Непредоставление информации по запросу полиции
Содержание
- При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:
- Закона «О полиции».
- Придраться к слову
- Я слежу за тобой
- Статья 6. В ней перечислены оперативно-разыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:
- Готовить злодеяние
- Права имеют
- В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции» сотрудникам милиции было предоставлено право:
- Легальное подозрение
- Не сдаваться!
- Практические рекомендации
- Спросить еще раз
- Суд:
- Судьи дела:
- Документы и информация о деятельности организации
- Персональная информация о сотрудниках
Прим.: данная статья была опубликована в журнале «Бухгалтерия» 23.02.2012 г. Произошли важные изменения в законодательстве. Актуальный материал от 11.10.2017 года можно скачатьтут.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон «О полиции») «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции… обязательны для исполнения… организациями, должностными лицами и иными лицами…». Прежде всего необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь законные. Таковыми являются требования, основанные на норме закона. Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о представлении информации и документации, обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право. Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции». Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).
При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:
Рассмотрим их подробнее, выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований.
Закон «О полиции» Сотрудники полиции в своих запросах о представлении информации обосновывают свои требования п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13
Закона «О полиции».
Рассмотрим п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции». В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан. Это дает право работникам полиции истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект — это законность и обоснованность запроса.
Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы), как истребуемые документы относятся к проводимой проверке или уголовному делу.
Придраться к слову
Пункт 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги вашей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы.
В связи с некорректностью формулировки — «другие информационные материалы» — сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы.
Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.
Следовательно, если в запросе имеется ссылка на вышеуказанную норму права, в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером либо деле об административном правонарушении.
В противном случае вы вправе на запрос не реагировать ввиду его необоснованности.
Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу неправомерны ссылки на указанную норму, что, в свою очередь, является основанием для отказа в представлении информации.
Я слежу за тобой
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
При применении данного Закона в запросах о представлении информации сотрудники полиции чаще всего ссылаются на его ст. ст. 6 и 7.
Статья 6. В ней перечислены оперативно-разыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:
Необходимо заметить, что мероприятие «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Оно может проводиться в виде гласного и подразумевает получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.
Исследование предметов и документов применяется только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-разыскных мероприятий.
Готовить злодеяние
Статья 7. В данной статье приведены основания для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Наиболее часто применяемое основание — это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».
Указанные основания должны быть сообщены вам в случае проведения в отношении вас оперативно-разыскных мероприятий, и на основании этих данных вы решаете, соглашаться с проведением данных мероприятий или нет.
Права имеют
Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Часто в своих запросах сотрудники полиции указывают на ответственность, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ, — за непредставление сведений (информации): для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции» сотрудникам милиции было предоставлено право:
При этом согласно ст. 23 Закона «О милиции» законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.
Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции») не порождало аналогичную обязанность у организаций.
А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий представлять документацию, связанную с деятельностью организации, и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.
В связи с этим ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.
Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п. п. 4 и 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», влечет за собой ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции» «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения… организациями… и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения».
Как уже говорилось, ст. 19.7 КоАП РФ за неисполнение указанных требований установлен следующий размер штрафа: для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей.
Легальное подозрение
Теперь рассмотрим Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В запросах о представлении информации также часто встречается ссылка на данный Закон как на основание запроса.
Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию и документацию у граждан и организаций данный Закон не предоставляет.
Равно не предусмотрена обязанность граждан и организаций представлять информацию и документацию сотрудникам полиции.
Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают в качестве основания запроса не весь Закон, а ссылаются на ст. 7.
В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности.
Такая проверка должна проводиться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом. Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным Законом, является Росфинмониторинг.
Как было указано выше, обязанности представлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями данной статьей не предусмотрено.
Не сдаваться!
Иногда в запросах также встречается ссылка на ст. ст. 144, 145 УПК РФ.
Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении. Статья 145 УПК РФ — порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.
Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции права изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по представлению информации.
Практические рекомендации
Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.
В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о представлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными.
Но только в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции.
Спросить еще раз
До тех пор пока вам непонятны причины и основания проверки, вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и не можете быть абсолютно уверены в законности ваших действий.
Поэтому в ответ на запрос вы можете направить письмо с просьбой разъяснить законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбуждено уголовное дело, каковы их номера).
До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.
А.Матюшенко
Адвокат
МКА «Князев и партнеры»
В.Китсинг
Адвокат
МКА «Князев и партнеры»
Подписано в печать
Судебный участок №28 Шумихинского судебного района (Курганская область) — Административное Суть спора: ст. 19.7.1 ч. 1 Решение по административному делу
Дело №5-355/2016
ул.Тутынина, д.19
г.Шумиха Курганской области 22 августа 2016 г.
