Неуплата коммунальных платежей

Игнорирование гражданами своей обязанности, по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, приводит к негативным последствиям в виде отключения предоставления коммунальных услуг, потери собственности (жилых и (или) нежилых помещений) и выселение без предоставления другого жилого помещения.

Система мер и механизмов взыскания задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги предусматривает:

— приостановление предоставления услуг гражданину, организацией предоставляющей коммунальные услуги, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате за жилищно-коммунальные услуги за два и более расчетных периода и не погасившему эту задолженность в течение 5 дней после получения письменного предупреждения; (Постановление Совета министров Республики Беларусь от 16.12.2005 № 1466)

за 9 месяцев 2014 года приостановлено предоставление коммунальных услуг в отношении 27 702 должников

— взыскание задолженности по плате за жилищно-коммунальные услуги и (или) плате за пользование жилым помещением на основании исполнительных надписей нотариусов, а при наличии спора – в судебном порядке; (статья 33 Жилищного кодекса Республики Беларусь)

в январе-сентябре 2014 года по республике исполнено 22 002 нотариальных надписей на сумму 13,3 млрд. рублей, по результатам рассмотрения исков в судах, погашено задолженности по 3 514 лицевым счетам на сумму 3,1 млрд. рублей

— выселение граждан, нанимателей жилого помещения государственного жилищного фонда совместно с ними членов семьи, имеющих без уважительных причин шестимесячную задолженность по плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением, в судебном порядке, с предоставлением им другого жилого помещения, по общей площади менее занимаемого жилого помещения и (или) уступающего ему по своим потребительским качествам; (статья 86 Жилищного кодекса Республики Беларусь)

за 9 месяцев 2014 года выселено в другое жилое помещение 75 семей

— выселение из жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии без предоставления другого жилого помещения, нанимателя (гражданина) и проживающих совместно с ним членов его семьи, имеющих без уважительных причин шестимесячную задолженность по плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением, в судебном порядке; (статья 93 Жилищного кодекса Республики Беларусь)

за 9 месяцев 2014 года выселено без предоставления другого жилого помещения 105 неплательщиков

— понуждение собственника жилого помещения к отчуждению жилого помещения в случае наличия без уважительных причин, шестимесячной задолженности по плате за жилищно-коммунальные услуги, по решению суда; (статья 155 Жилищного кодекса Республики Беларусь)

за 9 месяцев 2014 года отчуждено 8 жилых помещений

В целях упреждения возникновения негативных последствий уклонения от уплаты за жилищно-коммунальные услуги, граждане должны выполнять свои обязательства, собственника жилых и (или) нежилых помещений, нанимателя, поднанимателя жилых помещений, арендатора жилых помещений, членов организаций застройщиков и дольщиков, по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги в установленные сроки (за каждый истекший месяц не позднее 25-го числа следующего за ним месяца).

Не секрет, что в Украине масштабы долгов за коммунальные услуги достигли масштабов национальной катастрофы, измеряясь десятками миллиардов гривен.

Похоже, что украинская власть стремится решить эту проблему, тем более, того же требует от Киева и Международный валютный Фонд. Вот только решать вопрос задолженностей по коммуналке собираются воистину «драконовскими» мерами, ставя взыскания долгов по ЖКУ «на поток» и прописывая для этого нереально жесткие условия, пишет «Страна».

Читай также:

Так, согласно поданному в Верховную Раду законопроекту №3613 (авторы — народные депутаты от провластной партии «Слуга народа» Михаил Лаба, Игорь Кривошеев и Анатолий Костюх), украинцам придется не только платить грандиозные штрафы за неуплату коммуналки. Коммунальщики смогут взыскивать эти долги через суд по упрощенной процедуре, у должников будет удерживаться деньги из зарплат, социальных выплат любого рода. А в некоторых случаях людей будут просто выселять из квартир — получат коммунальщики и такое право.

По сравнению с нынешними условиями — пеня в 0,01% в день за просрочку платежей и единичные случаи попыток коммунальщиков забрать квартиры за долги — эти условия действительно «драконовские». А учитывая, что авторы этого законопроекта — нардепы от СН, скорее всего, закон будет одобрен и жуткий механизм заработает.

