Некоммерческие фонды

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОДИНЦОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Сафронова В.

Лысенко Д.

группа Ю — 2.1.

Некоммерческие организации: фонды

Реферат

Старший преподаватель Теодорович Т.С.

Выполнили: студенты 2 курса группы Ю-2.1

Сафронова В. и Лысенко Д.

Проверила: Теодорович Т.С.

Одинцово, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ФОНДА 3

1.1. Несколько значений термина фонд 3

1.2. Определение фонда в законодательстве России и других стран 4

ГЛАВА II. РАЗНОВИДНОСТИ ФОНДОВ 6

2.1. Общественный и благотворительный фонд 6

2.2. Отличия фонда от других организаций 8

2.3. Классификация по поддерживаемым направлениям 12

ГЛАВА III. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ОТЧЁТНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 15

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ФОНДА

    1. Несколько значений термина фонд

Понятие «фонд» происходит от латинского слова fundus — основание и имеет несколько лексических значений:

1. Запас, накопление денежных средств, денежный капитал.

2. Денежные и материальные средства, сосредоточенные в единую совокупность с целью использования их для определенных целей (например, пенсионный фонд).

3. Организация, учреждение, созданные для оказания содействия определенным видам деятельности, социальным группам людей (например, благотворительные, научные, культурные фонды)

Также данное понятие может означать процентные ценные бумаги и положение в каком-нибудь деле, чьи-нибудь шансы на что-нибудь.

Наименование «фонд» организационно-правовой формы является одним из самых неудачных, так как подобное наименование имеют другие организации (бюджетные и внебюджетные фонды, фонды хозяйственных обществ, инвестиционные, жилые, компенсационные, архивные, страховые и иные фонды).

Это вносит некоторую путаницу, хотя имеются попытки законодателя и правоприменительных органов выделить фонды как организационно-правовую форму некоммерческих организаций. Представляется целесообразным запретить другим юридическим лицам, кроме созданных в форме фонда некоммерческой организации, использовать в своем наименовании слово «фонд». Прямого указания в законе на данное обстоятельство нет, но имеется, например, запрет на указание в наименовании общества с ограниченной ответственностью терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа Постановлением от 5 декабря 2001 г. по делу N Ф03-А73/01-2/2545 <2> утвердил отказ в регистрации ООО, в названии которого присутствует слово «фонд».

1.2. Определение фонда в законодательстве России и других стран

Рассматривая вопросы деятельности фондов как некоммерческих организаций в зарубежном законодательстве и сравнивая его с российским, можно отметить, что наибольшие различия существуют при сравнении с англосаксонской системой права.

Так, законодательство Великобритании не использует понятие «фонд», вместо него употребляется термин «благотворительный траст», что довольно близко не только по значению, но и более конкретно определяет деятельность организации.

В США и Канаде понятие фонда также в основном связывается с финансовой деятельностью, направленной на благотворительные цели. По налоговому законодательству такие фонды делятся на частные — созданные ограниченным кругом лиц или одним лицом — и общественные — средства поступают от неопределенного круга лиц.

В Испании фонды не могут использоваться для получения прибыли и создаются только для общественных целей.

Наиболее близким к российскому понятию «фонд» как некоммерческой организации является положение фондов в Германии, Италии и Нидерландах. Основные различия содержатся в процессе образования и регистрации фондов.

Законы Германии позволяют создавать фонды для любых целей. Их коммерческая деятельность служит источником для целевой деятельности фонда и не может быть основной.

В Италии фонды являются некоммерческими автономными организациями. Учредители ограничены в получении и распределении прибыли от деятельности фонда.

Отсутствие членства, необязательность наличия уставного капитала, ограничение коммерческой деятельности фонда, порядок управления фондом в Нидерландах наиболее близки к российскому законодательству.

Итак, фонд по гражданскому законодательству РФ — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ).

Правовое положение и деятельность фондов регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях, а также иными федеральными законами, регулирующими правовое положение и деятельность отдельных видов фондов.

ГЛАВА II РАЗНОВИДНОСТИ ФОНДОВ

2.1. Общественный и благотворительный фонд

Как разновидности фондов следует выделить общественный и благотворительный фонды.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» <8>).

Существующие понятия «общественное объединение» и «общественный фонд», хотя и отождествляются в ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях», который относит общественные фонды к разновидности общественного объединения, представляется, что фонд, являющийся некоммерческой организацией, не имеющей членства, не может относиться к разновидности общественного объединения. В подтверждение сказанного можно сослаться на ФЗ «О некоммерческих организациях», где фонды выделены в отдельный вид некоммерческой организации наряду с общественным объединением. Для обеспечения единства в системе некоммерческих организаций, и в том числе фондов, следует привести Закон об общественных объединениях 1995 г. в соответствие с Законом о некоммерческих организациях 1996 г. Ибо возникла ситуация, когда общий закон, регулирующий статус некоммерческих организаций в целом, принят после конкретизирующего закона, регулирующего отдельные разновидности некоммерческих организаций.

