Несовершеннолетний свидетель

(Официальная редакция статьи 179 ГПК РФ)

1. Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля. Указанные лица могут с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

2. В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания. Лицу, участвующему в деле, после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.

3. Свидетель, не достигший возраста шестнадцати лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания.

Комментарий статьи 179 ГПК РФ. Допрос несовершеннолетнего свидетеля

В статье 179 ГПК Российской Федерации регламентируются условия и порядок допроса несовершеннолетних свидетелей, установлены специфические особенности их допроса. В основном же допрос проводится по правилам, установленным статьей 177 ГПК РФ.

Основными особенностями допроса свидетеля, не достигшего совершеннолетия, являются:

  • в допросе свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно участвует педагогический работник;
  • в допросе несовершеннолетнего могут участвовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители);
  • на основании определения суда из зала суда на время допроса несовершеннолетнего может быть удалено то или иное участвующее в деле лицо.

Присутствие педагога при допросе несовершеннолетнего в качестве свидетеля обусловлено необходимостью обеспечения интересов ребенка, а также с целью предотвращения попыток психического воздействия на него. Такие попытки могут быть рассмотрены как нарушение порядка в зале суда и чреваты ответственностью, которая предусмотрена статьей 159 ГПК РФ.

Считается целесообразным, чтобы участвующий в процессе педагогический работник лично знал свидетеля. Но обязательного такого требования к участию педагога закон не предусматривает. Поэтому участвующим в судебном разбирательстве педагогом может быть любой человек, имеющий педагогическое образование и опыт работы с детьми.

Законом не установлен конкретный возраст, по достижении которого несовершеннолетнего могут привлечь к допросу как свидетеля. Однако есть критерии, которых придерживаются при решении вопроса привлечения несовершеннолетнего свидетелем. К ним относятся:

  • его способность по своему психическому и физическому развитию правильно воспринимать определенные события и давать о них верные показания;
  • исключительная необходимость получить от несовершеннолетнего показания для разрешения дела по существу.

Следует отметить, что лицо моложе 16 лет не предупреждается об ответственности за дачу ложных показаний или отказ давать показания. Дело в том, что на несовершеннолетних действие статьи 176 ГПК РФ не распространяется, и они не несут такой ответственности.

В соответствии с общим правилом свидетель, не достигший 16-летнего возраста, после его допроса должен быть удален из зала судебного заседания. Но суду предоставлено право оставить такого свидетеля в судебном заседании (часть 3 статьи 179 ГПК РФ), если не исключен его повторный допрос по известным ему фактам, а также при проведении очной ставки с другими свидетелями.

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ

№4, 12.12.2016

Юридические науки

Сергеева Наталья Семеновна

Ключевые слова: ДОПРОС; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СВИДЕТЕЛЯ; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО; INTERROGATION; INTERROGATION OF MINORS; INTERROGATION OF MINOR WITNESSES; THE INTERROGATION OF A MINOR VICTIM.

Аннотация: Статья посвящена изучению проблем проведения допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса. Автор уделяет внимание как процессуальным и тактическим, так и психологическим особенностям проведения указанных допросов.

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий для получения доказательств по уголовному делу. В ходе проведения этого следственного действия уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует информацию, устно полученную от лица, владеющего этой информацией.

Общие правила допроса регламентированы ст. 187 — 190 УПК РФ, а отдельной статьей Уголовно-процессуального кодекса (ст. 191 УПК РФ) устанавливаются особенности производства допроса лица, не достигшего 18-летнего возраста и являющегося по уголовному делу потерпевшим или свидетелем. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей связаны с особенностями возрастной психики несовершеннолетних, отсутствием у них жизненного опыта, а также неспособностью правильно оценить ситуацию, в которой они оказались.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не только особенности допроса несовершеннолетнего, но и особенности вызова его на допрос, что урегулировано в ст. 188 УПК РФ.

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Следователи, дознаватели, судьи понимают, что вызов и допрос несовершеннолетних может отрицательно повлиять на их психику, именно по этой причине против допросов несовершеннолетних свидетелей часто возражают их родители (законные представители). Поэтому несовершеннолетних и стараются допрашивать только тогда, когда без допроса несовершеннолетнего свидетеля обойтись нельзя.

Закон не предусматривает минимальный возраст, с которого можно допрашивать несовершеннолетнего в качестве потерпевшего или свидетеля. Все зависит от «обстоятельств совершенного преступления, от уровня психического развития несовершеннолетнего, также при решении вопроса о возможности допроса несовершеннолетнего нужно учитывать способность несовершеннолетнего правильно воспринимать события, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела, давать соответствующие действительности показания по делу, объективно и правдиво описывать произошедшие события» .

