Нарушение земельного законодательства

Содержание


Модуль 7. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства

Дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства

Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств:

  1. дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — ТК РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации;
  2. дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение мероприятий по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей среды и требований законодательства. В отличие от административной и уголовной ответственности законченного перечня дисциплинарных проступков в этой области не существует — их характер и содержание определяются характером и содержанием производства и должностных обязанностей работника;
  3. основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является нарушение работником или должностным лицом трудовой дисциплины — совершение дисциплинарного проступка, которым признается виновное неисполнение трудовой обязанности во время работы.

Дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушение земельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. Объект правонарушения здесь двойной: правила внутреннего распорядка и правила использования земель, и чтобы возложить на виновного дисциплинарную ответственность за нарушение земельного законодательства, необходимо идеальное совпадение дисциплинарного проступка и земельного правонарушения, т. е. неисполнение работником трудовой обязанности одновременно было бы нарушением им земельного правопорядка (неисполнение земельной обязанности, возложенной законом на собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя).

ЗК РФ в ст. 75 установил дисциплинарную ответственность должностных лиц и работников организаций, виновных в совершении земельных правонарушений в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Согласно п. 2 ст. 75 Земельного кодекса РФ привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется на основании трудового законодательства, законодательства о государственной и муниципальной службе, законодательства о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ.

Согласно ТК РФ к дисциплинарной ответственности могут привлекаться должностные лица или работники организации, совершившие дисциплинарный проступок.

42. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Земельное правонарушение – это виновное, общественно опасное действие (бездействие), посягающее на общественные отношения в области охраны и использования земель.

Можно выделить несколько групп нарушений земельного законодательства:

– купля-продажа, дарение, обмен, залог земельных участков и иные сделки, совершенные собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами в нарушение установленного порядка; самовольный захват и самовольное строительство; они не всегда имеют экологическую направленность;

– нарушения, связанные с бесхозяйственным использованием земель, их порчей, загрязнением, заражением вредными организмами, с невыполнением мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и другими процессами, ухудшающими состояние почв; с несвоевременным возвратом временно занимаемых земель или невыполнением обязательств по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению.

Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут административную или уголовную ответственность.

Уголовный кодекс защищает землю (почвы) с помощью введения общих составов экологических преступлений: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

246), при обращении с опасными отходами или веществами (ст. 247, 248) – и специальных составов, когда совершение экологического преступления, посягающего на компоненты окружающей среды или другие блага, может нанести вред и землям (составы загрязнения вод и воздуха, последствия которых вторичным загрязнением могут сказаться на состоянии земель, уничтожении, повреждении лесов, и нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов).

Статья 254 УК РФ «Порча земли» предусматривает наказание в виде штрафов, либо лишения занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет для лиц, в чьих действиях (бездействии) содержатся признаки состава преступления – порчи земли.

Составы земельных правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, содержатся в ЗК РФ, КОАП РФ, иных правовых актах.

Земельное законодательство содержит ряд статей, предусматривающих меры ответственности за посягательство на земельную собственность, право землепользования, правопорядок в сфере рационального использования и охраны земель, их состояния и качества. В частности, в гл. 7 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны собственности» установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков границ земельных участков; самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы, водоохранной зоны водного объекта; самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; за самовольную переуступку права пользования землей и самовольный обмен земельного участка. Глава 8 КоАП РФ содержит общие составы экологических правонарушений.

Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба, включая упущенную выгоду.

Гражданско-правовая ответственность представляет собой форму государственного принуждения, состоящий в невыгодных имущественных последствиях для правонарушителя, в частности в применении к нему имущественных санкций в пользу спрям правленных на восстановление нарушенной сферы имущественных относи.

Во имущественной ответственностью за нарушение земельного законодательства понимают неблагоприятные последствия имущественного характера. При материальной ответственности вред может быть возмещен в меньшем размере

Основанием ответственности за нарушение земельного правопорядка является не нарушение права конкретного лица, а причинение вреда земельным ресурсам, его возмещения осуществляется с учетом естественной, а н не имущественный ценности земли. Так, согласно ч 1 ст 212. ЗК Украины самовольно занятые земельные участки подлежат возврату собственникам земли или землепользователям без возмещения затрат, понесенных за время незаконного пользования имими.

