Непредоставление сведений о доходах

22 ноября 2017

Государственный гражданский служащий в силу статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи.
Согласно части 6.1 статьи 20 Федерального закона № 79-ФЗ непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
На основании пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, непредставление гражданским служащим указанных выше сведений является безусловным основанием для его увольнения с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия.
В то же время, если государственный служащий по объективным причинам не смог в установленный срок представить указанные выше сведения, то ему необходимо заблаговременно обратиться с письменным заявлением в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Если по результатам рассмотрения заявления комиссия признает причину непредставления сведений уважительной, то государственный служащий может избежать привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Подготовлено отделом по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции

Вернуться к списку

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27.06.2013 № 419

г. Ростов-на-Дону

О представлении

сведений о доходах, об имуществе

и обязательствах имущественного характера

В соответствии с федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», областными законами от 26.07.2005 № 344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области», от 12.05.2009 № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области» Правительство Ростовской области постановляет:

1. Утвердить Порядок представления гражданами, претендующими на замещение отдельных государственных должностей Ростовской области, должностей государственной гражданской службы Ростовской области, а также лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера согласно приложению № 1.

11. Установить, что срок представления лицами, замещающими государственные должности Ростовской области (за исключением Губернатора Ростовской области и депутата Законодательного Собрания Ростовской области), сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г., установленный подпунктом 2.3 пункта 2 приложения к настоящему постановлению, продлевается до 1 августа 2020 г. включительно.

2. Внести в постановление Правительства Ростовской области от 22.03.2012 № 220 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ростовской области, и государственными гражданскими служащими Ростовской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» изменения согласно приложению № 2.

3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области – руководителя аппарата Правительства Ростовской области Артемова В.В.

Губернатор

Ростовской области В.Ю. Голубев

Постановление вносит

заместитель Губернатора

Ростовской области Гончаров В.Г.

Приложение № 1

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 27.06.2013 № 419

ПОРЯДОК

представления гражданами, претендующими

на замещение отдельных государственных должностей

Ростовской области, должностей государственной гражданской службы

Ростовской области, а также лицами, замещающими указанные должности,

сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Настоящий Порядок определяет правила представления гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Ростовской области (за исключением Губернатора Ростовской области и депутата Законодательного Собрания Ростовской области) (далее – государственная должность), должностей государственной гражданской службы Ростовской области (далее – должность гражданской службы), а также лицами, замещающими по состоянию на 31 декабря отчетного года государственные должности, должности гражданской службы, включенные в перечень, установленный нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (далее – перечень), сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – справка о доходах):

2.1. Гражданами – при назначении на государственные должности, при поступлении на государственную гражданскую службу Ростовской области (далее – гражданская служба).

2.2. Лицами, замещающими должности гражданской службы, не включенные в перечень, и претендующими на замещение должностей гражданской службы, включенных в перечень, – при назначении на соответствующие должности гражданской службы.

2.3. Лицами, замещающими государственные должности, должности гражданской службы, включенные в перечень, – ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

2¹. В целях обработки справок о доходах, проведения анализа указанных в них сведений справка о доходах представляется на бумажном носителе и в виде файла с электронным образом справки о доходах в формате .XSB на внешнем носителе электронной информации (компакт-диск (CD, DVD), флэш-накопитель USB) (далее – электронный образ).

3. Гражданин при назначении на государственную должность, должность гражданской службы представляет:

3.1. Сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения государственной должности, должности гражданской службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения государственной должности, должности гражданской службы (на отчетную дату);

3.2. Сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения государственной должности, должности гражданской службы, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения государственной должности, должности гражданской службы (на отчетную дату).

31. Лицо, замещающее должность гражданской службы, не включенную в перечень, и претендующее на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, представляет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка.

4. Лицо, замещающее государственную должность, должность гражданской службы, включенную в перечень, ежегодно представляет:

4.1. Сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

4.2. Сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

5. Пункт утратил силу – постановление от 25.02.2016 № 117.