Благотворительный фонд является одной из разновидностей фонда. Единственной особенностью данного фонда является его направленность — благотворительная деятельность в интересах общества в целом или отдельных категорий граждан и, как следствие, особенности деятельности.

К некоммерческим организациям — фондам вполне можно отнести негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» <9>. Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.

2.2. Отличия фонда от других организаций

Основным отличием фонда от других видов некоммерческих организаций, предусмотренных законодательством РФ, является отсутствие членства. Фонд можно рассматривать в качестве своеобразного «объединения имущества», а не «объединения лиц».

Учредителями фонда могут выступать граждане и юридические лица. При этом законом не установлены какие-либо ограничения по количеству или кругу учредителей фонда. С 1 января 2006 г. после вступления в силу Закона 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в качестве учредителя фонда может также выступать муниципальное образование, субъект Российской Федерации или Российская Федерация.

Фонд может быть ликвидирован, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом, а также в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Несостоятельными (банкротами) могут быть признаны судом любые юридические лица, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Основания для признания юридического лица банкротом, порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства устанавливаются ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» <15>.

Фонд является собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственность по его долгам. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно имущества, передаваемого в собственность фонда. При этом, однако, следует иметь в виду, что фонду в любом случае не может передаваться имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 октября 2002 г. N А14-4239-02/108/10 <16> установлено, что фонд как организационно-правовая форма некоммерческой организации не может владеть имуществом на праве оперативного управления, поскольку в соответствии со ст. 216 ГК РФ и ст. 296 ГК РФ исключительными субъектами права оперативного управления названы казенные предприятия и учреждения, а п. 2 ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривают, что имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Фонд вправе иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.

Действующее законодательство весьма широко определило цели создания и деятельности фонда. Учредители вправе создать фонды, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. На законодательном уровне невозможно более точно перечислить или конкретизировать цели создания фонда. Однако представляется весьма важным выработать определенные критерии, позволяющие определить, что можно относить к социальной, благотворительной, культурной, образовательной или общественно полезной деятельности, а что — нет. К сожалению, в настоящее время ни юридическая доктрина, ни судебная практика соответствующих критериев не выработали.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. При этом, однако, следует иметь в виду, что фонд, как и любая некоммерческая организация, не вправе заниматься профессиональной предпринимательской деятельностью, требующей получения разрешения или лицензии государственного органа (например, осуществлять банковские и (или) кредитные операции, строительную деятельность и т.д.). Фонд не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. N 6609/02 <17> дело по иску благотворительного фонда о взыскании с больницы задолженности по оплате лекарственных препаратов направлено на новое рассмотрение, так как арбитражный суд ошибочно посчитал сделку договором купли-продажи, поскольку предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь, противоречит определенным законом и уставом целям создания фонда, а соответственно, выходит за рамки его правоспособности.

Следует заметить, что в случае возникновения спора о действительности возмездных сделок, совершенных фондом, суды исследуют сделку на предмет соответствия ее уставным целям деятельности фонда и учитывают конкретные обстоятельства ее совершения. Так, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 3637/97 <18> установлено, что совершение фондом сделки купли-продажи жилого помещения (квартиры) не выходит за пределы правоспособности, установленной законом для некоммерческих организаций данного вида, поскольку совершенная сделка соответствует уставу фонда, полученное имущество могло быть использовано для достижения общественно полезных целей фонда как путем распределения квартир между работниками сферы образования в натуре, так и в виде направления на уставные цели фонда средств от их продажи, а фактов расходования денежных поступлений в противоречии целям создания фонда при проверке его деятельности не выявлено. По мнению некоторых авторов, наиболее важный критерий оценки соответствия коммерческой деятельности фонда целям его создания — направление полученной прибыли на уставную деятельность фонда. С указанной позицией нельзя не согласиться, однако следует добавить, что помимо данного критерия следует также соотносить коммерческую деятельность фонда с целями его создания на предмет соответствия данной деятельности ограниченной законом и уставом правоспособности фонда.

Фонд обладает специальной правоспособностью и осуществляет деятельность в соответствии с целями создания, закрепленными в уставе. Таким образом, возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограниченны. Иначе говоря, специальная правоспособность фонда имеет два проявления: во-первых, он вправе осуществлять только ту некоммерческую деятельность, которая соответствует целям его создания, отраженным в его уставе, иная деятельность будет признана неуставной; во-вторых, фонд вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые не противоречат целям его создания, закрепленным в уставе.

