Нормативное регулирование банковской деятельности

Похожие главы из других работ:

Анализ организации процесса кредитования в банке на примере ЗАО ВТБ 24

1.2 Нормативные акты, регулирующие организацию кредитного процесса в банке

Организация кредитного процесса в банке регулируется следующими нормативными актами: 1.

2.2 Нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность

Гражданским кодексом РФ — в нем заложены стандарты кредитного договора, которые предусматривают обязательность оформления его в письменной форме.

Поиск Лекций

Правовые основы деятельности коммерческих банков

Домашняя работа-Эссе

по дисциплине: «Управление государственной денежно-кредитной политикой»

на тему: «Правовые основы деятельности коммерческих банков»

Выполнила студенткагр.437334/0303

___________ З.И. Демешко

Проверил доцент, к.э.н.

___________ М.В. Иванов

Санкт-Петербург
2017

Введение. 3

1. Правовые основы деятельности коммерческих банков. 4

2. Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике. 8

Заключение. 10

Введение

В современных условиях осуществление экономических преобразований в России предполагает принципиальное изменение оценки роли и значения коммерческих банков в экономике.

В экономике развитых стран коммерческие банки являются важнейшим звеном банковской системы, концентрируя основную часть кредитных ресурсов и осуществляя широкий диапазон банковских операций и финансовых услуг.

Правовые основы деятельности коммерческих банков

Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства — совокупности законодательных актов и отдельных нормативно-правовых предписаний, взаимодействующих между собой и регламентирующих общественные отношения в сфере банковской деятельности.

Следует различать банковское законодательство и источники банковского права, систему его внешних форм, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы России, в частности, в процессе регулирования банковской деятельности со стороны Центрального банка Российской Федерации и других органов государственной власти. Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» № 86-ФЗ от 27.06.02 г., а также другими федеральными законами и нормативными актами ЦБ РФ.

Конституция РФ содержит нормы, имеющие основополагающее значение для функционирования российской банковской системы. Так, ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Среди конституционных норм, непосредственно касающихся банковской деятельности, следует указать на п. «ж» ст. 71, в соответствии с которым в ведении Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Кроме перечисленных норм, требующих принятия специальных отраслевых законов, есть нормы, не нуждающиеся в принятии специальных законов, а обладающие прямым действием. Например, в соответствии со ст. 75 денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в России не допускается.

Федеральное банковское законодательство Российской Федерации подразделяется на общее и специальное.

Общее включает в себя нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ (гл. 7 «Ценные бумаги», гл. 42 «Заем и кредит», гл. 44 «Банковский вклад», гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты» и др.), в Уголовном кодексе РФ (ст. 172 «Незаконная банковская деятельность», ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», ст. 176 «Незаконное получение кредита», ст. 177 «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», ст. 183 «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», ст. 185 «Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг»), в Федеральных законах «Об акционерных обществах» от 07.08.01 г., «О рынке ценных бумаг» от 22.04.99 г., «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 г., «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 13.07.01 г.

Под специальным банковским законодательством понимается система законодательных актов, состоящая из Федеральных законов «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90г. (ред. от 21.07.05г., с изм.

Тема 1. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

и доп. вступившими в силу от 01.09.05г.), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27.06.02 г. (ред. от 18.07.05г.), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 г. (ред. от20.08.04г.).

Ни общие, ни специальные законы не могут противоречить Конституции РФ.

Подзаконные акты, содержащие нормы банковского права подразделяются в свою очередь на несколько групп:

1. нормативные акты Банка России. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Его нормативные акты не могут противоречить федеральным законам и могут быть обжалованы. В зависимости от содержания они могут издаваться в форме:

— указания (если его содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ);

— положения (если его содержание составляет установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции ЦБ РФ);

— инструкции (если ее основным содержанием служит определение порядка применения положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам комплектации ЦБ РФ).

Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы;

2. указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам и имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

Согласно ст. 90 Конституции РФ он издает указы и распоряжения, которые носят подзаконный характер. Если в законодательстве существует пробел, то Президент РФ может своими указами восполнить этот пробел, и тогда такой указ будет носить нормативный характер;

3. постановления Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ оно обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления правительства принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Т.А. Фролова
Банковское дело: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Тема 1. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

1.3.

1.1 Нормативное регулирование банковской деятельности

Регулирование банковской деятельности

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

 Инструментами регулирования банковской деятельности являются:

1. Учетная ставка ЦБ (ставка рефинансирования) – ставка, по которой ЦБ учитывает векселя, предоставляет кредиты другим банкам. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (ценные бумаги, валюта, золото, поручительства).

2. Операции на открытом рынке – операции ЦБ по купле-продаже ценных бумаг (в основном государственных).

3. Нормативное регулирование обязательных резервов – это часть ресурсов банков, которая должна быть депонирована на специальный счет в ЦБ. Эти резервы используются для выплаты кредиторам банка при его банкротстве.

4. Экономические нормативы для кредитных организаций.

5. Регулирующие кредиты ЦБ – кредиты, размещаемые в банках с целью поддержания ликвидности. ЦБ проводит аукцион, на который допускаются банки, действующие на финансовом рынке более года, регулярно представляющие отчетность в ЦБР, соблюдающие экономические нормативы, выполняющие резервные требования.

6. Организация налично-денежного обращения.

7. Количественное и качественное стимулирование или сдерживание в развитии определенных отраслей и территорий. ЦБ варьирует суммами кредитов, процентной ставкой и сроками предоставления. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством программу развития отрасли или территории.

8. Нормативный контроль над деятельностью кредитных учреждений. Осуществляется на основе отчетности банков.

Регулирующие и надзорные функции ЦБ осуществляются через действующий на постоянной основе орган  – Комитет банковского надзора.

Банковский надзор, осуществляемый ЦБ, подразделяется на:

  • Пруденциальный надзор – осторожный, дистанционный, осуществляемый главным образом на документарной основе, обеспечивающей раннее реагирование на нарушения. Проводится Комитетом банковского надзора и соответствующими подразделениями территориальных главных управлений ЦБ;
  • Инспектирование – осуществляется на местах банковской инспекцией;
  • Контроль со стороны функциональных подразделений ЦБ – контроль  организации бухучета в КБ, кредитования, расчетов, операций с ценными бумагами, валютных, кассовых и др.

ЦБ устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

ЦБ публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций (КО) и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации КО, выдает КО лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 % минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение КО отдельных операций на срок до 6 месяцев.

В случае неисполнения в установленный срок предписаний ЦБ об устранении нарушений, выявленных в деятельности КО, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), ЦБ вправе:

1) взыскать штраф в размере до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 % минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры ее активов;

замены руководителей;

осуществления реорганизации;

3) изменить на срок до 6 месяцев установленные обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению КО на срок до 6 месяцев;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства;

7) предложить учредителям (участникам), которые имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) до размера, обеспечивающего соблюдение обязательных нормативов;

ЦБ вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». ЦБ может обратиться в суд с иском о взыскании с КО штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее 6 месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.

ЦБ осуществляет анализ деятельности КО в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы РФ.

admin