Нормативное предписание

Содержание

Некоторые правила применения отсылочных норм

Одним из важных приемов юридической техники является применение ссылок в тексте законодательного акта. При использовании этого приема нужно учиты­вать следующее:

1. Как правило, ссылки производятся на предшествующие статьи закона. Од­нако, в некоторых случаях, если этого требует логика изложения нормы, представляется возможным употребление ссылок и на последующие статьи.

2. В случае необходимости отсылки на иной действующий закон (норматив­ный правовой акт) в тексте должны указываться вид документа и его название.

Если в закон позднее были внесены изменения, то при отсылке на первона­чальную редакцию необходимо к указанному дополнить слова "с последующими изменениями и (или) дополнениями".

Некоторые правила работы с нормативными правовым и актами, вносящими изменения в действующие акты ("О вне­сении изменений в решение.,.")

Внесение изменений врешение осуществляется принятием решения. При этом в тексте:

1. Отсчет и обозначение частей, пунктов, подпунктов производится согласно вышеуказанным правилам. Часто в таких актах применяется слово "пункт" наряду со словом "часть" ввиду сложности разделения таких статей на части. Кроме того, в данном случае отсчет абзацами может производиться с любой красной строки текста, следующего либо за точкой пункта, либо за скобкой подпункта решения, при этом обязательно следует отсылка на решение "О внесении изменений…"

Например:

Пункт 2 статьи 1 Решения "О внесении изменений…" состоит из 4 абзацев:

Статья 1. Внести в Решение "Об охране труда" следующие изменения и дополнения:

1. По всему тексту решения слово "предприятие" заменить сло­вом "организация" в соответствующем числе и падеже.

2. Часть вторую статьи 2 изложить в следующей редакции: "Действие настоящего Решения распространяется на: предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем — орга­низации) всех форм собственности независимо от сферы хозяйст­венной деятельности и подчиненности; работодателей.".

2. При внесении изменений в решение либо иной нормативный правовой акт указываются вид документа, его название а также данные его публикации в офици­альном издании.

Например:

"Внести в Закон Новгородской области "О благотворительной дея­тельности" ("Ведомости нормативных актов органов государствен­ной власти Новгородской области", 2010, N 2, ст.201) следующие изме­нения …".

3. Особенности оформления:

-части (пункты) закона после кавычек заканчиваются точкой, вне зависимо­сти от наличия и вида знаков препинания перед кавычками.

Например:

(1) 5. Часть третью статьи 7 после слова "здоровья" дополнить сло­вами "либо при уклонении работника от прохождения медицин­ских осмотров.

(2) 23. Дополнить Закон статьей 36 следующего содержания:

"Статья 36. Ответственность работников за нарушение требо­ваний законодательных и иных нормативных актов об охране труда

За нарушение требований законодательных и иных норматив­ных актов по охране труда работники организаций привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Новгородской области."

— подпункты закона после кавычек заканчиваются при перечислении точкой с запятой, а в конце последнего подпункта после кавычки ставится точка, также вне зависимости от наличия и вида знаков препинания перед кавычками.

Например:

(1) 6. В статье 9:

а) в части первой слова "Администрация обязана" заменить словами "Работодатель обязан";

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

"Категории работников, имеющих право на льготы и компенса­ции за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, характер и размеры таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными ак­тами Российской Федерации и Новгородской области.".

(2) 14. В статье 18:

а) часть вторую изложить в следующей редакции:

"Государственное управление охраной труда в Новгородской области осуществляют органы исполнительной власти по труду Российской Федерации и Новгородской области, в городах и районах — местные адми­нистрации в пределах своей компетенции.";

б) в части третьей слова "Нормы и правила" заменить словами "Нормативные акты".

4. Внесение изменений в иной нормативный правовой акт (постановление, распоряжение, заявление и др.) осуществляется принятием нормативного право­вого акта соответствующего вида с применением вышеуказанных правил.

Иные приемы

Бланкетный способ изложения нормы

Иногда в целях сохранения действующей нумерации статей при внесении по­правок в законодательный акт новая статья помещается следом за статьей, имею­щей близкое содержание, и ей присваивается тот же порядковый номер с добав­лением к цифре в правом верхнем углу значка "1", "2" и т.д.