Гражданско-правовая ответственность наступает при заключении соглашений относительно земельных участков с нарушением установленного законом порядка. Статья 210. ЗК Украины предусматривает, что такие сделки (купли-продажи, дарения ния, залога, обмена земельных участков) признаются недействительными по решению суду.

Общие основания и правовые последствия признания сделок по земельным участкам недействительными установлено гражданским законодательством

Среди соглашений относительно земельных участков следует выделить те, которые заключаются относительно земельных участков, не включенных в рыночного оборота и вообще не могут выступать предметом соглашений. Речь идет о земельных дел участка, которые находятся в государственной собственности и не могут передаваться в коммунальную или частную собственность (земли атомной энергетики и космической системы, земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие. Чернобыльской катастрофы и т.п.) (в 84. ЗКК).

Кроме того, с соглашениями, заключенными с нарушением земельного законодательства, относят те из них, касающиеся отчуждения земельных участков субъектами, которые не имеют на это права (например, землепользователями)). Такие соглашения нарушают права собственников земельных участк.

Основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности является также невыполнение предприятиями, учреждениями, организациями, временно использовали земельные участки для проведения геолог гознимальних, разведывательных, геодезических и других работ предусмотренного правовыми нормами обязанности привести занимаемую земельный участок за свой счет и в установленный срок в состояние, пригодное для ее просмотр ористання по назначению. В таком случае согласно ст 203 или статей 440 и 453. ГК Украины, они должны возместить собственнику или землепользователю причиненный ущерб в размере стоимости работ, н еобхидних для приведения земельного участка в надлежащее стаан.

соответствии с требованиями гражданского законодательства причинитель вреда, возникшего вследствие нарушения земельного законодательства, обязан возместить ее владельцу земли или землепользователю в полном о объеме. Это общее правило рассматривают в двух основных аспектах: 1) причинения вреда физическим и юридическим лицам — собственникам земельных участков и землепользователям другими физическими или юридическими лиц звеньями вследствие нарушения последним земельного законодательства, 2) возмещение вреда, причиненного земле как природному ресурсу физическими и юридическими лицами, как имеющими права на земельные участки так и теми, что по имеют таких прав.

Применение гражданско-правовой ответственности за земельные правонарушения характеризуется тем, что, кроме убытков, которые выражаются в денежной форме, в результате неправомерных действий возможно причинение экол логической вреда, заключается в ухудшении качественного состояния окружающей среды. Такой вред может быть вызвана загрязнением и засорением земельных ресурсов из-за нарушений природоохранного законодательстваа.

Правового основой гражданско-правовой ответственности в области земельных отношений являются требования. ЗК Украины (статьи 156, 157 и 211), статьи других законов, а также нормы специальных нормативных актов. Однако. Зе емельний. Кодекс Украины и указанные законы непосредственно не определяют средств гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства. Они содержат только ссылки на специальные нормат ивно-правовые актти.

Законодательным основанием применения гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства является. В. 211. ЗК

Ответственность в гражданском праве имеет все признаки юридичнои ответственности. Однако ей присущи некоторые особенности, обусловленные спецификой предмета гражданско-правового регулирования

Такими особенностями являются:

1 имущественный характер применяемых к правонарушителю мер;

2 наступления результате применения соответствующих санкций невыгодных для правонарушителя имущественных последствий;

3 направленность имущественных санкций на удовлетворение интересов потерпевшей стороны в отличие от мер май новый характер, применяемых в уголовном и административном праве, предусматривающие зад доволення интересов государства;

4 соответствие размера гражданско-правовой ответственности размера убытков потерпевшего;

5 имущественных возмещений морального вреда

Таким образом, гражданско-правовая ответственность представляет собой форму государственного принуждения, состоит во взыскании в пользу потерпевшего имущественных санкций и наложении на правонарушителя невыгодных имущественных н последствий, направленных на восстановление нарушенной сферы имущественных отношений. Эта ответственность, в том числе и в сфере земельных правонарушений, выполняет компенсаторно-восстановительную, организационно-стимулирующую, с апобижно-превентивную и карательно-штрафную функцииї.

