Ноу хау ГК РФ

Если ранее указывалось, что Закон о коммерческой тайне регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности, то в настоящее время этот Закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). По сути, в его нынешнем состоянии Закон о коммерческой тайне представляет собой нормативный акт о режиме коммерческой тайны.

Если ранее под коммерческой тайной понималась конфиденциальность информации, то в настоящее время это понятие определяется через режим конфиденциальности информации, в то время как само понятие режима конфиденциальности информации исключено из Закона о коммерческой тайне.

По сути, усилился лишь акцент на состоянии, в котором должна пребывать информация («режим конфиденциальности»); понятие коммерческой тайны и ранее противоречило понятию служебной и коммерческой тайны, закрепленной в бывшей ст. 139 ГК РФ.

В Закон о коммерческой тайне включено новое понятие информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), которая полностью совпадает с понятием секрета производства (ноу-хау), установленным в ст. 1465 ГК РФ.

Все эти манипуляции понадобились законодателю для перевода информации, составляющей коммерческую тайну, являющейся одновременно и секретом производства (ноу-хау), из разновидностей информации, признаваемой ранее самостоятельным объектом гражданского права, в разновидность исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

Вместе с тем в связи с непродуманным решением законодателя относительно категории «информация» под сомнением оказались нормы о передаче информации как в ГК РФ (договоры на выполнение проектных и изыскательных работ — параграф 4 глава 37; договоры на выполнение НИОКР — глава 38; договоры возмездного оказания услуг — глава 39), так и в ряде российских законодательных актов, в том числе в ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3610), ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493), ст. 1 — 2, 7 — 8, 16 — 17, 20, 22 — 23, 25, 29 — 30 Федерального закона от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» (СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774).

3. В России в дореволюционный период вопросам правовой охраны коммерческой тайны (по терминологии того времени — промысловая тайна) уделялось должное внимание в работах известных цивилистов. Так, В. Розенберг отмечал признание института коммерческой тайны русским законодательством, что являлось, по его мнению, важным средством защиты против недобросовестной конкуренции (Розенберг В. Промысловая тайна. СПб., 1910. С. 68).

В советский период, в условиях отсутствия рыночной конкуренции, термины «коммерческая тайна», «ноу-хау» или другие равнозначные термины не применялись во внутренних взаимоотношениях между социалистическими предприятиями и организациями.

Указанные термины применялись в международном экономическом сотрудничестве, при коммерческом обмене, осуществляемом советскими и иностранными хозяйственными организациями, в частности на основе заключаемых ими договоров на передачу ноу-хау. При этом понятие «ноу-хау» было сформулировано в Инструкции о порядке работы по продаже лицензий и оказанию услуг типа инжиниринг, утвержденной Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий 26 января 1979 г.: не являющиеся общеизвестными и практически применимые в производственной и хозяйственной деятельности различного рода технические знания и опыт, не имеющие правовой охраны за рубежом, включая методы, способы и навыки, необходимые для проведения проектирования, расчетов, строительства и изготовления каких-либо объектов или изделий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, пуско-наладочных и т.п. работ; разработки и использование технологических процессов; составы и рецепты материалов, веществ, сплавов и т.п.; методы и способы лечения; поиск и добыча полезных ископаемых; знания и опыт административного, экономического, финансового или иного порядка (ЦНИИПИ. М., 1979. С. 1 — 2).

С принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. N 2211-1 (Ведомости СССР. 1991. N 26. Ст. 733) коммерческая тайна получила правовую охрану под новым названием — секрет производства (ноу-хау). Согласно ст. 151 указанных Основ обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии наличия следующих трех признаков:

— эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

— к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

— обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Как следует из вышеизложенного, понятия «секрет производства» и «ноу-хау» воспринимались как синонимы.

Статья 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик действовала на территории России с 3 августа 1992 г.

Эта статья продолжила свое действие и после принятия части первой ГК РФ, в ст. 139 которой предусматривалась охрана служебной и коммерческой тайны, условия охраны которой в принципе идентичны упомянутым выше трем признакам.

