Непредоставление информации по запросу полиции

Прим.: данная статья была опубликована в журнале «Бухгалтерия» 23.02.2012 г. Произошли важные изменения в законодательстве. Актуальный материал от 11.10.2017 года можно скачатьтут.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон «О полиции») «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции… обязательны для исполнения… организациями, должностными лицами и иными лицами…». Прежде всего необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь законные. Таковыми являются требования, основанные на норме закона. Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о представлении информации и документации, обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право. Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции». Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • п. п. 4, 17 ч. 1, ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции»;
  • ст. ст. 6, 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • ст. ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  • Рассмотрим их подробнее, выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований.
    Закон «О полиции» Сотрудники полиции в своих запросах о представлении информации обосновывают свои требования п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13

    Закона «О полиции».

    Рассмотрим п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции». В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан. Это дает право работникам полиции истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект — это законность и обоснованность запроса.
    Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы), как истребуемые документы относятся к проводимой проверке или уголовному делу.

    Придраться к слову

    Пункт 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги вашей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы.
    В связи с некорректностью формулировки — «другие информационные материалы» — сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы.

    Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.
    Следовательно, если в запросе имеется ссылка на вышеуказанную норму права, в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером либо деле об административном правонарушении.
    В противном случае вы вправе на запрос не реагировать ввиду его необоснованности.
    Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу неправомерны ссылки на указанную норму, что, в свою очередь, является основанием для отказа в представлении информации.

    Я слежу за тобой

    Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
    При применении данного Закона в запросах о представлении информации сотрудники полиции чаще всего ссылаются на его ст. ст. 6 и 7.

    Статья 6. В ней перечислены оперативно-разыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • опрос;
  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент.
  • Необходимо заметить, что мероприятие «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Оно может проводиться в виде гласного и подразумевает получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.
    Исследование предметов и документов применяется только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-разыскных мероприятий.

    Готовить злодеяние

    Статья 7. В данной статье приведены основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
    Наиболее часто применяемое основание — это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».
    Указанные основания должны быть сообщены вам в случае проведения в отношении вас оперативно-разыскных мероприятий, и на основании этих данных вы решаете, соглашаться с проведением данных мероприятий или нет.

    Права имеют

    Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Часто в своих запросах сотрудники полиции указывают на ответственность, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ, — за непредставление сведений (информации): для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции» сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).
  • При этом согласно ст. 23 Закона «О милиции» законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
    Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции») не порождало аналогичную обязанность у организаций.
    А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий представлять документацию, связанную с деятельностью организации, и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.
    В связи с этим ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.
    Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п. п. 4 и 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», влечет за собой ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции» «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения… организациями… и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения».
    Как уже говорилось, ст. 19.7 КоАП РФ за неисполнение указанных требований установлен следующий размер штрафа: для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей.

    Легальное подозрение

    Теперь рассмотрим Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
    В запросах о представлении информации также часто встречается ссылка на данный Закон как на основание запроса.
    Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию и документацию у граждан и организаций данный Закон не предоставляет.
    Равно не предусмотрена обязанность граждан и организаций представлять информацию и документацию сотрудникам полиции.
    Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают в качестве основания запроса не весь Закон, а ссылаются на ст. 7.
    В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
    Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности.
    Такая проверка должна проводиться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом. Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным Законом, является Росфинмониторинг.

    Как было указано выше, обязанности представлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями данной статьей не предусмотрено.

    Не сдаваться!

    Иногда в запросах также встречается ссылка на ст. ст. 144, 145 УПК РФ.
    Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Статья 145 УПК РФ — порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.
    Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции права изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по представлению информации.

    Практические рекомендации

    Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.
    В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
    Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о представлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными.
    Но только в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции.

    Спросить еще раз

    До тех пор пока вам непонятны причины и основания проверки, вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и не можете быть абсолютно уверены в законности ваших действий.
    Поэтому в ответ на запрос вы можете направить письмо с просьбой разъяснить законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбуждено уголовное дело, каковы их номера).
    До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.
    А.Матюшенко
    Адвокат
    МКА «Князев и партнеры»
    В.Китсинг
    Адвокат
    МКА «Князев и партнеры»
    Подписано в печать

    Судебный участок №28 Шумихинского судебного района (Курганская область) — Административное Суть спора: ст. 19.7.1 ч. 1 Решение по административному делу
    Дело №5-355/2016

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    ул.Тутынина, д.19
    г.Шумиха Курганской области 22 августа 2016 г.
    Мировой судья судебного участка № 28 Шумихинского судебного района Курганской области Семернёв Евгений Александрович, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении , г.р., уроженки г. , зарегистрированной и проживающей по адресу: , ,
    УСТАНОВИЛ:

