Неуплата налогов ИП

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 10 мая 2017 г.

Любой налогоплательщик, не уплативший в срок налоги, может быть привлечен к налоговой ответственности, в том числе индивидуальный предприниматель. Основное наказание за неуплату налогов ИП, как и любым другим налогоплательщиком, – денежное взыскание, т. е. штраф (п. 2 ст. 114 НК РФ).

По общему правилу штраф за неуплату налогов ИП из-за занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога составляет (п. 1,3 ст. 122 НК РФ):

  • 20% от неуплаченной суммы налога, если правонарушение было совершено без умысла;
  • 40% от неуплаченной суммы налога при умышленном совершении правонарушения.

Это общая норма НК РФ, применяемая в отношении всех неуплаченных в срок налогов предпринимателя, которые он должен платить как налогоплательщик в соответствии с его режимом налогообложения.

Неуплата налогов ИП – налоговым агентом

Каждый предприниматель, у которого есть работники, должен удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с выплаченных им доходов (а также с доходов выплаченных физическим лицам, не являющимся ИП, с которыми заключены гражданско-правовые договоры). Иначе говоря, выполнять обязанности налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Естественно, в НК РФ прописаны штрафы налоговой для ИП за неисполнение этих обязанностей. Если предприниматель не удержал НДФЛ с таких доходов и не перечислил его в бюджет, или удержал и не перечислил, то на него будет наложен штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и/или перечислению (ст. 123 НК РФ).

Сведения о дате удержания и перечисления НДФЛ налоговики с недавнего времени регулярно получают из форм 6-НДФЛ. Но вынести решение о привлечении к ответственности и выставить штраф работодателю контролеры могут только по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки (Письмо ФНС от 20.01.2017 N БС-4-11/864).

Отметим, что в НК РФ установлены и другие правонарушения, совершение которых предпринимателем повлечет наложение штрафа.

Уголовная ответственность за неуплату налогов ИП

В определенных случаях за неуплату налогов ИП может быть привлечен к уголовной ответственности. Но в уклонении от уплаты налогов в соответствии с УК РФ предприниматель может быть обвинен только при их неуплате в крупном или особо крупном размере (ст. 198 УК РФ).

Обстоятельства, смягчающие ответственность ИП

При наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, штраф за совершение налогового правонарушения в значительной мере может быть снижен. Поскольку при делении всех налогоплательщиков на физических лиц и юридических ИП попадают в первую категорию, то они могут заявлять в числе таких обстоятельств факты, которые никак не доступны организациям. К примеру, такие обстоятельства, как:

Санкции за неуплату налогов — это налоговое и уголовное наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков и налоговых агентов. Конкретные меры ответственности отличаются в зависимости от состава правонарушения, категории виновного, наличия смягчающих обстоятельств, прочих условий.

Разберемся, когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, а в каких случаях за такое нарушение используют санкции, предусмотренные НК РФ.

Когда назначат штраф за неуплату налогов

Для удобства налогоплательщиков каждому сбору посвящена отдельная глава НК РФ. В ней уточняется срок уплаты обязательных платежей, а также санкции за его несоблюдение. Например, налогу на прибыль организаций посвящена глава 25. Согласно ст. 287 НК РФ, юридические лица, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, должны рассчитываться с бюджетом ежемесячно — до 28 числа месяца, следующего за отчетным. Для налогоплательщиков, рассчитывающихся поквартально, установлен иной срок — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Другой пример — для плательщиков налога на имущество — граждан. Владельцы квартир, домов и гаражей расплачиваются с бюджетом раз в год: полностью заплатить за прошлый год необходимо до 1 декабря следующего (ст. 409 НК РФ).

По истечении установленного законом срока и выявления недоимки (задолженности) ФНС выносит решение о привлечении неплательщика к ответственности, а также направляют требование об уплате обязательного платежа. То есть налоговики направляют извещение о необходимости расплатиться с бюджетом и одновременно привлекают к ответственности: выписывают штраф за несвоевременную оплату налогов, размер которого также предусмотрен НК РФ.