Благотворительная или иная общественно полезная деятельность фондов требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, так как структура фонда не предусматривает членства. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Подводя итог, следует отметить прежде всего необходимость систематизации некоммерческих организаций, в том числе и фондов, обобщения законодательства и включения в систему фондов как организационно-правовой формы некоммерческих организаций всех существующих, подпадающих под признаки фондов организаций. Одновременно следует законодательно обособить фонды от других организаций, ограничить использование иными организациями слова «фонд» в своем наименовании.

Важным представляется более конкретно определить цели создания фондов, раскрыть более подробно социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Также следует конкретизировать способы и форму обязательной отчетности фондов.

2.3. Классификация по поддерживаемым направлениям

— Фонды, поддерживающие проекты в области развития гражданского общества, специализируются в следующих направлениях: демократическое развитие, организация и проведение выборов, самоуправление, гражданские инициативы, участие общественности в процессе принятия решений, и прочее.

— Фонды, работающие в области проблем детей и молодежи, поддерживают проекты по направлениям: работа с детьми и молодежью, детское образование, воспитание, решение проблем молодежи, соблюдение прав и интересов ребенка, социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей-заключенных, против насилия в семье.

— В области женского движения фонды поддерживают проекты по направлениям: развитие женского движения, проведение гендерных исследований, проблемы равенства, содействие активности женщин в науке, искусстве, политике и бизнесе, защита прав женщин (в т.ч. проблемы женской дискриминации и домашнего насилия), безработица и самозанятость женщин, социальная адаптация женщин, пострадавших от насилия, охрана матери и ребенка.

— В области защиты инвалидов фонды поддерживают: защиту прав инвалидов, трудоустройство, социальную реабилитацию инвалидов.

— В области социальной защиты фондами поддерживаются: социальная защита беженцев, переселенцев, ликвидация безработицы, социальная справедливость, борьба с наркоманией, проблема меньшинств, помощь социально незащищенным слоям населения, предупреждение преступности.

— Фонды, поддерживающие проекты в области правозащиты, работают в направлениях: защита прав человека, национальных меньшинств, беженцев, переселенцев, судебная защита, решение этносоциальных конфликтов на территории бывшего СССР, юридическая помощь лицам, преследуемым по политическим мотивам, проблемы нарушения прав человека в зонах вооруженных конфликтов, разработка нового законодательства, юридическая помощь и социальная адаптация лиц, отбывающих наказание, правовое просвещение и распространение идей прав человека.

— В области здравоохранения фонды специализируются на поддержке: улучшение здоровья, борьба со СПИДом, наркоманией, проведение медицинских исследований, улучшение системы здравоохранения, медицинского обслуживания населения, просветительские программы в области здравоохранения.

— Фонды, поддерживающие проекты в области образования, поддерживают направления: образование населения, образовательная реформа, получение начального, среднего и высшего образования, получение ученой степени, организация и проведение студенческих обменов.

— В области культуры и искусства фонды поддерживают проекты, направленные на: развитие наций и народностей, природно-культурное наследие, проекты в области культуры, искусства, туризм, развитие библиотек, музеев, литературных издательств и прочее.

— Фонды, работающие в области средств массовой информации, поддерживают: распространение информации, в т.ч. через Интернет, выпуск периодических изданий, организация и подготовка публикаций в СМИ, взаимодействие со СМИ.

— В области экологии и охраны природы фонды оказывают поддержку проектам по направлениям: экологическое образование, экологический мониторинг, проблемы загрязнений, радиационная безопасность, экологические поселения, экологические технологии, экология города, экология человека, экологический туризм, охрана животных и охраняемые природные технологии, альтернативная энергетика, экологические исследования, борьба с опустыниванием, охрана лесов, экологическое просвещение населения.

— Фонды, поддерживающие проекты в области устойчивого развития, специализируются по направлениям: создание экологически устойчивого будущего, решение проблем сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, трансформация нормативно-правовой базы, организация международного партнерства в области устойчивого развития, участие в международных научных программах по устойчивому развитию, решение межгосударственных экологических проблем, просвещение населения в области устойчивого развития.

— В области сельского хозяйства фондами поддерживается: развитие сельской местности, сельского хозяйства, фермерства, содействие в проведении реформ в области сельского хозяйства, частного сектора.

— В области малого бизнеса и предпринимательства фонды оказывают поддержку проектам, направленным на развитие малого и среднего бизнеса, развитие частного сектора, бизнес- и экономическое образование, защита интересов предпринимателей: .

— Фонды в области развития экономики поддерживают: социально-экономическое развитие, экономические реформы, экономическое образование.

