 82.2 ст. 82 Кодекса).

Продление сроков проведения проверок, определенных в ст. 78 Кодекса, возможно по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа не более чем на 10 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, относительно субъектов малого предпринимательства — не более чем на два рабочих дня, других налогоплательщиков — не более на пять рабочих дней (абзац второй п. 82.2 ст. 82 Кодекса).

Согласно абзацу первому п. 85.2 ст. 85 Кодекса налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

При наличии письменного обращения налогоплательщика вместо документальной невыездной проверки может проводиться документальная выездная проверка (п. 79.5 ст. 79 Кодекса).

Абзацами первым, третьим — четвертым п. 86.1 ст. 86 Кодекса определено, что результаты проверок (кроме камеральных и электронных проверок) оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления в ходе проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

Срок составления акта (справки) о результатах проверки не засчитывается в срок проведения проверки, установленного Кодекса (с учетом его продления).

В случае несогласия налогоплательщика с выводами акта (справки) такой плательщик обязан подписать такой акт (справку) проверки с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта (справки) или отдельно в сроки, предусмотренные Кодексом. Таким образом, если начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица, прекращение (закрытие) постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика, контролирующим органом областного уровня принимается решение о проведении документальной внеплановой проверки налогоплательщика.

При этом срок принятия руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа областного уровня решения о назначении документальной внеплановой проверки в таких случаях Кодексом не определен.

admin