Некоммерческие организации собственники

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 — 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Комментарий к статье 123.21 Гражданского Кодекса РФ

Часть 1 комментируемой статьи дает общее определение учреждения как формы некоммерческой организации и закрепляет его основные юридические характеристики.

Основным признаком является цель, для достижения которой создается учреждение. Она состоит в осуществлении не связанных с извлечением прибыли функций управленческого, социально-культурного, образовательного, медицинского характера.

Другим обязательным признаком учреждения является правовой режим имущества, передаваемого ему учредителем (собственником) для осуществления его деятельности. Данное имущество предоставляется учреждению только на праве оперативного управления (сущность и особенности этого вещного права подробно рассматриваются в комментарии к статье 296).

Далее комментируемая статья закрепляет виды учреждений, обусловленные правовым статусом учредителя и формой собственности имущества, передаваемого им учреждению. Виды учреждений таковы:
— частное (создается физическим или юридическим лицом);
— государственное или муниципальное (создается, соответственно, Российской Федерацией, субъектом РФ либо муниципальным образованием в порядке реализации их правосубъектности как участников гражданско-правовых отношений).

Государственные и муниципальные учреждения, в свою очередь, могут быть бюджетными и автономными.

Статус частного учреждения не имеет детальной законодательной регламентации. Статья 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в целом воспроизводит положения части 1 комментируемой статьи, акцентируя при этом внимание на частноправовом статусе учредителя.

В отношении же государственных и муниципальных учреждений законодательный материал более обширен.

Так, статья 161 Бюджетного кодекса РФ устанавливает особенности правового положения бюджетных учреждений. Главная их особенность состоит в том, что имущественную основу бюджетных учреждений составляют средства бюджета соответствующего уровня (федерального, субъекта РФ, муниципального). Операции с бюджетными средствами эти учреждения ведут только через специально открытые им лицевые счета. Расходование бюджетных средств данными учреждениями может осуществляться только в соответствии с бюджетной сметой.

Автономное учреждение — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Статус этих учреждений устанавливается Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Автономное учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, открывать счета в кредитных организациях, быть истцом и ответчиком в суде.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам этого учреждения, а учреждение не отвечает по долгам учредителя.

Особенности обращения взыскания на имущество учреждений рассмотрены в информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 июля 1999 года N 45. Подчеркивается, в частности, что учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. Даже при недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником по смете.

Классификация учреждений по форме собственности и статусу учредителя носит исчерпывающий характер. При рассмотрении же их с точки зрения целевой характеристики классификационный перечень будет выглядеть значительно более обширным, поскольку виды общественно полезной деятельности, для осуществления которой могут создаваться учреждения, достаточно разнообразны.

Деятельность учреждений, функционирующих в различных сферах общественной жизни, регулируется рядом специальных законов. Так, например, работа образовательных учреждений определяется Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» и Федеральным закон от 22 июля 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», специфика работы медицинских учреждений отражена в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.

Частное учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Определение из нормативных актов

Статья 9 «Частные учреждения» Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

«1. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

2. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации».

Частное учреждение — это одно из видов некоммерческих организаций — учреждений, которые создаются собственником. В зависимости от собственника, учреждения бывают:

— частными (частное учреждение) — если собственник гражданин или юридическое лицо;

— государственными (государственное учреждение) — если собственник Российская Федерация или субъект Российской Федерации;

— муниципальными (муниципальное учреждение) — если собственник муниципальное образование.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ (см. Право оперативного управления).

Частное учреждение регулируется ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ответственность частного учреждения и его собственника регулируется ст. 120 ГК РФ:

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Налогообложение и бухгалтерский учет

На частные учреждения распространяются требования налогового законодательства, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), а также требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Частные учреждения ведут бухгалтерский учет на коммерческом плане счетов (см. План счетов бухгалтерского учета).

Учреждения владеют имуществом на праве оперативного управления. В бухгалтерском учете такое имущество учитывается также, как другие организации учитывают имущество на праве собственности (01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 41 «Товары» и т.д.). План счетов и иные нормативные документы не предписывают особого порядка учета имущества на праве оперативного управления. С юридической точки зрения право оперативного управления есть разновидность вещных прав, близкая по своей сути к праву собственности (различия конечно же есть, но они юридические и не влияют на бухгалтерский учет).