Принятие Закона о коммерческой тайне в 2004 г. не поколебало действие ст. 151 указанных Основ, хотя в этом Законе коммерческая тайна выступала сначала под названием «информация, составляющая коммерческую тайну», но с тем же набором условий (признаков) охраны.

И лишь Вводный закон признал не действующими на территории России с 1 января 2008 г. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, включая, естественно, и ст. 151 указанных Основ. Ей на смену пришла ст. 1465 ГК РФ, которая по своему содержанию, особенно по признакам охраноспособности объекта, аналогична упомянутой выше ст. 151 Основ.

Следует особо отметить, что с 1991 г. сначала в РСФСР, а затем в Российской Федерации действовал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499) с последующими изменениями и дополнениями, ст. 10 которого запрещала получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны без согласия ее владельца.

С 26 октября 2006 г. в России вступил в силу новый Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (СЗ РФ. 2006. N 31. (ч. 1). Ст. 3434), ст. 14 которого также квалифицировала в качестве недобросовестной конкуренции незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Сказанное выше свидетельствует о том, что, несмотря на существующую во всем мире, в том числе и в России, терминологическую чересполосицу (секрет промысла, коммерческая тайна, ноу-хау, секрет производства, профессиональный секрет, коммерческая информация, деловой секрет и т.п.), речь идет об одном нематериальном объекте, охраняемом различными правовыми средствами.

4. Из определения понятия секрета производства (ноу-хау), сформулированного в комментируемой статье, следует, что оно по своей сути мало чем отличается от аналогичного определения согласно ст. 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик.

Указанное понятие идентично понятию «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)», закрепленному в ст. 3 Закона о коммерческой тайне.

Секрет производства (ноу-хау) определяется наиболее широко: это сведения (т.е. информация) любого характера, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности. Причем это сведения (информация) в самых различных областях (производственной, технической, экономической, организационной и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере (т.е. информация об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, которые по тем или иным причинам не патентуются), равным образом, как и сведения (информация) о различного рода управленческой деятельности.

В принципе комментируемое понятие соответствует устоявшемуся в международной практике понятию «ноу-хау», которое подразделяется на три блока секретной информации:

— техническое ноу-хау (знания и опыт в производстве, монтаже, ремонте, эксплуатации и т.п.);

— коммерческое ноу-хау (конъюнктурная информация о клиентах, поставщиках, об источниках финансирования, о методах рекламы и т.п.);

— организационное ноу-хау (знания и опыт в области налаживания производства, сбыта и распространения продукции и т.п.).

Для целей предоставления правовой охраны указанные сведения должны иметь следующие признаки:

— действительная или потенциальная коммерческая ценность, что предполагает их оборотоспособность;

— неизвестность таких сведений третьим лицам, что предопределяет их ценность;

— отсутствие свободного доступа на законном основании к таким сведениям у третьих лиц;

— введение в отношении таких сведений режима коммерческой тайны.

5. Хотя это и не указано в определении понятия, из сущности секрета производства (ноу-хау) вытекает, что сведения, составляющие его предмет, не охраняются патентом. Отсутствие правовой охраны в форме выдаваемого государством патента — одно из важнейших отличий секрета производства от запатентованного изобретения. В качестве секрета производства (ноу-хау) могут быть использованы как патентоспособные, так и непатентоспособные объекты, однако во всех случаях секрет производства (ноу-хау) — это незапатентованный объект.

Действительная или потенциальная коммерческая ценность секрета производства (ноу-хау) для ее обладателя определяется тем обстоятельством, что его сущность (соответствующие сведения) не разглашена и неизвестна третьим лицам.

Сказанное означает, что коммерческая ценность секрета производства (ноу-хау), скорее всего, абстрактное понятие, а не конкретная стоимость сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау), поскольку полностью зависит от усмотрения его обладателя при введении режима коммерческой тайны в отношении соответствующих сведений.

Дополнительно к требованию неизвестности для третьих лиц сведения, составляющие секрет производства (ноу-хау), не должны быть общедоступными. Обладатель должен ограничить доступ к соответствующим сведениям путем установления порядка обращения с ними и контроля за соблюдением такого порядка.