Причины и следствия

В пояснительной записке к законопроекты авторы утверждают, что коммунальные предприятия Украины находятся в сложном финансовом положении из-за возросших неплатежей пользователей коммунальных услуг. И действительно, по данным Государственной службы статистики, по состоянию на 1 мая 2020 года долги населения за ЖКУ составили:

  • за поставку и распределение газа – 25,5 млрд,
  • за электроэнергию – 5,9 млрд,
  • за отопление и горячую воду – 20,5 млрд,
  • за воду и водоотвод – 5,3 млрд
  • за содержание домов и придомовых территорий – 4,9 млрд,
  • за вывоз мусора – 0,97 млрд.

Общая сумма задолженности, таким образом, превышает 63 млрд гривен. Якобы, именно такие долги населения, по мнению авторов законопроекта, не дают коммунальщикам возможности платить за ресурсы (к примеру, за газ) и вести хозяйственную деятельность (осуществлять ремонт коммуникаций, платить зарплаты сотрудникам и т.д.).

Читай также:

Попытки бороться с этими долгами были и раньше. Законодательство в сфере коммунальных услуг несколько раз изменялось. По старым нормам, была предусмотрена возможность реструктуризации долга — на срок до 60 месяцев в зависимости от суммы долга и уровня дохода должника. При этом месячный платеж не мог превышать 25% заработной платы или 20% социальной выплаты должника. Однако авторы законопроекта считают, что реструктуризация в ее нынешнем виде не работает, как и попытки коммунальщиков взыскать долги через суды.

«Обычно суд выносит решение об уплате потребителем долга частями в течение нескольких лет, то есть в рассрочку. При этом нужно возместить уплату судебного сбора и затрат на исполнительное взыскание. С учетом размеров ставок судебного сбора большинство предприятий не имеют финансовой возможности вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги», – говорится в пояснительной записке.

Читай также:

Неэффективность судов депутаты обосновывают статистическими данными.

«В 2018 году в исполнительной службе числилось 252,2 тысячи документов о взыскании долгов по коммуналке на сумму 1,8 млрд гривен. Завершено госисполнителями 134,8 тысячи дел на сумму 864,3 млн. То есть миллиард гривен коммунальщики пока так и не смогли получить», — пишет издание.

Да и сами коммунальщики недовольны существующим механизмом.

«Проблемы долгов и неплатежей надо решать, и чем быстрее, тем лучше. Задолженность потребителей только за отопление составляет около 32 млрд гривен, и я не вижу причин для уменьшения этой суммы. Закон о ЖКХ не в состоянии решить этот вопрос , так как пеня составляет всего 3,6% в год, то есть меньше, чем ставка по банковским депозитам в валюте, не говоря о гривне. Процедура получения денег через суд и исполнительную службу очень длительная и затратная, потому в Раде и ищут новые механизмы погашения долгов», – рассказал изданию глава департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры Общественного совета при КГГА Олег Попенко.

Как хотят решить эту проблему? С помощью нового механизма реструктуризации. Она станет обязательной. То есть, если к моменту 1 октября 2020 года у человека будет хоть какой-то долг по коммуналке, потребитель попросту будет вынужден подписать договор о реструктуризации долгов — без наличия судебного решения. Теоретически такой «договор» можно оспорить, однако на практике мало кто решится это сделать — хотя бы из-за того, что все судебные издержки лягут на плечи потребителя, тогда как коммунальщики от нее освобождены. А если отказаться от подписания этого «документа», коммунальщики могут инициировать судебные разбирательства по упрощенной схеме. Тогда же запустится механизм «выбивания долгов».

Штрафы, суды и выселение: что готовят должникам

Наведение «платежной дисциплины» среди населения в области сферы коммунальных услуг является одним из условий МВФ. Правда, в самом Меморандуме подробностей нет. Зато в новом законопроекте их немало.

— Ужесточение штрафов. Применяется в случае отказа подписать «договор о реструктуризации». Есть четыре момента, на которых стоит акцентировать внимание:

  1. Кроме самого долга и пени придется заплатить еще и штраф.
  2. За долги более года – штраф 20% от суммы долга.
  3. За просроченные в течение двух лет платежки – штраф два года – 30%.
  4. Неплатежи по коммуналке за три года и более – штраф 50% от суммы долга.