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей для получения наиболее полных и объективных показаний:

1) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 1 ст. 191 УПК РФ);

2) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ);
3) вопрос об участии педагога при допросе свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет решается органами предварительного расследования и судом по своему усмотрению);

4) возможность участия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) при допросе несовершеннолетнего;

5) возможность удаления из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего того или иного лица, участвующего в деле, или кого-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания, на основании определения суда.

6) Для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде. «Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает (ст. 191 УПК РФ)» .

Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств. В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц. Свидетели, потерпевшие, не достигшие возраста 16 лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний не предупреждаются.

Как правило, обычно следователи, дознаватели и суд для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения, где обучается этот несовершеннолетний. Однако при решении вопроса о привлечении к участию в допросе педагога необходимо учитывать обстоятельства, по которым будет допрошен несовершеннолетний, так как может возникнуть такая ситуация, что в присутствии знакомого педагога несовершеннолетний может «замкнуться», или не дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по уголовному делу. Это бывает, когда потерпевший или свидетель спровоцировали преступление или повели себя не самым лучшим образом.

Например, расследуя уголовное дело по факту разбойного нападения на несовершеннолетнего К., следователь в качестве педагога пригласил классного руководителя потерпевшего. Но следователем не было учтено, что приглашенный им классный руководитель вел в школе секцию рукопашного боя, которую посещал потерпевший и успешно в ней занимался. Во время допроса в присутствии педагога несовершеннолетний потерпевший, пояснил, что на него напали четверо парней, избили и похитили куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей. Однако, впоследствии в ходе предварительного расследования было достоверно установлено, что на потерпевшего напал один подросток, подкараулив его в подъезде, ударил несколько раз кулаком по лицу и похитил куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей. Так как в показаниях потерпевшего и обвиняемого были существенные противоречия, то следователь, с целью их устранения, провел между ними очную ставку. В ходе очной ставки потерпевший изменил свои показания, подтвердил показания обвиняемого, пояснив, что преступление совершил один подросток. Когда несовершеннолетнему потерпевшему задали вопрос, почему он в ходе первоначального допроса давал ложные показания, потерпевший объяснил, что ему стыдно было перед педагогом, обучавшему его приемам борьбы за то, что он не смог «постоять» за себя и позволил одному преступнику избить его и завладеть вещами.

К допросу несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля необходимо готовиться очень тщательно. Эта подготовка заключается не только в формулировке вопросов, ответы на которые имеют важное значение по делу. Необходимо тщательно изучить личность допрашиваемого: выяснить условия его жизни, воспитания, состояние психики, умение и способность правильно оценивать ситуацию, излагать сведения об увиденном и услышанном, взаимоотношениях со сверстниками и лицом, заподозренном в совершении преступления. С этой целью необходимо побеседовать, а лучше всего допросить лиц, которые хорошо знают несовершеннолетнего (законных представителей, соседей, педагога и др.) и помогут найти контакт с несовершеннолетним, так как от того, будет установлен контакт с несовершеннолетним или нет, зависит успех допроса, и, иногда и в целом успех расследования уголовного дела.

Для того, чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем. «Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд)» .

В ходе допроса следователь, дознаватель, судья должны вести себя с несовершеннолетним предельно корректно. Иногда несовершеннолетние, стремясь показаться старше или скрыть свое волнение, употребляют жаргонные или нецензурные слова. В ходе допроса это надо пресекать и напомнить, что устные сообщения несовершеннолетнего будут занесены в протокол допроса. В то же время, чувствуя, что несовершеннолетний ведет себя скованно, долго думает или вообще не отвечает на поставленные вопросы, или же сильно взволнован, его надо успокоить, поговорить на отвлеченные темы.

Например, выяснить, чем увлекается подросток, поговорить с ним на тему его увлечения. При этом следователь, дознаватель, судья могут шутить, допускать шутливые, меткие определения, которые употребляются среди подростков определенного возраста, давая тем самым возможность подростку быстрее освоиться. Когда подросток освоится, необходимо приступать к допросу.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

В ходе допроса необходимо тщательно формулировать вопросы, они должны быть понятными и недвусмысленными, нельзя во время допроса подсказывать несовершеннолетнему или делать внушения, например: «Это ты должен помнить… Надо вспомнить… Ты не мог забыть о том, что…» . Естественно, нельзя задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УК РФ). «Задавая вопросы. следователь, дознаватель, судья должны убедиться в том, что несовершеннолетний правильно их понимает. Если станет очевидным, что несовершеннолетний не понял вопроса, его необходимо повторить, но в другой постановке. Иногда имеет смысл разделить вопрос на части. При этом необходимо уточнить, понятны ли вопросы» .