Мировой судья судебного участка № 28 Шумихинского судебного района Курганской области Семернёв Евгений Александрович, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении , г.р., уроженки г. , зарегистрированной и проживающей по адресу: , ,
Согласно протоколу об административном правонарушении , находясь по адресу: , отказалась представлять по запросу начальника МО МВД России «Шумихинский» в МО МВД России «Шумихинский» документы необходимые для проведения проверки.
Лицо, в отношении которого составлен протокол и должностное лицо, составившее протокол на рассмотрение дела не прибыли, были уведомлены надлежащим образом. Об отложении дела не ходатайствовали. Имеются основания для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
начальником МО МВД России «Шумихинский» направлен запрос о предоставлении в пятидневный срок информации о выездах в командировки сотрудников .
Письмом от , в связи с отсутствием в запросе ссылки на зарегистрированное надлежащим образом заявление (сообщение) о преступлении, уголовное дело либо дело об административном правонарушении, в предоставлении запрашиваемой информации было отказано и предложено конкретизировать требования в части предоставления документов а также мотивировать требования в соответствии с действующим законодательством.
В связи с тем, что в установлены срок запрашиваемые сведения сотрудниками не были представлены УУП МО МВД России «Шумихинский» в отношении составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее Закона) одним из направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
Статьей 10 Закона предусмотрена обязанность государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и должностных лиц оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.
В силу ст. 13 Закона, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.Из п. 2.1.1 и 2.2.1 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (далее Инструкции) следует, что как анонимное (без указания фамилии заявителя или почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ) заявление (сообщение) о преступлении которое подлежит регистрации является только в том случае, если в нем содержатся данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта. В иных случаях, на анонимное заявление (сообщение) содержащее сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, в соответствии с п. 6.3. Положения Инструкции не распространяются.
Вместе с тем, данный запрос направлен начальником МО МВД России «Шумихинский» в связи с проводимой проверкой по материалу от . на основании поступившего из прокуратуры Шумихинского района анонимного обращения жителей района.
Данное анонимное обращение было зарегистрировано в МО МВД России «Шумихинский», однако в КУСП как сообщения о преступлении не зарегистрировано, следовательно он согласно п. 46 Инструкции решению руководителя (начальника) территориального органа МВД России признанное в соответствии с п. 45 Инструкции анонимным направлено в соответствующее подразделение территориального органа МВД России для использования в установленном порядке в оперативно — розыскной деятельности.
Исходя из п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции сотрудники полиции лишены права запрашивать у юридических лиц справки и документы (необходимую информацию) по не зарегистрированным в КУСП заявлениям (сообщениям) о происшествии. В данном случае они могут воспользоваться предоставленным им п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона и п.2 ч. 1 ст. 6 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) правом наводить справки, изымать документы, предметы, материалы и т.д.
Предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона запрос обязательно должен быть мотивированным, иначе обязанности его исполнять у должностного лица, которое его получило, не возникает. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона обязательному исполнению подлежит лишь запрос, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона.
В данном запросе ссылки на п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД в рамках которого возможно осуществления оперативно-розыскного мероприятия — «наведение справок», получение фактической информации путем направления в установленном порядке запроса соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с материальными носителями (документами, банками данных) не имелось.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что законодатель введя данные ограничения, тем самым поставил препятствие не перед запрашиванием сотрудниками полиции справок, документов и (или) иных сведений, а перед запрашиванием таковых по не зарегистрированным в КУСП заявлениям (сообщениям) о происшествии. На получившее такой запрос должностное лицо закон не возлагает обязанности его исполнения. В то же время в КУСП подлежат регистрации не только сообщения о преступлениях, но и иная информация, которой может быть и та, что является согласно ст. 7 Закона об ОРД основанием для проведения ОРМ.
Таким образом, в связи с тем, что в запросе отсутствовал номер КУСП и дата регистрации заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, он был направлен без достаточных к тому оснований, не мотивирован, соответственно в данном конкретном случае у начальника МО МВД России «Шумихинский» не имелось правовых оснований для истребования необходимых для проведения проверки сведений, в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона. На уточняющий запрос информация представлена не была.
В соответствии со ст.19.7 КоАП РФ правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст.6.16, ч.2 ст. 6.31, ч. 1,2 и 4 ст.8.28.1, ч.5 ст.14.5, ч.2 ст.6.31, ч.4 ст.14.28, ст.19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 КоАП РФ,
В действиях должностного лица — признаков правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ суд не усматривает.