«Право и экономика», 2010, N 9
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В контексте совершенствования правового положения современных государственных организаций дан анализ статуса казенных учреждений как новой организационно-правовой формы юридического лица в системе некоммерческих организаций.
В разделе III «Законодательство о юридических лицах» Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее — Концепция) перспективам совершенствования статуса учреждений и их отражению в современной практике действующей нормативной базы посвящен самостоятельный раздел 7.2 «Учреждения».
———————————
Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.
Сохранение конструкции учреждения в гражданском праве в большей степени оправдывается методологической основой деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)), представляющей «водораздел» в правовом статусе и в первую очередь обеспечении целевого характера правоспособности учреждений и еще целого ряда организаций. Отбросить эту четко выстроенную дихотомию — значит, нарушить сложившийся порядок, нанести серьезный удар по системе норм о юридических лицах.
В рамках ограниченного (специального) характера гражданской правоспособности учреждений их право на предпринимательскую деятельность реализуется в объеме, определенном в уставе, и только в сферах, соответствующих профилю (характеру) их основной деятельности.
Следуя обозначенным ориентирам, законодательство пытается воспринимать указанные постулаты во вновь принимаемых нормативных актах, связанных с решением долгосрочных задач оптимизации в социальных отраслях. В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) значительно меняется правовой статус учреждений бюджетной сферы.
Идеи, воспринятые в Законе N 83-ФЗ о статусе учреждений, опираются на положения Концепции в части реализации права оперативного управления, предполагающей по общему правилу субсидиарную ответственность собственника по долгам субъекта указанного права и в то же время возможность освобождения от нее, гарантируя интересы кредиторов иным образом (п. 11.4 Концепции).
Такие противоречия могут быть сглажены, во-первых, путем отказа от принципа субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения по его долгам, во-вторых, заменой других конститутивных элементов в его организации корпоративными механизмами, постепенной адаптацией их на практике.
Итак, основные новации касаются вопросов разграничения гражданско-правовой ответственности между государством (муниципалитетами) и учреждениями по хозяйственным обязательствам, продиктованных значительным участием последних в гражданском обороте. Развитие имущественной самостоятельности, которая в том числе определяет различные степень и формы финансирования таких организаций, предполагает наличие новой типологии учреждений.
Помимо автономных учреждений, статус которых приняли незначительное число бюджетных организаций, оставшаяся их часть подлежит разделению на казенные и бюджетные учреждения.
Вопрос о статусе казенных учреждений в системе некоммерческих организаций приобретает особый интерес, связанный в немалой степени с соотношением хозяйственных правомочий в рамках выполняемых ими функций.
В первую очередь следует обратить внимание на определение, которое дает законодатель казенному учреждению. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
Целевая составляющая деятельности казенных учреждений выступает в качестве основного ориентира для особенностей регулирования их правового статуса, отраженного в законодательстве о некоммерческих организациях.
Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях)).
При этом в соответствии с п. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Таким образом, например, попытка Постановлением Правительства РФ ограничить правоспособность федеральных учреждений неправомерна, так как противоречит Гражданскому кодексу РФ.
———————————
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. N 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений».
Вполне обоснованно то, что особенности правового положения казенных учреждений закрепляет Бюджетный кодекс РФ (ст. 161), который определяет подведомственность таких учреждений и одновременно полномочия соответствующего органа государственной власти.
По сути, элементы правового статуса казенных учреждений, в том числе ограничения, законодатель применяет и для регулирования деятельности так называемых публичных учреждений — органов государственной власти (государственные органы), органов местного самоуправления (муниципальные органы) и органов управления государственными внебюджетными фондами (ст. 161 БК РФ).
Неслучайно, что в схему таких правоотношений вписываются казенные учреждения, которые в большей степени приближены к непосредственному управлению и узкоограниченному перечню возможных доходов от их деятельности. Законодатель не лишает такие организации гражданской правоспособности, только ограничивая ее известными рамками.
В работу учреждений внедряются корпоративные принципы организации, связанные с информационным обеспечением их деятельности.
Согласно п. 3.3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:
— учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
— свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;
— решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
— решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
— положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
— план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
— годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;
— сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
— государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
— отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Казенные учреждения наряду с бюджетными и автономными учреждениями обеспечивают открытость и доступность документов, учет требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны (п. 3.4 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях).
Создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений, к каковым отнесены:
— управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
— учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
— специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
— учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения Федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
— психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
Создание казенного учреждения осуществляется на базе существующего юридического лица, и режим принадлежности имущества такого учреждения без дополнительных процедур считается закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления (п. 10 ст. 31 Закона N 83-ФЗ).
Несмотря на закрепленную возможность создавать учреждения двумя или более сособственниками в силу известных особенностей, а также уже высказывавшихся сомнений в эффективности управляемости таким учреждением , казенные юридические лица будут исключены из перечня организаций, учрежденных несколькими лицами.
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).
При этом представляется не совсем логичной скорректированная норма п. 2 ст. 764 ГК РФ, позволяющая казенным учреждениям выступать государственными заказчиками по государственным контрактам за счет внебюджетных средств, поскольку нормами того же бюджетного права возможные доходы казенного учреждения должны перечисляться в бюджет в полном объеме.
Для достижения имущественной самостоятельности отдельных видов учреждений законодательство допускает формирование в составе их имущества целевого капитала, что подтверждается Законом о некоммерческих организациях (п. 1 ст. 25).
В порядке реализации Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» данное право призвано содействовать развитию элементов организационной конструкции по типу коммерческих организаций, в большей степени обусловленных обеспечением публичного участия в деятельности учреждений и решения задач самофинансирования. Казенные учреждения, действующие на принципах полного финансирования, не наделяются таким правом в силу известных принципов бюджетного законодательства и четко определенных функций в рамках выполнения полномочий публичных органов в соответствующей сфере.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. При этом в рамках отведенного учредителем в уставе объема правоспособности казенное учреждение может осуществлять деятельность, приносящую доходы, которые являются доходами соответствующего бюджета, имеющими неналоговую природу.
Можно предположить, что доходы учреждения, полученные в результате использования закрепленного за ним имущества, получают статус бюджетных доходов, которые фактически приравнены к таковым в качестве неналоговых поступлений.
Особенностью имущественного статуса казенных учреждений является прямой запрет выступать учредителем или участником других юридических лиц (п. 4 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Такое ограничение, представляется, связано с их местом в предложенной законодателем типологии учреждений, выдвигающей на первый план публичные функции в строго очерченной сфере деятельности, которая обеспечивается бюджетным финансированием в установленном объеме.
Ограничения на распоряжение имуществом проявляются для учреждений, функционирующих в сфере культуры. Так, казенные учреждения — музеи обязаны все поступающие от сдачи недвижимого имущества в аренду платежи направлять в соответствующий бюджет. Правда, немногим больше полномочий по использованию таких поступлений имеют другие государственные учреждения-музеи. Доходы от сдачи в аренду их недвижимого имущества могут быть направлены только на техническое поддержание музейного фонда (ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).
Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
Следует определить особенности имущественного режима казенных учреждений, в основе экономической базы которых выступает казна. В экономическом смысле казна (от тюрк. » хранилище денег») представляет собой финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Проводя параллели в статусе субъектов права оперативного управления, следует обратить внимание