Во имущественной ответственностью за нарушение земельного законодательства подразумеваются неблагоприятные последствия имущественного характера. Этот вид ответственности не надо смешивать с материальной ответственные истю, которая является категорией трудового права. Она предусмотрена для занятых трудовой деятельностью лиц, причинившие ущерб ненадлежащим выполнением своих трудовых обязанностей. Материальную ответственность за нарушь ения земельного правопорядка не следует относить к гражданско-правовой, поскольку положение. В. 6 действующего. ГК применяются, когда нарушенное субъективное право конкретного лица. Возложение на правонарушителей неблагоприятных имущественных последствий получает выражение в возмещении им убытков, которыми признается реальный ущерб или упущенная выгода. При материальной ответственности вред может быть возмещен в меньшей изм ирозмірі.

Основанием ответственности за нарушение земельного правопорядка является не нарушение права конкретного лица, как это имеет место при гражданско-правовой ответственности, а причинение вреда земельным ресурсам ее возмещения осуществляется с учетом естественной, а не имущественной ценности земли. Так, согласно ч 1. Ст 212. ЗК самовольно занятые земельные участки подлежат возврату собственникам земли или землеко ристувачам без возмещения затрат, понесенных за время незаконного пользования ими. Отказ нарушителю земельного право порядка в возмещении понесенных им затрат на освоение или обработку земельного ди участках и является земельномайновою ответственностью в ее прямом смысле. Безусловно, это не единственный неблагоприятный результат имущественного характера, возлагается на нарушителя земельного правопорядкаорядку.

Юридические и физические лица обязаны возмещать вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства. Изъятие (выкуп) или временное занятие земельных участков, вызывающих убытки ки, являются правомерными действиями, предусмотренными законом. За подобные действия имущественная ответственность не наступает. При этом производится компенсация потерь сельскохозяйственного производства в объеме и порядке, предусмот ачених правовыми актами. Так, постановлением. Кабинета. Министров Украины от 19 апреля 1993 № 284 утвержден порядок определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям, в котором мистят ься правила возмещения убытков, причиненных изъятием (выкупом) или временным зайняггям земельных участков, а также ограничением прав собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, погир ем качества земель или приведением последних в состояние, непригодное для их использования по целевому назначению в результате негативного влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и общинамадян.

В случае совершения правонарушений в области земельных отношений могут наступать гражданско-правовые последствия. Так, в случае самовольного занятия земельных участков, повреждению сооружений, загрязнение земель и вч оказания других нарушений земельного законодательства вред возмещается согласно. В. 211. ЗК и статьями 203, 440, 441 и 453 действующего.

Характеристика дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения.

ГК. Причем круг лиц, на которых возлагаются обязанности, связанные с видшк одуванням такого вреда, несколько узким по сравнению с кругом лиц, обязанных возмещать убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Вред, причиненный земельным объектам дж. Эрели повышенной опасности, видшкодовуеться владельцем этого источника согласно. В. 450. ГК в полном объемебсязі.

Самовольное занятие и загрязнения земельных участков являются самостоятельными видами гражданско-правовых нарушений в области земельных отношений. При решении вопроса о возмещении собственникам земли и землепользователи тувачам вреда, причиненного самовольным занятием земли или загрязнением земельных участков (как и другими нарушениями земельного законодательства), надо исходить из того, что согласно. В. 211. ЗК и статьями 203 или 440 действующего. ГК этот вред должен возмещаться в полном объемезі.

Основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности является также невыполнение предприятиями, учреждениями, организациями, временно использовали земельные участки для проведения геолог го-съемочных, разведочных, геодезических и других работ, предусмотренного правовыми нормами обязанности привести занимаемую земельный участок за свой счет и в установленные сроки в состояние, пригодное для ее использования по назначению. В таком случае в соответствии со статьями 203 или 440 и 453. ГК они должны возместить собственнику или землепользователю причиненный ущерб в размере стоимости работ, необходимых для пр иведення земельного участка в указанное состояние. Для определения размера этого вреда суд в случае необходимости согласно постановлению. Пленума. Верховного. Суда Украины от 25 декабря 1996 г. № 13"О практике применения ния судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел"может назначить экспертизти експертизу.