6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются:

6.1. Гражданами, претендующими на замещение государственных должностей в Правительстве Ростовской области и иных органах исполнительной власти Ростовской области; должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Губернатором Ростовской области, заместителем Губернатора Ростовской области – руководителем аппарата Правительства Ростовской области, а в случае, если указанная должность вакантна или лицо ее замещающее отсутствует, – заместителем Губернатора Ростовской области, который в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Губернатора Ростовской области рассматривает вопросы, закрепленные за заместителем Губернатора Ростовской области – руководителем аппарата Правительства Ростовской области, а также лицами, замещающими указанные должности, – в управление по противодействию коррупции при Губернаторе Ростовской области (далее – управление по противодействию коррупции).

6.2. Гражданами, претендующими на замещение государственных должностей в иных государственных органах Ростовской области; должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем государственного органа Ростовской области, а также лицами, замещающими указанные должности, – в подразделение (должностному лицу, ответственному за работу) по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного органа Ростовской области (далее – уполномоченным лицам).

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданами, претендующими на замещение государственных должностей в иных государственных органах Ростовской области, а также лицами, замещающими указанные должности, направляются уполномоченными лицами в управление по противодействию коррупции на бумажном носителе и в виде электронного образа в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока, установленного для их представления.

6¹. В целях размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов исполнительной власти Ростовской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности, должности гражданской службы в органах исполнительной власти Ростовской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Ростовской области, управление по противодействию коррупции предоставляет уполномоченным лицам, в случае их обращения, копии необходимых справок о доходах на бумажном носителе.

7. В случае если гражданин, претендующий на замещение государственной должности, должности гражданской службы, лицо, замещающее должность гражданской службы, не включенную в перечень, и претендующее на замещение должностей гражданской службы, включенной в перечень, или лицо, замещающее государственную должность, должность гражданской службы, включенную в перечень, обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения.

Гражданин, претендующий на замещение государственной должности, должности гражданской службы, вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 настоящего Порядка.

Лицо, замещающее должность гражданской службы, не включенную в перечень, и претендующее на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 настоящего Порядка.

Лицо, замещающее государственную должность, должность гражданской службы, включенную в перечень, вправе представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в подпункте 2.3 пункта 2 настоящего Порядка.

Уточненные сведения, представленные гражданами и лицами, указанными в абзаце втором подпункта 6.2 пункта 6 настоящего Порядка, направляются уполномоченными лицами в управление по противодействию коррупции на бумажном носителе и в виде электронного образа в течение пяти дней со дня их представления.

8. В случае непредставления по объективным причинам лицом, замещающим государственную должность, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ростовской области.

В случае непредставления по объективным причинам лицом, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ростовской области и урегулированию конфликта интересов соответствующего государственного органа Ростовской области.

9. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Порядком гражданином, претендующим на замещение государственной должности, должности гражданской службы, и лицом, замещающим государственную должность, должность гражданской службы, включенную в перечень, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.

10. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с настоящим Порядком гражданином, претендующим на замещение государственной должности, должности гражданской службы, и лицом, замещающим государственную должность, должность гражданской службы, включенную в перечень, относятся к информации ограниченного доступа, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

11. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего государственную должность, должность гражданской службы, включенную в перечень, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов Ростовской области, а в случае отсутствия этих сведений на официальных сайтах государственных органов Ростовской области представляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам.

12. Государственные гражданские служащие Ростовской области, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, виновные в их разглашении или неправомерном использовании, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с настоящим Порядком гражданином, претендующим на замещение государственной должности, должности гражданской службы, лицом, замещающим должность гражданской службы, не включенную в перечень, и претендующим на замещение должности гражданской службы, включенную в перечень, а также представляемые лицом, замещающим государственную должность, должность гражданской службы, включенную в перечень, ежегодно, и информация о результатах проверки их достоверности и полноты приобщаются к личному делу лица, замещающего государственную должность, должность гражданской службы.