Возьмем те же примеры — налог на прибыль организаций и на имущество для физических лиц. В обоих случаях будут применяться санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ. Штраф за уклонение от уплаты налогов составляет от 20 до 40 процентов суммы, которая своевременно не попала в госказну. Дополнительно нарушителю назначат пени за неуплату налогов. Правда, их рассчитывают по итогам уплаты самой недоимки, поскольку пеня начисляется за каждый календарный день просрочки. На основании ст. 75 НК РФ, она составляет:

  • для граждан, включая тех, кто получил статус ИП, — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной в текущем периоде;
  • для организаций — 1/300 ставки ЦБ РФ за просрочку сроком до 30 календарных дней (включительно) и 1/150 ставки, начиная с 31-го дня.

Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Важным обстоятельством является совершение нарушения умышленно, в результате которого бюджет недополучил сумму в крупном или особо крупном размере. Нужно помнить и о том, что уголовное дело за неуплату налогов может быть возбуждено только в отношении физического лица: руководителя организации (учредителя, главного бухгалтера), ИП, гражданина. Кроме того,

Как материалы попадают к следователям? Существует 2 варианта. Первый (абз. 3 п. 4 ст. 69) — сумма недоимки у налогоплательщика-физического лица превышает 900 000 рублей за последние три года, у налогоплательщика (налогового агента) — организации — 5 млн рублей. На этом основании документы передают следователям, которые уже изучают причины регулярной неуплаты. Второй вариант (п. 3 ст. 32 НК РФ) — передача материалов в связи с невыполнением требования об уплате обязательного платежа на протяжении двух месяцев.

Чтобы было проще разобраться, какая предусмотрена уголовная ответственность за налоговые правонарушения (2020), посмотрите в таблицу.

Вид правонарушения, норма УК РФ

Предусмотренное наказание

Уклонение физлица от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 198 УК РФ).

  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 3 лет.

Уклонение организации от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 199 УК РФ).

  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Отметим, что уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена и для налоговых агентов. Поскольку неисполнение обязанности по удержанию и перечислению денежных средств рассматривается как неуплата налогов, УК РФ предусматривает (ст. 199.1 УК РФ) аналогичные санкции и за это правонарушение. Кроме того, есть отдельное наказание за сокрытие доходов или имущества, за счет которых можно было бы погасить недоимку. В таком случае должностному лицу организации или ИП грозит (ст. 199.2 УК РФ):

  • штраф от 2000 до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Когда освободят от санкций

Существуют несколько обстоятельств, при которых ни налоговая, ни уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом или организацией не наступает. Так, нарушителя не накажут, если он не достиг 16-летнего возраста к моменту совершения преступления. Санкции также не последуют, если истекут сроки давности или не будет доказана вина ИП, гражданина или юридического лица.

Кроме того, освободят от ответственности, если нарушение допущено впервые, а также в случае уплаты недоимки, пени и штрафов до первого судебного заседания по уголовному делу (ст. 28.1 УПК РФ).

Напомним также, что закон запрещает привлекать к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Если вас признали нарушителем по неуплате налогов

Если контролирующий орган выявит неуплату налогов (сборов) в бюджет, плательщик будет обязан:

1) уплатить налоги, так как неуплаченные суммы будут взысканы в принудительном порядке (путем обращения взыскания на денежные средства и другое имущество плательщика);

2) дополнительно к сумме налога уплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога, включая день уплаты (взыскания). Размер пеней определяется в процентах от неуплаченных сумм налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

Пример. Пени рассчитываются с учетом действующих ставок рефинансирования

Сумма неуплаченного налога – 100 000 000 руб.

Период просрочки – с 1 апреля 2015 г. по 10 апреля 2016 г.

Ставки рефинансирования в периоды неуплаты налога:

25 % – с 01.04.2015 по 31.03.2016 (количество дней просрочки – 366);

24 % – с 01.04.2016 по 10.04.2016 (количество дней просрочки – 10).