Например:

Статья 99 . Депутатская этика означает совокупность норм и

правил поведения депутата, которыми он руководствуется в своей де­ятельности.

Во время работы депутатам рекомен­дуется носить деловую одежду, соответствующую официальному ха­рактеру деятельности.

2. При оформлении внешних документальных реквизитов решения необходимо учитывать, что слова «Принят Думой …..» пи­шутся на первой странице с левой стороны после названия решения в две строки, причем на уровне второй строки с правой стороны указывается дата принятия с использованием арабских цифр, месяц пишется словом, год — полным числом.

Например:

ЗАКОН

НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений и дополнений в

Закон Новгородской области "Об охране труда"

Принят Новгородской

областной Думой

17 апреля 1996 года

В настоящей работе не нашли отражение требования юридической техники, касающиеся унификации терминологии, стиля изложения, языка, внутренней согласованности законопроектов, тем не менее соблюдение тех немногих сформулированных в записке основных правил позволит обеспечить более высокое качество подготавливаемых нормативных правовых актов и в конечном итоге повысит юридическую культуру законотворчества.

Заключение

Местные органы власти не имеет полномочий издавать законы, это является прерогативой центрального и областного парламентов. Однако местные органы издают нормативы обязательного характера для данной территории местного образования, и должна существовать система с точки зрения их иерархии, издания и отмены.

Хотя местная Дума(Совет) и обладает нормотворческими полномочиями, закон не делает ссылки на их объем и вместо этого посвящает целую статью актам местной администрации. Следовательно, для логичности, там должна быть статья, посвященная актам местной Думы (Совета) (процедура принятия, требуемое большинство, информация для населения и его участие и т.д.).

Акты, затрагивающие права граждан являются предметом публикации. Остается некоторая неясность в отношении того, что должен обозначать термин «права граждан». Кажется, что будет более правильным подвергать публикации те акты нормативного характера, которые затрагивают интересы населения в целом. В равной степени акты, направленные на ограниченное количество адресатов (номинация кандидатуры на пост, объявление о заключении соглашения, и т.д.) могут являться предметом публикации, если они являются результатом открытой процедуры (тендера, публичного извещения о подаче заявок, и т.д.) или, если имеют определенные финансовые последствия. В любом случае, в силу их сферы применения, все акты местной Думы (Совета)(за исключением чисто внутренних) должны являться предметом публикации.

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 399 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

  1. CТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  2. I Сборка и сварка балки без применения приспособлений
  3. I. Правила принятия решений
  4. II.Основные правила черной риторики
  5. Quot;Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога" (15:33-34)
  6. VIII. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  7. А НРАВИТСЯ ЛИ ЭТО ЧЕЛОВЕКУ? Если вас интересует исключительно инструктивный материал по правилам и приемам видеосъемки, то несколько следующих страниц вы можете смело пропустить
  8. АГОРА, или ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ МАЙДАН
  9. Акты применения права, их виды
  10. Акты применения правовых норм: понятие, виды
  11. Акцентуаційні норми – загальноприйняті правила наголошування слів. Розділ мовознавства, який вивчає наголос, називається акцентологією
  12. Анотування і реферування наукових текстів. Основні правила бібліографічного опису джерел, оформлювання покликань


Поиск на сайте:


Под нормативно-правовым предписанием понимается цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативно-правового акта властное веление правотворческого органа.По своему словесно-логическому построению нормативное предписание представляет собой отдельное предложение Признаки:

Нормативно-правовым предписаниям как первичным компонентам юридического содержания права присущи многие признаки, характерные для права в целом. Наиболее существенными их чертами будут следующие.

1. Нормативно-правовые предписания — это логически завершенные и цельные веления, правила, требования, распоряжения, приказы, положения, определения, установки.

2. Данные веления, правила и требования выражены и непосредственно закреплены в соответствующих единицах (статьях, абзацах, параграфах, пунктах, частях и т.п.) текста нормативного акта, нормативного договора и иных форм права.

или даже отдельную фразу.

