НДПИ как рассчитать

42. Налог на добычу полезных ископаемых.

  • •Контрольные вопросы ко всем темам
  • •1. Понятие, признаки и функции налогов. Отличительные признаки налога, сбора, пошлины.
  • •2. Система налогов и сборов Российской Федерации: понятие, структура. Классификация налогов и сборов.
  • •3. Понятие налогового режима. Виды налоговых режимов.
  • •4. Понятие и значение налоговой модели. Элементы налоговой модели.
  • •5. Установление и введение налогов и сборов: понятие, общая характеристика.
  • •6. Налоговое право: понятие, предмет, метод.
  • •7. Соотношение налогового права с другими отраслями, подотраслями и институтами права.
  • •8. Основные начала законодательства о налогах и сборах (принципы налогового права).
  • •9. Нормы налогового права. Понятие и виды. Действие норм налогового права в пространстве, по кругу лиц, во времени.
  • •Особенности норм налогового права
  • •Особенности норм налогового права:
  • •Виды норм налогового права Виды норм налогового права
  • •10. Понятие налогового правоотношения, его элементы.
  • •11. Юридические факты в налоговом праве: понятие, значение, виды.
  • •12. Источники налогового права: понятие и виды.
  • •13. Понятие налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Резиденты и нерезиденты.
  • •Налоговые резиденты и нерезиденты
  • •14. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов. Права и обязанности налогоплательщиков
  • •2.1 Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • •2.2 Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
  • •2.3 Налоговые агенты, их права и обязанности
  • •15. Представительство в налоговых правоотношениях: понятие, виды, общая характеристика. Представители налогоплательщиков, их полномочия, права и обязанности
  • •16. Обжалование актов (решений) налоговых и иных органов, действий и бездействия их должностных лиц. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц
  • •1.1 Право на обжалование
  • •1.2 Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
  • •1.3 Права вышестоящего налогового органа или должностного лица при рассмотрении жалобы и по итогам ее рассмотрения
  • •1.4 Порядок рассмотрения жалоб, поданных в суд
  • •17. Понятие и система налоговых органов. Права и обязанности налоговых органов.
  • •18. Понятие и система таможенных органов. Права и обязанности таможенных органов в сфере налогообложения.
  • •19. Понятие и система финансовых органов. Полномочия финансовых органов в сфере налогообложения.
  • •6. Финансовая система Российской Федерации как совокупность входящих в нее элементов, ее состав
  • •20. Полномочия органов внутренних дел в сфере налогов и сборов. Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
  • •Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
  • •Основания для прекращения налоговой обязанности
  • •Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
  • •22. Понятие и формы изменения срока уплаты налога, сбора.
  • •23. Понятие и виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  • •24. Взыскание налога, сбора, пени и штрафа. Внесудебный и судебный порядок взыскания.
  • •25. Понятие и порядок зачёта и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов.
  • •26. Понятие налогового контроля. Формы и виды налогового контроля. Органы, осуществляющие налоговый контроль.
  • •Государственный налоговый учет
  • •Мониторинг и оперативный налоговый контроль
  • •27. Учёт налогоплательщиков. Основания и порядок постановки на налоговый учёт и снятия с налогового учёта.
  • •29. Налоговые проверки: понятие и виды, общая характеристика.
  • •30. Налоговая декларация и её значение для налогового контроля. Форма налоговой декларации. Обязанность подачи и внесение изменений в налоговую декларацию.
  • •Кто сдает налоговую декларацию
  • •Сроки представления налоговой декларации
  • •Виды налоговых деклараций
  • •31. Участие свидетеля, переводчика, понятых, эксперта и специалиста в мероприятиях налогового контроля.
  • •32. Место ответственности за налоговые правонарушения в системе нарушений законодательства о налогах и сборах.
  • •33. Понятие налогового правонарушения. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  • •34. Понятие и юридический состав налогового правонарушения.
  • •35. Налоговые санкции: понятие, виды, порядок и давность взыскания.
  • •36. Виды налоговых правонарушений.
  • •37. Понятие, виды и значение косвенных налогов.
  • •38. Налог на добавленную стоимость.
  • •Налогообложение ндс
  • •Налоговая
  • •Порядок расчета
  • •Порядок возмещения
  • •Восстановление налога
  • •Декларирование
  • •40. Налог на доходы физических лиц.
  • •41. Налог на прибыль организаций.
  • •42. Налог на добычу полезных ископаемых.
  • •43. Водный налог.
  • •44. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Общая характеристика. Плательщики сборов. Сбор за пользование объектами животного мира
  • •Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • •45. Государственная пошлина.
  • •46. Налог на имущество организаций.
  • •47. Транспортный налог.
  • •48. Налог на игорный бизнес.
  • •49. Налог на имущество физических лиц.
  • •50. Земельный налог.
  • •51. Понятие и виды специальных налоговых режимов. Общая характеристика и значение специальных налоговых режимов.
  • •52. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
  • •53. Упрощённая система налогообложения.
  • •54. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
  • •55. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  • •56. Особенности налогообложения в особых экономических зонах.