Одним из видов гражданско-правовых нарушений в области земельных отношений является повреждение посевов и насаждений. Согласно ее 17 указанного постановления. Пленума. Верховного. Суда размер ущерба, причиненного повреждений. Дженни посевов и насаждений при прокладке дорог, трубопроводов и проведении разведывательных, буровых, строительных работ, а также повреждением и загрязнением сельскохозяйственных и других земель, др. шими нарушениями земельного законодательства, определяется с учетом затрат на восстановление плодородия фунтов, а также доходов, собственник земли или землепользователь мог бы получить от земельного участ ки и которые он не получил за время до приведения участка в состояние, пригодное для его использования по назначению или к возвращению самовольно занятого участка частности, при повреждении посевов, самовольном с айнятти пашни или сенокоса в пользу землепользователя или собственника взимается стоимость неполученных сельскохозяйственной продукции или сена, исчисленная по рыночным ценам с учетом средней врож йности данной культур и в конкретном хозяйстве, за исключением затрат производства, связанных с уборкой урожая, а также затрат на восстановление качества земель согласно их назначению. Если вследствие п ошкодження посевов землепользователь в том же сезоне провел повторную сев культур, возмещению подлежат затраты на пересев, включая стоимость семян, затраты на обработку земли, проведения других агр отехничних робеобіт.

соответствии с требованиями гражданского законодательства причинитель вреда, возникшего вследствие нарушения земельного законодательства, обязан возместить ее владельцу земли или землепользователю в полном объеме со. Это общее правило учитывая специфику земли как объекта правонарушения следует рассматривать в двух основных аспектах: 1) причинения вреда физическим и юридическим лицам владельцам земельных участков и с емлекористувачам другими физическими или юридическими лицами вследствие нарушения последними земельного законодательства, 2) возмещение вреда, причиненного земле как природному ресурсу физическими и юридическими лицами, как имеющими права на земельные участки, так и теми, которые не имеют таких прав.

В первом случае отражением убытков, причиненных земельным правонарушением, являются затраты лица, чье право было нарушено, которые вон а понесла или должна была понести для восстановления этого права (невикорис состоянии затраты собственника земельного участка, составляющие его убытки и подлежащие возмещению). Потеря или повреждение имущества может получать выражение в порче земли, потере возможности ее обработки и исполь ния с определенной целью. Во неполученных доходов (упущенной выгодой), например, понимается стоимость сельскохозяйственной продукции, которую потерпевший получил бы со своей участка, если бы его имущественные права не были нарушены. Таким образом, убытки складываются из стоимости неполученного урожая. Причем это положение действует не только тогда, когда он еще не созрел, но и тогда, когда на участке не было проведено основного ко мплексу агротехнических мероприятий. Стоимость урожая может быть определена, исходя из средней урожайности поврежденных сельскохозяйственных культур в данной местности. Собственники земельных участков и землекорис тувачи могут требовать возмещения затрат на восстановление плодородия поврежденных земель (вспашка, внесение минеральных и органических удобрений, известкование почв). В случае неправомерного причинения вреда в счета необходимой стадии вегетационного развития растений является необязательным, а требования потерпевшего о возмещении стоимости неполученного урожая обоснованнымованими.

При незаконном занятие земель во многих случаях вред причиняется не только уничтожением посевов и насаждений, но и разрушением плодородного фунтового слоя. Поэтому сельскохозяйственные производители заставлю шени нести затраты, связанные с восстановлением плодородия поврежденных угодий (нанесение верхнего плодородного слоя, внесение удобрений в больших дозах и др.). При привлечении определенных лиц к гражданско-правовой отв овидальности в подобных случаях следует руководствоваться нормами гражданского законодательства о полном возмещении убытковів.

Во втором случае (при возмещении вреда, причиненного земле как природному ресурсу) подразумевается возмещение вреда в натуре, которое получает выражение в восстановлении прежнего состояния земельного участка, а с именно в восстановлении благоприятного физического состояния ее поверхности или качества почвы. Если, например, неправомерно возбуждено благоприятный рельеф земельного участка, то к нарушителю может быть предъявлено требование щ одо восстановление ее прежнего состояния и последний обязан своими силами и средствами ликвидировать дефекты рельефа. Если порча земельного участка связано с ее захламления обломками строительных матер иалив, другими отходами производства, содержанием требования восстановления ее прежнего состояния может быть настаивает на устранении этих недостатков. Требование по восстановлению в натуре прежнего состояния земельного участка (бывшей качества почвы, рельефа и т.д.) без возмещения причиненного ущерба собственникам земли и землепользователям может быть предъявлено к правонарушителям в ограниченных случаях, а именно: когда ухудшение яко сти почвы, нарушение бывшего рельефа и т.д. является сравнительно малыми и прежнее состояние может быть искусственно восстановлен в короткие терминамін.

