Нормативные акты субъектов РФ

Дом Нормативные правовые акты субъектов РФ.

Закон – нормативно-правовой акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы.

Все иные нормативные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

Комментарии к Закону не являются нормой права (законом), это толкование закона тем или иным автором, толкование одного и того же нормативного акта разными авторами может отличаться.

В субъектах федерации существуют законодательные/представительные органы, которые принимают законы в рамках своей компетенции.

Οʜᴎ не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного введения Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). При этом в случае противоречия между федеральным законом и нормативно – правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного ведения субъекта͵ то действует нормативный – правовой акт субъекта РФ.

Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всœей территории страны по истечению десяти дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок введения в действие.

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета», «Парламентская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».

Нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию.

Подзаконные акты — источники права.

Правовые нормы содержатся не только в законах. Формой существования и организации норм права служат и подзаконные акты.Подзаконный акт — ϶ᴛᴏ нормативно- правовой акт, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона, применительно к определœенным общественным отношениям.

Новые нормы, подзаконные акты вводить не могут, они обладают меньшей юридической силой, чем закон.

Подзаконные акты имеют свою иерархию: более высокой юридической силой обладают указы Президента͵ затем — акты Правительства и, наконец, акты министерств и ведомств.

В субъектах федерации имеются органы исполнительной власти, которые принимают подзаконные акты в рамках своей компетенции: губернаторы областей/краев, президенты республик издают указы, распоряжения; администрации областей/краев, правительства республик — подзаконные акты (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.).

Судебный прецедент — источник права.

В некоторых странах в силу исторических и государственно-правовых особенностей формулировать правовые нормы имеют право не только парламенты, органы исполнительной власти, но также и судебная ветвь власти — суды, главным образом высшие и окружные. Решения судов в таких случаях называются судебными прецедентами, а страны — странами англосаксонского, или прецедентного, права.

Речь идет о коренном отличии в роли судебной ветви власти, ᴛ.ᴇ. судов, в жизни общества. Практически во всœей Европе (и в России в том числе) суды, призванные рассматривать уголовные, гражданские дела, вправе только применять и толковать нормативные акты.

В странах англосаксонского права роль судов — иная. В случае если суды сталкиваются с отсутствием нормы права, они сами формулируют ее, и такая норма повторяется затем другими судами в аналогичных обстоятельствах. Получается, что суды выступают как своеобразные "творцы" норм, и в этом качестве они встают наравне с законодателями.

Итак, судебный прецедент — это судебное решение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ становится правилом, обязательным для всœех судов той же или низшей инстанции по аналогичным делам.

Решение, принятое судом, превращается в форму, источник права. Классическим примером страны прецедентного права является Великобритания.

К правовой семье прецедентного права относятся также США, Канада, Австралия и некоторые другие страны, которые были когда-то колониями Великобритании.

Для уяснения сути явления рассмотрим несколько примеров судебных прецедентов.

Пример 1. В 1969 году, когда американцы вели войну во Вьетнаме (1964-1973), учащиеся одной из школ штата Айова решили во время пребывания в школе носить черные повязки на руках в знак протеста против войны. Администрация школы издала приказ, запрещающий носить повязки. Приказ был оспорен в судах; в конечном счете, спор был перенесен в Верховный суд США. Верховный суд США посчитал данный приказ нарушением конституции США, а именно свободы слова, выражения мнений. Решение суда стало прецедентом (Tinker v. Des Moines School District, 1969). Родилась норма, запрещающая администрациям школ издавать акты, препятствующие выражению мнений со стороны учеников.

Пример 2.

Нормативный правовой акт

Американский гражданин В. из штата Небраска как-то поскользнулся на льду перед входом в ресторан "К." и серьезно повредил руку. Гражданин подал иск в суд с требованием возместить ему ущерб, нанесенный по винœе ресторана. Вина ресторана, по его мнению, заключалась в том, что предприятие не проявило должной заботы о посœетителях, не озаботилось тем, чтобы убрать лед с пространства перед входом. Верховный суд штата Небраска принял решение в пользу гражданина В. (Bray v. Kate, 1990). Родился прецедент, в силу которого можно требовать компенсации за нанесение ущерба здоровью, вызванного халатностью или отсутствием должной заботы о посœетителях со стороны общественных заведений.