В случае, если гражданин, претендующий на замещение государственной должности, должности гражданской службы, лицо, замещающее должность гражданской службы, не включенную в перечень, и претендующее на замещение должности гражданской службы, включенную в перечень, представившие в управление по противодействию коррупции, уполномоченным лицам справки о доходах в отношении себя, а также своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не были назначены на соответствующие должности, такие справки возвращаются указанным лицам по их письменному заявлению вместе с другими документами.

14. В случае непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в случае, если представление таких сведений обязательно, гражданин или лицо, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Начальник общего отдела

Правительства Ростовской области В.В. Сечков

Приложение № 2

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 27.06.2013 № 419

ИЗМЕНЕНИЯ,

вносимые в постановление

Правительства Ростовской области от 22.03.2012 № 220

«О представлении гражданами, претендующими на замещение

должностей государственной гражданской службы Ростовской области,

и государственными гражданскими служащими Ростовской области сведений

о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

1. Наименование изложить в редакции:

«Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Ростовской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Ростовской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

2. Преамбулу изложить в редакции:

«В соответствии с федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», областными законами от 26.07.2005 № 344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области», от 12.05.2009 № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области» Правительство Ростовской области постановляет:».

3. Пункт 1 изложить в редакции:

«1. Утвердить Перечень должностей государственной гражданской службы Ростовской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Ростовской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей согласно приложению № 1».

4. Пункт 2 признать утратившим силу.

5. В приложении № 1:

5.1. Наименование изложить в редакции:

«Перечень должностей государственной гражданской службы Ростовской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Ростовской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

5.2. Подраздел 2 раздела II изложить в редакции:

«2. Правительство Ростовской области

Заведующий сектором административной практики

Специалист-эксперт сектора административной практики

Главный специалист сектора административной практики

Специалист-эксперт отдела инспектирования контрольного управления Губернатора Ростовской области

Заведующий сектором оперативного контроля отдела инспектирования контрольного управления Губернатора Ростовской области

Специалист-эксперт сектора оперативного контроля отдела инспектирования контрольного управления Губернатора Ростовской области

Главный специалист сектора оперативного контроля отдела инспектирования контрольного управления Губернатора Ростовской области

Начальник контрольно-аналитического отдела контрольного управления Губернатора Ростовской области

Специалист-эксперт контрольно-аналитического отдела контрольного управления Губернатора Ростовской области

Главный специалист контрольно-аналитического отдела контрольного управления Губернатора Ростовской области

Заведующий сектором контроля исполнения документов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации контрольно-аналитического отдела контрольного управления Губернатора Ростовской области

Специалист-эксперт сектора контроля исполнения документов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации контрольно-аналитического отдела контрольного управления Губернатора Ростовской области

Заведующий сектором контроля исполнения правовых актов Правительства Ростовской области и Губернатора Ростовской области контрольно-аналитического отдела контрольного управления Губернатора Ростовской области

Специалист-эксперт сектора контроля исполнения правовых актов Правительства Ростовской области и Губернатора Ростовской области контрольно-аналитического отдела контрольного управления Губернатора Ростовской области

Главный специалист сектора контроля исполнения правовых актов Правительства Ростовской области и Губернатора Ростовской области контрольно-аналитического отдела контрольного управления Губернатора Ростовской области

Специалист первой категории сектора контроля исполнения правовых актов Правительства Ростовской области и Губернатора Ростовской области контрольно-аналитического отдела контрольного управления Губернатора Ростовской области

Заведующий сектором контроля исполнения поручений Губернатора Ростовской области контрольного управления Губернатора Ростовской области

Специалист-эксперт сектора контроля исполнения поручений Губернатора Ростовской области контрольного управления Губернатора Ростовской области

Главный специалист сектора контроля исполнения поручений Губернатора Ростовской области контрольного управления Губернатора Ростовской области