Однако следует учитывать специфику земельных отношений, условий причинения ущерба и его содержания в случаях нарушения земельного законодательства, определяющих особенности правового регулирования этих вопросов эти ос собливости обусловливают необходимость применения специальных методов исчисления размера убытков, причиненных земли как объекта природы. Поэтому возмещение убытков, причиненных порчей земель, предусматривается нормами гражданского законодательства, а порядок исчисления и определения их размера — земельным законодательствоом.

Согласно. В. 69. Закона"Об охране окружающей природной среды"лица, которым причинен ущерб в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, имеют право на в возмещения неполученной прибыли за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для использования их по целевому назначению. Для определения размеров возмещения убытков, причиненных в результате порчи земли как природного объекта, в некоторых случаях применяются специальные методики частности, специа ьна методика устанавливает порядок расчета размеров возмещения ущерба, причиненного государству юридическими лицами и гражданами в процессе их деятельности в связи с загрязнением земель химическими реч овинамы, их засорением промышленными, бытовыми и другими отходами. Эта методика распространяется на все земли независимо от форм собственности . Согласно п 31 приведенной методики земли считаются загрязненных енимы, если в их составе обнаружены количественные или качественные изменения, произошедшие в результате хозяйственной деятельности и других антропогенных нагрузок, при этом изменения могут быть обусловлены не только появлением й в зоне аэрации новых веществ, которых раньше не было, но и увеличением содержания веществ, характерных для состава незагрязненного грунта, по сравнению с данными агрохимического паспорта для земель сель хозяйственного назначениського призначення.

В случае порчи сельскохозяйственных угодий собственники земли и землепользователи вправе требовать возмещения причиненного им вреда в натуре, то есть реального возмещения. Правонарушители в этих случаях со обовьязани по требованию землевладельца восстановить прежнее состояние поврежденных участков собственными средствами. Если по какой-то причине это невозможно, то допустимым является другой способ реального возмещения вреда — освоено ния равновеликой земельного участка вместо испорченной,. Такой способ возмещения ущерба собственникам земель и землепользователям возможен при наличии свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного о усвоения. При отсутствии таких земель речь может идти о денежном возмещенииння.

В настоящее время нельзя оставить без внимания и вопрос имущественной гражданско-правой ответственности за нарушение земельного законодательства, вытекающие из договорных отношений. Так, в. Ст 31 закона"Об аренде с земли"предусмотрена ответственность за неисполнение обязательств по договору аренды земли и нарушение земельного законодательства сторонами договора. За невыполнение обязательств по договору аренды земельно го участка, в том числе за изменение или расторжение договора в одностороннем порядке, стороны несут ответственность согласно законам и договора. Условия ответственности сторон за неисполнение или нена должное исполнение договора аренды земли являются существенными условиями указанного договора, то есть согласно ст 153 действующего. ГК при недостижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора аренды земли он считается незаключеннымься неукладеним.

Арендодатель несет ответственность за недостатки переданного в аренду земельного участка, которые не были оговорены им в договоре аренды, но существенно препятствуют предусмотренному договором использованию зем ные участки. При обнаружении таких недостатков арендатор имеет право: требовать уменьшения арендной платы или возмещения расходов на устранение этих недостатков; удерживать сумму расходов на устранение таких скорби ков по арендной плате, предварительно уведомив об этом арендодателя; требовать досрочного расторжения договора аренды земли. Арендодатель освобождается от ответственности за последствия, произошедшие в резул ьтати недостатков переданного в аренду земельного участка, если о таких недостатках земельного участка было указано в договоре арендди.

За невыполнение условий договора, несвоевременное внесение арендной платы, а также за нарушение земельного законодательства, арендатор несет гражданско-правовую ответственность в соответствии с требованиями закона и условиями дог говора. При этом в договоре аренды земли могут быть предусмотрены и другие обязательства арендатора, обусловленные имущественной ответственности за их ненадлежащее исполнениия.