— Поддержка развития технологий оказывается фондами в области разработки и внедрения новых технологий в различных областях деятельности.

— В области науки фонды поддерживают проекты по проведению исследований в области естественных, гуманитарных и прикладных наук, проведению научных работ.

— Фонды в области законодательной реформы и юридической защиты оказывают поддержку по: защите юридических прав, лоббированию, содействию в проведении законодательных реформ.

— Прочие фонды, в том числе, фонды, поддерживающие проекты в области национальной безопасности; фонды, поддерживающие проекты в области политики; фонды, поддерживающие проекты в области разоружения; фонды, поддерживающие проекты в области работы парламента; фонды, поддерживающие проекты в области борьбы с коррупцией; фонды, поддерживающие проекты в области религии; фонды, поддерживающие проекты в области поддержки предприятий; фонды, поддерживающие проекты в других областях.

ГЛАВА III. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ОТЧЁТНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Функции:

  • выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»)

  • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение

  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами

  • оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет

  • оплата родовых сертификатов

  • доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам

  • доплата за диспансеризацию работающих граждан

  • оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами

  • оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей)

  • и др.

Однако оформление т. н. «Материнского капитала» производится в отделении Пенсионного Фонда РФ.

«Продается действующий благотворительный фонд с безупречной репутацией, хорошей историей и полным пакетом документов». Такие предложения сейчас нередко можно увидеть на сайтах частных объявлений. Авторы подобных объявлений хотят получить за свой товар от 100 тыс. до 1 млн рублей.

Петр Селищев, юрист:

«Деятельность НКО регулируется статьями 123.24-25 Гражданского кодекса РФ. Когда речь заходит о продаже НКО, возникают два главных вопроса – насколько законна такая продажа и откуда в этой схеме берутся деньги. То есть, почему речь идет именно о продаже, а не о передаче полномочий от старого учредителя новому.

Фото из личного архива Петра Селищева

Как именно происходит процедура «продажи» НКО, можно только предполагать. Существует схема продажи ООО (общество с ограниченной ответственностью). Чтобы выяснить стоимость ООО, оценивают его активы. Какие активы могут быть у НКО? Репутация, связи, доноры, имущество. У НКО нет цели извлечения прибыли, но такая организация может заниматься коммерческой деятельностью для достижения своих целей. Например, у НКО может быть благотворительный магазин. Но по закону все это продать невозможно.

Продажа НКО по сути — переоформление документов. «Покупатель» входит в состав учредителей.

Как может выглядеть договор, подтверждающий передачу денег? Я думаю, что деньги в таких случаях берут за оформление услуг. Не прямой договор купли-продажи, как при продаже коммерческой организации, а договор оказания услуг по регистрации в НКО (если есть посредник) или расписка о передаче денег (денежные средства за пакет документов НКО переданы и получены). Но будет ли такая расписка иметь юридическую силу — это большой вопрос. Есть случаи, когда договор купли-продажи НКО оспаривался в суде.

В одном из объявлений о продаже НКО я видел цену в 1 млн рублей. Судя по информации в интернете, эта благотворительная организация владела агрохолдингом, то есть фактически речь все-таки шла о продаже имущества.

По закону в случае ликвидации НКО имущество организации должно быть направлено на благотворительные цели, для которых и создана НКО. По сути, происходит ликвидация организации. Старые люди уходят, приходят новые. Закрывая НКО, учредители не могут поделить между собой оставшиеся средства. Это незаконно. По идее они обязаны это имущество передать безвозмездно.

А еще не лишним будет напомнить, что НКО несет ответственность перед донорами (жертвователями). Если, например, вашей организации подарили здание или пожертвовали квартиру, то как-то нехорошо это продавать, более того, незаконно. И донор, узнав об этом, вполне может расторгнуть договор пожертвования в судебном порядке, если сможет доказать факт продажи».

Владимир Берхин, соруководитель «Все вместе за разумную помощь», президент благотворительного фонда «Предание»:

«Тема продажи НКО часто обсуждалась в предыдущую «эпоху», когда распределением президентских грантов занимались грантооператоры. В то время для того, чтобы подать заявку на грант, нужно было соблюсти некоторые формальности, в частности, грант не могла получить НКО, существующая менее года. Должен был пройти некий срок с момента регистрации НКО. Поэтому тогда время от времени говорили о людях, готовых купить НКО, чтобы успеть подать заявку на грантовый конкурс. Какая-то коррупционная составляющая грантового процесса, к сожалению, существует всегда. Тема продажи возникает, когда кому-то нужна организация «для освоения бюджета».