— Активное выбивание долгов. Сейчас коммунальщики даже при победе в суде не могут рассчитывать на взыскание долга — реальных законных механизмов влияния на должника почти нет. Но в новом законопроекте ситуация кардинально изменится — тут решили применить уже отточенный на взыскании алиментов механизм. После получения положительного судебного решения дело передается исполнительной службе, которая передает работодателю или органу социальной опеки исполнительный лист. Согласно листу, с зарплаты могут взыскивать до 50%, с «других доходов» (пенсия и т.д.) — до 20%.

Читай также:

Что говорят эксперты

Кроме всего вышеперечисленного, можно получить в судебном порядке запрет на управление авто или выезд за границу. И самое главное, можно лишиться движимого имущества, в том числе и жилья. При этом в проекте указано, что «взыскание с зарплаты не препятствует взысканию на имущество должника, если существует непогашенная задолженность, совокупный размер которой превышает сумму платежей за три месяца». Т.е. угодить под суд и взыскание имущества можно уже за три просроченных платежки.

Эксперты уверены в том, что идея такого законопроекта, мягко говоря, не очень адекватная.

«Нет денег? Ждите обращения взыскания на личное имущество. Прощайтесь с собачкой, квартирой, машиной, холодильником…Вас же предупреждали об этом «слуги»? Или нет? Не забывайте, что еще может быть запрет на выезд за границы Украины и ограничение в праве управлять транспортными средствами. Заробитчане и водители, обратите на это внимание. Власть думает о вас. Могут также ограничить в праве пользования огнестрельным охотничьим, пневматическим и холодным оружием. Это чтоб в «слуг» не попали должники? Или зачем? Все эти ограничения будут действовать до погашения долга по ЖКХ в полном объеме», – написала в Facebook юрист Елена Лукаш, комментируя закон.

Читай также:

Вдобавок к этому, определенная часть долгов по ЖКУ взялась, что называется, «из воздуха» — либо услуги были некачественными, либо вообще не предоставлялись. По закону, в этих случаях, потребитель может не платить за коммуналку. Но… Некачественность или отсутствие услуг надо еще доказать. А это — время и деньги.

«У коммунальщиков – армия юристов, а потребители, даже самые продвинутые, не всегда могут во всем разобраться, нужно разве что привлекать юристов, что недешево… При этом коммунальные долги не являются долгами перед государством. Люди должны поставщикам услуг – коммерческим компаниям, причем нередко такие долги или как минимум их часть – сомнительны. Но государство почему-то становится на сторону поставщиков услуг, то есть, бизнеса, и никак не собирается защищать простых потребителей», – рассказал изданию руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

Читай также:

По сути, считают эксперты, украинцам готовится настоящее «коммунальное рабство» — с таким подходом людям можно накрутить тарифы в 10 раз, и все равно они вынуждены будут платить — другого выхода у них не будет.

«Вместо того, чтобы навести порядок в ЖКХ, снизить тарифы для всех и разобраться со злостными неплательщиками, у Зеленского пошли иным путём: непомерно повышать тарифы, принуждать всех к их оплате и выбивать долги со всех без разбору. Кстати, знаете, почему при таких огромных долгах нет ни одного банкрота в сфере ЖКХ, а сам «Нафтогаз» декларирует огромные прибыли? Просто тарифы настолько завышены, что покрывают всё. Все долги уже оплачены теми, кто исправно платил всё это время. Взыскание долгов – это уже чисто воровская маржа. И мы же понимаем, что богатые неплательщики и через суд не заплатят. Пострадают, как всегда, самые незащищённые. Остаётся только один вопрос. Это уже те изменения страны, которые Зеленский обещал, или будет ещё хуже?», — написал в Facebook глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко.

В целом, резюмируют эксперты, законопроект не улучшит экономическую ситуацию в стране, скорее, наоборот. Для того, чтобы выйти из состояния перманентных долгов по ЖКХ, нужно изменить экономическую политику, повысить заработную плату, благосостояние и платёжеспособность граждан — тогда не будет и таких долгов за коммуналку, потому что «идейных» неплательщиков мало, основная часть не платит из-за отсутствия денег. Но страдать от нового законопроекта будут все — и «идейные» и «вынужденные».