Введение

ГЛАВА 1. Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей

1.1 Общая характеристика правовой охраны земель

1.2 Основные виды и признаки земельных правонарушений

ГЛАВА 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства

2.2 Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

2.3 Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательства

2.4 Земельно-правовая (специальная) ответственность за нарушение земельного законодательства

ГЛАВА 3. Государственный земельный контроль (на примере Пермского края)

3.1 Организация осуществления государственного земельного контроля

3.2 Использование земель сельскохозяйственного назначения

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Тема представленной работы – «Ответственность за нарушение земельного законодательства».

Правовая охрана земель, как один из видов их охраны, представляет собой совокупность юридических норм, направленных на обеспечение рационального использования земли и улучшение ее естественных свойств. Это достигается путем установления запретов и дозволений, поощрения за примерные действия субъектов и наказание правонарушителей.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в конституционном порядке. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.

В последние годы отмечается заметное ухудшение состояния земель в России. Усиление антропогенного воздействия на земельные ресурсы, безусловно, приводят к обострению экологической ситуации. Однако негативные изменения часто происходят также и вследствие различных нарушений земельного и природоохранного законодательства, допускаемых не только юридическими и физическими лицами, но и органами государственного управления. Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно, помимо иных мер охраны земель, при эффективном применении мер юридической ответственности.

Действующий Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) предусматривает дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями, как форму гражданско-правовой ответственности, а также прекращение прав на земельные участки — как специальную земельно-правовую ответственность. Однако применение на практике названных мер довольно проблематично. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена несовершенством российского законодательства, прежде всего земельного, гражданского и уголовного.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ВЛЕКУЩИХ ЮРИДИЧЕСКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической ответственности: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством. В настоящее время в связи с принятием нового Земельного кодекса прекратили свое действие те земельно-правовые нормы, которые предусматривали особый порядок привлечения правонарушителей к административной ответственности (ст. 125 ЗК РСФСР, Указ Президента от 16.12.1993 г. «О мерах по усилению государственного контроля за использованием и охраной земель»), виды правонарушений и содержание применяемых санкций. В связи с этим, впредь до принятия соответствующих земельно-правовых нормативных актов, административная ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях (ст. ст. 50-54,61,67 и др.).

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена ст. 170, 254, 262 УК РФ, а материальная — ст 24,56 ГК РФ.

Специальная (земельно-правовая) ответственность связана с принудительным прекращением права на землю лиц, совершивших определенные правонарушения, и предусмотрена нормами Земельного кодекса РФ.

Виды земельных правонарушений, влекущих применение юридической ответственности правонарушителей, содержатся в различных правовых источниках: Земельном, Гражданском, Уголовном Кодексах, Кодексе об административных правонарушениях, в Законе «Об охране окружающей природной среды» и других нормативных правовых актах. Обращает на себя внимание то, что половина их связана с нарушением экологических требований, предъявляемых к собственникам земли и землепользователям. Это не случайно, ведь ухудшение состояния земель и их естественного плодородия в настоящее время непосредственно связано с антропогенными причинами.

1.2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЗНАКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Приведем содержание и краткую характеристику земельных правонарушений, за совершение которых установлена юридическая ответственность.

1. Самовольный захват земель. Самовольным захватом признается владение земельным участком без законных на то оснований, т. е. при отсутствии правоустанавливающего документа. К категории самовольного захвата относятся также такие случаи, как пользование предоставленным земельным участком до отвода его в натуре и выдачи правоустанавливающего документа, а также пользование участком по решению (разрешению) органа, не правомочного решать вопросы предоставления земель, либо вынесшего незаконное решение под влиянием злонамеренных действий заинтересованных лиц. Вместе с тем следует иметь ввиду, что самовольный захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Между тем, владение и пользование не своей землей (т. е. без законных оснований) может иметь место как результат непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблуждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание и др.). Незаконное владение землей в этих случаях не следует относить к категории правонарушений.

2. Самовольное возведение строений, сооружений и иных объектов. Самовольное, т. е.

Дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства

без оформления надлежащего разрешения, строительство может иметь место на предоставленном в установленном порядке для этих целей земельном участке и на самовольно захваченном участке.

В первом случае правонарушение не является чисто земельным, а лишь связано с земельными отношениями, однако рассматривается, как неправомерное пользование землей и отнесено к перечню земельных правонарушений. Во втором случае имеют место одновременно два земельных правонарушения, из которых одно (самовольный захват) является чисто земельным. Ответственность в этом случае возлагается отдельно за каждое из них.

