Необходимость государственного регулирования экономики

Необходимость государственного регулирования экономики

Тема 1. Объект, научно-методологические основы, цели и задачи государственного регулирования экономики

План:

1. Объективная необходимость вмешательства государства в экономику

2. Объекты и инструменты госрегулирования экономики

3. Задачи, цели и функции госрегулирования экономики

Содержанием государственного регулирования экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства является система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть разрешены в рамках частной собственности, т.е. на принципах саморегулирования экономики. С развитием производительных сил появилась необходимость значительных инвестиций, усиливалась специализация производства, концентрация капитала, росла интеграция производства и капитала, усиливалась взаимозависимость разных стран друг от друга. Вместе с тем на определённом этапе общественного развития обострялись противоречия между трудом и капиталом, появилась массовая безработица, экономические кризисы переросли отраслевые рамки и становились общенациональными, а затем и мировыми, нарушения в денежном обращении, усилившаяся конкуренция, приведшая к господству монополий потребовали влияния внешней силы, а именно силы государства, которая должна была привести к сглаживанию противоречий рынка, и действий (проведения экономической политики), способствующих дальнейшему эффективному рыночному развитию.

Необходимость государственного регулирования экономики

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XYII – XUIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.Смит в своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников.

Согласно А.Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить её регулирование государством. А.Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина – это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимым выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М.Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать её дальнейшей стабилизации. Идеи Кейнса проводило большинство стран мира после второй мировой войны. Считается, что политика с использованием кредитно-денежного и финансового регулирования совокупного спроса способствует смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Таким образом, объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала, развития производительных сил и производственных отношений.

Государственное регулирование экономики

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем на каждом этапе общественного развития.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ:

экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платёжный баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъёма в экономике могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу и отсюда необоснованные рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ не допустить «перегрева экономики», т.е. роста спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. В разное время инвесторам создаются дополнительные стимулы, которые воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

Особое внимание связано с регулирование денежного обращения. Основное направление – это борьба с инфляцией, воздействие на состояние платёжного баланса, повышение и понижение курса национальной валюты, (установление валютного «коридора»), участие в международной экономической интеграции.

Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от решаемых задач. Объекты ГРЭ имеют иерархический характер: от уровня фирмы, региона, отрасли до национальных и интернациональных.

Инструменты (средства) ГРЭ.Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создании условий для социально слабо защищенных слоев населения.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Основные экономические средства — это:

— регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным банком)

— установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке

— операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Ускоренная амортизация.

Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Суть его заключается в отрыве от физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги.

Таким образом, для решения задач, стоящих перед государством в процессе реализации экономических функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся:

— фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;

— денежная политика;

— политика регулирования доходов;

— социальная политика;

— государственное регулирование ценообразования;

— внешнеэкономическое регулирование.

admin