Нарушение жилищного законодательства

Настоящие правила разработаны в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г №195 ФЗ, Федеральным законом от 30.03 1999г.,№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01.2006г.№25, Правилами содержания общего имущества в МКД, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г.,№491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003г.№170,Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, Правилами пожарной безопасности в РФ, утвержденными приказом МЧС России от18.06.2003г.№313.

Общие положения

1.1. Целью Правил является:

— обеспечение безопасности проживания в доме;

— регулирование отношений по пользованию общим имуществом в МКД

— создание благоприятной атмосферы для проживания;

— сохранение окружающей среды;

— соблюдение общественного порядка;

— развитие и сохранение добрососедских отношений.

Правила призваны способствовать уважению и пониманию между соседями, необходимым для благополучного совместного проживания в многоквартирном доме.

Правила обязательны для исполнения всеми собственниками жилых и нежилых помещений, нанимателями, арендаторами и членами семей указанных категорий граждан, а также временными жильцами и гостями, независимо от проживания.

Управляющая компания во исполнение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, в праве обратиться, в зависимости от характера нарушения, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, структурные подразделения и территориальные органы, административные комиссии и иные органы.

Соблюдение мер пожарной безопасности.

2.1. Пользование проживающими в доме жилыми и нежилыми помещениями, а также помещениями общего пользования осуществляется с учетом требований пожарной безопасности в РФ, утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003г. №313.

Противопожарные предписания обязательны для всех проживающих в доме

2.2. Проживающие в доме при обнаружении пожара (возгорания) как внутри помещения, так и за его пределами должны немедленно сообщать об этом на УК ,

и по тел 01, 112, а приналичии возможности — принимать все возможные меры по его устранению.

2.3. Спасательное и противопожарное оборудование должно быть в исправном рабочем состоянии. Спасательное и противопожарное оборудование запрещено портить или применять не по назначению. Виновник порчи оборудования обязан возместить причиненный ущерб.

2.4. Запрещено хранить в квартирах и в подвальных помещениях взрывоопасные , легковоспламеняющиеся и горючие вещества, а также выставлять их на лестничные площадки.

2.5. Запрещается курить в подъездах ( в лифте, на лестничных площадках) и подвалах, сбрасывать пепел и окурки из окон, с балконов (лоджий) на улицу и лестничные проемы.

Закон о нарушении правил проживания в многоквартирном доме

Запрещается выбрасывать непотушенные окурки в мусоропровод.

2.6. Лестничные площадки и лестничные проемы, коридоры, тамбуры, проходы должны быть свободными для возможной эвакуации в случае пожара, стихийного бедствия или аварийной ситуации.

2.7.Запрещено складировать в помещениях общего пользования громоздкие предметы (старую мебель, велосипеды, детские коляски, а также крупногабаритный мусор, строительные материалы и т. п.)

2.8. Пути подъезда для пожарных и спасательных транспортных средств должны быть всегда свободными.

2.9. С целью соблюдения безопасности передвижения работники УК «СПК» вправе в случае захламления проходов и подъездных путей очистить их без специального напоминания и за счет виновников. Претензии владельцев оставленных вещей и предметов на возмещение ущерба не принимаются.

3. Меры безопасности проживания в доме

3.1. Содержание жилых и нежилых помещений, а также помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, должно обеспечивать безопасные условия проживания и отвечать нормам, установленными Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.01 2006г. №25, Правилами содержания общего имущества в МКД, утвержденными постановлением Правительства РФ от13.08.2006г.№491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170.

3.2. Проживающие в доме должны заботиться о том, чтобы доступ в подъезды, подвал, технический этаж, кровлю и др. дома для посторонних лиц был недоступен.

Входные двери в подъезд, оснащенные автоматическими запирающими устройствами, должны быть заперты.

3.3. Окна на лестничных клетках, в подвале необходимо держать закрытыми в отопительный период, а также ночью и во время ветреной или дождливой погоды.

Цветочные ящики разрешается устанавливать только на внутренней стороне лоджии.

Запрещается что-либо выбрасывать, высыпать или выливать из окон, с лоджий.