Считается, что в России в деятельности Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда проявляются некоторые элементы прецедентного права.Решения этих судов (вместе с руководящими разъяснениями) часто берутся за основу при рассмотрении аналогичных дел/споров нижестоящими судами.

Тем не менее, российская правовая система не относится к семье прецедентного права.

Международный договор — источник права.

Государства заключают между собой договоры по различным вопросам. В результате сложилась еще одна система права — международное право.

Международные договоры являются источниками международного права. Нормы международного права играют всœе возрастающую роль во внутренней жизни государств, в их правовых системах.

1.Конституция — это основной закон республики, определяющий статус республики. Все принимаемые нормативные акты не должны противоречить Конституции республики. Конституция регулирует отношением между республикой и гражданином.

2.Уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения выполняют роль конституции.

3.Закон субъекта Российской Федерации – региональный закон.

4.Постановление представительного органа субъекта Российской Федерации.

5.Указы Президента Республики издаются на основе и во исполнение Конституции РФ и Конституции республики, законов.

6.Постановления Правительства субъекта РФ.

7.Постановление главы администрации, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения.

8.Приказы, инструкции, постановления министерства и ведомств субъектов РФ.

Читайте также

  • — Нормативные правовые акты субъектов РФ.

    Закон – нормативно-правовой акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы. Все иные нормативные акты «ниже» закона, находятся «под» законом,…

  • 9. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

    1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ КУРСА

    Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты, в которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности.

    По сложившейся терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты.

    Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.

    Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.

    Федеральные конституционные законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.

    Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы РФ и другие соответствующие кодифицированные акты.

    Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.

    К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами.

    Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормо-творческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:

    – указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам;

    – указы Президента, имеющие отношение к деятельности судебных органов;

    – постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ;

    – ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов;

    – постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.

    Все законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Официальные источники опубликования законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, постановлений и определений Конституционного Суда РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета».

    Ведомственные акты публикуются в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств»; разъяснения высших судебных инстанций – в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; международные правовые акты – в «Бюллетене международных договоров».

    Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

    Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные, посвященные полностью местному самоуправлению, а также содержащие отдельные нормы о местном самоуправлении. К специальным законам относятся: законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собственностью; о территориальном общественном самоуправлении. В большинстве субъектов Российской Федерации основная часть названных законов принята в 1995-1997 годах.

    Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, закреплены в конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений в системе местного самоуправления.

    В развитие и для исполнения законов субъектов Российской Федерации исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают подзаконные акты о местном самоуправлении, которые также подразделяются на специальные и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления. Эти акты должны соответствовать законам субъектов Российской Федерации, в силу того, что законы обладают высшей юридической силой.

    В системе местного самоуправления также принимаются нормативные правовые акты, входящие в единую систему правовой основы местного самоуправления.

    К ним относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридический силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного самоуправления; уставы муниципальных образований; решения собраний (сходов) граждан; решения представительных органов местного самоуправления; решения исполнительных органов местного самоуправления; постановления должностных лиц местного самоуправления.

    Устав муниципального образования является важным нормативным правовым актом, входящим в правовую основу местного самоуправления.

    Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав, разработанный на основе действующего законодательства о местном самоуправлении.

    Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении имеют отдельные статьи, устанавливающие обязательность наличия у муниципальных образований их уставов.

    Законы о местном самоуправлении предусматривают различный подход к разработке устава муниципального образования.

    Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления…» (ст. 8 ч. 2) указывает лишь на то, что устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. При этом не называются субъекты, обладающие правом разработки устава. Закон закрепляет только принцип, на основе которого субъекты Российской Федерации вправе сделать самостоятельный выбор в определении перечня субъектов-разработчиков устава муниципального образования.

    Такой подход способствовал закреплению двух вариантов разработки уставов в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Одна группа законов воспроизводит норму федерального закона, без указания перечня разработчиков.

    Другая группа законов имеет конкретное название субъектов, обладающих правом разработки и внесения проектов уставов на рассмотрение представительного органа (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край, Оренбургская, Рязанская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие).