Расчет НДПИ с примерами

На данный момент рассчитать налог на добычу ископаемых и заполнить декларацию НДПИ в программе 1С по всем видам природных ресурсов невозможно. Но с выходом новой версии, программа будет поддерживать соответствующие коды. Непосредственную сумму налога на недропользование рассчитывают при помощи бухгалтерского калькулятора по формуле:

Вышеуказанная формула применяется ко всем природным ресурсам, которые добывают налогоплательщики, но некоторые полезные ископаемые имеют ряд особенностей при подсчете.

Нефть

ФНС установила, что рассчитать налог на полезные ископаемые за март 2018 года нужно с учетом следующих сведений:

  • среднемесячную стоимость нефти сорта “Юралс” на нефтяном рынке, который составляет 63,58 долларов за барелль;
  • средний показатель курса долларовой валюты по отношению к рублевому эквиваленту, который установил ЦБ РФ — 57,0344 руб./ 1 доллар. КЦ = 10,6158. Здесь применяют формулу:
  • КЦ — элемент, который показывает скачки цен в мире на продукт, определяющийся по формуле: Средние цены на нефть публикуются каждое 15-ое число месяца в «Российской газете».
  • ДМ — норматив, который отражает особенности добычи продукта, определяющийся так:
  • КВ — составляющая, которая отражает уровень выработки недр, которые использовались при добыче;
  • КЗ — элемент, показывающий запасы на этом участке;
  • КД — показатель отражает сложность ресурсодобычи в этой скважине;
  • КДВ — указывает уровень выработки нефтепродукта в этой скважине;
  • ККАН — указывает на непосредственную область добычи нефтепродукта.

Коэффициент НДПИ на данный момент составляет 559, в то время как в 2015 — 530.

Пример подсчета налога на черное золото с реальными данными на февраль 2017 года:

  • налоговая база исчисляется в тоннах;
  • налоговый тариф — 919 руб./1 тонну;
  • КЦ = 8,5698;
  • КНДПИ = 559;
  • КВ = 0,3;
  • КЗ = 1;
  • ККАН = 1;
  • КД = 1;
  • КДВ = 1;
  • КК = 306.

Условно организация получила 10 000 тонн нефти в феврале 2017. Используя формулы, получаем:

10 000 * (919 * 8,5698 — 559 * 8,5698 * (1 — 0,3 * 1 * 1 * 1 * 1) — 306) = 42 162 835 руб.

Эта сумма и есть НДПИ по добыче нефти в условном примере.

Уголь

При подсчете НДПИ организация учитывает применение налогового вычета, то есть тратит ли предприятие средства на безопасность сотрудников и охрану труда. Эти взносы фирма вносит двумя путями: включая в сумму прочих трат или вычитая из НДПИ. Выбирая тот или иной вариант, организация закрепляет его в учетной политике предприятия и регулярно использует выбранный метод.

Без налогового вычета организация считает НДПИ на уголь по общим правилам:

  • Определяют суммарный размер растрат на безопасность и охрану труда.
  • Рассчитывают налог по формуле:
  • Рассчитывают максимальный размер удержанного налога:
  • Сравнивают сумму реальных расходов на безопасность и охрану труда. Иногда расходы превышают лимит по налогу. В этом случае его включают в общий размеров ежемесячных вычетов (до 36 месяцев).

Газ

Формула расчета:

При умножении ЕУТ, КС и ТГ получилась цифра меньше нуля, то и ставка будет нулевой. При подсчете показателя ЕУТ учитываются месячный ценник и коэффициент, отражающий долю добытого ресурса.

Газовый конденсат

НДПИ для этого конденсата считают таким способом:

ЕУТ и прочие данные рассчитываются равно показателям по газу. Корректирующий коэффициент рассчитывается:

где КГП — показатель, который отражает доходы от экспорта газа.

Тариф

Ставки НДПИ установлены дифференцировано в зависимости от типа ресурсов, то есть для каждого элемента свой процент. Налоговая ставка НДПИ на 2018 год делится на два вида: процентное выражение и в рублях.