3.4. Лифт должен использоваться только по назначению. Пользоваться лифтом маленьким детям можно только в сопровождении взрослых. Взрослые обязаны следить, чтобы дети не нажимали кнопку вызова лифта без необходимости и не баловались в лифтовой кабине.

Запрещается перевозить в лифте тяжелые предметы (мебель, крупную бытовую технику и т.п.)

По окончании перевозки грузов кабина лифта должна быть надлежащим образом убрана.

3.5.При обнаружении неисправного инженерного оборудования, аварии и других непредвиденных обстоятельствах в квартире или помещениях общего пользования, проживающие в доме должны немедленно сообщить на ЭУ УК «СПК» или в аварийную службу, и, по возможности , незамедлительно принять меры к их устранению.

УК должна обеспечить незамедлительную локализацию аварии в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. №170. Расходы по устранению аварии, возникшие по вине проживающего в доме, несет виновник, ущерб возмещается им добровольно или в судебном порядке.

3.6. Запрещается самовольное подключение к общедомовым системам электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения.

Запрещается сливать в системы канализации жидкие отходы, содержащие остатки цемента, асбеста, мела, а также выбрасывать другой мусор, тряпки, предметы личной гигиены и др., способные вызвать засорение системы канализации. Ремонтные работы по устранению любых повреждений (неисправностей), возникших вследствие неправильного использования сантехнического оборудования, производится за счет средств собственника помещения, по вине которого произошло повреждение.

3.7. Запрещается самовольно производить в помещениях общего пользования или на отдельных элементах общего имущества какие-либо работы, а также перестраивать, достраивать или ликвидировать отдельные элементы общего имущества.

4. Обеспечение доступа в жилое и нежилое помещение.

4.1.Проживающие в доме обязаны обеспечить доступ в занимаемое ими жилое или нежилое помещение для:

— осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, относящегося к общему имуществу, и выполнения необходимых ремонтных работ в заранее согласованное время с работниками УК.

— снятия показаний ИПУ

— обнаружения и ликвидации аварии в любое время суток

4.2. В случаях, когда собственник не проживает в помещении, собственник обязан уведомить об этом УК и оставить на УК информацию о контактном лице, которое сможет обеспечить доступ в помещение или сдать дубликаты ключей.

4.3. В случае, если проживающий в доме производит замену или установку дополнительных замков на любые двери, он должен немедленно уведомить об этом управляющего ЭУ и предоставить копии ключей от новых дополнительных замков.

5. Проведение ремонтно-строительных работ в жилых и нежилых помещениях.

5.1. Перед началом проведения в квартире (нежилом помещении) ремонтно-строительных работ необходимо довести до сведения управляющего ЭУ.

5.2. Запрещается выполнять нарушающие тишину ремонтно-строительные работы в следующее время:

— в рабочиеднис 13.00 до 15.00 часов(для отдыха малолетних детей)

-в рабочие дни с 23.00 до 8.00 часов

— в выходные и праздничные дни с 21.00 до 9.00 часов

5.3. Подъем материалов на объект осуществляется с использованием грузопассажирского лифта (при наличии), или только по лестнице.

5.4. Въезжающие в помещение дома и выезжающие из них лица должны самостоятельно убирать за собой контейнеры, коробки, а также грязь и мусор. Вывоз мусора в пассажирских лифтах запрещен. Мусор должен быть упакован в мешки или другую тару, исключающую высыпание сыпучих материалов, загрязнение и повреждение мест общего пользования.

5.5. Переустройство или перепланировку жилого помещения требуется производить в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Самовольно переустроившее или перепланировавшие жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.Для проведения переустройства или перепланировки жилых помещений, в результате которых уменьшается размер общего имущества в МКД, требуется согласие всех собственников помещений в доме. Во время производства работ должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в переустраиваемое помещение для контроля состояния несущих и ограждающих конструкций, звуко-гидроизоляции, элементов общедомовых систем отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции, заземления, электроснабжения, пожарной сигнализации.