Во время допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия. Лучше, если несовершеннолетний будет давать показания в форме рассказа. Нужно учитывать, что не все несовершеннолетние, в силу возраста и или развития могут последовательно излагать показания, они могут, прерываться, сбиваться, вновь возвращаться к началу допроса. Вот здесь следователю, дознавателю, судье надо быть предельно внимательным, доброжелательным, не высказывать недовольства затянувшимся допросом. Если будет видно, что несовершеннолетний устал, есть смысл прервать допрос, сделать перерыв, поговорить на отвлеченные темы, затем продолжить допрос.

«В результате проведенных исследований и изучения ряда уголовных дел с участием несовершеннолетних, было установлено, что одна из распространенных и серьезных ошибок, допускаемых следователями, заключалась в том, что они не усматривали различий между допросом взрослого и несовершеннолетнего, а тем более малолетнего. В протоколе допроса показания ребенка излагались языком взрослого человека, вопросы формулировались без учета особенностей его психологии, допрос производился без необходимого изучения личности несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» .

«Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день (ч. 1 ст.191 УПК РФ)» .

При допросе несовершеннолетних потерпевших необходимо учитывать, что они, как и все потерпевшие, заинтересованы в результатах расследования, ведь им причинен моральный, имущественный или физический вред. В момент совершения преступления они были в возбужденном состоянии, и поэтому могли необъективно воспринимать происходившее, ведь они не думали о том, что надо запомнить приметы преступника, действия, которые он совершал, а думали о том, как защититься от преступника.

«Сложность представляют допросы несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по половым преступлениям, так как они в большинстве случаев не обладают культурой и знаниями для описания этих видов преступлений. Кроме того, при допросе они испытывают чувство неловкости, стыда. Более того, они могут скрыть или не рассказать о некоторых фактах совершенного преступления. Поэтому следователь и педагог, психолог должны помочь правильно изложить свои показания» .

Очень важно на «начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить. При этом можно сказать ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд).

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых» .

По общему правилу свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания. Однако суд вправе признать необходимым присутствие в судебном заседании свидетеля в возрасте до 16 лет после его допроса, например, при предположении о том, что не исключены его повторный допрос об известных ему фактах, очная ставка с другими свидетелями для исследования письменных, вещественных доказательств и т.д.

Как показала следственная практика, несовершеннолетние потерпевшие, находясь в неадекватном психическом состоянии под влиянием пережитых угроз, шантажа, насилия, нередко уклоняются от дачи показаний. Будучи подвергнуты актам насилия и угроз со стороны преступников, подростки вообще могут утратить доверие ко всем взрослым, включая в их число и сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость, которая выражается, «с одной стороны, в склонности подростка к неосознаваемому подчинению требованиям других лиц (взрослых, старших по возрасту сверстников) и, с другой — в податливости его постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорили и хотят от него услышать старшие» .

В заключение необходимо отметить, что допрос несовершеннолетнего представляет сложность не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии.

Поэтому следователь (дознаватель) должен обладать навыками психолога, чтобы установить психологический контакт с допрашиваемым, в ходе допроса получить наиболее полные и соответствующие действительности сведения.

Список литературы

На днях я услышала суждение о том, что детей нельзя допрашивать в качестве свидетелей и потерпевших. Высказавший это утверждение был убежден, что дети не могут давать «объективные показания» в силу своего возраста. Пришлось дать разъяснения.
К сожалению, преступления совершаются не в отдельно взятом «взрослом мире», но и против несовершеннолетних или в их присутствии, и в ходе расследования уголовных и гражданских дел показания детей нередко имеют большое доказательное значение. Вопреки ошибочному мнению некоторых взрослых, дети и подростки могут обладать такой информацией, которая способна прояснить существенные детали дела, и могут сообщить эту информацию следственным органам.
Можно ли привлекать ребенка в качестве свидетеля или потерпевшего к расследованию уголовных дел? Конечно, да. Дети младше 18 лет не обладают полной процессуальной дееспособностью, но они могут участвовать в процессуальных действиях при соблюдении ряда условий.
Для того, чтобы обеспечить возможность получения от детей достоверных показаний, законодатель предусмотрел особенности проведения их допроса. Эти особенности, с одной стороны, позволяют повысить раскрываемость преступлений, а с другой – защищают психическое здоровье ребенка.
Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) предусмотрел все ключевые моменты. Так, допрос несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет осуществляется в присутствии педагогического работника или психолога и законного представителя. При необходимости психолог может быть приглашен и на допрос подростка в возрасте 14-18 лет (статья 191 УПК РФ). Участие специалиста обязательно, если у несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля имеются проблемы с физическим и/или психическим здоровьем.
Ребенка предупреждают о необходимости давать правдивые показания и рассказывать обо всем, что ему известно, однако уголовная ответственность за дачу заведомо ложных показаний, за уклонение либо отказ от предоставления известной информации наступает только с 16 лет.
Разумеется, и объем знаний и жизненный опыт у ребенка меньше, чем у взрослых, дети более внушаемы, эмоциональны в суждениях, они могут смешивать вымысел и реальность, но все эти особенности не препятствуют участию детей в процессуальных действиях, а накладывают отпечаток на особенности их проведения. Лица, проводящие допрос детей, владеют специальными приемами и методами, которые позволяют получить от ребенка полную информацию и оценить ее достоверность. Нижней границы возраста, с которого ребенок может привлекаться к даче показаний, нет.
Семейный кодекс (ст. 57 СК РФ) обязывает суд выслушивать мнение ребенка любого возраста по вопросам, затрагивающим его интересы, в ходе любого разбирательства, при этом судом может быть принято решение, отличающееся от мнения ребенка. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).
Резюмирую сказанное: при соблюдении всех процессуальных условий ребенок может быть допрошен в качестве свидетеля или потерпевшего в любом возрасте. Правильно собранные детские показания являются доказательствами, подлежащими оценке в совокупности с другими доказательствами.