Оплата жилищно-коммунальных услуг – обязанность всех потребителей. И для тех, кто ей пренебрегает, это может закончиться отключением услуг и судебными исками. На ком лежит ответственность за оплату ЖКУ и что грозит неплательщикам, читайте в материале портала mosreg.ru.

Кто должен оплачивать

Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Обязанность внесения своевременной и полной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ, возлагается на:

– нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

– арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

– нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

– члена жилищного кооператива;

– собственника помещения;

– лицо, принявшее от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме;

– застройщика в отношении помещений в доме, не переданных кому-либо.

Обязанность за оплату услуг ЖКХ возникает у гражданина с момента вступления в права собственника помещения или заключения договора аренды, найма и т. д.

Читайте, как в Подмосковье оплатить услуги ЖКХ онлайн >>

Порядок отключения услуг

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

В случае задержки оплаты за жилищно-коммунальные услуги жителям начинают начисляться пени. Пени начисляются уже с 31-го дня просрочки. Причем с этого дня и до 90 дня просрочки пени составляет 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, а с 91 дня – 1/130 ставки рефинансирования ЦБ. Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнивается к значению ключевой ставки, то есть той, по которой осуществляются основные операции Банка России. С 18 сентября 2017 года ключевая ставка составляет 8,5%. Таким образом, пени с десятидневного долга в 1000 рублей будет рассчитываться так: 0,085/300*10*1000= 2,83 рубля.

В случае наличия у гражданина задолженности по одной услуге, превышающей размер двух месячных платежей по ней, ему присылают предупреждение. Если потребитель не погасит задолженность в течение 20 дней, ему могут ограничить или даже приостановить предоставление этой коммунальной услуги. Предупреждение направят в письменном виде за три дня до применения меры.

Узнайте, как получить компенсацию за оплату ЖКУ в Подмосковье >>

Взыскание по суду

Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Если и после этого потребитель не погасит долг, взыскать его могут в судебном порядке. В этом случае в суд на неплательщика подает организация, предоставляющая услугу. Если последняя выиграет дело, то взыскание осуществляют из доходов должника – могут арестовать банковские счета, имущество.

Если наниматель жилья в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, он и проживающие с ним граждане могут быть выселены в судебном порядке. К уважительным причинам относятся длительные задержки заработной платы, тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с невозможностью трудоустройства, болезнь нанимателя, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т. д.

В случае если решение о выселении принято, то выселенному гражданину предоставляют другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует нормативам, установленным для вселения граждан в общежитие (6 кв. м на человека).

Виктория Кулагина

Алексей Ермоленко, UBR.ua.

Реструктуризацию долгов хотят сделать обязательной, несогласных задавят штрафами.

Задолженность украинцев за коммунальные услуги реструктуризируют в обязательном порядке, на несогласных наложат штрафы до 50% от суммы. Будут «резать» зарплаты и подвергнут более суровым мерам – лишению водительских прав, аресту квартиры, запрету на выезд за рубеж. Такое будущее готовит законопроект № 3613, внесенный на рассмотрение парламента депутатами «Слуги народа».

Эксперты говорят, что за проектом стоит Минрегион, а регистрация фактически министерского законопроекта по «ускоренной» процедуре через депутатов избрана с целью обойти действующие для правительственных проектов ограничения и согласования.

Коммунальные долги

9 июня в Верховной Раде депутатами Михаилом Лабой, Игорем Кривошеевым и Анатолием Костюхом (все – фракция «Слуга народа») был зарегистрирован законопроект № 3613 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования порядка погашения задолженности потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг», который ставит целью кардинально разрешить вопрос задолженности населения перед коммунальщиками.

В пояснительной записке говорится, что долги населения превысили 63 млрд грн, в том числе за газ и его транспортировку – 25,5 млрд грн, электроэнергию – 5,9 млрд грн, отопление и горячую воду – 20,5 млрд грн, за холодную воду и водоотвод (канализацию) – 5,3 млрд грн, содержание домов и придомовой территории – 4,9 млрд грн, вывоз мусора – 0,97 млрд грн.

Долги дестабилизируют работу поставщиков, которые не могут своевременно рассчитываться за энергоносители, выплачивать зарплату коммунальщикам, оплачивать налоги. Это в свою очередь, указывают авторы, отражается на качестве предоставляемых услуг, от чего страдают уже порядочные плательщики. Чтобы разрубить этот «гордиев узел», предлагаются следующие меры:

  1. Обязательную реструктуризацию непогашенной задолженности на 5 лет.
  2. Увеличение штрафов за неуплату коммуналки до 20–50% от суммы непогашенной задолженности.