Формула расчета пеней:

(100 000 000 × 366 × 25 % / 360) + (100 000 000 × 10 × 24 % / 360) = 26 083 333 руб.

Таким образом, размер пени за просрочку оплаты суммы налога в данном случае составил 26 083 333 руб.;

3) уплатить административный штраф, поскольку неуплата налога влечет административную ответственность. Размер штрафа зависит от того, кто выступает плательщиком.

Для юридических лиц размер штрафа составляет 20 % от неуплаченной суммы налога (но не менее 20 базовых величин). При этом для привлечения к административной ответственности не имеет значения, произошла ли неуплата налога со стороны плательщика умышленно или по неосторожности. Предполагается, что плательщики должны знать действующее законодательство, исчислять и уплачивать налоги в соответствии с ним.

Административная ответственность за неуплату налогов в бюджет установлена также для должностных лиц, по вине которых произошла такая неуплата. Размер штрафа зависит от формы вины (умышленно или по неосторожности эти лица допустили неуплату налогов) и размера неуплаченного налога и варьируется от 2 до 60 базовых величин (в настоящее время от 420 тыс. руб. до 12,6 млн. руб.).

Если плательщик после выявления факта неуплаты налогов до привлечения его к административной ответственности добровольно уплатит причитающиеся суммы, размер административного штрафа может быть уменьшен в 2 раза.

Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой уголовную ответственность для должностного лица плательщика, если будет доказано, что это лицо уклонялось от уплаты налогов и сумма неуплаченного налога в 1 000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления (в настоящее время эта сумма равняется 210 млн. руб.).

Внимание! Привлечение лица к уголовной ответственности не отменяет обязанность уплатить сумму налога и пеней в бюджет.

В каких случаях неуплата налогов не является административным правонарушением

Неуплата налогов не является административным правонарушением в следующих случаях:

1) когда плательщик своевременно направил в свой обслуживающий банк поручение на перечисление сумм налогов, однако неуплата произошла по причине отсутствия на счете плательщика достаточных для этого средств;

2) когда плательщик до назначения проверки (составления акта проверки при камеральных проверках, которые проводятся без выезда к плательщику путем изучения представленных им документов) внес необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет) и уплатил налоги в полном объеме;

3) когда неуплата или неполная уплата налогов не превышает 1 % от исчисленных этим плательщиком сумм налогов за календарный год или его часть (для должностного лица – за период выполнения им своих функций, но не более чем за проверенный период);

4) с 22 апреля 2016 г. также не является административным правонарушением неуплата налогов вследствие взаимодействия плательщика с так называемыми лжеструктурами (когда оформленные первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы для целей налогообложения), если плательщик по предписанию органа финансовых расследований КГК до назначения проверки представил в налоговый орган измененную налоговую декларацию (расчет) и в полном объеме уплатил причитающиеся суммы налогов.

Справочно: Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов»* установлена процедура самостоятельного исчисления и уплаты сумм налогов организациями, взаимодействовавшими со структурами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).

* Гл. бухгалтер. – 2016. – № 5. – С. 46–50.

При наличии информации и документов, подтверждающих совершение субъектом, включенным в Реестр, правонарушения в экономической сфере, ДФР составляет заключение, которое, помимо прочего, содержит указание на то, какие первичные учетные документы этого субъекта для целей налогообложения не имеют юридической силы.

Далее ДФР выносит предписание в адрес плательщика, совершавшего сделки с субъектом, первичные учетные документы которого были признаны не имеющими юридической силы согласно заключению. Данное предписание содержит требование об исчислении налогов по конкретным хозяйственным операциям в установленном порядке, представлении в налоговый орган уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате налогов в полном объеме |*|.

* Материал о том, можно ли вернуть уплаченные налоги, пени по сделкам с лжеструктурой, доступен для подписчиков электронного «ГБ»

В какие сроки плательщик может быть привлечен к административной ответственности за неуплату налогов

Неуплата налогов – длящееся административное правонарушение. Его начало отсчитывается с момента наступления срока уплаты соответствующего налога и продолжается до момента фактической оплаты плательщиком этого налога (взыскания в принудительном порядке).