В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица — первого заместителя главы Шумихинского района подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 19.7, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
Производство по делу об административном правонарушении в отношении по ст. 19.7 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Шумихинский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Е.А.Семернёв
Суд:
Судебный участок №28 Шумихинского судебного района (Курганская область)
Судьи дела:
Семернев Евгений Александрович (судья)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
См. все связанные документы >>>
1. Данная статья носит общий характер в отличие от статей, в которых совершаемые правонарушения законодатель относит к определенному предмету правовых отношений, например ст. 8.5 (сокрытие или искажение экологической информации); ст. 13.19 (нарушение порядка представления статистической отчетности); ст. 15.6 (непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля) и др. При наличии в Кодексе статьи со специальным составом правонарушение должно квалифицироваться по этой статье.
2. Объектом правонарушения является право государственных органов на информацию, представление которой в соответствующий государственный орган обязательно.
3. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.
4. Объективную сторону правонарушения характеризуют как действия, так и бездействие гражданина, должностного лица или юридического лица, обязанных представить определенную информацию в государственный орган, но не представивших ее или представивших неполную, искаженную информацию.
5. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях по данной статье составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), иных государственных органов, которым должна представляться соответствующая информация (п. 1 и другие пункты ч. 2 ст. 28.3; п. п. 3, 4 — 6, 8 — 10 ч. 5 ст. 28.3).
Е.В. Овчарова, старший юрист компании
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук Зачастую МВД России направляет организации письменные требования о предоставлении документов и информации, касающихся ее деятельности. В большинстве случаев немотивированные требования органов МВД России незаконны и не подлежат исполнению организациями и их должностными лицами. Органы внутренних дел иногда направляют в адрес руководителей организаций требования о предоставлении информации со ссылкой на статью 11 Закона Российской Федерации «О милиции» и статьи 6 и 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Организациям предлагается представить в органы внутренних дел копии учредительных, бухгалтерских, налоговых и иных документов, а также информацию о деятельности организаций и персональные данные сотрудников. Такие требования, как правило, не мотивированы. В них указывается на применение мер административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения (представление документов с нарушением указанного в требованиях срока, в неполном объеме или с искаженными данными).
Однако в статье 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) только сведений (информации), предусмотренных законом, если это необходимо для законной деятельности государственного органа (его должностного лица). Если же требования государственных органов незаконны, организация и ее руководитель могут их не исполнять, и за неисполнение к ним не могут быть применены меры административной ответственности. Санкции, предусмотренные статьей 19.7 КоАП РФ, применяются только в судебном порядке (районными или мировыми судьями). Органы внутренних дел могут составить протокол по делу об административном правонарушении по статье 19.7 КоАП РФ и направить его судье на рассмотрение. В районных судах и у мировых судей постепенно складывается практика принятия постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях или об отказе в привлечении к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ в случае незаконного требования государственными органами документов и информации.
По нашему мнению, немотивированные требования органов МВД России незаконны и не подлежат исполнению организациями и их должностными лицами.
Требования органов МВД России незаконны:
1) если в них нет указаний, при проведении каких именно предусмотренных законом оперативно-розыскных мероприятиях, по какому уголовному делу и конкретно в отношении какого лица органы МВД России реализуют свое право на получение документов и информации;
2) если оперативно-розыскные мероприятия фактически проводятся по отношению к организации, которой адресован запрос, и ее должностным лицам.
В таких случаях организация и ее должностные лица не могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной в статье 19.7 КоАП РФ.
Организация вправе обжаловать незаконные требования органов милиции о предоставлении информации одновременно в вышестоящий орган, в прокуратуру и в суд, а также потребовать отзыва незаконных требований о предоставлении информации.
Документы и информация о деятельности организации
В статье 4 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» указано, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на территории РФ право проводить оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям органов внутренних дел.
В части 1 статьи 51 Конституции РФ предусмотрена конституционная гарантия для каждого лица в виде освобождения от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Направление руководителю организации независимо от формы собственности организации и ее организационно-правовой формы немотивированных запросов органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, создает угрозу нарушения его конституционного права не давать свидетельские показания против себя самого. Предоставляя любую информацию о деятельности организации, руководитель может тем самым давать показания против себя самого, так как в предусмотренных законом случаях он несет административную и уголовную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение организацией возложенных на нее обязанностей.
Таким образом, отсутствие в запросах указаний на основания истребования запрашиваемой информации нарушает предусмотренное в части 1 статьи 51 Конституции РФ право должностных лиц организации. Иными словами, такие запросы незаконны.