Ежегодно тариф налога претерпевает изменения, причем каждый год ставка вырастает, а не уменьшается. Но пониженный тариф, льготы и ставка 0% облегчают занятость.

  • Если тариф НДПИ на нефть в 2016 году был 857 рублей за тонну, то в 2017 повысился до 919 рублей. На данный момент тариф больше не повышался.
  • НДПИ на золото в 2018 году составляет 6%, а тариф других драг.металлов — 6,5%. Согласно ФЗ №41 сумму налога на драг.металлы подсчитывают на территории месторождения.
  • Газовый и природный конденсат измеряется не только в процентах, но и в рублях, что делает его дороже: конденсат — 42 руб. за 1 тыс. м3, 35 руб. — природное горючее.
  • Угольный коэффициент сильно разнится между видами ресурса: тариф за добычу бурого угля — 11 руб. за тонну и 47 руб. стоит 1 тонна антрацита. Ставка последнего держится с 2016 года.

Льготы

Для некоторых организаций предусмотрен понижающий коэффициент — 0,7. Предприятие использует его, если соответствует требованиям:

  • до 01.07.2001 фирма или ИП выплачивала ОВМСБ, но не уплачивала эту пошлину за работу на разрабатываемых месторождениях;
  • предприятие искало и разрабатывало новые месторождения за счет своих денег, а гос.субсидии были компенсированы.

Нулевая ставка

Тарифную ставку 0% регулирует ст. 342 НК РФ, которая содержит информацию о природных ресурсах, не облагаемых пошлиной. НДПИ не вносят в следующих случаях:

  • при нормативных потерях получаемого ископаемого сырья в процессе работ;
  • во время добычи песка, попутного, природного газа, его конденсата, очень густой нефти;
  • во время получения кондиционных попутных руд олова;
  • при получении подземных вод, в которых есть полезные ископаемые;
  • при переработке остатков после добычи природного ресурса;
  • во время добычи лечебных вод;
  • при добыче вод для с/хоз. нужд.

Также в п. 21 ст. 342 НК РФ указаны конкретные географические зоны, где ведется не облагаемая НДПИ добыча природных ресурсов.

Адвалорная

Адвалорные тарифные показатели используют в процентном расчете к стоимости добытого ресурса. Согласно ст. 342 НК РФ они варьируются в пределах 0–8%.

В 2018 году НК РФ внес ряд изменений и нововведений в раздел, посвященный НДПИ. Изменились не только показатели и повысились коэффициенты, но и формулы подсчета. В этой статьей они актуальны.

Как рассчитывается НДПИ (общие принципы)

НДПИ для любого типа ископаемых исчисляется на основе 2 основных показателей:

  • налоговой базы;
  • ставки.

Также имеют значение специфика добычи конкретного объекта налогообложения и установленный для того или иного типа ископаемых порядок исчисления НДПИ. В зависимости от этого ставку и базу могут дополнять те или иные коэффициенты, а их значения могут применяться в разных формулах.

В общем случае для того, чтобы исчислить НДПИ, нужно умножить величину базы на ставку (п. 1 ст. 343 НК РФ). Т. е. чтобы рассчитать налог, например, на песок, нужно вычислить процент от базы, определенной по этому объекту с учетом установленных для него особенностей.

В ряде случаев при исчислении НДПИ применяются дополнительные коэффициенты. В числе таковых:

  1. Универсальные, установленные по умолчанию для всех полезных ископаемых, включая песок. К ним относится коэффициент, который характеризует территорию добычи ископаемого. Он применяется, если субъект платы НДПИ:
  • участвует в региональных инвестпроектах;
  • принимает участие в региональных инвестпроектах, но не зарегистрирован в реестре участников соответствующих проектов;
  • осуществляет деятельность в регионе, имеющем статус субъекта РФ с опережающим социально-экономическим развитием.
  1. Установленные для конкретного типа полезных ископаемых. К ним относятся коэффициенты, приводимые в ст. 342.5 НК РФ в довольно широком спектре для нефти.

Сумма НДПИ может быть уменьшена:

  • по основаниям, определенным ст. 343.1 и 343.2 НК РФ (однако они не касаются добычи песка);
  • на расходы по доставке ископаемого, которое реализуется на рынке, потребителю — в порядке, установленном ст. 340 НК РФ (эти нормы могут применяться при исчислении НДПИ для песка).

Пример исчисления НДПИ для нефти см. в статье «Данные для расчета НДПИ за февраль 2017 года».