В комментируемой статье выдвигается требование отсутствия свободного доступа к сведениям «на законном основании». В принципе указанное требование свидетельствует о том, что право на секрет производства (ноу-хау) не имеет исключительного характера, поскольку любой самостоятельный разработчик идентичного решения или добросовестный его приобретатель считается его законным обладателем. Таких лиц на рынке может быть несколько, и ни одно из них не может пользоваться легальной монополией, обеспечиваемой, например, исключительным правом на запатентованное изобретение.

Поэтому следует иметь в виду, что неизвестность и необщедоступность секрета производства (ноу-хау) всегда носят относительный характер.

В данной статье отсутствует легальное определение термина «на законном основании». Следует полагать, исходя из мирового опыта, что в данном случае речь идет о независимой (параллельной) деятельности, приведшей к созданию идентичного секрета производства, о добросовестном приобретении секрета производства, а также о так называемом обратном техническом анализе секрета производства (процесс исследования имеющегося в широкой продаже изделия с целью обнаружения того, как он сделан).

Одно из важных условий охраноспособности секрета производства (ноу-хау) — введение режима коммерческой тайны в отношении сведений, составляющих его предмет.

В соответствии со ст. 10 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем мер по охране конфиденциальности (т.е. секретности) информации, составляющей коммерческую тайну, являющуюся, согласно ст. 3 этого же Закона, синонимом секрета производства.

Хотя конфиденциальность или секретность сведений, составляющих секрет производства, имеет важное значение, это условие не носит абсолютного характера в том смысле, что в его состав могут входить и несекретные сведения, образуя сочетание секретных и несекретных элементов, что особенно важно учитывать при передаче секретов производства (ноу-хау) другим лицам.

6. В комментируемой статье не приведен перечень сведений, которые не могут составлять секрет производства.

Следует полагать, что в данном случае необходимо использовать положения ст. 5 Закона о коммерческой тайне, которая содержит исчерпывающий перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, состоящий из 11 позиций.

Правомерность использования указанного перечня в отношении секретов производства подтверждается тем обстоятельством, что в результате внесения изменений в Закон о коммерческой тайне (Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497) термины «информация, составляющая коммерческую тайну» и «секрет производства» стали синонимами.

Право на секрет производства (ноу-хау)