5.6. При необходимости отключить какие-либо инженерные системы дома при производстве ремонтно-строительных работ в помещении необходимо получить соответствующее разрешение в УК. Самостоятельное отключение запрещено.

5.7. Запрещается проведение ремонтно-строительных работ без разрешения УК на внешних фасадных стенах (установка кондиционеров, изменение цвета, размера и конфигурации окон и дверей)

6. Соблюдение общественного порядка.

6.1. Проживающие в доме не должны совершать или допускать совершение каких-либо действий, нарушающих права и законные интересы соседей в доме.

6.2. Всем проживающим в доме настоятельно рекомендуется не допускать чрезмерного шума от:

— хлопанья дверями, беганья по лестницам, выбивания ковров, громкой музыки и пр.

6.3. Необходимо устанавливать радиоприёмники, телевизоры и другую аудио- и видеотехнику всегда на умеренную громкость, позволяющую распространение звука только в пределах помещения.

Необходимо избегать громких звуков в помещении при открытых окнах и дверях, а также на балконах (лоджиях, террасах).

6.4. В помещениях общего пользования и на придомовой территории запрещается:

  • Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ;

  • Нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

6.5 Жалобы, касающиеся действий соседей в доме, подаются только в письменном виде на УК.

7. Создание и поддержание благоприятной атмосферы для проживания

7.1. Проживающие в доме не должны совершать или допускать совершение каких-либо действий, нарушающих права и законные интересы соседей по дому на покой, комфорт, охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

7.2. Все проживающие в доме должны заботится о чистоте своей квартиры, в том числе ухаживать за окнами, балконами, лоджиями и наружными дверями.

7.3. Все проживающие в доме должны заботиться также о чистоте и сохранности помещений общего пользования и отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме. Произведённые по неосторожности или умышленно порча или загрязнения (сбитые углы и косяки, царапины, рисунки, брошенный мусор, грязь и д.р.) стен, окон перил, входных подъездных дверей и дверей в подвал, кабин лифта, звонков, почтовых ящиков и т.п. устраняются самим виновным или за его счёт. Повреждения и загрязнения, в которых виновны дети проживающих в доме, устраняются их родителями или за их счёт.

7.4. лицо, пролившее любые жидкости на пол в помещениях общего пользования, обязано немедленно обеспечить их устранение.

7.5. Мусор всех видов (зола, сор, бутылки, пакеты, пищевые отходы и т.п.), упакованный в пакеты для мусора, должен выбрасываться в мусорные баки

Запрещается оставлять пакеты с мусором и отходами на лестничных площадках и в других помещениях общего пользования.

7.6.Крупногабаритный мусор (строительный мусор, картон от бытовой и оргтехники, пластик и т.п.) позволяется выбрасывать в предназначенные для этого контейнеры только в измельчённом виде. Для вывоза тяжёлого и (или) крупногабаритного мусора (старая мебель, строительный материал, др.) следует заказывать специальный транспорт.

7.7. Пищевымии отходами запрещается кормить уличных собак и кошек, а так же птиц, особенно выбрасывая мусор через окно или балкон (лоджию).

7.8. В случае появления в доме крыс, мышей и вредных насекомых необходимо немедленно сообщить об этом но ЭУ УК.

Выбивать вытряхивать или чистить постели, матрасы, покрывала, одежде, обувь и т.д. в подъезде дома, а так же из окон и через перила балконов (лоджий) не разрешается.

Для сушки белья необходимо использовать специальные комнаты в подъезде или специальную площадку во дворе.

7.9. С целью сохранения эстетически привлекательного внешнего вида балкона (лоджии) запрещается:

— развешивать веревки, устанавливать сушилки для сушки белья, одежды, ковров и др.вещей за пределами лоджии

— развешивать белье, одежду и др. выше парапета

— складирование на лоджии мебели, строительных материалов, старой бытовой техники и т.п.

7.10. Запрещается вывешивать объявления на стенах лестничных площадок, дверях лифтов, дверях подъездов и т.д.