    4. Подзаконные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации

    Так, согласно части 4 статьи 14 Закона Республики Адыгея «О местном самоуправлении…» правом разработки и внесения проекта устава муниципального образования наделены:

    1. граждане, обладающие избирательным правом, или группы граждан;

    2. общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные на данной территории и местные отделения республиканских объединений и партий;

    3. органы местного самоуправления.

    Точно такой же перечень субъектов Российской Федерации, наделенных правом разработки и внесения проектов уставов, закреплен в законах о местном самоуправлении Карачаево-черкесской Республики, Оренбургской области, Ямало-Ненецкого автономного округа.

    Закон Приморского края «О местном самоуправлении…» (ст. 22 ч. 4) наделяет таким правом депутатов представительного органа. Закон Рязанской области «О местном самоуправлении…» ко всему этому предоставляет право разработки и внесения проекта устава главе муниципального образования.

    Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8 ч. 2) установил, что устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Данная норма нашла воспроизведение во всех законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации.

    Практическая реализация норм законов о принятии уставов муниципальных образований свидетельствует о наличии двух тенденций. В одних субъектах Российской Федерации и ряде муниципальных образований уставы приняты представительными органами местного самоуправления. В других уставы муниципальных образований приняты гражданами на местных референдумах (Красноярский, Приморский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Камчатская и другие области).

    Очевидно, что такой подход будет все в большей степени повышать интерес граждан к законотворческому процессу, к организации управления территорией. По сути дела, люди сами создают «малую конституцию» для своей «малой Родины», судьба которой им небезразлична.

    Принятие таких актов гражданами порождает у каждого из них чувство гордости, здорового патриотизма, уверенности и самостоятельности в решении задач местного значения. В то же время это способствует повышению уровня правовой культуры, наличие которой весьма важно в условиях становления правового государства.

    Порядок принятия уставов муниципальных образований предусмотрен также в самих уставах ряда муниципальных образований. Например, статья 5 часть 2 Устава города Северодвинска Архангельской области устанавливает, что Устав Северодвинска принимается на референдуме большинством голосов от числа жителей муниципального образования, принявших участие в референдуме.

    Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Такая норма закреплена в статье 8 части 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Свое развитие данная норма нашла в основном в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, а также в уставах муниципальных образований в Воронежской области.

    В Воронежской области принят специальный закон «О порядке государственной регистрации уставов о местном самоуправлении муниципальных образований в Воронежской области».

    В решении вопроса о регистрации уставов нет единого правила. Ряд законов предусматривают, что устав подлежит регистрации в органах юстиции субъекта Российской Федерации. Другие предоставляют такое право законодательным либо исполнительным органам государственной власти.

    Для регистрации устава муниципального образования законы субъектов Российской Федерации предусматривают определенный перечень необходимых документов.

    Так, часть вторая статьи 4 Закона Воронежской области «О порядке государственной регистрации уставов о местном самоуправлении муниципальных образований в Воронежской области» устанавливает, что вместе с уставом муниципального образования представляется:

    • заявление о регистрации, подписанное главой муниципального образования или лицом, его замещающим;
    • заверенная копия решения представительного органа местного самоуправления или местного референдума о принятии устава муниципального образования;
    • документы об оплате регистрационного сбора и бланка регистрационного свидетельства;
    • документ о предоставлении юридического адреса органу местного самоуправления.

    Документы подаются на государственную регистрацию в течение одного месяца со дня принятия устава муниципального образования.

    Изменения и дополнения в уставах муниципальных образовании подлежат государственной регистрации в том же порядке, что и государственная регистрация самих уставов.

    При внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований регистрационный сбор не взимается.

    Органы местного самоуправления муниципальных образований включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Документом, удостоверяющим государственную регистрацию устава муниципального образования является свидетельство о государственной регистрации.

    Регистрационный орган в срок, установленный законом, обязан рассмотреть документы и принять одно из решений: регистрировать устав муниципального образования и выдать свидетельство о государственной регистрации, либо отказать в государственной регистрации и выдать письменный мотивированный отказ.

    Основанием для отказа, согласно ст. 8 ч. 4, Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…» может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации.

    Законы субъектов Российской Федерации одной из причин отказа в регистрации называют неправильность оформления документов или недостаточный перечень документов, установленных законами по данному вопросу.