Обязательная реструктуризация

Сейчас реструктуризировать долг можно только через суд, если коммунальщики подают иск на нерадивого плательщика. Суды могут тянуться долго, поэтому законопроект предлагает исключить их из этого процесса. Долги хотят реструктуризировать на основе закона, должнику достаточно подписать типовой договор на реструктуризацию.

«Первоочередное отличие от действующей редакции заключается в том, что законопроект предусматривает обязательность реструктуризации. Кабинетом министров будет устанавливаться размер задолженности потребителей за ЖКХ-услуги перед управляющим, исполнителями жилищно-коммунальных услуг. Если по состоянию на 1 октября 2020 года задолженность будет составлять установленный КМУ размер, то заключение договора о реструктуризации и ее проведение является обязательным», – прокомментировала UBR.ua юрист юридической компании Riyako & Partners Екатерина Поволяева.

При этом договор о реструктуризации заключается не только с поставщиками ЖКХ-услуг, но и с управляющими ОСМД. Предусмотрена также возможность досрочного погашения задолженности по договору о реструктуризации задолженности.

«Потребитель имеет право на досрочное погашение задолженности по договору о реструктуризации задолженности. На период погашения реструктуризированной задолженности общая сумма платежей не должна превышать 25% доходов, определяемых при начислении субсидий для работающих граждан, и 20% — для пенсионеров и других лиц, получающих любые виды социальной помощи», – акцентирует руководитель гражданской практики ЮФ «Горецкий и Партнеры», адвокат Дарина Старовойтова.

Штрафы

Хотя реструктуризация долга как таковая обязательна, подписание договора должником – дело добровольное. В случае, если тот откажется подписать предложенный договор, в дело все-таки вступает суд, и процедура быстрая и жесткая – от уплаты долгов уйти не получится.

«В случае незаключения договора о реструктуризация в течение одного месяца с момента превышения установленной Кабинетом министров общей суммы задолженности и неуплаты по текущим платежам, задолженность подлежит уплате в судебном порядке», – рассказывает Екатерина Поволяева.

Сегодня по суду гасится не только задолженность, но и пеня за просрочку, которая составляет 3,65% в год. Законопроект предлагает ввести и отдельные штрафы (пеня остается в силе):

  1. За долги более 1 года штраф 20% от суммы.
  2. За «двухлетние» долги – штраф 30%.
  3. За «трехлетние» и дольше – 50%.

Таким образом, финансовые санкции (пеня + штраф) составляют 23,65% за год, 37,3% — за два года и 60,95% — за три и более лет, что больше, чем сейчас в среднем в 6 раз. После решения суда выбиванием долгов займется исполнительная служба и действовать будет жестко, так как должников за ЖКХ-услуги приравняли к неплательщикам алиментов.

«Такие меры более эффективны, так как постановленное решение суда в дальнейшем будет исполняться государственным или частным исполнителем», – указывает Дарина Старовойтова.

Исполнитель вправе задействовать весь набор таких же репрессивных мер, как и против злостного неплательщика алиментов. Это может быть запрет на выезд за границу или лишение водительских прав, а также наложение ареста на имущество, в том числе квартиру.

Проект Минрегиона

В пакете, которые прилагаются к законопроекту, есть документ «Список авторского коллектива», в котором помимо собственно авторов-депутатов, выдвинувших проект закона, присутствует и авторы-чиновники. Это заместитель министра развития общин Наталья Хоцяновская, чиновники департамента экономики систем жизнеобеспечения Минрегиона Наталья Кравченко и Святослав Поминчук.

При этом министерские чиновники имеют свой «лифт» продвижения законопроектов: те вначале утверждаются на уровне министра, затем проходят процедуру утверждения в правительственном комитете с обязательным согласованием другими министерствами, в частности Минюстом. Экспертов удивляет, почему авторы-чиновники им не воспользовалась.