Главный специалист управления бухгалтерского учета и отчетности, участвующий в осуществлении государственных закупок

Специалист-эксперт управления бухгалтерского учета и отчетности, осуществляющий учет товарно-материальных ценностей и основных средств

Заведующий сектором контрольно-ревизионной работы управления бухгалтерского учета и отчетности

Консультант сектора контрольно-ревизионной работы управления бухгалтерского учета и отчетности

Заместитель начальника социально-хозяйственного отдела

Главный специалист социально-хозяйственного отдела

Ведущий специалист социально-хозяйственного отдела

Специалист второй категории социально-хозяйственного отдела

Специалист-эксперт отдела судебной и договорной работы юридического комитета, участвующий в осуществлении государственных закупок

Начальник отдела подготовки кадров управления инноваций в органах власти

Консультант отдела подготовки кадров управления инноваций в органах власти, принимающий участие в подготовке конкурсной документации для проведения конкурсов по закупке государственных услуг, связанных с реализацией проектов в области государственного и муниципального управления

Консультант отдела подготовки кадров управления инноваций в органах власти, осуществляющий подготовку документации по размещению государственного заказа на закупку образовательных услуг

Главный специалист отдела подготовки кадров управления инноваций в органах власти, осуществляющий подготовку документации для размещения государственного заказа на информационное освещение реализации Президентской программы в СМИ

Консультант отдела государственных услуг управления инноваций в органах власти, обеспечивающий заключение договоров между Правительством Ростовской области и исполняющими организациями на выполнение научно-исследовательских работ

Заведующий сектором координации работы многофункциональных центров управления инноваций в органах власти».

УДК 343.352 ББК 67.408

© 2018 г. С. С. Мирзоян,

старший юрисконсульт правовой группы Ростовского юридического института МВД России. E-mail: suren_sm@mail.ru

Т. Г. Сапунова,

преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России. E-mail: paradox-87@mail.ru.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ, РАБОТНИКАМИ ЗАВЕДОМО НЕДОСТОВЕРНЫХ ИЛИ НЕПОЛНЫХ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА КАК ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ

В статье анализируются существующие пробелы законодательства, регламентирующего предоставление сведений о доходах, в части искажения смысла положений нормативного правового акта Российской Федерации при его применении по отношению к требованиям иных законодательных актов Российской Федерации. В результате проведенного исследования авторы предлагают внести изменения в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Ключевые слова: коррупция, коррупционные правонарушение, противодействие коррупции, предоставление сведений о доходах, предоставление сведений о расходах.

S. S. Mirzoyan — Senior Legal Adviser of Legal Group, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: corruption, corruption offense, anti-corruption, providing data on income, providing data on expenses.

Одним из основных приоритетных направлений внутренней политики в Российской Федерации является противодействие коррупции в федеральных государственных органах и органах субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что борьба с коррупцией — это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества .

По мнению Е. В. Черепановой, несмотря на предпринимаемые государством многочисленные меры, направленные на профилактику, предупреждение и борьбу с коррупци-

ей, данное противоправное явление все еще продолжает оставаться одной из основных угроз национальной безопасности России. Особую опасность представляют коррупционные деяния, совершаемые в системе государственного управления .

В целях урегулирования на законодательном уровне принципов противодействия коррупции, правовых и организационных основ предупреждения коррупции и борьбы с ней законодателем был разработан и принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») .

В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О противодействии корруп-

ции» указано, что законодательное закрепление условий, препятствующих совершению представителями власти коррупционных правонарушений, определение субъектов, осуществляющих пресечение таких правонарушений, и ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, является остро необходимым для дальнейшей интеграции России в мировое сообщество как государства, поставившего задачу по защите прав и свобод человека и гражданина в ряд приоритетных. Противодействие коррупции как явлению, установление определенных ограничений для лиц, которые могут являться субъектами правонарушений, носящих коррупционный характер, могут быть осуществлены только в рамках Федерального закона.