Как рассчитать НДПИ на песок: ставка

Для начала определим один из двух ключевых показателей для расчета НДПИ — ставку для песка как полезного ископаемого.

Песок, с точки зрения классификации, утвержденной в НК РФ, может быть:

  • горнорудным неметаллическим сырьем, если это стекольный песок (п. 7 ст. 337 НК РФ);
  • неметаллическим сырьем, которое используется главным образом в сфере строительства, если это природный песок или песчано-гравийная смесь (пп. 7, 10 ст. 337 НК РФ).

Для обоих типов сырья установлена ставка в величине 5,5 % (подп. 4 п. 2 ст. 342 НК РФ).

Стоит отметить, что в случае, если ископаемое, относящееся к категории общераспространенных, добывается индивидуальным предпринимателем, и притом для собственного потребления, НДПИ не платится (подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ).

На практике самые часто встречаемые в природе типы песка являются общераспространенными полезными ископаемыми. К ним относятся, в частности (п. 2.2 рекомендаций, утвержденных распоряжением МПР РФ от 07.02.2003 № 47-р):

  • любые виды песка, кроме формовочного, используемого для выпуска стекла, абразивного, используемого в фарфорово-фаянсовой промышленности, при выпуске огнеупорных, цементных материалов, содержащих процент руды в концентрациях, имеющих промышленное значение;
  • пески, представленные песчано-гравийными породами.

Таким образом, если ИП добывает, к примеру, стекольный песок для собственных нужд, не являющийся общераспространенным полезным ископаемым, то он должен будет платить за него НДПИ по ставкам, указанным выше.

Расчет НДПИ на песок: база

Следующий ключевой показатель для расчета НДПИ на песок — налоговая база.

Во всех случаях налоговая база по НДПИ должна исчисляться налогоплательщиком самостоятельно (пп. 1, 2 ст. 338 НК РФ). При этом используется один из 2 методов:

  1. Расчет базы на основании количества (или объема) ископаемых, которые извлечены из недр. Данный метод применяется, если добываются уголь, нефть и газ.
  2. Расчет базы исходя из стоимости ископаемых. Данный метод используется, если из недр извлекается уголь, нефть или газ на новых месторождениях в море или же любое другое ископаемое, в том числе песок.

Что касается стоимости добытого ископаемого (в данном случае песка), то она определяется с применением таких схем (п. 1 ст. 340 НК РФ):

  1. При получении фирмой субсидий из бюджета — исходя из подсчета выручки при продаже полезного ископаемого по ценам, установленным в рамках налогового периода (без учета соответствующих субсидий, а также НДС, акцизов и расходов по доставке продукта покупателю (п. 2 ст. 340 НК РФ)).
  2. При отсутствии бюджетного субсидирования — исходя из подсчета выручки при продаже полезного ископаемого по ценам реализации (без учета НДС, акцизов), но с принятием в ее уменьшение расходов на доставку (п. 3 ст. 340 НК РФ)).
  3. При отсутствии реализации полезного ископаемого — по расчетной стоимости (п. 4 ст. 340 НК РФ).

Формула определения стоимости добытого ископаемого по схеме 1 или 2 (т. е. если продажи песка осуществлялись) предполагает:

  1. Исчисление выручки, учитываемой при расчете стоимости.
  2. Деление выручки на объем реализованного ископаемого (так вычисляется стоимость единицы добытого ископаемого).
  3. Умножение получившегося результата на объем добытого ископаемого.

Итак, нам известны:

  • ставки НДПИ для песка;
  • особенности расчета налоговой базы по добытому песку;
  • методология исчисления НДПИ для песка.

Рассмотрим, каким образом сумма соответствующего налога может быть рассчитана на практике.

Льготы для налогоплательщиков, уплачивающих налог на добычу полезных ископаемых при добыче нефти

Рассматривая ход реформирования системы налогообложения в сфере добычи и использования ресурсов недр в части установления дифференцированных ставок налогообложения, необходимо отметить следующее.

Установление дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от условий добычи и стадии разработки месторождения противоречит основным принципам налогового законодательства, направленным на упрощение налогообложения, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, установление всеобщности и равенства налогообложения.

Кроме того, достаточно сложно обеспечить прозрачное и объективное администрирование критериев, определяющих дифференцированные ставки налогообложения в сфере добычи и использования ресурсов недр и правильность их применения.