    Согласно протоколу об административном правонарушении , находясь по адресу: , отказалась представлять по запросу начальника МО МВД России «Шумихинский» в МО МВД России «Шумихинский» документы необходимые для проведения проверки.
    Лицо, в отношении которого составлен протокол и должностное лицо, составившее протокол на рассмотрение дела не прибыли, были уведомлены надлежащим образом. Об отложении дела не ходатайствовали. Имеются основания для рассмотрения дела в их отсутствие.
    Исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
    начальником МО МВД России «Шумихинский» направлен запрос о предоставлении в пятидневный срок информации о выездах в командировки сотрудников .
    Письмом от , в связи с отсутствием в запросе ссылки на зарегистрированное надлежащим образом заявление (сообщение) о преступлении, уголовное дело либо дело об административном правонарушении, в предоставлении запрашиваемой информации было отказано и предложено конкретизировать требования в части предоставления документов а также мотивировать требования в соответствии с действующим законодательством.
    В связи с тем, что в установлены срок запрашиваемые сведения сотрудниками не были представлены УУП МО МВД России «Шумихинский» в отношении составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.
    В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее Закона) одним из направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
    Статьей 10 Закона предусмотрена обязанность государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и должностных лиц оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.
    В силу ст. 13 Закона, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.Из п. 2.1.1 и 2.2.1 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (далее Инструкции) следует, что как анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление (сообщение) о преступлении которое подлежит регистрации является только в том случае, если в нем содержатся данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта. В иных случаях, на анонимное заявление (сообщение) содержащее сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, в соответствии с п. 6.3. Положения Инструкции не распространяются.
    Вместе с тем, данный запрос направлен начальником МО МВД России «Шумихинский» в связи с проводимой проверкой по материалу от . на основании поступившего из прокуратуры Шумихинского района анонимного обращения жителей района.
    Данное анонимное обращение было зарегистрировано в МО МВД России «Шумихинский», однако в КУСП как сообщения о преступлении не зарегистрировано, следовательно он согласно п. 46 Инструкции решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России признанное в соответствии с п. 45 Инструкции анонимным направлено в соответствующее подразделение территориального органа МВД России для использования в установленном порядке в оперативно — розыскной деятельности.
    Исходя из п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции сотрудники полиции лишены права запрашивать у юридических лиц справки и документы (необходимую информацию) по не зарегистрированным в КУСП заявлениям (сообщениям) о происшествии. В данном случае они могут воспользоваться предоставленным им п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона и п.2 ч. 1 ст. 6 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) правом наводить справки, изымать документы, предметы, материалы и т.д.
    Предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона запрос обязательно должен быть мотивированным, иначе обязанности его исполнять у должностного лица, которое его получило, не возникает. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона обязательному исполнению подлежит лишь запрос, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона.
    В данном запросе ссылки на п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД в рамках которого возможно осуществления оперативно-розыскного мероприятия — «наведение справок», получение фактической информации путем направления в установленном порядке запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с материальными носителями (документами, банками данных) не имелось.
    Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что законодатель введя данные ограничения, тем самым поставил препятствие не перед запрашиванием сотрудниками полиции справок, документов и (или) иных сведений, а перед запрашиванием таковых по не зарегистрированным в КУСП заявлениям (сообщениям) о происшествии. На получившее такой запрос должностное лицо закон не возлагает обязанности его исполнения. В то же время в КУСП подлежат регистрации не только сообщения о преступлениях, но и иная информация, которой может быть и та, что является согласно ст. 7 Закона об ОРД основанием для проведения ОРМ.
    Таким образом, в связи с тем, что в запросе отсутствовал номер КУСП и дата регистрации заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, он был направлен без достаточных к тому оснований, не мотивирован, соответственно в данном конкретном случае у начальника МО МВД России «Шумихинский» не имелось правовых оснований для истребования необходимых для проведения проверки сведений, в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона. На уточняющий запрос информация представлена не была.
    В соответствии со ст.19.7 КоАП РФ правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст.6.16, ч.2 ст. 6.31, ч. 1,2 и 4 ст.8.28.1, ч.5 ст.14.5, ч.2 ст.6.31, ч.4 ст.14.28, ст.19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 КоАП РФ,

    В действиях должностного лица — признаков правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ суд не усматривает.
    В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица — первого заместителя главы Шумихинского района подлежит прекращению.
    Руководствуясь ст. ст. 19.7, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

    ПОСТАНОВИЛ:

    Производство по делу об административном правонарушении в отношении по ст. 19.7 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
    Постановление может быть обжаловано в Шумихинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
    Мировой судья Е.А.Семернёв

    Суд:

    Судебный участок №28 Шумихинского судебного района (Курганская область)

    Судьи дела:

    Семернев Евгений Александрович (судья)

    влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    См. все связанные документы >>>

    1. Данная статья носит общий характер в отличие от статей, в которых совершаемые правонарушения законодатель относит к определенному предмету правовых отношений, например ст. 8.5 (сокрытие или искажение экологической информации); ст. 13.19 (нарушение порядка представления статистической отчетности); ст. 15.6 (непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля) и др. При наличии в Кодексе статьи со специальным составом правонарушение должно квалифицироваться по этой статье.