  • •Гражданское право Часть вторая Понятие, стороны, форма и содержание договора купли-продажи
  • •Права, обязанности и ответственность сторон в договоре купли-продажи. Отказ от договора
  • •Особенности договоров розничной купли-продажи, поставки, контрактации, энергоснабжения
  • •Продажа недвижимости. Особенности продажи предприятия
  • •Договор мены
  • •Договор дарения
  • •Договор ренты. Договор пожизненного содержания с иждивением
  • •Понятие, стороны, форма и содержание договора аренды
  • •Права, обязанности и ответственность сторон в договоре аренды. Прекращение договора
  • •Особенности договоров проката, аренды транспортных средств, финансовой аренды
  • •Аренда недвижимости. Особенности аренды предприятия
  • •Понятие, стороны, форма и содержание договора найма жилого помещения
  • •Пользование жилым помещением по договору найма. Поднаем. Отношения между сопользователями
  • •Договор безвозмездного пользования (ссуды)
  • •Понятие, стороны, форма и содержание договора подряда
  • •Права, обязанности и ответственность сторон в договоре подряда. Отказ от договора
  • •Особенности отдельных видов подряда
  • •Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
  • •Договор возмездного оказания услуг. Общие положения
  • •Особенности регулирования отдельных видов договоров возмездного оказания услуг
  • •Перевозка. Общие положения
  • •Транспортные договоры
  • •Договор об организации перевозок грузов
  • •Договор перевозки грузов
  • •Договор перевозки пассажира и багажа
  • •Особенности договоров перевозки иными видами транспорта
  • •Договор морской перевозки грузов
  • •Договор транспортной экспедиции
  • •Договор займа
  • •Виды договора займа
  • •Кредитный договор
  • •Договор финансирования под уступку денежного требования
  • •Договор банковского вклада
  • •Договор банковского счета
  • •Расчеты. Общие положения
  • •Платежное поручение и расчеты по инкассо
  • •Аккредитив
  • •Договор хранения
  • •Специальные виды хранения
  • •Договор хранения на товарном складе
  • •Общие положения о договоре страхования. Субъекты договора
  • •Существенные условия и содержание договора страхования
  • •Особенности отдельных видов страхования
  • •Договор поручения
  • •Исполнение и прекращение договора поручения
  • •Действия в чужом интересе без поручения
  • •Договор комиссии
  • •Исполнение и прекращение договора комиссии
  • •Агентский договор
  • •Договор доверительного управления имуществом
  • •Исполнение и прекращение договора доверительного управления имуществом
  • •Отдельные виды договора доверительного управления имуществом
  • •Договор коммерческой концессии
  • •Существенные условия и содержание договора коммерческой концессии
  • •Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии
  • •Субконцессия
  • •Договор простого товарищества
  • •Исполнение и прекращение договора простого товарищества
  • •Негласное товарищество
  • •Публичное обещание награды
  • •Публичный конкурс
  • •Проведение игр и пари
  • •Обязательства вследствие причинения вреда. Общие положения
  • •Необходимая оборона и крайняя необходимость
  • •Способы возмещения вреда
  • •Виды деликтных обязательств
  • •Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними гражданами в возрасте до 14 лет
  • •Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет
  • •Ответственность за вред, причиненный недееспособным лицом, лицом, ограниченным в дееспособности, и лицом, которое не понимало значения своих действий и не могло ими руководить
  • •Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также должностными лицами этих органов
  • •Ответственность за вред, причиненный органами следствия, прокуратуры и суда
  • •Особенности ответственности юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником
  • •Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих
  • •Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина
  • •Возмещение вреда малолетнему
  • •Возмещение вреда в связи со смертью кормильца
  • •Изменение размера возмещения вреда жизни или здоровью
  • •Вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ или услуг
  • •Компенсация морального вреда
  • •Обязательства вследствие неосновательного обогащения
  • •Часть третья Понятие наследования
  • •Открытие наследства
  • •Лица, призываемые к наследованию
  • •Наследование отдельных видов имущества
  • •Наследование по завещанию. Общие положения
  • •Форма и порядок совершения завещания
  • •Завещания, приравниваемые к нотариально удостоверенным завещаниям
  • •Отмена и изменение завещания. Недействительность завещания
  • •Исполнение завещания
  • •Завещательный отказ
  • •Завещательное возложение
  • •Наследование по закону
  • •Очередность наследования
  • •Право представления
  • •Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя
  • •Право на обязательную долю в наследстве
  • •Принятие наследства
  • •Наследственная трансмиссия
  • •Отказ от наследства
  • •Свидетельство о праве на наследство
  • •Раздел наследства
  • •Охрана наследства и управление им
  • •Ответственность наследников по долгам наследодателя
  • •Понятие международного частного права
  • •Предмет и метод международного частного права
  • •Источники международного частного права
  • •Квалификация юридических понятий при определении права, подлежащего применению
  • •Установление содержания норм иностранного права
  • •Взаимность и реторсии
  • •Обратная отсылка
  • •Применение императивных норм
  • •Оговорка о публичном порядке
  • •Коллизионные нормы. Понятие. Структура. Виды
  • •Правовое положение физических лиц в международном частном праве
  • •Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
  • •Правовое положение государства в международном частном праве
  • •Коллизионное регулирование вещных прав в международном частном праве
  • •Коллизионное регулирование договорных отношений в международном частном праве
  • •Коллизионное регулирование обязательств, возникающих из причинения вреда
  • •Коллизионное регулирование обязательств, возникающих из неосновательного обогащения
  • •Коллизионное регулирование наследственных отношений в международном частном праве
  • •Часть четвертая Общие положения об интеллектуальных правах
  • •Основные понятия
  • •Сложный объект интеллектуальных прав
  • •Государственная регистрация результата интеллектуальной деятельности
  • •Защита интеллектуальных прав
  • •Понятие, объекты и субъекты авторских прав
  • •Содержание и срок действия авторских прав
  • •Использование произведения науки, литературы и искусства
  • •Свободное использование произведения, не являющееся нарушением исключительного права
  • •Аудиовизуальное произведение
  • •Понятие, субъекты и объекты прав, смежных с авторскими
  • •Субъекты и объекты прав, смежных с авторскими
  • •Содержание прав исполнителей и изготовителей фонограмм
  • •Содержание прав организации эфирного или кабельного вещания, изготовителей баз данных и публикаторов
  • •Понятие и объекты патентных прав. Субъекты патентных правоотношений
  • •Получение патента. Регистрация объекта патентных прав
  • •Содержание и срок действия патентных прав. Патентные пошлины
  • •Переход и передача исключительного права на объект патентных прав
  • •Специфика публичной оферты патентообладателя
  • •Использование объекта патентных прав без согласия патентообладателя
  • •Особенности возникновения и охраны права на селекционное достижение
  • •Особенности возникновения и охраны права на топологию интегральных микросхем
  • •Право на секрет производства (ноу-хау)
  • •Понятие товарного знака и знака обслуживания. Условия охраны
  • •Система ограничений для регистрации обозначения в качестве товарных знаков и знаков обслуживания
  • •Право на товарный знак и знак обслуживания
  • •Особенности регистрации товарного знака и знака обслуживания
  • •Право на наименование места происхождения товара
  • •Право на фирменное наименование
  • •Право на коммерческое обозначение
  • •Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии
  • •Права Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) на единую технологию
  • •Список рекомендуемой литературы