Насколько мне известно, юридически процедуры продажи НКО не существует. Но нередко приходится слышать о том, что смена учредителей НКО происходит на договорной основе. Можно предположить, что в такой схеме могут фигурировать и деньги.

Фото: Агентство социальной информации

Обычно после смены учредителя название организации меняется. В реестре юрлиц сохраняется ОГРН, по нему можно узнать прежнее название.

Но смена учредителя и названия далеко не всегда связана с чем-то незаконным. Нередко мы видим такую историю: кто-то когда-то организовал НКО, несколько лет занимался благотворительностью, но устал, выгорел, нет больше сил «тянуть» свою НКО. Он готов передать организацию в хорошие руки вместе с базой данных доноров, налаженными связями, командой, чтобы проект сохранился».

Дарья Милославская, председатель ассоциации «Юристы за гражданское общество»:

«Понятие купли-продажи четко определено в законодательстве, оно подразумевает обмен товара на деньги. Но когда мы говорим: «А не продашь ли ты мне два часа своего времени?» или «Кому бы продать свое хорошее настроение?», то имеем в виду не прямую конвертацию товара в деньги, а процедуру посложнее.

При продаже НКО речь идет исключительно о смене учредителей. 20 лет законодательство о НКО нас убеждало, что учредитель для некоммерческой организации – как родитель. И отменить это родительство было невозможно. Даже если «ребенка» усыновили, его «биологические родители» оставались во всех документах. Процедура выхода из учредителей НКО в законодательстве не была предусмотрена. И вот в 2016 году она появилась, и стало возможным менять учредителей.

Фото: Агентство социальной информации

Чтобы выйти из учредителей НКО, нужно прийти к нотариусу с заполненным заявлением о выходе из состава учредителей, заплатить пошлину в размере 1200 рублей, получить документ о смене учредителя и пойти с ним в налоговую службу.

Но многие организации существуют давно. У них есть опыт, репутация. Это ценится. И когда такая организация заключает договор или участвует в конкурсе, ее опыт и репутация учитываются. Организация с десятилетним стажем с большей вероятностью выиграет конкурс, чем НКО, созданная позавчера.

Поэтому не исключено, что находятся люди, которые хотят на этом заработать и свое учредительство пытаются «продать». И тогда к нотариусу «продавец» и «покупатель» идут вместе.

Один выходит из состава учредителей, другой входит в него, заверяет соответствующее решение, что он теперь учредитель этого фонда. Эта процедура, конечно, более сложная. Одно заявление отправляется в налоговую, другое — в минюст. Если они все заполнены правильно, то через месяц у фонда уже другой учредитель.

Я бы не стала огульно говорить, что каждый, кто подал в интернете объявление о продаже благотворительного фонда, – мошенник. Надо разбираться в каждой конкретной ситуации. Может быть, это пиар-акция? Если я бы написала: «Отдам фонд в хорошие руки”, то это будет звучать как «Отдам ненужное пианино. Самовывоз”. Другое дело — «Продам антикварный инструмент”.

Нужно смотреть, какой фонд, кто учредитель. Если там десяток учредителей и один говорит, что он его продаст, то есть, поменяется один учредитель из десятка, то по сути ничего не изменится.

А бывает, что человек создает фонд, а через несколько лет решает больше не заниматься благотворительностью. Но ликвидировать фонд не так просто. Это целая бюрократическая процедура, в процессе деятельностью фонда могут заинтересоваться налоговые органы, выяснить, что есть нарушения, выписать штрафы. Проще найти человека, который собирается создать благотворительный фонд, и передать ему дела. Таких людей можно искать среди знакомых, но что делать, если знакомых не нашлось?»

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Различные организационно-правовые формы некоторых коммерческих юридических лиц имеют как общие (ст. 66–68 ГК), так и специфические признаки (ст. 69–115 ГК). Эго касается, в частности, хозяйственных товариществ и обществ. К их числу относятся все коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку, например исключительные права на охраняемое патентом изобретение. Денежная оценка вклада, участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной оценке. Спецификой хозяйственных обществ является возможность их создания одним физическим или юридическим лицом, которое становится его единственным участником. Не допускается лишь выступление в качестве единственного учредителя (акционера) акционерного общества другого хозяйственного общества, состоящего из одного лица.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Все участники солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам полного товарищества всем лично им принадлежащим имуществом. Иными словами, при недостаточности имущества самого товарищества для удовлетворения требований кредиторов последние в оставшейся части могут потребовать удовлетворения в полном объеме за счет личного имущества любого (или любых) из полных товарищей (п. 1 ст. 75 ГК). Подобная трактовка солидарной и субсидиарной ответственности базируется на нормах п. 1 ст. 323 и абз. 1 п. 1 ст. 399 ГК.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по его обязательствам своим имуществом (т.е. полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков товарищества лишь в пределах сумм своих вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Полными товарищами в товариществах на вере, как и в полных товариществах, также могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (абз. 1 п. 4 ст. 66 ГК).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).

Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Общество с ограниченной ответственностью является самым распространенным видом хозяйственных обществ. Это связано прежде всего с несложной процедурой его создания. Так, ООО может быть учреждено одним лицом или состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации. Однако при этом ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Учредители ООО заключают между собой письменный договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества. При этом следует иметь в виду, что договор об учреждении общества не является его учредительным документом. Таким документом служит устав общества.

Учредители ООО несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением и возникшим до его государственной регистрации.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с Законом об ООО. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом в уставе определяются порядок образования, деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, сю компетенция, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Общим собранием участников общества избирается единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников. При этом в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда общество по договору передало осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.

Если уставом общества предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом общества также коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и др.), такой орган избирается общим собранием участников общества в количестве и на срок, которые определены уставом общества. При этом членом коллегиального исполнительного органа общества вправе стать только физическое лицо, которое может нс являться участником общества. Следует иметь в виду, что функции председателя коллегиального исполнительного органа общества выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (генеральный директор, президент и др.), за исключением случаев, если полномочия единоличного исполнительного органа общества переданы управляющему.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Фирменное наименование ОДО наряду с наименованием общества в обязательном порядке должно содержать слова «с дополнительной ответственностью».

Говоря об обществе с дополнительной ответственностью, хочется отметить, что еще авторы проекта Концепции развития законодательства о юридических лицах 2009 г. обосновывали мнение о том, что «нет достаточных оснований для сохранения такой организационно-правовой формы юридического лица, как общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК). Гражданско-правовой статус таких хозяйственных обществ практически полностью определяется положениями законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. Очевидно, что возложение на участников такого общества дополнительной ответственности по долгам юридического лица не требует закрепления в законе особой организационно-правовой формы, а может быть санкционировано на уровне устава». Таким образом, по их мнению, «продолжением реформ в сфере совершенствования типологии юридических лиц должно стать устранение такой организационно-правовой формы, как общество с дополнительной ответственностью (ОДО)». Однако предложенные в Концепции изменения еще пока не были приняты законодателем и указанная организационно-правовая форма юридических лиц продолжает существовать.

Акционерное общество (АО) – одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм, особенно в сфере среднего и крупного предпринимательства. Уставный капитал акционерного общества делится на определенное число именных акций. Участники данного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Гражданско-правовое положение различных видов АО устанавливают ст. 96–104 ГК, а также Федеральные законы от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах), от 19.07.1998 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее – Закон о народных предприятиях), от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее – Закон об инвестиционных фондах).

Существует ряд различии между открытым, закрытым акционерными обществами и акционерным обществом работников (народным предприятием). Так, число учредителей открытого акционерного общества (ОАО) не ограничено, в то время как число учредителей закрытого акционерного общества (ЗАО) не может превышать пятидесяти. Далее, ОАО вправе проводить открытую подписку на свои акции и их свободную продажу. Его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Акции ЗАО, напротив, распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, а его акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Минимальный уставный капитал ОАО должен составлять не менее тысячекратной, а ЗАО – стократной суммы минимального размера оплаты труда на дату регистрации общества. Акционеры – владельцы обыкновенных акций общества могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, в случае же ликвидации общества – право на получение части его имущества. Владельцы привилегированных акций, напротив, не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено Законом об акционерных обществах. По общему правилу место нахождения АО определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 4 указанного Закона).

Акционерное общество может создавать филиалы и открывать представительства. При этом устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Акционерное общество также может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица.

Акционерное общество может выступать как основное по отношению к другому (дочернему) хозяйственному обществу, если оно в силу преобладающего участия в уставном капитале последнего либо в соответствии с заключенным между ними договором имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

При этом дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.

Акционерное общество работников (народное предприятие) – это закрытое АО, акции которого распределены среди работников пропорционально их оплате труда. Таким образом, определяющими отношениями в народных предприятиях являются трудовые. Наемный работник-акционер обладает определенным количеством акций народного предприятия, которыми он наделяется пропорционально сумме оплаты его труда, иными словами, количество акций пропорционально трудовому участию. При этом если АО – объединение капитала, то АО работников – это объединение наемных работников, основанное на их трудовом участии. В АО определяющим является обладание акциями, поскольку голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна голосующая акция – один голос», за исключением случаев проведения кумулятивного голосования по выборам членов совета директоров. В АО работников преобладающий принцип – «один акционер – один голос».