    2. Объектом правонарушения является право государственных органов на информацию, представление которой в соответствующий государственный орган обязательно.

    3. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.

    4. Объективную сторону правонарушения характеризуют как действия, так и бездействие гражданина, должностного лица или юридического лица, обязанных представить определенную информацию в государственный орган, но не представивших ее или представивших неполную, искаженную информацию.

    5. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

    Протоколы об административных правонарушениях по данной статье составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), иных государственных органов, которым должна представляться соответствующая информация (п. 1 и другие пункты ч. 2 ст. 28.3; п. п. 3, 4 — 6, 8 — 10 ч. 5 ст. 28.3).

    Е.В. Овчарова, старший юрист компании
    «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук Зачастую МВД России направляет организации письменные требования о предоставлении документов и информации, касающихся ее деятельности. В большинстве случаев немотивированные требования органов МВД России незаконны и не подлежат исполнению организациями и их должностными лицами. Органы внутренних дел иногда направляют в адрес руководителей организаций требования о предоставлении информации со ссылкой на статью 11 Закона Российской Федерации «О милиции» и статьи 6 и 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Организациям предлагается представить в органы внутренних дел копии учредительных, бухгалтерских, налоговых и иных документов, а также информацию о деятельности организаций и персональные данные сотрудников. Такие требования, как правило, не мотивированы. В них указывается на применение мер административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения (представление документов с нарушением указанного в требованиях срока, в неполном объеме или с искаженными данными).

    Однако в статье 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) только сведений (информации), предусмотренных законом, если это необходимо для законной деятельности государственного органа (его должностного лица). Если же требования государственных органов незаконны, организация и ее руководитель могут их не исполнять, и за неисполнение к ним не могут быть применены меры административной ответственности. Санкции, предусмотренные статьей 19.7 КоАП РФ, применяются только в судебном порядке (районными или мировыми судьями). Органы внутренних дел могут составить протокол по делу об административном правонарушении по статье 19.7 КоАП РФ и направить его судье на рассмотрение. В районных судах и у мировых судей постепенно складывается практика принятия постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях или об отказе в привлечении к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ в случае незаконного требования государственными органами документов и информации.

    По нашему мнению, немотивированные требования органов МВД России незаконны и не подлежат исполнению организациями и их должностными лицами.

    Требования органов МВД России незаконны:

    1) если в них нет указаний, при проведении каких именно предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятиях, по какому уголовному делу и конкретно в отношении какого лица органы МВД России реализуют свое право на получение документов и информации;

    2) если оперативно-розыскные мероприятия фактически проводятся по отношению к организации, которой адресован запрос, и ее должностным лицам.

    В таких случаях организация и ее должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной в статье 19.7 КоАП РФ.

    Организация вправе обжаловать незаконные требования органов милиции о предоставлении информации одновременно в вышестоящий орган, в прокуратуру и в суд, а также потребовать отзыва незаконных требований о предоставлении информации.

    Документы и информация о деятельности организации

    В статье 4 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» указано, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на территории РФ право проводить оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям органов внутренних дел.

    В части 1 статьи 51 Конституции РФ предусмотрена конституционная гарантия для каждого лица в виде освобождения от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

    Направление руководителю организации независимо от формы собственности организации и ее организационно-правовой формы немотивированных запросов органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, создает угрозу нарушения его конституционного права не давать свидетельские показания против себя самого. Предоставляя любую информацию о деятельности организации, руководитель может тем самым давать показания против себя самого, так как в предусмотренных законом случаях он несет административную и уголовную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение организацией возложенных на нее обязанностей.

    Таким образом, отсутствие в запросах указаний на основания истребования запрашиваемой информации нарушает предусмотренное в части 1 статьи 51 Конституции РФ право должностных лиц организации. Иными словами, такие запросы незаконны.