3. Нормативно-правовые предписания имеют не только соответствующую форму, но и носят достаточно определенный характер, более или менее четко устанавливая права и обязанности, условия их возникновения и реализации, охраны и защиты, другие требования и положения.

4. По своей сущности — это властные, обязательные для исполнения (соблюдения, использования, применения) распоряжения.

5. Их обязательность обеспечивается мерами государственного и иного воздействия.

6. Общая природа данных предписаний выражается в том, что они носят неперсонифицированный по отношению к субъектам характер и отражают наиболее типичные социальные ситуации, рассчитаны на конкретно неопределенное число жизненных обстоятельств.

7. Они представляют юридический результат правотворческой практики компетентных государственных органов и должностных лиц (Государственной Думы РФ, губернатора области) и негосударственных учреждений (органов местного самоуправления).

8. Каждое нормативно-правовое предписание имеет, как правило, свой специфический предмет правового регулирования (отдельные общественные отношения, социально-правовую ситуацию) либо в этом предмете воздействует на какую-то его сторону или свойство.

Типы нормативно-правовых предписаний:

1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяются нормативно-правовые предписания конституционного (государственного), административного, гражданского и других отраслей права. В указанных предписаниях отражаются многие качественные характеристики той или иной отрасли права (ее предмет, принципы, функции и т.п.).

2. По предмету воздействия можно различать предписания, регулирующие, например, имущественные отношения, личные неимущественные и иные отношения. Так же можно говорить о нормативно-правовых предписаниях, действующих в сфере промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения и пр.

3. В зависимости от способов юридического воздействия нормативно-правовые предписания подразделяются на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, поощряющие и рекомендующие.

Управомочивающие нормативно-правовые предписания предоставляют субъектам определенные правомочия, права на совершение тех или иных деяний. Обязывающие –требуют обязательного совершения соответствующих активных действий. Запрещающие предписывают воздержание от совершения запрещенных ими действий. Поощряющие предписания стимулируют достижение определенных результатов, как правило, превосходящих обычные требования. Рекомендующие предписания содержат советы и рекомендации наиболее целесообразного правового поведения. Особенность их властного характера заключается в том, что указанные пожелания подлежат обязательному учету адресатами; действия, противоречащие рекомендуемым, должны быть тщательно обоснованы и аргументированы.

4. Особо нужно выделить материальные и процессуальные нормативно-правовые предписания. В самом общем плане первые отвечают на вопрос “Что нужно (не нужно) делать?”, вторые — “Как?”, “Каким образом?” Указанные предписания отличаются друг от друга по предмету, способам и характеру воздействия на общественные отношения, принципам их формирования, закрепления и реализации, целям и другим параметрам.

5. В зависимости от выполняемых функций нормативно-правовые предписания разграничиваются на регулятивные (правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие, правоконкретизирующие), и охранительные (правовосстановительные, карательные).

6. По категоричности сформулированных требований (правил, велений) предписания бывают императивными и диспозитивными. В императивных содержатся категорические предписания, которые не могут быть изменены субъектами правоотношения. В диспозитивных нормативно-правовых предписаниях содержатся положения на случай, если субъекты права не установили для себя иных условий и правил правового поведения.

7. Нормативно-правовые предписания подразделяются в зависимости от субъектов правотворчества. Издавать их могут федеральные органы и субъекты федерации, представительные и исполнительные органы, государственные учреждения и органы местного самоуправления.

8. По форме закрепления различают нормативно-правовые предписания, содержащиеся в нормативных актах (законах, постановлениях) и договорах, судебных прецедентах, смешанных правовых актах.

9. Определенное самостоятельное значение имеет классификация нормативных предписаний по юридической силе. Так, предписания, закрепленные в федеральных законах, обладают наибольшей юридической силой, чем указы Президента РФ.

10. По срокам действия они бывают постоянными и временными.

Проблемы способов изложения норм права в статьях нормативных актов

Нормативные предписания могут быть адресованы ( по адресату) юридическим и физическим лицам, гражданам и иностранцам, врачам и юристам, следователям и судьям. В качестве критерия деления здесь выступают соответствующие адресаты предписаний.

12. По территориальной сфере действия различают нормативно-правовые предписания общероссийского, ограниченного (Крайний Север), местного (имеют силу на территории административного района) и локального характера.