Комментарий к Ст. 1465 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит легальное понятие секрета производства. Критерием отнесения сведений к секретам производства в соответствии с законом являются следующие свойства:

— наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности, т.е. сведения имеют стоимость, что предопределяется характером сведений;

— неизвестность этих сведений третьим лицам;

— отсутствие законных оснований для свободного доступа для третьих лиц к сведениям, при этом под третьими лицами следует понимать участников гражданского оборота, но не уполномоченных органов государственной власти, которые в силу своих полномочий вправе требовать предоставления тех или иных сведений;

— введение в отношении таких сведений режима коммерческой тайны.

Понятие коммерческой ценности можно вывести из содержания понятия коммерческой тайны, определенного в п. 1 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне», в соответствии с которым существенным признаком таковой является возможность для ее обладателя при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

С учетом того что ценность секрета производства поставлена в зависимость от факта неизвестности соответствующих сведений любым третьим лицам, относимость тех или иных сведений к числу секретов производства на стадии возникновения права определяется исключительно обладателем такой информации. Единственным формальным, объективным критерием является введение в установленном ФЗ «О коммерческой тайне» порядке соответствующего режима (режима коммерческой тайны), все иные критерии в той или иной степени являются оценочными. Видится, что законом установлена опровержимая презумпция относимости сведений, в отношении которых введен режим коммерческой тайны к секретам производства. В рамках судебного разбирательства, например, о действительности договора о передаче исключительных прав, указанная презумпция может быть опровергнута с тем, чтобы отказать оспариваемому договору в предоставлении правового режима, определенного частью четвертой ГК РФ для объектов интеллектуальной собственности.

К числу секретов производства может быть отнесено практически любое решение производственного характера: от пропорции смешения поваром специй при приготовлении фирменного блюда, компонентов, используемых для приготовления того или иного аромата, организациями, занимающимися производством парфюмерии, секретов «волшебства» фокусника (например, технологии проведения представлений Дэвидом Копперфилдом) до способа продаж, разработанного конкретной компанией, или алгоритма совершения действий, выработанного юридической фирмой, позволяющим наиболее эффективно взыскивать долги. Иначе правовая конструкция секрета производства позволяет обеспечить правовую защиту результату интеллектуальной деятельности, который имеет коммерческую ценность, однако не отвечает признакам ни одного из объектов интеллектуальных прав либо по тем или иным причинам использование режима соответствующего результата интеллектуальной деятельности является нецелесообразным.