При увольнении работник-акционер обязан продать народному предприятию, а последнее обязано выкупить принадлежащие акционеру акции по их выкупной стоимости.

Специфика акционерного общества работников (народного предприятия) выражается прежде всего в порядке его создания. Народное предприятие может быть создано только путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. К народным предприятиям применяются правила Закона об акционерных обществах, касающиеся ЗАО, если иное нс предусмотрено Законом о народных предприятиях.

Среднесписочная численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека. При снижении указанной численности народное предприятие обязано в течение одного года привести ее в соответствие с требованиями о 51 работнике либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы.

В науке распространено мнение, что народное предприятие нельзя считать закрытым АО, так как оно не отвечает самой сути АО, а определение народного предприятия в Законе о народных предприятиях в качестве организационно-правовой формы коммерческой организации не соответствует нормам ГК. Это мнение основано на том, что перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций является исчерпывающим. Так, в соответствии с ГК юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 2 ст. 50 ГК).

Акционерный инвестиционный фонд – это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные законом, и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд» (ст. 2 Закона об инвестиционных фондах).

Важную роль в предпринимательской деятельности играют производственные кооперативы, или артели, т.е. добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Производственные кооперативы создаются в целях производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнения работ, ведения торговли, бытового обслуживания, оказания других услуг. Особенностью данных предпринимательских структур, в отличие, скажем, от хозяйственных обществ, является личное трудовое и иное участие их членов в деятельности кооперативов наряду с объединением имущественных паевых взносов. Помимо ст. 107–112 ГК отношения по созданию и деятельности, производственных кооперативов регулируют федеральные законы от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (далее – Закон о производственных кооперативах) и от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Закон о сельхозкооператив).

Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. Фирменное наименование кооператива должно содержать его название и слова «производственный кооператив» или «артель».

Членами кооператива могут быть внесшие установленный уставом кооператива паевой взнос граждане РФ, достигшие возраста 16 лет. Размер и порядок внесения паевого взноса определяются уставом кооператива. Согласно ст. 109 ГК член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее 10% паевого взноса, а остальную часть – в течение года с момента регистрации. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть членами кооператива наравне с гражданами РФ. Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25% числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Прибыль кооператива распределяется между его членами согласно их трудовому участию, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива.

Высший орган управления кооперативом – общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Следует иметь в виду, что членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.

Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

  • URL: privlaw.ru/vs_info2.html; Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. №11.

ФОНДЫ, И ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ, БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ ФОНДОВ

О правовом положении такой организационной формы некоммерческих юридических лиц как фонды Вы узнаете из настоящего материала.
Классическими разновидностями фонда, как организационно-правовой формы некоммерческой организации, следует признать благотворительный фонд (статья 7 Федерального закона от 11.08.1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве «волонтерстве» (далее — Закон N 135-ФЗ)) и общественный фонд (статья 10 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон N 82-ФЗ)).
Общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов, представляющих собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (статья 10 Закона N 82-ФЗ).
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
При государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Благотворительные фонды рассматриваются Законом N 135-ФЗ как разновидность благотворительных организаций. При ликвидации благотворительной организации (в том числе благотворительного фонда) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом (Постановление ФАС Центрального округа от 10.10.2006 г. по делу N А62-6158/2003).
Как и общественное объединение, фонд преследует в своей деятельности исключительно общественно полезные цели.

Фонд — это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, образовательные, культурные или другие общественно-полезные цели. Следовательно, фонды могут быть благотворительными, общественными, культурными и др.

Имущество, переданное фонду его учредителями, становится собственностью фонда, а он, в свою очередь, использует это имущество для целей, определенных и ограниченных уставом. Также фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только соответствующую целям его создания. Для этого фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Регистрация фонда в Минюсте, в том числе регистрация благотворительного фонда (благотворительной организации в форме фонда), осуществляется путем внесения соответствующих данных в единый государственный реестр юридических лиц. Документы, необходимые для государственной регистрации фонда, представляются в регистрирующий орган не позднее, чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Решение о государственной регистрации фонда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. Для г. Москвы таким органом является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве. Для городов Московской области органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, является Управление Министерства юстиции РФ по Московской области.

Мы предлагаем Вам профессиональную помощь в регистрации некоммерческой организации, в том числе, в форме фонда. С помощью наших специалистов вы можете подготовить документы для регистрации благотворительного, общественного или иного фонда, а также провести непосредственно процедуру регистрации фонда в Минюсте, а также внести сведения о новой организации в ЕГРЮЛ, поставить ее на учет в налоговой, открыть р/счет и т. д. При этом такая услуга, как регистрация фонда и ее цена, приятно вас удивят своим качеством и привлекательной стоимостью.