«Можно ли считать этот законопроект правительственным? В таком виде нет, потому что подается он депутатами, но почему среди авторов замминистра? Минрегиону отказали или он не хочет проводить это все через процедуру согласования, поскольку кто-то выступает против принятия этого законопроекта? Это мнение министерства? Это часть какого-то плана? Это согласованные действия или просто инициатива отдельных народных депутатов, у которых попросту нет информации, чтобы правильно оценивать ситуацию в сфере ЖКХ?» – задается вопросами директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Смысл в законе, акцентирует эксперт, имеет только в том случае, если будут одновременно созданы и инструменты поддержки потребителей. В противном случае она не решит проблему, а создаст на рынке неравноправные отношения. Ведь в то время, как потребители и сейчас узнают о долгах только тогда, когда к ним приходит уже исполнительная служба, поставщики со своей стороны не дают каких-либо гарантий на оказание качественных услуг.

UBR.ua обратился в парламентский комитет по ЖКХ, через который должно пройти согласование законопроекта. Там говорят, что проект действительно подготовлен в недрах Минрегиона.

«Это бабаковщина. Законопроект готовился Минрегионом, когда министром была Бабак. Они поняли, что никогда в жизни не выведут проект через Кабмин, потому что его даже Малюська (министр юстиции Денис Малюська – ред.) не пропустит, и решили действовать через депутатов. Взбудоражили все общество этим», – прокомментировал UBR.ua первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко.

В январе рост будет ограничен 1,7 процента по всей стране, и здесь исключений не будет, а вот во второй половине следующего года максимальный рост платы во многих регионах будет превышать установленный средний показатель 2,4 процента. Сильнее всего «коммуналка» подорожает в Москве (на 4,8 процента), Санкт-Петербурге (на 4,5 процента), Кабардино-Балкарии, Чечне (по четыре процента) и Дагестане (на 3,8 процента). При этом граждане около половины регионов будут платить примерно на два процента больше, чем в среднем по стране.

Растущие задолженности в ЖКХ заставляют поставщиков услуг более плотно работать над взысканием долгов. А ведь если не оплачивать коммунальные услуги, то можно попасть в кабалу, сопоставимую с кредитной. Бывает, что вы и не виноваты в том, что нет денег на «коммуналку», и в таких случаях важно знать свои права — например, на субсидии и льготы, а также не запускать долги. Если они у вас есть, не прячьте голову в песок, а договаривайтесь с управляющей компанией, ТСЖ и поставщиками ресурсов.

В скором времени в законодательстве ожидаются изменения, которые позволят получать субсидии на оплату ЖКУ даже при наличии долгов, рассказала «РГ» эксперт проекта Минфина России по финграмотности и развитию финансового образования, гендиректор Центра анализа социально-экономической политики Ольга Дайнеко. При этом некоторые управляющие компании и ТСЖ готовы идти навстречу должникам уже сейчас — реструктурировать их обязательства, списывая часть штрафов и пени.

Вскоре получить субсидию на оплату ЖКУ позволят даже при наличии долга

Грядущий рост тарифов на ЖКУ, по мнению эксперта, может спровоцировать рост числа должников. В этом случае не исключено, что государство может разработать новые механизмы взыскания долгов, в том числе с участием коллекторов, считает эксперт, но пока изменения в законодательстве и возможность привлекать коллекторов только обсуждаются — беспокоиться не о чем.

Халатное отношение к оплате коммунальных услуг зачастую связано не только с недостатком денег, но и с низким уровнем финансовой грамотности. «Это происходит не только из-за низких доходов населения и нерационального потребления коммунальных услуг, но и из-за неграмотности плательщиков, отсутствия должного внимания к расчетам, нежелания взаимодействовать с ТСЖ и УК, собирать документы для субсидий», — посетовала Ольга Дайнеко.

Чем опасны долги за «коммуналку»

Основная обязанность жильцов — это своевременное погашение платежей за пользование коммунальными услугами. Жильцы и собственники обязаны погашать платеж каждый месяц до 10-го числа. Если у потребителя образуется задолженность, то коммунальная служба вправе приостановить предоставление услуги. Задолженность возникает в том случае, если жилец не платит за коммунальные услуги на протяжении трех месяцев.

Представители коммунальных служб также вправе обратиться в суд для взыскания долга. Сначала неплательщика уведомляют об образовавшейся задолженности лично или письменно и предлагают оплатить ее добровольно в течение 30 дней либо заключить соглашение о погашении долга. В случае отказа или неуплаты готовится пакет документов и направляется в суд. При этом сумма к оплате может значительно возрасти, поскольку в нее войдет не только сам долг и пени за весь период просрочки, но и судебные затраты.