    Право получать от должностных лиц организаций необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них, предусмотренное в пункте 4 статьи 11 Закона РФ «О милиции», на которую, как правило, дается ссылка в запросах информации, предоставлено милиции наряду с другими ее правами только для выполнения возложенных на нее обязанностей. Обязанности милиции исчерпывающим образом определены в статье 10 Закона РФ «О милиции». В части 7 статьи 5 данного закона установлено, что милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В статьях 1 и 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определены цели и задачи этой деятельности. Цели — защита и обеспечение безопасности от преступных посягательств, задачи состоят в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, а также в выявлении, установлении и розыске лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в получении информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не допускается:

    •проведение оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных данным законом, то есть запрещается ее проведение не в целях выявления, предотвращения, пресечения и раскрытия совершения конкретных уголовных преступлений;

    •нарушение органом или должностным лицом, проводящим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

    Любой запрос органов милиции о предоставлении информации должен быть мотивирован необходимостью выявления, пресечения и раскрытия уголовного преступления по уголовному делу в отношении конкретных лиц.

    В требованиях органов МВД России о предоставлении информации, как правило, не мотивирована необходимость истребования указанных в них сведений и документов, хотя требование о предоставлении такой информации может быть предъявлено только при реализации возложенных на милицию обязанностей по проведению оперативно-розыскной деятельности в установленном законом порядке и при условии ознакомления должностного лица организации с документами и материалами, на основании которых требуется информация. Подобные запросы незаконны, так как они нарушают права и законные интересы как руководителя организации, которые предусмотрены в части 1 статьи 51 Конституции РФ, так и организации, которые предусмотрены в части 7 статьи 5 Закона РФ «О милиции».

    В статье 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что при нарушении органом (должностным лицом), ведущим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц, вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством РФ обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов и возмещению причиненного вреда. Следовательно, в этой ситуации любой незаконный запрос информации может быть обжалован в вышестоящий орган внутренних дел, в прокуратуру и в суд с требованием о признании его не соответствующим законодательству и об обязании должностного лица органа МВД России, направившего такой запрос, отозвать его как незаконный.

    В запросе документов и сведений о деятельности организации, который направляется в адрес ее руководителя органами милиции, должно быть указано одно из предусмотренных в статье 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оснований направления такого запроса. При соблюдении этого условия запрос считается надлежащим образом мотивированным. Мотивированные запросы органов милиции подлежат исполнению только в том случае, если лицом, в отношении которого проводятся эти мероприятия, не является данная организация и ее должностные лица. Если же запрос направляется в организацию или ее должностным лицам, против которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, то они вправе на основании части 1 статьи 51 Конституции РФ, статьи 5 Закона РФ «О милиции» и статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» отказаться от предоставления такой информации. Направление лицу, в отношении которого проводятся мероприятия, запроса с требованием о выдаче информации нарушает права и законные интересы этого лица, так как нормы Конституции РФ, Закона РФ «О милиции» и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» освобождают организации и их должностных лиц от обязанности давать какие-либо показания против самих себя.

    Для привлечения к ответственности по статье 19.7 КоАП РФ необходимо, чтобы требование государственного органа или должностного лица о предоставлении информации было законным и мотивированым необходимостью проведения государственным органом или должностным лицом его законной деятельности. Из содержания статьи 19.7 КоАП РФ можно сделать вывод, что неисполнение немотивированных запросов органов милиции или запросов, направленных лицу, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, не может быть административным правонарушением и не влечет административной ответственности.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 КоАП РФ, рассматриваются в судах общей юрисдикции. Как правило, лица, которые отказываются выполнять немотивированные и нарушающие их права и законные интересы запросы государственных органов и их должностных лиц, не привлекаются к административной ответственности.

    Персональная информация о сотрудниках

    В требованиях органов МВД России может содержаться запрос о персональных данных о конкретных сотрудниках: должность по штатному расписанию, заработная плата, сведения о месте проживания, об оказании сотруднику материальной помощи, об аренде организацией помещения для проживания иногороднего или иностранного работника.

    По нашему мнению, любая информация о сотрудниках не может быть предоставлена по следующим причинам:

    •данная информация не отнесена законодательством к открытой информации, так как не включена в перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (статья 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» относит к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, данные об общей численности, составе работников, системе оплаты труда и об условиях труда в целом по организации (п. 5), а не персонально в отношении каждого конкретного работника);

    •сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, относятся к конфиденциальной информации (п. 1 Указа Президента РФ от 06.03.97 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»). К таким сведениям относятся данные об источниках, формах и размере средств для его существования;

    •запрашиваемые сведения, в соответствии со статьей 85 Трудового кодекса Российской Федерации, — это персональные данные работника. В соответствии со статьей 88 ТК РФ работодатель не вправе сообщать кому бы то ни было персональные данные работника без его письменного согласия. Работники, как правило, такое согласие давать отказываются.

    admin