Право получать от должностных лиц организаций необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них, предусмотренное в пункте 4 статьи 11 Закона РФ «О милиции», на которую, как правило, дается ссылка в запросах информации, предоставлено милиции наряду с другими ее правами только для выполнения возложенных на нее обязанностей. Обязанности милиции исчерпывающим образом определены в статье 10 Закона РФ «О милиции». В части 7 статьи 5 данного закона установлено, что милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В статьях 1 и 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определены цели и задачи этой деятельности. Цели — защита и обеспечение безопасности от преступных посягательств, задачи состоят в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, а также в выявлении, установлении и розыске лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в получении информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не допускается:
•проведение оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных данным законом, то есть запрещается ее проведение не в целях выявления, предотвращения, пресечения и раскрытия совершения конкретных уголовных преступлений;
•нарушение органом или должностным лицом, проводящим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Любой запрос органов милиции о предоставлении информации должен быть мотивирован необходимостью выявления, пресечения и раскрытия уголовного преступления по уголовному делу в отношении конкретных лиц.
В требованиях органов МВД России о предоставлении информации, как правило, не мотивирована необходимость истребования указанных в них сведений и документов, хотя требование о предоставлении такой информации может быть предъявлено только при реализации возложенных на милицию обязанностей по проведению оперативно-розыскной деятельности в установленном законом порядке и при условии ознакомления должностного лица организации с документами и материалами, на основании которых требуется информация. Подобные запросы незаконны, так как они нарушают права и законные интересы как руководителя организации, которые предусмотрены в части 1 статьи 51 Конституции РФ, так и организации, которые предусмотрены в части 7 статьи 5 Закона РФ «О милиции».
В статье 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что при нарушении органом (должностным лицом), ведущим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц, вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством РФ обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов и возмещению причиненного вреда. Следовательно, в этой ситуации любой незаконный запрос информации может быть обжалован в вышестоящий орган внутренних дел, в прокуратуру и в суд с требованием о признании его не соответствующим законодательству и об обязании должностного лица органа МВД России, направившего такой запрос, отозвать его как незаконный.
В запросе документов и сведений о деятельности организации, который направляется в адрес ее руководителя органами милиции, должно быть указано одно из предусмотренных в статье 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оснований направления такого запроса. При соблюдении этого условия запрос считается надлежащим образом мотивированным. Мотивированные запросы органов милиции подлежат исполнению только в том случае, если лицом, в отношении которого проводятся эти мероприятия, не является данная организация и ее должностные лица. Если же запрос направляется в организацию или ее должностным лицам, против которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, то они вправе на основании части 1 статьи 51 Конституции РФ, статьи 5 Закона РФ «О милиции» и статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» отказаться от предоставления такой информации. Направление лицу, в отношении которого проводятся мероприятия, запроса с требованием о выдаче информации нарушает права и законные интересы этого лица, так как нормы Конституции РФ, Закона РФ «О милиции» и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» освобождают организации и их должностных лиц от обязанности давать какие-либо показания против самих себя.
Для привлечения к ответственности по статье 19.7 КоАП РФ необходимо, чтобы требование государственного органа или должностного лица о предоставлении информации было законным и мотивированым необходимостью проведения государственным органом или должностным лицом его законной деятельности. Из содержания статьи 19.7 КоАП РФ можно сделать вывод, что неисполнение немотивированных запросов органов милиции или запросов, направленных лицу, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, не может быть административным правонарушением и не влечет административной ответственности.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 КоАП РФ, рассматриваются в судах общей юрисдикции. Как правило, лица, которые отказываются выполнять немотивированные и нарушающие их права и законные интересы запросы государственных органов и их должностных лиц, не привлекаются к административной ответственности.
Персональная информация о сотрудниках
В требованиях органов МВД России может содержаться запрос о персональных данных о конкретных сотрудниках: должность по штатному расписанию, заработная плата, сведения о месте проживания, об оказании сотруднику материальной помощи, об аренде организацией помещения для проживания иногороднего или иностранного работника.
По нашему мнению, любая информация о сотрудниках не может быть предоставлена по следующим причинам:
•данная информация не отнесена законодательством к открытой информации, так как не включена в перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (статья 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» относит к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, данные об общей численности, составе работников, системе оплаты труда и об условиях труда в целом по организации (п. 5), а не персонально в отношении каждого конкретного работника);
•сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, относятся к конфиденциальной информации (п. 1 Указа Президента РФ от 06.03.97 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»). К таким сведениям относятся данные об источниках, формах и размере средств для его существования;
•запрашиваемые сведения, в соответствии со статьей 85 Трудового кодекса Российской Федерации, — это персональные данные работника. В соответствии со статьей 88 ТК РФ работодатель не вправе сообщать кому бы то ни было персональные данные работника без его письменного согласия. Работники, как правило, такое согласие давать отказываются.
Добавить комментарий