    И названный Федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о порядке регистрации уставов муниципальных образований устанавливают, что отказ в регистрации устава муниципального образования может быть оспорен в судебном порядке. Правом на обжалование решения об отказе в регистрации устава наделены граждане и органы местного самоуправления.

    Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

    Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении предъявляет определенные требования к содержанию и структуре устава муниципального образования.

    В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления…» (ст. 8) в уставе муниципального образования указываются:

    1. границы и состав территории муниципального образования;

    2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

    3. формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

    4. структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

    5. наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

    6. срок полномочии депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

    7. виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

    8. основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

    9. порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

    10. статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

    11. гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

    12. условия и порядок организации муниципальной службы;

    13. экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

    14. вопросы организуй местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп, общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.

    В законе изложен открытый перечень требований к уставу в расчете на то, что субъекты Российской Федерации дополнят этот перечень, если появится такая необходимость.

    Законы субъектов Российской Федерации развивают положения указанной статьи федерального закона.

    В ряде законов устанавливается порядок разработки, внесения, принятия и регистрации устава муниципального образования, порядок внесения в него изменений и дополнений; наименование муниципального образования, его герб или эмблема, историко-культурные особенности данного поселения, схема управления данного поселения и т. д.

    В самих уставах муниципального образования нередко предусматриваются задачи и цели устава, его место в системе нормативных правовых актов, численность и состав населения, принципы местного самоуправления, порядок формирования муниципальной собственности и другие вопросы.

    

    Нормативно-правовые акты субъектов РФ

    Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

    Правовое регулирование государственной гражданской службы в субъектах федерации осуществляется, исходя из конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также положений федерального законодательства. Так, согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а в ведении субъекта содержится ее организация. Следовательно, при формировании правовой базы на федеральном уровне определяются основные приоритеты и направления развития гражданской службы субъекта федерации, т.е. федеральное законодательство является основой для правотворческой деятельности субъектов федерации, а на уровне субъектов выделяются и конкретизируются особенности и своеобразие исходя из сложившегося регионального опыта, традиций и правоприменительной практики. Законодательство субъектов Российской федерации о государственной гражданской службе довольно обширно и содержится как в конституциях и уставах, так и в законах и иных нормативных актах. К ведению субъектов федерации отнесены сегодня такие вопросы, как управление и финансирование гражданской службы субъекта федерации, гарантии для гражданских служащих и их обеспечение, порядок подбора претендентов на должности гражданской службы субъектов и др. Учредительные акты субъектов федерации включают нормы, регулирующие отношения государственной службы. Так, Конституция Республики Татарстан устанавливает, что каждому гражданину в соответствии с законом гарантируется равное право доступа к государственной и муниципальной службе (ст. 47), предусматривает принцип несовместимости депутатского мандата с замещением государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей федеральной государственной службы, иных должностей государственной службы Республики Татарстан или государственных должностей государственной службы республики, а также выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы (ч. 3 ст. 70). В сфере регулирования отношений, связанных с государственной службой, повышается роль законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации, которыми учреждаются должности государственной гражданской службы субъекта федерации, утверждается реестр должностей государственной гражданской службы субъекта, исходя из структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных реестром должностей федеральной государственной гражданской службы. Субъекты федерации в процессе самостоятельного регулирования могут детализировать и конкретизировать установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок принятия решений государственными гражданскими служащими, виды поощрений и порядок их применения (п. 3 ст. 55), порядок назначения и размеры денежного содержания, надбавки к должностному содержанию (п. 11 и 15 ст. 50), компенсационные выплаты и пособия (ст.ст. 52 и 53), условия предоставления и продолжительность дополнительных отпусков без сохранения денежного содержания (п. 12 и 15 ст. 46). Таким образом, в сфере самостоятельного правового регулирования субъектов федерации находятся лишь вопросы организации государственной гражданской службы субъекта РФ.

    Подводя итоги, следует отметить, что правовое регулирование государственной службы Российской Федерации в силу ее федеративного устройства осуществляется на двух уровнях — федеральном и региональном и в различных правовых формах. Существующая нормативная правовая база государственной службы представляет собой комплекс актов различной юридической силы и отраслевой принадлежности: одни из них распространяются на всех государственных служащих, другие — на отдельные группы лиц, чаще всего занятых в конкретной отрасли, на конкретном уровне государственного управления.

    admin