Гражданско-правовая ответственность в жилищном праве

В то же время в вопросах охраны вещных прав ЖК РФ основывается на гражданском законодательстве. В этом случае право собственности на жилое помещение рассматривается как неотъемлемый объект права на вещь, и защита вещных прав (права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления) осуществляется в соответствии с главой 20 ч. I ГК РФ (ст. 301-306). Именно в связи с этим в качестве основного способа защиты жилищное право рассматривает выселение лица, утратившего правовые основания на пользование жилым помещением. Иск о выселении в традиционной структуре защиты жилищных прав в своей основе содержит требование об освобождении помещения лицом, занимающим данное помещение без установленных оснований, что определяет условие виндикационного иска — истребование имущества из чужого незаконного владения (ст.

Правила проживания в многоквартирном доме

301 ГК РФ). Именно поэтому жилищное законодательство предоставляет приоритет нормам гражданского права в вопросе решения проблем реализации собственниками своих прав в отношении жилых помещений.

В статье 11 ЖК РФ, в которой перечислены способы защиты жилищных прав, в качестве одного из них определено восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. Восстановление права можно рассматривать как универсальное средство защиты имущественных прав. Поэтому в ситуации самовольного занятия помещения иным лицом собственник вправе воспользоваться негаторным иском. В основе такого иска находится средство защиты, указанное в абзаце 3 ст. 12 ГК РФ: «восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения».

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, даже если эти нарушения не были соединены с лишением владения. Согласно ст. 305 ГК РФ указанные права принадлежат также лицу, не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве оперативного управления.

В данном случае лицо, самовольно занявшее жилое помещение, не препятствует осуществлению собственником иных составных частей права собственности, т.е. право распоряжения и право владения. Утрачивается лишь право пользования, которое выражается в отсутствии свободного доступа к помещению его законного владельца.

Нарушение прав собственника заключается именно в отсутствии доступа в помещение, поскольку каких-либо иных юридически значимых препятствий для правообладателя не установлено. Юридическое значение имеет сам факт нахождения лица в жилом помещении без установленных на то оснований.

Предмет оснований для предъявления исковых требований формулируется как нарушение собственником его субъективных прав в виде лишения пользования и владения жилым помещением, что применительно к содержанию негаторного способа определяется как защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения. Такие нарушения проявляются в препятствии лицом, незаконно вселившемся в помещение, осуществления соответствующих полномочий со стороны законного владельца. В этом случае правомочие владения подлежит защите независимо от основания притязаний со стороны самоуправно вселившегося лица.

Кроме того, составными элементами требования являются освобождение жилого помещения от ответчика и запрет пользоваться данным помещением, что определяет резолютивную часть содержания требований собственника.

Гражданско-правовая ответственность наступает за использование жилья не по назначению, порчу и разрушение жилищного фонда, несвоевременное внесение квартирной платы и платы за коммунальные услуги, бесхозяйственное содержание жилого помещения и другие правонарушения, причиняющие имущественный вред третьим лицам.

Ответственность наступает по правилам, предусмотренным гражданским законодательством. За правонарушения в жилищной сфере большинство гражданско-правовых санкций носят компенсационный характер (ст. 15 ГК РФ), хотя в отдельных случаях применяются штрафные и конфискационные санкции (ст. 91 ЖК РФ).

Ответственность за имущественные правонарушения норм жилищного права подразделяется на договорную и внедоговорную. Внедоговорная ответственность применяется только в прямо предусмотренных законом случаях. В зависимости от числа обязанных лиц ответственность за правонарушения в сфере жилищного законодательства может быть долевой, солидарной и субсидиарной. Обособленным видом гражданской ответственности в сфере жилищного права является регрессная ответственность.

Правила проживания в многоквартирном доме: основные положения

Введение

Анализ статистических данных говорит о том, что общее количество выявляемых органами прокуратуры нарушений жилищного законодательства в последние годы постоянно возрастает. Так, если в 2006 г. было выявлено всего 16 933 нарушения законов, то в 2008 г. – 55 152, т.е. увеличилось на 225,7%. За тот же период количество выявленных незаконных правовых актов возросло с 2518 до 5756, или на 128,6%.