Проблемы способов изложения норм права в статьях нормативных актов

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта — это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства.

Методические рекомендации по проектированию Общей части Кодекса РФ об образовании

Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма — исходный элемент системы права, статья — исходный элемент системы законодательства.

Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и систе­ма законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юриди­ческих норм, и наоборот — элементы одной и той же нормы могут находить­ся в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение — в одной статье содержится одна норма.

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юри­дической нормы и представить ее в целостном виде.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;

2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем от­сылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это име­ет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования — правилам совершения какого-либо вида деятель­ности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим зако­ном, другим источником права.

Date: 2016-07-22; view: 48; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Необходимо отметить, что в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 г. №2423/13 по делу N А53-19629/2012 изложены выработанные судебной практикой требования к предписанию контролирующего органа. Как указал ВАС РФ, предписание контролирующего органа должно отвечать условию законности.

Исполнимость предписания, по мнению ВАС РФ, является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Из анализа судебной практики можно выделить следующие критерии "исполнимости" предписания, которые должны соблюдаться:

Проблемы формулирования отсылочных и бланкетных норм в трудовом праве

Предписание должно быть выдано именно тому лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которым допущены нарушения, на устранение которых предписание направлено.

2. Предписание может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства, и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона.

3. Предписание должно содержать указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены. Недопустимо указание на необходимость принятия каких-либо мер, если не указано, какие нарушения будут устранены в результате их принятия. Обратное допущение может привести к ситуации, когда, выявив одни нарушения, орган обяжет лицо принимать иные меры, с нарушениями не связанные. В таком случае не ясны критерии оценки исполнения предписания.

4. Требование к предписаниям в виде указания "конкретного мероприятия" в предписании является спорным в судебной практике.

5. Недопустимо указание в предписании на общую обязанность соблюдать закон, требование об обязательности соблюдения которого всегда предъявляется к деятельности любого субъекта права.

6. Предписание не может возлагать на лицо, которому оно выдано, обязанность исполнять какую-либо обязанность без определения конкретного срока, к которому нарушение должно быть устранено, или периода, в течение которого должны быть предприняты какие-либо меры.

7. Срок, указанный в предписании, в течение которого следует совершить указанные в предписании действия (достичь поставленной цели), должен реально позволять выполнить все в нем указанное.

8. Не может быть признано исполнимым предписание, исполнение которого поставлено в зависимость от воли третьих лиц или предположительно могущих наступить событий.

9. Не может быть признано исполнимым предписание, если его исполнение связано с наличием у лица какого-либо ресурса, технической или организационной возможности, которые к моменту срока исполнения, определенного органом, уже будут утрачены.

10. Не может быть признано исполнимым предписание, которое возлагает на юридическое лицо несколько взаимоисключающих обязанностей, например, ремонт и демонтаж одного и того же объекта недвижимости.

11. Если финансовые затраты, требуемые для исполнения предписания, явно превосходят полученную от исполнения предписания пользу либо превосходят стоимость объекта, который надо привести в соответствие с законодательством, предписание не может быть признано исполнимым.

12. Представляется, что не могут признаваться исполнимыми предписания, которые выданы во исполнение нарушения, находящегося вне пределов возможности хозяйствующего субъекта, которые сложились объективно или под влиянием форс-мажорных обстоятельств.

13. Нельзя признать исполнимыми предписания, в которых не определены критерии, по которым будет оцениваться их исполнение.