Вместе с тем основными направлениями налоговой реформы в 2003 — 2005 гг. предусмотрена подготовка к 2005 г. предложений по реформированию существующей системы налогообложения в сфере добычи и использования ресурсов недр с целью увеличения рентной составляющей в платежах за пользование недрами. В частности, с 2006 г. возможно введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, предусматривающий налогообложение доходов от добычи углеводородов после возмещения всех затрат, понесенных на разработку каждого конкретного лицензионного участка с учетом горно-геологических и экономико-географических условий добычи и инвестиций недропользователя в разрабатываемое месторождение. Ставки вышеуказанного налога предполагается дифференцировать в зависимости от размера прибыли, остающейся в распоряжении добывающих организаций с учетом указанных затрат.

Соответствующим министерствам финансово-экономического блока поручено в 2004 г. разработать проект главы «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для внесения в Государственную Думу Российской Федерации в 2005 г. и введения данной главы настоящего Кодекса в действие с 1 января 2006 г.

При этом проблема дифференцированного налогообложения добычи полезных ископаемых должна рассматриваться в комплексе с вопросами реформирования системы недропользования и в увязке с разработкой изменений законодательства о недрах с целью законодательного урегулирования порядка определения критериев, характеризующих горно-геологическую характеристику месторождений полезных ископаемых, качество полезного ископаемого, норму рентабельности и т.п., а также установления порядка учета добытых полезных ископаемых, позволяющих определять дебитность месторождения.

Что касается применения налоговых ставок без учета коэффициента динамики мировых цен на нефть, то установление для налогоплательщиков, осуществляющих поставку нефти и газового конденсата, порядка расчета НДПИ (то есть применения иной налоговой ставки, исчисляемой без учета коэффициента динамики мировых цен на нефть) поставит в заведомо лучшие условия отдельные организации, что противоречит нормам как антимонопольного, так и налогового законодательства, нарушит принцип единообразия НДПИ, а также не позволит оперативно реагировать на колебания цен внешнего рынка.

Согласно основным началам законодательства о налогах и сборах, установленным ст.3 НК РФ, законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 N 910-р, реформирование налоговой системы Российской Федерации осуществляется за счет совершенствования налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе большей прозрачности, повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям организаций, в том числе за счет пересмотра и отмены большинства налоговых льгот.

Установление льготной ставки НДПИ для отдельных налогоплательщиков потребует разработки специальных методов налогового контроля налогоплательщиков, создаст возможность для уклонения от налогообложения.

Одновременно необходимо иметь в виду следующее.

Установление с 2002 г. специфической ставки НДПИ при добыче нефти, применяемой с коэффициентом, учитывающим уровень мировых цен на нефть сорта «Юралс», позволило на период до 2007 г. решить проблему применения вертикально интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен, что, в свою очередь, привело к существенному, по сравнению с 2001 г., увеличению поступлений средств от данного налога в консолидированный бюджет. Объем поступлений НДПИ в 2002 г. в 2,1 раза превысил объем поступлений от трех ранее взимаемых налогов. При этом поступления в федеральный бюджет увеличились в 3,8 раза.

Следовательно, применяемая схема определения размера ставки НДПИ при добыче нефти позволяет изымать у нефтедобывающих компаний часть дополнительной прибыли, получаемой ими при высоких мировых ценах на нефть.

В целях сохранения поступлений в бюджет от НДПИ при добыче нефти на достигнутом уровне Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» вводится с 1 января 2004 г. новая редакция ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, согласно которой действующий в настоящее время порядок применения ставки НДПИ при добыче нефти продлен до 31 декабря 2006 г., а базовая налоговая ставка, применяемая при добыче нефти, устанавливается в размере 347 руб. за 1 т.

Вместе с тем вопрос реформирования в области добычи и использования ресурсов недр является актуальным и может быть решен путем усиления рентной составляющей в платежах за пользование недрами (введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородов).

Как альтернатива введению этого налога возможно снижение ставки НДПИ для месторождений, выработавших 80% и более своего ресурса.

Кроме того, добыча углеводородов из низкопродуктивных участков недр, месторождений пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые запасы, может производиться на условиях соглашения о разделе продукции в соответствии с гл.26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» НК РФ.

Параллельно с реформированием налогообложения недропользования необходимо законодательно урегулировать порядок определения критериев, определяющих горно-геологическую характеристику месторождений полезных ископаемых, качество полезного ископаемого, норму рентабельности и т.д., а также установить порядок учета добытых полезных ископаемых, позволяющих определять дебитность месторождения, рассматривая проблему дифференциации НДПИ в комплексе с вопросами реформирования системы недропользования и в увязке с разработкой изменений законодательства о недрах.

Е.В.Грызлова

Ведущий специалист

Департамента налоговой политики

Минфина России

admin