Не изменилась ситуация и в первом полугодии 2009 г. Согласно статистическим данным за этот период общее количество выявленных нарушений жилищных прав граждан возросло на 79,8%, (с 26 901 до 48 381, в том числе незаконных правовых актов – с 3 267 до 4 373, или на 33,9%). В целях устранения выявленных нарушений закона прокурорами было принесено 4 050 протестов (+33,4%), направлен в суды 7 031 иск (+140,2%), внесено 9 322 представления (+52,6%). По инициативе прокуроров 2 353 лица (+79,6%) привлечены к дисциплинарной ответственности, 2 463 (+136,1%) – наказаны в административном порядке, 5 066 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений закона (+114,9%); возбуждено 182 уголовных дела (+3,4%).

Органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления последовательно проводятся в жизнь мероприятия по улучшению жилищных условий, хотя эта проблема остается еще далеко нерешенной. На решение этой важнейшей задачи направлен проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», который требует от органов прокуратуры пристального внимания, поскольку анализ состояния законности свидетельствует о распространенности правонарушений именно в сфере действия указанного проекта, и в первую очередь при предоставлении земельных участков для жилищного строительства, при оформлении и реализации прав землепользования, при привлечении денежных средств граждан для долевого жилищного строительства. Результаты прокурорских проверок показали, что положение дел в области предоставления и использования земельных участков для жилищного строительства неудовлетворительно и требует принятия соответствующих мер. К типичным нарушениям законодательства в сфере жилищных отношений, выявленным органами прокуратуры, относятся следующие.

Несоблюдение требования законодательства о компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в области жилищных отношений (глава 1 ЖК РФ)

а) превышалась установленная законодательством компетенция государственных органов. Например, в нарушение ст. 12 и 13 ЖК РФ было издано постановление исполкома Красноярского крайсовета «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Поскольку такой порядок учета должен определяться законом субъекта РФ, а не постановлением органа исполнительной власти, прокурором был принесен протест губернатору Красноярского края. Также внарушение ст. 12 ЖК РФ администрацией Красноярского края было принято постановление об утверждении порядка выдачи разрешений на осуществление перепланировки в жилых и нежилых помещениях, хотя этот вопрос не относится к компетенции органов государственной власти субъекта. В связи с протестом прокурора указанное незаконное постановление было отменено;

б) в нарушение п. 6 ст. 13 ЖК РФ Воронежской областной межведомственной комиссией длительное время не принимались решения о признании общежития непригодным для проживания, в связи с чем прокурор области внес представление главые областной администрации, и по данному вопросу было принято соответствующее решение.

Следует иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 22 января 2002 г. утверждена подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2020 годы», основная цель которой – улучшение жилищных условий;

в) органы местного самоуправления во многих регионах (Алтайском крае, Иркутской, Вологодской, Воронежской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской, Челябинской областях)не выполняли требования ст. 1,2,14,15 ЖК РФ в части обеспечения сохранности муниципального жилищного фонда и осуществления гражданами права на жилье, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников для улучшения жилищных условий граждан, контроля исполнения жилищного законодательства, сохранности муниципального жилищного фонда, соответствия жилых помещений установленным санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, признания в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Своевременно не принимались решения о признании жилых домов непригодными для проживания, об отселении жильцов из домов, признанных аварийными, капитальный ремонт домов не проводился, вследствие чего создавалась угроза жизни проживающих в них граждан. Таким образом, должностные лица органов местного самоуправления уклонялись от исполнения своих обязанностей по решению вопросов пригодности жилых домов либо проведения капитального ремонта. На указанные нарушения закона прокуроры реагировали, используя предоставленные им полномочия.

Нарушения требований гл. 2 ЖК РФ, регулирующей объекты жилищных прав

В нарушение п. 4 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ глава г. Саяногорска Республики Хакасия издал постановление, которым утверждено положение, устанавливающее условия аренды жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде коммерческого использования, и плату за использование в размере 1 руб. в месяц, что фактически свидетельствует о безвозмездности договора коммерческого найма. Прокурор города внес представление главе городской администрации о приведении размера платы за найм жилых помещений по договорам коммерческого найма в соответствие с требованиями закона.