Понравилось? Поделись с друзьями

Тематика вопросов

Ответы на распространенные вопросы по работе с Конструктором исковых заявлений и жалобАдминистративные споры. Консультации юристаОбращаемся в арбитражный суд. Консультации юристаОбращаемся в мировой суд. Консультации юристаОбращаемся в суд общей юрисдикции (районный, городской, областной). Консультации юристаКалькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсацийАвторское право. Консультации юристаАдминистративная ответственность. Консультации юристаАлименты.Консультации юристаАренда. Консультации юристаБанкротство. Консультации ЮристаВзыскание убытков, неосновательного обогащения. Возмещение вреда. Консультации юристаВоенная служба. Консультации юристаГоспошлина. Консультации юристаГосударственные (муниципальные) закупки. Консультации юристаДоговор долевого участия. Консультации юристаДоговор:заключение, расторжение, изменение,оспаривание. Консультации юристаДосудебное урегулирование спора. Консультации юристаЖилищные вопросы. Консультации юристаЗаймы и кредиты. Консультации юристаЗащита прав потребителей. Консультации юристаЗащита чести, достоинства, деловой репутации. Консультации юристаЗдоровье. Оплата больничных листов. Консультации юристаЗемельное законодательство. Консультации юристаИностранные граждане. Вступление и отказ от гражданства. Консультации юристаИсполнительное производство. Консультации юристаКорпоративные спорыНалоговые проверки. Налоги и взносы. Консультации юристаНаследство. Нотариат. Консультации ЮристаНедвижимость. Общие вопросыОбразованиеПенсионное законодательство. Консультации юристаПредставительство. Консультации юристаПраво собственности: признание, защита, восстановление и прекращение. Консультации юристаПриказное производство. Консультации юристаПолучение компенсаций, возмещение расходовПроверки организаций и ИП. Консультации юристаРегистрация недвижимости. Консультации юристаРегистрация,расторжение брака, раздел имущества. Консультации юристаСемейные споры. Споры о детях. Консультации юристаСтрахование. Консультации юристаСтроительство. Консультации юристаСудебные расходы.Консультации юристаТорги (аукционы, конкурсы)Третейское разбирательство.Консультации юристаТрудовое законодательство. Консультации юристаУстановление юридических фактов. Консультации юристаФинансовая аренда (лизинг). Консультации юристаУголовный процесс. Консультации юриста

Конституционное право России → Юридический словарь → Слова на букву «П» юридического словаря → Что означает термин Предписание обеспечивающее в юридическом словаре?

Предписание обеспечивающее это:

3.6.10. Обеспечивающее предписание — закрепляет решение правотворческого органа о признании акта утратившим силу либо о внесении в него изменений и дополнений

Самые просматриваемые слова

  1. Стратегическое предприятие (организация)

  2. Выпуск продукции в обращение

  3. Сети инженерно-технического обеспечения

  4. Аварийная ситуация на воздушном судне

  5. Легитимность документа

  6. Автомобильные дороги общего пользования

  7. Суммарная поэтажная площадь

  8. Мобилизационное задание

  9. Дорожное хозяйство

  10. Извещение о вводе налоговой декларации (расчета) в электронном виде

  11. Адресная справка

  12. Информационные машины и оборудование

  13. Промышленный объект

  14. Криптосредство

  15. Запрос межведомственный

  16. Производственная деятельность

  17. Производственный инвентарь

  18. Военнослужащие

  19. Постижерные работы

  20. Спуск руководящий ж/д пути

Ссылки на определение понятия «Предписание обеспечивающее»:

HTML-код ссылки на слово для сайтов и блогов
BB-код ссылки на слово для форумов
Прямая ссылка на слово для социальных сетей и электронной почты

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Предписание обеспечивающее».

§ 5. Отсылочные и бланкетные статьи. Другие виды статей

Полученная информация поможет вам понять, что такое Предписание обеспечивающее. Если по вашему мнению определение термина «Предписание обеспечивающее» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Предписание обеспечивающее», но и по ошибочному запросу «ghtlgbcfybt j,tcgtxbdf/ott». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.

Описание страницы: На данной странице представлено определение понятия «Предписание обеспечивающее»

Ключевые слова страницы: Предписание обеспечивающее, это, определение, понятие, термин, дефиниция, что значит, что означает, слово, значение

Императивные и диспозитивные нормы права

Важнейшей чертой метода гражданского права является диспозитивность нормативно-правового регулирования, выражающаяся в том, что устанавливаемые гражданским законодательством правовые нормы зачастую представляют субъектам широкую свободу в определении и осуществлении их имущественных прав и содержат большое число диспозитивных правил.