Еще в 2008 году законодателем сделан вывод об имеющейся острой необходимости создания системы антикоррупционного законодательства Российской Федерации, которое, несомненно, будет постоянно развиваться и совершенствоваться.

Анализируя в рамках настоящего исследования Федеральный закон «О противодействии коррупции» была выявлена необходимость его совершенствования.

Это, прежде всего, связано с тем, что важность института контроля за соответствием и полнотой предоставляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 8 Федеральный закон «О противодействии коррупции», супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц, не в полной мере отражена в основополагающем законе, устанавливающем основные принципы противодействия коррупции.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрена обязанность перечисленных в пунктах 1-4 части 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» лиц представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. К лицам, обязанным представлять такие сведения, относятся, в том числе, лица, замещающие должности государственной или муниципальной службы, включенные в пе-

речни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из положений части 9 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» следует, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

Таким образом, правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы является именно непредоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом специальным законодательством, регулирующим правоотношения, связанные со службой, указанные правонарушения увеличены и дополнены следующей фразой: «представление заведомо недостоверных или неполных сведений».

Так, в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон «О полиции») за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом «О противодействии коррупции», налагаются дисциплинарные взыскания, предусмотренные Федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

Федеральным законом «О полиции» прямо предусмотрено, что на сотрудника полиции может быть наложено дисциплинарное взыскание именно за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом «О полиции» и Федеральным законом «О противодействии коррупции».

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 278-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В силу статьи 50.1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 этого федерального закона, в том числе в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 82.1 Федерального закона «О службе в органах внут-

ренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Аналогичная норма указана и в пункте 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которым предусмотрено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений .

Пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей является основанием для расторжения работодателем трудового договора .

Законодатель в преамбуле Федерального закона «О противодействии коррупции» установил следующее: «Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений» .

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26.01.2017 № 34-О указал: «Федеральный закон «О про-

тиводействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, такие как законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, а также определяет правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений»» (преамбула, статья 3) .

Проведенный анализ показывает, что Федеральный закон «О противодействии коррупции», устанавливая основные принципы противодействия коррупции, такие как законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, а также определяя правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, не содержит нормы, согласно которой должностное лицо, представившее заведомо недостоверные или неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, должно подлежать увольнению со службы (работы).

Федеральный закон «О противодействии коррупции» является основополагающим для реализации возможности включения в федеральное законодательство соответствующих оснований для увольнения либо отказа в приеме на службу (работу) и внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

В то же время частью 3 статьи 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» прямо предусмотрено, что «непредставление лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных

сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы, из Центрального банка Российской Федерации, с работы в государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами» .

В этой связи можно сделать вывод о том, что требования части 9 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» приводят к искажению смысла положений нормативного правового акта при его применении по отношению к требованиям части 3 статьи 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», поскольку в первом случае для лиц, проходящих федеральную службу, работу, имеется необходимость предоставить исключительно сведения о доходах, невзирая на их полноту, а во втором случае имеется необходимость предоставления сведений о расходах с учетом их достоверности и полноты.

Вместе с тем статьи 8 и 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» пре-зюмируют одни, и те же обязанности и их разница заключаются только в том, что в одном случае предоставляются сведения о доходах, а во втором случае — о расходах.

Указанный вывод подтверждается и частью 7 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», которая прямо предусматривает необходимость осуществления по решению представителя нанимателя (руководителя) проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1 .1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.

Также хотелось бы отметить, что форма Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 (ред. от 09.10.2017), прямо предусматривает ряд разделов, к которым относятся как доходы, так и расходы, что также указывает на необходимость предусмотреть в Федеральном законе «О противодействии коррупции» общих принципов предоставления сведений, в том числе их полноту и достоверность, как о доходах, так и о расходах.

В обоснование своей позиции считаем также необходимым указать и на то, что в соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу.