В нарушение ст. 20 ЖК РФ, устанавливающей осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, администрация Красноярского края постановлением «Об общественных жилищных инспекторах госинспекции края» наделила общественных жилищных инспекторов правом осуществления контрольных функций государственных жилищных инспекций (проведение проверок, составление актов), что противоречит федеральному законодательству. Постановление было признано утратившим силу по протесту прокурора края.

Нарушения порядка перевода жилого помещения в нежилое помещение

В нарушение ст. 23 ЖК РФ законом Красноярского края был установлен порядок перевода жилых помещений в нежилые на территории края. В связи с этим прокурор края принес протест на имя губернатора края о признании утратившими силу отдельных положений закона, который был удовлетворен.

Решением Совета самоуправления Сокольского муниципального района Вологодской области было утверждено Положение о порядке перевода жилых помещений в нежилые, а нежилых в жилые на территории района. Положение противоречило требованиям ст. 22 – 24 ЖК РФ, в которых определены условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое и наоборот, причем органам местного самоуправления полномочия по нормативному регулированию этого вопроса не предоставлены. По инициативе прокурора незаконное постановление было отменено.

Нарушение порядка перевода нежилых помещений в категорию жилых помещений, предусмотренного ст. 23 ЖК РФ, было выявлено прокурором г. Челябинска. Были приняты соответствующие меры реагирования.

Нарушения порядка переустройства и перепланировки жилого помещения

Первым заместителем прокурора Новосибирской области был принесен протест на решение городского совета, утвердившего Положение о порядке оформления и выдачи разрешения на перепланировку или переоборудование жилых помещений, которое противоречило требованиям Жилищного кодекса РФ. Протест прокурора был удовлетворен.

Прокурором Октябрьского района Иркутской области был выявлен факт неисполнения ч.

Общие правила проживания в многоквартирном доме в 2018 году

4 ст. 30 ЖК РФ, выразившийся в бесхозяйственном обращении с жилым помещением его собственника, несоблюдении прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим прокурор района предъявил исковое заявление в суд, в котором поставил вопрос о возмещении ущерба, причиненного жильцу собственником дома.

В некоторых регионах (Саратовской, Ульяновской и других областях) были выявлены случаи неисполнения лицами, ответственными за содержание и ремонт жилых домов и жилых помещений, своих обязанностей (ст. 30 ЖК РФ). По данным нарушениям последовали меры реагирования.

Несоблюдение требований гл. 8 ЖК РФ, регулирующей вопросы социального найма жилого помещения

Органы местного самоуправления Балаганского района Иркутской области не осуществляли своевременно капитальный ремонт жилого дома, т.е. не исполняли предусмотренные ст. 65 ЖК РФ права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма.

На основании решения поселковой комиссии по учету и распределению жилья и постановления администрации Мотыгинского района Красноярского края А.В. Разову была выделена квартира в доме, который согласно акту обследования был признан непригодным для проживания и подлежит под снос, и, следовательно, согласно ст. 86 ЖК РФ не подлежит заселению. В связи с нарушением жилищных прав А.В Разова прокурор Мотыгинского района предъявил исковое заявление в суд о предоставлении ему благоустроенного жилья, которое судом было удовлетворено.

Администрацией г. Челябинска не выполнялись требования закона о переселении граждан из жилья, не пригодного для проживания, предусмотренные ст. 87 ЖК РФ. Постановлением главы администрации г. Челябинска «О расселении ветхого аварийного жилья и застройке квартала по ул. Гюго в Ленинском районе» предусмотрено расселение жильцов указанных в постановлении жилых домов. Однако в нарушение принятого постановления жильцы из аварийных домов не были расселены, хотя проживание в этих домах представляло угрозу их жизни и здоровью. На указанное нарушение законодательства прокурор внес представление главе городской администрации.

Новая редакция Ст. 7.21 КоАП РФ

1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Комментарий к Статье 7.21 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.

Основным нормативным актом в рассматриваемой сфере является Жилищный кодекс (ЖК РФ), принятый 29 декабря 2004 г.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

При пользовании жилыми помещениями граждане должны соблюдать Правила пользования жилыми помещениями — Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313.