Новая редакция Ст. 291 ГК РФ

1. Собственники помещений в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах либо собственники нескольких жилых домов для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов, могут создавать товарищества собственников жилья.

Комментарий к Ст. 291 ГК РФ

1. Созданию и деятельности товарищества собственников жилья посвящены нормы разд. VI ЖК.

2. Необходимо учитывать, что жилищное законодательство устанавливает многовариантность способов управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, помимо управления товариществом собственников жилья (статья 161 ЖК РФ).

Судебная практика.

Товарищество как один из возможных способов управления и членство в нем являются производными (вторичными) по отношению к праву собственности домовладельцев. Возникновение права собственности не может быть поставлено в зависимость от членства в товариществе (Постановление КС РФ от 03.04.1998 N 10-П).

Другой комментарий к Ст. 291 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Правовой основой для деятельности товариществ собственников жилья (ТСЖ) является в настоящее время раздел VI нового Жилищного кодекса РФ (с принятием последнего утратил силу Закон о товариществах собственников жилья).

Согласно ст. 135 ЖК товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

Каждый собственник жилого помещения должен нести расходы по содержанию как своих жилых помещений, так и мест общего пользования. При этом смета расходов на техническое обслуживание и предоставление дополнительных услуг утверждается на общем собрании.