Базовая стоимость регистрации фонда

Если вы хотите зарегистрировать благотворительный или иной фонд, то его стоимость будет зависеть от утвержденной цены на данные услуги, а также от необходимости получения дополнительных услуг: изготовление печати, открытие р/счета в банке или гос. регистрация с числом учредителей более пяти и т. д.

Услуги по регистрации фонда 25 000 руб.
Государственная пошлина за регистрацию фонда + 4 000 руб.
Регистрация фонда с учетом всех расходов 29 000 руб.

Дополнительные варианты регистрации фонда

Регистрация фонда с иностранными учредителями от 2 000 руб.
Дополнительные расходы: нотариальное заверение подписи на заявлении от 1 200 руб.

Для того чтобы начать оформление документов для регистрации фонда, Вам необходимо заключить договор на оказание юридических услуг и предоставить следующие данные:

  • наименование фонда;
  • цели, для которых осуществляется регистрация организации;
  • виды деятельности фонда;
  • сведения об учредителях фонда (для физических лиц— копии паспортов; для юридических лиц— копии учредительных документов);
  • порядок управления фондом (структура, состав, наименование органов управления);

Помимо этого для регистрации фонда необходимо предоставить документы, подтверждающие местонахождение фонда. В случае отсутствия таких документов мы можем предоставить юридический адрес для регистрации фонда.

В пакет услуг нашей компании по регистрации фонда входит:

  • подготовка и оформление учредительных документов фонда;
  • оплата всех установленных сборов и пошлин;
  • проведение процедуры регистрации в Федеральной регистрационной и Федеральной налоговой службе;
  • получение свидетельства о государственной регистрации фонда, свидетельства о внесении фонда в ЕГРЮЛ;
  • получение свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и во внебюджетных фондах;
  • получение письма из Госкомстата;
  • изготовление печати.

Наши специалисты окажут Вам профессиональную помощь в регистрации фонда. Кроме того, мы предлагаем ряд дополнительных услуг по регистрации и сопровождению некоммерческой организации в форме общественного или благотворительного фонда.

Дополнительные услуги, оказываемые при регистрации фонда

Получение документов, подтверждающих регистрацию фонда в ФСС, ПФР 3 000 руб.
Открытие расчетного счета 3 000 руб.
Изготовление печати на стандартной оснастке от 700 руб.
Получение письма из Госкомстата о присвоении кодов ОКВЭД 1 500 руб.
Получение информационного письма о применении УСН 1 500 руб.

Регистрация благотворительного фонда

Порядок регистрации благотворительного фонда утверждает, что учредителем благотворительного фонда может быть физическое и юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая организация, причем как в единственном числе так и в форме объединения. Важно также, что учредители определяются только один раз — при создании фонда, и в последующем их количество не может изменяться в сторону увеличения. Благотворительный фонд не имеет членства и существует только благодаря добровольным вкладам со стороны желающих. При этом имущество, переданное благотворительному фонду его учредителями, является его полноправной собственностью. Регистрация благотворительного фонда также производится в Минюсте, как и создание иных НКО.

Основное же отличие благотворительного фонда от других форм некоммерческих организаций заключается в том, что фонд — это всего лишь объединение имущества, используемого для достижения целей, но никак не объединение физических либо юридических лиц в отличие от остальных НКО. Главный документ благотворительного фонда — это Устав. Благотворительные фонды также обязаны каждый год публиковать отчет об использованном имуществе. Не стоит также забывать, что обязательным для фонда является создание попечительского совета — главного органа управления.

Регистрация общественного фонда

Главным условием для создания общественного фонда является то, что данное объединение организуется на добровольных началах и служит не только меркантильным интересам участников организации. Конечно, общественный фонд может заниматься и коммерческой деятельностью, но только для достижения заявленных в уставе организации целей. Решение о создании фонда, как и его устав, утверждаются на первом заседании организации. Регистрация общественного фонда также проводится в Минюсте.

Создание благотворительного, общественного или иного некоммерческого фонда – это достаточно трудоемкая процедура, которая требует знания множества юридических и регистрационных тонкостей, следовательно, не каждое лицо может без определенного опыта и навыков открыть фонд, поэтому мы предлагаем такую услугу как гос. регистрация фонда в Москве. Несмотря на то, что фонд – это юрлицо, он как некоммерческая организация имеет свои особенности создания, а точнее свой порядок регистрации, сначала в Минюсте, а затем уже как юрлицо в ИФНС, во внебюджетных фондах и т. д. При этом зарегистрировать некоммерческий фонд с нашей компанией будет для вас не только выгодно, но и надежно, ведь на все наши услуги мы обязательно даем гарантии. Обращайтесь только к профессионалам!

admin