За неуплату налогов административное взыскание в виде штрафа может быть наложено не позже 6 месяцев со дня обнаружения этого факта со стороны контролирующих органов. То есть если в отношении плательщика 1 марта 2016 г. составлен акт проверки, в котором зафиксирован факт неуплаты налогов, то штраф может быть наложен не позднее 1 сентября 2016 г.

В каких случаях наступает уголовная ответственность при уклонении от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов закон связывает с сознательным (умышленным) невыполнением плательщиком обязанности производить установленные законодательством налоговые платежи в бюджет.

Уголовным преступлением уклонение от уплаты налогов становится при одновременном выполнении следующих условий:

– если оно совершается умышленно строго определенными Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) способами (способы установлены в ч. 1 ст. 243 УК);

– причиняет ущерб в крупном или особо крупном размере.

Способы уклонения от уплаты налогов, при которых может наступить уголовная ответственность:

1) сокрытие налоговой базы – умышленное неотражение в документах налогового учета (отчетности) фактических данных об объектах налогообложения. Проще говоря, это случаи, когда плательщик получает доход, подлежащий налогообложению, но умышленно не отражает его в своей налоговой отчетности (по сути, утаивает, скрывает факт получения этого дохода).

Примером сокрытия объекта налогообложения является ситуация, когда лицо получает доход от участия в деятельности иностранной организации (имеет счет в иностранном банке, с которого снимаются деньги, или корпоративную карточку, на которую перечисляется доход) или получает доход от деятельности в сети Интернет, однако такие доходы не отражаются плательщиком в налоговой декларации (по сути, утаиваются от налоговых органов Республики Беларусь).

Сокрытие налоговой базы имеет место при приеме выручки от реализации товаров, работ, услуг без отражения ее в учетных документах с целью утаивания полученного дохода.

Справочно: если лицо занимается предпринимательской деятельностью без государственной регистрации и от этой деятельности получает доход, такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности не за уклонение от уплаты налогов, а за незаконную предпринимательскую деятельность;

2) умышленное занижение налоговой базы. Оно выражается в ситуациях, когда в документы налогового учета заведомо вносят несоответствующие действительности сведения и они приводят к уменьшению размера сумм налогов, подлежащих уплате (это может быть необоснованное завышение затрат, учитываемых при налогообложении, необоснованное принятие к вычету НДС и т.п.).

В качестве примера приведем ситуацию, когда организация сознательно взаимодействует со лжеструктурами, т.е. оформляет не соответствующие действительности товаросопроводительные документы на поставку или приемку товара (так называемые бестоварные накладные), что приводит в результате к недоплате НДС и налога на прибыль;

3) уклонение от представления налоговой декларации (расчета). Проявляется, если умышленно не представить декларацию (расчет) в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности с целью уклониться от уплаты налога;

4) внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений – умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога.

Чаще всего в практике встречаются первые два способа уклонения от уплаты налогов (путем сокрытия и занижения налоговой базы).

Как правильно определиться с величиной ущерба

Для цели привлечения к уголовной ответственности под ущербом, причиненным уклонением от уплаты налогов, понимается не величина сокрытой или заниженной налоговой базы, а сумма неуплаченного (не поступившего в бюджет) налога. Установленные пени и штрафы за неуплату налогов в эту сумму не включают.

Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 1 000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 1 000 базовых величин – 210 млн. руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к менее тяжким преступлениям и ответственность за него наступает по ч. 1 ст. 243 УК.

Особо крупным размером ущерба признают уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 2 500 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 2 500 базовых величин – 525 млн. руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к тяжким преступлениям и ответственность за него наступает по ч. 2 ст. 243 УК.

Кого привлекают к уголовной ответственности

К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов могут привлечь физических лиц, на которых возложены обязанности по исчислению и уплате налогов, а также по представлению в налоговые органы документов налогового учета и (или) отчетности.