Для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью, которая включает:

1) обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;

2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;

3) сдачу в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности товарищества собственников жилья, предусмотренные настоящей главой и уставом товарищества.

Членство в ТСЖ является добровольным. Ликвидируются и реорганизуются товарищества в соответствии с общими правилами гражданского законодательства. При этом закон не предусматривает возможности преобразования товарищества в другой вид юридического лица.

Следует проводить разграничение между товариществами собственников жилья и жилищными либо жилищно-строительными кооперативами. Различие заключается в том, что в ТСЖ все объекты общего пользования находятся в общей собственности, тогда как в кооперативе они принадлежат не его членам, а самому кооперативу как юридическому лицу.

Коммунальные услуги товариществам собственников жилья могут оказываться не только государственными и муниципальными, но и частными организациями. Кроме того, заниматься обслуживанием могут сами жильцы. При этом платежи взимаются в тех же размерах, что и с жителей государственных и муниципальных жилых домов. Ставки платежей устанавливаются субъектами Федерации.

Каждый домовладелец самостоятельно принимает решение о том, нужно ли ему вступать в члены ТСЖ. Причем наниматели жилых помещений не являются домовладельцами и, соответственно, не могут быть членами ТСЖ.

В п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1995 года «О товариществах собственников жилья» в связи с запросом Советского районного суда города Омска» (СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1794) было отмечено, что отказ части домовладельцев от вступления в члены товарищества собственников жилья не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации.

В свою очередь, ТСЖ не вправе нарушать права домовладельцев, отказавшихся от членства в товариществе, устанавливая преимущества и льготы по владению и пользованию общей долевой собственностью только для членов товарищества либо налагая на домовладельцев, не являющихся членами товарищества, дополнительные обязанности, выходящие за рамки возмещения необходимых затрат по управлению кондоминиумом и его эксплуатации.

Определение необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией кондоминиума, должно производиться в порядке достижения общего согласия всех домовладельцев, а споры по данным вопросам — разрешаться в судебном порядке.

2. В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается, что ТСЖ является некоммерческой организацией, т.е. организацией, созданной не для извлечения прибыли и распределения ее между участниками, а для удовлетворения потребности ее членов в качественном коммунальном обслуживании.

2. Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.

Принимая решение о создании некоммерческой организации, её учредители, прежде всего, сталкиваются с вопросом: какую организационно-правовую форму выбрать? Некоммерческие организации различаются между собой в зависимости от особенностей формирования управленческих органов, взаимной или односторонней ответственности организации и учредителей, по объему имущественных прав и другим параметрам. Чтобы не ошибиться в выборе, необходимо иметь полное представление обо всём спектре организационно-правовых форм некоммерческих организаций и особенностях каждой.

Некоммерческие организации в России крайне разнообразны. Они возникали на различных этапах становления страны, что привело к широкому многообразию видов НКО. До 01.09.2014 года трудно было классифицировать некоммерческие организации по определенным признакам. Но сегодня законодатель в достаточной степени систематизировал нормы, регулирующие правовое положение некоммерческих организаций. Так, вступивший в законную силу федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ внес изменения в Гражданский кодекс РФ и дифференцировал некоммерческие организации в зависимости от роли учредителей в создаваемой ими организации на корпоративные и унитарные. С этого времени организации, в которых учредители приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган признаются корпоративными и, соответственно, НКО, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными.

Кроме этого, перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, в которых возможно их создание стал исчерпывающим. Чтобы узнать о многообразии существующих сегодня ОПФ НКО остановимся на рассмотрении отдельных из них.

В современной России некоммерческие организации встречаются в самых разных областях:

  • благотворительность;
  • образование и культура;
  • наука;
  • социальная сфера.

Ассоциация (союз)

Ассоциация (союз) относятся к корпоративным некоммерческим организациям, могут быть созданы одновременно и гражданами и юридическими лицами – коммерческими или некоммерческими организациями. Союзы (ассоциации) основаны на членстве, которое может быть как добровольным, так и обязательным — в силу закона, число учредителей — не меньше двух. Как правило, такие некоммерческие организации создаются для отстаивания общих интересов, чаще всего – профессиональных, но не связанных с участием граждан в трудовых отношениях. Кроме того, ассоциация может быть создана для достижения каких-либо общественно полезных целей, имеющих некоммерческий характер. В ОПФ ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения нотариусов, оценщиков, некоммерческие партнерства, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты, саморегулируемые организации, их объединения и др.