31.08.2017 09:16:00

Участниками уголовного судопроизводства нередко становятся несовершеннолетние, как на стороне защиты, так и на стороне обвинения.

Целью допроса несовершеннолетнего участника судопроизводства является получение достоверных сведений по делу. В целях создания благоприятных (комфортных) условий для допрашиваемых несовершеннолетних и их ограждения от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос, законодатель установил общие требования к процедуре допроса, указав на необходимость участия в определенных случаях законных представителей, педагогов и психологов.

В качестве законного представителя несовершеннолетнего допускаются родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждения (организации), на попечении которого он находится, либо органы опеки и попечительства (п. 12 ст. 5 УПК РФ)

Участие педагога (психолога) законодателем предусмотрено в целях получения объективных показаний от несовершеннолетних и создания необходимой психологической обстановки в ходе их допроса. При этом законодателем педагог и психолог как специалисты уравнены, в связи с чем следователю предоставлено право выбора по их приглашению на допрос.

Представляется, что психолог должен приглашаться, если у подростка имеются признаки отставания в психическом развитии, ярко выраженные индивидуально-психологические особенности (например, повышенные импульсивность, агрессивность, эмоциональность), либо если он страдает психическим расстройством.

По делам о преступлениях против половой неприкосновенности законодатель акцентировал внимание на необходимости участия при допросах несовершеннолетних потерпевших и свидетелей именно психолога, который способен помочь ребенку выйти из стрессовой ситуации, связанной с насилием над ним, вспомнить происходящее, сможет разговорить подростка и оказать ему помощь в даче показаний.

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и подсудимого предусмотрены ст. 425 УПК РФ, в соответствии с которой допрос названных лиц не может продолжаться без перерыва более двух часов, а максимальная продолжительность одного допроса подозреваемого, обвиняемого и подсудимого в общей сложности должна составлять не более четырех часов в день.

Участие защитника при допросе несовершеннолетнего подсудимого в соответствии с положениями ст. 51 УПК РФ является обязательным.

С учетом положений ст. 48, 426, 428 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. О допуске законного представителя к участию в деле следователь обязан вынести постановление (ч. 1 ст. 426 УПК РФ).

Привлечение в качестве законных представителей (при отсутствии родителей) близких родственников несовершеннолетних, не назначенных надлежащим образом их опекунами или попечителями, недопустимо. В таком случае в качестве законного представителя вызывается представитель органа опеки или попечительства.

Неявка своевременно извещенного законного представителя несовершеннолетнего подсудимого не приостанавливает рассмотрения уголовного дела.

Если лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, на момент рассмотрения дела в суде достигает совершеннолетия, функции законного представителя прекращаются.

Если есть основания полагать, что действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого, по определению или постановлению суда он может быть отстранен от участия в судебном разбирательстве (часть 2 ст. 428 УПК РФ). В этом случае допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого.

Участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) обязательно в случаях, когда он:

— не достиг возраста 16 лет;

— достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством;

— отстает в психическом развитии (ч. 3 ст. 425 УПК РФ).

Педагог или психолог не заменяют защитника, они участвуют в допросе таких лиц одновременно с защитником.

Особенности проведения следственных действий с несовершеннолетним потерпевшим (свидетелем) предусмотрены ст. 191 УПК РФ, в соответствии с которой допрос указанных лиц в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­– более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день.

При допросе несовершеннолетних потерпевшего, свидетеля вправе присутствовать их законный представитель.

Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя, если это противоречит интересам допрашиваемого лица. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

При проведении допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. А по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности в отношении указанной категории несовершеннолетних обязательным является участие именно психолога.

В целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве законодателем в уголовно-процессуальный закон внесены изменения, в соответствии с которыми оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса. О необходимости повторного допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля по ходатайству сторон или по собственной инициативе суд должен вынести мотивированное решение.

В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.

admin