Такими лицами являются:

– руководители (директора) юридических лиц – плательщиков;

– бухгалтеры и другие должностные лица плательщиков, если на них (руководителем организации) были специально возложены соответствующие полномочия;

– лица, которые фактически осуществляли руководство плательщиком (учредители, члены наблюдательного совета и т.п.), при условии, что действующий руководитель или другое лицо, которые обязаны исчислять налоги и вести налоговую отчетность, не знали о своем участии в уклонении от уплаты налогов;

– лица, организовавшие, или склонившие действующего руководителя к уклонению от уплаты налогов, или содействовавшие такому уклонению советами, указаниями и т.п. Такие лица несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники в зависимости от способа своего участия.

О наказании

Уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба:

– в крупном размере (ч. 1 ст. 243 УК), – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок;

– в особо крупном размере (ч. 2 ст. 243 УК), – наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Конкретный вид и размер наказания определяет суд по итогам рассмотрения уголовного дела с учетом всех обстоятельств и материалов дела.

Случаи, когда от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов могут освободить

Если лицо впервые совершило уклонение от уплаты налогов в крупном размере (такое преступление является менее тяжким), оно может быть освобождено от уголовной ответственности судом, прокурором или следователем с согласия прокурора в следующих случаях:

1) с привлечением к административной ответственности, если:

– это лицо возместило ущерб (т.е. уплатило налоги и пени в полном объеме);

– будет признано, что для его исправления достаточно применения мер административного взыскания;

2) без привлечения к административной ответственности, если это лицо:

– после совершения преступления добровольно явилось с повинной или активно способствовало выявлению и (или) раскрытию преступления;

– возместило причиненный преступлением ущерб;

– внесло на депозитный счет органа, ведущего уголовный процесс, уголовно-правовую компенсацию в размере 50 % неуплаченного налога, но не менее 30 базовых величин.

Если лицо совершило уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (такое преступление является тяжким), оно может быть освобождено от уголовной ответственности Президентом Республики Беларусь, если это лицо:

– раскаялось и способствовало раскрытию преступления;

– добровольно возместило причиненный ущерб, включая расходы на восстановление нарушенных имущественных прав и неполученные доходы (упущенную выгоду) от оборота имущества, вред, нанесенный государственным или общественным интересам;

– способствовало устранению других последствий совершенного преступления.

Справочно: на практике для освобождения от уголовной ответственности по данному основанию лицу необходимо возместить ущерб (т.е. уплатить сумму налога) с определенным коэффициентом, размер которого варьируется в зависимости от обстоятельств конкретного дела. Можно сказать, что таким образом государство компенсирует свои расходы и вред, который причинен преступлением его интересам.

Порядок освобождения от уголовной ответственности в данном случае предусмотрен Положением о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 03.12.1994 № 250 (с изменениями и дополнениями), и заключается в следующем:

1) лицо, раскаявшееся в совершенном преступлении, добровольно уплатившее налоги и начисленные пени в полном объеме, возместившее иные расходы, пишет личное ходатайство на имя Президента Республики Беларусь об освобождении от уголовной ответственности, которое направляется в Администрацию Президента Республики Беларусь;

2) поступившее ходатайство рассматривает специальная комиссия по вопросам помилования, созданная при Президенте Республики Беларусь.

При рассмотрении ходатайства принимаются во внимание:

– степень общественной опасности совершенного преступления;

– раскаяние лица в совершенном преступлении, его активное содействие в раскрытии преступления;

– возмещение им причиненного ущерба, вреда, нанесенного государственным или общественным интересам;

– уплата дохода, полученного преступным путем;

– устранение иных последствий преступления;

– данные, характеризующие его личность, и возможность исправления без привлечения к уголовной ответственности;

3) решение Президента Республики Беларусь об освобождении лица от уголовной ответственности принимается в форме указа, который в 3-дневный срок с момента его издания направляется Генеральному прокурору для исполнения. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, ознакамливается с данным указом;

4) прекращение уголовного дела в отношении лица, освобожденного от уголовной ответственности, осуществляется соответствующим прокурором.

admin