Среди особенностей данной организационно-правовой формы можно выделить следующие:

  • единоличный исполнительный орган – председатель, руководитель или президент (наименование выбирается при создании).
  • имущество передается в собственность союзу (ассоциации), имеются членские взносы.
  • отсутствует ответственность организации при нарушении одним или несколькими членами своих обязательств и, вместе с этим, предусмотрена возможность установления законом или уставом субсидиарной ответственности членов союза (ассоциации) по долгам этой НКО.
  • Члены союза (ассоциации) имеют право на преобразование этой НКО в общественную организацию, АНО или фонд. Преобразование осуществляется по общему решению членов этой организации.

Автономная некоммерческая организация

АНО — унитарная некоммерческая организация. Отличие этой организационно-правовой формы от союза заключается в том, что участники АНО не являются ее членами, соответственно, отсутствуют членские взносы. Создаются такие некоммерческие организации с целью предоставления услуг в образовательной, культурной, научной, здравоохранительной и других сферах. В качестве учредителей могут выступать как обычные граждане, так и юридические лица, при этом организация может иметь и одного учредителя. Вступительные взносы являются добровольными. Однако, внеся имущественный взнос, учредитель теряет своё право собственности на него. Даже при выходе из состава учредителей организации или ликвидации АНО учредитель не получает обратно принадлежавшее ему ранее имущество или эквивалентную ему стоимость. Особенность этой организационно-правовой формы в том, что автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения уставных целей, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Учреждение

Данная организационно-правовая форма законодательно относится к унитарным некоммерческим организациям. Среди учреждений выделяют государственные, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные). Учредителями в этих НКО могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации – для государственных учреждений; муниципальное образование – для муниципальных учреждений; гражданин или юридическое лицо – для частных (в том числе общественных) учреждений.

Учитывая специфику деятельности государственных и муниципальных учреждений, их правовое положение регулируется статьёй 123.22 Гражданского кодекса РФ, которая наряду с другими правовыми нормами Гражданского кодекса появилась в новой его редакции, вступившей в силу с 01.09.2014 года. Кроме ГК РФ отношения, связанные с государственными и муниципальными учреждениями, регулируются Бюджетным кодексом РФ, законом о некоммерческих организациях и законом об автономных учреждениях. Частные учреждения встречаются в нашей стране достаточно редко. Как правило, они создаются в образовательной сфере. Детские сады, школы, колледжи, лицеи, кружки выбирают такую организационно-правовую форму как наиболее оптимальную для себя. Основным и единственным учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником его имущества. Особенность частного учреждения в том, что его финансирование полностью или частично осуществляет собственник его имущества, он же несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Осуществление предпринимательской деятельности частным учреждением возможно при условии, что это предусмотрено в его уставе, при этом доходы, полученные в результате этой деятельности, и приобретенное имущество поступают в распоряжение частного учреждения. Ещё одно отличие таких некоммерческих организаций состоит в том, что они не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Владение имуществом осуществляется на праве оперативного управления.

Частное учреждение может быть реорганизовано в форме преобразования учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

Фонд

Фонд – это один из видов унитарных некоммерческих организаций, учреждаемый юрлицами, гражданами для достижения социальных, образовательных, культурных, иных общественно значимых целей. Его отличают следующие признаки:

  1. Отсутствие членства.

  2. Наличие собственного имущества, формируемого за счет имущественных взносов учредителей. Свое имущество фонд может использовать только в уставных целях. При этом в обязательном порядке он должен ежегодно раскрывать данные об его использовании.

Функционирует фонд на основании устава. В нем обязательно должно содержаться наименование фонда, указание на ОПФ – «фонд», цели его создания, адрес местонахождения.