Законодатель в статье 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» для

лиц, поступающих на государственную или муниципальную службу, на работу, предусмотрел обязанность предоставления достоверных и полных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

При этом в части 9 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» законодателем для граждан или лиц, указанных в части 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» в качестве обязанности определил лишь предоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В связи с этим считаем необходимым в ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» внести соответствующие изменения, дополнив после слов «невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи,» словами «либо представление ими заведомо недостоверных или неполных сведений».

Литература

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 // СПС «Кон-сультантПлю»с (дата обращения: 1 февраля 2018 г.).

2. Черепанова Е. В. Противодействие коррупции в государственном управлении // Журнал российского права. 2017. № 4.

3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения:

2. Cherepanova E. V. Anti-corruption in public administration // Magazine of Russian law. 2017. № 4.

4. The Federal law of February 7, 2011 № 3-FZ «About police» // URF ConsultantPlus (date of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 февраля 2018 г.).

4. Федерального закона от 7 февраля 2011 года the address: on February 10, 2018).

5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. ies of the Russian Federation and introduction of

№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант-

amendments to separate acts of the Russian Federation» // URF ConsultantPlus (date of the address: on February 15, 2018).

6. The Federal law of 27.07.2004 № 79-FZ

Плюс» (дата обращения: 15 февраля 2018 г.).

6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 9 февраля 2018 г.).

7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).

8. Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 № 34-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тимчук Надежды Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и частью 9 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27 февраля 2018 г.).

«About the public civil service of the Russian Federation» // URF ConsultantPlus (date of the address: on February 9, 2018).

7. Labor Code of the Russian Federation of 30.12.2001 № 197-FZ // URF Consultant Plus (date of the address: on February 19, 2018).

Главная / Общество / Безопасность / Прокуратура информирует

Определены критерии привлечения государственных(муниципальных) служащих к ответственности за коррупционные правонарушения

Определены критерии привлечения государственных(муниципальных) служащих к ответственности за коррупционные правонарушения

Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.11.2015 № 18-2/10/П-7073 определены критерии привлечения государственных (муниципальных) служащих к ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Так, установлено, что не является коррупционным проступком совершение государственным и муниципальным служащим следующих действий:

-ненадлежащее соблюдение запрета, исполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пожар, наводнение, военные действия и т.д.), которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности;

-ошибочное (неточное) указание сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вследствие ошибок и неточностей, допущенных государственным органом или иной организацией в выданных служащему документах (выписках), на основании которых им заполнялась указанная справка (ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п.), а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего;

-заполнение служащим справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных, либо когда заполнены разделы, графы, не подлежащие заполнению;

-представление служащим в установленный законодательством срок уточненных и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отраженные или не полностью отраженные сведения.

В качестве видов взысканий за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции указаны следующие:

-замечание;

-выговор;

-строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной службы);

-предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии;

-увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия.

Указано, что при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, должны учитываться характер и тяжесть совершенного нарушения, обстоятельства, при которых совершено нарушение, соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.11.2015 № 18-2/10/П-7073 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» определен примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия.

Например, к таким коррупционным проступкам отнесены непредставление государственным (муниципальным) служащим сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; указание недостоверных сведений о доходах при величине ошибки более 20 % от размера общего дохода служащего и членов его семьи в год; сокрытие фактов приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода; сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами РФ и другие.

Указанным нормативным актом также описаны ситуации, которые расцениваются как малозначительный проступок (например, государственным или муниципальным служащим не указан доход от преподавательской деятельности в организациях, в отношении которых служащий не осуществляет функции государственного (муниципального) управления) и несущественный проступок (например, допущены ошибки в наименовании вида транспортного средства и в наименовании места его регистрации).

Данный вопрос регламентирован ст. ст. 20, 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи для установления или определения платежеспособности гражданского служащего и платежеспособности членов его семьи, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также в пользу физических лиц.

Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут соответствующую ответственность.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

Под членами семьи гражданского служащего понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ введена норма в соответствии с которой гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Непредставление гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

admin