3. Захламление земель. Как вид правонарушения его следует отличать от загрязнения производственными отходами, под которыми понимаются вредоносные побочные продукты производства (шлаки, отстой, соли и т. п.). Под захламлением следует понимать превращение территории или участка земли в свалку предметов, деталей и частей автомашин, случайных вещей и т.д. Степень захламленности и возможность отнесения ее к правонарушению определяет должностное лицо, осуществляющее контроль, или специальная комиссия.

4. Загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение их бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами.

В настоящее время значительные площади сельскохозяйственных угодий заражены различными вредными организмами и веществами. Площадь земель, загрязненных выбросами, достигает 68 млн. га. В результате аварии на ЧАЭС заражено более 2 млн. га сельхозугодий в Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской, Брянской областях. К сожалению, процесс загрязнения продуктивных земель приобретает все большие масштабы. В связи с этим введена строгая юридическая ответственность лиц, допускающих загрязнение земель.

5. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. Этот вид правонарушений является результатом нерадивого, бесхозяйственного использования земель, в результате чего почвы истощаются, зарастают кустарником, переувлажняются, переуплотняются, заболачиваются я теряют свое главное природное качество — плодородие. Факт правонарушения и его экономическая негативная значимость определяется посредством специальных обследований.

6. Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, как особый вид земельных правонарушений, не является чисто земельным. Однако он рассматривается в качестве такового, т. к. производственная деятельность таких объектов наносит непоправимый ущерб земле, особенно в сфере сельскохозяйственного производства. Экологическое и земельное законодательство запрещает ввод в эксплуатацию подобных объектов под угрозой административной или уголовной ответственности.

7. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Временно занимаемые земли – это земельные участки, предоставляемые в краткосрочное пользование (обычно на срок проведения работ) для выполнения строительных, ремонтных, горно-технических и иных работ. Они служат местом складирования материалов, перемещения грунтов, устройства временных карьеров и т. д. По миновании надобности земли должны быть приведены в исходное состояние с возмещением всех убытков и возвращены по прежней принадлежности. В практике, однако, нередки случаи, когда эти земли не возвращаются своевременно или возвращаются в непригодном для использования состоянии, что наносит существенный ущерб сельскохозяйственному производству .

Виды ответственности за нарушения земельного законодательства

Введение

Земельное законодательство состоит из законов, федеральных и законов субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ) введен в действие с 30 октября 2001 года. В новом кодексе не содержатся составы административных проступков за нарушение земельного законодательства. Все составы определены в кодексе об административных правонарушениях. За совершение земельных правонарушений предусмотрены уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.

Исключительная по важности роль природноресурсовых отношений закреплена ст. 9 Конституции России, устанавливающей что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующие территории, при этом земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. По сравнению с другими природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель. Важнейшим элементом обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов является применение правовых средств воздействие направленных на устранение нарушения земельного законодательства, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к ответственности.

Основная цель заключается в оценке правового обеспечения рационального использования и охраны земель. В качестве объекта исследования в данной работе выступают земельные правонарушения. Земельные отношения – это прежде всего волевые общественные отношения, имеющие своим объектом землю. Земля, будучи вовлеченной в процесс общественного материального производства или иную сферу социальной деятельности в зависимости от целей, в которых ее используют выполняет различные функции для предприятий промышленности, транспорта, строительства, размещения населенных пунктов, ряда других отраслей производства она служит пространственным операционным базисом, местом для размещения зданий, сооружений, устройства путей сообщения.

Совершенно иную роль выполняет земля в сельскохозяйственном производстве и местом хозяйстве, где она является не только материальным условием, но и активным фактором производства. Являясь носительницей определенных естественных природных свойств, земля в сельском и лесном хозяйствах служит не только всеобщим условием труда, человек превращает ее в орудие труда, поскольку воздействует через нее на рост растению. В отличие от других средств производства, которые в процессе использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства, выходят из хозяйственного оборота, естественная производительная способность земли не уменьшается, а увеличивается при правильном обращении с ней и рациональном ее использование и охране

Предметом исследования является административная ответственность за земельные правонарушения.

1. Понятие и виды юридической ответственности в земельном праве

Юридическая ответственность является завершающим звеном действия правового механизма в любой сфере общественных отношений.