Систему органов управления фонда образуют:

  • Высший коллегиальный орган. Он устанавливает ключевые направления деятельности фонда, утверждает годовую отчетность, решает вопросы целесообразности уставных изменений, об открытии представительств фонда и его филиалов, об одобрении совершаемых сделок;

  • Исполнительный орган (правление, генеральный директор, председатель) решает текущие, повседневные вопросы;

  • Попечительский совет. Выполняет надзорные функции, контролирует расходы фонда, исполнение решений, принятых его управляющими органами. Данный орган функционирует на общественных началах.

Прекращение деятельности фонда возможно только путем его ликвидации. Реорганизация не допускается. Ликвидируется фонд только на основании решения суда. Происходит это в следующих случаях:

  1. Отсутствие у фонда достаточного количества имущества, необходимого для осуществления его целей и минимальная вероятность получения такого имущества;

  2. Невозможность достижения поставленных при создании фонда целей;
  3. Уклонение фонда от целей, прописанных в его уставе.

Так как в фонде нет членства, оставшееся при ликвидации фонда имущество после завершения расчетов с кредиторами распределяется согласно его уставным целям.

Благотворительный фонд

Это одна из наиболее распространенных форм благотворительных организаций. Образуется и функционирует благотворительный фонд в форме унитарной некоммерческой организации. Как правило, он создается для достижения наиболее значимых общественных, социальных целей. Например, помощь в реализации права на достойную жизнь людям с нарушениями в развитии, помощь тяжелобольным детям, которым необходимы средства на лечение или реабилитацию.

Учредить благотворительный фонд могут граждане и (или) юрлица, объединив свои имущественные взносы. Так как закон не регулирует число учредителей благотворительного фонда, он может быть создан любым количеством компаний, граждан. Есть исключение: благотворительный фонд не вправе создать ГУП, МУП, местные власти и госорганы.

Благотворительный фонд, как и любой другой фонд, работает на основании устава. В нем в обязательном порядке должны быть прописаны цели и предмет его деятельности, наименование фонда, его адрес, организационно-правовая форма, сведения о структуре управления.

Имущество учредителей, переданное в благотворительный фонд, становится его собственностью. Учредители с момента передачи имущества теряют свои права в отношении него. Ни они, ни фонд не отвечают по обязательствам друг друга.

Благотворительный фонд может вести предпринимательскую деятельность. Но при условии, что это необходимо для достижения поставленных при его создании целей.

Общественная организация

Общественная организация – это разновидность некоммерческих корпоративных организаций. Ее отличительные признаки:

  1. Добровольность объединения членов на основе общности интересов;

  2. Право членства предоставляется только гражданам. Минимальное количество учредителей – 3 человека;
  3. Цель создания общественной организации – удовлетворение нематериальных, в том числе духовных, потребностей ее членов, защита их интересов.

Правовой особенностью общественной организации является четкое разделение ее имущества как корпорации и имущества ее членов. Так, организация в собственности имеет имущество, переданное ей ее участниками. Которые, в свою очередь, теряют в момент передачи какие-либо правопритязания в отношении данного имущества. В то же время ни сама общественная организация, ни ее участники (члены) не являются ответственными по обязательствам друг друга.

Учредительный документ общественной организации – устав. В него включаются сведения о ее наименовании, адресе, предмете, целях деятельности, органах управления. А также условия членства, порядок распределения оставшегося после ликвидации организации имущества.

Общественная организация может быть реорганизована по решению ее участников путем преобразования в автономную некоммерческую организацию, фонд или ассоциацию (союз). А также она может быть реорганизована путем слияния в ассоциацию (союз).

Общественное движение

Одной из организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций является общественное движение. Это массовое общественное объединение. Оно имеет три главных признака:

  1. Отсутствие членства;

  2. Массовость – распространение среди широких групп населения. При этом никакая другая форма общественного объединения не имеет признака массовости;
  3. Наличие общественно полезных целей, включая социальные и политические. Например, общественное движение может объединять граждан одной этнической группы, цель которых – добиться признания или изменения своего статуса в обществе.

Общественные движения можно классифицировать в зависимости от масштабов их деятельности на общероссийские общественные движения, местные, а также региональные м межрегиональные.

Помимо ГК РФ нормы о правовом статусе общественного движения есть в законе «Об общественных объединениях». Причем этот закон имеет приоритетное значение перед иными актами.

Основополагающий документ в деятельности общественное движение – это его устав. В нем прописываются цели его деятельности, содержится информация об управляющих органах. В их число входят: высший руководящий орган (съезд/конференция, общее собрание) и подконтрольный ему коллегиальный выборный орган. Например, правление.