2. При разрешении вопроса о предоставлении тем или иным сведениям правового режима секрета производства следует исходить из предположения о том, что, если таковые в соответствии с ФЗ «О государственной тайне» могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, в распространении на такую информацию, пусть даже отвечающую признакам секрета производства, правового режима, определенного гл. 75, следует отказать; конкуренция между нормами гражданского законодательства о коммерческой тайне и положениями законодательства о государственной тайне должна быть разрешена в пользу последнего, так как оно использует свои инструменты и механизмы для обеспечения конфиденциальности соответствующих сведений, преследует иные цели и регулирует иные отношения, нежели определенные в ст. 2 ГК РФ.

Также следует отметить, что никакой иной вид тайны, в том числе медицинская, адвокатская, связи и т.д., кроме коммерческой, не может быть отнесен к секретам производства.

3. Секреты производства своим происхождением по большей части обязаны объектам патентных прав. Зачастую сведения, относимые к числу секретов производства, отвечали признакам объектов патентных прав, а некоторые и нет, однако коммерческой ценностью обладали. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев для внедрения того или иного патентоспособного результата интеллектуальной деятельности требуются специальные познания, способы, методы, которые по тем или иным причинам не охраняются патентом, однако имеют коммерческую ценность, поскольку позволяют более эффективно использовать запатентованный объект. В связи с этим существует проблема отграничения объекта патентных прав от секрета производства. Видится, что любой объект промышленной собственности, не получивший признания со стороны государства, в установленном законом порядке отвечает признакам секрета производства в том случае, если в отношении последнего введен правовой режим коммерческой тайны. После предоставления правового режима объекта патентных прав применение правового режима гл. 75 исключается как по причинам правового порядка, так и по соображениям целесообразности (объекты патентных прав пользуются несравненно более эффективной защитой).

Видится, что вполне логичным и отвечающим интересам субъекта будет формирование правового режима секрета производства в отношении патентоспособного объекта промышленной собственности до момента выполнения формальностей, необходимых для предоставления соответствующего режима.

Другой комментарий к Ст. 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации

В отличие от условий патентной охраны научно-технических результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и др.), Кодекс не устанавливает каких-либо конкретных требований к собственно содержанию сведений, относящихся к секретам производства. Основная характеристика — коммерческая ценность. Именно это качество секрета производства определяет его оборотоспособность, т.е. пригодность конкретных сведений (знаний) для обращения на товарных принципах коммерческого оборота, для получения конкурентных преимуществ в процессе экономического использования.

Коммерческая ценность секрета производства обусловлена прежде всего его закрытостью от третьих лиц (его «секретностью»). Соответственно, основной предпосылкой, необходимой для защиты охраняемого права на секрет производства, является его неизвестность третьим лицам. Обладатель секрета производства должен закрыть свободный доступ к соответствующим сведениям и ввести в отношении таких сведений режим коммерческой тайны, под которым понимается «режим конфиденциальности, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ и услуг или получить иную коммерческую выгоду» (п. 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Признание тех или иных сведений секретом производства является прерогативой правообладателя. Исключения из этой общей нормы установлены в ст. 5 Закона о коммерческой тайне, где перечислены сведения, в отношении которых не допускается режим коммерческой тайны. Этот перечень может быть расширен иными федеральными законами.

Меры по охране конфиденциальности, обязанность соблюдения которых возложена на обладателя секрета производства, достаточно детально определены в Законе о коммерческой тайне. В соответствии со ст. 10 Закона такие меры должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Там же предусмотрена обязанность предпринимателя представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других организаций, обладающих таким правом в соответствии с законодательством.

Принятые по охране меры считаются «разумно достаточными», если исключен доступ к охраняемой информации любых лиц без согласия ее обладателя и при этом обеспечена возможность использования секрета производства без нарушения режима коммерческой тайны. Охраняемый секрет производства не подлежит государственной регистрации (хотя подобные проекты обсуждались). Такая регистрация противоречит основному принципу охраны секретов производства — сохранению конфиденциальности.

admin