Не является исключением и такая важнейшая в настоящее время область общественно значимого поведения как охрана и использование земель, обеспечение качества всей окружающей среды.

Правонарушение-это виновное противоправное деяние (действие или бездействие).

Противоправность означает, что любое правонарушение представляет собой невыполнение обязанности, выраженной в законе или подзаконном акте.

Правонарушение признается совершенным умышленно, если правонарушитель предвидел вредные последствия и желал их наступления этих последствий. Правонарушение считается совершенным по неосторожности, если правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывал их предотвратить (самонадеянность)

Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие определенного возраста.

В зависимости от характера и тяжести правонарушений они делятся на проступки и преступления.

Проступки — это правонарушения, которые не являются опасными, за их совершение налагаются взыскания.

Различаются:

а) дисциплинарные правонарушения — это дисциплинарные проступки.

б) административные правонарушения — это дисциплинарные проступки

в) гражданские правонарушения — деликты (причинение вреда).

Общественно-опасные правонарушения, предусмотренные в УК РФ, называются преступлениями, за них назначается уголовное наказание.

Дисциплинарная ответственность-это юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как административное правонарушение или преступление.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение требований трудового, индивидуального и коллективного договоров норм экологического законодательства (пахота не поперек, а вдоль склона; повреждение сельхозтехники).

Административная ответственность наступает, если нарушение по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (складирование тары вблизи строений с нарушением правил землепользования, экологической, пожарной и иной безопасности, потрава посевов).

Гражданско-правовая ответственность наступает при виновном причинении ущерба гражданами и юридическими лицами окружающей среде в результате совершения ими земельных правонарушений.

Лица, виновные в совершении преступлений, несут уголовную ответственность. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

Преступлениями, связанными с земельными отношениями, являются:

1) нарушение правил окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами

2) нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, загрязнение вод, нарушение правил водных запасов, незаконная охота, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение критических мест обитания для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, уничтожение или повреждение лесов.

2. Понятие самовольного занятия земельного участка

Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Конституция РФ закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36). Однако земля является жизненно-важным объектом, не отделимым от самого существования человека, поэтому нeвoзмoжнo позволить собственнику осуществлять в отношении земли неограниченные правомочия, как это может быть позволено в отношении других объектов гражданского права. В связи с этим Конституция закрепляет право свободного пользования, владения и распоряжения землей, но лишь постольку, поскольку это "не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц" (ст. 36). Более того, в основах конституционного строя РФ закрепляется, что "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" (ст. 9).

Таким образом, Конституция закрепляет ценность земли как объекта. Соответственно, земельные вопросы максимально урегулированы в законодательстве, что, однако, не означает отсутствие проблем в этой сфере.

За правонарушения в области земельного законодательства предусматривается административная, а в определенных случаях и уголовная ответственность. Большинство составов административных правонарушений можно найти в 8 главе Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) – правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования . Это, например: порча земель (порча земель предусмотрена и ст. 254 Уголовного кодекса, разграничение составов в данном случае проводиться по последствиям правонарушения: есть ли вред здоровью человека или окружающей среде), невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, нецелевое использование земли. Есть составы и в других главах. Например, самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП) и уничтожение специальных (межевых) знаков (ст. 7.2 КоАП). Как известно, санкции в КоАП делятся по субъектам на три части: для граждан, для должностных лиц и для юридический лиц – по нарастающей меры их ответственности. Так, за самовольное занятие земельного участка ст. 7.1 КоАП предусматривает: наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ составляется на сегодняшний момент 100 р.); на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Как представляется, данные штрафы очень незначительны, особенно для граждан и должностных лиц, учитывая возможный характер последствий такого правонарушения. Те же санкции предусмотрены и для нецелевого использования. За уничтожение межевых знаков на граждан накладывается штраф в размере от 300 до 500 рублей – маленький штраф в сравнении с возможными последствиями.

КоАП не дает определений правонарушений, а только их называет, т.е. в статьях отсутствует описательная часть. Ее можно найти в Определении основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденном Роскомземом 29.03.1994 г. №3-14-1/404 (не опубликовано официально), и в Приложении 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 25.05.1994 г. №160. Так, под самовольным занятием земельного участка (одном из самых распространенных правонарушений в области земельного законодательства) понимается пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

admin