Право пользования жилым помещением имеют:

наниматель жилого помещения (далее — наниматель) и члены его семьи — по договору социального найма жилого помещения;

наниматель и граждане, постоянно проживающие с нанимателем, — по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования;

наниматель и члены его семьи — по договору найма специализированного жилого помещения;

собственник жилого помещения и члены его семьи;

член жилищного или жилищно-строительного кооператива и члены его семьи.

Право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения возникает на основании договора, заключенного (в письменной форме) в соответствии с Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Правительством РФ.

Объективная сторона состоит в совершении следующих противоправных действий (бездействия): порча жилых домов, жилых помещений, порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений, использование их не по назначению; самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, обеспечивая условия для осуществления гражданами права на жилище, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В многоквартирном доме наниматель и члены его семьи имеют право пользования общим имуществом в этом доме. Наниматель и члены его семьи обязаны обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче.

3. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения ведутся на основе требований гл. 4 ЖК РФ. В соответствии с Кодексом переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения; перепланировка же влечет за собой изменение его конфигурации, также требующее внесения изменений в технический паспорт (об условиях и порядке переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых помещений см. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170).

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные:

а) заявителем без получения документа, подтверждающего принятие (органом, осуществляющим согласование) решения о согласовании переустройства (перепланировки). Форма и содержание такого документа устанавливаются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения"). Если даже решение о соглашении было принято, но документ, подтверждающий это, не соответствует форме, установленной Правительством РФ, то считается, что налицо самовольная постройка и (или) перепланировка жилого помещения;

б) с нарушением порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Напомним, что данный проект должен быть обязательно представлен заявителем в орган, осуществляющий согласование (в соответствии с правилами п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК). После принятия решения о согласовании заявитель не вправе отступить от согласованного проекта, в противном случае налицо самовольное переустройство или перепланировка жилого помещения.

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанные сроки в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, принимает решение:

1) в отношении собственника — о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма — о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном ч. 3 ст. 29 ЖК РФ порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном ч. 5 ст. 29 ЖК РФ порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном ч. 5 ст. 29 ЖК РФ порядке. При этом важно подчеркнуть, что ст.

Правила проживания в многоквартирном доме

235 ГК, устанавливающая закрытый перечень случаев принудительного изъятия имущества, не предусматривает возможности принудительного изъятия жилого помещения в случае его самовольного переустройства.

Следует отметить, что ответственность в виде штрафа по комментируемой статье является альтернативой более суровому наказанию — самовольной постройке, которая подлежит сносу самим осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме одного исключения. Согласно ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

4. Субъектами данного правонарушения являются граждане.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Правила пользования жилыми помещениями установлены в Жилищном кодексе РСФСР и Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. Этими Правилами устанавливаются требования к содержанию жилых помещений.

2. В ч.1 комментируемой статьи предусмотрен состав правонарушения, объектом которого являются жилые помещения, а непосредственным предметом посягательства — установленные правила пользования ими.

3. Объективная сторона выражается в совершении ряда противоправных действий (бездействия): порча жилых домов, жилого помещения в результате непринятия мер к сохранности жилых помещений, бесхозяйственное их содержание, непринятие мер к устранению неисправностей в жилом помещении, нарушение санитарных правил, правил пожарной безопасности; порча оборудования жилых домов, несоблюдение правил пользования санитарно-техническим и иным оборудованием; самовольное, без разрешения органа местного самоуправления, переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений; использование жилого помещения не по назначению.

4. Субъектами правонарушения, закрепленного в комментируемой статье, признаются граждане.

5. С субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

6. В соответствии с действующим законодательством самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах запрещена. Объективную сторону состава правонарушения, установленного в ч.2 рассматриваемой статьи, составляют противоправные действия, выражающиеся в самовольной, без разрешения органа местного самоуправления, перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах.

7. Субъектами данных противоправных деяний признаются совершеннолетние граждане, совершившие их.

8. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только в форме прямого умысла.

admin