Определение Императивной и Диспозитивной норм права

Императивная норма права содержит предписание, обязательное для исполнения независимо от воли участников гражданских правоотношений, которое не может быть изменено по совместному договору сторон. Например, соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

Диспозитивная норма права — это норма, которая подлежит применению, если участники правоотношений не проявили свою волю и не урегулировали отношения по-иному. О диспозитивном характере правовой нормы свидетельствует, в частности, содержащаяся в ней оговорка: «если иное не предусмотрено договором». Право залогодержателя (право залога) на вещь, являющуюся предметом залога, распространяется на её принадлежности, если иное не предусмотрено договором. В условиях рыночной экономики число диспозитивных норм в гражданском праве значительно возросло.

Диспозитивные правовые нормы достаточно тесно связаны с вопросами реформирования социальных отношений. Так, законодательное обеспечение российской рыночной экономики предусматривает формирование не только мощного юридического фундамента. В данной области предполагается также значительное усиление роли договора в сфере экономических, многих международных, социально-политических и прочих связей. Он, по юридической своей природе, считается эффективным приёмом регламентации отношений, которые складываются в условиях свободного товарообмена и производства.

Разделение на императивные и диспозитивные нормы считается давно существующим общим свойством юридических предписаний. Оно имеет немаловажное значение в процессе законотворчества и последующего применения положений.

Бланкетные диспозиции: отдельные проблемные вопросы теории и практики

Особое значение имеют диспозитивные нормы гражданского права. Это связано с обширностью данной юридической сферы и необходимостью регулировать многообразие отношений. Также данные положения имеют значение в процессе формирования имущественного оборота в рамках рынка.

Диспозитивные коллизионные нормы

Это понятие предполагает самостоятельный выбор субъектами объёма и характеристик своих обязанностей и возможностей. В случае отсутствия договорённости в силу вступает второе предписание, содержащееся в положении. Активно применяются диспозитивные нормы в ГК РФ. Так, в ст. 459, п. 2 говорится, что риск случайного повреждения либо гибели товара, который был продан в ходе его нахождения в пути, с момента заключения договора о купле-продажи переходит на покупателя, в случае если другое не предусматривается таким соглашением либо обычаями коммерческого оборота.

Признаки положений

В гражданском законодательстве установились определённые формулировки, которые достаточно чётко либо прямо выражают юридическую силу той или иной нормы либо их группы. М. Брагинский предложил называть их атрибутикой. Такие формулировки могут звучать по-разному. Диспозитивные нормы выражаются посредством следующей формулы: поскольку либо если соглашение или договор не предусматривает иное. Кроме этого, используется и другая атрибутика. Речь идёт о такой формулировке: в норме указано, что стороны вправе или могут совершать определённое действие, которое отступает от утверждённого общего правила. Это является относительно новым приёмом в законодательной технике.

Придание диспозитивности может касаться определённой группы норм. В этом случае используется прямое указание на возможность отклонения: допускается договор сторон об ином. Тем не менее, большинство положений не имеют чёткого указания на то, какие они – императивные либо диспозитивные. Традиционным считается в данном случае взгляд, что при отсутствии каких-нибудь чётких ориентиров, позволяющих определить характер акта, его следует выявлять путём толкования положения. В практическом применении это зачастую приводит к неоднозначному пониманию юридического значения ряда важных норм.

В итоге

Формулировка в учебной и научной литературе общих выводов об абсолютном преобладании диспозитивных либо, напротив, императивных норм должна быть признана неточной. Она не отражает действительного положения и наличия ряда существенных особенностей в данном вопросе в рамках отдельных институтов. В связи с тем, что прямые указания на характер всех либо большинства положений созданы быть не могут практически, юридическая сила должна определяться посредством толкования с учётом всех обстоятельств и факторов, относящихся к определённому акту.

Данный путь непрост, однако он неизбежен. Решающим словом в данном случае является вывод суда. Относительно юридической силы некоторых важных положений ГК желательно иметь разъяснения. Они могут быть представлены в постановлении от высшей судебной инстанции. Разъяснения позволили бы внести некоторое успокоение и ясность в договорную практику, которая испытывает сегодня существенные затруднения при понимании и последующем применении многих важных положений. За счёт правильного представления о сущности диспозитивных норм появятся предпосылки для дальнейшего углубления практических и теоретических знаний, касающихся действия механизма юридического урегулирования.

Количество преступлений в России

admin