Что делать, если долг появился

Как правило, должнику предлагается единовременно оплатить всю сумму либо заключить соглашение о реструктуризации долга. Обычно оно заключается на полгода либо на более длительный срок при наличии серьезных причин — например, тяжелого финансового положения. Такое соглашение позволяет выплачивать не сразу всю сумму долга, а равными долями в течение определенного времени. Следует помнить, что подобный договор можно заключить во внесудебном порядке.

Если после вступления в законную силу решения суда неплательщик продолжает накапливать долг, не выполняет требования соглашения о реструктуризации, а взыскать судебным приставам с должника нечего, ситуация в редких случаях может закончиться выселением должника. Применение этой меры возможно, если она была выделена в отдельное требование искового заявления представителей коммунальной службы.

Кто имеет право на адресную помощь

Субсидии выделяются малообеспеченным гражданам, чтобы помочь им выйти из трудной жизненной ситуации, и выплачиваются из регионального бюджета. Правом на их получение обладают россияне, у которых размер среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума или оплата коммунальных услуг значительно превышает определенный процент от семейного бюджета. Критерии малообеспеченности рассчитываются исходя из размера прожиточного минимума, индексируемого ежеквартально, и региональных стандартов.

Другой вид государственной поддержки — компенсация расходов на услуги ЖКХ. Это отдельный вид адресной денежной помощи, размер которой для каждого льготника рассчитывается ежемесячно и индивидуально исходя из занимаемой площади, объемов потребления и начисленной платы за коммунальные услуги.

Как и в случае субсидии, размер «скидки» не может превышать фактических расходов. Она дается только на одно выбранное гражданином жилое помещение по временной или постоянной регистрации. Так, например, по федеральному законодательству компенсация в размере полной платы за общую площадь жилого помещения и от стоимости коммунальных услуг полагается Героям СССР, Героям России, кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, кавалерам ордена Трудовой Славы.

Как снизить расходы на коммунальные платежи

При оптимизации расходов на ЖКУ очень важно думать об экономном использовании света и воды, в том числе за счет использования современной сантехники, бытовой техники и осветительных приборов, однако экономии на расходах можно достигнуть не только за счет снижения потребления услуг. Можно уменьшить число зарегистрированных в квартире людей (если кто-то в ней прописан, но не проживает), установить приборы учета, отказаться от некоторых услуг (радиоточки, телеантенны или стационарного телефона), проверить правильность начисления платы (вдруг ваш ЖСК не учитывает положенные вам льготы) и потребовать сделать перерасчет некачественно предоставленной услуги.

«Если вы сразу задумываетесь об экономии на квартплате, то решить этот вопрос можно на стадии приобретения жилья. Стоимость услуг ЖКХ отличается в зависимости от типа дома, срока его эксплуатации, расположения дома, организации системы отопления, наличия дополнительной охраны, видеонаблюдения и прочих факторов. Например, в старых малоэтажных зданиях отсутствуют лифт и мусоропровод, что сразу снижает расходы на коммунальные услуги. Таким образом, с точки зрения уменьшения расходов на коммунальные платежи выгоднее всего проживать в частном доме, так как вы сами полностью управляете своими расходами», — сообщает портал «Жилфин» (проект по просвещению и защите прав потребителей финансовых услуг в жилищном секторе, работает в рамках проекта минфина).

Если вы не платите за квартиру, то с вас спишут деньги по приказу суда. Фото: Сергей Михеев

Куда обращаться для решения проблем

Первый и самый очевидный вариант — это управляющая компания. Там проверят правильность начисления квартплаты. Если ее ответы не устраивают жильца, то далее можно обратиться в надзорные органы. Если подозреваете обман с расчетом, то обращаться стоит в Госжилинспекцию, а если речь о качестве оказываемых услуг или их непредоставлении, то поможет Роспотребнадзор.

Последняя инстанция — это суд, где жилец может обжаловать любые действия коммунальных предприятий, но доказывать, что кто-то не прав, придется истцу, то есть вам. Будьте готовы к бюрократической волоките и, возможно, даже найму юриста.

admin