Руководящим органам общественного движения принадлежат права собственника его имущества, как поступающего, так и созданного, приобретенного на собственные финансовые средства в процессе деятельности.

Потребительский кооператив

В соответствии с Гражданским кодексом РФ потребительский кооператив является одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, отнесенной к некоммерческим корпоративным организациям.

С 01.09.2014 г. в связи с изменениями в Гражданском кодексе РФ нормы, регулирующие правовое положение потребительских кооперативов, также изложены в новой редакции. При этом важно, что указанные изменения подлежат применению лишь к тем отношениям, которые возникли после вступления указанных изменений в силу, т.е. после 01.09.2014 г. Что касается правоотношений, возникших до вступления в силу новой редакции ГК РФ, то положения Гражданского кодекса РФ применяются к правам и обязанностям, возникающим после даты вступления изменений в силу. Кроме этого необходимо учитывать, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с ГК РФ, последние применяются в части, непротиворечащей Гражданскому кодексу, также Федеральный закон от 05.05.2014 года № 99-ФЗ установил, что к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам – применяются нормы о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3).

Потребительские кооперативы создаются с целью удовлетворения материальных и других потребностей его членов. Создавать такие кооперативы могут физические лица или физические и юридические лица. При этом, становясь членами кооператива, они объединяют свои паевые взносы.

Главным учредительным документом, как и в других организационно-правовых формах, является устав, утверждаемый на общем собрании учредителей. Управление кооперативом осуществляется органами кооператива, положения о составе и компетенции которых, а также о порядке принятия ими решений устанавливаются в уставе этого кооператива.

Члены кооператива несут ответственность по его долгам. Это означает, что если при завершении финансового года выявляются убытки, покрыть их следует за счет дополнительных взносов. Для этого законодателем установлен определенный период – в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса.

Что же касается предпринимательской деятельности, то кооператив имеет право на неё, но только лишь для достижения уставных целей. Кооператив может не только оказывать платные услуги, но и извлекать прибыль другими способами – покупать ценные бумаги, размещать деньги в банке под процент и пр. Законом предусмотрено несколько видов потребительских кооперативов:

  • кредитный;
  • жилищно-строительный;
  • гаражный;
  • общество взаимного страхования;
  • фонды проката;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Садоводческие и огороднические некоммерческие объединения

Граждане, владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся земельными участками, имеют право на вступление в некоммерческие садоводческие или дачные объединения. Такого рода НКО могут существовать в нескольких формах:

  • некоммерческие товарищества;
  • потребительские кооперативы;
  • партнерства.

Во всех этих видах некоммерческих организаций собственник имущества общего пользования определяется в зависимости от источника формирования данного имущества. Так, имущество, приобретенное на целевые взносы, является общей собственностью всех членов, а если имущество было приобретено или возведено на средства специального фонда, то оно будет являться собственностью НКО. В спецфонд поступают вступительные и членские взносы, заработанные за счет хозяйственной деятельности средства и поступления иного характера. Расходовать средства из специального фонда можно только на обозначенные в уставе цели.

Стоит отметить также, что при наличии у кооператива убытков, покрывают их его члены.

Потребительский кооператив независимо от сферы его деятельности может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Преобразование жилищного или жилищно-строительного кооператива возможно только в товарищество собственников недвижимости. Решения о преобразовании могут быть приняты членами этих кооперативов на их общих собраниях.

Товарищество собственников недвижимости

Это новая с 01.09.2014 г. организационно-правовая форма некоммерческих организаций. ТСН — добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законом. ТСН не отвечает по обязательствам своих членов, а члены не отвечают по обязательствам товарищества. ТСН является собственником своего имущества и по решению своих членов может быть преобразовано в кооператив.

Профессиональные юридические услуги

Международная Юридическая Компания – это полный комплекс необходимых вам услуг во всех отраслях права. Наши специалисты обладают богатым опытом в вопросах создания некоммерческих организаций. Мы проведем анализ ваших запросов и поможем в выборе наиболее оптимальной организационно-правовой формы. Наши юристы соберут пакет регистрационных документов и подадут их в регистрирующий государственный орган. Мы обладаем необходимым багажом знаний и готовы поделиться им с вами!

admin